Ключ к знанию

Стробоскоп своими руками для установки зажигания из фотовспышки


БСЗ, стробоскоп и приспособление к нему. — Лада 2104, 1.5 л., 2005 года на DRIVE2

Не було у бабы хлопот, та купила порося!
Вот и я ездил без проблем с контактным, да вот захотелось улучшений. Поставил БСЗ производства Старый Оскол.

Полный размер

Распределитель зажигания БСЗ

Полный размер

Катушка

Полный размер

Коммутатор

После запуска был неприятно удивлён тем, что обороты холостого хода стали меньше. Приятель, который год назад поставил БСЗ сказал, что и у него было то же самое и это нормально. Ну, ладно, поверим.
Зажигание выставил "на выпуклый морской глаз", повертев бегунок туда-сюда и оставил в положении наивысших оборотов. Проехался, нормально, детонации при движении нет, появляется только если резко втопить педаль. Но это же не дело, нужно проверить прибором. Раньше выставлял по лампочке, а теперь пришлось раскошелиться на стробоскоп.
Ну, думаю, сейчас выставлю по науке!

Вот именно.

Во первых, в 1970 году инженеры ВАЗа не предполагали, что народ захочет выставлять по стробоскопу и метки просто не видно, даже с зеркалом. Раньше я совмещал метки на шкиве и картере наощупь ногтем, а теперь это не прокатит.
Пришлось сделать приспособу, которую закрепил на один из болтов.

Полный размер

Приспособление для стробоскопа

Полный размер

Приспособление на двигателе

На шкив наклеил типа стрелку (которую потом отвалилась когда задел её ключом при проворачивании коленвала). Потом понял, что лучше использовать белую краску.

Опять включаю прибор, опять индейская изба! Разобрался, что коленвал от вспышки (если верить стробоскопу) отстаёт градусов на 60!

Полный размер

Вверху истинное положение ВМТ, внизу положение срабатывания стробоскопа

Виноват, конечно, стробоскоп, иначе бы движок вовсе не работал. Поставил на этом месте метку краской и задумался.

Регулировать по прибору я ничего не могу, по-прежнему на слух.

Вопрос к знатокам, почему и что делать?

Может быть стробоскоп можно как-нибудь отстроить? Чтобы он показывал вспышку в ВМТ, а не с отличием на 60 градусов?

Продолжаю 11. 09. 2016
Проверил стробоскоп на машине приятеля. Ему год назад ставили БСЗ в сервисе и выставили зажигание. Такая же картина, но угол отставания чуть меньше, около 45 градусов. Пока выставил как у него. Думаю поставить обратно контактное, выставить по лампочке и точно засечь правильное положение метки. Боюсь только, что мне не захочется возвращать БСЗ и денежки мои будут потрачены зря!

www.drive2.ru

Стробоскоп для УОЗ. Часть 1. — Mazda 626, 1.8 л., 1994 года на DRIVE2

Я думаю что многие меняли сальники трамблера. Я тоже менял, но уже давно. При замене сальников я заметил что на трамблере одно отверстие крепления имеет овал, т.е трамблер можно поставить в разных положениях.

Регулировка трамблера на мазде до 97г.в.

В то время я поставил приблизительно так как он стоял. Так как я начинающий автолюбитель, я не придал этому значения, едет машина да и пускай едет. Пару месяцев назад я наткнулся на видео по регулировке угла опережения зажигания, и я понял что мне тоже надо отрегулировать, так как я снимал трамблер, а как я его поставил на место не известно. Начал я изучать эту тему на просторах интернета и понял что без стробоскопа не обойтись. Поспрашивал знакомых на СТО, но город у меня маленький, нигде короче его не было, все выставляют на слух. а ехать куда либо нету времени. Покупать стробоскоп на один раз дороговато. Решил сделать сам, нравится мне все делать самому. В интернете распространены несколько схем стробоскопа — на реле, на таймере NE555, и на К561ЛЕ5.


На реле я не стал делать, нигде не мог найти рэлюшки. На таймере спаял два стробоскопа, но настроить их мне так и не получилось, что я только не делал, даже BUZ11 заказал из Китая, но он ни в какую не хотел работать.

Не рабочий стробоскоп на таймере 555


Осталась схема на К561ЛЕ5. Она мне показалась самой простой, но не знаю почему я не начал с неё. Впрочем спаял я и её, но не стал сразу паять на плату, а то получится как со схемой на таймере, просто спаял все детали между собой.

И о чудо, стробоскоп начал работать с первого раза, не было даже намеков на его нестабильную работу. Осталось его только проверить и настроить.
Проверку стробоскопа решил проверить на шкиву гидроусилителя, так как на него удобнее светить и он находится в доступном месте. Взял корректор, и нарисовал тонкую полоску на шкиву. Но только один незначительный минус — разное число оборотов шкива коленвала и гидроусилителя, поэтому метка на гидроусилителе будет проявляться не всегда, но для проверки стробоскопа этого достаточно.
На видео можно увидеть работу стробоскопа, и как проявляется метка, переменным резистором регулируется яркость и длина вспышки, но на видео это сильно не заметно.


В следующей части расскажу подробнее о схеме и о сборке стробоскопа.

www.drive2.ru

Стробоскоп для УОЗ. Часть 2(изготовление) — Mazda 626, 1.8 л., 1994 года на DRIVE2

В предыдущей записи я описывал собранный стробоскоп для УОЗ. Но собирал просто спаянными проводами. После проверки стробоскопа, решил перенести все детали на плату. Все детали для стробоскопа заказывал на сайте radioshop.by — просто и удобно.

Далее немного перерисовал исходную схему, чтобы было понятно и для начинающих, таких как я. А для того чтобы легче было в изготовлении построил 3D модель.

Далее печатаем дорожки только на лазерном принтере, вырезаем нужный кусок платы.

Ложим распечатку на плату и утюжим в течении 2-5 мин, при этом плотно прижимая.

Потом на 15 мин ложим получившийся пирог в теплую воду, что бы бумага сильнее намокла и тонер остался на плате а не на бумаге. Бумагу стирал по понемножку пальцем под водой из грана.


В тех местах где плохо перепечатывалось, подправляем обычным лаком для ногтей.
Далее самое интересное — протравить плату. Я думаю что многие пользуются хлорным железом. Хлорного железа у меня не было и нигде не мог найти. Поэтому травил в растворе перекиси водорода. Перекись водорода свободно продается в аптеке. Для приготовления раствора нужно смешать.
— лимонная кислота
— обычная соль
— перекись водорода
Реакция идет моментально, у меня закончилась через 30мин.
Тонер стирал обычным духами, просверлил отверстия, и пропаял дорожки.
Припаиваем все детали на место. Корпусом для стробоскопа служит батарейный отсек для обычных батареек.
В роли светила выступает карманный фонарик, В качестве датчика использовал крокодильчик, впаиваем туда конденсатор и два резистора.
Собираем все воедино и пользуемся. Всем удачи в изготовлении.
В следующей записи распишу о правильности установки УОЗ.

www.drive2.ru

Стробоскопы своими руками — Лада 21099, 1.6 л., 2004 года на DRIVE2

Делать было нечнго, решил смамтерить стробоскопы, давно хотел такую тему, ещё давно видел свадебный картеж и у всех машин фары и туманки моргали поочерёдно, вечером смотрелось красиво, в магазинах такая штука дороговатая, находил в интернете самую дешевую за 1000р но в Перми такого не видел…Короче решил сделать сам, перечитал тонны статей, кучу схем насобирал, но ничего работать не хоте, ну вот уже отчаявщись решил забросить эту затею, просто вечером сидел дома подключил разобранную релюшку к акуму, и к лампочке, сидел смотрел как она работает и вдруг меня посетила одна мысль, она мне слазу же показалась бредовой но я решил проверит)) короче в релле есть язычек который ходит туда сюда, от одного контакта идёт плюс на лампочку, а с другой стороны просто железка, вот я и подумал если на язычке плюс, значит когда он касается железки там тоже появляется плюс, ) взял и припоял к ней проводок, и воаля всё заработало как я и хотел))сначала загорается одна лампочка, гаснет, затем другая, и т.д. всял светодиодные ленты красную и синюю всё припоял подключаю, не работает, думаю вот беда.))начал смотреть, потом опять пришла бредовая мысль подключить к одному из выходов обычную лампочку накаливания, и хлоп, всё заработало))) так всё и собрал лампочку прицепил под капот, как будет тёплая погода выведу её в салон, как индикатор)) ну это пока пробный вариант, ещё много хочу переделать, пока думаю как)) хочу поставить переменный резистор, чтоб регулировть время интервала, ну подсветить хочу как ни будь по другому, но это всё летом, зимой не охота возиться))
.
Если кому интересно, мне понадобилось:
релле поворотов,
паяльник
две ленты по 15 см красная и синяя
провода,
кнопочка( взял от туманок)
клемники для релле
лампочка накаливания, (взял из плафона, которая в центре салона)
и мозги конечно же включать пришлось))


Включены габариты.


только скробоскопы
Светит не очень потому что ленты пожалел, Ближе к теплу разберу фару, и приклею ленту по контуру фары…

www.drive2.ru

Стробоскоп для установки зажигания своими руками

Стробоскопами являются специальные устройства, которые предназначены для того чтобы установить зажигание на двигателе автомобильного средства. Эти приспособления можно купить в специально отведенном магазине, а также сделать самостоятельно из подручных средств. Стоит заметить, что выгоднее всего сделать стробоскоп для установки зажигания своими руками. Потому как это поможет вам сократить расход денежных средств и создать такое приспособление, которое будет подходить именно вашему автомобилю.

Без наличия данного прибора будет сложно отрегулировать должным образом зажигание на двигателе. Однако несмотря на преимущества данного приспособления, далеко не все автолюбителя торопятся в магазины, чтобы его приобрести. Это связано с тем, что цена, за которую продают стробоскоп довольно высокая и бьет по карману водителя. Ведь он содержит дорогую лампу, которая встречается у большого количества моделей, что есть в наличии.

Стоит обратить внимание на то, что замена этой лампы также дорогое удовольствие, ведь стоит она столько же сколько и сам прибор. Благодаря этому устройству процедура настройки существенно облегчается. Это объясняется тем, что оно обладает сигнализаторами, которые оповещают о наличии искры и правильности установленного угла зажигания.

Схема стробоскопа

Как сделать стробоскоп

Поэтому из подручных средств можно сделать самодельный стробоскоп (для установки зажигания). Таким образом можно сэкономить большую часть материальных средств. Для его изготовления есть несколько подходящих схем. Из светодиодов и светящихся элементов можно создать данное приспособление и в этом случае не требуется приобретать в специальных магазинах дорогостоящие лампы. Ведь общая сумма затрат на самодельный стробоскоп для зажигания будет в три раза меньше заводских изделий.

Стоит отметить, что цены на самые распространенные стробоскопы довольно высокие, однако некоторые владельцы передвижных средств все же решаются на покупку данного прибора в магазине.

Схемы стробоскопа для зажигания своими руками

В наше время существует довольно много легких и простых схем, с помощью которых можно самостоятельно сделать данный прибор и при этом данный процесс не подразумевает большого расхода денежных средств. Большее количество вариантов схем, предложенных в мировой сети понятные и с их помощью можно легко собрать нужное приспособление.

Для самостоятельного изготовления стробоскопа нам нужны такие приспособления как транзистор, фонарик, конденсаторы, тиристор, а также резистор, шнур питания, диод с низкой частотой, зажимы, реле с индексом и медный провод. Все что нужно, можно купить в специальном магазине или на радиорынке. Они доступны и стоят недорого. Также для установления корпуса приспособления вы можете воспользоваться старыми частями от фонарика или камеры.

Далее мы ознакомимся с этапами сборки стробоскопа для установки зажигания своими руками:

сделать разъем в задней стенке коробки для провода питания;
прикрепить специальные прищепки разных цветов, которые означают «+» и «-» на кончики проводов;
разместить датчик на любой из сторон корпуса, затем сделать отверстие для шнура и протянуть его к указанному контакту;
припаять медный провод, который будет служить датчиком к главному шнуру;
провести изоляцию соединений.

Подобное изделие поможет вам не только при установке зажигания, а также помимо этого может служить для настройки регуляторов и проверки свечей. Своими руками, вы сделаете простейший стробоскоп устанавливающий зажигание и в дальнейшем он может приносить пользу в проверке нескольких систем.

Схема светодиодного стробоскопа

Прибор, выставляющий зажигание, из светодиодов

Данное приспособление можно сделать с использованием светодиодов, однако этот стробоскоп содержит в себе определенную микросхему. Запускается он посредствам импульсов, которые содержат минусовую полярность. В структуре данного вида схемы есть определенные сопротивления, они служат ограничителями для того чтобы уменьшить амплитуду входящего сигнала. В данном случае аккумулятор автомобильного средства будет служить источником питания самого прибора.

Подключение стробоскопа, устанавливающего зажигание, производится посредством следующих действий:

  •  нужно прогреть мотора и оставить его включенным;
  •  подключить прибор ручной работы к электричеству;
  •  намотать датчик на провод цилиндра;
  •  направить свет на определенную точку, расположенную в корпусе;
  •  оборачивать корпус зажигания до того момента пока эти метки не сойдутся;
  •  произвести закрепление его в этом состоянии.

Самодельный стробоскоп для настройки зажигания по своим функциям не уступает устройствам, которые сделали на заводе. В этом случае главным фактором является следование всем инструкциям по изготовлению и соблюдение схемы приспособления, сделанного своими руками. Изделия, созданные из подручных и простых материалов, могут потребовать незначительных затрат. Стробоскопы самодельного производства довольно легко починить, если они подверглись износу или поломке.

Прибор для установки зажигания можно найти в любом специализированном магазине, их существует несколько видов и они довольно распространены. Однако стоимость данного приспособления часто отпугивает владельцев транспортных средств, потому как это не дешевое удовольствие.

В случае неисправности или поломки, которые происходят со временем, замена износившейся детали может равняться сумме самого устройства в целом. Именно поэтому автолюбители начали изготовлять стробоскопы собственными руками. Ведь для его создания потребуются детали, которые можно найти в любом магазине.

Стоит заметить, что самодельное приспособление обойдется в несколько раз дешевле заводского устройства. Если же самостоятельно изготовить устройство не получается, то всегда можно найти мастера который выполнит эту работу. Подобные специалисты сегодня работают практически в каждом населенном пункте.

Самостоятельное изготовление стробоскопа позволит вам сэкономить изрядную сумму средств.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

tolkavto.ru

Стробоскоп для УОЗ в корпусе фонарика. — DRIVE2

Добрый день всем.
Периодически возникает необходимость проверки и выставления УОЗ на трамблёрных авто. Вот покупать заводской желания не было, а в старом советском стробоскопе накрылась импульсная лампа ИФК-120 (( Найти в продаже лампу не удалось. Решено лепить стробоскоп на базе китайского светодиодного фонарика. Изучив в сети разные схемы, для производства стробоскопа решили использовать схему на базе микросхемы Л561ЛЕ5 и с питанием от бортовой сети автомобиля.


Схема которую я собирал — пардон за какчество

Фонарик имеет три светодиода

Компоновал это чудо в фонарик господин КАН. Получилось вот такое чудо


Заматываем изолентой во избежание кз.

Провода выводили через резиновую бывшую кнопку включения фонарика


Зажим на высоковольтный провод сделали с обычной прищепки и медной пластины.
Чтобы не оторвать пайку, просверлили отверстия и запустили в неё провод
На провода питания накинул крокодилы и девайс имеет законченный вид

В залежах была найден чехол от электробритвы Харьков. Теперь это чехол для стробоскопа)))

www.drive2.ru

Лада 4x4 3D › Бортжурнал › Автомобильный стробоскоп на полевом транзисторе с изолированным затвором и индуцированным каналом.

Как обычно инструмент понадобился срочно, покупать в магазине дорого, а ждать из Китая долго. Решил делать сам, из того что есть под рукой.
Посмотрел схемы в интернете, вариант с лампой-вспышкой сразу отсеял — не охота заморачиваться, изучил варианты со светодиодами (мне коллега как раз подогнал светодиодную лампу на 12В/1,5Вт от какой-то подсветки с кухни), в общем три варианта:
— с биполярным транзистором, достоинство — прост, недостаток — вспышка получается очень короткая, по отзывам — метку не видно;
— с микросхемами формирующими вспышку заданной длительности, слишком много паять…;
— с реле, продолжительность вспышки определяется запаздыванием срабатывания реле, то же как то много паять, и реле так насиловать как то не хорошо…
В общем решил городить сам, в качестве ключевого элемента решил взять полевой транзистор (MOSFET) от мёртвой материнки, очень крутой ключ совершенно бесплатно :). Мне попался PJD09N03 который готов прокачать 50А, т. е. можно залепить светодиод любой доступной мощности.
И оказалось что обвески полевому транзистору надо не много, и продолжительность можно очень просто задать. Вот только параметры сигнала получаемые антенной от высоковольтного провода я не знаю и посчитать слишком сложно, поэтому некоторые вещи делал наугад.

Схема

Антенна — крокодил прицепленный на изоляцию высоковольтного провода, а можно просто намотать пару витков. Сигнал с этой антенны будет открывать полевой транзистор.
Время вспышки определяется ёмкостью затвора, сопротивлением R2 и напряжением на затворе, которое ограничивается стабилитроном VD1 (обычно напряжение на затворе не должно превышать 20В). Время вспышки можно посчитать — это разряд емкости затвора VT1 через сопротивление R2, от напряжения стабилизации VD1 до порогового напряжения VT1. В интернете есть онлайн калькуляторы этого процесса. Но проще просто посмотреть осциллографом и подобрать R2. R1 (его я взял наугад) ограничивает ток стабилитрона VD1. VD2 ограничивает напряжение на канале полевого транзистора, для транзисторов снятых с вычислительной техники это обычно 25-30В.

Полный размер

Длительность вспышки

На осциллограмме: синий — напряжение на антенне, 5В в клетке (щуп с делителем на 10), ступенька — падение до напряжения стабилизации VD1, потом разряд ёмкости затвора; жёлтый — напряжение на стоке.
В качестве светодиодной лампы можно поставить мощный светодиод, или сборку светодиодов, с честным драйвером или ограничительным резистором, и защитой от обратного напряжения. Если светодиодная лампа имеет в своём составе выпрямительный мост, то, если перепутать полярность подключения стробоскопа, она окажется подключенной через внутренний диод VT1 и будет сразу светится.
Провод питания до аккумулятора, там самое чистое напряжение, взял с запасом — 2м. Провода до антенны и массы по 1м. В качестве самой антенны выступает широкий крокодил, который обхватывает высоковольтный провод.

Полный размер

Крокодилы

Спаял навесным монтажом, по плану всё должно было спрятаться под термоусадку, но решил попробовать с другими светодиодами.

Полный размер

Монтаж

Полный размер

Те же яйца, только в профиль

Полный размер

Всё вместе

Метку я сразу не увидел, пришлось помечать её мелом. Видимо нужно светодиоды поярче.

Полный размер

Под капотом

Красный провод к "+" аккумулятора, чёрный провод на массу — присоединил к трубке тормозов, белый с большим крокодилом — обнимашки с высоковольтным проводом.
Под трамблёром видно красный светодиод, он на постоянку припаян к датчику хола, начальную установку угла делал по нему.

Полный размер

Претенденты на роль вспышки из Китая.

Как обычно, времени на более детальное изучение процесса и его описание нету. Если что то изменится в конструкции — поправлю статью.

www.drive2.ru

СТРОБОСКОП СВОИМИ РУКАМИ





      
   Зачем нужен стробоскоп? Автолюбитель, с помощью стробоскопа сможет в течение нескольких минут проверить и отрегулировать зажигание на своем автомобиле, а также проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения. Представляется интересным, спаять такой прибор своими руками. Конечно импульсные лампы обеспечивают высокую яркость вспышек, но у них ограниченный срок службы, поэтому выбор пал на светодиоды. LED приборы служат очень долго, но яркость их свечения меньше, что вынуждает использовать в излучателе группу из нескольких штук. 


   Для синхронизации вспышек с моментом ВМТ использован индуктивный датчик. Такой датчик стабильнее емкостного. Принципиальная схема стробоскопа показана на рисунке. Его основа – микроконтроллер. Контроллер обеспечивает защиту светодиодов от повреждения в случае аварийного превышения напряжения питания. 


   Максимально допустимый ток - 1 А. Защиту обеспечивает микроконтроллер, контролируя напряжение питания. Через делитель напряжения R3, R4 напряжение, пропорциональное питанию, подается на вход PB1 микроконтроллера. Номиналы делителя подобраны так, что при превышении значения 18 В контроллер прекращает формирование импульсов, предохраняя светодиоды от повреждения. Диод VD1 защищает стробоскоп от ошибочной перемены полярности напряжения питания. 


   В неподвергавшейся программированию микросхеме записан калибровочный байт, который должен остаться неизменным. Если микросхема подвергалась программированию или стиранию, следует вновь считать калибровочный байт в программаторе и записать его в старший и младший разряды слова по адресу $1FF. В файл программы калибровочный байт не включен, т.к. он индивидуален для каждого экземпляра микроконтроллера. Прошивка для микроконтроллера и чертёж печатной платы стробоскопа в архиве. Транзистор BUZ71A можно заменить аналогичным полевым транзистором с допустимым импульсным током стока не менее 3А, например IRLZ14, IRL510, IRL530N. Светодиод - любой мощный.


   Катушка стробоскопа мотается на кольцевом феррите с внутренним диаметром 12 мм 2000НМ. Наружный диаметр не критичен, а внутренний должен превышать диаметр высоковольтного провода к свече зажигания на несколько миллиметров. Расколоть кольцо такого размера не сложно, но можно приобрести два одинаковых кольца и сточить половину каждого из них на наждаке, добиваясь по возможности плотного, с минимальным зазором, прилегания торцов получившихся полуколец. Потом нужно намотать на нем катушку из 100 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,1…0,2 мм. Половинки датчика вклеивают в углубления губок бельевой прищепки подходящего размера с помощью силиконового автогерметика. Выводы катушки подпаивают к двухпроводному экранированному кабелю длиной около метра, экранирующую оплетку припаивают к корпусу зажима. Для самодельного автомобильного стробоскопа подойдет подходящий по размерам корпус от фонарика.  


   Размеры печатной платы стробоскопа могут быть еще меньше, если использовать микроконтроллер, полевой транзистор и резистор R6 в корпусах для поверхностного монтажа. Стробоскоп не требует налаживания. Убедиться в его работоспособности можно, если отпаять от платы датчик и замкнуть точку соединения резисторов R1 и R2 с цепью питания +14 В. В момент замыкания светодиод кратковременно вспыхнет. Если на работающем двигателе прибор работает плохо, снимите зажим с датчиком с высоковольтного провода и разверните его. Эдуард Я.

   Обсудить статью СТРОБОСКОП СВОИМИ РУКАМИ



ДАТЧИК ВИБРАЦИИ

     Схема самодельного сверхчувствительного датчика вибрации.


КИТАЙСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

     Уникальная возможность посетить китайское производство и узнать многие технологические секреты.









radioskot.ru

Автомобильный стробоскоп – как сделать своими руками

Автомобильный стробоскоп – это электронный светотехнический прибор, позволяющий по метке на валу двигателя и шкале на его корпусе визуально определить и отрегулировать угол опережения зажигания (УОЗ) в двигателях внутреннего сгорания автомобиля. Принцип работы стробоскопа основан на стробоскопическом эффекте (зрительной иллюзии) возникающем, когда частота вспышек стробоскопа совпадает или близка частоте вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.

Момент зажигания горючей смеси в автомобильном двигателе внутреннего сгорания существенно влияет на максимальную мощность, КПД, температурный режим и ресурс двигателя. Поэтому крайне важно, чтобы воспламенение горючей смеси происходило в нужный момент времени. Обычно воспламеняют смесь за несколько градусов до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, и этот угол называется Угол опережения зажигания.

При увеличении оборотов двигателя угол опережения зажигания должен увеличиваться по заданной кривой, поэтому он выставляется в режиме работы двигателя на холостом ходу и контролируется во всем диапазоне изменения его оборотов в минуту, вплоть до 5000. Для контроля и установки УЗО и служит Автомобильный стробоскоп.

Радиолюбителям разработано много схем автомобильных стробоскопов, начиная от самых простейших на неоновых лампочках, и заканчивая современными схемами, с использованием микроконтроллеров, полевых транзисторов и сверх ярких светодиодов. Но такая комплектация дорогая, да и редко кто имеет программатор, чтобы программировать контроллеры. Более пятнадцати лет назад я собрал свой вариант схемы стробоскопа, который и представляю Вашему вниманию.

Электрическая схема стробоскопа

Отличительная особенность схемы представленного стробоскопа, это простейшая комплектация и возможность контроля угла опережения зажигания в автомобильном двигателе вплоть до 5000 оборотов в минуту.

Структурно схема состоит из нескольких функциональных узлов. Преобразователя напряжения, импульсной световой лампы, блока поджога и индуктивного датчика момента искрообразования.

Принцип работы

Преобразователь служит для преобразования напряжения аккумулятора 12 В в необходимое для питания импульсной световой лампы ИСШ-15 напряжение 300 В. Выполнен преобразователь на микросхеме TL494, транзисторах VT1,2 и трансформатора Т1. Блок поджога световой лампы состоит из повышающего трансформатора Т2, конденсатора С6 и тиристора VD8. Индуктивный датчик момента искрообразования состоит из катушки индуктивности L1 и транзистора VT3.

Благодаря применению в преобразователе ШИМ-контроллера TL494 (отечественный аналог 11114ЕУ4), схема преобразователя получилась простой и сохраняющая работоспособность при изменении питающего напряжения от 7 до 15 В. Микросхема TL494 применяется практически во всех компьютерных блоках питания, выходит из строя редко, поэтому ее можно для изготовления стробоскопа выпаять из не подлежащего ремонту блока.

С выводов микросхемы 9 и 10 выходят прямоугольные противофазные импульсы с частотой около 20 кГц, заданной номиналом конденсатора С1 и резистора R1, и через токоограничивающие резисторы R4,5 номиналом 1 кОм поступают на базы ключевых транзисторов VT1,2. С2,3 нужны для улучшения передних фронтов импульсов, VD1,2 защищают транзисторы от пробоя обратным напряжением. Если поставить полевые транзисторы, например IRFZ44N, то резисторы R4,5 и конденсаторы С2,3 нужно исключить, а емкость конденсатора С1 уменьшить до 1000 пф. Тогда частота работы преобразователя увеличится до 200 кГц, что позволит измерять угол опережения зажигания при оборотах двигателя до 10000 об/мин.

Открываясь по очереди, транзисторы обеспечивают протекание тока по первичным обмоткам трансформатора Т1, благодаря чему во вторичной обмотке возникает высокое напряжение, которое поступает на диодный мост и уже выпрямленное заряжает конденсатор С5 до величины 400 В. Это напряжение подводится к 5 выводу лампы EL1 и еще через токоограничивающий резистор R5 и первичную обмотку трансформатора Т2 заряжает конденсатор узла поджига С6.

Датчик момента искрообразования собран на катушке индуктивности L1, транзисторе VT3, и тиристоре VD8. Через кольцо трансформатора продевается высоковольтный провод, идущий к свече. В момент появления высокого напряжения, в катушке наводится ЭДС, которая через конденсатор С7 поступает на базу транзистора VT3. Транзистор закрывается и на управляющий электрод тиристора VD8 поступает через резистор R7 положительное напряжение. Тиристор открывается и конденсатор С6 через него разряжается. При этом ток разряда проходит через первичную обмотку трансформатора Т2. Во вторичной обмотке наводится высокое напряжение поджига лампы, которое подается на ее вывод 7. Конденсатор С5, подключенный к выводам лампы 1 и 5, полностью через нее разряжается. Величина емкости конденсатора определяет яркость вспышки.

Применяемый тиристор VD8 имеет максимально допустимое напряжение анод-катод 300 В. Установленный резистор R6 совместно с резистором R5 образуют делитель, исключающий подачу напряжения более 300 В. При использовании более высоковольтного тиристора резистор R6 нужно исключить.

Для защиты по питанию установлен предохранитель на 5А, а от неправильного подключения полярности диод VD9. VD11 индицирует о подключении стробоскопа к аккумулятору.

Конструкция и детали

Вся схема стробоскопа собрана в двух половинчатом пластмассовом корпусе размером 4,5×7,5×16 см. Для выхода света от импульсной лампы в торцевой стенке сделано круглое отверстие, в которое вставлена линза в оправке.

Это не обязательно, окошко можно закрыть для защиты от попадания внутрь стробоскопа грязи любым прозрачным материалом, например органическим стеклом. Лампа, для уменьшения световых потерь, на половину обвернута станиолевой фольгой.

Все детали стробоскопа, кроме лампы, собраны на печатной плате, представленной на фотографии.

Импульсный трансформатор Т1 имеет две обмотки. Первичная обмотка имеет отвод от середины. При намотке нужно отмерять необходимую длину провода диаметром 0,3-0,5 мм, сложить его вдвое и намотать 24 витка. Затем начало одной обмотки соединить с концом другой, это будет средняя точка. Вторичная обмотка мотается проводом диаметром 0,15-0,25 мм в количестве 638 витков. Для изготовления трансформатора ферритовый сердечник с катушкой можно использовать от понижающего трансформатора неподлежащего ремонту импульсного блока питания АТ или АТХ компьютера, предварительно удалив все обмотки.

Импульсный трансформатор поджига Т2 мотается на ферритовом кольце диаметром 15-20 мм проницаемостью от 1000 до 3000 НМ. Первичная обмотка мотается проводом 0,3 мм и имеет 4 витка. Вторичная обмотка мотается проводом диаметром 0,1 мм в шелковой изоляции и количеством витков 500. Большое количество витков вторичной обмотки взято не случайно, при больших оборотах двигателя конденсатор С6 не успевает полностью заряжаться и напряжение поджига уменьшается. Благодаря запасу обеспечивается достаточное напряжение для поджига. Перед намоткой ферритовое кольцо нужно обязательно покрыть изоляционной лентой для исключения повреждения изоляции провода. Перед покрытием изоляцией необходимо мелкой наждачной бумагой, сточить острые грани по окружностям кольца. После намотки, для исключения межвиткового пробоя изоляции при высокой влажности, обмотки трансформатора пропитаны воском.

Катушка индуктивного датчика намотана на ферритовом кольце диаметром 40 мм с проницаемостью от 1000 до 3000 НМ. На кольцо равномерно по всей окружности намотано 35 витков провода диаметром 0,8 мм. Сверху обмотка покрыта слоем изоляционной ленты.

Диаметр ферритового кольца выбран исходя и возможности продевания через катушку высоковольтного провода, идущего к автомобильной свече. Но практика применения стробоскопа показала, что он начинает устойчиво работать, если просто катушку приложить к высоковольтному проводу.

К аккумулятору стробоскоп подключается с помощью двух зажимов типа «крокодил». Для безошибочного подключения на крокодилах нанесена маркировка полярности.

Конденсаторы С5 и С6 типа К73-17. Импульсная лампа EL1 типа ИСШ-15, является маломощным строботроном, срок ее службы более 300 часов. Она специально разработана для стробоскопов.

В отличии от ИФК-120, лампа ИСШ-15 имеет больший ресурс и может работать на более высоких частотах. При отсутствии ИСШ-15, можно использовать ИФК-120.

Для удобства работы при установке угла опережения зажигания в автомобиле, в стробоскоп вмонтирован двух диапазонный аналоговый

ydoma.info


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта