Главная » Разное » Что главнее дорожный знак или дорожная разметка
Что главнее дорожный знак или дорожная разметка
Дорожные знаки или разметка: приоритеты расставит суд
Верховный суд России во вторник не смог решить, что первично: дорожный знак или разметка. Норму закона, которая отдает приоритет знаку, оспаривает житель Сергиева Посада. Ожидается, что решение будет вынесено завтра
Фото: ИТАР-ТАСС
Верховный суд России во вторник, 26 июля, приступил к рассмотрению вопроса о том, что для водителя первично: дорожный знак или разметка. Разбирательство было инициировано жителем Подмосковья Артемом Кикотем. Он столкнулся с тем, что на участке трассы в районе поселка Мишутино Сергиево-Посадского района Московской области был установлен знак, запрещающий обгон транспортных средств, а разметка позволяла это делать, в том числе с выездом на полосу встречного движения.
Артем Кикоть, который является практикующим юристом, указал, что из-за данного «разночтения» несколько водителей лишились прав на различные сроки.
Юрист оспорил в суде подпункт 20 пункта 1 изменений в Правила дорожного движения, которые были внесены 10 мая 2010 года постановлением правительства России. Они определяют, что «в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».
Речь идет о ситуациях, когда разметка не видна из-за изношенности дорожного полотна, загрязнения, заноса снегом, ремонта и т. д.
По мнению заявителя, данная норма противоречит федеральному закону «О безопасности дорожного движения», который исключает возможность возникновения противоречий между дорожными знаками и дорожной разметкой. «Однако введенная норма, по сути, легализует возможность такого противоречия», — указал истец. Кикоть добавил, что, согласно ГОСТу, дорожная разметка является приоритетной. По его мнению, оспариваемый им правовой акт «может являться основание для создания аварийных ситуаций», а также для необоснованного привлечения водителей к административной ответственности.
В свою очередь, выступающий в суде по поручению правительства России представитель МВД признал, что «ситуации, когда дорожная разметки и знаки могут вступать в противоречие, в наше стране случаются». Однако он полагает, что оспариваемый документ дает четкие указания, что первично. «Сейчас водитель должен руководствоваться требованием дорожного знака», — заявил представитель МВД. Причем не имеет значения временный это знак или постоянный. «На скорости 60 км/ч водитель все равно не может этого понять», — считает ответчик. По его словам, существовавшая ранее норма, в которой говорилось лишь о временных знаках, была менее конкретна, в связи с чем начальнику департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктору Кирьянову даже пришлось издать информационное письмо, которое было разослано на места. Оно гласило, что все сомнения должны трактоваться в пользу автомобилиста. «Сейчас же, когда разметка показывает, что надо ехать направо, а знак — налево, водитель не должен думать, а должен ехать по дорожному знаку», — указал представитель ответчика. По его мнению, водителю также не следует углубляться в существующие ГОСТы. Ему достаточно знать лишь правила дорожного движения.
Как у них
Примечательно, что никто их участников процесса не смог ответить на вопросы судьи Владимира Зайцева о том, чему отдает приоритет международное законодательство. «У них-то там как? А то мы провозгласили приоритет международного права. Есть ли аналогичные нормы там?» — допытывался судья.
Однако заявитель, как оказалось, из зарубежных стран бывал только в Египте, а представитель МВД признался, что международные нормы не выяснял.
Участвующая в деле прокурор попросила предоставить ей время для подготовки заключения. Удовлетворив ее просьбу, судья поручил сторонам также подготовить ответ и на его вопрос.
Судебное разбирательство продолжится завтра и, возможно, в этот же день суд вынесет решение.
Если все привести в соответствие
Между тем, юрист журнала «За рулем» Сергей Смирнов полагает, что решение суда будет не в пользу заявителя. «Если дорожная разметка противоречит знакам, то необходимо руководствоваться требованиям дорожного знака. Это понятно и с точки зрения логики. Ведь знак всегда проще установить, чем нарисовать новую разметку, — объяснил он BFM.ru. — Другое дело, что знак водитель может не заметить, а разметка видна постоянно. И часто бывают ситуации, когда сотрудники ГАИ устраивают подобного рода ловушки и передают документы в суд на лишение водителя прав».
По словам Смирнова, случаи, когда постоянный (а не временный) знак и постоянная разметка противоречат друг другу, встречаются довольно часто на просторах России. «И здесь нужно вести речь о том, чтобы не допустить такого. Если дорожная полиция считает, что есть аварийный участок дороги, там происходит множество ДТП, и ставит знак, запрещающий обгон, причем не временный, а постоянный, я не понимаю, почему они не наносят сплошную линию разметки. Тем самым они вводят водителей в заблуждение», — считает эксперт. По его мнению, нередко в противоречиях виноваты организации, которые обслуживают дороги и не приводят знаки и разметку в соответствие друг другу. Дорожная же полиция за этим не следит.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
www.bfm.ru
Что главнее: знак или разметка? | Авто-мото
Сразу стоит оговорить, что приоритет имеет только временный дорожный знак, и это указано в последнем абзаце ст. 1 Приложения 2 к ПДД. Инспектор ссылается при оформлении материалов на то, что знак имеет приоритет над разметкой — продолжайте спор и учтите, что под временным знаком понимается знак на переносной стойке, и это отражено в предпоследнем абзаце Приложения 1 к ПДД. Знак, закрепленный на дереве или примотанный скотчем к основной стойке, временным не явлется.
В остальных случаях, противоречий быть не должно и все споры должны трактоваться однозначно: если требование установленных дорожных знаков противоречит разметке, то налицо нарушение требований к организации дорожного движения, а за это гражданин ответственность нести не должен.
Обратимся к Закону «О безопасности дорожного движения», а именно к 22 статье: «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ".
Статья 30.2: «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения». Само название Приложения 1 к ПДД дает всеобъемлющий ответ: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289−2004 и ГОСТу Р 52290−2004)».
Таким образом, только дорожные знаки, установленные в соответствии с требованиями, относятся к правилам дорожного движения, остальные, фактически, признаются установленными без достаточных на то оснований. Фото: Depositphotos
Таким образом, знак, установленный не по ГОСТ, противоречит и закону, и ПДД. Следовательно, если будет иметь место нарушение такого знака, то будет отсутствовать состав правонарушения как по части 4 статьи 12.15 КоАП, так и по статье 12.16 КоАП. Проще говоря, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, основывающаяся на умышленных противоправных действиях или бездействии.
Пункт 1.3 ПДД, который, как правило, вменяют водителям в случае нарушения линии разметки или требования дорожного знака, обязывает знать и выполнять требования знаков и дорожной разметки. Однако, ПДД с приложениями 1 и 2 не дают прямой ссылки на ГОСТ и указание о протяженности действия дорожного знака с указанием табличек. Однако подтверждается, что знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля, зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка".
Таким образом, если нет табличек 8.5.4−8.5.7 «Время действия», то знак установлен из-за ограничения видимости. И действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. В соответствии с п. 5.4.31 ГОСТ, в таком случае либо сам знак «Обгон запрещен» ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона». Сам же знак, в любом случае, будет действовать до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта, если перекрестки отсутствуют.
Рассматривая случай начала линии прерывистой разметки, можно утверждать, что разметка начинается там, где закончилась зона ограничения видимости, то есть выезд на полосу встречного движения производится там, где этот выезд не запрещен. Начальник ДОБДД МВД Виктор Кирьянов отметил в Российской Газете (№ 4519 15.11.07 г.): «По стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью». Фото: Depositphotos
Согласно ГОСТ Р 52289−2004, п. 6.1.1: «Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения». Таким образом, еще раз убеждаемся в том, что разметка и знак не могут противоречить друг другу.
Исходя из документов, регламентирующих деятельность ГИБДД, устанавливаем, что помимо контроля за соблюдением ПДД, инспектор, в случае выявления факта несоответствия требований дорожного знака и дорожной разметки, должен сообщить об этом в соответствующую инстанцию (если, конечно, инспектор знает ПДД, ГОСТ и наставления по ДПС), а также регулировать движение на данном участке дороги с целью предотвращения образования большого скопления транспортных средств. Ведь задача инспектора заключается также в обеспечении безопасного, бесперебойного и беспрепятственного проезда транспортных средств.
Если вас все-таки привлекли к ответственности, основываясь на указанном выше, необходимо ходатайствовать в суде «о проведении экспертизы для установления имеющих место недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТа Р 52289−2004». Заявить такое ходатайство гражданин имеет право начиная с момента составления в отношении него протокола — то есть вплоть до того, что сразу же при составлении протокола. Фото: pixabay.com
Есть и другие случаи, когда знак 3.21 «Конец зоны действия знака «Обгон запрещен» устанавливается на участке, когда линия разметки все еще сплошная (1.1.). Однозначно понятно, что при хорошей погоде водитель увидит запрещающую линию разметки и, скорее всего, обгон впереди идущего транспортного средства совершать не будет, но как быть, если погодные условия не позволяют водителю увидеть разметку? В таком случае, опять-таки руководствуясь нормативными документами, приходим к выводу, что нарушений при совершении указанного маневра нет.
Будьте внимательны и не нарушайте! Удачи на дорогах!
shkolazhizni.ru
Что главнее знак или разметка
Обычно дорожные знаки и дорожная разметка полностью дублируют друг друга или дополняют, не вступая в противоречия. Однако, иногда бывают такие ситуации, когда противоречие все же наблюдается, например при проведении дорожных работ, больших ДТП, во время спецопераций или учений на близлежащих полигонах.
Если вы явно видите, что разметка и дорожные знаки противоречат друг другу, то не стоит волноваться и задумываться над тем, как поступить в данной ситуации. В дорожных правилах имеются все ответы на возникающие вопросы.
Во-первых, следует четко уяснить, что дорожные знаки бывают временными и постоянными. После последних изменений в ПДД временные знаки изображены на желтом фоне и они имеют приоритет над постоянными знаками. Во-вторых, разметка также может быть постоянной — нанесена белой краской на асфальт, и временной — оранжевый цвет. Временная разметка имеет приоритет перед постоянной. В-третьих, дорожный знак всегда главней разметки.
Таким образом складывается следующая картина по приоритетности:
знаки на желтом фоне — временные — их требования выполняются в первую очередь;
постоянные знаки — они главнее и постоянной и временной разметки;
временная разметка — оранжевая;
постоянная.
Можно много приводить различных ситуаций, когда знаки и разметка входят в противоречия друг с другом. Например, наличие постоянной сплошной разметки указывает на то, что пересекать ее нельзя, то есть обгон и любые маневры с выездом на встречную запрещены. Однако, если имеется при этом знак «Объезд препятствия слева», то можно легко пренебрегать требованием разметки, и не бояться, что вас оштрафуют за несоблюдение ПДД.
Если, например, стоит знак «конец зоны запрещения обгона» и нанесена сплошная разметка, то это говорит о том, что выезжать на встречную для совершения обгона запрещено, поскольку данный знак не разрешает обгон, а только говорит об окончании зоны запрета. То есть в данном случае знак и разметка дополняют друг друга. Если бы в данном случае была нанесена разметка, разрешающая выезд на встречную, то обгон совершать можно было бы без страха лишиться прав.
Загрузка...
Поделиться в социальных сетях
vodi.su
Что делать если дорожные знаки противоречат разметке
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Зачастую дорожные знаки и нанесения на дороги, не соответствуют друг другу. Придерживаться нужно того, что первостепенно, придерживаясь Правил дорожного движения, где досконально выписаны значения дорожных знаков и разметки. В документе разъяснены все возможные несовпадения, появляющиеся на дороге. Рассмотрим приблизительные тезисы из него:
Прежде всего нужно придерживаться временных дорожных знаков в случае расхождения значимости дорожной разметки и указателя;
нужно придерживаться того, о чем сигналят дорожные знаки, если разметка на дороге просматривается плохо;
когда расходятся значения постоянного и временного нанесения на дорогу следует, прежде всего, придерживаться линий временной разметки.
Делаем вывод, что первостепенны временные дорожные указатели. Так или иначе, все дорожные указатели меркнут перед значимостью временных указателей. Постоянные дорожные знаки важнее временной и постоянной разметки. Необходимо усвоить окончательно, что постоянная дорожная разметка уступает временной.
Временные значения на дорогах
У временных дорожных знаков присутствует желтый оттенок. Они мобильны – их легко можно переставить. Чаще всего такие знаки используются в местах ремонта дорожного полотна или там где случается ДТП, ведь подобные ситуации тормозят движение автомобилей на выделенном пространстве. Временный дорожный указатель в виде скрещенной железной арматуры под перпендикулярным углом с основанием в 500 мм. Данный знак устойчив ко всяким вибрациям за счет наличия металлических деталей. Знак могут утяжелить грузом, если он неустойчив по каким либо причинам. Стоит различать временный дорожный знак и прикрепленный скотчем к стойке или закрепленный на дереве сигнал.
Что можно считать важнее?
Судя из правил дорожного движения вполне можно выяснить, что имеет большую значимость – дорожный указатель или разметка. Когда временный дорожный знак и стационарный информируют водителя по-разному, водитель должен следовать все же временному знаку. Всегда в приоритете временные дорожные знаки. Из-за этого они легко устанавливаются и демонтируются в случае необходимости. Временные знаки необходимы в аварийных ситуациях на дороге или при проведении ремонта дороги.
Необходимо опираться на список приоритетных элементов на дрогах, который составлен в убыванию значимости:
временный дорожный указатель;
постоянный дорожный знак;
временное дорожное нанесение;
постоянная дорожная разметка.
Появляющаяся непонятная для автомобилиста картина на дороге не должна вгонять его в ступор. Всегда отталкивайтесь от списка приоритетов и обращайте внимание на наличие временной разметки. Знайте, она является важнее постоянного дорожного указателя.
avtoelektrik-info.ru
Нечитаемые знаки и разметка — что делать? — журнал За рулем
Зимой многие водители попадают в ловушку. Снег и грязь скрывают дорожную разметку и прячут знаки. Приходится ориентироваться самостоятельно. И часто такая самодеятельность не нравится сотрудникам ДПС, которым природные катаклизмы не мешают наказывать водителей.
Давайте для начала рассмотрим самые типичные случаи, с которыми мы встречаемся на дороге.
Обгон
Представьте себе такую ситуацию: едете вы по дороге, кругом все в снегу. Разметку разобрать невозможно, знаков или нет, или они запорошены. Перед вами плетется, к примеру, фура. Вы аккуратно выезжаете на встречку, обходите грузовик и попадаете в объятия инспектора, который с радостью оформит «лишенческую» статью.
Остановка и стоянка
Если вы не завсегдатай конкретного городского района и не знаете, где и как можно оставлять свой автомобиль, можете попасть на штраф за неоплату платной парковки или угодить на штрафстоянку. Тут так же, как и с примером про встречку. Разметка под снегом, знаки установлены не везде, да и имеющиеся не прочитать.
Парковка зимой
Припарковаться зимой в запрещенном месте и не подозревать об этом — плевое дело.
Припарковаться зимой в запрещенном месте и не подозревать об этом — плевое дело.
Неправильный поворот или разворот
Часто такие маневры разрешаются из определенных полос. Хорошо, когда направление движения по полосам продублированы знаками. А если информация об этом только в виде разметки и скрыта под слоем снежной массы? Да и знаки при снегопадах и метелях заносит в считаные минуты.
Список, безусловно, можно продолжать. Это и проезд регулируемых перекрестков с грязными светофорами (что весьма актуально в зимний период), и движение по засыпанному снегом пешеходному переходу (не уступил тут дорогу пешеходу — получи штраф!), и превышение скорости (все те же запорошенные знаки).
Зимняя дорога
Определить количество полос для движения в таких условиях нереально. Водители руководствуются пунктом 9.1 Правил: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними».
Определить количество полос для движения в таких условиях нереально. Водители руководствуются пунктом 9.1 Правил: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними».
В общем, ситуаций много, а суть одна: водители не могут вовремя среагировать на изменение дорожной обстановки. Причем явно не по своей вине.
Законные основания
Так можно ли в описанных ситуациях наказывать водителя?
Выезд на встречку
Понять, где начинается встречная полоса, на заснеженных дорогах очень сложно. Часто водителей обвиняют в выезде на встречку. Причем необоснованно.
Понять, где начинается встречная полоса, на заснеженных дорогах очень сложно. Часто водителей обвиняют в выезде на встречку. Причем необоснованно.
Закон говорит нам о том, что привлечь водителя к административной ответственности можно только тогда, когда установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом неустранимые сомнения в виновности должны толковаться в пользу водителя (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ). То есть инспектор ДПС обязан во всех рассматриваемых случаях доказать, что водитель виноват в совершении правонарушения (нарушил ПДД).
В КоАП РФ также указано, что правонарушением признается противоправное виновное действие водителя. Увидели, к примеру, сплошную линию разметки, знаете, что ее нельзя пересекать, а все равно прете на рожон. Вот это и есть противоправное виновное действие.