Бендикс стартера - функции, неисправности, проверка и замена бендикса на стартере
Бендикс стартера
Бендикс стартера (настоящее название — обгонная муфта) — это деталь, предназначенная для передачи крутящего момента от стартера двигателю автомобиля, а также для его защиты от высоких рабочих оборотов, на которых работает мотор. Бендикс стартера — это надежная деталь, и ломается она достаточно редко. Как правило, причина поломки — естественный износ ее внутренних деталей или пружин. Чтобы выявить неисправности, разберемся сначала с устройством и принципом работы бендикса.
Устройство и принцип работы
Большинство обгонных муфт (будем называть их более популярным среди автомобилистов словом — бендикс) состоят из ведущей обоймы (или наружного кольца), содержащей ролики и прижимные пружины, а также ведомой обоймы. Ведущая обойма имеет клиновые каналы, которые с одной стороны имеют значительную ширину. Именно в них вращаются подпружиненные ролики. В узкой же части канала ролики стопорятся между ведущей и ведомой обоймами. Как понятно из вышеописанного, роль пружин заключается в том, чтобы загонять ролики в узкую часть каналов.
В принципе работы бендикса лежит инерционное воздействие на зубчатую муфту, входящую в его состав, до момента ее зацепления с маховиком двигателя. В то время, когда стартер находится в нерабочем состоянии (двигатель выключен или работает в постоянном режиме) муфта бендикса не зацеплена с венцом маховика.
Работа бендикса происходит по следующему алгоритму:
Внутренняя часть бендикса
Ключ зажигания поворачивается и ток от аккумуляторной батареи подается на электродвигатель стартера, приводя в движение его якорь.
Благодаря имеющимся на внутренней стороне муфты винтовым бороздам и вращательному движению муфта под собственным весом скользит по шлицам до момента зацепления с маховиком.
Под действием ведущей шестерни ведомая обойма с шестерней начинает вращаться.
В случае, если зубья муфты и маховика не совпали, происходит ее небольшой поворот до момента, когда они входят между собой в жесткое зацепление.
Буферная пружина, имеющаяся в конструкции служит для смягчения момента старта двигателя. Кроме этого, она нужна для предотвращения поломки зубьев от удара в момент сцепления шестерен.
Когда двигатель запустился, он начинает вращать маховик с большей угловой скоростью, чем до этого вращал стартер. Поэтому муфта закручивается в обратном направлении и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (в случае использования редукторного бендикса) и выходит из зацепления с маховиком. Это спасает стартер, который не рассчитан на работу на высоких оборотах.
Как проверить бендикс стартера
Если не крутит бендикс стартера, то проверить его работу можно двумя способами — визуально, сняв его с машины, и “на слух”. Начнем описание с последнего, как более простого.
Как указывалось выше, основная функция бендикса — войти в зацепление с маховиком и раскрутить двигатель. Поэтому, если в момент запуска двигателя вы слышите, что электродвигатель стартера крутится, а из места, где он находится, раздаются характерные
металлические лязгающие звуки — это первый признак неисправности бендикса.
Так что далее требуется демонтаж стартера и снятие разбор бендикса, дабы детально его осмотреть и определить повреждения. Процедура снятия и замены описана нами ниже.
И так, бендикс сняли, необходимо провести его ревизию. В частности, проверить, крутится ли он только в одну сторону (если в обе, значит, он подлежит замене) и не съелись ли зубья. Также убедится неослабилась ли пружина. Еще следует снять вилку с бендикса, проверить ее целостность, следы износа, при необходимости она подлежит замене. Кроме этого, обязательно проверьте, есть ли люфт на валу якоря. Если он имеет место, то бендикс следует заменить.
Возможные причины поломки
Как упоминалось выше, вращение шестерни возможно только в направлении вращения якоря стартера. Если возможно вращение в обратном направлении — это явная неисправность, то есть, бендикс подлежит ремонту или замене. Причин этому может быть несколько:
Уменьшение диаметра рабочих роликов в обойме вследствие естественного износа. Выходом из положения служит подбор и покупка шариков аналогичного диаметра. Некоторые автолюбители вместо шариков используют другие металлические предметы, например, кусочки сверла. Однако все же не советуем заниматься самодеятельностью, а купить шарики необходимого диаметра.
Наличие на одной из сторон ролика плоских поверхностей, образовавшихся вследствие естественного износа. Рекомендации по ремонту аналогичны предыдущему пункту.
Стачивание рабочих поверхностей ведущей или ведомой обоймы в тех местах, где они соприкасаются с роликами. В этом случае ремонт вряд ли возможен, поскольку такую выработку удалить невозможно. То есть, необходимо производить замену бендикса.
Обратите внимание! Зачастую лучше произвести полную замену бендикса, чем ремонтировать его. Это обусловлено тем, что его отдельные части изнашиваются приблизительно одинаково. Поэтому, если вышла из строя одна часть — скоро выйдут из строя и другие. Соответственно, опять придется ремонтировать агрегат.
Еще одна причина поломки — износ зубьев шестерни. Поскольку это происходит по естественным причинам, то ремонт в данном случае невозможен. Необходимо произвести либо замену упомянутой шестерни, либо бендикса целиком.
Поскольку стартер не только испытывает сильные нагрузки, но и контактирует с внешней средой он поддается таким раздражителям как: влага, пыль, грязь и масло, то пробуксовка на свободном ходу может случатся и по причине отложений в его пазах и роликах. Признаком такой неисправности является шум якоря во время запуска стартера и неподвижностью коленвала.
Как поменять бендикс на стартере
Как правило, для того, чтобы поменять бендикс, необходимо снять стартер и разобрать его. В зависимости от модели машины процедура может иметь свои особенности. Опишем алгоритм с момента, когда стартер уже снят и для замены бендикса предстоит разобрать его корпус:
Ремонт бендикса
Открутить стягивающие болты и вскрыть корпус.
Открутить болты, крепящие втягивающее реле, после чего извлечь последнее. При ремонте желательно все внутренности почистить и помыть.
Снять непосредственно бендикс с оси. Для этого необходимо сбить шайбу и выковырять ограничительное кольцо.
Перед тем, как установить новый бендикс, ось обязательно необходимо смазать температурной смазкой (однако без излишеств).
Как правило, самая сложная процедура заключается в установке стопорного кольца и шайбы. Для решения этой проблемы мастера пользуются разными методами — распирают кольцо рожковыми ключами, используют специальные струбцины, раздвижные пассатижи и так далее.
После того, как бендикс будет установлен, промажьте все трущиеся детали стартера высокотемпературной смазкой. Однако не переборщите с ее количеством, ведь излишки будут только мешать работе механизма.
Перед установкой выполните проверку стартера. Для этого воспользуйтесь проводами для “прикуривания” машины в зимний период. С их помощью подайте напрямую напряжение от аккумулятора. “Минус” подсоедините к корпусу стартера, а “плюс” — к управляющему контакту втягивающего реле. Если система исправна — должен раздаться щелчок, а бендикс выдвинуться вперед. Если этого не произошло — необходимо провести замену втягивающего.
Ремонт бендикса
Замена бендикса на стартере
Несколько советов от опытных водителей
Приведем для вас несколько советов от опытных автомобилистов, которые помогут вам избежать возможных проблем и неудобств при ремонте или замене бендикса:
Перед установкой нового или отремонтированного бендикса всегда проверяйте его работоспособность и привод агрегата.
Все пластиковые шайбы должны быть целыми.
При покупке нового бендикса желательно иметь при себе старый с тем, чтобы удостовериться в их идентичности. Зачастую похожие детали имеют мелкие отличия, которые визуально не запоминаются.
Если вы разбираете бендикс в первый раз, желательно записывать процесс на бумаге или складывать отдельные части в порядке их демонтажа. Или пользуйтесь мануалом с фотографиями, приведенными выше видеоинструкциями и так далее.
Цена вопроса
Напоследок стоит добавить, что бендикс — недорогая запчасть. Например, бендикс ВАЗ 2101 (а также других “классических” ВАЗов) стоит около 5...6$, каталожный номер — DR001C3. А цена бендикса (ном. 1006209923) для машин ВАЗ 2108-2110 — 12...15$. Стоимость бендикса для автомобилей FORD марок Focus, Fiesta и Fusion — около 10...11$. (кат. ном. 1006209804). Для машин TOYOTA Avensis и Corolla бендикс 1006209695 — 9...12$.
Таким образом, зачастую для бендикса ремонт нецелесообразен. Проще купить новый и попросту заменить его. Тем более, что при ремонте отдельных его частей велика вероятность быстрого выхода из строя других.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
etlib.ru
Основные Неисправности, Как Заменить Или Отремонтировать Бендикс на Стартере, Устройство и Принцип Работы
Бендикс стартера (или обгонная муфта) — деталь автомобильного двигателя, которая передает вращение от стартера коленвалу. Бендикс устроен достаточно надежно. Если он и выходит из строя, то в основном из-за естественного износа металлических частей. Чтобы понять возможные причины поломки, разберем подробно, как он устроен и работает, а также, как поменять бендикс.
Конструкция обгонной муфты
Когда водитель поворачивает ключ зажигания, втягивающее реле подает бендикс вперед, его шестеренка зацепляет маховик коленвала и начинает его раскручивать. В камерах сгорания воспламеняется горючее, заводится двигатель. Как только коленвал станет вращаться быстрее, чем якорь стартера, обгонная муфта немедленно разъединит шестеренку и маховик.
Как устроен бендикс
Он состоит из:
внутренней обоймы с шестерней;
корпуса с внешней обоймой;
роликов с пружинами;
уплотнительной шайбы;
стопорного кольца.
Шестерня может иметь 9 зубьев, 10 или 11 зубьев. Встречается более сложный редукторный бендикс.
Внешняя (ведущая) обойма бендикса плотно закреплена на якоре и передает вращение от него на внутреннюю (ведомую) обойму. Сцепление происходит за счет подпружиненных роликов. Шестерня на ведомой обойме цепляет маховик коленвала и раскручивает его, происходит воспламенение горючего в камерах сгорания, и автомобиль заводится. Для этого маховик и коленчатый вал должны вращаться с частотой не меньше 100 об. в мин. Поскольку шестеренка бендикса в 10 раз меньше маховика, ей нужно крутиться в 10 раз быстрее, то есть со скоростью 1000 об. в мин. Когда двигатель завелся, он начинает работать с частотой 1000 об. в мин. Получается, что теперь уже маховик должен крутить якорь стартера, причем тоже в 10 раз быстрее (10 000 об. в мин). Но этому препятствует бендикс. Когда скорость вращения коленвала, превысит число оборотов электромотора, пружины перестают давить на ролики, сцепление между внутренней и внешней обоймами пропадает, они начинают вращаться с разной скоростью это и спасает стартер от заклинивания.
Как узнать, исправен ли бендикс стартера
Проверить это можно двумя способами: предварительно сняв его с автомобиля или на слух. Второй способ проще. Если при запуске двигателя стартер вращается, но мотор не заводится, при этом отчетливо слышен металлический лязг, то бендикс стартера неисправен.
Если все же пришлось снимать стартер, то нужно внимательно осмотреть обгонную муфту. Признаки поломки, на которые стоит обратить внимание:
вращается ли она, как предусмотрено, только в одну сторону;
не стерлись ли зубья у шестеренки;
плотно ли бендикс сидит на шлицах якоря;
нет ли выработки у ведущей обоймы и роликов;
не потеряли ли упругость пружины.
Можно поменять отдельные детали муфты, но обычно узлы бендикса изнашиваются одновременно. Мастера в автосервисе советуют не экономить и купить новое устройство.
Как заменить бендикс на стартере
Можно провести ремонт бендикса стартера своими руками. Для этого понадобятся слесарный инструмент: торцевые и накидные ключи, отвертки, раздвижные пассатижи, зубило, молоток.
Как снять бендикс со стартера
Откручиваем стартер, если нет редуктора, то аккуратно сбиваем шайбу с якоря и убираем стопорное кольцо. Снимаем бендикс с оси. Меняем его на новый, который устанавливаем в обратной последовательности. Больше всего сложностей доставляет установка шайбы и стопорного кольца. Для этого мастера применяют струбцины, специальные ключи, раздвижные пассатижи. Замена бендикса на стартере требует определенной практики.
Иногда неисправность возникает из-за попавшей в механизм грязи и разбирать стартер не придется, можно попробовать его реанимировать. Для этого якорь с обгонной муфтой окунают на 5–7 часов в емкость с бензином и периодически прокручивают шестеренку. После стартер нужно хорошо просушить и попробовать в деле. Если он не заработал, то разборки агрегата все-таки не избежать.
Что советуют автослесари
Прежде чем снимать стартер и менять бендикс, убедится в том, что заряжен аккумулятор. Бывают курьезные случаи, когда проблема была не в обгонной муфте, а всего лишь в разряженной батарее.
Не экономить на мелочах – обязательно ставить только новые шайбу и стопорное кольцо.
Отправляясь в магазин, не поленитесь взять с собой старый бендикс. Иногда на первый взгляд абсолютно одинаковые муфты отличаются незначительными деталями.
Перед тем как установить бендикс, хорошо промыть и смазать все вращающиеся детали и шлицы якоря.
Разбирая стартер, записать последовательность действий. Так будет легче собрать агрегат.
Прежде чем поставить стартер на место, проверить его. Для этого взять два провода, с помощью которых заводят машины в мороз. «Минус» присоедините к корпусу, «плюс» – к контакту на втягивающем реле. Если стартер исправен, то раздастся характерный щелчок,— и обгонная муфта подастся вперед.
Подводим итог
Бендикс важная деталь стартера. Он передает вращение от него маховику двигателя. Если опорная муфта вышла из строя, то машина не заведется. Определить поломку можно на слух. Если стартер крутит, но шестерня начинает проскакивать и не вращает двигатель, то вышла из строя именно обгонная муфта. Снять и отремонтировать ее можно своими руками. Но если появилась выработка на поверхности роликов, внешней обойме или шестеренке, то лучше поставить новый бендикс.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
swapmotor.ru
Вороток-трещотка из муфты Бендикса (обгонной муфты привода стартера)
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта "В гостях Самоделкина". Сегодня я хочу показать вам очередную мою самоделку.
Это ключ-"трещотка", которую я сделал из так называемого "бендикса" - обгонной муфты привода стартера легкового автомобиля. Слово "трещотка" я взял в кавычки неспроста... Там ничего не трещит! Просто, название это я применил по аналогии с "народным названием" выпускаемых промышленностью воротков для торцовых ключей с односторонним рабочим ходом. Они, как всем известно, в самом деле имеют такое свойство - трещать при отводе воротка в сторону, обратную рабочему ходу. (Щелчки издаёт подпружиненый клин, проскакивающий по зубьям храповой шестерни).
В ключе, получившемся у меня ничего не трещит, потому что устроен он по совершенно другому принципу. В отличии от "трещоток", изготовленных по принципу храповика, "бендикс" представляет собой роликовую обгонную муфту, в которой несколько подпружиненных роликов, попадая в сужение, плотно заклинивают внутреннюю обойму в наружной при вращении обоймы в одну сторону, и выталкиваются в более широкое пространство (и тем самым освобождая обойму) при вращении в другую сторону.
Именно такое устройство обгонной муфты, приводимое в действие соленоидом, запатентовал в 1910-м году изобретатель и промышленник Винсент Хьюго Бендикс. Прошло более ста лет, но до сих пор не найдено более удачного решения для ввода стартера в зацепление с венцом маховика, при этом предотвращая обратную трансмиссию после заводки двигателя. Слово "бендикс" уже стало народным названием этого узла. И мало кто из автолюбителей знает, что это - фамилия великого инженера...
Сама идея была взята мною из интернета. (На авторство идеи я не претендую.))) В сети есть много публикаций такого плана. Но, как правило, люди ограничиваются тем, что изготавливают и приваривают сам собственно вороток, а в качестве рукоятки просто приваривают гаечный ключ:
(фото взято из интернета)
В итоге у них получается громоздкая и неудобная конструкция, мало применимая на практике, так как редко приходится заворачивать/отворачивать гайки "в чистом поле", а подлезть этим воротком в недоступное место достаточно проблематично.
К тому-же, просматривая ролики с изготовлением этой "нереально крутой самоделки" я обратил внимание на то, что авторы зачастую, видимо, не знают устройства обгонной муфты, потому что нещадно перегревают её сваркой!!! А ведь там - пружины! После перегрева ресурс этого устройства (и без того не особо большой) снижается в разы, если не на порядок...
Конечно-же, у меня есть в наличии "трещотки" самых разных размеров и модификаций. Но эту я решил изготовить по другой причине. В данное время я изготавливаю одно самодельное приспособление (оно не закончено, поэтому опишу я его позже). И это приспособление нужно будет приводить в действие вращением болта. Соответственно, надо бы укомплектовать его и соответствующим ключом, чтобы "не искать инструмент для инструмента", когда придёт пора его использовать!)))). Для укомплектовки других своих самоделок я использовал дешёвые китайские воротки-трещотки с Али-Экспресс. Но не в этом случае! Ведь здесь нужно будет вращать болт М10!! А это - головка 17 миллиметров! Как правило, под такие нужен уже вороток большего размера.
Порывшись в своих запасах, я нашёл вот такую мощную "головку" на 17 ещё советского производства:
Она изготовлена под вороток с гранью 10 мм. У меня нашлась такая "трещотка". Но она оказалась хорошего качества, и мне не хотелось её "портить", кладя в комплект к инструменту, пользоваться которым я буду, возможно, не каждый год!))). Да и "взыграла кровушка истинного самодельщика", и я решил изготовить самодельную "трещотку"!!! Да так увлёкся, что отложил на время даже сам инструмент для которого её сделал!!
Вот что мне для этого понадобилось:
1. Обгонная муфта ("бендикс"). 2. Профильная труба сечением 20 на 20 мм. (Для изготовления рукоятки). 3. Стальной пруток диаметром 12 мм (для изготовления воротка). 4. Заглушка пластиковая для профильной трубы.
Начинаем. Сам "бендикс" мне достался после замены его на автомобиле "Тойота-Ярис", а потому он оказался достаточно компактных размеров:
Устройство его ничем не отличалось от устройства почти всех "бендиксов" - внутренняя обойма жёстко связана с шестернёй, которая входит в зацепление с венцом, наружная - с корпусом, имеющим с другой стороны выступающую ступицу с наклонными шлицами, посредством которых устройство совершает поступательное движение при входе/выходе в это зацепление...
Вначале я, при помощи УШМ, отрезал шестерёнку:
Потом отрезал и ступицу. При этом я оставил с обеих сторон по небольшой выступающей части:
Далее я приступил к изготовлению рукоятки. Для этого я взял отрезок профильной трубки со стороной 20 мм, и стенкой 1,5 мм. Это было обусловлено тем, что толщина обоймы "бендикса" оказалась 17 мм - как раз внутренний размер трубки.
На конце трубки я сделал в противоположенных гранях по два пропила так, чтобы впоследствии эти грани разогнуть, а в двух других сделать полукруглые выемки:
Это необходимо для того, чтобы потом плотно вложить "бендикс" в получившуюся рукоятку и приварить. При этом следует обратить внимание на то, чтобы со стороны ступицы рукоятка прилегала как можно плотнее, а вот со стороны шестерни не доходила до неё:
После этого осталось приварить рукоятку к корпусу и зачистить... Это лучше сделать, конечно, при помощи полуавтомата, ведь кожух обоймы, к которому нужно приварить, выполнен из металла малой толщины. Но у меня была только дуговая сварка, поэтому места сварки выглядят не очень красиво. Ведь варить пришлось маленькими каплями, опуская после каждой в воду. (Не забываем, что пружины внутри могут "сесть" при перегреве!!!)
Окончательно зачищал при помощи наждачно-лепесткового круга:
Теперь приступим к изготовлению собственно воротка. Я выбил изнутри втулку
Внутренний диаметр шестерни оказался около 12,5 мм. (У ступицы - на миллиметр больше). Поэтому сам вороток я решил изготовить из прута, диаметром 12 мм, обрезок которого нашёл в своём "металлоломе":
Для начала я выровнял торец:
Потом, работая "болгаркой" с зачистным кругом, придал концу прутка на длину 10 миллиметров квадратную форму со стороной, равной тоже, примерно 10 мм.
(Примерно - потому что я просто использовал в качестве шаблона посадочное отверстие нужного мне торцового ключа. Взять штангенциркуль руки так и не дошли)))).
Потом я вставил пруток в ключ, выровнял и отметил на другой стороне маркером размеры, по которым потом отрезал и обработал. Ведь переключение на реверс в моей "трещотке" не будет предусмотрено!))) Поэтому необходимо просто сделать два посадочных места подголовки с разных сторон. Одним будем отворачивать, другим - заворачивать...:
Продумывая эту самоделку, я решил сделать на воротке шариковую фиксацию головок. Для этого уже добыл подходящие шарики из подшипников и пружинку из зажигалки.))). Но, изготовив вороток, я заметил, что, благодаря достаточно точной подгонке и отказу от тонкой шлифовки и полировки, одетый на вороток торцовый ключ держится достаточно плотно! Его трудно сбросить даже если очень сильно и резко трясти инструмент, держа за рукоятку!!! Поэтому я решил не заморачиваться и не делать никаких фиксаций!!! Тем более, что использовать мою "трещотку" я буду очень редко и только для одной операции..
Поэтому я просто вставил вороток внутрь "бендикса"
И приварил к тому, что осталось от шестерни.
При этом опять таки, периодически охлаждая, и следя за тем, чтобы не случилось перекоса - с другой стороны он должен свободно вращаться в отверстии ступицы, не задевая её стенок:
И зачистил сварочные швы:
После этого я покрасил изделие. Использовал начатый баллончик с чёрной эмалью, который попался под руку:
Ну вот, моя "трещотка" почти готова! Осталась окончательная "доводка". В торец рукоятки я забил пластиковую заглушку для профильных труб подходящего размера. (Я часто использую в самоделках трубы квадратного сечения, поэтому в запасе есть много различных заглушек. Ведь стоят они совсем копейки, а "законченный вид" изделию придают очень даже хорошо:
И напоследок, решил сделать инструмент более ярким. От меня инструмент постоянно "прячется" (а, тем более, чёрный))), поэтому я стараюсь добавить в него какой-либо яркий цветной элемент. Самым простым способом является обматывание рукоятки жёлтой, или красной изоляционной лентой...
На этот раз опять под руку попалась красная:
Вот и всё!! Инструмент готов к использованию... Напоследок хочу сказать, что использовать такой вороток для затягивания и срыва гаек нельзя!! Конечно же, и обычные "трещотки" не предназначены для этого!!! Все мы знаем, что для этого в каждом комплекте торцовых ключей обязательно присутствует обычный стальной вороток!!! Именно им и необходимо сорвать гайку, и, только после этого, переставить головку на "трещотку", чтобы удобнее было её прогнать на всю длину резьбы.... То-же самое и в обратной последовательности - прогоняем гайку до упора, снимаем "трещотку", устанавливаем вороток, и затягиваем....
...Э-э-э... Только вот покажите мне человека, который никогда не нарушал эти инструкции...)))) А вот, в случае с роликовой обгонной муфтой такие номера могут не пройти...)))). Ведь ролики при затяжке вжимаются в узкую часть просто таки с колоссальным усилием!!! При этом они выполнены хоть и из высокоуглеродистой, но, в то-же время, из достаточно пластичной стали (иначе они будут скользить и не смогут исполнять свою функцию). А посему, может быть такое, что даже после одного очень сильного затягивания на них просто появятся небольшие приплюснутости в местах сжатия...
И всё!!! Они уже не смогут перекатываться, и будут всегда раположены именно в этом одном положении, что приведёт к очень быстрому их истиранию!!! Ведь, не катаясь, они будут истираться и на "рабочем ходу", и, даже на "холостом"!!! А до полного отказа достаточно стереть лишь малые доли миллиметра!
Поэтому рассматривать такую "трещотку" как полноценный рабочий инструмент всё-же не стоит.... Но для нечастых операций она, безусловно, подойдёт.
Ну и, как водится у нас- самодельщиков, не стоит забывать об удовольствии от изготовления нужной вещи из того, что собирались выбросить!
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
usamodelkina.ru
Ремонт бендикса (обгонной муфты) стартера своими руками
Во время работы на стартер действуют внешние раздражители, он подвергается воздействию грязи и влаги, что неблагоприятным образом сказывается на его функциональности. И поэтому часто встречающейся неисправностью электромотора, может быть — пробуксовка обгонной муфты, более известной среди автолюбителей, как бендикс.
Дабы избежать существенных затрат на ремонт стартера в сервисных центрах можно эту процедуру провести в домашних условиях. Да, дело непростое и хлопотное, но когда вы знаете свою «железную лошадку» от маленького винтика до спидометра – вам все по плечу!
Что же такое бендикс?
Бендикс — это обгонная муфта свободного хода, которая состоит из шестерни и специального устройства, и всё это находится в корпусе стартера.
Агрегат в исправном состоянии:
прокручивается только в одну сторону;
при попытке повернуть его в другую – стопорится.
Как работает бендикс стартера? При повороте ключа зажигания до упора, бендикс приводится в движение с помощью якоря втягивающего реле. Шестеренка сцепляется с маховиком коленвала и раскручивает его. Горючая смесь воспламеняется в камерах сгорания и двигатель начинает работать.
Как только обороты вращения коленвала превышают частоту вращения самого электродвигателя, тогда обгонная муфта рассоединяет шестерню и вал стартера.
Характерные черты неисправности стартера
Возможные неполадки
Основная причина
Как отремонтировать
При повороте ключа зажигания на пуск — стартер не включается.
Разряжен или неисправен аккумулятор.
Необходимо зарядить или заменить батарею.
Переключатель скоростей не находится в положении «P» или «N» (для коробки-автомат).
Поставить в положение «Р».
Поврежден контакт провода массы с двигателем.
Отремонтировать контакт массы (очистить клеммы или подтянуть болты).
Пришел в негодность переключатель блокировки КПП.
Поставить новый переключатель блокировки КПП.
Отсоединен разъем на управление стартером (контакт 50).
Устранить.
Щетки стартера зависли или износились.
Замерить длину и свободный ход щеток в щеткодержателе.
Неисправность втягивающего реле.
Втягивающее реле отремонтировать или заменить.
Большой износ коллектора якоря.
Коллектор заменить.
Отсутствует контакт между обмоткой и коллектором якоря.
Определяется проверкой.
Медленное вращение двигателя стартером.
Плохой контакт массы с двигателем.
Улучшить контакт провода массы.
Разряжен аккумулятор.
Проверить генератор.
Втулки стартера сильно износились.
Поставить новые втулки.
Барахлит втягивающее реле.
Отремонтировать втягивающее реле.
Статорная или якорная обмотки пробивают на массу.
Статор или якорь заменить.
Износ щеток.
Заменить щетки.
Провод от стартера до аккумулятора — перебит.
Заменить провод.
Стартер крутит, а двигатель — нет.
Повреждения или износ бендикса.
Отремонтировать или поменять бендикс.
Часть редуктора разрушилась.
Заменить редуктор.
Вместе с двигателем вращается и стартер.
Испортился замок зажигания.
Заменить замок.
Отказ втягивающего реле.
Ремонт или замена втягивающего реле.
Если говорить про признаки неисправности бендикса стартера, то можно слышать шум вращающегося стартера, при запуске автомобиля, а сам вал двигателя не прокручивается. Это ведущая шестерня не входит в зацепление с маховиком коленвала. Это и ответ на вопрос, как проверить бендикс стартера, не снимая его с автомобиля?
В таком случае, требуется замена бендикса на электродвигателе или его ремонт.
Ремонт обгонной муфты
Нужно взять подходящие по размеру ключи, отвертки и ваши «золотые» руки! Выполняя ремонт бендикса стартера своими руками, автовладелец в первую очередь должен попробовать очистить агрегат от загрязнения, без его разборки (а вдруг получиться — реанимировать).
Для этого нужно:
снять стартер с авто;
погрузить часть электромотора с бендиксом в емкость с бензином на 5-7 часов;
иногда подходить и прокручивать шестерню муфты в бензиновой посудине;
достать и хорошо просушить агрегат.
Если неисправность осталась, значит нужно снять и разобрать обгонную муфту стартера для ремонта.
Как снять бендикс со стартера (на примере ВАЗ 2114)
1. Сначала нужно снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи и используя ключ, открутить верхние крепежные винты, которые присоединяют стартер к картеру сцепления. Третьего болта быть не должно, но если вам повезло – тогда нужно изловчиться, дабы его отвинтить.
2. Теперь нужно отсоединить провода подходящие к электродвигателю.
3. На этом этапе можно посмотреть состояние маховика (его зубья).
4. Дальше, отверткой нужно открутить два винта расположенные на крышке стартера и снять гайку на втягивающем реле (крепление выхода обмотки).
5. Теперь вы можете снять шайбу-скобу и с помощью ключа снять стяжные болты.
6. Осмотрите втулки на предмет износа.
7. Для последующих действий возьмите резиновый или деревянный молоток, которым нужно нанести несколько ударов по нижней части корпуса стартера и разъединить его.
8. Визуально оцените состояние обмоток и щеток.
9. Отверткой подцепите уши бендикса и достаньте их из вилки.
10. Теперь сбейте первое стопорное кольцо (можно с помощью ключа и молотка), а второе – снимите отверткой.
11. Снимите обгонную муфту.
Как осуществить замену механизма?
Возьмите новую обгонную муфту и установите на место изъятого бендикса. Обязательно промойте все детали механизма, пазы наружной обоймы, зачистите заусеницы на рабочих поверхностях.
Внимание: перед сборкой агрегата нужно обработать смазкой все подлежащие этому элементы механизма.
После установки стартера на место, подключите аккумулятор и заведите двигатель. Если все манипуляции были произведены верно – значит ваш автомобиль готов к эксплуатации.
Видео: замена бендикса стартера (инструкция).
На этом ремонт бендикса своими руками полностью завершен!
Советы бывалых
В процессе монтажа стартера важно проверить целостность шестерни бендикса и привода агрегата.
Стартер нельзя ронять, это сложный электроприбор, который может подвергнуться повреждению внутренних составляющих.
Перед тем как разобрать бендикс стартера, проверьте обязательно заряд аккумуляторной батареи. Такая проблема часто вызывает ложную панику и необдуманные действия мастера.
Если вы обнаружили треснутую или изношенную пластиковую шайбу, то ее нужно заменить.
При покупке нового бендикса, имейте при себе старый агрегат. Часто различные муфты отличаются между собой мелкими деталями, которые визуально не запоминаются.
При разборке стартера в первый раз, желательно процесс демонтажа записать на бумажку, дабы не допустить малейших оплошностей, при его сборке.
Сложности при разборке стартера
Наиболее распространенная загвоздка при ремонте бендикса – снятие стопорного кольца, и обратная его сборка.
У ограничительного кольца есть прорезь для стопорного. Одевается с противоположной стороны от бендикса.
При разборке втягивающего реле следует обязательно снимать контакты с обмотки, чтобы не повредить механизм. При размещении щеток внутри держателя необходимо визуально оценить их состояние, при расслоении нужно обработать их на точильном камне и вставить в отверстия держателя.
Хорошей Вам дороги и поменьше поломок!
Загрузка...
avto-i-avto.ru
Ремонт обгонной муфты стартера Субару (13.12.2018) — Subaru Legacy, 3.0 л., 2006 года на DRIVE2
Всех приветствую! В один прекрасный день, случилась такая ситуация в работе стартера — при попытке запустить двигатель услышал скрежет, но маховик не вращался и так 3 раза подряд. Озадачило, при том что с такой частотой подряд первый раз, обычно раз в неделю если случится, то на это и внимания особо не обращал. Начал зондировать эту проблему, выяснил, что это бендикс, вернее обгонная муфта на нем. Ну думаю куплю новый бендикс. Посмотрел на заказ — только оригинал и космических денег стоит. Рассмотрел вариант контракта всего стартера 5500 — 6000 р., тоже недешево (на механику шестерку такие цены). Решил снять стартер
Полный размер
Вот он, нижний болт его крепления к коробке можно открутить только снизу
Полный размер
Полный размер
Разобрал его
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Вот наша муфта с кореткой
Полный размер
Щетки в хорошем состоянии, еще послужат
Полный размер
Их заказной номер, подходят от тойоты
Бендикс с муфтой необходимо снять вала он сидит на стопорном кольце, поверх которого установлена обойма, которую нужно сбить, например подходящей по диаметру головкой, фото ниже
Полный размер
Затем снимаем стопорное кольцо и бендикс с муфтой у нас в руках
Полный размер
Решил попробовать поискать такой на авторынке, ни одного, всякие разные, но только не такой как у меня. Немного расстроился, как раз затеял ремонт на квартире, бабки каждая на счету. Думаю дай посмотрю в инете, что же такое обгонная муфта и как она работает, оказывается работает по принципу храпового механизма, также как трещетка из набора головок — вращается только в одну сторону, в обратную нет. Т.е. в моем случае она проворачивается под нагрузкой и соответственно не вращает маховик. Искал причины сей неисправности и как оказалось все очень просто — со временем в этой муфте скапливается пыль, грязь и и старая смазка в перемешкуи мешает правильной работе подпружиненных роликов. Необходимо все это почистить и собрать обратно, ну и немного растянуть пружинки. Разбираем муфту
Полный размер
Нужно развальцевать корпус муфты, я это сделал молотком и отверткой
Полный размер
Полный размер
Развальцованная
Полный размер
И вот разобранная, посмотрите сколько там пластилинового дерьма)
Все вымываем, чистим и собираем обратно, смазывать ролики не нужно, разве что можно немного графитовой пылью посыпать
Полный размер
Полный размер
Полный размер
На всякий случай замерил диаметр ролика
Немного растянул пружинки, на 1 мм. Теперь необходимо завальце