Язык дракона своими руками. Прикольная идея! ;-) — DRIVE2
Язык дракона – это устройство, реализующее выброс огня из глушителя автомобиля. Данный тюнинг не несет в себе никаких дополнительных преимуществ (увеличение мощности, экономия расхода топлива), кроме чисто визуального эффекта.
Иногда автомобиль и без этого приспособления может проделывать подобные фокусы, но данный факт будет свидетельствовать лишь о неисправности машины, при плохо отрегулированном двигателе. Итак, что же нам понадобиться для воплощения данного тюнинга. Во-первых, специальное устройство на базе обычной дополнительной свечи зажигания, установленной в выхлопной трубе. Это устройство будет поджигать не испарившиеся пары топлива, которые в виде языков пламени будут вырываться из выхлопной трубы.
Чтобы пары топлива при перемещении по системе не испарялись, необходимо в салоне установить специальную кнопку, при нажатии на которую, на некоторое время перестают работать несколько свечей зажигания автомобиля. Это даст нам те самые насыщенные топливом пары, не испарившиеся в цилиндрах. Кроме того, эта же кнопка, кроме отключения части свечей, будет активировать генератор искры для дополнительной свечи, которая и произведет поджигание топливных паров.
Но при этом нужно быть очень аккуратным, чтобы система выпуска не вышла из строя раньше времени. Язык дракона безопаснее всего пускать во время стоянки, перед тем как тронуться с места.
А теперь подробнее об установке.
1. Отсоединить клеммы от аккумулятора.
2. Черный провод блока управления присоединить к массе.
3. Плюсовой провод присоединить к замку зажигания (чтобы эффект был возможен только при включенном зажигании).
4.Установить кнопку в салоне в удобном для вас месте.
5. Сделать небольшой надрез в проводке замка зажигания.
6. Подключить к нему провод управления системой.
7. В выхлопную трубу (10-12 см от края) вварить гайку, для вкручивания свечи зажигания.
8. Катушку зажигания поместить недалеко от цоколя свечи, избегая касания высоковольтного провода и выхлопной системы.
9. Завершив монтаж, завести автомобиль и прогреть нашу систему.
10. Повысить обороты до 3000, удерживать их некоторое время.
11. Нажать кнопку, нажать на педаль сцепления и тронуться с места.
ВСЕ!
Данный способ является кустарным, и если вы сомневаетесь в его эффективности и надежности, то можете воспользоваться промышленными аналогами, тогда действием системы будет управлять автоматика. Но это будет стоить вам денег. В любом случае выбор за вами.
P.S. Статья взята с сайта avto-guru
(адрес на картинке)
www.drive2.ru
Делаем язык дракона своими руками
Наверное, каждый любитель автомобильного тюнинга знает, что такое язык дракона (пламя из выхлопной трубы). Добиться такого эффекта позволяет специальное устройство, которое реализует выброс огня из выхлопной системы автомобиля. Такой тип доработки или внешнего тюнинга не обладает никакой прибавкой к мощности и не несет никакой выгоды кроме эстетического удовлетворения самого автовладельца.
Порой случается, что автомобиль и без специального приспособления проделывает такие фокусы :-) Однако в данном случае, это ни в коем случае не тюнинг, более того, этот факт является свидетельством неисправности самого автомобиля или неправильно отрегулированном моторе.
И так, что же для этого необходимо.
Прежде всего, следует в автомобиле приобрести специальное устройство, которое и будет выполнять главную роль по созданию языка дракона. Сам прибор — что-то на подобии обычной свечи зажигания, только устанавливается она в выхлопной трубе. Задача этого устройства подать искру и воспламенить не испарившиеся пары топлива, которые собственно и будут ничем другим, как пламенем из выхлопной трубы.
Для того чтобы пары топлива, перемещаясь по выхлопной системе не испарялись, в салоне автомобиля устанавливается специальная кнопка, при нажатии которой, на какое-то время прекращают свою работу несколько свечей, это позволяет сделать испарения более насыщенными бензином. Кроме всего прочего, при помощи этой кнопки будет активироваться генератор, который подает искру на дополнительную свечу, поджигающую топливные пары.
Однако необходимо понимать, что такой тип тюнинга небезопасен и может причинить вред выхлопной системе, так что будьте предельно аккуратны.
Теперь более подробнее о самой установке.
Для того чтобы установить на свой автомобиль язык дракона, необходимо:
1. Обесточить електросистему автомобиля, отсоединив клеммы от аккумуляторной батареи.
2. Затем провод черного цвета блока управления следует присоединить к массе.
3. «+» провод нужно подключить к замку зажигания (для того чтобы пламя из выхлопной появлялось только при включенном зажигании).
4. После этого разместите кнопку в салоне в понравившемся вам месте, это не критично, лишь бы вам было удобно.
5. Произвести небольшой надрез в электропроводке замка зажигания и подключить к нему провод управления этой системой.
6. Установить в выхлопной трубе примерно 10-12 см от ее края свечу зажигания. Как правило, для этого приходится вваривать гайку.
7. Разместите катушку зажигания таким образом, чтобы она находилась недалеко от цоколя свечи. Запомните, высоковольтный провод не должен касаться выхлопной системы.
После того как процесс монтажа завершен, можно попытаться завести машину, если все получилось, прогрейте вашу систему. Чтобы сделать свой первый язык дракона, необходимо увеличить обороты до 3000, и удерживать их какое-то время. Далее нажатием на кнопку, выжмите педаль сцепления и начинайте движение с места.
Вот и вся математика! Если у вас все получилось, поздравляю вас, если же нет, попытайтесь проделать все шаги еще раз.
ВАЖНО! Помните, этот способ — кустарный, все, что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск. Если вы не уверенны в своих способностях или неуверенны в его эффективности, можете использовать другие промышленные аналоги. В таких случаях управление системой будет осуществляться при помощи автоматики. Но есть один момент, такой вариант выльется вам в копеечку. В любом случае, выбирать вам.
Делаем язык дракона своими руками
Пожалуйста, оцените эту страницу
sanekua.ru
Язык дракона из выхлопной трубы своими руками » АвтоНоватор
Внимание окружающих к своей тачке можно привлечь разными способами – гонять, не думая о последствиях, выкрасить свой кар в необычный цвет или же сделать так, что из выхлопной трубы автомобиля будет вылетать огонь.
Немного о языке дракона
Огонь из выхлопной системы обычно называют языком дракона, этот тюнинг выхлопной системы очень популярен среди рейсеров, которые таким образом демонстрируют всю мощь, агрессию и дикость своего автомобиля. Сегодня мы с вами превратим ваш обычный стоковый автомобиль в экземпляр, который станет желанным гостем на любом файер-шоу, где он соберет сотни оваций восхищенной публики.
Самое приятное в процессе создания – это то, что технически реализовать язык дракона довольно легко, однако прежде, чем испытать их на деле все-таки следует помнить, что это может привести к печальным последствиям.
Внимание, дорогие читатели, если вы хотите, чтобы ваш автомобиль извергал огонь из выхлопной системы, надеясь, что таким способом вам удастся увеличить потенциал вашего железного коня, то вы заблуждаетесь, т.к. языки дракона – это лишь внешнее, хотя стоит отметить, довольно зрелищное преображение автомобиля, в общем, не больше чем обычный стайлинг.
Итак, воплощаем наши желания в жизнь. Сегодня в автомагазинах можно приобрести готовый блок языков пламени, однако если вы с электроникой на «Будьте добры», т.е. не слишком хорошо в ней разбираетесь, то лучше, если подобное оборудование будет установлено профессионалами. Стоит отметить, что монтаж возможен только на бензиновые автомобили, вне зависимости карбюраторный он или инжекторный, а вот для дизельных двигателей подобный стайлинг, к сожалению, не доступен.
Как сделать самому язык дракона из выхлопной трубы
Если вы уверены в своих силах, навыках и мастерстве, проще говоря решили установить систему Огненный дракон самостоятельно, то на первом этапе работ необходимо отсоединить клеммы от аккумулятора, а затем следовать инструкции, прилагаемой к системе.
Можно, конечно, обойтись без дополнительного оборудования и сражать девушек наповал огненными языками из выхлопной трубы с помощью следующего нехитрого способа.
Проводим от катушки зажигания провод в заднюю часть авто, затем к нему подключаем еще одну катушку. В последней трубе выхлопной системы (т.е. после резонатора) сверлим отверстие, закрепляем с помощью холодной сварки свечную втулку (ее можно приобрести в любом мотоциклетном магазине). После этого вкручиваем свечу зажигания и одеваем свечной колпачок, который идет от вновь установленной катушки.
Перед самим шоу выкручиваем пару свечей зажигания, на их места устанавливаем заглушки, во избежание попадания бензина под капот. Запускаем двигатель, хорошенько газуем, в результате бензин попадает в выхлопную систему. Готово! Наслаждаемся зрелищем! Только после демонстрации не забудьте ввинтить свечи на место.
Однако специалисты не рекомендуют ездить постоянно с включенной огненной системой, это, в конце концов, небезопасно. Поэтому нужно установить разрыв на провод, идущий от штатной к установленной катушке, а от него уже в салоне запитать выключатель пламени из выхлопной трубы.
Вот таким вот нехитрым способом своими силами можно создать огненное зрелище, тем самым вызывать восторг и удивление у зрителей, а у других водителей — зависть. Но в любом случае, несмотря ни на что не следует пренебрегать правилами безопасности, проводить файер-шоу в закрытых помещениях, в тесной близости с людьми и легко возгорающимися объектами, так как последствия могут быть очень плачевными.
Если вы решились на установку подобного оборудования, то не лишним будет заранее продиагностировать топливную и выхлопную систему, убедиться в исправности и целостности электропитания автомобиля и только после этого можно со спокойной совестью демонстрировать языки пламени из выхлопной трубы. Удачи в деле! Любите свой автомобиль, пусть он радует не только вас, но и окружающих!
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
carnovato.ru
Огонь из выхлопной трубы – "Язык Дракона"
Чего только не придумывают владельцы автомобилей, чтобы произвести впечатление на окружающих. Сейчас на улицах можно увидеть и заниженные, и полностью затонированные, и “одетые” в эффектный обвес автомобили. Но все это – приевшаяся “попса”. А вот, что по-настоящему сможет удивить, так это огонь из выхлопной трубы. Раньше такое можно было увидеть лишь в голливудских кинокартинах типа “Двойной форсаж”, где засветилось много “заряженных” автомобилей. Сейчас же, такого эффекта можно достигнуть и на собственном автомобиле, правда без соответствующих навыков и подготовки не обойтись. Даже если вы прибегли к помощи людей, которые специализируются на таких “ништяках”, надо осознавать, что уровень опасности прямо пропорционален эффекту.
Секреты “огненного дыхания” автомобиля
Прежде, чем решиться на создание и монтаж данного механизма, нужно тщательно разобраться в тонкостях принципа действия. Традиционно, топливно-воздушная смесь поступает в камеру сгорания силовой установки, с ее последующим воспламенением, которое заставляет поршень двигаться (рабочий ход), тем самым выталкивая в выпускной коллектор отработанные газы. Они проходят по выводящим магистралям, через резонатора и выхлопной трубы, и уже после выходит наружу в качестве отработанного выхлопных газов.
Чтобы сделать огонь из глушителя, нужно, чтобы горючая смесь в каком-то количестве не воспламенилась в камере сгорания, а была подожжена в выхлопной системе.
Такой эффект возможен лишь при отключении зажигания в цилиндрических камерах сгорания. При этом, действующие цилиндры предотвратят двигатель от полной остановки, тогда как неработающие, обеспечив смесь бензина с кислородом, отправят получившуюся массу на выход выхлопной системы.
Технология
Чтобы получилось пламя необходимо создать условия для воспламенения топливной смеси в выхлопной системе. Для этого на определенном расстоянии от конца трубы интегрируется свеча зажигания, которая полностью идентична тем, что установлены в двигателе. На свечу обеспечивает напряжение, результатом которого является пламя. Выхлопные системы автомобилей, которые устанавливаются заводом-производителем, меньше всего предназначены для того, чтобы сделать “искру”. Стандартная система многих автомобилей оснащена встроенной перегородкой с фильтрацией, которая конденсирует и нейтрализуют неотработанную массу (каталитический нейтрализатор). Поэтому воспламенение весьма проблематично. А вот прямоточная система выхлопа вполне сгодится. Огонь из глушителя возможен при следующих условиях:
инсталляция системы, которая прерывает подачу зажигания на определенные цилиндры с целью обеспечения выброса в выхлоп топливно-воздушной смеси;
установка свечи зажигания на конец выхлопной трубы;
применение глушителя с прямоточным выводящим каналом отработанных газов.
Из всего этого становится ясно, что подобная “прокачка” выхлопной системы имеет смысл на автомобилях, которые работают только на бензине (как карбюраторная, так и инжекторная система впрыска). Дизельная силовая установка не поддастся на такие кардинальные изменения, потому что горючая смесь в камере сгорания воспламеняется посредством компрессии, но не как не при помощи принудительного воспламенения.
«Язык Дракона»
По другому этот комплект комплектующих называют еще «эффект дракона». Он доступен в магазинах, специализирующихся на автокомплектующих. Его имеет смысл приобретать, так как данный комплект имеет необходимые предписания по монтажу. Это действительно важно, ибо система выхлопа и зажигания подвергнется изменениям в конструкции. Покупатель может выбрать систему на любой вкус и кошелек: начиная от простых, которые отключают свечи зажигания в камере сгорания посредством клавиши и заканчивая интеллектуальными, в которых за весь процесс управления ответственен блок микропроцессора. К каждой системе приложена инструкция, в которой доходчиво описано, как сделать пламя из выхлопной системы. Главное – во избежание нежелательных последствий нужно придерживаться указаний инструкции.
Процесс установки
Порядок монтажа следующий:
отключаем аккумуляторную батарею;
ввариваем гайку с резьбой, на которую будем крепить свечу зажигания, на расстоянии около 100 миллиметров от края прямотока;
на днище автомобиля закрепляем катушку зажигания, которая будет находиться близко к свечи зажигания;
интегрируем в салон блок управления (с наличием предохранителя) и клавишу активации.
В ходе процесса монтажа системы подключение и работа с проводкой играет не самую последнюю роль. Многие производители стараются изготавливать проводку различной цветовой гаммы. Комплект в обязательном порядке должен включать в себя разноцветную проводку. Схема монтажа тоже должна быть цветной, ибо это важно при установке.
Типовой монтаж системы:
подключение черного проводка от блока управления к массе;
интеграция в личинку зажигания красного проводка. Сделать это нужно так, чтобы при включенном зажигание на него отправлялось питание;
проводки желтого и белого цвета проводятся к катушке зажигания;
проводок зеленого цвета идет на проводку катушки +12В;
отрицательный контакт катушки подключаем к массе;
подключаем к свече высоковольтный провод.
Безопасность
Прерывание потока зажигания на две цилиндрические камеры сгорания двигателя ведет к ощутимому дисбалансу, увеличенной нагрузке на элементы поршневой группы, уменьшению мощности. Поэтому демонстрировать «Языка дракона» нужно так:
силовую установку прогреваем до рабочей температуры;
доводим рабочие обороты двигателя до 3500 оборотов в минуту;
на пару секунд нажимаем клавишу, которая активирует систему.
Запрещено:
использование системы в тот момент, когда автомобиль находится в движении;
удерживание клавиши в течение длительного времени;
демонстрация пламени в гаражном помещении, в местах с большим скоплением народа, на дорогах общего пользования, в непосредственной близости легковоспламеняющихся предметов либо жидкостей;
нахождение на близком расстоянии от выхлопной трубы.
Выбор за вами
Как можно было убедиться – сделать пламя из трубы не так уж и сложно. Производители поставили на поток соответствующие системы, и теперь каждый владелец ВАЗовской “копейки” имеет возможность почувствовать себя в роли стритрейсера. Однако коэффициент полезного действия “огненного дыхания” приближается к нулю – динамики это не прибавит, расход не уменьшит, а вот ресурс двигателя уменьшит, равно как и вопрос о пожарной безопасности поднимет. Поэтому прежде чем идти в ближайший магазин и интересоваться о наличии такой системы нужно внимательно подумать: а стоит ли оно того?
autolirika.ru
Прямоточная банка и язык дракона *огонь* — Лада 2101, 1.3 л., 1977 года на DRIVE2
После покупки авто сразу заменил выхлопную систему, потому как старая была ржавая, местами дырявая и набита внутри какой то грязью или сажей.
Спустя 2 месяца снял глушак, чисто подраконить соседей и обнаружил что при вращении глушака внутри что то пересыпается.
Как я понял это были рассыпавшиеся перестенки. Глушак было решено заменить на новый, и как раз через пару дней, остановились мы с пацанами на "Маке" попить кофе и подошел к нам парень и предложил прямоточную банку из нержавейки
Сказал вот моя машина (2106), вот банка, вот так она ревет. Звук мне понравился, на холостых оборотах банка пердела тише чем мой старый дырявый глушак, на оборотах более 3000 звук оставался басистым и не давил на мозги., Так как я всегда представлял прямоток до ужаса ревущим, как чаще всего это и бывает у "колхозных стрит-рейсеров" эта банка меня заинтересовала и мы обменялись номерами телефонов.
Обдумав всё решил что банка из нержавейки круче любого заводского глушака
На следующий день мы созвонились и я поехал забирать банку, приехав оказалось что пацан еще и сам мне всё установит без каких либо доплат.
Разговорившись понял что пацан нормальный и мы начали кентовать.
После установки начал проверять, на холостых звук тихий но басистый, Самый крутецкий, громкий звук появляеться после 3000 оборотов.
На низких оборотах звук не привлекает к себе внимание людей на всей улице, а на высоких люди на пешеходном начинают всматриваться по сторонам перед тем как шагнуть.
Спустя год вырезал сзади на фартуке прямоугольное углубление под трубу что бы лучше смотрелось и просверлил в банке отверстие под свечу, установил на тазик язык дракона, для того что бы отпугивать наглых маршруточников которые любят прижиматься сзади.
Язык дракона В глушителе сверлиться отверстие и в него вкручивается свеча если отверстие получилось больше диаметра свечи (свеча не вкручивается, а выпадает) тогда навариваем гайку и уже в неё вкручиваем свечу.
В багажник устанавливается катушка зажигания (как под капотом)
Под капотом устанавливается 5ти контактное реле связывающее между собой две катушки и кнопку установленную в салоне на включение "языка"
Работает это следующим образом: Нажатием на педаль газа поднимаем обороты (примерно до 4000) Нажимаем на кнопку, в этот момент вместо катушки зажигания установленной под капотом начинает работать катушка установленная в багажнике. То есть пока обороты падают, вместо искры в двигателе появляется искра в глушителе и вся топливная смесь сгорает не в двигателе, а в глушителе.
Эффект 100% После демонстрации наглые маршруточники останавливаются в 5 метрах.
www.drive2.ru
Как сделать огонь из выхлопной трубы автомобиля?
Выброс пламени из глушителя
Огонь из выхлопной трубы бывает в двух случаях: либо в случае каких-то неисправностей, которые следует немедленно устранять, либо для демонстрирования своего авто. Пламя, рвущееся наружу, или, другими словами, «язык дракона» — зрелище, гарантирующее всеобщее внимание, вызывающее массу эмоций. Создаётся впечатление мощности, навороченности и крутости подобно гоночному автомобилю. Такой эффект о мощности двигателя совершенно не говорит, но зато оставляет яркие эмоции и, несомненно, подходит для каких-либо шоу и просто для любителей выделиться. В гоночных автомобилях присутствует абсолютно короткая и прямая выхлопная система, которая не в состоянии полностью гасить горящие газы, что способствует появлению языков пламени. В обычных автомобилях устройство выхлопной системы несколько отличается, к тому же, кроме эффектности и зрелищности, «язык дракона» никакой пользы не приносит, наоборот, частое применение вырывающего пламени вредит авто.
Соблюдая все меры предосторожности, можно самим добиться столь впечатляющего эффекта, то есть своими руками сделать из машины «монстра», установив самодельное специальное устройство, поджигающее остатки бензина на выходе из выхлопной трубы, либо можно приобрести и установить электронную систему. Если вы не умеете обращаться с электроникой, лучше сделать это у профессионала.
Перед установкой оборудования не поленитесь сделать диагностику топливной и выхлопной систем, электропитание авто должно быть целостным и исправным.
Для установления системы необходимы следующие условия:
Самая простая схема, позволяющая достичь эффекта «язык дракона»
Сделать огонь из глушителя достаточно просто. При исправной работе автомобиля выхлопные газы остывают при прохождении по выхлопным трубам, а значит, огню неоткуда появиться, поэтому устанавливается специальная свеча в конце выхлопной трубы, которая поджигает незначительную часть бензина, не сгоревшего в цилиндрах.
Чтобы свеча сработала и возникла искра, её нужно подключить к простому генератору импульсов. Переключателем (кнопкой), находящимся в салоне авто, отключают свечи, чтобы в цилиндрах не всё топливо сгорело и часть его попала в выхлопную трубу. Запускается генератор импульсов, подающий искру на дополнительно установленную свечу зажигания. Эффект готов, пламя из выхлопной трубы рвётся наружу.
Во избежание взрыва или выхода из строя выхлопной системы, при использовании ручной подачи бензина главное не переборщить, чтобы туда его не попало слишком много.
Как привести в действие такую схему?
Чтобы установить в глушителе (в последней трубе системы выхлопа, после резонатора) дополнительную свечу зажигания:
делается отверстие, чтобы закрепить свечную втулку с помощью холодной сварки;
вкручивается свеча зажигания;
одевается свечной колпачок.
Рядом предусматривается крепление для катушки зажигания (высоковольтного трансформатора). Катушка должна быть независимой, включаться отдельной кнопкой. Все элементы соединяются специальным проводом.
Чтобы часть бензина не попала в рабочие цилиндры, а поступила в выхлопную трубу, следует выкрутить одну или две свечи зажигания и поставить на их место заглушку. После завершения демонстрации свечи ставятся обратно.
Подключение дополнительного трансформатора
В целях безопасности перед прокладкой провода отключается аккумулятор.
Дополнительно затягиваются три провода с сечением, как у проводов, идущих на установленный трансформатор.
С обычной катушки зажигания один провод идёт на клемму, дополнительно установленную, второй прокладывается к приборной панели автомобиля, третий соединяет приборную панель с новым трансформатором.
Далее, устанавливается тумблер на приборной панели, к которому подключатся заранее подготовленные провода.
Во избежание дисбаланса двигателя и повышенного износа деталей поршневой системы следует правильно использовать устройство:
запуск двигателя;
прогрев мотора до рабочей температуры;
обороты двигателя должны дойти до отметки 3500 об/мин.;
нажатие на 2–3 секунды кнопки включения системы.
Чтобы двигатель не заглох, следует включить ключ зажигания при снижении оборотов.
Электронные системы
Сделать пламя из глушителя можно с помощью электроники, которой под силу контролировать включение и выключение зажигания, рассчитывать промежутки времени, через которые искра будет подаваться на дополнительную свечу.
Меры безопасности
При самостоятельной установке системы следует действовать очень осторожно, чтобы не повредить и не разрушить выхлопную систему.
Следует ограничивать количество бензина, который поступает в выхлопную систему, чтобы не повредить её и чтобы не произошёл взрыв.
Во избежание повреждения автомобиля (поломка двигателя, выхлопной системы) пламя из глушителя должно идти по времени не более 3 секунд.
Демонстрация «языка дракона» допускается на открытой местности (специализированной площадке), вдали от любых объектов и свободной от людей. Автомобиль при «изрыгании» пламени должен быть в неподвижном состоянии. При движении и на дорогах общего пользования применение такого эффекта запрещается.
Чем проще устройство для эффекта вырывающегося пламени, тем быстрее изнашивается автомобиль. Рекомендуется всё-таки более надёжная электронная система.
В первую очередь помните о безопасности
Запрещается наличие вблизи автомобиля включённых электроприборов и легко воспламеняющихся предметов.
Языки пламени могут достигать 50 см, что может вызвать некоторые проблемы с лакокрасочным покрытием вашего авто.
Длительное и частое применение эффекта даёт увеличенную тепловую нагрузку на выхлопную систему и прочие элементы, связанные с ней, во избежание повреждения автомобиля увлекаться демонстрацией не стоит.
Экспериментируйте и производите впечатление, главное это делать осторожно, чтобы эффект был положительным для вас и окружающих, ну и, разумеется, для вашего авто!
carextra.ru
Визуальное программирование на языке ДРАКОН / Habr
Визуальное и текстовое программирование
Что является в программе движущей силой? Что порождает полезный результат? Конечно, алгоритм. Алгоритм создает тот эффект, ради которого написана программа. Алгоритм работает не один. Он работает совместно со структурами данных. Но именно алгоритмы составляют наибольшую часть программы.
Исторически сложилось, что алгоритмы в программах записываются в виде исходных текстов. Почти никто не ставит под сомнение, что текст — это и есть лучшее средство представления алгоритмов. Алгоритм кодируется внутри функций на языке программирования, например, C или JavaScript. Для тех, кто хочет разобраться в алгоритме с высоты птичьего полёта, предусмотрен псевдокод. Однако с текстом есть серьезные проблемы. Дело в том, что человек не оптимизирован под сплошной текст. Человек оптимизирован на восприятие графики. Текст — это относительно новое изобретение, а вот графическую информацию организмы обрабатывают уже миллионы лет.
Исходя из этого, логично было бы составлять алгоритмы в графическом виде. Посмотрите на инженеров. Они повсеместно используют чертежи. Чем же программисты хуже? Они тоже могли бы составлять чертежи алгоритмов. Некоторые здесь возразят: визуальное программирование якобы неэффективно. UML неудобен, а в блок-схемах легко запутаться. Уж лучше программировать традиционным способом — текстом. В структурном программировании есть хотя бы структура, и она обеспечивает порядок и единообразие. А кроме того, рисовать диаграммы долго и трудно. Печатать быстрее, чем рисовать.
Так что же, программисты обречены всю жизнь работать только с текстом?
Возможно, не всё так плохо. Существуют визуальные языки для представления алгоритмов, в которых тоже есть порядок и структура, например ДРАКОН, BPMN и LML Action Diagrams. Здесь мы рассмотрим визуальный алгоритмический язык ДРАКОН.
Как программировать на языке ДРАКОН
ДРАКОН не является самостоятельным языком программирования. Он работает в паре с текстовым языком, например, с JavaScript, Python или C++. Вместе с текстовым языком, ДРАКОН образует гибридный язык: ДРАКОН-JavaScript, ДРАКОН-Python или ДРАКОН-C++.
Программирование на гибридном языке происходит следующим образом:
Рисуем ДРАКОН-схему.
Внутрь икон помещаем небольшие кусочки кода на соответствующем языке программирования.
Программа-транслятор преобразует ДРАКОН-схему в текстовый файл с исходным кодом.
Этот текстовый файл включается в проект обычным образом.
Генерацию кода из диаграмм на сегодняшний день поддерживают несколько редакторов. Примеры в данной статье сделаны в DRAKON Editor.
Генерация кода из диаграммы
В диаграмме ДРАКОН берёт на себя управление потоком выполнения. Поэтому кусочки исходного кода в иконах не должны содержать ключевых слов типа if, else, switch, case, for, while и т. п.
Внутри икон должен быть только простой однозначный код: арифметические выражения, присваивания значений, вызовы функций, сравнения. А вот ветвление и циклы реализуются конструкциями языка ДРАКОН.
Также не рекомендуется применять логические выражения: and, or, not. Их тоже изображают средствами ДРАКОНа.
Генерация кода происходит следующим образом:
Из каждой диаграммы создаётся функция.
Название диаграммы становится названием функции.
Параметры функции берутся из иконы «Формальные параметры», что расположена справа от названия диаграммы.
Тело функции генерируется, исходя из структуры диаграммы и содержимого икон.
На рис. 1 представлен пример небольшой диаграммы на гибридном языке ДРАКОН-JavaScript и сгенерированный код на JavaScript:
Прямоугольник с текстом console.log(cat, dog) на рис. 1 — это икона «Действие». Сколько кода можно поместить в одну икону «Действие»? Следует стремиться к тому, чтобы в одной иконе содержалась одна мысль. Иногда это одна строка кода, иногда несколько.
Сгенерированный код снабжён комментариями, в которых указаны номера икон. Находясь в редакторе, можно быстро перескочить к любой иконе, нажав Ctrl+I.
Рис 1. Диаграмма на ДРАКОН-JavaScript и сгенерированный из неё код.
Икона «Вопрос»
Для ветвления применяются иконы «Вопрос» и «Выбор».
Икона «Вопрос» (рис. 2) соответствует конструкции if-then-else.
Обратите внимание, что вместо слов true и false используются слова Да и Нет (можно переключить на Yes и No).
«Истина» и «ложь» — это звучит эффектно, по-учёному. Однако человеку ближе знакомые с раннего детства «да» и «нет».
Надписи Да и Нет можно менять местами. Неизменным остаётся расположение выходов из иконы «Вопрос». Один выход идёт вниз, а другой — вправо. Ветвление в языке ДРАКОН всегда направлено вправо, поэтому выход из левой стороны иконы запрещён. Такая предсказуемость облегчает чтение диаграммы, так как читатель заранее знает, где искать выходы.
Ещё одной особенностью языка ДРАКОН является то, что для ветвления используется не полный ромб, а усечённый. Это экономит место на диаграмме.
Рис 2. Икона «Вопрос»
Визуальные логические формулы
Язык ДРАКОН делает ненужными логические операторы И, ИЛИ и НЕ, а также оператор «не равно». Сами логические операции, конечно, необходимы. Но вместо текстовых операторов ДРАКОН вводит визуальные логические формулы.
Чтобы получить визуальную логическую формулу, следует соединить несколько икон «Вопрос» (как на рис. 3).
Особенно приятно избавиться от отрицания. Отрицание не интуитивно, оно приносит ошибки и неудобство. Отрицание (логический оператор НЕ) достигается в языке ДРАКОН перестановкой меток Да и Нет.
Текстовая запись логических выражений, безусловно, более компактна. Однако визуальные формулы легче для прочтения. Каждую из возможных комбинаций значений операндов можно проследить пальцем.
Рис 3. Визуальные логические формулы
Цикл со стрелкой
Для обозначения обычного порядка выполнения в языке ДРАКОН стрелки не нужны. Следующая икона всегда находится внизу. Стрелка требуется только тогда, когда поток выполнения должен прыгнуть вверх по диаграмме. Такой прыжок вверх означает цикл. Следовательно, стрелка в языке ДРАКОН есть признак цикла. При беглом взгляде на ДРАКОН-схему стрелки сразу заметны. А значит, сразу видны и циклы. Это серьёзное преимущество ДРАКОНа по сравнению с другими графическими языками. Циклы не приходится выискивать.
Итак, если соединить икону «Вопрос» со стрелкой, получится цикл. Это аналог конструкций while и do-while. На рисунке 4 показаны несколько видов циклов со стрелками.
Икона «Вопрос» в цикле со стрелкой проверяет условие выхода из цикла. Конечно, вместо одной иконы «Вопрос» может быть несколько. Тогда за выход из цикла отвечает визуальная логическая формула.
Рис 4. Стрелочные циклы
Икона «Выбор»
Икона «Вопрос» содержит логическое выражение, то есть может принимать два значения: Да и Нет. Типичный пример — сравнение двух объектов. Если же нужно сравнить некое выражение с несколькими значениями, применяется икона «Выбор» (рис. 5). Это соответствует конструкции witch-case.
Значения, с которыми будет сравниваться выражение в иконе «Выбор», помещаются в иконы «Вариант». Если в самом правом варианте нет текста, это означает «все остальные значения». Такой пустой вариант похож на ключевое слово default внутри оператора switch.
Самый правый вариант может окончиться стрелкой, которая ведёт вверх. В таком случае мы опять имеем дело со стрелочным циклом. В таком цикле за условие выхода будет отвечать икона «Выбор», а не «Вопрос».
Рис 5. Икона «Выбор» и иконы «Вариант»
Икона «Цикл ДЛЯ»
Вместо циклов for и foreach в ДРАКОН-JavaScript применяется икона «Цикл ДЛЯ». Икона «Цикл ДЛЯ» (рис. 6) может быть нескольких видов.
Если после ключевого слова foreach и перед точкой с запятой находится одна переменная, то генерируется код для итерации по массиву. В переменную будут помещаться элементы массива (но не их индексы).
Если после ключевого слова foreach стоят две переменные, DRAKON Editor поймёт, что требуется итерация по свойствам объекта (записям хэш-таблицы). Только собственные свойства объектов попадут в перечисление.
Третий вариант цикла подразумевает наличие трёх выражений, разделённых точками с запятой. Это традиционный цикл for, характерный для языков C и Java.
Из цикла под управлением иконы «Цикл ДЛЯ» возможен досрочный выход при помощи иконы «Вопрос» или «Выбор». Такой выход примерно соответствует ключевому слову break.
Рис 6. Различные виды иконы «Цикл ДЛЯ» в ДРАКОН-JavaScript
Только один вход в цикл
В языке ДРАКОН на циклы наложено ограничение. Каждый цикл может иметь только один вход. Цель этого ограничения — обеспечение читаемости. Это ограничение удерживает ДРАКОН в рамках структурного программирования, как его описывал Дейкстра.
Несколько выходов из цикла — это допустимо, но вход должен быть только один. На рис. 7 показаны циклы, у которых есть по два выхода. Это разрешено. На рис. 8 представлены примеры запрещённых циклов. Запрещённых потому, что в них можно войти разными путями.
Однако не стоит заучивать наизусть внешний вид этих запрещённых циклов. DRAKON Editor автоматически обнаружит такие циклы и выдаст ошибку.
Рис 7. Разрешённые циклы, у которых по два выхода
Рис 8. Запрещённые циклы, у которых по два входа
Отличия от текстового структурного программирования
Как видим, иконы и макроиконы языка ДРАКОН имеют соответствие со стандартными конструкциями текстового структурного программирования. Однако есть и различия. Текст, пусть даже с индентацией, — одномерный объект. А диаграмма — двумерный. В диаграмме появляется дополнительная степень свободы, которая повышает выразительность. Попробуйте, например, на текстовом языке программирования без повторов и goto изобразить такой алгоритм, как на рис. 9.
Несмотря на дополнительную по сравнению с текстом свободу, ДРАКОН всё же не позволяет удариться в анархию. Его правила достаточно суровы, чтобы не допустить беспорядка. ДРАКОН предоставляет разумный компромисс между гибкостью и строгостью.
Рис 9. Алгоритм, который трудно изобразить только текстом
Преимущества графического языка
Язык ДРАКОН имеет интересную судьбу. Его основные принципы были заложены ещё самим Дейкстрой. Нынешнюю свою форму ДРАКОН приобрёл в недрах российской космической отрасли. Примечательно то, что правила языка ДРАКОН не возникли случайно. Они были сначала обкатаны в фокус-группах, а потом отточены в реальных космических проектах.
Так в чём же именно заключаются сильные стороны ДРАКОНа?
Начнем с того, что ДРАКОН — это графический язык. А у графического языка имеются фундаментальные преимущества по сравнению с текстом.
Во-первых, мысли не размазаны случайным образом по строкам, а заключены внутри квадратиков, или икон. Одна мысль — один квадратик. Разные мысли не склеиваются в одно месиво.
Во-вторых, путь через алгоритм можно проследить пальцем (или взглядом). После if не нужно искать else. Идите по линии и попадёте в нужный квадратик. Не требуется бегать глазами по исходному коду в поисках ответа на вопрос: что же было дальше?
А ещё у диаграмм есть одно почти волшебное свойство. Бывает, смотрит человек на диаграмму, и вдруг приходит какое-то дополнительное понимание. Становятся очевидными ранее невидимые связи. С текстом так бывает редко.
Особые эргономические правила
Но ДРАКОН — это не просто диаграммы, это тщательно продуманные диаграммы. ДРАКОН-схемы воспринимаются легче, чем обычные блок-схемы. Это обеспечивается особыми эргономическими приемами. Вот некоторые из них.
Пересечения линий запрещены. Вообще. Пересечения заставляют наш зрительный анализатор подозревать, что линии касаются, а значит, каким-то образом связаны. Эти подозрения создают дополнительную умственную работу. Ненужную работу следует отбросить.
Начало содержит название алгоритма и всегда расположено в левом верхнем углу диаграммы. Поэтому начало даже и искать не надо. Оно есть там, где обычно.
Диаграмма имеет только один конец. Что бы ни случилось по дороге (кроме исключений), мы всегда придём в конец.
Разрешены только прямые линии. Никаких кривых и изгибов, а также ненужных изломов.
Разрешены только строго вертикальные и строго горизонтальные линии. Наклонные линии запрещены. Пояснение для любителей математики: ДРАКОН-схема представляет собой плоский прямоугольный граф (манхэттенский граф). Зрительный аппарат человека моментально схватывает объекты, соединённые прямыми ортогональными линиями. А вот отслеживание того, куда приведёт «кривая американской мечты», требует от читателя дополнительной концентрации.
ДРАКОН-схема исполняется сверху вниз. Данное правило позволяет избежать необходимости лихорадочно сканировать глазами диаграмму в поисках следующей иконы. Следующая икона всегда внизу. Вход у иконы сверху, а выход снизу. Раз мы знаем где следующая икона, то и стрелки не нужны. Достаточно простых линий. Стрелки возле каждой иконы — это зрительный шум. Сняв со стрелок задачу соединения икон, можно возложить на них особую миссию. В ДРАКОНе стрелка означает цикл.
Ветвление происходит только вправо. Это огромное подспорье в разрезе предсказуемости и единообразия.
Иконы, находящиеся на одной вертикали, должны иметь одну и ту же ширину. Это даёт ощущение принадлежности икон к единому целому. Когда ширина у всех одна, и нет икон-выскочек, глаз легко и свободно скользит по диаграмме.
Приведенные выше правила имеют громадную практическую ценность. С одной стороны, они призваны обуздать безумство художника. Создать запутанную диаграмму с ними сложнее. С другой стороны, они привносят в диаграммы узнаваемость. Диаграммы становятся понятными не только их авторам.
Диаграммы на рис. 10 и 11 демонстрируют эргономические приёмы языка ДРАКОН на реальных примерах.
Рис 10. Эргономические приёмы языка ДРАКОН на примере
Рис 11. Ещё один пример диаграммы на языке ДРАКОН
Помимо эргономических приемов, язык ДРАКОН имеет уникальные особенности, которых больше нигде нет.
Чем правее, тем хуже
ДРАКОН имеет средство для изображения happy path, или царской дороги. Царская дорога — это наиболее удачный путь через алгоритм. В некоторых алгоритмах понятия «удачный/неудачный», «хороший/плохой» не применимы. В них царская дорога показывает наиболее ожидаемый путь. Царская дорога проходит по вертикали, расположенной в левой части диаграммы. Эта вертикаль называется шампур. Менее вероятные и менее удачные сценарии, а также обработка ошибок помещаются в правой части диаграммы. Причём чем ситуация хуже, тем правее она должна быть расположена. Хорошим стилем является размещение кода, который бросает исключения или возвращает код ошибки, справа на диаграмме.
Если читателю не интересно читать код обработки ошибок, ему достаточно просмотреть только шампур.
Общая судьба
Иногда бывает так, что на разных путях через алгоритм надо осуществить различные, но каким-то образом связанные действия. Например положить разные значения в одну переменную. Общая судьба — это когда связанные действия сидят на разных вертикальных линиях, но на одной горизонтали.
Рис. 12 показывает шампур с царской дорогой, а также применение приёма «общая судьба».
Рис 12. Царская дорога и общая судьба
Силуэт
Силуэт — это настоящий бриллиант ДРАКОНа. Силуэт позволяет разбить диаграмму на логические части. В программировании для этого обычно используют декомпозицию при помощи подпрограмм. Подпрограммы — действенный метод. Но иногда хотелось бы расположить подпрограмму визуально недалеко от основной программы, а также избежать возни с передачей параметров и возвратом значений. Для этих целей отлично подходит силуэт. Ещё одно применение силуэта — конечные автоматы. Но об этом мы поговорим в другом месте.
Случается, что алгоритм не получается разложить на плоскости так, чтобы не было пересечения линий. В таком случае, в зависимости от ситуации, применяют либо декомпозицию при помощи подпрограмм, либо силуэт.
Силуэт состоит из нескольких малых диаграмм, соединённых в один целостный блок. Эти малые диаграммы называются ветками силуэта. Наверху каждой ветки расположена икона «Шапка ветки», внизу — икона «Адрес». В шапке ветки помещают название данной ветки, а в адресе указывают название следующей ветки. Названия веток расположены на одной горизонтальной линии в верхней части диаграммы. Благодаря этому, можно ухватить суть алгоритма, пробежав лишь по шапкам веток. Силуэт отвечает на три царских вопроса:
Как называется проблема?
Из скольких частей она состоит?
Как называются эти части?
Рассмотрим пример на рис. 13. Вот ответы на царские вопросы:
Как называется проблема? Упорядочить связанный список.
Из скольких частей она состоит? Из четырёх.
Как называются эти части? Построить матрицу связей. Проверить наличие циклов. Пройтись по матрице связей. Завершить.
Рис 13. ДРАКОН-схема «силуэт»
Силуэтный цикл
Ветки силуэта следует упорядочивать слева-направо. В некоторых случаях необходимо выполнить какую-то ветку или группу веток несколько раз. Такая конструкция называется силуэтный цикл. Если икона «Адрес» указывает на свою собственную ветку, либо на ветку, которая расположена левее, её следует пометить специальной меткой. Такую же метку нужно поставить на соответствующую икону «Шапка ветки» (см рис. 14). Назначение метки — сделать силуэтный цикл заметным.
Рис 14. Силуэтный цикл и метки
Соединение веток силуэта запрещено
Соединения двух веток силуэта (как на рис. 15) запрещены. Каждая ветка внутри силуэта должна быть самостоятельной.
Рис 15. Соединение веток силуэта запрещено.
Размер диаграмм
Во время программирования на языке ДРАКОН возникает вопрос: какого размера должны быть диаграммы? Ответ такой: чем меньше, тем лучше. Чем меньше объектов на зрительной сцене, тем понятней. В текстовом программировании есть такой ориентир: хорошо, если вся функция целиком помещается на экране. Похожий совет можно дать и для ДРАКОН-схем. Избегайте огромных диаграмм. Когда весь алгоритм виден полностью, его гораздо легче понять.
Для программирования на ДРАКОНе лучше иметь большой монитор. Хотя бы 1080 точек в высоту. Тогда не придётся искусственно укорачивать ДРАКОН-схемы.
ДРАКОН-схема силуэт должна помещаться на экране по высоте, но не обязательно по ширине. Диаграммы силуэт могут быть довольно широкими, гораздо шире, чем 2000 пикселей. Это нормально. Не обязательно видеть одновременно все ветки силуэта. Главное, чтобы та ветка, с которой вы сейчас работаете, была полностью видна на экране.
Критика программирования на ДРАКОНе
Рассмотрим основные направления критики программирования на ДРАКОНе и попытаемся дать на них ответ.
«ДРАКОН-схемы занимают больше места на экране, чем текстовые программы.» Это правда. Но надо иметь в виду, что задача ДРАКОНа — показать сложность, как она есть. Читатель программы не должен распаковывать в голове сложные структуры. Они должны быть показаны ему в явном виде.
«Простые алгоритмы лучше смотрятся в текстовом виде». Возможно. Hello world на любом языке смотрится элегантно. Но в реальной жизни не всё просто. Как только появляется хотя бы один if, вложенный в другой if, ДРАКОН выигрывает.
«ДРАКОН не имеет средств для отображения исключений (exceptions).» Такая проблема есть. Исключения были недавно добавлены в язык ДРАКОН, но не все реализации их поддерживают. Пока реализации не подоспели, можно писать блоки try/catch на соответствующем языке программирования.
«ДРАКОН-схемы долго рисовать.» В специализированных редакторах рисовать ДРАКОН-схемы гораздо легче, чем, например, в Visio. А в некоторых из них рисовать стало почти так же просто, как писать.
«Отсутствует инструменты для diff и merge.» Это, к сожалению, так. При работе с системой контроля версий сравнивать приходится сгенерированные исходные файлы.
«Отсутствуют средства отладки ДРАКОН-схем.» Это правда. Но можно отлаживать сгенерированный код. В нём есть метки, которые указывают, к какому месту в диаграмме относится данный кусок кода.
Обзор языка дракон
На рисунке 16 представлен обзор языка ДРАКОН.
Рис 16. Обзор языка ДРАКОН
Инструменты для работы с языком дракон
Самой первой реализацией языка ДРАКОН была система ГРАФИТ-ФЛОКС (рис. 17). ГРАФИТ-ФЛОКС создавалась в 1986-1996 гг. специалистами ФГУП НПЦ АП им. Пилюгина под руководством В.Д. Паронджанова. Эта среда предназначалась для проектирования систем управления ракет-носителей и космических аппаратов.
ГРАФИТ-ФЛОКС — закрытая разработка, поэтому о ней известно относительно немного. Список космических аппаратов, созданных с применением ГРАФИТ-ФЛОКС, можно посмотреть здесь.
В начале 90-х годов был создан ещё один ДРАКОН-редактор. Разработка велась в Институте прикладной математики имени М.В. Келдыша под руководством Л.К. Эйсымонта. Редактор Эйсымонта (рис. 18) можно скачать и запустить, но он более не поддерживается. Редактор написан под MS DOS, поэтому для запуска на современных компьютерах может потребоваться DOSBox.
В 2008 году увидел свет редактор ИС Дракон от Геннадия Тышова (рис. 19). ИС Дракон активно поддерживается и развивается. В ИС Дракон реализована генерация программного кода из диаграмм. Одной из интересных возможностей ИС Дракон является возможность помещать в одной иконе код на языке программирования и описание на естественном языке. Безусловное достоинство ИС Дракон — так называемое «исчисление икон». Исчисление икон — это способ редактирования, который помогает пользователю рисовать диаграмму и гарантирует, что диаграмма не нарушит правила языка ДРАКОН. Среди недостатков ИС Дракон можно отметить нестандартный интерфейс пользователя и некоторые неудобства при генерации кода. ИС Дракон — коммерческий продукт.
DRAKON Editor — ещё один современный ДРАКОН-редактор (рис. 20). DRAKON Editor был разработан группой энтузиастов под руководством Степана Митькина. DRAKON Editor не поддерживает исчисление икон. Это означает, что ДРАКОН-схемы собираются в нём вручную из примитивов, как в векторных графических редакторах. Но зато интерфейс пользователя в DRAKON Editor максимально прост. Он построен по более привычной схеме, чем ИС Дракон. Основным преимуществом среды DRAKON Editor является удобство программирования и генерации кода. DRAKON Editor поддерживает несколько языков программирования, включая C, C++, C#, Java, Processing, JavaScript, Lua, Erlang, Python, Tcl, Verilog, AutoHotkey, D и Go. Для некоторых языков имеется возможность генерировать конечные автоматы. Поддерживаются правила для экспертной системы nools. Реализовано подмножество языка УТОПИСТ Э. Тыугу. DRAKON Editor имеет открытый исходный код.
Интересное применение для языка ДРАКОН придумал Олег Гарипов в своём проекте Integrator CodeView. CodeView позволяет визуализировать имеющийся код в виде взаимосвязанного набора ДРАКОН-схем. Особенность Integrator CodeView заключается в том, что визуализируются не отдельные методы, а проект целиком, включая граф вызовов, стек и т. п. Integrator CodeView уникален ещё и тем, что он наглядно показывает не только алгоритмы, но и данные. Движок визуализации данных в системе Integrator работает совместно с ДРАКОНом.
DRAKON Editor Web — это коммерческое облачное решение на базе языка ДРАКОН. DRAKON Editor Web предназначен для технических заданий, бизнес-процедур и чек-листов. DRAKON Editor Web никак не связан с DRAKON Editor и не поддерживает генерацию кода из диаграмм. Среди плюсов DRAKON Editor Web следует отметить удобный редактор, совместную работу и поддержку мобильных устройств.
Рис 17. ДРАКОН-схема в системе ГРАФИТ-ФЛОКС
Рис 18. ДРАКОН-редактор Эйсымонта
Рис 19. Программа с пояснениями в ИС Дракон
Рис 20. DRAKON Editor
Выводы
Подведем итоги. ДРАКОН — закалённый в космосе практический язык. Он привнёс в блок-схемы структуру, порядок и единообразие. Предсказуемость и опрятность ДРАКОН-схем приводят к тому, что визуальное программирование работает.
Опыт реальных проектов показал: программировать на ДРАКОНе можно. С одной стороны, ДРАКОН более выразителен, чем текст. С другой — повышает читаемость программ. А кроме того, программы в виде ДРАКОН-схем выглядят, ну прямо как из космического корабля пришельцев (хотя многое зависит от цветовой схемы). Лично я легко перешёл на ДРАКОН. Неудобно бывает, когда наоборот, приходится иногда программировать в традиционном текстовом стиле.
Преимущества ДРАКОНа можно разделить на две группы. Во-первых, это особые эргономические правила, которые облегчают чтение диаграмм. Во-вторых, это уникальные особенности, которых нет в других графических языках.
Список литературы
Есть, что почитать
Dahl, O. J. Dijkstra, E. W. Hoare, C. A. R. (1972). Structured programming. Academic Press Ltd: London.
Паронджанов, В.Д. Учись писать, читать и понимать алгоритмы. — Москва, ДМК Пресс, 2012.
Кауфман, В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы. — Москва, ДМК Пресс, 2011.
Паронджанов, В.Д. Почему врачи убивают и калечат пациентов или зачем врачу блок-схемы алгоритмов?.. — Москва, ДМК Пресс, 2017.
Lifecycle Modelling Language (LML) specification. 2015. http://www.lifecyclemodeling.org/specification/
Business Process Model and Notation specification, 2011. http://www.omg.org/spec/BPMN/2.0/About-BPMN/
Учим ДРАКОН по примерам. https://drakon-editor.com/docs/examples
Mitkin, S. DRAKON. The Human Revolution in Understanding Programs, 2011. https://drakon-editor.com/files/DRAKON.pdf
Mitkin, S. Visual functional programming with DRAKON-Erlang- Erlang User Conference 2015. https://www.youtube.com/watch?v=yZLedcnFA94
Mitkin, S. DRAKON-Erlang: Visual Functional Programming, 2012. http://drakon-editor.sourceforge.net/drakon-erlang/intro.html
C programming with DRAKON Editor. http://drakon-editor.sourceforge.net/cpp/c.html
Lua programming with DRAKON Editor. http://drakon-editor.sourceforge.net/lua/lua.html
Система ГРАФИТ-ФЛОКС. http://drakon.su/grafit-floks-sistema
Обсуждение системы ГРАФИТ-ФЛОКС http://forum.drakon.su/viewtopic.php?p=43805#p43805
Если из выхлопной трубы, едущей рядом машины, вырывается пламя, то есть два варианта, почему это происходит: ТС неисправно и его нужно срочно покинуть или автолюбитель насмотрелся фильмов с красивыми машинами и решил стать обладателем «высокомощного гоночного агрегата». Второй вариант встречается намного чаще. Желание привлечь внимание окружающих толкает владельцев авто на создание тюнинга, который называют «язык дракона».
Сразу стоит сказать, что это исключительно зрительный эффект, который никак не свидетельствует о мощности и способностях машины. Это лишь зрелище, продолжительностью в несколько секунд и ничего более. Если говорить совсем откровенно, то такой тюнинг не только не приносит пользы, но и вовсе вредит автомобилю и может быть крайне опасным для жизни самого водителя. Но, если желание получить «язык» пламени непреодолимое, то нужно все делать правильно и разобраться во всех тонкостях воссоздания подобного стайлинга.
Как это работает
Стандартная система зажигания представляет собой несколько цилиндров, столько же свечей, коммутатор, катушки и прочее. В процессе работы мотора топливно-воздушная смесь направляется в камеру сгорания силового агрегата, установленного под капотом, воспламеняется и приводит в движение поршень двигателя. При этом все отработанные газы направляются в выпускной коллектор, немного «путешествуют» по магистралям и в конечном итоге через резонатор и саму выхлопную систему выходят наружу. Таким образом, воздушно-топливная смесь практически полностью сгорает еще задолго до того, как она попадет непосредственно в сам глушитель. Поэтому, сколько на педаль газа не дави, а пламени не будет.
Чтобы создать условие для получения «языка дракона» нужно внести некоторые изменения. В первую очередь необходимо сделать так, чтобы часть топлива сгорала не в цилиндре, а в выхлопной трубе. Вторая задача – поджечь ее на выходе из глушителя. Чтобы организовать такую работу системы можно использовать дополнительную свечу (аналогичную свечам зажигания мотора) и приборы, которые помогут контролировать процесс подачи огня.
Полезно! Если на авто не «прямоток», то можно установить форсунку для подачи небольшого количества топливной смеси.
Если зажигание в нескольких цилиндрах камеры сгорания отключается (выворачиваются две свечи и на их место ставятся заглушки), то действующие устройства предотвратят полную остановку мотора, но, часть топливно-воздушной смеси отправится «на выхлоп». Однако прежде чем начать «модернизацию» авто нужно определиться, что такой стайлинг возможен для конкретного ТС.
Для каких машин подходит
Прежде всего, забыть об этой идее придется обладателям дизельных машин. В таких системах просто невозможно создать необходимое условие. В «дизелях» горючая смесь загорается под влиянием компрессии, а для «языка дракона» нужно принудительное воспламенение.
Также нужно быть осторожным тем, в чьих машинах установлены дополнительные фильтры, перегородки, нейтрализаторы и прочие дополнения, которые производители устанавливают для того, чтобы не допустить загрязнения атмосферы. По большому счету «язык дракона» проще всего установить на прямоточную выхлопную систему.
Если автомобиль отвечает этим требованиям, то нужно удостовериться, что его топливная и выхлопная система в порядке, а электропитание не нарушено и работает правильно. Только в этом случае можно переходить к монтажу системы.
Установка «языка дракона»
Для получения эффектного пламени необходимо:
Отключить АКБ автомобиля, чтобы в процессе работы не получить сильный разряд тока.
В выхлопную трубу, на расстоянии 10-15 см от "банки" врезать свечу. Для того чтобы она нормально встала, можно приварить ее к гайке (или использовать более простую холодную сварку). Если пламя будет загораться слишком близко к выходному отверстию, то «ошеломительного эффекта» не получится. А вот если свеча монтируется перед расширением (в трубе диаметром порядка 50 мм), то «язык дракона» должен получиться больше. При этом дополнительный элемент не обязательно монтировать снизу, можно расположить его и сбоку.
Важно! Слишком глубоко устанавливать свечу не безопасно.
Установить рядом с новой свечой катушку зажигания (такую же, как на двигателе). Дополнительно ее нужно подключить к коммутатору и генератору импульсов. От конструкции будет идти два провода «+» и «-», которые нужно кинуть на аккумулятор.
Накинуть высоковольтный провод, идущий от катушки на установленную в трубе свечу.
Вывести в салон тумблер. При нажатии на одно из его положений будет происходить разрыв цепи, а искра пойдет на прямоток. Другое положение будет отвечать за стандартную подачу искры на свечи двигателя. Пламя должно вылетать только тогда, этого хочет водитель, а не само по себе.
Полезно! Если выхлопная система не прямоточная, а стандартная, то после резонатора нужно монтировать дополнительную форсунку для подачи топливной смеси, которая соединяется с бензиновым насосом. Но, тогда придется продумывать и клапан, который будет перекрывать подачу топлива.
Стоит учитывать, что большое внимание должно уделяться проводке. Даже «бывалым» водителям не всегда удается произвести правильное подключение. В этом случае можно приобрести готовый комплект для создания пламени. Как правило, такие изделия сопровождают подробными цветными инструкциями, поэтому их устанавливать намного проще.
Но, независимо от того, покупной «язык дракона» или самодельный, нужно знать тонкости его использования.
Меры безопасности и предостережения
Прежде всего, нужно понимать, что самостоятельная установка «языка дракона» представляет собой внесение изменений в стандартную конструкцию ТС. Согласно букве закона подобное возможно только в том случае, если модификация была зарегистрирована в ГИБДД и не нарушает безопасного режима эксплуатации авто. Разумеется, пламя из глушителя можно отнести только к изменениям, которые идут наравне с неисправностями. Поэтому если устраивать «шоу» на проезжей части и вообще передвигаться с идущим из выхлопной трубы пламенем, то можно «попасть» на штраф.
Полезно! Использование прямоточных глушителей (даже без пламени) не соответствует правилам, касающимся загрязнению окружающей среды.
Проводить подобные демонстрации можно исключительно на специальных площадках. При этом автомобиль должен находиться на достаточно большом расстоянии от людей и других объектов, которые могут загореться. Нельзя выполнять никаких виражей. Если что-то пойдет не так, водитель должен быстро покинуть машину. Поэтому неплохо если рядом будет подготовлен и огнетушитель.
Также стоит обратить внимание на опасность, которую несет такая система для работы самого ТС:
Если заниматься установкой своими руками, то есть риск повредить выхлопную систему.
Если не ограничить количество подаваемого в прямоток бензина, то «изрыгание» огня может закончиться взрывом.
Если на авто установлена простейшая самодельная система, то это повлечет за собой быстрое изнашивание всего ТС. Поэтому лучше установить предохранители или вовсе воспользоваться готовой электронной системой.
Если включать пламя часто и подолгу, то это будет создавать повышенные тепловые нагрузки не только на саму выхлопную систему, но и на другие узлы.
Далеко не всегда удается контролировать вырывающееся пламя, языки которого могут доходить до полуметра. В этом случае есть большой риск повредить ЛКП машины.
Если включать «язык дракона» дольше чем на 3 секунды, то есть риск серьезной поломки силового агрегата.
avto-moto-shtuchki.ru
Язык ДРАКОН
Что такое ДРАКОН?
ДРАКОН — визуальный язык из космической отрасли для изображения алгоритмов, процессов и процедур. Цель ДРАКОНа заключается в том, чтобы сделать процедуры лёгкими для понимания.
Где применяется язык ДРАКОН?
ДРАКОН был создан для требований к программному обеспечению, которое управляет космическим кораблём. Со временем ДРАКОН получил распространение за пределами аэрокосмической отрасли. Разработчики и руководители проектов применяют ДРАКОН для описания программных систем различных типов.
Помимо информационных технологий, ДРАКОН используется в медицинских алгоритмах. ДРАКОН пригодится везде, где требуется точно описать, как осуществить какую-либо процедуру.
Ещё одна область, которая выигрывает от языка ДРАКОН, — это бизнес-процедуры. ДРАКОН помогает руководителям организовать бизнес-процессы в своих компаниях.
Что делает ДРАКОН эффективным?
Во-первых, ДРАКОН основан на передовых практиках рисования блок-схем. Вот некоторые из них:
Пересечения линий запрещены.
Разрешены только прямые линии и прямые углы.
Вместо стрелок применяются простые линии.
Время на диаграмме течёт сверху вниз, ветвление идёт вправо.
Эти и другие приёмы обеспечивают единообразие и зрительную простоту диаграмм.
Во-вторых, ДРАКОН обладает уникальными особенностями, которых нет в других визуальных языках:
Шампур подсвечивает на диаграмме "царскую дорогу" (happy path).
Силуэт разбивает диаграмму на логические части и помогает преодолевать сложность.
Общая судьба показывает неявные связи между действиями, находящимися на разных путях.
Всё это вместе даёт ДРАКОНу качественное превосходство над другими графическими нотациями.
Специализированный инструмент помогает делу
В принципе, ДРАКОН-схему можно нарисовать в редакторе диаграмм общего назначения. Но это потребует много нудной работы, например, так называемого "pixel hunting" (когда долго не удаётся посадить элемент точно в желаемое место), а также борьбы с выравниванием и изменением размеров икон.
DrakonHub реализует лёгкий и быстрый процесс редактирования, потому что он изначально оптимизирован под ДРАКОН. Наш редактор диаграмм автоматически обеспечивает следование правилам языка ДРАКОН. Вам даже не нужно знать этот визуальный язык, чтобы создавать ДРАКОН-схемы.
Смотрите также
Как нарисовать блок-схему
Учим ДРАКОН по примерам
Инструкция по рисованию ДРАКОН-схем
Иконы языка ДРАКОН
Видео: Как нарисовать ДРАКОН-схему
drakonhub.com
Язык дракона — Поведайте пожалуйста как сделать своими руками язык дракона(огонь из глушителя) своими руками?и что для этого нужно? — 3 ответа
Автор DJ maxel задал вопрос в разделе Сервис, Обслуживание, Тюнинг
Поведайте пожалуйста как сделать своими руками язык дракона(огонь из глушителя) своими руками?и что для этого нужно? и получил лучший ответ
Ответ от Tuev[гуру] Я где-то читал, что достаточно будет воткнуть свечу в глушак. Нужна будет штуковина (кнопка плюс реле, или ещё что-то в этом духе) для временного переключения высоковольтного провода с одной из свечей двигателя на свечу, вкрученную в глушитель. Тогда теоретически всё должно работать так: газуешь, жмёшь на кнопку, одна свеча мотора перестаёт работать, незгоревший бензин из цилиндра вылетает в выхлопную трубу, и там поджигается свечой, на которую теперь идёт напруга от зажигания. Движок естественно при этом начинает троить, но т. к. всё делается кратковременно и на больших оборотах, это не очень заметно.
Ответ от Valli[гуру] ... для начала попросить для эксперимента тачку у соседа ...
Ответ от Јвейк[гуру] Все делается очень просто, воспользуйся поиском, ссылок выползет куча даже с картинками и описанием. А так же множество историй про взрывающиеся глушаки.
Ответ от Витос[гуру] Форсунка обыкновенная, дополнительный насос от волги, свеча, катушка и блок управления. Но, не советую, может так пердануть в глушителе, что и машина загореться может.
Ответ от Миланья Панамкина-Швондер[гуру] да че мелочиться - ставь уже закись азота))
Ответ от NOVOL[гуру] немного мозгов
Ответ от Медведев[активный] янки ещё проще предлагают, они отпиливают трубу от банки глушака и приваривают две, одна в другой, внутренняя с дырочками, чуть короче, она - выполняет функцию отпиленной трубы, вторая, та что наружняя и блестящая - образует камеру, в которую электромагнитая форсунка подаёт топливо от основной магистрали, благо бак рядом и магистраль тоже, разрядник (иногда без него) и питание форсунки выведену на клаксон.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Поведайте пожалуйста как сделать своими руками язык дракона(огонь из глушителя) своими руками?и что для этого нужно?
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Дракон на Википедии Посмотрите статью на википедии про Дракон