Актуаторы. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности
Актуаторы представляют собой специальные устройства, главной задачей которых является перенос усилия с управляющего или регулирующего механизма на исполнительный. В большинстве случаев это электромеханический агрегат, который позволяет выполнять круговые либо линейные перемещения. Благодаря этому можно значительно облегчить выполнение технологических операций, тестирование, в том числе упростить условия быта. Эти устройства применяются и для совершения специфических задач, к примеру, для осуществления миссий и проведения исследований в космическом пространстве.
Виды
Актуаторы бывают линейными и устройствами вращения.
Линейные
Семейство устройств, которые обеспечивают преобразование механической энергии в линейное перемещение. В большинстве случаев такие устройства применяются с целью получения механической энергии из электрической. Выполняются такие устройства из подвижного штока, который устанавливается в корпус из металла или пластмассы. Чтобы к агрегату поступала электроэнергия, предусматриваются разъемы, вилки или кабели. В зависимости от конструкции привод может потреблять 12, 24, 36 либо 220 В.
Линейные агрегаты имеют два основных исполнения:
Горизонтальное.
Вертикальное.
То есть конструкция агрегата такова, что шток перемещается в вертикальном либо горизонтальном направлении по отношению к валу мотора.
К преимуществам линейных агрегатов можно отнести:
Простоту конструкции.
Длительный срок эксплуатации.
Неприхотливость в работе, что позволяет использовать их даже в экстремальных условиях.
Конкретные агрегаты в зависимости от модели могут дополнительно иметь защиту, которая обеспечивает стойкость к неблагоприятным условиям.
Актуаторывращения
Работают несколько иначе. У них имеется редуктор и электродвигатель. Особенность работы такого агрегата в том, что чем ниже передаточное число шестеренок редуктора, тем выше скорость и меньше крутящий момент.
В агрегатах вращения могут применяться различные типы редукторов:
Цилиндрический.
Планетарный.
Червячный.
Комбинированный.
Благодаря разнообразию редукторов вращающие агрегаты способны решать разнообразные задачи. Поэтому они находят широкое применение в электроэнергетике, станках, бытовых устройствах, в промышленности и других отраслях.
Существуют и специальные виды актуаторов. Подобные агрегаты предназначены для решения специфических и наиболее сложных задач. Их часто применяют в космическом, а также водном пространстве. Также они находят применение в условиях вечной мерзлоты. По конструктивным составляющим они не сильно отличаются от аналогичных агрегатов. Однако их главное отличие – качество исполнения герметичности корпуса. Благодаря пылеустойчивости и водонепроницаемости удается обеспечить бесперебойность работы агрегата даже в сложнейших условиях.
Устройство
Имеется большое количество разных методов для создания линейного перемещения в линейном актуаторе. В большей части случаев используется движок, который передает движение штоку. Шток выдвигается или втягивается, перемещаясь по направляющей. Линейные актуаторы для обеспечения линейного перемещения в большинстве случаев применяют винт, то есть так называемую винтовую передачу. Благодаря вращению винта относительно гайки или наоборот обеспечивается линейное движение штока.
Движки, применяемые в линейных агрегатах, чаще всего представляют собой стандартные коллекторные устройства, работающие на постоянном токе в 12 или 24 В. Более мощным агрегатам требуется электроток на порядок большего значения. Однако возможно применение и других типов движков.
Для изменения направления движения штока следует поменять направление вращения движка. Для примера, в коллекторном движке следует сменить полярность электропитания. С этой целью в конструкцию добавляется переключатель, благодаря нему происходит смена полярности электропитания. В результате простым нажатием кнопки можно изменить вращение движка, а значит попеременно выдвигать или втягивать шток.
Работа
Имеющиеся сегодня линейные актуаторы могут иметь разный ход штока. Это значит, что агрегаты создаются с разными длинами корпуса и винта. Кроме длины хода важнейшее значение имеют скорость и усилие, которые создаются на штоке агрегата. Чтобы обеспечить требуемую скорость и усилие штока, требуется модернизация устройства. Для этого между валом движка и винтом ставится редуктор механического действия.
Движок передает на вал скорость и усилие, которые являются неизменными. Движок же меняет отношение скорости и момента кручения, благодаря чему меняется конечная скорость перемещения штока, а также создаваемое усилие. Движение винта также представляет передачу, которая влияет на скоростное и силовое отношение. Меньший шаг винтовой передачи обеспечивает большее усилие. Однако шток при этом будет перемещаться с меньшей скоростью.
Чтобы можно было остановить шток в необходимом положении, в агрегат ставятся концевики. Их также называют выключателями. Концевики ставятся непосредственно на шток. Они начинают работать в момент, когда гайка достигает крайнего положения. С этой целью ставятся датчики в конечные положения. Когда шток доходит до этого положения, то датчик выключает электропитание. Далее шток сможет двигаться только в обратном направлении. Для этого меняется полярность электропитания либо осуществляется реверс движка.
Как пример можно рассмотреть актуатор центрального замка автомобиля. В его работе используется небольшой электродвижок, соединенный с подвижным штоком. К нему приделана тяга от замка. В момент подачи напряжения начинает работать движок, который заставляет вал вращаться в требуемом направлении, что приводит к движению штока. Вместе со штоком в движение приводится и тяга, у которой один конец находится на рычаге замка. В результате осуществляется блокирование или освобождение замка.
Так как штоку требуется короткий ход, то движок быстро заклинивается. Вследствие этого необходимо ограничивать время подачи напряжения. Для этого используется блок управления, который точно дозирует временной интервал подачи электропитания. Благодаря этому движок защищен от заклинивания и перегорания.
Применение
Актуаторы находят широкое применение практически повсеместно. Их можно задействовать в разнообразных устройствах, к примеру, для регулировки положения телевизионного приемника, для перемещения пандуса, в станках, компрессорах, игрушках, самолетах, подводных лодках, пароходах и космических кораблях и т.п.
В медицине данные агрегаты задействованы для медицинской мебели, чтобы регулировать положения спинки кресла, кровати и другой мебели. Их ставят на подъемники, чтобы перемещать инвалидов и больных с одного этажа на другой. При этом такие устройства преимущественно имеют минимальную шумность, а также высокие значения по качеству и надежности.
В промышленности актуаторы применяются для автоматизации технологических процессов и оборудования. В большинстве случаев это компактные агрегаты, обладающие высокими показателями мощности. Их используют на заводах и фабриках для линейного перемещения. Большое значение здесь имеют технические показатели, в первую очередь это касается нагрузок, скорости, плавности перемещения, в том числе возможности функционировать в неблагоприятных условиях.
Использование промышленных агрегатов позволяет существенно облегчить людской труд, а также снизить финансовые затраты. Благодаря ним, в конце концов, снижается стоимость производимой продукции.
Можно выделить следующие области промышленного применения:
Электромеханические агрегаты находят применение в станкостроении, машиностроении и пищевой промышленности.
В сверхтехнологичном производстве они используются в качестве устройств, которые перемещают солнечные батареи по отношению к солнечным лучам. Также подобные агрегаты задействуют для перемещения параболических антенн вслед за спутником.
В промышленной вентиляции агрегаты обеспечивают перемещение выдвижных панелей вытяжки, чтобы автоматизировать регуляцию воздушных потоков.
В сельском хозяйстве приводы линейного перемещения позволяют максимально автоматизировать труд при возделывании агрокультур, заготовлении кормов, при уходе за фермерскими животными и так далее.
К примеру, это могут быть разбрызгивающие устройства для обработки почв, растений от вредителей, устройства для внесения удобрения. На больших фермерских хозяйствах линейные агрегаты позволяют регулировать воздушные потоки и автоматизировать подачу кормов для животных при кормежке. В растениеводстве линейные приводы помогают открывать теплицы, чтобы огурцы или помидоры не «сгорели» от жары.
Для быта данные актуаторы просто незаменимы. Их можно встретить во многих бытовых приборах. К примеру, это могут быть шторы, жалюзи с приводом и так далее. Все автомобили просто напичканы данными устройствами. Они используются в замках багажника, дверей, магнитол с выдвижным дисплеем и тому подобное. Это полезные устройства, которые позволяют решать многочисленные задачи.
Похожие темы:
electrosam.ru
Исполнительное устройство — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 сентября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 сентября 2019; проверки требуют 4 правки. Исполнительный механизм BELIMO
Исполни́тельное устро́йство (исполнительный элемент, актуа́тор, актюа́тор) — функциональный элемент системы автоматического управления, который воздействует на объект управления, изменяя поток энергии или материалов, которые поступают на объект. Большинство исполнительных устройств имеет механический или электрический выход.[1]
Состоит из двух функциональных блоков: исполнительного устройства (если исполнительное устройство механическое, то его часто называют исполнительный механизм) и регулирующего органа, например регулирующего клапана, и может оснащаться дополнительными блоками[2].
В теории автоматического управления под исполнительным устройством понимают устройство, передающее воздействие с управляющего устройства на объект управления. Иногда рассматривается как составная часть объекта управления. Управляющим устройством может быть любая динамическая система.
Входные и выходные сигналы исполнительных устройств, а также их методы воздействия на объект управления могут иметь различную физическую природу.
Исполнительное устройство в контуре простейшей следящей системы: сигнал рассогласования ε (разность задающего сигнала r и сигнала обратной связи u) с помощью управляющего устройства преобразуется в сигнал управления v, который передаётся на объект управления
Примеры исполнительных устройств:
↑ Исполнительный элемент//Энциклопедия современной техники. Автоматизация производства и промышленная электроника. Том 1 (А — И) —М.: Советская энциклопедия, 1962
↑ ГОСТ 14691-69 «Устройства исполнительные для систем автоматического регулирования».
James R. Carstens. Automatic Control Systems and Components. — Prentice Hall. — ISBN 0-13-054297-0.
Солодовников В.В. (Ред.). Техническая кибернетика. Теория автоматического регулирования (в четырёх томах). — М., 1967.
Егупов Н.Д., Пупков К.А. (Ред.). Методы классической и современной теории автоматического управления в пяти томах. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.
Андреева Л. Е., Арменский Е. В., Солодовников В. В. и др. Кн. 1 // Техническая кибернетика. Устройства и элементы автоматического регулирования и управления. — 1973. — С. 672.
Миловзоров В. И. Бесконтактное регулирование скорости электрических исполнительных устройств. — М.-Л.: Энергия, 1965.
ru.wikipedia.org
актуатор - это... Что такое актуатор?
Слово «актуатор» происходит от английского термина actuator – устройство или элемент какого-либо устройства, который может «действовать». Как правило, когда говорят об актуаторах, речь идет о механическом действии – например, о линейном перемещении или вращении. В микро- и наносистемах вместо электромагнитного принципа преобразования энергии, используемого повсеместно в макроэлектронике, часто используют пьезоэлектрический или электростатический эффекты.
К простейшим типам электрических актуаторов относятся электростатические устройства на основе плоскопараллельных конденсаторов. Тепловые актуаторы обычно создают, используя эффекты теплового расширения или деформации контакта двух материалов (часто – пары металл-диэлектрик) с разной величиной коэффициента линейного теплового расширения.
Разогрев элементов производят, пропуская через них электрический ток или нагревая окружающую среду. Такие актуаторы могут развивать достаточно большие усилия, однако эффективность использования энергии в них весьма мала. И обычно не превышает 0,1%.
Химическое управление актуаторами может осуществляться при помощи изменения состава окружающей среды, ее кислотности и других факторов, в частности, света. В качестве специфической разновидности химических наноактуаторов можно рассматривать так называемые биологические молекулярные моторы. Примером такого мотора может быть фермент эндонуклеаза рестрикции EcoR124I. Это крошечное устройство способно выталкивать и втягивать стержень диаметром 2 нанометра, сделанный из молекулы ДНК, со скоростью почти 190 нанометров в секунду, а общее перемещение может достигать 3-х микрометров. Вместо «нанобатарейки» такой молекулярный мотор использует молекулы АТФ (АТФ - аденозин 5'-трифосфат) – источник энергии, используемый живыми клетками. Чтобы «включить» такой «мотор», нужно «впрыснуть» порцию молекул АТФ.
Другой молекулярный мотор - ATФ-синтетаза, предназначенный для синтеза или гидролиза молекул АТФ, а также для переноса протонов (Н+)через мембрану клетки. По эффективности работы и развиваемой силе АТФ-синтетаза существенно превосходит все известные в природе молекулярные моторы. Типичная сила, продуцируемая такой молекулярной турбиной, составляет около 1 пкН, а мощность – порядка 1 аВт (1·10-18). Существует множество других наноактуаторов, созданных на основе биологических молекул, полимеров, кремния и других материалов.
dic.academic.ru
Актуатор сцепления, замка и турбины
Актуатор — это универсальный исполнительный механизм, используемый в разных технических областях. Состоят из механического привода, направляющей и моторчика. Что касается автомобилей, актуаторы используются в системе сцепления при автоматической трансмиссии, при работе центрального замка, а также в турбокомпрессоре.
Актуатор сцепления
Детально рассмотрим, как работает:
Актуатор сцепления
Роботизированные трансмиссии на сегодняшний день устанавливают даже на бюджетные автомобили (Тойота, Пежо, Ситроен, Сузуки и прочие, чьи владельцы зачастую и сталкиваются с проблемами в их работе). В состав системы входит много деталей, одними из которых являются актуатор переключения передач и актуатор сцепления. Они позволяют переключать передачи в автоматическом режиме.
Внешний вид актуатора сцепления
Описание работы
Актуатор сцепления — электромеханическое устройство, выполняющее работу по сжатию пружины выжимного диска сцепления. Оно работает в соответствии с командами, поступающими от блока управления трансмиссией. Корпус актуатора состоит из двух половинок. Внутри установлен вал с червячной шестерней. В процессе работы на него действуют три силы — сила в червячном зацеплении, сила компенсационной пружины, а также сила, исходящая от корзины сцепления.
Актуатор сцепления в разрезе
При поступлении сигнала от блока управления происходит перемещение вала, который через рабочий механизм приводит в движение корзину сцепления. Однако, как показывает практика, именно актуатор сцепления чаще других деталей в системе автоматической трансмиссии выходит из строя, лишая автовладельца возможности использовать машину.
Причины выхода из строя актуатора
Наиболее частая причина поломки — выход из строя втулок, которые установлены на оси червячной шестерни актуатора. Они обеспечивают вращение шестерни при выжиме корзины сцепления. Чтобы уменьшить трение, производители наносят на втулки тефлоновое покрытие. Однако ресурс работы втулок достаточно мал, и составляет около 100 тысяч километров пробега. После этого вероятность выхода актуатора из строя значительно возрастает. Дело в том, что в процессе эксплуатации без тефлонового покрытия силы трения возрастают настолько, что актуатор попросту перестает функционировать.
При перемещении шестерни актуатора компенсационная пружина сжимается, оказывая большое усилие на вал и втулки. Это значение составляет 100...150 кг на каждую втулку в зависимости от модели используемого механизма. Учитывая небольшой диаметр втулки, становится понятным, почему они со временем выходят из строя.
Кроме этого, вал актуатора поворачивается на незначительный угол. Поэтому смазка не передается на контактные линии взаимодействия вала со втулкой, из-за чего шарнир работает на сухую.
Втулки актуатора сцепления
Методы восстановления работоспособности актуатора сцепления
Самым распространенным и доступными методом ремонта является замена заводских втулок, которые пришли в негодность на точеные бронзовые или латунные втулки.
Подшипники для замены
Другой вариант — покупка втулок китайского производства, подобных оригинальным. Однако так лучше не поступать, поскольку их качество далеко от идеала, и не позволяет им долго функционировать в актуаторе. Ремонт подразумевает замену выточенных втулок, а также устранения выработки на валу актуатора сцепления. Это делается с тем, чтобы добиться плавного и ровного скольжения между упомянутыми деталями.
Однако наилучшим методом ремонта актуатора является замена втулок на шариковые подшипники. Они обеспечивают необходимую твердость, плавность качения, а также имеют свою собственную смазку, которая постоянно находится в их корпусе. При замене втулок на подшипники потребляемый актуатором рабочий ток снижается более чем в 2 раза.
Ремонт актуатора сцепления
Разборка и диагностика актуатора Тойота
Актуатор центрального замка
Конструкция центрального замка автомобиля несложна. Он состоит из блока управления и исполнительных механизмов — актуаторов (их еще иногда называют активаторами). При повороте ключа зажигания или подаче электронного сигнала от пульта ДУ срабатывают контакты управления, которые через центральный блок дают сигнал всем запирающим устройствам на открытие или закрытие.
Устройство и работа актуатора замка
Актуатор замка в разрезе
Это устройство представляет собой электрический микромотор, соединенный со штоком посредством реечной передачи. К штоку, в свою очередь, монтируется тяга механического замка. При подаче сигнала на двигатель происходит движение тяги, которая закрывает или открывает механический замок двери.
В связи с особенностью конструкции шток ходит на малое расстояние. Поэтому на электромотор нельзя подавать напряжение длительное время. Современные автоматические системы делают это приблизительно в течение 2 секунд. Их вполне достаточно для срабатывания каждого из приводных двигателей.
К приводному моторчику подходит два провода. По одному из них идет ток, а на втором образуется “масса”, то есть, соединение с кузовом автомобиля. Распределением, на какой провод подавать напряжение, занимается центральный электронный блок управления. В зависимости от этого меняется направление вращения вала двигателя, и как следствие, направление движения штока. То есть, происходит открытие или запирание замка на двери.
Возможные неисправности актуатора замка
Возможными неисправностями актуаторов центрального замка могут быть:
Ремонт актуатора двери Лада Приора
Выход из строя всех актуаторов. Первая возможная причина — действие длительного командного импульса, которое привело к перегоранию обмоток. Вторая причина — неисправность генератора, вследствие чего на актуаторы было подано повышенное напряжение. Решение — замена актуаторов, при необходимости выполнение ремонта генератора.
Клин одного или нескольких актуаторов в одном положении при расплавлении коллекторных узлов. Решение неисправности актуатора замка — замена вышедшего из строя исполнительного механизма.
Возникновение короткого замыкания в цепях управления актуаторами или повреждение изоляции. Решение — ревизия проводки, при необходимости замена поврежденных ее участков.
Короткое замыкание, повреждение проводки в силовых проводах актуатора или замыкание коллекторных пластин. Решение — замена поврежденных участков проводки, ремонт изоляции или замена актуатора.
Сгорел предохранитель. Решение — заменить его.
Шумная работа актуатора. Возможная причина заключается в износе рабочих шестерен. Решение — замена редукторного механизма.
Зачастую устранением неисправности и ремонтом привода замка является именно замена актуатора замка.
Замена актуатора центрального замка
Замена актуатора замка
Самостоятельная замена актуатора замка не представляет особых сложностей, хотя для этого и придется снять всю дверную обшивку, с тем, чтобы добраться до крепления и проводов. Если на двери имеются дополнительные кнопки, например, электрических стеклоподъемников, то нужно отсоединить от аккумулятора минусовую клемму. В противном случае можно обойтись без этого.
В процессе работы руководствуйтесь мануалом по работе с вашим автомобилем. Ведь в каждой модели обшивка двери крепится по-своему. Как правило, до актуатора можно добраться лишь сняв обшивку. В редких случаях необходимо демонтировать дополнительные механизмы. Актуатор обычно монтируется на паре болтов или саморезов. Чтобы снять его необходимо их открутить и отсоединить фишку.
В зависимости от того, какая деталь вышла из строя, нужно произвести ее замену. Чаще всего перегорают обмотки микромоторчика. Поскольку их никто не перематывает, то будет достаточно заменить его, предварительно купив аналогичный.
Актуатор турбины
Внешний вид актуатора турбины
Актуатор турбины — устройство, защищающее турбокомпрессор от перегрузок, которые естественным образом возникают при высоких оборотах двигателя. Агрегат по сути является байпасным клапаном, через который проходят излишки выхлопных газов. Он управляет скоростью вращения турбины и мощностью наддува.
Принцип работы
Отработанные выхлопные газы из выпускного коллектора отправляются в турбину. Попадая в ее горячую часть, они активируют горячую крыльчатку и вал. Соединенная валом крыльчатка холодной части создает давление на впускном коллекторе. Это обеспечивает подачу воздуха в камеру сгорания. Однако при больших оборотах в работу вступает вакуумный или электронный актуатор, который сбрасывает излишки выхлопных газов через упомянутый байпас.
Возможные поломки
Самая распространенная поломка — выход из строя или ошибка в работе электронного блока управления турбиной (на электронных актуаторах). Для их диагностики и устранения необходимо пользоваться специальными электронными тестерами. Дело в том, что срок службы механической части турбин выше, чем электронной. Однако поломка механической части турбины может привести к поломке и электронной составляющей.
Самыми вероятными причинами выхода из строя электронного актуатора (сервопривода) является повреждение одного из трех механизмов:
Если разрушается выпускной коллектор или случается поломка в поршневой группе, то это приводит к повреждению или полному выходу из строя механизма изменяемой геометрии. А это, в свою очередь, приводит к поломке механической части турбины.
Также среди вероятных поломок актуатора турбины могут быть следующие:
повреждение электронного блока или некоторых его составляющих;
неисправность в работе электромотора (сервопривода) или его полный выход из строя;
некорректная работа контактной группы электродвигателя;
поломка зубьев шестерен привода.
Методы устранения поломок
Перед устранением возможных поломок проводится диагностика блока управления актуатора. Для этого используются специальные тестеры. Однако это оборудование дорогостоящее и, как правило, ими пользуются на СТО. С его помощью тестируют исполнительный механизм (вакуумно-электрический клапан, клапан турбины с электрическим потенциометром). Дальнейшие действия зависят от выявленной поломки.
Что касается ремонта механической части, то для ремонта бывает достаточно разобрать и почистить актуатор. При этом необходимо смазать движущиеся детали. Если поломка в электронной части, то ее устранение самостоятельно невозможно. Для этого нужно обратиться за помощью в автомастерскую. Зачастую приходится полностью менять блок управления или актуатор целиком.
Ремонт актуатора турбины Skoda Octavia
Замена актуатора турбины на Kia Sorento Киа Сорренто с двигателем D4CB
Замена актуатора турбины
Замену актуатора турбины рассмотрим на примере автомобиля KIA Sorento с двигателем D4CB. Итак, для замены нужно:
Снять защитную крышку двигателя и верхнюю крышку воздушного фильтра.
Разобрать корпус воздушного фильтра и произвести демонтаж самого фильтра.
Выполнить демонтаж патрубка воздушного фильтра. Если корпус и патрубок грязные — их необходимо вымыть.
Далее производится снятие старого актуатора. Для этого нужно отсоединить его управление и расконтрить регулировочный винт, После этого раскрутить монтажные болты, выкрутить регулировочный винт и произвести демонтаж актуатора.
Все отверстия под болты необходимо почистить и обработать медным спреем с тем, чтобы в дальнейшем они не закисали и не возникало проблем с их закручиванием и выкручиванием.
Далее производится монтаж нового актуатора в обратном порядке. То есть, сначала выполняется наживление регулировочного винта хода актуатора, потом наживление монтажных болтов с их затягиванием.
После чего выполняется настройка актуатора турбины (см. ниже).
Производится сборка корпуса и непосредственно воздушного фильтра (при необходимости его нужно заменить), подключение управления актуатора, а также монтаж патрубка воздушного фильтра, заборника, хомута заборника, установка датчика ДМРВ и сборка всей конструкции.
Далее следует регулировка турбины (это следует производить с помощью электронных устройств) на основе информации от автопроизводителя.
Настройка актуатора турбины
После проведения процедуры по замене актуатора нужно выполнить его настройку. Также ее нужно производить при появлении следующих неисправностей:
характерное дребезжание в области турбины при глушении двигателя;
аналогичное дребезжание в процессе перегазовки при езде.
Электронный тестер
Чаще всего причиной этого становится свободный ход штока. Именно эта деталь во многом определяет величину давления в турбине. Из-за его работы оно может быть как пониженным, так и повышенным. Свободный ход штока говорит о именно о пониженном давлении. Под свободным ходом подразумевается люфт в несколько миллиметров. В нормальном рабочем состоянии радиального люфта быть не должно, величина осевого люфта — в пределах 1 мм.
При проведении компьютерной диагностики в случае несоответствия давления могут появиться ошибки — P2262 (не определяется давление турбонаддува), P0299 (чрезмерно низкое давление наддува)/ Также иногда появляются ошибки 11825 и P334B. Первая говорит о неисправности актуатора, вторая — о механической неисправности регулятора давления. Также часто загорается лампа EPC, а позже и Check Engine.
Увеличить давление наддува можно несколькими способами:
Замена пружины. Более жесткая пружина увеличит давление, более мягкая снизит его.
Затягивание или отпускание конца вестгейта. Так можно регулировать уровень открытия и закрытия заслонки. При расслаблении конца происходит удлинение тяги, при затягивании — укорачивание. При короткой тяге выполняется плотное закрытие заслонки, из-за чего нужно больше давление и времени для ее открытия.
Установка соленоида (буст-контроллера). Он позволяет изменять реальный показатель давления. Соленоид монтируется перед актуатором с тем, чтобы снижать давление, воздействующее на вестгейт. Его функция заключается в дополнительном сбросе части воздуха, то есть, “обмане” актуатора.
Самостоятельная настройка актуатора турбины производится на страх и риск владельца автомобиля, поскольку нужно знать значение давления и методику настройки.
Если вы не уверены в правильности своих действий, то рекомендуем вам обратиться за помощью к мастерам на СТО.
Алгоритм настройки актуатора:
Настройка проводится путем вращения регулирующей гайки. Она находится в районе байпаса. В некоторых машинах к ней можно получить доступ, лишь сняв турбокомпрессор.
После этого выполняется снятие скобы со штока. Для дальнейшей работы вам понадобятся ключ на 10 и плоскогубцы с длинной рабочей частью.
Отвернуть внешнюю гайку на 10.
С помощью плоскогубцев повернуть (подтянуть) регулировочную гайку против часовой стрелки до тех пор, пока калитка полностью не закроется. Далее проверить ее на предмет отсутствия вибрации.
После этого нужно выполнить еще 3-4 поворота гайки (каждый из них соответствует приблизительно 0,315 Бар на актуаторе).
После выполнения настройки нужно законтрить регулятор гайкой на 10.
Далее следует установить скобу обратно. То есть, в спокойном состоянии актуатор должен быть полностью закрыт (по максимуму).
Заключение
При выборе актуаторов описанных типов всегда отталкивайтесь от мануала к вашему автомобилю. Помните, что желательно покупать оригинальные запчасти а не их более дешевые аналоги. Что касается ремонта или настройки актуаторов поступайте аналогично. Выставляйте значения, которые прописаны производителем вашей машины. В случае возникновения затруднений обращайтесь за помощью на СТО.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
etlib.ru
актуатор
актуаториначе актюатор (англ. actuator) — исполнительное устройство или его активный элемент, преобразующий один вид энергии (электрическую, магнитную, тепловую, химическую) в другой (чаще всего — в механическую), что приводит к выполнению определенного действия, заданного управляющим сигналом.
Описание
Слово «актуатор» происходит от английского термина «actuator» — устройство или элемент какого-либо устройства, который может «действовать». Как правило, когда говорят об актуаторах, речь идет о механическом действии — например, о линейном перемещении или вращении. В микро- и наносистемах вместо электромагнитного принципа преобразования энергии, используемого повсеместно в макроэлектронике, часто используют пьезоэлектрический или электростатический эффекты.
К простейшим типам электрических актуаторов относятся электростатические устройства на основе плоскопараллельных конденсаторов. Тепловые актуаторы обычно создают, используя эффекты теплового расширения или деформации контакта двух материалов (часто — пары металл–диэлектрик) с разной величиной коэффициента линейного теплового расширения. Разогрев элементов производят, пропуская через них электрический ток или нагревая окружающую среду. Такие актуаторы могут развивать достаточно большие усилия, однако эффективность использования энергии в них весьма мала (обычно не превышает 0,1%).
Химическое управление актуаторами может осуществляться при помощи изменения как состава окружающей среды, ее кислотности, так и других факторов, в частности, света. В качестве специфической разновидности химических наноактуаторов можно рассматривать так называемые биологические молекулярные моторы. Примером такого мотора может быть фермент эндонуклеаза рестрикции EcoR124I. Это крошечное устройство способно выталкивать и втягивать стержень диаметром 2 нанометра, сделанный из молекулы ДНК, со скоростью почти 190 нанометров в секунду, а общее перемещение может достигать трех микрометров. Вместо «нанобатарейки», такой молекулярный мотор использует молекулы АТФ (АТФ — аденозин 5'-трифосфат) — источник энергии, используемый живыми клетками. Чтобы «включить» такой «мотор», нужно «впрыснуть» порцию молекул АТФ.
Другой молекулярный мотор — АТФ-синтетаза, предназначенный для синтеза или гидролиза молекул АТФ, а также для переноса протонов (H+) через мембрану клетки. По эффективности работы и развиваемой силе АТФ-синтетаза существенно превосходит все известные в природе молекулярные моторы. Типичная сила, продуцируемая такой молекулярной турбиной, составляет около 1 пН, а мощность порядка 1 аВт (1·10-18). Существует множество других наноактуаторов, созданных на основе биологических молекул, полимеров, кремния и других материалов.
Иллюстрации
Наноактуатор-мотор. Слева приведена схема, а справа — реальное изображение, полученное с помощью сканирующего электронного микроскопа. Вращающаяся часть, называемая ротором, — крошечная золотая пластинка размером около 250 нм, которая закреплена на оси — углеродной нанотрубке. Вокруг ротора расположено три электрода — два по бокам и один снизу. Подавая на электроды переменное электрическое напряжение с амплитудой около 5 В, можно заставить наномотор вращаться.
Авторы
Гудилин Евгений Алексеевич
Шляхтин Олег Александрович
Источники
Köhler M., Fritzsche W. Nanotechnology: An Introduction to Nanostructuring Techniques. — Weinheim: Wiley–VCH, 2004. — 272 p.
Fennimore A.M., Yuzvinsky T.D., Wei-Qiang Han et al. Rotational actuators based on carbon nanotubes // Nature. 2003. V. 424. P. 408–410.
Нанотехнологии. Азбука для всех / Под ред. Ю.Д. Третьякова. — М.: Физматлит, 2008. — 368 с.
Наноэлектромеханические системы // Сайт «Нанометр». —www.nanometer.ru/2008/12/21/nems_54998.html
Cornelius T. Handbook Techniques and Applications Design Methods; Fabrication Techniques; Manufacturing Methods; Sensors and Actuators; Medical Applications. — Springer, 2007. — 1350 p.
Poole C. P., Owens F. J. Introduction to Nanotechnology. — New Jersey: Wiley–Interscience, 2003. — 388 p.
thesaurus.rusnano.com
Актуатор - это... Что такое Актуатор?
актуатор — Термин актуатор Термин на английском actuator Синонимы исполнительное устройство, актюатор Аббревиатуры Связанные термины "умные" материалы, биологические моторы, биомедицинские микроэлектромеханические системы, ДНК, клетка, лаборатория … Энциклопедический словарь нанотехнологий
Исполнительное устройство, Актуатор — Трёхмерная модель исполнительного устройства, построенная на основе теории эластичности. Исполнительное устройство, актуатор, актюатор в кибернетике подсистема, передающая воздействие с управляющего устройства на объект управления. Часто… … Википедия
Пневматический актуатор — Поворотный пневмоцилиндр. Пневматический привод (пневмопривод) силовое устройство, преобразующее энергию (обычно сжатого воздуха) в движение. В зависимости от характера воздействия на рабочий орган это движение может быть вращательным или… … Википедия
Центральный замок — система централизованной блокировки замков, которая позволяет одновременно закрыть или открыть все двери автомобиля. Система может иметь дистанционное управление и относится к разряду вспомогательных систем автомобиля. Содержание 1 Функции 2… … Википедия
лаборатория на чипе — Термин лаборатория на чипе Термин на английском lab on a chip Синонимы микросистемы полного анализа, micro total analysis systems Аббревиатуры LOC, µTAS Связанные термины актуатор, биологические моторы, биомедицинские микроэлектромеханические… … Энциклопедический словарь нанотехнологий
микроэлектромеханические системы — Термин микроэлектромеханические системы Термин на английском Micro electro mechanical systems Синонимы Microelectromechanical systems, Micromachines (Japan), Micro Systems – MST (Europe) Аббревиатуры МЭМС, MEMS Связанные термины актуатор,… … Энциклопедический словарь нанотехнологий
многофункциональные наночастицы в медицине — Термин многофункциональные наночастицы в медицине Термин на английском multifunctional nanoparticles in medicine Синонимы наносомы, динамические наноплатформы Аббревиатуры Связанные термины "двуликие" частицы, абляция, актуатор,… … Энциклопедический словарь нанотехнологий
олигонуклеотид — Термин олигонуклеотид Термин на английском oligonucleotide Синонимы Аббревиатуры Связанные термины актуатор, биологические нанообъекты, биосенсор, генная инженерия, геном, ДНК, ДНК зонд, ДНК микрочип, РНК, многофункциональные наночастицы в… … Энциклопедический словарь нанотехнологий
"умные" материалы — Термин "умные" материалы Термин на английском smart materials Синонимы Аббревиатуры Связанные термины "умные" композиты, актуатор, наночастица, сканирующая зондовая микроскопия, пьезоэффект, магнитная жидкость Определение… … Энциклопедический словарь нанотехнологий
биологические моторы — Термин биологические моторы Термин на английском biological motors Синонимы моторные белки, биологические наномоторы, молекулярные моторы, motor proteins, molecular motors Аббревиатуры Связанные термины актуатор, белки, биологические нанообъекты … Энциклопедический словарь нанотехнологий
dic.academic.ru
актуатор — Викисловарь
Содержание
1 Русский
1.1 Морфологические и синтаксические свойства
1.2 Произношение
1.3 Семантические свойства
1.3.1 Значение
1.3.2 Синонимы
1.3.3 Антонимы
1.3.4 Гиперонимы
1.3.5 Гипонимы
1.4 Родственные слова
1.5 Этимология
1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
1.7 Перевод
1.8 Библиография
В Викиданных есть лексема актуатор (L85212).
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж
ед. ч.
мн. ч.
Им.
актуа́тор
актуа́торы
Р.
актуа́тора
актуа́торов
Д.
актуа́тору
актуа́торам
В.
актуа́тор
актуа́торы
Тв.
актуа́тором
актуа́торами
Пр.
актуа́торе
актуа́торах
актуа́тор
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Встречается также вариант написания и произношения: актюатор.
Корень: --.
Произношение[править]
МФА: [ɐktʊˈatər]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
исполнительное устройство или его активный элемент, преобразующий один вид энергии в другой, что приводит к выполнению определённого действия, заданного управляющим сигналом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство
Этимология[править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов
Библиография[править]
Для улучшения этой статьи желательно:
Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
ru.wiktionary.org
Что такое актуатор в автомобиле, как его проверить и отрегулировать
Чтобы повысить мощность мотора, не увеличивая его объёмы, активно используется отработанный газ. Он даёт дополнительную энергию, если направить его под давлением на лопастный механизм, чтобы он раскрутился и захватил побольше воздуха.
Воздушный поток затем подаётся в цилиндры двигателя и помогает переработать топливо. Одной из вспомогательных деталей в этом процессе является актуатор. Что он собой представляет и как устранить различные проблемы, связанные с ним, мы разберём далее.
Как работает защитник турбины
Как мы уже говорили, отработанный газ и воздух, которые захватывает лопастный механизм (или попросту турбина), находятся под давлением. Иногда оно слишком возрастает, и его приходится снижать, сбрасывая лишний газ через специальный клапан – вот, что такое актуатор, и он просто необходим в автомобиле, где стоит двигатель с турбонаддувом.
Принцип работы актуатора заключается в реакции на повышение оборотов турбины двигателя – клапан открывается и выпускает часть выхлопных газов, которые, как вы помните, помогают лопастям раскручиваться. Таким образом, турбина недополучает движущей силы, и давление сбрасывается, не достигая критической отметки.
Всё это происходит автоматически: конструкторы рассчитывают, при какой интенсивности силового воздействия газа на турбину, пора сбросить обороты, и именно по достижении заданной величины срабатывает клапан. Теперь вы понимаете, как работает актуатор и почему его называют защитником турбины.
Если вы просто пользуетесь машиной, ничего в ней не меняя, и вовремя проходите ТО, то можете не беспокоиться – актуатор уже настроен и будет прекрасно работать. Для тех же, кто увлекается тюнингом, особенно затрагивающим функционал турбин и мотора, существует ряд рисков, чего можно избежать, научившись правильно настраивать вестгейт.
Распространённые неисправности вестгейта
Чаще всего с актуатором происходят следующие неприятности:
ломаются выступы зубчатого колеса привода, отвечающего за активацию клапана;
не работает электромотор, с помощью которого открываются створки клапана;
выходят из строя электронные элементы, сообщающие другим деталям, что пора открывать клапан;
образуется ржавчина у штока.
Признаки неисправности достаточно разнообразны:
В момент разгона автомобиля можно наблюдать синий дым из выхлопной трубы. Как только автомобиль начинает ехать со стабильной скоростью, цвет отработанного газа меняется на обычный.
Постоянно валит чёрный или белый дым, независимо от того, меняется скорость или нет.
Машина разгоняется медленнее, чем раньше.
Увеличивается расход масла, его подтёки можно увидеть на лопастях турбины.
Мотор сильно шумит, и слышен скрежет.
Как проверить актуатор турбины
Чтобы проверить актуатор, лучше всего снять турбину целиком и убедиться, что нет ржавчины. Обратите внимание на следующее:
Металлический стержень должен свободно перемещаться, отклоняясь не более, чем на 10 мм. и не издавая никаких лязгов и других странных звуков.
Мембрана должна быть упругой, целой и не деформированной. Сдвиньте стержень до упора вверх, вставьте пробку в отверстие, связанное с манжетой – если герметичность сохранилась, стержень никуда не сдвинется со своего места. Для верности лучше подождать несколько секунд, чтобы не упустить из виду даже самую маленькую дырочку.
Проверкой электронных элементов актуатора занимаются на СТО – для этого нужен ряд специальных тестов.
Все неисправные детали подлежат обязательной замене.
Как отрегулировать актуатор турбины
Теперь разберёмся, как отрегулировать актуатор, чтобы турбины работали продуктивно. К этому стоит прибегнуть, если компрессор стучит, когда мотор останавливается или меняется скорость. Скорее всего, металлический стержень слегка разболтался. Также с помощью настроек добиваются большей производительности.
Перед тем, как настроить актуатор или произвести другие манипуляции с турбиной, подумайте, достаточно ли хорошо вы представляете себе их устройство. Если есть какие-то сомнения, лучше обратиться к специалистам.
Если вы хотите просто увеличить давление, можно заменить пружину или ослабить конец регулятора. В этом случае клапан будет открываться при больших оборотах, чем раньше, но не стоит слишком усердствовать.
Если воздействие окажется непомерно сильным, а актуатор не сработает, это может навредить двигателю и вывести его из строя. Также для повышения давления применяется соленоид, выдающий фальшивые данные по текущему напору воздушного потока. Его ставят перед вестгейтом, чтобы воздух сначала попадал туда.
Настройка актуатора начинается со снятия турбины – вам нужна регулировочная гайка. Есть и автомобили, в которых предусмотрен доступ к ней без демонтажа. Если закрутить её чуть потуже, вы отрегулируете ход штока.
Вам нужно сделать следующее:
Снять скобу с металлического стержня и ослабить гайку ключом №10.
Против часовой стрелки подкрутить регулировочный винт – для этого можно взять что-то удобное, например, пассатижи. Створка должна закрыться. Стукните по ней слегка – не должно слышаться глубокого звона.
Сделать ещё пару витков против часовой стрелки.
Вернуть на место скобу и затянуть регулировочную гайку обратно.
После установки турбины заведите машину, попробуйте разогнаться и сбросить скорость – вы не должны слышать стука, лязга и скрежета.
Но на этом настройка наддува не заканчивается – нужно произвести калибровку, то есть установить зависимости между показаниями прибора и размером входной величины.
Для этого нужны специальные программы типа Cummins INSITE и диагностическое ПО. С их помощью вы убедитесь, что всё сделали правильно.
drivertip.ru
Актуатор — что это такое
Современные автомобили представляют собой сложные устройства. Многие их владельцы с целью повышения мощности, преднамеренно устанавливают турбокомпрессор.
Подобные агрегаты работают с очень высокими показателями давления, которые нужно постоянно регулировать. Оптимизировать данные особенности можно, используя актуатор турбины, о котором можно узнать на специализированных сайтах.
Основные понятия
Актуатор турбины представляет собой вакуумный регулятор, который используется в качестве защитной системы турбокомпрессора при нагрузках, возникающих во время высоких оборотов. Это устройство является своеобразным клапаном, устанавливаемым на выпускном коллекторе.
Принцип работы актуатора можно описать несколькими последовательными этапами:
Здесь они приводят в движение специальные крыльчатки, которые приводят в движение вал, расположенный под ними. Оба элемента способствуют тому, что повышается давление и воздух подается уже в камеру сгорания.
При достижении давления высоких показателей, турбина начинает просто терять мощность и работает не так эффективно. В этот момент и происходит включение клапана (актуатора), который выпускает часть газов наружу, понижая этот показатель.
Одним из недостатков такого подхода является невозможность точного контроля показателей давления. Так, например, если вы настроили актуатор на выпуск газов при значении 0,7 бара, то он может открываться и когда показатель достигнет всего 0,35 бара.
Настройка актуатора
Основным признаком того, что эта часть системы работает неправильно, является дребезжание турбины во время глушения мотора. Настроить актуатор можно несколькими основными способами:
Установка новой пружины. Чтобы увеличить показатели давления, следует использовать более упругой детали, для понижения применяют мягкие пружинные элементы.
Изменение данных показателей выполняют с помощью поворота винта на конце вестгейта.
Введение в систему соленоида. Установленный механизм преднамеренно изменяет показатели давления, заставляя актуатор срабатывать в нужный момент.
Обратите внимание, что проводить любой вид настройки не желательно самостоятельно, так как это может привести к непредвиденным ситуациям. Лучше доверить решение этой задачи опытному специалисту.
Твитнуть
Читайте также:
auto-zapchasti.com.ua
Обсуждение:Исполнительное устройство — Википедия
Исполнительное устройство, Актуатор звучит очень странно. По-моему нужно выбрать одно из двух. Или Исполнительное устройство или Актуатор. С другого понятия делать перенаправление. В самом тексте статьи я бы упомянул и то и другое название. —Obersachse 11:17, 14 февраля 2007 (UTC)
Всё. Оказывается, я попал сюда через перенаправление. Вопрос решён. --Obersachse 11:19, 14 февраля 2007 (UTC)
Оригинал статьи лежит на английской странице вот тут. Для множества технических терминов нет статей, но ссылки я на эти термимы все равно сделал… Встречается термин «Comb drive», в моей интерпритации это «зубчатый электродвигатель», но такого термина Гугл найти не смог, поэтому его пришлось удалить…--VIS 15:04, 31 января 2007 (UTC)
На русский язык это переводится как «исполнительное устройство».--Dstary 14:15, 31 января 2007 (UTC)
Все. Терпение мое лопнуло. Переименовываю актуатор в привод. Давайте говорить по-русски.--Dstary 13:29, 1 февраля 2007 (UTC)
Если для перевода использовать первый же вариант, предложенный Лингво — тогда «да»… Но, если посмотреть остальные варианты, то это так же:
actuator [ ] 1) силовой привод; рукоятка привода 2) соленоид 1) исполнительный механизм 2) соленоид 3) привод (головок жёсткого диска), актуатор в жёстких дисках — механизм, перемещающий головки чтения/записи в заданное место магнитной поверхности (HDA)2) приводной механизм 3) выключатель 4) электростатический возбудитель (микрофона) 2) рабочий орган 3) (силовой) привод; пускатель 4) рулевая машинка 3) управляющее устройство; орган управления 4) двигатель 5) выключатель; переключатель 6) телескопическая опора (платформы гексапода) 1) привод 2) исполнительный механизм
И все эти значения, выданные переводчикам, являются предельно упрощеными вариантоми применения данного слова, без попытки сформулировать определение. Если вы не являетесь «англо-ненавидцем» и довольно хорошо знаете англ. язык, то можете ознакомится с английской версией данной статьи википедии.
Все более частое использование данного слова и отсутствие в русском языке 100 % синонимов, имеющих такое же значение, заставило меня написать данную статью. (Просто я неравнодушен к автоматике и робото-технике).VIS 06:41, 1 февраля 2007 (UTC)
1. Я не являюсь англо-ненавидцем. 2. Я не заглядывал ни в какие словари, непонятно кем составленные. Так уж получилось, что я работаю в области автоматики за границей и прекрасно знаю, что в английском языке называется actuator. 3. Прямой перевод статьи с английского языке нужно делать всегда с поправками на русский перевод ее темы. Вот то, что вы выше перечислили — это практически все исполнительные устройства (и рулевые машинки и приводы и проч). В русской литературе слово «актуатор» прижилось, пожалуй, только в применении к приводам антенн. Все остальное «актуаторами» не является. Так что уж извините, но вскорости я до этой статьи доберусь, переименую и полностью перепишу. С уважением, — Dstary 07:05, 1 февраля 2007 (UTC)
Не хотел вас обидеть, да и «англо-ненавидец» не адресовывалось именно вам, а скорее противникам термина вцелом. Хотя мне трудно представить людей, отрицающих термины «интеграл», «дифференциал», «автомобиль»… Если же значение термина более широкое, чем предложенный эквивалент, то замещение не будет являться правомерным. В опровержение высказыванию
В русской литературе слово «актуатор» прижилось, пожалуй, только в применении к приводам антенн. Все остальное «актуаторами» не является.
предлогаю ознакомиться с данными ссылками 1, 2, хоть и не раскрывающими полностью значения слова, но подтверждающим широкое альтернативное, от предложенного вами, смысловое применение. Переименовывать и полностью переписывать статью излишне, хотя буду очень благодарен за помощь, если такая последует! С взаимным уважением, VIS 07:50, 1 февраля 2007 (UTC)
PS: Применительно к приводам спутн. антенн, термин актуатор применим, хотя наиболее важно, что устройство продается именно под таким («актуатор») названием, а приличный спрос на спутниковое оборудование обеспечил широкое распростронение… Да не введет это вас в заблуждение…
Я и не спорю, что слово «актуатор» сейчас иногда используется, являясь синонимом «исполнительного устройства». Другое дело, что есть в Википедии правило использовать авторитетные источники. Извините, но для меня прайс-лист компании, составленный секретаршей без технического образования — неавторитетный источник. Одна статья аспиранта — тоже неавторитетный источник. По этой теме читаются университетские курсы, и если вы откроете любой учебник по технической кибернетике или теории автоматического управления, то убедитесь в том, что там дано четкое определение — «исполнительно устройство — подсистема, с помощью которой управляющее устройство воздействует на объект управления». Для меня Солодовников, Попов с Бессекерским, Пупков с Егуповым гораздо авторитетнее некоего А. В. Сыцко. Статью править буду в любом случае, потому что перевод почти весь выполнен неверно (редирект останется, так что по запросу «Актуатор» будет выдаваться эта статья). Если не возражаете, перенесу это обсуждение в обсуждение статьи, давайте продолжим общение там. —Dstary 08:09, 1 февраля 2007 (UTC)
Насчет продаж: Википедия — не рекламная площадка.--Dstary 08:12, 1 февраля 2007 (UTC)
На случай, если я привел недостаточно ссылок, то вот еще пакет 1, 2, 3, заголовок ссылки, 4, 5. Хочу заметить, что если вам удсться найти полный текст документа
Нормативные документы (СНиП, МГСН, ГОСТ) Стандарт АВОК-5-2004 СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДАНИЯМИ Часть 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Аппаратные средства
, то он так же содержит данный термин. Если у вас назрела идея написать статью «исполнительное устройство», то почему бы не воспользоваться кросс-линками и между статьями, так как статья про «актуатор» близка по теме и частично пересекается.VIS 08:45, 1 февраля 2007 (UTC)
Оффтоп-(я очень впечатлен, той работой, которую вы проделали над статьей по корейскому языку!!!)VIS 08:44, 1 февраля 2007 (UTC)
1. Скажите мне, в чем НЕ пересекаются понятия «актуатор» и «исполнительное устройство». 2. Среди приведённых вами источников нет ни одного академического. 3. По статье о корейском языке у меня нет ни одной правки :) Все что я сделал — это статьи о Корее.--Dstary 10:47, 1 февраля 2007 (UTC)
При всем к вам уважении, считаю необходимым оставить в заголовке статьи термин «Актуатор».VIS 08:02, 2 февраля 2007 (UTC)
Почему? Войну правок я с вами вести не буду, хочу пока услышать аргументы.--Dstary 10:34, 2 февраля 2007 (UTC)
Потому что термин «Актуатор» Употребим не менее, а даже более часто, чем «Исполнительное устройство», и явлется общепризнатым.VIS 06:57, 6 февраля 2007 (UTC)
Мне иногда кажется, что вы издеваться изволите. Ладно, позволю себе вступление: 1. Википедия — энциклопедия, в которой присутствует научная и техническая информация. 2. Википедия — вторичный источник информации, в ней не место оригинальным идеям и исследованиям. 3. Текст научного и технического характера должен быть основан на соответствующей научной и технической литературе. 4. Если у предмета статьи несколько названий, выбирается одно, которое чаще встречается в литературе. 5. Предмет статьи должен соответствовать её названию.
А теперь поехали разбираться. Вы перевели на русский язык (причем перевели настолько безграмотно, что я начинаю сомневаться в вашей компетентности как эксперта в автоматике) статью из английской википедии, которая называлась «Actuator». В техническом английском это слово имеет два основных значения — привод, либо исполнительное устройство в целом. Иногда на русский язык это слово транскрибируется без изменений (в значении именно «привод»). В значении «исполнительное устройство» слово «актуатор» не используется. То есть вообще. Статья в английской Википедии — об исполнительном устройстве. Если вы ее перевели дословно почти на русский, то должны отдавать себе отчет в том, что содержание статьи не изменилось. Следовательно, не должно меняться и название — оно должно соответствовать содержанию, то есть «исполнительному устройству». Называть пневмопривод актуатором — это не просто глупость, это кощунство. Так его можно называть на форуме, среди друзей, указывать позиции в прайсах, но в энциклопедической статье данные должны основываться на научной литературе. Вообще — по этой теме написаны сотни тысяч (!) учебников, монографий, статей, диссертаций, в которых исполнительное устройство названо исполнительным устройством, а привод — приводом. И вот приходит VIS, который лёгким движением руки перечеркивает все труды отцов основателей, прочитав прайс-листы, написанные безграмотными менеджерами и глоссарии, явно переведенные с английского пьяным студентом-троечником! Подумаешь, Солодовников… Подумаешь, Попов с Бессекерским…
Короче, так. Я и так пошел вам навстречу, оставив в теле статьи слово «актуатор», хотя оно должно относится именно к приводу и здесь просто безграмотно. Есть два выхода: 1. Пишем статью привод (сейчас там редирект), где и оставляем слово «актуатор» (не в названии, а в теле статьи). Из этой статьи все лишнее убираем. 2. Убираем из названия этой статьи слово «актуатор» и пишем в теле — так мол и так, иногда транскрибируется без перевода. Я все сказал. Давать мне ссылки прайс-листы не надо. Литературой по приводной технике можно завалить старенькую хрущевку до крыши. НИГДЕ там нету никаких актуаторов.--Dstary 07:46, 6 февраля 2007 (UTC)
Флейм, разведенный вами, нападки, с переходом на личности (меряйтесь пи$кой с другими, кто поведется на провокации). Те ссылки, включая ГОСТЫ (Государственный Стандарт хотите оспаривать?). Научные книги, ссылки на которые я невидел (где же ссылки то?). Короче, своими ультиматумами («1. или 2.») пугайте не меня. Кибернетику, как вы наверное знаете, считали лже-наукой… Поверьте мне, родина слонов — не россия, и ненадо подтягивать схожие термины за уши к уже устоявшимся заимствованиям… Вы бы взялись приемы какате руссифицировать :)
Насчет флейма — я жду от вас аргументов. Насчет нападок — не давайте повода. Ничем я с вами меряться не собираюсь. Пугать тоже. Актуатор — неустоявшееся заимствование, переводящееся как «привод», в научной литературе совершенно не распространённое. Список литературы я дал в статье. Надеюсь трехтомник «Технической кибернетики» под редакцией Солодовникова вас устроит? Могу с десяток трудов отцов отечественной кибернетики и выдающихся ученых привести. Вы так и не ответили на мой вопросы: чем отличается актуатор от привода? Как и где я оспариваю ссылки и ГОСТы?—Dstary 08:53, 6 февраля 2007 (UTC)
Дайте ссылку на сетевой материал. 3. Текст научного и технического характера должен быть основан на соответствующей научной и технической литературе. Где ваши аргументы? Мне надоело выступать в роли оправдывающегося...
Пожалуйста. Сперва дам ссылку на литературу. Вряд ли она есть в сети, однако в любой библиотеке наверняка есть. Это классические труды по автоматике и технической кибернетике (толстые книженции, которыми убить можно :)): 1. Солодовников В.В. (Ред.) Техническая кибернетика. Теория автоматического регулирования (в четырёх томах). 2. Егупов Н.Д., Пупков К.А. (Ред.) Методы классической и современной теории автоматического управления (в пяти томах). 3. Андреева Л.Е., Арменский Е.В., Солодовников В.В. и др. Книга 1. Техническая кибернетика. Устройства и элементы автоматического регулирования и управления. Далее, в сети: поиск гуглевский я выкладывать не буду, хотите - сами проверите, ссылок, подобных вашим - море. Буду давать только серьезные ссылки на авторитетные источники: например Курс лекций профессора Страшинина, Лекции доцента Тихонова. Я почему такой настырный - дело в том, что именование статьи в нынешнем виде не соответсвует правилам именования статей, принятым в Википедии. Так что надо назвать либо исполнительное устройство, либо привод (в этом случае статью надо будет покромсать слегка), либо актуатор. Я по упомянутым причинам против последнего термина. Это и пытаюсь доказать.--Dstary 10:55, 6 февраля 2007 (UTC)
Кстати, я люблю книги "которыми убить можно", но не настолько, что бы по ссылке на таковую, перечитыв их полностью, так ничего и не найти... (мне нужны ссылки, как минимум на темы, еще лучше - номер странцы, Издатель, год издания). Кстати, сколько я не Гуглил, а вашего определения "Исполнительного устройства" найти не смог. Если мое определение есть перевод (по вашему "авторитетному" мнению - корявый), то где же ваша "некорявая" цитата первоисточника???
Техническая кибернетика и автоматика - не те отрасли, информацию по которым можно легко найти в интернете. В лучшем случае это конспекты лекций. Их я и привел. Про исполнительные устройства там можно найти на странице 8 у Страшинина и странице 3 у Тихонова. Книжки можете посмотреть в библиотеке. Название, авторов и издательства я привел. К сожалению, доступа к этим книжкам у меня сейчас нет, поэтому точно номера страниц привести не могу, однако это в самом начале там. По определению - определение я не менял. Суть осталась та же, я просто поправил стиль. Кстати, подписывайтесь (четыре тильды), чтобы легче было понять, с кем разговариваешь. --Dstary 07:31, 13 февраля 2007 (UTC)
А что это за гнущаяся палочка на картинке? Может быть стоит заменить чем-то более наглядным? Rogalik 10:47, 23 июля 2010 (UTC)
ru.wikipedia.org
Актуатор что это такое
Актуаторы. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности
Актуаторы представляют собой специальные устройства, главной задачей которых является перенос усилия с управляющего или регулирующего механизма на исполнительный. В большинстве случаев это электромеханический агрегат, который позволяет выполнять круговые либо линейные перемещения. Благодаря этому можно значительно облегчить выполнение технологических операций, тестирование, в том числе упростить условия быта. Эти устройства применяются и для совершения специфических задач, к примеру, для осуществления миссий и проведения исследований в космическом пространстве.
Виды
Актуаторы бывают линейными и устройствами вращения.
Линейные
Семейство устройств, которые обеспечивают преобразование механической энергии в линейное перемещение. В большинстве случаев такие устройства применяются с целью получения механической энергии из электрической. Выполняются такие устройства из подвижного штока, который устанавливается в корпус из металла или пластмассы. Чтобы к агрегату поступала электроэнергия, предусматриваются разъемы, вилки или кабели. В зависимости от конструкции привод может потреблять 12, 24, 36 либо 220 В.
Линейные агрегаты имеют два основных исполнения:
Горизонтальное.
Вертикальное.
То есть конструкция агрегата такова, что шток перемещается в вертикальном либо горизонтальном направлении по отношению к валу мотора.
К преимуществам линейных агрегатов можно отнести:
Простоту конструкции.
Длительный срок эксплуатации.
Неприхотливость в работе, что позволяет использовать их даже в экстремальных условиях.
Конкретные агрегаты в зависимости от модели могут дополнительно иметь защиту, которая обеспечивает стойкость к неблагоприятным условиям.
Актуаторы вращения
Работают несколько иначе. У них имеется редуктор и электродвигатель. Особенность работы такого агрегата в том, что чем ниже передаточное число шестеренок редуктора, тем выше скорость и меньше крутящий момент.
В агрегатах вращения могут применяться различные типы редукторов:
Цилиндрический.
Планетарный.
Червячный.
Комбинированный.
Благодаря разнообразию редукторов вращающие агрегаты способны решать разнообразные задачи. Поэтому они находят широкое применение в электроэнергетике, станках, бытовых устройствах, в промышленности и других отраслях.
Существуют и специальные виды актуаторов. Подобные агрегаты предназначены для решения специфических и наиболее сложных задач. Их часто применяют в космическом, а также водном пространстве. Также они находят применение в условиях вечной мерзлоты. По конструктивным составляющим они не сильно отличаются от аналогичных агрегатов. Однако их главное отличие – качество исполнения герметичности корпуса. Благодаря пылеустойчивости и водонепроницаемости удается обеспечить бесперебойность работы агрегата даже в сложнейших условиях.
Устройство
Имеется большое количество разных методов для создания линейного перемещения в линейном актуаторе. В большей части случаев используется движок, который передает движение штоку. Шток выдвигается или втягивается, перемещаясь по направляющей. Линейные актуаторы для обеспечения линейного перемещения в большинстве случаев применяют винт, то есть так называемую винтовую передачу. Благодаря вращению винта относительно гайки или наоборот обеспечивается линейное движение штока.
Движки, применяемые в линейных агрегатах, чаще всего представляют собой стандартные коллекторные устройства, работающие на постоянном токе в 12 или 24 В. Более мощным агрегатам требуется электроток на порядок большего значения. Однако возможно применение и других типов движков.
Для изменения направления движения штока следует поменять направление вращения движка. Для примера, в коллекторном движке следует сменить поляр