Ключ к знанию

Как изменилась ответственность участников дорожного движения


Обязанности участников дорожного движения: ответственность пешеходов и водителей

Статья 24 ФЗ № 196 от 1995 года устанавливает общие права и обязанности участников дорожного движения. При этом ФЗ № 196 опирается на многие иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Статья 24 ФЗ № 196 основывается на ПДД. Так, пункт 4 статьи гласит, что участники дорожного движения обязаны соблюдать правила, установленные для них данным Федеральным законом и прочими нормативно-правовыми актами. Главный, среди таких актов – Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ в 1993 году (с учетом современных редакций).

Главная суть 24 статьи ФЗ № 196 заключается во втором пункте, где указано, что все участники дорожного движения в равной степени могут реализовывать свои права и обязанности, но лишь в том случае, если таковые действия не приведут к ущемлению или нарушению прав иных лиц.

Свод положений, регулирующих обязанности водителей транспортных средств прописан в Правилах дорожного движения в разделе № 2. Так, обязанности водителя транспортного средства: заключаются в следующем:

  • Иметь при себе документы, необходимые для управления ТС (водительские права, ПТС, СТС, страховка ОСАГО) и предъявлять их по необходимости сотруднику ГИБДД.
  • Проверять исправность ТС перед выездом на дорогу.
  • Предоставлять свое транспортное средство по требования сотрудников полиции или работников медицинской службы.
  • Использовать жилет со световозвращающими элементами при вынужденной остановке ТС вне населенного пункта после захода солнца.

В случае ДТП водителю запрещается покидать место аварии и самовольно отъезжать на обочину с дороги (за исключением случаев, когда из-за ДТП полностью останавливается движение на дороге). Также в случае ДТП водитель должен оказать первую помощь пострадавшим и вызвать необходимые экстренные службы: скорую и МЧС.

Водителю запрещается управлять ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Также ему запрещено опасно вождение, которое выражается в неоднократном перестроении с полосы на полосу («игра в шашки»), необоснованном резком торможении и т. д.

Обязанности пешеходов

Четвертый раздел ПДД отдельно устанавливает свод обязанностей пешеходов. Так, здесь указаны следующие положения:

  • Пешеходы обязаны двигаться по тротуару, велосипедной дорожке или обочине. Только при отсутствии всех вышеуказанных вещей разрешается движение по краю проезжей части по направлению транспортного потока.
  • При необходимости, допускается передвижение на проезжей части организованных пеших групп. Максимальная ширина одного ряда – 4 человека. Спереди и сзади группы идут сопровождающие, которые несут с собой флажки красного цвета в дневное время, и фонари красного (сзади) и белого (спереди) цвета после захода солнца.
  • При пересечении дороги на нерегулируемом пешеходном переходе изначально необходимо убедиться в безопасности такого перехода.
  • В случае приближения транспортных средств с включенными спецсигналами (звуковой сиреной, а также маячками синего и сине-красного цветов) пешеходы обязаны пропустить такие ТС, прежде чем переходить дорогу.

Безопасность дорожного движения

Пункт 1 статьи 24 ФЗ № 196 сообщает, что безопасность на дороге гарантируется за счет выполнения требования законодательства РФ. Один из самых важных документов в этом отношении – Стратегия безопасности дорожного движения.

За весь 2017 год в России было зафиксировано 169 432 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 19 088 человек, и было ранено 215 374 человека. С 2013 года показатель аварийности на дорогах РФ неизменно падает, но остается все еще высоким. В связи с этим 22 января 2020 года премьер-министром РФ был подписан указ о разработке упомянутой Стратегии, суть которой сводится к тому, чтобы к 2024 году уменьшить количество смертности на дорогах до уровня 4 человек на 1 000 жителей РФ. По состоянию на 2017 год уровень смертности составлял 7.5 человек на 1 000 жителей РФ.

Планируется, что уровень аварийности будет снижен благодаря принятию следующих мер:

  • Развитие структуры для велосипедистов.
  • Повышение общего уровня безопасности для пешеходов.
  • Отслеживание водителей, склонных к агрессивному вождению.
  • Ужесточение санкций, применяемых к нарушителям.
  • Развитие общественного транспорта, в том числе и системы водных путей.
  • Сокращение транспортных средств, которые имеют право пользования спецсигналами.

Правила дорожного движения

Как уже указано выше, статья 24 ФЗ № 196 во многих пунктах ссылается на иные законодательные акты в сфере регулирования дорожного движения. Основополагающим Законом в этом отношении являются Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства № 1090 от 1993 года.

Правила регулярно дорабатываются и изменяются, подстраиваясь под современные реалии.

Так с 1 июля 2020 года был введен дорожный знак «Зона ограничения движения ТС с низким классом экологической безопасности». Знак означает, что дальнейшее движение запрещено для автомобилей, где установлен двигатель с определенным классом экологической безопасности (Евро-1, Евро-2 и т. д.).

Регулирование дорожного движения выполняется с помощью следующих средств:

  1. Дорожных знаков.
  2. Дорожной разметки.
  3. Дорожного оснащения (бордюры, перила и т. д.).
  4. Светофоров.
  5. Регулировщиков.

При этом следует учесть, что требования дорожных знаков преобладают над разметкой. Также, требования регулировщика преобладают над сигналами светофора.

В Российской Федерации установлены следующие особенности ПДД:

  • Максимальная скорость транспортных средств по умолчанию (без наличия дополнительных знаков): в черте города – 60 км/ч, вне населенного пункта – 90 км/ч.
  • Транспортные средства должны двигаться по правой стороне дороги.
  • На обозначенном переходе у пешеходов есть приоритет. Водитель должен пропустить пешехода, а не наоборот.
  • Сотрудники ГИБДД имеют право остановить любое ТС и водитель по требованию инспектора должен показать ему необходимые документы.
  • Сотрудники полиции и медицинские работники могут позаимствовать любое попутное транспортное средство, если это необходимо для выполнения срочного служебного задания.
Большинство указанных правил действует не только в России, но и на территории большинства мировых стран.

В то же время есть и исключения. Например, в Великобритании установлено левостороннее движение.

За нарушение правил дорожного движения предусмотрена административная ответственность. Конкретный вид наказания определяется 12 главой КоАП РФ. Если нарушение ПДД повлекло тяжелые последствия (например, смерть человека), может быть применена уголовная ответственность.

Согласно КоАП РФ административные санкции за нарушение правил дорожного движения в разных случаях могут быть применены к следующим причастным лицам:

  1. Пешеходам.
  2. Велосипедистам.
  3. Водителям.
  4. Должностным лицам, ответственным за допуск ТС к эксплуатации.
  5. Юридическим лицам, которым принадлежат транспортные средства.

Загрузка...

avtozakony.com

Обязанности участников дорожного движения — КиберПедия

Участники дорожного движения несут ответственность за соблюдение требований Правил. Они должны действовать так, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда друг другу. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав.

Общие обязанности водителей

Водитель механического транспортного средства обязан:

– иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы на транспортное средство; документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.

– при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями детям до 12 лет, обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

– перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;



– проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами;

– предоставлять транспортное средство: сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности, налоговой полиции в иных, не терпящих отлагательства случаях, предусмотренных действующим законодательством; медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также медицинским работникам, сотрудникам милиции и федеральных органов государственной безопасности, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

– немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

– принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа,, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;



– освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

– сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Водителю запрещается:

– управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

– передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

– пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

– употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

– пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Обязанности пешеходов

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Обязанности пассажиров

Пассажиры обязаны:

– при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле —быть в застегнутом мотошлеме;

– посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Пассажирам запрещается:

– отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

– открывать двери транспортного средства во время его движения.

 

 

ТЕМА 2. «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

cyberpedia.su

Законодательство об административной ответственности в области дорожного движения: этапы развития и современность

Библиографическое описание:

Панфилова, Е. С. Законодательство об административной ответственности в области дорожного движения: этапы развития и современность / Е. С. Панфилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68877/ (дата обращения: 06.05.2020).



В данной статье проанализировано законодательство об административной ответственности в области дорожного движения, этапы его развития и современное состояние. Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из немаловажных функций государства по обеспечению правопорядка, которую государство должно выполнить.

Основой системы правового регулирования дорожного движения является институт административной ответственности, реализация которого основана на применении административных взысканий.

Ключевые слова: законодательство, административная ответственность, дорожное движение

Концепция административной ответственности основана на совокупности социальных отношений, возникающих в ходе дорожного движения, а точнее, когда люди и товары перемещаются по развитой и используемой полосе земли — дороге с помощью транспортных средств — специально разработанные устройства. Участниками таких отношений могут быть как пассажиры транспортных средств, так и пешеходы и приравненные к ним лица.

Определение административного правонарушения сформулировано в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ: «К административному правонарушению допускается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, в отношении которого КоАП РФ или законодательством субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлены административные правонарушения». обязанность».

Многие авторы считают, что только небольшая часть видов административных правонарушений несет общественную опасность, и большинство из них вообще не несут ее.

Административная ответственность исключается отсутствием одного из признаков совершения административного правонарушения. Признаки административного правонарушения в корне отличаются от правовой структуры. Это важнее с точки зрения правоприменительной практики, чем с точки зрения теоретической значимости. Наличие всех признаков административного правонарушения не является полным основанием для привлечения к ответственности. В этом случае, если нет нарушения, возможность ответственности полностью исключена.

Становление и развитие нового российского государства требует переосмысления сущности и социальной цели многих правовых явлений и категорий с позиции приоритета права над государством, естественных прав человека и гражданина над другими ценностями в обществе. Существующая система правового регулирования безопасности дорожного движения в Российской Федерации в основном логична, но из-за ее сложности и постоянных изменений ее применение не всегда эффективно. Очевидно, что действующее законодательство в области безопасности дорожного движения необходимо не только усовершенствовать, но и создать условия для его более эффективного применения.

Основой системы правового регулирования дорожного движения является институт административной ответственности, реализация которого основана на применении административных взысканий. Этот элемент правоохранительной деятельности дорожной полиции наряду с профилактической работой имеет решающее значение в практика предупреждения и пресечения правонарушений в области безопасности дорожного движения. Применение мер административного принуждения органами внутренних дел в этой области серьезно затруднено отсутствием разработки концептуального аппарата административно-юрисдикционной деятельности, применения административных взысканий, механизма их исполнения и т. Д.

ГИБДД пытается справиться с проблемами в сфере безопасности дорожного движения. Поэтому очевидно, что сама жизнь заставляет ГИБДД работать для граждан и в их интересах комплексным и систематическим образом. Об этом свидетельствует государственная статистика работ в области безопасности дорожного движения [1].

Анализируя современные правовые акты, определяющие порядок обеспечения безопасности дорожного движения на улицах и дорогах России, можно сделать вывод, что даже их названия не всегда соответствуют содержанию. Существует очевидное несоответствие между документами, и предусмотренная в них ответственность за нарушение Правил дорожного движения не адекватна риску последствий для жизни и здоровья людей. Мировая практика показывает, что действия, направленные на обеспечение жизни и здоровья людей, должны быть жесткими и бескомпромиссными. Президент Российской Федерации В. В. На заседании президиума Госсовета «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в сфере безопасности дорожного движения» в ноябре 2005 года Путин заявил: «Важно укреплять законодательную базу для деятельности автомобильного транспорта и восполнить существующие пробелы» [5].

Либеральное российское административное законодательство в отношении участников дорожного движения привело к низкой эффективности профилактических мер, массовому нарушению Правил дорожного движения как со стороны его участников, так и со стороны контролирующих органов. Наказания за нарушение правил дорожного движения, установленные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Административный кодекс), настолько неэффективны, что само их существование не побуждает участников дорожного движения соблюдать установленные нормы и правила.

Нынешняя ситуация с ответственностью в сфере дорожного движения очень сложная. Это подтверждают регулярные резонансные автомобильные аварии. Президент России Владимир Путин, комментируя трагическую аварию в Москве 25 сентября 2012 года, когда пьяный водитель врезался в автобусную остановку и убил семь человек, пятеро из которых были детьми, заявил, что необходимо ужесточить наказание за такие преступления в Россия.

Действующие правила ответственности за нарушение правил дорожного движения должны быть оптимизированы (унифицированы) с учетом опасности и возможных последствий установленного порядка участия участников дорожного движения в дорожном движении. Проведение таких работ позволит сотруднику правоохранительных органов в лице Государственной инспекции дорожного движения более эффективно влиять на участников дорожного движения, поощряя их повышать уровень осведомленности об опасности нарушений при участии в дорожном движении.

Общественную опасность административного правонарушения следует понимать как незаконное действие или бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, которое предусматривает административную ответственность на основании закона. Если мы говорим об административной ответственности в сфере дорожного движения, мы понимаем, что речь идет о нарушениях правил дорожного движения в этой области.

Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения в случаях их совершения сотрудниками органов внутренних дел, органов уголовного розыска, таможенных органов, органов налоговой полиции, а также военнослужащих определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими порядок службы, но Стоит отметить, что эти сотрудники несут административную ответственность на общих основаниях. Все существующие виды административных взысканий применяются к этим лицам на общих основаниях, за исключением ареста и военнослужащих — штрафа.

В соответствии с принятым законодательством ответственность за нарушение правил дорожного движения несет лицо. Невозможно передать вину другому человеку. Однако эти преступления характеризуются ситуациями, когда несколько человек привлекаются к ответственности, например, при управлении транспортным средством скорой помощи.

Есть возможность привлечь водителя и человека (сотрудника компании), ответственного за техническое состояние автомобиля. В этом случае ответственность лежит не за общее правонарушение в целом, а за совершение правонарушения каждым лицом. Правонарушения могут регулироваться различными правилами.

Безопасность дорожного движения в целом и предотвращение административных нарушений в сфере дорожного движения в частности, в настоящее время является приоритетной задачей Правительства Российской Федерации, поскольку она имеет общегосударственное значение. По некоторым данным, латентность административных правонарушений достигает 30 % и довольно высока [2, с.150]. Это способствует появлению чувства безнаказанности у многих водителей при совершении административных правонарушений в сфере дорожного движения, в результате чего игнорируются правила дорожного движения. Также в большинстве случаев водители, нарушающие закон, уверены в неэффективной работе правоохранительных органов.

Неоднократные изменения в правовых актах в течение короткого периода времени и введение санкций за административные правонарушения не способствуют повышению уровня безопасности дорожного движения. В результате деятельность юрисдикционных органов по предупреждению нарушений правил дорожного движения становится менее эффективной, и возникает ряд проблем. Таким образом, основной юрисдикционный принцип — неизбежность наказания за административное правонарушение, совершенное в сфере дорожного движения — ставится под сомнение и не соблюдается на практике.

Литература:

  1. Быков А. И. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний в области безопасности дорожного движения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М.: Академия, 2017.-197. — С.35.
  2. Квитчук А. С. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России: Историко-правовое исследование: Автореф.докт.юрид.наук. // А. С. Квитчук — СПб.: МВД России. Санкт-Петербургский университет., 2018. С.21
  3. Костылев А. К., Передернин А. В. Проблемы обеспечения гарантий водителей транспортных средств и собственников транспортных средств в условиях электронного юрисдикционного производства // Вестник Тюменского государственного университета.2014.№ 3. С.150.
  4. Кузнецов А. П. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе / А. И. Кузнецов, С. В. Изосимов, Н. Н. Маршакова // Транспортное право.- 2016.- № 1. — С.28.
  5. Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый. — 2015. — № 3. — С. 694–697. — URL https://moluch.ru/archive/83/15275/ (дата обращения: 24.03.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, административная ответственность, административное правонарушение, нарушение правил, Российская Федерация, область безопасности, орган, правонарушение, правовое регулирование, общественная опасность.

moluch.ru

Ksyushka › Блог › Накипело! Я за ужесточение ответственности пешеходов как участников дорожного движения за нарушения ПДД!

Я думаю не имеет смысла сейчас подробно описывать суть проблемы. Все мы живем в городах где есть дороги, машины, водители, пешеходы, переходы, светофоры и всё прочее… Проще говоря, где есть дорожное движение и способствующая ему опасность. В автошколах нас учат ПДД, знакам, их значениям. Мне всегда казалось, что и детям (которые еще ни разу за рулем и не сидели) рассказывают хотя бы такие элементарные основы как "красный — стой. зеленый — иди". Но как только пешеходы вырастают — половина из них будто впадает в какой-то параллельный мир. В котором нет переходов, светофоров, правил. Я давно пытаюсь понять логику таких людей — и не могу. Похоже они полагают, что правила написаны не для них, машина это средство управляемое, а значит может затормозить в любой момент как вкопанная и, что они бессмертны и всемогущи.
Я КАЖДЫЙ ДЕНЬ наблюдаю этих "самоубийц", гуляющих через дорогу (именно гуляющих!) причем когда в 50 метра переход с зеброй и светофором! Люди даже не бегут на автобус (просто в случае автобуса у них совсем мозг уходит и они хоть как-то могут объяснить почему они ломанулись вперед), не убегают от маньяков или что-то подобное… Они просто идут. просто через дорогу из 6 полос. Просто им вот надо. Почему из 6 полос — потому что я про конкретно то место, которое наблюдаю чаще всего (недавно даже ради интереса посчитала сколько людей пройдет там нарушив ПДД за 10 минут. Итог: 4 человека и одна девушка на самокате) А бывают дороги и другие. Но вот ситуация везде одна и та же… Люди несутся под колеса и не задумываются о последствиях.

Чего далеко ходить…в интернете 10000000 роликов с дтп и немалая часть из них с пешеходами. Те ситуации, где происходит это на пешеходном переходе, на зеленый свет, который горит людям и тд и тп — тут всё очевидно — виноват водитель. именно он проигнорировал правила. Но сколько случаев, когда нарушают пешеходы! Выпрыгивая откуда ни возьмись в абсолютно не обозначенном для этого месте. И там уже 2 исхода…ну скорее даже наверно 3:
1 — либо пешеход оказывается юркий и отпрыгивает чудом неизвестно куда. либо водитель с хорошей реакцией тормозит/обруливает и тд. и все живы, хоть и стресс немалый.
2 — чуда не происходит. Отсюда пострадавшие, трупы, ремонт машины и тд. Не самый лучший вариант. но также частый. Виноватым здесь как правило признается водитель. А пешеход прав. Хотя и не всегда жив.
3 — опять же срабатывает реакция водителя — и он уводит машину в сторону. но бывает так что нет возможности увести ее без последствий… столб, сугроб, забор… всё что угодно может случится с машиной и водителем при таком исходе. Но пешеход опять же прав и даже жив и идет себе дальше…

Не кажется ли Вам, что это какие-то двойные стандарты? Почему кто-то обязан соблюдать правила (и это правильно!) и в противном случае отвечать, а кто-то нет. Причем как я уже заметила — порой отвечать не за свои же ошибки!
Я всегда стараюсь разобраться в правде обеих сторон. но тут увы… единственные доводы сумасшедшей части пешеходов — это что-то из серии "ну он же меня видит! ну пусть остановится! я же иду!"… хочется ответить "ну он же едет… ты его видишь …остановись"… смысла ноль. Если мы не хотим быть подобными баранами, считающими, что "именно мне все должны!" — надо всего лишь уважать других участников движения и следовать установленным правилам.

Безусловно я не говорю, что все пешеходы такие … нет. ОЧЕНЬ много здравомыслящих людей. Но к сожалению и неадекватных тоже хватает. И вся эта сложившаяся ситуация меня прямо скажем не радует. Соответственно, надо что-то делать, надо как-то до них доносить. штрафы повышать и конечно законодательную базу менять, ужесточать наказание. они тоже участники дорожного движения как никак.

Многие могут отнестись скептически, но попытка не пытка. Бывали уже примеры когда подобные петиции доходили куда надо. Создала ее не я. просто не стала повторяться и нашла уже предложенную на сайте. Подписалась . надеюсь это как-то поможет. уже сил нет и нервов!

Петиция "Ужесточить ответственность пешеходов как участников дорожного движения за нарушения ПДД"

www.change.org/p/%D0%B3%D…ecklist=checklist_promote

www.drive2.ru

Проблемы административной ответственности за нарушения плавил дорожного движения

Библиографическое описание:

Шошин, Д. А. Проблемы административной ответственности за нарушения плавил дорожного движения / Д. А. Шошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56376/ (дата обращения: 06.05.2020).



В данной статье рассмотрена проблема создания условий для безопасности дорожного движения в нашей стране набирает все большую актуальность, и это невзирая на то, что государством предпринимается ряд мер в этом направлении. Внедрение механизма увеличения санкционных мер в форме штрафов за нарушение Правил дорожного движения, как показывает практика, не решает проблему безопасности в силу того, что для «стабильных» нарушителей данный механизм не исполняет ни функции наказания, ни профилактическую функцию. Практика зарубежья в течение продолжительного времени выстраивается согласно дифференцированному подходу, состоящему в обусловленности размера штрафа официальным доходом нарушителя. В статье аргументируется целесообразность этого подхода, возможность и необходимость его переноса в практику России как одной из составляющих комплексного решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административная ответственность, административный штраф, опасное вождение, дифференцированный подход.

Наше государство находится в непрерывном поиске действенных механизмов организационного, правового, материального обеспечения безопасности дорожного движения [2, с. 10]. Помимо всего прочего, это обусловливается тем, что, ежегодно, согласно предоставленным статистическим данным, в России, в дорожно-транспортных происшествиях, погибает порядка 20 тысяч человек [8, с. 45].

Административная ответственность на участника дорожного движения рассматривается как один из способов, посредством которого возможно осуществление превенции дорожно-транспортных нарушений путем выработки установки на соответствующее правовым нормам поведение на дороге. Обусловливается данный факт тем, что участник дорожного движения, осознающий неминуемость последствий за нарушение Правил дорожного движения в форме административной ответственности лично для себя, будет избегать нарушений, что, в свою очередь, благоприятно скажется на ответственности каждого участника дорожного движения, его безопасности [4, с. 22].

Последние несколько лет четко прослеживается внедряемая государством политика ужесточения мер административной ответственности в отношении нарушителей Правил дорожного движения. Направлениями реализации данной политики являются:

– пересмотр в сторону роста размера штрафных санкций в отношении нарушителей Правил дорожного движения;

– распространение специальных средств видео- и фотофиксации, которые работают в автоматическом режиме, и позволяют выявить нарушения Правил дорожного движения [6, с. 33];

– разработка законопроектов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения в современных условиях, усиления мер ответственности участников дорожного движения (так, в 2016 году, в Кодекс РФ об административных нарушениях был введен такой новый состав правонарушения, как «опасное вождение») [1, с. 28].

Исследования по проблеме законодательных инициатив в направлении обеспечения безопасности дорожного движения убедительно доказывают, что, несмотря на их очевидную рациональность, на практике они демонстрируют свою спорность, не проработанность, правовые пробелы, тем самым значительным образом сниженную продуктивность в действии [2, с. 55]. Таким образом, ужесточение мер административной ответственности в рамках дорожного движения демонстрирует неэффективность, не приводит к снижению численности дорожно-транспортных происшествий, в том числе тех, которые приводят к тяжким последствиям, смерти на дороге.

Ведущая цель административного наказания состоит в общей и частной превенции нарушений, а ее достижение возможно посредством дифференциации, а не ужесточения внедряемых мер административной ответственности. При этом дифференциация рассматривается как такая градация, посредством которой законодатель устанавливает разные правовые последствия в соответствии с личностью виновного, степенью опасности правонарушения для социума [4, с. 22]. Использование дифференциации делает возможным осуществить принцип соразмерности, принцип справедливости административной ответственности в отношении нарушителей Правил дорожного движения, а также значительно повысить продуктивность превентивных мер в отношении участников дорожного движения.

Штраф является главным видом наказания в отношении нарушителей дорожного движения. Штраф широко распространен и в нашей стране, и за рубежом. Как наказание за нарушение Правил дорожного движения, административный штраф закрепляется в подавляющем большинстве составов правонарушений 12 главы Кодекса РФ об административных нарушениях (70 из 79) [1, с. 20]. Целесообразным считаем определение размера административного штрафа за нарушение Правил дорожного движения согласно требованиям закона, предъявляемым к индивидуализации наказания. При этом важным компонентом выступает установление фактического имущественного, материального статуса лица, которое привлекается к ответственности. Такой подход обеспечит эффективность налагаемого административного штрафа в отношении правонарушителя. Это касается, как материально состоятельных лиц, с легкость оплачивающих штрафы, в основу расчета которых положены среднестатистические показатели дохода граждан. В той же мере это относится к гражданам, которые находятся в сложной материально-финансовой ситуации, и которые, в силу ряда причин, оказываются не в состоянии оплатить наложенный штраф. Многие европейские государства практикуют расчет штрафа в соответствии с задекларированными доходами физического лица. Так, в августе 2010 года, в Швейцарии, 37-летнему гражданину Швеции был выписан штраф в размере 1 миллиона долларов за нарушение скоростного режима в 2,5 раза выше установленного. В этом же году, там же, только в январе, за аналогичное нарушение — превышение скорости — был наложен штраф в размере 290 тысяч долларов. Подобный подход доказал свою эффективность в европейских государствах: достаток нарушителя, положенный в основу формирования размера штрафа, позволяет значительно снизить количество смертей на дороге. В сравнении с нашей страной, показатель смертности из расчета на 100 тысяч человек, в Европе, ниже, в среднем, на шесть человек.

Глубокое расслоение по материальному признаку, характерное для российского общества еще в большей мере, стран зарубежья, также говорит в пользу использования дифференциации системы наказаний. Показательны в этой связи нашумевшие в СМИ случаи нарушения Правил дорожного движения, совершаемые так называемыми представителями «золотой молодежи»: Р. Шамсуаровым, М. Багдасарян, З. Хасиевым, А. Смагиным и др. На их примерах убедительно показана несостоятельность существующих размеров штрафов, неспособность посредством их наложения произвести превенцию нарушений правил дорожного движения в отношении материально-состоятельных представителей общества, а также членов их семей. Поэтому сегодня актуализируется проблема внесение качественных изменений в механизм привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Формирование штрафа, его дифференциация в соответствии с задекларированным физическим лицом доходом позволит индивидуализировать наказание, значительно повысить эффективность применяемой системы наказаний.

Обеспечение безопасности дорожного движения является непрерывным процессом, который требует системности в реализации в силу того, что данный процесс включает в себя как законодательные, так и другие меры, направленные на обеспечение безопасности на дороге для всех участников движения.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. — Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Головко, В. В. Обеспечение безопасности дорожного движения в государственной системе профилактики правонарушений / В. В. Головко, О. И. Бекетов, В. И. Майоров // Наука и практика. — 2016. — № 3 (68). — С. 33–39.
  3. Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. Государственная инспекция безопасности и дорожного движения: проблемы реформы и перспективы // Административное право и процесс. — 2016. — № 12. — С. 23–28.
  4. Майоров, В. И. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения // Вестник ОмЮА. — 2017. — № 4. — С. 81–84.
  5. Майоров В. И., Бекетов О. И. О нормативно-правовом определении понятия опасного вождения в контексте законодательства об административных правонарушениях // Вестник Омской юридической академии. — 2017. -Т. 14. -№ 1. — С. 77–82.
  6. Майоров В. И., Дымберов А. Д., Молчанов П. В. Правовые проблемы применения специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2016. — № 3 (37). — С. 69–77.
  7. Майоров В. И., Молчанов П. В. Быть или не быть ДТП (социальная и административно-правовая сущности) // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2016. — № 1 (11). — С. 63–69.
  8. Статистика ДТП на статистическом портале [Электронный ресурс]. — Код доступа: http://statistika.ru/transport/2007/12/11/transport_9929.html (дата посещения 25.09.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, административная ответственность, нарушение правил, административный штраф, отношение нарушителей Правил, обеспечение безопасности, нарушение, мера, дифференцированный подход, физическое лицо.

moluch.ru

alex427754 › Блог › Мастерство и БДД. Профессиональное мастерство водителя и безопасность движения. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных и метеорологических условиях.

Уровень профессионального мастерства водителя является одним из факторов, определяющих надежность его работы, и представляет собой объективную характеристику водителя. Он определяет имеющиеся у водителя навыки и способности, необходимые для безопасного управления автомобилем.

Профессиональная подготовленность водителя требует особой ответственности, так как от нее зависят безопасность и жизнь участников дорожного движения.

Научиться безопасному вождению автомобиля можно при условии хорошей теоретической и практической подготовки. Конечно, иметь хорошие знания необходимо, но для мастерского управления надо приобрести, сформировать в личном опыте приемы вождения автомобиля в сложных дорожных и погодно-климатических условиях, научиться вести себя в аварийных, критических ситуациях.

Любой водитель, даже недавно севший за руль, выполняет действия по управлению автомобилем автоматически, без участия сознания. Благодаря этому, все его внимание сосредотачивается на объектах, составляющих непрерывно меняющуюся дорожную обстановку. Внимательный водитель быстро учитывает все изменения дорожной обстановки и реагирует на каждое из них соответствующим расчетом. По мере накопления опыта расчет производится все более подсознательно и все с меньшими ошибками. Именно в этом проявляется разница между новичком и мастером – высококвалифицированным водителем. У опытных водителей быстрый подсознательный расчет оборачивается автоматическим выполнением правил движения. Уровень профессионального мастерства определяется и психологической подготовленностью, наличием высоких моральных качеств. Если водитель не обладает чувством высокой ответственности за безопасность других людей, его нельзя допускать к управлению транспортным средством.

Современному водителю работать труднее, чем его коллеге 30-40 лет назад. Возросли интенсивность и скорость движения, увеличились нервно-психологические нагрузки. Соответственно, выше стали требования, предъявляемые к сидящим за рулем. Сейчас уже недостаточно только хорошо владеть автомобилем. Уровень профессионального мастерства определяется и умением водителя думать, анализировать, видеть и прогнозировать.

Какими же основными принципами должен руководствоваться водитель, чтобы обеспечить безопасность движения в любой, самой сложной дорожно-транспортной обстановке?

Видеть самому и быть видимым другим – в этой краткой формуле заключен важнейший принцип мастерства управления автомобилем. По статистическим данным около 27% ДТП происходит из-за невнимательного наблюдения водителем за дорожной обстановкой.

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их возможности. Для этого он должен управлять автомобилем, используя свое зрение наиболее рационально. Ведь многие водители даже не задумываются над тем, правильно или неправильно они пользуются своим зрением, можно или нельзя совершенствовать свои навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того, чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, водитель должен сконцентрировать свое внимание на наиболее важных элементах с точки зрения безопасности управления автомобилем. Можно выделить три основные группы таких элементов:

— поведение и состояние других участников движения;
— дорожные знаки, сигналы светофоров или регулировщика и дорожная разметка;
— дорожные условия.

Кроме того, водитель должен правильно оценивать положение своего автомобиля относительно выделенных элементов.

Водителям можно рекомендовать общие правила систематического наблюдения за дорожной обстановкой. Так, опытные водители выдерживают нужное направление своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Этот центр представляет собой условную точку, расположенную впереди по пути движения автомобиля. Обычно эта точка находится посередине полосы движения.

Как далеко следует смотреть водителю?

При нормальных условиях движения (хорошая погода, сухое покрытие) можно рекомендовать расстояние, которое пройдет автомобиль за 12 секунд. При скорости, например, 60 км/ч это расстояние равно, примерно, 200 метрам. Чем больше скорость, тем дальше вперед следует смотреть водителю.

Как показали наблюдения, водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко к центру дороги или к ее обочине.

Важным элементом наблюдения является также рациональное чередование быстрых осмотров дорожной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов.

Наиболее распространенная ошибка водителей – длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих собой особой важности с точки зрения безопасности движения (номерные знаки, внешность пешеходов, пассажиров и т.д.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часть ее только «пробегает» глазами. Ведь движение глаз водителя требует времени. Так, для перевода взгляда с одного объекта на другой нужно около 1,5 с., для фиксации взгляда на объекте и получения отчетливой видимости требуется еще 1 с., в ночное время и при искусственном освещении это время увеличивается. Водитель, рассматривающий второстепенные объекты, рискует наехать на другого участника движения, которого просто не заметил.

Для того, чтобы избежать таких ошибок необходимо использовать центральное зрение только для рассмотрения важных с точки зрения безопасности объектов. Но и на них не следует слишком долго концентрировать свое внимание. Всю информацию о предшествующей дорожно-транспортной обстановке нужно держать в памяти и не отвлекаться на объекты, не относящиеся к дорожному движению.

Много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущегося сзади транспортного средства. Причина заключается в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что водитель видит впереди своего автомобиля с тем, что он увидел в зеркало заднего вида. Опытный водитель тщательно отрегулирует зеркало заднего вида перед началом движения. Ведь тогда для наблюдения ему потребуется лишь незначительный поворот головы.

Наблюдение следует вести, когда впереди нет опасности, быстро взглянув в зеркало заднего вида. Особого внимания требует оценка расположения и относительной скорости следующих сзади транспортных средств. На основании таких оценок водитель может сделать вывод о величине дистанции между своим и следующим за ним автомобилем.

Надо помнить, что существует не просматриваемая в зеркало зона сзади автомобиля, которую водитель не может контролировать. Для ее осмотра необходим поворот головы назад.

Раскрывая данную тему, необходимо отметить, что молодые водители при восприятии обстановки ориентируются в основном по ее отдельным деталям и не могут создать целостной картины, что ведет к постоянным проблемам в ее восприятии. Они часто забывают о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля, концентрируют внимание непосредственно перед своим автомобилем и чрезмерно контролируют его движение.

Следующий принцип заключается в умении предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой движется водитель.

Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил и не успел переработать.

В противном случае при возникновении сложной дорожной ситуации, о возможном развитии которой у водителя нет необходимой информации, головной мозг запаздывает послать или вовсе не посылает исполнительные импульсы возбуждения мышцам рук и ног, а те в свою очередь, не воздействуют на органы управления автомобилем. Водитель с запаздыванием реагирует на возникшую опасность не потому, что он растерялся или невнимательно вел автомобиль (как обычно констатируется при разборе многих ДТП), а потому, что в его мозговых центрах не содержалась нужная информация для принятия правильного решения в данной критической ситуации.

Анализируя информацию, водитель только выявляет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Процесс прогнозирования можно представить, как ответы на следующие вопросы:

— что может произойти в ближайшее время?
— что произойдет с большей вероятностью?
— представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность?
— опасна ли ситуация в целом?

Можно выделить три основные причины ошибок водителя, связанные с прогнозированием:

— неправильная оценка опасности дорожно-транспортной ситуации;
— переоценка своих возможностей и мастерства управления автомобилем;
— сознательно повышенный риск.

Знание Правил дорожного движения и их соблюдение, конечно, повышает вероятность прогноза. Однако в большей степени на правильность прогноза влияет оценка наиболее важных пространственно-временных параметров, таких как скорость и ускорение, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которым он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают исследования, водители делают такие оценки с недостаточной точностью.

Так, например, водители особенно плохо определяют расстояние до встречного автомобиля, а вследствие этого неправильно определяется место встречного разъезда, а это уже опасно. Чаще всего водитель, движущийся с более высокой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель медленно движущегося автомобиля переоценивает его.

Статистика аварийности показывает,
что наибольшее число ДТП происходит в ситуациях, когда потенциальная опасность (появление которой вод

www.drive2.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта