Главная » Разное » Как снять датчик температуры охлаждающей жидкости
Как снять датчик температуры охлаждающей жидкости
Opel Astra RAT › Бортжурнал › Замена датчик температуры охлаждающей жидкости и термостата [Обслуживание]
«Не знаете с чего начать ремонт? Начните с покупки и замены термостата вашему астренышу.»
Как и многие астроводы, на пробеге в 79000 столкнулся с проблемой "Подходит срок технического обслуживания" на своем Opel, диагностика автомобиля, показала проблему в датчике температуры охлаждающей жидкости. Думал все, отделаюсь малой кровью и не придется заказывать термостат, хотя в тоже время, обратил внимание, что температура на приборной панеле изменялась. На следующий день был куплен и поставлен оригинальный датчик — но к сожалению, проблема не пропала.
Полный размер
Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный на модуле термостата. Замена производиться в несколько простых этапов — Отключаем клему (—) на аккумуляторе — Откидываем фишку с датчика и вытягиваем пружину — Вставляем новый датчик и фиксируем его пружиной — Подключаем клему (—) на аккумуляторе
Полный размер
За помощь в обнажение, спасибо прекрасному изображению, сделанному zebramaniac;
С матом вперемешку, был приговорен термостат. Изучая данный вопрос, был приятно удивлен, что данная проблема меня коснулась впервые. В этот раз решил не экспериментировать с оригинальными деталями, и заказал проверенный форумчанами TH6983105J VERNET — термостат в металлическом корпусе + прокладка.
Полный размер
Замена не составила особого труда, единственное, делал на полностью отставший двигатель. — Отключаем клему (—) на аккумуляторе — Снимаем наш новенький датчик — Оставляем хомуты и поднимаем патрубок, чтобы не разлить наш антифриз — Откручиваем 4 винта с аккуратно снимаем старый термостат — на его место ставиться новый После подключения обратно клемы – запускаем двигатель и наслаждаемся очаровательными звуками ECOTEC. Надеюсь, мой маленький отчет был не нудный и кому-то поможет.
Артикулы: 13 38 370 — Датчик температуры охлаждающей жидкости TH6983105J — Термостат в металлическом корпусе + прокладка.
Продолжаю восстанавливать свою "эпопею" по поводу произошедшего 1-2 года назад.
— Еду я значит с института и тут гляжу у меня стрелка температуры поползла вниз и застыла на 70-75 градусах. Я в непонятках сразу. Что случилось. Датчик уровня ОЖ молчит, значит уровень в норме.
Полный размер
Температура шалит сама по себе
— Стрелка температуры охлаждающей жидкости работала в режиме "хочу работаю — хочу не работаю". То падала, то где-то застывала. То снова 90 градусов показывала.
— По приезду домой осмотрел подкапотное пространство и ничего скандального не обнаружил. Уровень ОЖ на месте, как положено.
— В последствии сделал диагностику ЭБУ двигателя через кабель VAG-COM и сразу понял в чём причина. Ну как понял, стал догадываться, если точно сказать.
— Ошибка по ДТОЖ висела в Блоке Приборной Панели, а не в Блоке Двигателя. Соответственно, температура на приборной панели скакала то вверх, то вниз. А показаниях в "Измерениях" в Блоке Двигателя температура строго была одной и той же. (спасибо diabloromka Роме за совет, проверить его, прежде чем покупать). То есть, сопротивление в ДТОЖ ответственное за показание на приборной панели отжило своё, а сопротивление, которое даёт прямой сигнал на ЭБУ было и остаётся исправным.
— Но кататься и не знать какая у твоего двигателя температура в данный момент не самая лучшая затея. Так что я поехал на VW чтобы узнать цену этого датчика. Цена космос. Что то около 40 евро или чуть больше. Меня честно говоря задавила жаба платить 40 евро за оригинальный датчик, а ЗРЯ… Продолжение будет в другом отчёте, где я всё же купил оригинальный датчик, так как тот, что я купил (марки SWAG) вышел из строя не прослужив и одного года
.
Полный размер
Датчик марки SWAG
— Купил я не оригинальный датчик марки SWAG (производитель германия) за 20 евро (около этого). Считайте половина стоимости оригинального. Неплохая экономия — подумал я… Глупец))
Полный размер
Упаковка датчика
— В комплекте с самим датчиком шла стопорная скоба и новая прокладка для датчика (круглая). Оговорюсь сразу: ставить её не снимая тройник это чревато того, что у вас будет течь ОЖ из под этой новой прокладки. Так как она новая, то она криво ложится в своё посадочное место. С оригинальной прокладкой такая же история. Уже проверенно. Так что ставим старую родную б/у прокладку и ничего течь не будет, если всё ровно установлено.
Полный размер
То, что было внутри коробочки
— Демонтаж датчика выглядит следующим образом:
1. Сливаем антифриз для удобства 2. Снимаем стопорное кольцо
Полный размер
Слева оригинал, справа SWAG
Полный размер
Слева оригинал, справа SWAG
3. Извлекаем старый датчик. ВНИМАНИЕ: скорее всего остатки антифриза польются на коробку и потом на пол. Так что имейте это ввиду, что бы потом никто на вас не жаловался по поводу разлитого на пол антифриза.
4. Ставим родную б/у прокладку (если не сняли тройник) Выше уже объяснил почему это стоит делать. 5. Далее, смазываем прокладку антифризом и ставим датчик (с прокладкой) в тройник, утапливая его поглубже. Но не перестарайтесь. 6. После, вставляете (не удобно без снятого тройника) под углом и искривляя стопорную скобу в тройник. 7. Подключаете на место фишку к датчику.
Полный размер
Финальный результат
8. Заливаете антифриз. Крышку расширительного бачка не закрываете. 9. Запускаете двигатель и прижимаете все патрубки охлаждения, чтобы выгнать из них воздух. 10. При достижения 70 градусов температуры ОЖ, закрываете крышку расширительного бачка ОЖ и греете двигатель на оборотах (для ускорения процесса) до включения вентиляторов. 11. Как только включились вентиляторы, отпускайте газ. Вентиляторы должны сами выключиться и температура не должна ползти дальше за 90º C и выше. 12. ВНИМАНИЕ: Если вентиляторы не выключаются и температура ползёт выше 90º С, то срочно выключайте двигатель и проделывайте всё по новой от пункта 8.
— Старый датчик был на герметике, также весь покрылся слоем ржавчины.
Полный размер
Старый оригинальный датчик с стопорной скобой
Полный размер
Старый оригинальный датчик с стопорной скобой
Полный размер
Старый оригинальный датчик с стопорной скобой
В результате:
1 — Датчик проработал менее чем один год. Затем он стал врать именно в ЭБУ, а не на приборную панель. Это кстати частая проблема с неоригинальными ДТОЖами, по словам продавца запчастей на VW.
Полный размер
Ровно 90º C
1.1 — Из-за этого, повысился расход топлива. Ещё бывает, что пропадает тяга немного (так написано в ELSA).
2 — Слава Богу, датчик работал исправно, правда не долго.
www.drive2.ru
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости — DRIVE2
Всем привет. Предыстория: начались проблемы с пуском двигателя на холодную, получалось раза со второго — четвертого и то с педалью газа. Значит проблема в смеси или подаче топлива. Были проверены патрубки от бензонасоса и реле, сам бензонасос проверял еще весной.
Дошла очередь до датчика температуры ОЖ. На холодную отсоединил разъем и попытался завестись — и вуаля, запуск почти сразу, с первого раза! Чтобы исключить плохое соденинение зачистил контакты и проверил на следующий день — проблема вернулсь. Значит дело в самом датчике. Он представляет из себя терморезистор (меняет сопротивление в зависимости от температуры). Блок управления двигателем (ЭБУ) подает на него некое напряжение, и измеряет ток. Сложно представить что там может сломаться, но факт есть факт — датчик "врал" именно на холодную, обманывая ЭБУ, которое решало что ОЖ горячая и подготавливал бедную смесь в цилиндрах. Бедная смесь вполне нормально воспламеняется при рабочей температуре, но только не на холодную.
Для новичков — датчики ОЖ бывают двух типов. С двумя контактами и одним. Датчик с одним контактом соединен с панелью приборов. Если проблемы со стрелкой — меняйте его. Двухконтактный же датчик подключен к ЭБУ ("мозги"). Его показания влияют непосредственно на работу двигателя, включение/выключение вентилятора радиатора.
Заказал Facet (Италия) за 16$. (Прошу прощения за качество снимков, фотоаппарат был забыт дома пришлось задействовать старый телефон)
Сам датчик
Для замены нужно освободить пространство для рук и инструмента, отсоеденив резонатор (квадратный короб слева от корпуса воздушного фильтра).
Местоположение датчика
Чтобы открутить датчик понадобится ключ на 21. Его у меня не оказалось, как и соседей по кооперативу =) Пришлось расточить ключ на 19 болгаркой. Старый датчик открутился довольно легко. Жидкость не потекла, лишь пару капель. С виду старый датчик в норме, без коррозии. Кладем его в коробочку на полку, в хозяйстве пригодится =). Вкручиваем новый датчик, подсоединяем электрический разъем, ставим на место резонатор не забывая зажать хомут.
P.S. Если вы запускали двигатель с отключенным датчиком, то ЭБУ начинает работать в аварийном режиме включая вентилятор радиатора. Проблема решается обнулением памяти ЭБУ. Отключаем минусовую клемму с аккумулятора, обязательно переводим переключатель вентилятора обдува салона в нулевое положение и держим педаль тормоза нажатой примерно минуту или дольше. Возможно обдув салона кому-то и не нужно трогать, но у меня если оставить его включенным, то после возвращения минусовой клеммы аккумулятора на место вентилятор радиатора начинает постоянно работать. Вот такой вот интересный глюк =) Так же решается обнулением ЭБУ
www.drive2.ru
Работа датчика температуры ОЖ на автомобиле. Признаки неисправности, самостоятельная проверка.
Любой современный автомобиль имеет систему охлаждения двигателя, рабочей средой в которой является охлаждающая жидкость типа антифриза. Циркулируя по системе охлаждения, жидкость постепенно нагревается. Степень ее нагрева отображается на приборной доске. А отвечает за определение температуры жидкости именно датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ). Данные об этих измерениях передаются в ЭБУ.
Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости?
В зависимости от того, как изменяется температура жидкости, ЭБУ регулирует работу системы топливопитания, а также некоторых других элементов, в частности, охлаждающих вентиляторов. Тем самым подготавливается наиболее оптимальное соотношение топливной смеси. При отказе датчика ЭБУ неверно воспринимает исходимые от него показания, поэтому могут возникнуть проблемы с нормальной работой двигателя. Эксплуатировать машину с неисправным ДТОЖ не рекомендуется.
Вот так выглядит датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ)
Какие признаки могут указать на неисправность ДТОЖ?
Если отказ произошел, охлаждающий вентилятор при повышении температуры ОЖ не включается, что приведет к перегреву двигателя.
Важно! Если температура ОЖ перешла за допустимую черту, следует прекратить движение, и проверить, как функционирует датчик.
Случается и наоборот, когда автомобильный вентилятор работает без выключения, независимо от температуры жидкости. Это также может быть связано с отказом данного датчика. Если на автомобиле установлен бортовой компьютер, то он обычно выдает сообщение об отказе температурного датчика. Следует понимать конструктивные особенности ДТОЖ. Этот маленький датчик выполнен вполне надежно, поэтому, в большинстве случаев, его отказы сопряжены с плохим контактом подходящих к нему проводов или с их повреждением. Также причиной отказа могут оказаться окислившиеся клеммы датчика.
Как самостоятельно проверить датчик?
Для проверки датчика ОЖ нужно выполнить такие операции:
отключите питание автомобиля. Для этого просто снимите разъемы с аккумулятора;
охлаждающая жидкость должна быть полностью слита из системы;
от датчика отсоединяются все подходящие к нему провода. Обычно достаточно просто снять одну колодку;
открутите крепления датчика и выкрутите сам датчик;
на выводы ДТОЖ, расположенные сверху корпуса, подсоедините выводы омметра;
в емкость с горячей водой погрузите снятый датчик, но выводы с подключенными к ним проводами оставьте сверху, непогруженными;
проследите, как меняются значения сопротивления на омметре. По мере того, как вода будет остывать, сопротивление будет постепенно уменьшаться, так как ДТОЖ является обычным термистором. В случае, если показания омметра не изменяются, датчик считается неисправным;
для принятия верного решения вам нужно сравнить показания сопротивления датчика с теми параметрами, которые указаны применительно к вашей модели автомобиля. При значительных расхождениях в показаниях датчик лучше заменить.
Новый датчик устанавливается на место старого, после чего в бачок заливается ОЖ.
Видео как проверить ДТОЖ в обычном чайнике
Проверка не является сложной, поэтому устранить неисправность, либо убедиться в ее отсутствии можно максимум в течение одного часа. Причем, своими силами.
automotolife.com
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и зачем нужен
На чтение 8 мин.
Система охлаждения двигателя важна для его бесперебойной работы. И в ней должно быть исправным все, даже такие, на первый взгляд, мелочи, как датчик температуры охлаждающей жидкости.
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Пример внешнего вида датчиков температуры ОЖ для различных автомобилей
Датчик охлаждающей жидкости – это небольшой прибор, который определяет температуру охлаждающей жидкости в системе. При ее нагреве он подает сигнал на включение вентилятора, чтобы ее снизить.
Главное, за что отвечает датчик температуры охлаждающей жидкости, это включение вентилятора. Если он неисправен, вентилятор не включится. Соответственно, антифриз может закипеть, а мотор – перегреться.
На инжекторных двигателях неправильно работающий (или не работающий вообще) датчик приведет к тому, что угол опережения зажигания будет выставлен электронным блоком управления неверно, горючее будет расходоваться больше, а нагрузка на двигатель возрастет.
Кроме того, есть у этого прибора и другие, не менее важные функции, от выполнения которых зависит работоспособность двигателя в целом. Поэтому неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости влияет на многое, а значит, ее нужно вовремя находить и устранять.
Основные задачи и функции ДТОЖ
Как правило, в системе находится несколько датчиков температуры охлаждающей жидкости – от двух до пяти. В стандартной схеме с двумя один отвечает как раз за работу вентилятора, а второй передает данные на панель управления. Дополнительные датчики температуры охлаждающей жидкости используются для других целей.
Если говорить в целом, то вот какие основные задачи стоят перед температурным датчиком охлаждающей жидкости:
Обогащение топлива. При низкой температуре ОЖ датчик подает об этом сигнал на блок управления. В результате впрыск топлива увеличивается. Это нужно, чтобы двигатель стабильно работал на холостых оборотах. И наоборот, при увеличении температуры форсунки уменьшают впрыск топлива. Если же датчик не подает своевременного сигнала о повысившемся градусе, то в результате топливо переобогащается. Это – лишний расход топлива, затраченные на него усилия, загрязнение выхлопов.
Увеличение количества оборотов при запуске. Это нужно для того, чтобы мотор не заглох на старте.
Регулировка клапана рециркуляции выхлопов. Во время запуска двигателя этот клапан должен быть закрыт, до того, как система войдет в нормальный рабочий режим температуры. В противном случае машина будет работать нестабильно или вовсе заглохнет.
Выставление угла зажигания. От правильно или неправильно выставленного угла зажигания зависит расход топлива, количество вредных выбросов, параметры силовой установки и др.
Кроме того, в той или иной степени датчик указателя температуры охлаждающей жидкости отвечает за состояние фильтра, улавливающего пары топлива, а также не дает муфте гидротрансформатора в коробке передач блокироваться до полного прогрева мотора.
Ну и конечно, одна из самых важных функций – это включение вентилятора для охлаждения антифриза. Зачастую в современных автомобилях для этой функции используется специально выделенный датчик, который ничего другого не делает. Остальные функции возложены при этом на другие.
Где находится ДТОЖ
Расположение датчика ОЖ в ВАЗ 2111, 2110
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости известно не каждому водителю. Но поскольку поменять его своими силами в случае поломки не так уж и сложно, выгоднее будет эти места знать. Они находятся в корпусе радиатора или в «рубашке» системы охлаждения. Точная локация зависит от марки и модели автомобиля, однако общее одно: его устанавливают поблизости от термостата, чтобы результат был максимально точным.
Вот основные места, где может стоять датчик температуры охлаждающей жидкости:
корпус термостата;
головка блока цилиндров;
верхний шланг радиатора.
Располагать устройство далеко от термостата и вышеназванных узлов не имеет смысла. Расположенный на удалении, он не сможет точно передавать данные. Сопротивление ДТОЖ напрямую зависит от нагрева мотора – чем температура выше, тем выше сопротивление и наоборот.
Разновидности датчиков температуры ОЖ
Разделяют две большие разновидности ДТОЖ:
механический;
цифровой.
Механический датчик температуры охлаждающей жидкости устроен просто и действует напрямую. С помощью электрических сигналов он передает параметры изменения сопротивления на указатель температуры на панели приборов и на реле, занимающееся включением вентиляторов. Такие приборчики устанавливаются на карбюраторные моторы, например – на старых отечественных автомобилях.
Цифровые датчики используются в современных автомобилях с двигателями инжекторного типа. Внешне он похож на механический, но принцип работы отличается. Сигналы, считываемые им, подаются не напрямую на вентилятор и шкалу на панели проборов, а на электронный блок управления. Находящийся на блоке процессор анализирует все сигналы и решает, куда их направить дальше.
Также ДТОЖ делятся на магнитные, биметаллические и капиллярные. Отличить первый от второго просто. Стрелка указателя у магнитного колеблется, «подпрыгивает» при отображении значений, а у биметаллического движется плавно и постепенно. Капиллярные на сегодняшний день нигде не используются.
Принцип работы датчика температуры антифриза
Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости строится на базе физических свойств материала, из которого он изготовлен. Рабочий элемент устройства чувствителен к нагреву, кроме него в устройстве расположены еще электропроводящие контакты.
Так, его сопротивление меняется в зависимости от температуры, данные фиксируются и передаются далее. Как было уже написано выше, у механических ДТОЖ сигнал передается напрямую – к шкале на приборной панели и реле вентилятора, а у цифровых – на электронный блок управления, который сигналы уже распределяет и отправляет по назначению.
Признаки неисправности датчика температуры ОЖ
Поскольку ДТОЖ отвечает за многие функции в автомобиле, то его неисправность приведет к разным неполадкам в работе всей системы. Вот какие признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости могут быть:
нестабильность работы двигателя – троит, глохнет;
диапазон холостых оборотов от 200 до 1500 в минуту, резкие скачки;
трудности с запуском мотора;
внезапное включение вентилятора охлаждения в холодную погоду;
беспричинное увеличение расхода топлива;
темный, черный дым из выхлопной трубы.
Это тревожные симптомы могут говорить и о других неполадках в автомобиле, однако первое, на что стоит обратить внимание – это именно датчик.
Основные причины неисправности ДТОЖ
Причин выхода из строя ДТОЖ может быть несколько. Вот основные из них:
Некачественный хладагент. Плохая охлаждающая жидкость приводит к образованию в системе охлаждения налета, отложений, коррозии. Если основной рабочий элемент датчика покроется налетом, это ухудшит его качество. Как следствие – сигналы будут подаваться неверные. Например – более низкие показания датчика температуры охлаждающей жидкости, чем на самом деле. Это приводит к тому, что вентилятор будет включаться не вовремя, а двигатель – перегреваться.
Некачественный датчик. Если первая причина встречается в реальности не так уж и часто, то вот низкое качество самого устройства – увы, достаточно часто. В продаже можно встретить датчики непонятного изготовителя. Да и заводские, аналогичные тем, что установлены на автомобиле с конвейера, почему-то служат в несколько раз меньше.
Течь радиатора. Она может возникнуть в результате сорванной резьбы или неплотно прикрученного датчика. Сорвать резьбу можно довольно легко, поскольку металл радиатора достаточно мягкий. Но и недокручивать тоже не стоит. Также течь могут вызвать износившиеся прокладки.
Сбои электрики. Эта причина приведет к неправильной работе датчика. А вызвать ее может что угодно: от окислившихся контактов до скачка напряжения.
Также на работу ДТОЖ напрямую влияет термостат. Любые сбои, неисправности в его работе могут привести к некорректной работе и датчика тоже.
Как проверить ДТОЖ
Проверка датчика мультиметром
Проверить датчик охлаждающей жидкости проще всего с помощью мультиметра. Перед тем как приступить к этому, следует учесть, что у разных автомобилей показатель сопротивления при низких и высоких температурах будет отличаться. Поэтому его нужно знать. Точный ответ даст мануал к транспортному средству.
Сама процедура проверки предельно проста. Датчик нужно выкрутить, мультиметр подсоединить к его контактам. Воду нагреть до определенной температуры, указанной в мануале (это нужно, чтобы было, с чем сверить), и опустить в нее устройство.
Если показатель не совпадет с тем, что указан в руководстве, значит – проблема в датчике. Если совпадет – значит, он исправен, и виновата электроника или термостат.
Как заменить датчик
Зная, как снять ДТОЖ, легко и заменит его – то есть, просто поставить на место старого новый. Чтобы система работала лучше, рекомендуется при этом заменить и антифриз. Также следует зачистить мелкой шкуркой контакты, которые идут к датчику.
Если же устройство исправно, и его требуется вернуть на место, рекомендуется зачистить его контакты и вообще очистить в целом. Нелишним будет воспользоваться графитовой смазкой для обработки посадочного гнезда под датчик.
Заключение
Датчик температуры антифриза – на первый взгляд, маленькое и незначительное устройство. Однако в современных автомобилях на него возлагаются большие функции. Мелочей в работе транспортного средства не бывает, все взаимосвязано. Поэтому важно знать, какие поломки могут быть у этого устройства, как их определить и как поменять датчик самостоятельно.
Видео
Датчик температуры двигателя — что это, как выглядит
Определение неисправности датчика Температуры без Диагностики
autozhidkosti.ru
где находится, как проверить самостоятельно, признаки неисправности, замена своими руками, какой лучше?
Датчик температуры охлаждающей жидкости или, в сокращении, ДТОЖ, представляет собой прибор, определяющий температуру антифриза в системе охлаждения и дающий сигнал на ее снижение посредством срабатывания вентилятора.
Его работоспособность – важный аспект нормального функционирования системы охлаждения и всего силового агрегата в целом, а потому в данной материале мы поговорим о том, какие признаки неисправности ДТОЖ помогают своевременно выявить неполадки в его работе и эффективно их устранить.
Датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле представляет собой компактное устройство, расположенное в корпусе радиатора или, нередко, во внешней части корпуса силового агрегата – так называемой «рубашке» системы охлаждения.
Назначение датчика
Датчик предназначается для определения температуры охлаждающей жидкости, которая выводится на информационный индикатор, расположенный в панели приборов авто.
Также функцией датчика является активация включения вентилятора охлаждения, который понижает температуру антифриза в случае, если она превышает критические значения (более 80 градусов Цельсия). Делается это для того, чтобы избежать вскипания антифриза и, как результат, перегрева мотора.
Подобное назначение датчика было характерно для карбюраторных двигателей. Сегодня, с развитием инжекторных систем впрыска, на ДТОЖ возлагается значительно большее число функций.
К ним можно отнести:
увеличение оборотов двигателя на этапе прогрева для оптимизации выхода мотора на рабочий режим;
открытие либо закрытие клапана рециркуляции выхлопных газов;
установка угла опережения зажигания и т.д.
Принцип работы
Функционирование ДТОЖ осуществляется на основе физических свойств материала датчика менять собственное электрическое сопротивление в зависимости от степени нагрева.
По сути, он состоит из двух электропроводящих контактов и конусообразного рабочего элемента из чувствительного материала. Изменение степени электропроводности фиксируется и, таким образом, датчик «выдает» информацию о температуре и достижении ее критических значений.
На современных авто за считывание такой информации «отвечает» электронный блок управления ЭБУ, который и отдает управляющие команды для системы зажигания, а также анализирует работоспособность самого датчика.
Виды
Условно можно выделить два типа ДТОЖ: механический и цифровой. В чем их сходство и отличия?
Механический
Механический ДТОЖ представляет собой простой узел, где передача информации об изменении сопротивления материала выполняется, так сказать, в «аналоговой» форме – посредством электрического сигнала. Такой датчик напрямую соединен с указателем температуры охлаждающей жидкости, который является, по сути, простым омметром со шкалой, проградуированной в градусах Цельсия.
С узлом соединено реле, которое замыкается при достижении критической температуры и вызывает срабатывание вентилятора охлаждения. Такие датчики встречаются на автомобилях с карбюраторными моторами, включая все отечественные «Жигули».
Цифровой
Цифровой ДТОЖ по своей конструкции не сильно отличается от механического, но передача сигнала происходит посредством шины непосредственно в цифровой блок управления ЭБУ.
Встроенный процессор производит первичный анализ информации, выводя данные о температуре на приборную панель, а также давая команды системе зажигания. Включение вентилятора в этом случае производится также посредством команды от ЭБУ.
На что влияет
Основной задачей датчика температуры охлаждающей жидкости является включение вентилятора охлаждения. Как результат, в случае его неисправности срабатывания вентилятора не происходит, а результатом этого может стать перегрев мотора или, как минимум, вскипание антифриза в системе.
Кроме того, на инжекторных двигателях неисправность ДТОЖ ведет к тому, что ЭБУ выставляет неверный угол опережения зажигания, возрастает расход топлива и двигатель начинает работать в неблагоприятных условиях.
Совокупность этих факторов говорит о том, что своевременное определение поломки датчика и его замена является ключевым элементом, позволяющим избежать целого ряда проблем, а подчас и дорогостоящего ремонта двигателя автомобиля.
Основные неисправности
Как правило, в виду простоты конструкции, поломки самого датчика охлаждающей жидкости относительно редки. Тем не менее, «поводов» для того, чтобы он стал давать сбои, весьма много, и к ним можно отнести следующие причины:
1. Низкое качество антифриза
В случае использования плохого антифриза или отечественного «Тосола»нередки случаи, когда поверхность датчика разъедается или покрывается кристаллическим осадком. В связи с этим температурное воздействие на датчик изменяется и, как результат, меняются его показания, как правило, в сторону занижения температуры.
Это приводит к несвоевременному включению охлаждающего вентилятора, а также изменению режима работы силового агрегата.
2. Плохое качество исполнения самого датчика
К сожалению, на рынке имеется большое количество контрафактных запчастей, и ДТОЖ от no-name-производителя не всегда отвечает заводским параметрам. Также датчик может иметь незначительные повреждения, которые в процессе эксплуатации могут способствовать его выходу из строя.
3. Утечки антифриза через резьбовое соединение датчика
И, как результат, изменение его показателей. Такое явление встречается при нарушении целостности резьбы в случаях, если датчик устанавливался с чрезмерным усилием на затяг либо имеется износ прокладки-вкладыша.
4. Нарушение электрики
Этот фактор является основной причиной выхода из строя датчика и может быть вызван целым рядом причин – от резкого скачка напряжения в бортовой электросистеме авто до обычной коррозии контактов. Собственно, проверку контактов на наличие окисления следует осуществлять всегда при снятии или установке ДТОЖ.
Как проверить мультиметром?
В случае подозрений на неисправность ДТОЖ необходимо, в первую очередь, определить, касается ли поломка самого датчика или ее причиной являются сбои в электрической системе авто. Для этого необходимо выкрутить датчик и провести его диагностику.
Сделать это можно с использованием обычного бытового мультиметра.
Для замера сопротивления ДТОЖ при разной температуре на мультиметре следует включить режим омметра с соответствующим пределом измерений.
Значение сопротивлений должно быть в определенном диапазоне при конкретных температурах.
Для каждой модели силового агрегата и марки авто сопротивление датчика при разной температуре жидкости имеет собственные значения (!) и с ними следует ознакомиться заблаговременно в мануле!
Для проверки датчик следует снять и погрузить его в воду, нагретую до определенной температуры, подсоединив мультиметр к выходным контактам ДТОЖ. Если сопротивление датчика не соответствует значениям, указанным для двигателя вашего автомобиля, его следует заменить.
Кроме того, замер можно производить и непосредственно на автомобиле по мере прогрева двигателя при холостых оборотах.
В случае, если датчик работоспособен, искать причины поломки следует в электрике или термостате. При неисправности ДТОЖ его следует заменить.
Проверка исправности
Если визуальный осмотр не дал результатов, можно проверить ДТОЖ, измерив его напряжение и сопротивление. Процедура зависит от типа датчика: с положительным или отрицательным коэффициентом сопротивления (КС).
Проверка датчика с отрицательным КС
Для проверки напряжения используют вольтметр.
Его подсоединяют к заземлению и сигнальному контакту на датчике.
При холодном неработающем моторе включают зажигание.
Получают определенное значение напряжения и сравнивают по таблице.
Температура, градусы С
Сопротивление, Ом
Напряжение, В
4800 — 6600
4,00 — 4,50
10
4000
3,75-4,00
20
2200 — 2800
3,00 — 3,50
30
1300
3,25
40
1000-1200
2,50 — 3,00
50
1000
2,50
60
800
2,00-2,50
80
270 — 380
1,00-1,30
110
0,50
разрыв цепи
5,0 + 0,1
замыкание на «землю»
С помощью термометра измеряют температуру жидкости и выясняют, не «врет» ли прибор.
Двигатель начинают прогревать и проверяют изменение напряжения в соответствии с изменением температуры.
Если значения выходят за рамки обозначенного в таблице диапазона, датчик неисправен, и требуется произвести его замену.
Для проверки сопротивления используют омметр. Существует два способа проверки.
ДТОЖ на авто:
Проверка проводится при разных температурах. Показатели сравнивают с таблицей.
Если сопротивление в указанном диапазоне на холодном моторе (20 градусов Цельсия), температура жидкости может отклоняться в сторону на 5 градусов от указанного значения.
ДТОЖ вне авто:
Прибор помещают в емкость с водой и проверяют температуру.
Измеряют сопротивление датчика и сверяют полученные данные с таблицей.
Воду постепенно нагревают, периодически проводя новые измерения температуры и сопротивления.
Проверка датчика с положительным КС
Такие датчики используют редко (распространены у Renault). Проверку проводят аналогично описанным выше. Данные сверяют с таблицей:
Температура, градусы С
Сопротивление, Ом
Напряжение, В
254-266
20
283-297
0,6 — 0,8
80
383-397
1,0-1,2
разрыв цепи
5,0 ±0,1
замыкание на «землю»
Замена
Процедура замены ДТОЖ предельно проста и заключается в вывинчивании старого датчика и установке нового с последующем подсоединением к нему управляющих клемм.
Тем не менее, существуют и некоторые нюансы. В частности, замену имеет смысл совмещать с заменой охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. В таком случае посадочное гнездо для датчика неплохо обработать графитовой смазкой, что позволит предохранить резьбу, обеспечить легкое вывинчивание и создать дополнительный слой герметизации.
Также во время замены датчика необходимо мелкой наждачной бумагой обработать электрические контакты, подходящие к нему. Если же ДТОЖ исправен, и вы не планируете его менять – имеет смысл для профилактики произвести его очистку, включая зашкуривание его контактов для улучшения электропроводности.
Автомобили оснащены огромным количеством различных датчиков, контролирующих основные параметры работы двигателя и других систем. Пример такого полезного устройства – элемент, показывающий температуру обладающей жидкости.
Нередко эти детали могут давать неверные показатели. И в сегодняшней статье мы рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.
ДТОЖ – это специальное устройство, позволяющее поддержать стабильную работу ДВС. За счет этого элемента автомобиль быстрее прогревается, работает достаточно эффективно и не перегревается.
Размеры датчика небольшие. Однако функции, которые он выполняет, весьма значимые. ДТОЖ может влиять не только на работу силового агрегата, но и на общее состояние автомобиля. Если элемент выдает некорректные показания, это может повлечь за собой не только неправильную работу двигателя, но и более серьезные последствия.
Где установлен?
Современные автолюбители не знают, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Его можно найти в выпускной магистрали головки блока цилиндров. На корпусе датчика есть резьба, и он просто вкручивается в соответствующее отверстие.
В зависимости от особенностей конструкции автомобиля, года выпуска, ДТОЖ также может находиться около корпуса термостата или прямо в нем. Этот элемент устанавливается таким образом, чтобы он был в прямом контакте с антифризом, тосолом и другими вариантами ОЖ.
Устройство и принцип действия
Предком современных датчиков температуры ОЖ считаются термореле, которыми оснащали некоторые виды ДВС автомобилей.
Так, термореле было установлено в системах впрыска типа К-джетроник. Когда контакты термореле находятся в открытом положении, мотор прогревается. Когда контакт замкнется, это означает, что двигатель уже прогрелся до своих оптимальных рабочих температур.
Сейчас в основе ДТОЖ лежит специальный элемент – это термистор. Что это такое? Деталь представляет собой резистор, сопротивление которого может меняться в зависимости от температур. Датчик контролирует температуру ОЖ постоянно.
В качестве материалов для производства термисторов применяют оксид кобальта, а также никеля. Особенность этих веществ в том, что при росте температуры растет количество свободных электронов. А за счет этого падает сопротивление.
Зачастую термисторы, находящиеся в ДТОЖ, отличаются отрицательным температурным коэффициентом.
Максимальные показатели сопротивления термистор имеет тогда, когда мотор холодный. На ДТОЖ подают напряжение около 5 В. Затем, по мере прогрева силового агрегата, сопротивление падает. ЭБУ постоянно получает сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости и следит за изменениями напряжения. По этим колебаниям рассчитывает температуру ОЖ.
На двигателях «Рено» инженеры могут устанавливать датчик температуры охлаждающей жидкости, имеющий положительный коэффициент. Он имеет такое же устройство, но сопротивление на нем не снижается, а, наоборот, повышается.
На что влияет?
За счет сигналов, которые посылает этот небольшой элемент, ЭБУ формирует управляющие команды на огромное количество исполнительных устройств. Так, если на блок приходит информация о том, что температура ОЖ холодная, то система пересчитывает время впрыска топлива в цилиндры в сторону увеличения.
За счет этого повышается стабильность работы мотора в режиме холостого хода. Но в процессе прогрева температура двигателя повышается, а значит, ЭБУ начнет обеднять топливную смесь. Е
сли же наблюдаются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то ЭБУ может получать ошибочную информацию и смесь будет чрезмерно богатой.
Кроме того, что из-за этого существенно повышается расход топлива, также усиленно загрязняется атмосфера.
Свечи быстро покрываются черным сухим нагаром и могут выйти из строя.Двигатель может остановиться, если количество оборотов в момент его запуска будет недостаточным.
Избавиться от этого поможет уплывающая команда от ЭБУ на повышение оборотов, чтобы двигатель не заглох.
Для поддержки управляемости в процессе запуска клапан рециркуляции должен быть в закрытом состоянии.
И так до тех пор, пока система не выйдет в режим рабочих температур. Если имеются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то в результате двигатель будет работать нестабильно, обороты будут плавать.
Есть риск остановки мотора. От того, нормально ли функционирует ДТОЖ, зависит и угол зажигания. Система регулирует данный параметр по определенным регламентам. Это позволит уменьшить вредные выбросы до того, как мотор нагреется до рабочих температур. От зажигания также зависит уровень потребления топлива, мощность и тяга двигателя.
Угольный фильтр, который улавливает пары топлива, будет продуваться лишь после полного прогрева силового агрегата.
Муфта гидротрансформатора в автоматической коробке передач не блокируется до тех пор, пока двигатель не будет полностью прогрет. Это сделано, чтобы сохранить оптимальную управляемость.
Датчик также обеспечивает запуск вентилятора охлаждающей системы автомобиля. За счет дополнительного охлаждения вентилятором жидкость остынет значительно быстрее. В отдельных автомобилях для того, чтобы запустить принудительное охлаждение, используется отдельный датчик. Но там, где его нет, его задачи выполняет ДТОЖ.
Как определить исправен или нет?
Давайте рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. В большинстве своем это надежные устройства, которые выходят из строя крайне редко. Конструкция элемента предельно проста, но иногда элемент начинает сбоить. Чаще всего неисправности датчика связаны с нарушением его показаний.
Самый первый признак – это вентилятор, который не включается. Но вентилятор – не основополагающий симптом.
О выходе из строя ДТОЖ скажет возросший расход топлива, повышенные обороты на холостом ходу, детонационные звуки при работе мотора, плохой запуск на горячую и перегрев.
С перегревом стоит быть внимательным – он может привести к печальным последствиям. В старых моделях автомобилей имеется стрелочный контроллер.
Когда стрелка зашла за опасную зону, машину нужно остановить и искать причину перегрева.
Это может быть неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости инжектора. В более современных автомобилях о перегреве сообщит бортовой компьютер. Появится соответствующее диагностическое сообщение.
Причины выхода из строя
За счет простой конструкции поломки ДТОЖ – это большая редкость. Причин неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости много. Плохой антифриз или тосол ведут к разрушению поверхности датчика, также нередко чувствительный элемент может покрыться осадком в виде кристаллов.
Меняется температурное воздействие и показатели.
Также одна из причин – некачественный датчик. На современном рынке автозапчастей предлагается много контрафактной продукции. Эти элементы даже будучи новыми не отвечают заявленным параметрам. Даже малейшие повреждения приведут к выходу устройства из строя.
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости могут возникнуть из-за утечек антифриза, из-за которых меняются я показатели.
Жидкость уходит через резьбу – износилась прокладка. Существует фактор нарушений в электропроводке автомобиля. Здесь причин может быть несколько – это и скачки напряжения, и коррозия контактов.
О замене датчика
Не каждый владелец автомобиля знает, как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости. А ведь на самом деле это простая операция. Необходимо добраться до датчика, затем демонтировать его, слив предварительно охлаждающую жидкость из двигателя. Элемент просто вкручен в отверстие с резьбой. Замена выполняется в обратном порядке.
Самостоятельная диагностика
Если есть хотя бы один из симптомов, стоит проверить ДТОЖ на исправность. Давайте посмотрим, как это можно сделать. Но прежде чем снять датчик, лучше еще раз убедиться, что причина именно в нем. Проверить ДТОЖ можно в домашних условиях. Существует несколько эффективных способов.
Опускаем датчик в воду
Вот как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости путем помещения элемента в воду. Вначале нужно приготовить точный термометр и опустить его в емкость, заполненную холодной жидкостью. Хорошо для этих целей подойдет обычный чайник.
Термометр лучше всего для этих целей электронный.Далее к датчику подключают мультиметр, настроенный на измерение сопротивления. После этого ДТОЖ опускают в чайник и проводят замеры. Цифры лучше зафиксировать на листе бумаги или каким-либо другим образом.
Далее чайник нагревают на плите до температур в 15, 20, 25 градусов. Обязательно нужно фиксировать на бумаге в этот момент показания мультиметра. Далее результаты сравнивают с эталонными. При несоответствии параметров можно констатировать неисправность элемента.
Проверка без термометра
Это еще один способ как определить неисправность ДТОЖ. Особенность в том, что при кипении воды температура равна 100 градусам. За основу берут эту температуру и в ней измеряют сопротивление. Когда вода начнет кипеть, сопротивление должно составлять около 176,7 Ом.
Если прибавить погрешности, то мультиметр может показывать порядка 190-210 Ом. Если показания не соответствуют этим, то нужно выяснить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на конкретном автомобиле. Его нужно просто заменить его новым.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания оборудована датчиком температуры, который показывает, на сколько нагрета охлаждающая жидкость. От ее температуры будет зависеть оптимальность созданной топливной смеси.
С помощью датчика в системе ДВС можно постоянно контролировать температурные показатели внутри двигателя. Когда мотор работает, происходит повышение температуры его главных узлов. Для того, чтобы забрать это тепло, которое концентрируется в цилиндрах, и нужна эта охлаждающая жидкость. Во время заборов тепла температура цилиндров и блока меняется.
Именно эти колебания фиксируются датчиком температуры охлаждающей жидкости, после чего информация поступает на электронный блоку управления автомобиля. После того, как сигнал принят, становится понятно, каково состояние мотора, то есть работает ли он при заданной температуре, холодный он или слишком нагретый, как именно прогревается.
Эти факты являются крайне важными для системы управления двигателя, потому что, благодаря им, можно подправить все главные показатели работы движка.
Если знать температуру мотора, то ЭБУ сможет выбрать наиболее оптимальный режим работы для него, а это очень хорошо сказывается на управляемости авто.
Благодаря этому датчику, управляющая система может выполнять такие функции:
1) Выставить опережение или запаздывание зажигания. Если угол зажигания выставлен правильно, то объем отработанных газов будет значительно меньшим, машина будет потреблять меньше горючего, а работа двигателя в целом будет более рациональном;
2) Обогащается бензин в случае машины с системой впрыска горючего. Сразу после того, на блок управления приходит сигнал о том, что температура движка малая, то есть мотор холодный, то он моментально увеличивает продолжительность импульса, который передается форсункам, за счет чего исключаются колебании во время прогревания двигателя, а также обеспечивается оптимальность его работы в режиме холостого хода.
Когда температура повышается, то горючая смесь обедняется блоком, из-за чего машина выдает меньший выхлоп, а расход бензина падает. Если датчик не работает, то ЭБУ не может контролировать процессы в двигателе и моторе, от чего смесь становится чрезмерно обогащенной (что не совсем нужно), загрязняется и потребляется в чрезмерном количестве.
3) Изменение и контроль над параметрами горючей смеси в условиях замкнутого и разомкнутого контура.
В случае поломки ДТОЖ, ЭЮУ не среагирует на импульсы от кислородного датчика (до тех пор, пока хладагент не нагреется или не остынет до нужной температуры), то есть блок управления будет лишен обратной связи (он ведь не видит каков номер посыла), а от этого не будет улучшен холостой ход, а топливная смесь не будет обогащена для работы в холодном моторе.
Говоря простыми словами, работа мотора полностью нарушится.
Кроме всего прочего, температурный датчик нужен для осуществления контроля над вращением коленчатого вала, продувкой элемента для фильтрации в механизме улавливания паров от топлива, блокировкой при прогревании муфты гидротрансформатора коробки передач, повышением оборотов на холостом ходу.
Что собой представляет современный ДТОЖ
Если рассмотреть температурные датчики, которые изготавливались до недавнего времени, то они представляли собой обыкновенное термореле, выполняющее свою функцию, то есть держать температуру движка на нужном показателе, только при условии, что контакт закрыт. А вот обогащать топливную смесь он мог, наоборот, при открытом контакте.Современные ДТОЖ обладают более широким функционалом, а вероятность его поломки сведена к минимуму. Такие датчики крайне редко выдают «глюки», так как их схема работы очень надежная и продуманная.
Датчики, которые выпускаются сегодня, представлены в виде резистора (термистора), способный в секунды менять показатель своего сопротивления в зависимости от температурных колебаний. Эти резисторы выполнены из никелевого, кобальтового оксидов или других материалов, которые обладают характеристиками полупроводника.
Когда температура повышается, то в термисторе увеличивается число свободных электронов, из-за чего уменьшается его сопротивление.
Резистор, то есть датчик температуры охлаждающей жидкости, помещают в защитный корпус, который способен проводить тепло. В корпусе есть электрический соединительный разъем и специальная крепежная резьба. У термистора температурный коэффициент отрицательный, поэтому его сопротивление максимально только тогда, когда мотор холодный.
Когда температура повышается, то сопротивление уменьшается вместе с напряжением температурного датчика. Начальное сопротивление равно примерно 5 вольтам. ЭБУ определяет температуру охладителя по показаниям этих «скачков».
Следует отдельно отметить, что по последним разработкам вместе с основным датчиком, который расположен в выпускном патрубке ГБЦ, устанавливают и дополнительный, который локализируют в выходной точке радиатора. Благодаря такой схеме температура определяется более совершенным способом. Именно из-за наличия второго температурного датчика ЭБУ более качественно выполняет свои функции.
Проверка
Любой серьезный дефект датчика (разные «глюки», создаваемый для ЖБУ помехи) можно решить единственным способом – заменить датчик. Смешить с этим делом никак нельзя.
Сначала нужно продиагностировать двигатель с помощью специальных компьютерных программ, которые всего за несколько минут проверят датчик вместо со всеми параметрами системы охлаждения, после чего будет выведен код одной или нескольких ошибок, которые мешают нормальной работе ДТОЖ.
Если знать этот номер, то можно будет эту ошибку сбросить и покидать стены автосервиса.
Если менять датчик действительно нужно, то есть он продолжает глючить даже после того, как были сброшены ошибки, то устанавливать нужно только оригинальное устройство, маркировка которого совпадет со старым датчиком.
Совет специалистов таков: «левые» изделия ставить нельзя, так как предусмотреть последствия от их установки невозможно. Каков бы ни был производитель, неоригинальное устройство почти сразу начнет подтормаживать и глючить.
Диагностировать неисправности ДТОЖ можно и «на глаз». Так можно будет заметить, есть ли где-то отверстия, из которых вытекает охладитель, появились ли в корпусе датчика трещины, заржавели ли зажимы.
Если такие неисправности имеют место быть, то датчик можно не менять. Для более серьезной проверки датчика на работоспособность нужно измерять его сопротивление и напряжение. Определить эти показатели можно с помощью вольтметра и осциллографа, которые есть на любой станции технического обслуживания.
После получения результатов, показания нужно сравнить с теми, которые указаны в технической документации самого датчика. Если грамотно проверить ДТОЖ, то можно точно определить, почему он неисправен. Причины могут быть следующими:
— оборвалась проводка;
— вышел из строя термостат или вентилятор для охлаждения;
— где-то происходит потеря напряжения или короткое замыкание и т.д.
Можно долго гадать о том, почему же датчик температуры работает неправильно, но окончательный вердикт можно вынеси только после проведения профессиональной диагностики специалистом. И последнее – менять описанное устройство можно только после того, как в системе охлаждения останется очень незначительное количество жидкости для охлаждения.
Слить нужно столько субстанции, чтобы датчик возвышался над жидкостью, а не находится в ней.
Автомобиль оснащен различными измерительными приборами. Они помогают проверять исправность работы различных систем машины. Одним из этих механизмов является датчик температуры охлаждающей жидкости (далее – ДТОЖ).
ДТОЖ контролирует температуру внутри мотора. Охлаждающая жидкость призвана поглощать избыточное тепло в блоке цилиндров во время работы двигателя.
Прибор определяет колебания температуры и сообщает данные электроблоку управления о температурном режиме мотора. Он сигнализирует о таких состояниях, как:
перегрев,
холодный движок,
прогрев,
нормальная температура работающего мотора.
Сообщенные электроблоку сигналы оказывают влияние на работу всей системы управления мотором. Поэтому ДТОЖ является одним из наиболее важных измерительных приборов в системе автомобиля.
Температура работы мотора влияет на следующие моменты:
расход топлива,
качество и количество выхлопных газов,
воспламенение,
нормальную работу трансмиссии.
Эти моменты контролируются электроблоком управления, который выбирает подходящий режим работы мотора. Поэтому исправность ДТОЖ очень важна для работы авто. При наличии неисправностей прибор может выдавать неверные значения температуры, что приведет к серьезным последствиям, вплоть до выхода из строя двигателя машины.
Влияние на работу двигателя
Электронный блок управления выполняет определенные функции, ориентируясь на показатели ДТОЖ:
Обогащение горючего в ДВС. Если ДТОЖ определяет низкую температуру, электроблок реагирует увеличением продолжительности импульса на форсунки, обогащая топливо. По мере нормализации температуры топливо постепенно обедняется, чтобы не происходила его перерасхода, и для уменьшения выхлопов.
При неисправности ДТОЖ может постоянно занижать температуру в моторе, что станет причиной загрязнения топлива и его перерасхода. Если ДТОЖ завышает температуру, мотор может глохнуть, обороты работающего вхолостую двигателя становятся неровными и колеблются.
Раннее или позднее зажигание. При выходе температуры за допустимые пределы, угол опережения зажигания регулируется для уменьшения выхлопов.
Рециркуляция газов во время прогрева. Клапан рециркуляции плотно закрывается на время прогрева мотора. Если мотор холодный, такая рециркуляция приводит к колебаниям «холостых» оборотов и заглоханию движка.
Продувание фильтра системы, улавливающей пары горючего. Для достижения хорошей управляемости автомобилем угольный фильтр не продувается до окончания прогрева мотора.
Блокировка гидротрансформатора трансмиссии при прогреве двигателя. Электроблок не должен блокировать его до окончания прогрева авто.
Контроль работы вентилятора. Реагируя на показатели ДТОЖ, электроблок запускает и отключает электровентилятор для регулирования температуры мотора. При неверных данных о температуре движка есть риск перегрева ДВС.
Где находится
На разных моделях авто местоположение прибора немного отличается:
головка блока цилиндров;
верхний шланг радиатора;
корпус термостата.
Независимо от конкретной модели машины, ДТОЖ прикрепляется около отводящего патрубка, проводящего жидкость к радиатору. Это принципиально для определения точных показателей температуры жидкости.
Существует три типа ДТОЖ:
Магнитные.
Биметаллические.
Капиллярные.
Магнитные датчики
Устроены из двух катушек с двух сторон поворотного металлического якоря, к которому прикреплена стрелка приборной панели. Одна катушка соединяется с электросетью машины (провод заземлен), вторая соединяется проводом с изменяющимся сопротивлением. Оно находится в прямой зависимости от температурных показателей в моторе.
Ток, протекая сквозь катушки, образует вокруг себя магнитное поле. Оно двигает якорь. Величина смещения якоря зависит от разницы полей, которая, в свою очередь, зависит от размера тока.
Биметаллические датчики
Механизм работы такого датчика строится на расширении веществ при нагреве. Стрежень прибора немного изменяет длину при увеличении температуры мотора. Биметаллические полосы в катушке крутят стрелку приборной доски на определенную уровень в зависимости от размера тока.
Применяется два вида сенсоров:
биметаллический,
полупроводниковый.
Первый применяется редко. Биметаллическая полоса двигается в катушке и открывает контакты, изменяя силу тока, идущего к стрелке приборной доски.
Полупроводники – наиболее распространенный сейчас вид. Электроблок управления подает на термистор ДТОЖ напряжение через резистор с постоянным сопротивлением. Термистор имеет отрицательный температурный коэффициент.
При повышении температуры его сопротивление снижается. С ним уменьшается и подаваемое на термистор напряжение. Электроблок распознает спад напряжения и высчитывает температуру жидкости. Полученные сведения показываются на приборной доске автомобиля.
Капиллярные датчики
Это самый старый тип ДТОЖ. Стрелка термометра напрямую связана с прибором. Сам датчик представляет собой емкость с жидкостью, которая имеет низкую температуру кипения. Емкость соединяется со стрелкой тонкой и длинной металлической трубой.
При нагреве прибора жидкость закипает и испаряется, что увеличивает давление в емкости. Оно передается по трубе указателю, где имеется трубка Бурдона. Эта деталь распрямляется из-за давления и передвигает стрелку на приборной панели.
Такой тип ДТОЖ используют крайне редко по двум причинам:
будучи единым механизмом, измеритель пролегает через весь капот авто, соединяясь трубкой и приборной доской;
капиллярная трубка очень тонкая, поэтому легко повреждается.
Признаки неисправности
Благодаря простоте конструкции ДТОЖ редко выходит из строя. Однако его неисправность может грозить поломкой двигателя. Поэтому важно периодически проверять работу ДТОЖ.
Признаком неисправности может быть отсутствие работы вентилятора при нагреве мотора. Но, если у авто стоит дополнительный датчик для включения вентилятора, то отсутствие его работы будет признаком повреждения проводки или поломки датчика вентилятора.
Признаками поломки ДТОЖ могут быть:
перерасход топлива;
высокие обороты холостого хода;
плохой запуск мотора после прогрева;
детонация;
перегрев двигателя.
Современные «железные лошадки» имеют систему, которая выдает определенные коды ошибок на дисплее при некорректной работе ДТОЖ. Однако такие коды не могут однозначно указывать на поломку прибора. Неприятности могут быть как с проводкой, так и с контактами.
Такие проблемы легко обнаружить при визуальном осмотре и устранить самостоятельно, не снимая датчика.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Если датчик неисправен, его не ремонтируют, а меняют. Осуществляют замену ДТОЖ по следующей инструкции:
С системы сливают немного жидкости, чтобы снять старый измеритель.
От ДТОЖ отсоединяют проводку, и выкручивают прибор ключом на 19.
Новый датчик проверяют на работоспособность описанными выше способами.
Резьбу на «хвосте» ДТОЖ обрабатывают герметиком.
Вкручивают новый датчик на место старого и присоединяют к нему проводку.
Доливают охлаждающую жидкость в систему до нормального уровня.
Перед запуском двигателя проверяют отсутствие протечек жидкости через прибор.