Ключ к знанию

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах


проверка и устранение неисправностей. Фото и видео

Рассмотрим на фото и видео такую тему, как положение дроссельной заслонки, принцип работы ДПДЗ, какое положение ДЗ считается нормой, причины завышенного или заниженного положения ДЗ, а также некоторые важные нюансы при диагностике данного узла.

Ну что же, Друзья, продолжаем знакомится с основными параметрами переменных при диагностике автомобиля. И сегодня рассмотрим такой параметр, как положение дроссельной заслонки или положение ДЗ.

Датчик положения дроссельной заслонки

Сам датчик положения дроссельной заслонки автомобиля расположен в/на дроссельном узле и в народе получил название «датчик правой ноги».

Он измеряет величину открытия дроссельной заслонки и передаёт эти данные в блок управления двигателем.

Этот датчик потенциометрического типа, т.е. работает по принципу обычного переменного резистора. Переменные резисторы мы чаще всего встречаем в регуляторах громкости аудиоаппаратуры и во многих других участниках нашей бытовой жизни.

Бытует мнение, что датчик положения дроссельной заслонки является чуть ли не самым главным дозирующим элементом в системе управления двигателем и по его сигналу вычисляется нагрузка на двигатель.

Давайте внесём ясность. Это нужно понимать для правильной диагностики автомобиля.

Мы уже упоминали в статье Бедная смесь о том, что двигатель внутреннего сгорания работает на воздухе с добавлением паров топлива. Также мы поняли, что главным дозирующим фактором является расход воздуха!

Расход воздуха — это главный и стартовый фактор для всех последующих действий, предпринимаемых ЭБУ в процессе управления двигателем.

Из этого можно сделать правильный вывод, что датчик положения дроссельной заслонки не является основным дозирующим устройством.

Можете его отключить и автомобиль сильно от этого не расстроится, а поедет дальше без особых проблем из пункта А в пункт Б или В, или Г. В общем, куда необходимо, туда и поедет.

Вся нагрузка на двигатель будет основываться на данных датчиков измерения расхода воздуха.

А массой этого самого воздуха мы управляем физическим открытием/закрытием дроссельной заслонки.

Положение дроссельной заслонки (положение ДЗ)

Не смотря на всё вышесказанное, измерение положения дроссельной заслонки играет хоть и не основную, но очень важную роль в процессе управления двигателем. Оно помогает более точно управлять процессами.

Например, такой режим работы двигателя, как принудительный холостой ход или режим отсечки (торможение двигателем). Положение дроссельной заслонки помогает ЭБУ оценить ситуацию и включить этот режим.

Допустим, скорость автомобиля составляет 55 км/ч, обороты двигателя 2600 об/м. Мы отпускаем педаль акселератора, положение ДЗ становится минимальным, ЭБУ это видит и включает режим отсечки, выключая подачу топлива через форсунки. Это позволяет более эффективно использовать торможение двигателем, повышая безопасность и увеличивая ресурс тормозной системы, а также экономить топливо и в разы уменьшить выброс вредных веществ в нашу с Вами атмосферу.

Но я слукавлю, если не скажу, что ЭБУ и так увидит, что мы закрыли заслонку по резко упавшему давлению во впускном коллекторе (с системой ДАД) или по резкому уменьшению массы потребляемого воздуха (с системой ДМРВ). Как видим, и в этом случае измерение положения дроссельной заслонки только помогает более точно определить фактор отсечки или торможения двигателем.

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах

Какие должны быть показания положения ДЗ на оборотах холостого хода?

Разные! Почему?

Этот параметр в большей степени относится к ярым фанатикам чистки дроссельной заслонки каждую неделю, а то и через день.

Существует два основных способа управлять оборотами холостого хода при помощи РХХ (регулятор холостого хода). Именно управлять оборотами хх! А не поддерживать обороты хх! Это очень важно!

Так вот:

  1. При помощи регулятора холостого хода, установленного в байпасном канале
  2. При помощи регулятора холостого хода, управляющего непосредственно дроссельной заслонкой

И та, и другая система встречается на разных автомобилях. Даже Шевроле Лачетти использует разный способ регулировки холостого хода. На двигателях 1,4л и 1,6л используется второй метод, а на двигателях 1,8 используется первый метод.

Этот параметр в диагностике обзывается, как «Шаги РХХ» или «Положение ДЗ Шаг». Это более подробно мы рассмотрим в одной из будущих статей, а сейчас кратко объясню в чём заключается принципиальная разница этих двух способов. Это необходимо для понимания диагностики положения дроссельной заслонки.

Как мы уже знаем, все процессы в двигателе начинаются с подачи воздуха. Подачей воздуха мы можем регулировать обороты двигателя в разных режимах. То же самое происходит и при регулировке оборотов холостого хода. Подавая определённую массу воздуха, мы регулируем обороты хх в нужных пределах.

Примечание! Регулятор холостого хода осуществляет грубую регулировку оборотов хх (порядка +/- 50 об/м. После этого более точно обороты хх регулируются посредством изменения УОЗ. Но это тема другой статьи и сейчас это не столь важно.

Так вот, в первом случае заслонка полностью закрывается, а необходимый для холостого хода воздух, подаётся в обход дроссельной заслонки по специальному каналу. В этом канале находится специальный клапан-регулятор, который регулирует массу воздуха, проходящую через этот канал.

А во втором случае подача воздуха осуществляется через саму дроссельную заслонку. Заслонка приоткрывается/прикрывается при помощи электродвигателя и через неё проходит необходимая масса воздуха для работы двигателя на холостом ходу.

То есть, очевидно, что в первом случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равны нулю! Так как воздух идёт не через дроссельную заслонку, а через специальный канал РХХ.

А во втором случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равняться нескольким процентам (градусам). Равняться нулю показания не могут, так как если заслонка закроется полностью, тогда двигатель заглохнет.

Вот у нас уже получился первый вывод. Вот его суть.

Чтобы правильно диагностировать положение дроссельной заслонки, первым делом необходимо определить, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода на этом конкретном автомобиле. Если по первому способу — тогда положение ДЗ на холостом ходу должно быть равно 0%! А если по второму способу — тогда несколько процентов!

Примечание: Во всех сферах нашей жизни встречаются исключения. Тут тоже. Например, Лачетти 1.8 ЛДА хоть и имеет отдельный регулятор холостого хода, но положение дроссельной заслонки на холостом ходу составляет 10-11%

В первом случае всё просто и понятно. Если значения отличны от нуля, значит либо дроссельная заслонка не может плотно закрыться из-за грязи или ещё чего-то, либо датчик положения дроссельной заслонки показывает не правду, что означает его износ и поломку.

А вот во втором случае не всё так однозначно.

Бытует мнение, что если открытие ДЗ составляет более 5%, тогда необходима обязательная чистка этой самой заслонки. Это так, но со множеством нюансов.

И самые главные из них — это те, о которых мы уже говорили выше:

  • регулятор холостого хода не поддерживает холостой ход, а регулирует его
  • нагрузка на двигатель высчитывается по расходу воздуха (давлению в коллекторе). Чем больше масса потребляемого воздуха — тем больше нагрузка. И наоборот, чем больше нагрузка на двигатель, тем больше ему необходимо воздуха.

Завышенное положение дроссельной заслонки

Очень часто приходится отвечать на одни и те же вопросы. Самый главный из них такой — «Почистил дроссельную заслонку, а её показания положения дроссельной заслонки не изменяются и составляют 5-7%. Дроссельный узел износился?»

Приведу пример из жизни. Человек очень сильно озадачился завышенными показаниями положения ДЗ, которые составляли около 7-9% на холостом ходу. Начитавшись форумов в интернете и сайтов под названием «Пишулишьбыписать», приступил к выдраиванию дроссельного узла. Помыл — не помогло. Значит плохо помыл. Помыл ещё раз и очень дотошно. Снова не помогло. Что же делать, уже блестит, как у кота что-то там, а всё-равно по показаниям грязный!

Затем его озадаченность переросла уже в более кардинальную фазу — наверное, заслонка подклинивает и не закрывается.

Хорошо хоть не успел разобрать дроссельный узел в поисках подклинивания.

Вовремя проведенная внимательная диагностика выявила причину его бессонных ночей.

Виновником оказался… генератор.

Достаточно было всего одного взгляда на ремень вспомогательных агрегатов, чтобы понять, что что-то не так.

Оказалось, ротор генератора на столько туго вращался, что двигателю не хватало стандартной мощности холостого хода для его вращения. И, естественно, ЭБУ приоткрыл дроссельную заслонку для доступа большей массы воздуха.

Вот так. Но зато дроссель теперь очень чистый

Из этого у нас уже вылезло второе правило. Вот его суть.

Если значения в параметре «положение ДЗ» завышены, то это не обязательно значит, что нужно всё бросать и бежать с выпученными глазами чистить дроссельную заслонку.

Можете проверить данный факт сами, кому интересно. Запустите двигатель, подключите диагностический адаптер, нажмите на тормоз и попытайтесь тронуться с места не нажимая педаль акселератора. Обратите внимание на положение дроссельной заслонки. По мере повышения нагрузки на двигатель, также будут расти и показания положения ДЗ. ЭБУ сам будет приоткрывать дроссельную заслонку, чтобы повысить мощность и сохранить необходимые обороты холостого хода в заданных пределах даже под нагрузкой.

Также сам ЭБУ управляет положением ДЗ при запуске и прогреве двигателя, приоткрывая и прикрывая её в зависимости от прогрева двигателя и температуры окружающей среды.

Поэтому можно сделать выводы, почему положение дроссельной заслонки на Лачетти 1.4/1.6 и похожих авто может быть завышено:

  1. Дроссельный узел загрязнен и дроссельная заслонка не закрывается до необходимых значений. Необходима чистка.
  2. На двигатель действует повышенная нагрузка и ЭБУ целенаправленно увеличивает процент открытия ДЗ, чтобы обеспечить работу двигателя на холостом ходу. Тут необходима комплексная диагностика двигателя и навесного оборудования.

Заниженное положение дроссельной заслонки

Давайте вернёмся к чистке дроссельной заслонки и внесём ещё одну ясность.

Часто приходится наблюдать такой себе своеобразный рейтинг чистых заслонок 

Прямо радость у людей, когда после чистки (или не чистки) дроссельной заслонки показания положения ДЗ меньше, чем у того неудачника, который плохо почистил. У него 2,5%, а у меня получилось аж 0,8%! Круть просто!

Стоит ли радоваться такому низкому значению положения дроссельной заслонки?

Опять же, чтобы не быть голословным, давайте проведём эксперимент.

За основу возьмём наш известный факт, что для определённых параметров работы двигателя необходима определённая масса воздуха.

Подключаем адаптер для диагностики автомобиля и запускаем двигатель на холостом ходу. Смотрим параметр «положение ДЗ»

Положение (открытие) дроссельной заслонки составляет 2,4%. Положение регулятора холостого хода (ШАГ) составляет 24

Отключаем какой-нибудь шланг от впускного коллектора. Например, короткий шланг от клапана системы вентиляции картера

Этим мы обеспечим подсос лишнего воздуха во впускной коллектор.

А вот теперь смотрим на показания положения дроссельной заслонки

Значение положения ДЗ стало 0,8%! Во как круто почистили дроссельную заслонку, даже не вымазывая рук

А положение РХХ стало всего 5 шагов.

Понятно, что произошло?

Массы воздуха, поступившей через отключенный шланг почти хватает для работы двигателя на холостом ходу, поэтому, чтобы обороты не возросли выше необходимых, ЭБУ прикрыл дроссельную заслонку.

Поэтому радоваться маленьким значениям положения дроссельной заслонки на автомобилях с регулировкой холостого хода при помощи ДЗ не стОит!

Существуют две основные причины заниженного положения дроссельной заслонки на Лачетти 1.4/1.6 и похожих автомобилях:

  1. Подсос воздуха во впускной коллектор. При этом также снижаются шаги регулятора холостого хода.
  2. Не правильно отрегулирован трос от педали газа к дроссельной заслонке. При этом шаги регулятора холостого хода не снижаются, а остаются в норме.

Более подробно об этом я рассказываю в видео в конце данной статьи. Обязательно посмотрите его, если на Вашем авто заниженное положение ДЗ.

Правильное положение дроссельной заслонки

Из всего вышесказанного необходимо подвести общий вывод о правильном положении дроссельной заслонки.

Для автомобилей с системой регулировки холостого хода посредством РХХ, установленного в отдельном байпасном канале в обход дроссельной заслонки:

  • Значение положения ДЗ обычно должно быть равно 0%. Повышенные значения свидетельствуют о препятствии закрытию заслонки (грязь, заедания, повреждения и т.д.) либо о неисправности самого датчика положения дроссельной заслонки или его проводки.

Для автомобилей с системой регулировки холостого хода посредством воздействия на саму заслонку:

  • Положение дроссельной заслонки должно составлять обычно 2-4% на полностью прогретом и полностью исправном двигателе, включая исправность всех его вспомогательных агрегатов (генератор, насос ГУР) и выключенных потребителях (кондиционер, фары, обогрев заднего стекла и т.д.)! Завышенное значение положения дроссельной заслонки может быть вызвано повышенной, по какой-то причине, нагрузкой на двигатель, загрязнением ДЗ, неисправностью ДПДЗ или его проводки. Заниженные показания положения дроссельной заслонки могут быть вызваны подсосом лишнего воздуха в обход дроссельной заслонки(очень часто!) или неправильной регулировкой привода дроссельной заслонки.

Проверку датчика положения дроссельной заслонки в этой статье рассматривать не будем, так как это я подробно описал в статье Как проверить ДПДЗ

Видео о положении дроссельной заслонки

Вот видео, в котором я подробно описал правильное положение дроссельной заслонки, а также привел реальные примеры причин завышенного и заниженного положения ДЗ

На этом пока всё. Вопросы, замечания и дополнения излагайте в комментариях!

Всем Мира и ровных дорог!!!

Вернуться на главную рубрики Диагностика автомобилей

Предыдущий параметр — Температура воздуха на впуске

По теме:

22+

moylacetti.ru

Размышления о датчике положения дроссельной заслонки — DRIVE2

Внимание: много букв!

В этой записи я затрону владельцев автомобилей Лада с электронной системой впрыска топлива, без системы электронной педали газа.

Вступление
В СУД входит немалое количество датчиков, которые служат для того, чтобы информировать ЭБУ о параметрах работы системы. В комплекс этих датчиков входит датчик положения дроссельной заслонки — ДПДЗ, в народе — датчик правой ноги. Разберемся о некоторых тонкостях его работы.

ЭБУ Bosch M7.9.7+

Немного теории
Если ДПДЗ выдает напряжение в диапазоне от 0.3 до 0.7 В, то ЭБУ считает, что дроссельная заслонка полностью закрыта. Нажимая педаль газа, и тем самым поворачивая дроссельную заслонку, а вместе с ней и ДПДЗ, напряжение его сигнала увеличивается и контроллер начинает считать открытие дроссельной заслонки шагом в один процент: 1, 2, 3 и так далее.

Диапазон напряжений, указанный выше, существует не зря. Сделано это (по моим догадкам) для упрощения выпуска датчиков. ЭБУ в этом диапазоне будет воспринимать "0%" и не нужно отстраивать каждый датчик, допустим в напряжение 0.69 В.

А как на практике?
Однако существует такой нюанс, допустим на заводе установили ДПДЗ на дроссельный узел, закрепили его и при закрытой ДЗ он выдает напряжение в 0.4 В, а не 0.69 В. В таком случае ход педали при "0% открытии дроссельной заслонки" увеличится. Попробую объяснить понятнее. Вы открываете дроссельную заслонку, как и при 0.69 В, но контроллер дольше воспринимает её закрытое положение, так как нужно еще повернуть ДПДЗ, чтобы его напряжение увеличилось с 0.4 до 0.7 В, а ведь вместе с ним Вы поворачиваете ДЗ.

Привод дроссельной заслонки

Открывая ДЗ Вы увеличиваете подачу воздуха, но чтобы сохранить обороты холостого хода (ведь % открытия еще нет), ЭБУ начинает уменьшать шаги открытия регулятора холостого хода. Когда же напряжение ДПДЗ станет равным 0.7 В или больше, ЭБУ поймает 1% и выйдет на обороты примерно 1500 в минуту, так как физически ДЗ открыта уже довольно много.

Следствие
На нейтральной передаче невозможно выйти на обороты чуть выше ХХ, например на 950 или 1200, в зависимости от положения ДПДЗ в конкретном случае, тоже самое и при движении на 1-ой передаче. Из-за этого тяжело двигаться на малых нажатиях педали, переходный режим между ХХ и нагрузкой неправильный, машина может подергиваться.

Что делать?
Особо внимательные и вникающие в то, что я написал, должны догадаться сами. Надеюсь такие найдутся.

Решение довольно простое: нужно установить ДПДЗ так, чтобы при закрытой ДЗ он выдавал напряжение, как можно ближе к значению 0.7 В, тем самым 1% будет появляться при самом малом нажатии педали и ДЗ будет также открываться совсем немного, что практически исключит изменение положения РХХ при малых нажатиях на педаль.

Второе решение, куда более сложное и радикальное — установка электронного привода ДЗ или Е-газа. Там ХХ управляется контроллером, непосредственно открытием ДЗ. Никакого РХХ, дополнительных каналов, перетечек и прочего там нет.

Попробуйте на нейтральной передаче выбрать обороты немного выше ХХ: 950-1200 и напишите о результатах в комментариях, указав установлена ли электронная педаль газа на Вашей машине или нет.

Всем удачи!

www.drive2.ru

Настройка холостого хода на дросселях — Лада 2113, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2

Всем привет!

Давно ничего не писал полезного о настройке моторов. Так как у меня все машины работают по дросселю (ДМРВ или ДАД отстутствует), хочу поделиться как я настраиваю холостой ход на них. Сейчас у меня две машины, 2108 (для кольца и льда) и 21099 (для драга и льда), обе гонки крутятся на 8 клапанах. Кратко опишу конфигурации каждой из двух машин.

Полный размер

8ку или 99ку взять покататься?

1. 2108. Мотор 1.6 8кл с Чёрной Бури:
коленвал 75.6
шатун приора
8кл стк поршень 82.5 (группа С)
зазор поршень-цилиндр 6 соток
кольца SM наборные
гбц расточены каналы, 32x30
т-образный клапан
лёгкие тарелки с роспуском 1мм
прокладка гранта
распредвал МС-08, 310-306, 11.5
форсунки бош 107, насос 60 л/ч, давление 4 атм
дросселя вертикальные Stinger 4x46мм
выпуск Stinger на 51мм, резонатор сразу за пауком
расчётная степень сжатия 11.8
бензин 95 город, 100й для гонок
ЭБУ м73 на спортивной прошивке j73sx

Полный размер

Под капотом 2108

2. 21099. Мотор 1.5 8кл:
коленвал 71.0
шатун приора
8кл стк поршень 82.5 (группа B) с дырками в юбке
зазор поршень-цилиндр 5 соток
кольца Кольбеншмидт коробчатые
гбц каналы сток, убрана ступень на впуске, создана обратная ступень на выпуске
сток клапан
лёгкие тарелки без роспуска
прокладка гранта
распредвал Нуждин 10.93 (с Чёрной Бури), 282гр фаза
форсунки сток, насос 110 л/ч (выносной под капотом), давление 3.2 атм
ресивер Брагин нового образца (круглый)
выпуск Stinger на 51мм, резонатор сразу за пауком
расчётная степень сжатия 12
бензин 95 город, 100й для гонок
ЭБУ я7.2 на спортивной прошивке j7esa 0.7.5

Полный размер

Под капотом 21099 и 2108

Видно, что оба мотора почти одинаковые, но по своей сути очень разные, геометрией, степенью сжатия. 99ка мощная и не моментная, ей легче даётся максималка, а 8ка выигрывает сильно в моменте и ускорению. По конфигурации датчиков есть одно отличие: у 99ки есть РХХ, у 8ки его нет, т.к. дросселя без РХХ, холостой регулируется только УОЗом.

Рассмотрим вначале настройку 2108, там попроще, т.к. РХХ отсутствует. 2108 работает на платной спортивной прошивке j73sx. Вся регулировка сводится к настройке УОЗ на ХХ.

1. Для начала примерно выставить дросселя, надо чтобы они открывались вместе синхронно на одну и ту же величину, я делал на глаз, сильной точности не добивался.
2. Приоткрыть дросселя.
3. Запустить мотор и посмотреть как он работает и на каких оборотах. Если маленькие обороты, чуть добавить.
4. Далее откатать ПЦН (БЦН — если у вас прошивка j7esa). Откатать можно в моей программе Моторчик

Полный размер

ПЦН 2108


5. На горячую обороты держаться, кое-как но держаться. Пора переходить к тонкой настройке.
6. Выставить УОЗ на ХХ, делать легче всего в онлайне, мой график УОЗ получился такой:

Полный размер

Кривая УОЗ на холостых


7. Настроить максимальное смещение УОЗ на ХХ. Это и будут границы минимального и максимального УОЗ. Обычно ставлю от -10 до 10, ХХ получается ровно бубнящий.

Полный размер

Минимальное смещение УОЗ


Полный размер

Максимальное смещение УОЗ


8. Выставить пропорциональные коэффициенты 1й и 2й. Они отвечают за реакцию изменения УОЗ, если обороты стали меньше или выше желаемых. Обычно я ставлю 0.1000 и первый и второй во всех прошивках.

Полный размер

Настройка пропорциональных коэффицентов — реакция УОЗ по изменению оборотов ХХ


9. Ну и для запуска в мороз нам нужна коррекция по УОЗ от температуры ДТОЖ. Будьте внимательны, калибровка коррекции инвертированная. Если стоит -5гр, то к текущему УОЗ будет прибавлено 5гр. Пример, был УОЗ на ХХ 5гр, коррекция стоит -5гр, итоговый УОЗ будет 10гр.

Полный размер

Коррекция УОЗ на ХХ


10. Настроить первый переходной коэффициент — именно он будет сильно влиять за включение флага ХХ, когда обороты будут падать после сброса газа или во время езды на торможении мотором. Рассчитать обороты первого коэффициента можно в моей программе Моторчик. Например, желаемые холостые на прогретую выставлены 1100 об/мин, после выставления первого переходного получили 1500 об/мин — обороты на которых флаг ХХ выставится в "ДА". Если обороты зависают например на 1600 об/мин, стоит поднять обороты первого переходного — до 1700 об/мин. И еще, если всё равно зависают, можно поступить хитрее, включать топливо на 1600 об/мин при сбросе газа, тогда обороты точно не зависнут на 1600 об/мин и наступит ХХ и ЭБУ вернёт обороты к желаемым 1100 об/мин.

Полный размер

Коэффициент первого переходного режима ХХ

Полный размер

Задать обороты включения топлива

Ну всё, дроссельный таз 2108 настроен, он уверенно бурчит на холостых, переходим к тазу на ресивере — 21099. Как я писал выше, в этой конфигурации появился РХХ. Именно алгоритмы его работы у многих вызывают трудности. Вообще я могу без РХХ настроить и всё будет работать и запускаться в любой мороз, но раз он у меня был, решил его поставить и попробовать как он будет работать в режиме ДПДЗ+ДТВ. Прелесть РХХ в том, что когда температура впускного воздуха высокая, РХХ прикрывается и УОЗ не так сильно уходит вниз, звук от работы мотора намного тише, чем без РХХ с поздним УОЗом. Таким образом, в этой конфигурации у нас два регулятора — УОЗ и РХХ. Для настройки УОЗ на ХХ делаем всё тоже самое, единственное добавляется РХХ, поэтому просто составлю еще один список обязательных действий, которые нужно добавить к первому (регулирование УОЗ).

1. Жёсткость РХХ ставлю в 1цу, никаких дополнительных реакций не нужно, РХХ на дроссельном режиме должен как можно плавнее перемещаться.

Полный размер

Жёсткость РХХ в 1цу


2. Выставить границы работы РХХ — минимальное и максимальное положение РХХ.

Полный размер

Обязательно задать границы движения РХХ, не задавать большие диапазоны, иначе сложно поймать холостой.


3. Выставить желаемое положение РХХ простой линией — без всяких наклонов, нам нужно сокращать лишние движения РХХ.

Полный размер

Желаемое положение РХХ


4. Задать кривую "Коррекция по температуре ОЖ".

www.drive2.ru

Как отрегулировать дроссельную заслонку и выставить угол положения?

Аналог современного автомобиля – это устройство из множества узлов и агрегатов. Отклонения в работе самого маленького составляющего может привести к достаточно серьезным проблемам. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) – это один из примеров такого типа составляющих. А регулировка дроссельной заслонки — это неотъемлемый элемент плановой диагностики любого автомобиля.

Дроссельная заслонка представлена в виде воздушного клапана, функциональная задача которого заключается в регулировке количества воздуха, попадающего к мотору. К принципиальным особенностям агрегата относится изменение сечения воздушного канала. При её открытом положении воздух спокойно движется по впускному коллектору. Датчик положения дроссельной заслонки, расположенный здесь, и определяет угол открытия. Эта функция осуществляется за счет его связи с блоком управления двигателя. Сигналы, поступающие от датчика, способствуют подаче команды от блока управления для увеличения количества впрыскиваемой горючей смеси. Таким образом, рабочая смесь обогащается, а работа мотора приближена к максимальным оборотам.

Его датчик включает два вида резисторов:

  • Однооборотный постоянный.
  • Переменный.

Сумма их сопротивления примерно равна 8 кОм. Опорное напряжение здесь подается на один из крайних выводов из контроллера, а второй вывод соединяется с массой. Благодаря этому сигнал поступает к контроллеру, информируя о нынешнем положении дроссельной заслонки. Значение напряжения импульса зависит от уровня положения элемента, стандартный интервал которого 0.7 до 4 Вт.

Важно: открытое состояние агрегата свидетельствует об уровне давления во впускной системе автотранспорта аналогично атмосферному; при закрытом состоянии – это значение уменьшается к состоянию вакуума.

Типовое разнообразие

Всем известны два типа ДПДЗ:

  1. Образец с механическим типом привода.
  2. Агрегат с электрическим типом привода.
Датчик положения дроссельной заслонки

Первый тип внедряется автомобильном транспорте эконом-класса. Комплектация элементов объединена в отдельном блоке, который включает в себя следующие детали:

  • корпус;
  • дроссельную заслонку;
  • датчик;
  • регулятор холостого хода.

В качестве дополнения здесь также расположены патрубки, функциональная задача которых заключается в обеспечении работы систем улавливания паров бензина и вентиляции картера.

Корпус заслонки входид в состав системы охлаждения. Функциональная задача регулятора холостого хода заключается в поддерживании частоты вращения коленвала в закрытом положении заслонки при запуске либо прогреве двигателя. РХХ представляет собой шаговый электродвигатель и клапан. Функциональные задачи этих деталей в регулировке подачи воздуха, поступающего к системе впуска в обход.

В современных условиях большинство заводов-производителей укомплектовывают машины заслонками электрического типа привода. Эти элементы характеризуются собственной электронной системой управления. Таким образом, на всех скоростных диапазонах и нагрузках машины обеспечивается оптимальная величина крутящего момента. К увеличению мощности и динамики владельцы получают снижение расхода топлива и уровня токсичности выхлопных газов.

Этот элемент включает в себя следующие механизмы:

  • Корпус.
  • Дроссельную заслонку.
  • Электродвигатель.
  • Редуктор.
  • Датчик положения дроссельной заслонки.
  • Возвратный пружинный механизм.
ДПДЗ

Отличия электрического типа заслонки

Основные функциональные различия:

  • Отсутствие механической связи между педалью газа и заслонкой;
  • Регулировка ХХ путем непосредственного перемещения заслонки.
  • Электронная система в силах самостоятельно повлиять на величину крутящего момента ДВС. Это возможно благодаря отсутствия жесткой связи между педалью газа и дроссельной заслонкой. Это условие сохраняется даже при нажатии водителем на акселератор.

Подобные функциональные изменения возможны благодаря работе датчиков входного типа блока управления и исполнительного устройства. Это устройство электронной системы управления дополнительно характеризуется датчиком положения педали акселератора, выключателем положения тормоза и сцепления. Благодаря всему этому блок управления двигателя успешно реагирует на сигналы датчиков, преобразуя их на модуль заслонки в управляющие действия.

Альтернативная замена

Иногда встречаются автомобили с параллельной установкой 2-х ДПДЗ. В функциональном смысле подобный монтаж никакой мощности не прибавит, но в случае выхода из строя одного агрегата бесперебойную работу осуществляет второй. Поэтому внедрение двух ДПДЗ осуществляется с целью повышения надежности работы модуля. Эти элементы могут быть как бесконтактного типа так и с контактом скользящего типа. В качестве дополнения такая конструкция модуля включает аварийное положение заслонки, которое действует благодаря возвратному пружинному механизму.

Характер неисправностей

Неисправности или неправильная регулировка заслонки могут проявляться в следующих особенностях:

  • неуверенный или затрудненный запуск двигателя;
  • повышенный расход топлива;
  • увеличенные обороты холостого хода;
  • провалы при наборе скорости;
  • дергания при переключении.

Регулировочные работы

Именно на заслонку приходится основной процент работы. В силу того, что заслонка участвует в подвижной работе мотора постоянно, её угол положения требует периодической регулировки. Обратите внимание, такой процесс достаточно кропотливый. Не избежать замены дроссельной заслонки, если её регулировка приводит к каким-либо отклонениям. Дабы избежать подобных казусов при замене, рассмотрим детально подробности правильной регулировки дроссельной заслонки.

Во-первых, отключите зажигание, чтобы привести дроссельную заслонку в закрытое положение. Во-вторых, отключите в датчике разъем, параллельно проверив наличие проводимости между клеммами. Уверьтесь в том, что напряжения отсутствует. Затем можно приступать к настройке и регулировке датчика. После этого необходимо прибегнуть к помощи щупа толщиной 0,4 мм. Применяется он путем расположения между рычагом и винтом параллельно с расположением прокладки корпуса дроссельной заслонки.

С помощью омметра (можно воспользоваться другим аналогичным прибором) необходимо убедиться в том, что здесь напряжение также отсутствует. Наличие напряжения говорит о неисправности датчика и его надобности в дальнейшей замене. При соблюдении условия отсутствия напряжения, приступаем к непосредственной регулировке датчика. Манипуляции следующие: поворачивайте привод дроссельной заслонки до тех пор, пока угол между клеммами не достигнет значения, равного техническим стандартам на имеющегося транспортного средства. По завершении работ убедитесь в том, крепко ли закручены винты на датчике. В процесс регулировки они могли разболтаться.

autodont.ru

Renault Laguna 2.0 - Французский ослик › Бортжурнал › Адаптация/калибровка дроссельной заслонки (2 способа) — высокие обороты холостого хода

И так, после замены свечей и чистки дроссельной заслонки – обороты холостого хода ниже 1100 не опускаются. На ютубе находил видео, где герметиком восстанавливают слой по окружности, типа «который стёрся очистителем», были мысли так делать прочитав коментарии. Потом в комментариях где-то увидел про «адаптацию» / «калибровку» дросселя. Скажу заранее, после проведения данной калибровки – обороты ХХ стали 650 об/мин, совершенно другая машина стала, в том числе расход понизился. На драйве находил текстовую инструкцию, о том, как в клипе это сделать, но так как версии постоянно обновляются – то на более свежих (у меня 178 версия) даже похожего нет. В свежей версии называется это ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВПУСКНОГО ТРАКТА. Ниже рассмотрены два способа с помощью диагностического прибора и ручной способ, из которых предпочтителен способ программирования с помощью диагностического прибора
С ПОМОЩЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРИБОРА
заводим машину, температура охлаждающей жидкости должна быть в районе 90 градусов.

Полный размер

Подключаемся

Полный размер

ждем

Полный размер

система впрыска — продолжить

Полный размер

ждем

Полный размер

диагностика по ЭБУ

Полный размер

система впрыска

Полный размер

слева переходим в документацию

Полный размер

операции предусмотренные до/после ремонта — переходим в первый пункт программирования

Полный размер

в самый низ — нажимаем на синюю ссылку

www.drive2.ru

Про дроссельную заслонку — Chevrolet Lacetti, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2

Наткнулся на записьwww.drive2.ru/l/6074187/, которая натолкнула меня на мысли вот какие (если не хочется читать весь пост по ссылке)
"Если я правильно понимаю физику процесса то после чистки регулятор хх без сброса адаптации вернет заслонку в то положение к которому он обучен. Следовательно имеем 2 варианта:
— если заслонка до чистки была не сильно загрезнина, то увеличение оборотов хх не последует. т.к. изменение поступающего в двиг. воздуха не значительно.
— если нагара было много и рхх привык открывать заслонку на 7-8% то после чистки в двигатель на хх будет поступать значительно больше воздуха — следствие повышенные обороты.
Я когда делал чистку сразу сбросил адаптации по этому для статистики не подойду, но думаю что изменение с 7% до 1.7% было бы существенным для оборотов."
В дополнение к размышлизмам провёл эксперимент на хх дроссель по БК открыт на 2%

На хх

После поднял обороты до 2000 — открытие дросселя по БК 5%

На 2-х тыс.

Т.е. получается если бы я не сбросил адаптации у меня обороты должны были (при положении заслонки 7%) держатся на уровне 2500-3000? Или мой эксперимент не верный и зависимость между этими показаниями не линейная?
Дополнение:
Зависимость между оборотами и положением дросселя все же линейная, судя по очертаниям графиков на том же БК.

Графики дроссель обороты после поездки.

Фото механизма рхх с сайта lacetti-club.ru

Обновление статистики
Добавлю записи:
после чистки обороты плавают
www.drive2.ru/l/6438433/
www.drive2.ru/l/3818939/
www.drive2.ru/l/6450139/
www.drive2.ru/l/6490063/
www.drive2.ru/l/6526692/
www.drive2.ru/l/6680395/
www.drive2.ru/l/6932401/
www.drive2.ru/l/7000058/
Обороты не плавают
www.drive2.ru/l/6890923/
www.drive2.ru/l/6074187/
www.drive2.ru/l/6598550/

www.drive2.ru

2. Процент открытия дроссельной заслонки

Параметр отображает степень открытия дроссельной заслонки и изменяется в диапазоне от 0 до 100%. При отпущенной педали дроссельной заслонки параметр должен показывать 0%. При полностью нажатой педали (дроссельная заслонка полностью открыта) параметр должен показывать 100%.

В данной системе управления установление нулевого положения дроссельной заслонки не регулируется. Предполагается, что узел дросселя выполнен точно в соответствии с ТУ.

Работа двигателя на холостом ходу с отпущенной педалью дроссельной заслонки должна сопровождаться параметром THR=0 и RXX=ДА (признак холостого хода). Параметр положения дроссельной заслонки является важным в определении режимов работы двигателя, поскольку именно нажатием на педаль дроссельной заслонки водитель определяет свое желание управлять автомобилем: двигаться быстрее или равномерно, останавливаться или выжимать всю мощность из двигателя. На рис.3 в координатах дроссель-обороты приведены основные режимы, которые определяются в алгоритмах работы двигателя по положению дроссельной заслонки:
-Переход к регулированию оборотов на холостом ходу, 
-Выход на мощностные режимы работы двигателя, 
-Режим отсечки топлива при движении автомобиля накатом, 
-Отсечка топлива в режиме пуска двигателя.

 

Рис. 3

Ошибки, связанные с датчиком положения дроссельной заслонки:

Р0122 – низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Если такая ошибка попала в память блока управления, то можно не сомневаться, что выходной провод датчика, каким-то образом соединен с землей аккумуляторной батареи, либо провод питания датчиков 5В соединен с землей. В последнем случае такая же ошибка должна сопровождаться неисправностями и по датчику температуры и по датчику массового расхода воздуха. В датчиках российского производства эта ошибка чаще возникает из-за поломки самого датчика – внутренний резистивный слой нарушен, нет контакта внутри датчика. Неисправность, скорее всего, кроется в соединительных разъемах датчика и блока управления (например, попадание влаги).
Р0123 – высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Этот код неисправности возникает при обрыве общего провода (массы) жгута датчика. Необходимо прозвонить жгут от разъема датчика к блоку.

Цепи датчика положения дроссельной заслонки проверяются с помощью имитатора датчика ИД-2 (см.рис.4).


Рис. 4

Еще одна маловероятная причина - неисправен блок управления.

При появлении постоянных кодов неисправности Р0122, Р0123 двигатель переходит на резервный режим работы. Положение дроссельной заслонки восстанавливается по текущему расходу воздуха (цикловому наполнению воздуха). Шаговый мотор занимает максимально открытое положение. На автомобиле возможно движение до станции технического обслуживания.

Неисправность - не сбрасываются (медленно сбрасываются) обороты при отпускании педали дроссельной заслонки. Положение дроссельной заслонки при отпущенной педали остается 1-2%. Система не переходит в режим холостого хода или переход происходит с запозданием (0% дроссельной заслонки появляется значительно позже, чем отпущена педаль). Резкая «перегазовка» помогает сбросить обороты. Необходимо: проверить натяжение тросика педали дроссельной заслонки, проверить на внутреннее загрязнение дроссельную заслонку, проверить работу пружинного механизма дроссельного патрубка, питающее напряжение датчика должно + 5,00 В.

Непонятные неисправности:
-плохо исполнен узел дроссельной заслонки - стопорный винт мешает датчику точно определить нулевое положение 
-неисправен датчик. Посадка на вал дроссельной заслонки не позволяет ему в закрытом положении точно определить нулевое положение 
-питающее напряжение датчика более 5.01В. Напряжение определяется внутренним источником блока управления. Замерить напряжение, отсоединив клеммы с -датчиков температуры и массового расхода воздуха, возможно неисправен блок управления. 

Неисправность - автомобиль не достигает достаточной мощности.
Уровень дроссельной заслонки не достигает 100% - напольный коврик попал под педаль и она не имеет полного хода (или подобная причина), проверить ход дроссельной заслонки.

Неисправность - резкие рывки и провалы при нажатии на педаль дроссельной заслонки.
Если рывки и провалы появляются из-за датчика дроссельной заслонки, это значит, что резистивный слой нарушен незначительно в средних положениях дроссельной заслонки. Должен появиться код Р0122.

Проверка: При медленном открытии дроссельной заслонки необходимо убедиться, что параметр «Положение дроссельной заслонки» принимает все значения от 0.00 до 100.00%.

xn--80aea1clef.xn--p1ai

Нестабильные обороты ХХ. Самостоятельная чистка дроссельного узла — DRIVE2

Эта запись из серии, "Делай сам, делай где угодно". То есть в принципе может сделать каждый, и даже на улице.

Полный размер


Бывает что нет возможности ехать в сервис, а "невозможности" бывают разные, от банальных "нет денег", до экзотических "Я не доверяю никому, даже сам себе, но все таки ремонтникам в сервисе я не доверяю больше чем себе" — это мой случай ))))
И так, вдруг в вашем селе произошла не приятность, обороты ХХ перестали быть стабильными, на прогреве вместо положенных по холодному 1500-2000, у нас на тахометре 1000, а в прогретом варианте, вместо 850, стрелка тахометра уверенно висит в районе 1500, распугивая случайных пешеходов, и заигрывая с рядом стоящими на светофоре гонсчегами…
Проходят дни, недели, и вам это надоедает.
Основных проблем нестабильного ХХ не так много:
1. Подсос воздуха мимо расходомера (если стоит MAF)
2. Ошибки датчиков и программные ошибки
3. Неисправность тросика
4. Избыточный расход воздуха через систему РХХ и Дросселя
Именно эта проблема чаще всего делает мозг автолюбителям.
Но из нее следует 2 направления… механический износ дросселя и рхх, а так же загрязнение каналов и частей системы РХХ нагаром, в следствии чего заслонка клапана РХХ, не способна корректно регулировать воздушный поток.
Откуда нагар? Из системы принудительной вентиляции Картера. На современных машинах обычно 2 контура. и каждый из них привносит свою лепту.
Вращение коленчатого вала создает в картере завихрения воздуха, взбалтывая масло и отделяя его пары, а прорвавшиеся, под давлением из цилиндров, через поршневые кольца, газы, создают избыточное давление в картере. Поэтому вентиляция картера жизненно необходима двигателю, но экологические стандарты уже давно запретили вентиляцию в атмосферу.
Производители вентилируют газы через дроссельный узел во впускной коллектор, а оттуда в цилиндры, где они успешно догорают, разбавляя свежую смесь масляными парами и отработанными газами.
Проходя через дроссель и систему РХХ, масляные пары оседают на стенках загрязняя обе системы. Конечно же в клапанной крышке предусмотрено отделение маслянных паров от газов, методом конденсирования масла на поверхностях лабиринта, однако эта система далека от совершенства, поэтому автолюбители часто тюнингуют свои машины "маслопомойками".
Для избежания таких картин

ну вот… хотел кратко рассказать откуда грязь… получилось на пол записи о маслопомойках.
Допустим, Вы все таки сами решились разобрать и почистить дроссель… при очередной вылазке на дачу. под легкое, или не очень, пиво/водку/коньяк — (нужное подчеркнуть).
Что обязательно заранее купить?
Прокладки камеры РХХ, и дросселя, у меня их есть… и обычно больше 1 штуки

Полный размер


необходимую химию, очиститель карбюратора, бензин, очиститель тормозов и т.д.

Снимаем впускной патрубок, и откручиваем дроссель, обычно это не представляет трудностей.
*(ремарка автора… фотографий гораздо больше чем 20, и я с болью в сердце выбирал более нужные, поэтому не все шаги будут подкреплены фотографиями)

Как только я снял дроссель, "картина маслом" мне сразу же не понравилась

Полный размер


Но тут… как всегда, неожиданно, в августе пошел дождь :)) пришлось по быстрому свернуть мастерскую на улице, прикрыть капот и ретироваться в подсобное помещение, оно же моторный цех, оно же сарай для хлама.

Открутив 3 болта, отсоединяем камеру РХХ от дроссельного узла, увиденная там картина не понравилась еще больше.

Зачем нужна прокладка камеры РХХ? в большинстве случаях, обратно поставить старую не получиться

Замачиваем все ВДэхой на несколько минут

Наказываем… и ставим в угол

А сами идем собственно к тому ради чего мы сюда и приехали — готовиться к пиво/водка/коньяк (нужное подчеркнуть)

ВД имеет в своем составе жирные кислоты, и поэтому оно не самый лучший состав для очистики, зато она является проникающим составом, и достаточно сильно размягчает отложения

Дальше берем, очиститель карбюратора/тормозных дисков/бензин и намывает как кот свои причиндалы

Будем считать, что с помывкой мы справились.
Но довольно часто, после промывки дросселя, у пользователей возникают еще большие проблемы.
Связанно это с механическим износом дросселя и узлов РХХ.
Вот например известный "тест лампочкой"…

Полный размер


В данном случае износ дросселя уже имеет место быть, конечно он пока еще не критический, но дроссель начинает проситься на помойку.
Возможно уменьшить зазор, при помощи антифрикционного покрытия производства Molykote, например как описано вот тут. Не знаю насколько долговечно, возможно как нибудь попробую.
Можно подкрутить упорный болт, слегка уменьшив зазор.

Полный размер


НО… делать это следует таким образом, чтобы не было "закусывания дросселя" в крайнем положении. И скорее всего сильно уменьшить зазор не особо получиться, поэтмоу в большинстве случаях не рекомендуется трогать заводскую настройку.
Дальше… РХХ
обычно РХХ это комплексная система, в тойотах регулятор холостого хода на камере рхх, состоит из 3 частей.
— Камера РХХ
— Шток с заслонкой
— головка двигателя
Продается это дело готовым комплектом, уже настроенным. Именно поэтому болты крепящие головку двигателя не Филипс, не торкс, не шлиц, а вот такие

Конечно если вы уже продвинутый пользователь, и хотите посмотреть что внутри, то можете сделать так

При этом следует учитывать, что у головки двигателя существует некоторая регулировка, поэтому отверстия овальные

Мне в принципе все равно, мозги не стандартные, ХХ у меня задран до 1100, и программно регулируется, так что я в любом случае смогу поймать свой ХХ, на любом положении головки двигателя. А вот стоковым пользователям будет не так сладко.
Но если все таки очень хочется посмотреть что внутри (хотя ничего интересно там нет), можно вскрыть заглушку задней части и смазать шток. так как с завода там никакой смазки нет.
Более того, после того как я полностью разобрал всю систему, шток заслонки на 2ух закрытых подшипниках, и звук вращения штока, говорит о том, что подшипники говорят да свиданья, и просятся на помойку вместе с дросселем, но выбора на данный момент нет. поэтому промываем все до блеска, набиваем смазкой и собираем обратно. Существует мнение, что вязкая смазка, может затруднит регулировку РХХ в большой минус, а смазывать подшипники стоит силиконовой смазкой. Единственно что мне не нравится в силиконовой смазке, то что со временем она сильно теряет свои смазочные свойства, тем более в таких условиях, и будет больше создавать трение чем его убирать.

После обратной сборки, первое время поведение ХХ может быть крайне не адекватным, поэтому на время проведения работ, рекомендуется скинуть клемму аккумулятора, а после прогрева некоторое время постоять с заведенным двигателем на ХХ, чтобы РХХ адаптировался.

Если понравилось, задавайте вопросы, жамкайте кнопки, и рекомендуем друзьям ) Если не понравилось, жмем кнопку "удалить" :)

www.drive2.ru

Дроссельная заслонка: назначение, конструкция, принцип работы

С самого момента изобретения принцип работы дроссельной заслонки не изменился. Да, она «обросла» дополнительными датчиками, моторчиками и патрубками, управляется бортовым компьютером, делается из более технологичных материалов, но ее суть осталась неизменной. Как раньше она регулировала подачу воздуха в карбюратор, так и теперь дроссельный узел подает воздух в двигатель.
Однако, несмотря на свою «табуреточную» простоту, дроссельная заслонка выполняет важную функцию, и любые ее сбои моментально сказываются на работе двигателя.

Что такое дроссельная заслонка, назначение, виды

Дроссельная заслонка – это механический клапан, который регулирует объем воздуха, поступающего в камеру сгорания. Угол открытия определяет, сколько воздуха проходит через нее за единицу времени и попадает в цилиндры. В зависимости от угла открытия, воздух может проходить беспрепятственно, частично, либо не проходить вообще.

Типовая схема дроссельной заслонки

Когда водитель нажимает педаль газа, это и есть управление углом открытия заслонки. «Педаль в пол» – она максимально раскрывается и двигатель выдает полную мощность. На холостых оборотах, наоборот, пропускает минимум воздуха, чтобы смесь была богаче. Другими словами, она реагирует на действия водителя, а электронный блок управления (ЭБУ), в свою очередь, реагирует на положение заслонки, подавая соответствующее количество топлива.

Где находиться дроссельная заслонка в автомобиле

Как уже было сказано, схема оказалась настолько удачной, что не претерпела изменений в своем базовом принципе до сегодняшних дней. Но, конечно, дроссельная заслонка тоже совершенствовалась, как и остальные элементы автомобиля. Так что в настоящее время на автомобилях используются три типа:

  1. Механические;
  2. Электромеханические;
  3. Электронные.

Механическая заслонка, принцип работы

Это самый простой и примитивный вид, который до сих пор используется в некоторых автомобилях.

Устройство механической дроссельной заслонки

Принцип работы заключается в следующем:

  1. Педаль газа соединяется с дроссельной заслонкой тросом и поворотными рычагами. Нажимая на педаль, водитель напрямую воздействует на поворотный диск заслонки и он открывается на нужный угол;
  2. Угол раскрытия фиксирует датчик положения, который передает информацию на блок управления двигателем. Соответственно, он косвенно отвечает за объем подачи топлива на форсунки.

Датчики положения на дроссельной заслонке могут быть двух типов:

  1. Потенциометрический (датчик угловых перемещений). Его конструктивные особенности – реостат со спиралью и скользящим контактом, который соединен с осью поворота дроссельной заслонки;

    Устройство потенциометрического датчика угловых перемещений на дроссельной заслонке

  2. Магниторезистивный. Он состоит из ползунка, соединенного с осью заслонки, и резистивных дорожек, над которыми ползунок перемещается. За счет отсутствия прямого контакта между элементами этот датчик более долговечный, чем потенциометрический.
Схема магниторезистивного датчика угловых перемещений на дроссельной заслонке

На холостом ходу заслонка полностью закрыта, так что для работы двигателя воздух идет в обход через регулятор холостого хода – отдельный байпасный канал, где находится электроклапан. И для дополнительной подачи воздуха (например, если на холостом ходу водитель включает кондиционер или другое электрооборудование) предусмотрен еще один канал, также идущий в обход впускного коллектора.

В современных механических датчиках предусмотрена система подогрева каналов холостого хода, чтобы в холодный сезон предотвратить обледенение. К специальным патрубкам подведена охлаждающая жидкость от двигателя, которая выполняет функцию подогрева.

Электромеханическая дроссельная заслонка

Устройство электромеханической дроссельной заслонки

Ее устройство почти такое же, как у механической, но с небольшим дополнением: на ней установлен электропривод для работы на холостом ходу, который управляется ЭБУ. По сути, этот привод выполняет работу регулятора холостого хода: дает воздуху поступать в двигатель, даже если водитель не «газует».
Остальные элементы остались те же: тросовая система соединений, датчик положения заслонки.

Электрическая (электронная) заслонка, принцип работы

Электронная дроссельная заслонка

Тут всё «по-взрослому»: никаких тросов и рычагов, только умная и быстрая электроника. Такая система ставится на современные автомобили, в которых есть возможность выбирать режим движения.

К электронной системе управления дросселем относятся:

  1. Датчики положения педали газа. В зависимости от того, как сильно водитель «газует», меняются показания датчика, передаваемые на ЭБУ;
  2. Датчик положения дроссельной заслонки;
  3. Электропривод заслонки с редуктором и возвратным механизмом.
Типовая схема работы электронной дроссельной заслонки

Электронная заслонка управляется ЭБУ на всех режимах. Кроме того, она дает возможность переключать режимы: в спокойной городской езде не позволит слишком резко рвануть с места, а в режиме «драйв», наоборот, подстегнет двигатель на старте.

Что лучше, механическая или электрическая заслонка?

Спорить о том, какая система лучше, занятие неблагодарное. Зависит от того, какие приоритеты у автовладельца.

К примеру, механический дроссель можно считать «прошлым веком», поскольку не ставится на современные автомобили, но в то же время он отлично выполняет свои функции. И имеет однозначные плюсы: меньше слабых мест (каждый дополнительный датчик или моторчик – дополнительная деталь, которая может поломаться) и простота ремонта или замены. Однако будем откровенны, с сегодняшними стандартами экономии топлива и экологической безопасности механической заслонке уже не справиться.

Электронный дроссель имеет больше шансов на поломку, даже чисто статистически, ведь в нём есть дополнительные элементы. Как только любой датчик выходит из строя, начинаются «танцы с бубном» и поиск ошибок. Однако представить современный автомобиль без точного и тонкого управления двигателем, для чего нужна именно электронная заслонка – просто невозможно. Поэтому механические дроссели потихоньку уходят в прошлое, а им на смену приходит электроника.

Неисправности, регулировка и ремонт

1. Основное слабое место – датчик положения дроссельной заслонки. Именно он чаще всего выходит из строя, в результате чего начинаются сбои в работе двигателя:

  • Автомобиль не заводится или заводится плохо;
  • На холостом ходу начинаются «сюрпризы»: двигатель либо работает слишком активно, либо глохнет;
  • Пропадает плавность движения, появляются рывки и провалы в работе мотора;
  • Ухудшается динамика разгона, внезапно пропадает тяга;
  • Увеличивается расход топлива;
  • На панели приборов включаются индикаторы неисправностей, в частности, может загораться и гаснуть «Check Engine».

Однако ни один из этих признаков не указывает напрямую на неисправность именно дроссельной заслонки. Для определения причины придется провести диагностику.

2. Еще одна проблема, хоть не такая неприятная, как поломка датчика – засорение обходных каналов. В этом случае симптомы будут связаны только с работой двигателя на холостом ходу. Плавающие обороты, внезапная остановка – всё это может быть поводом для проверки и чистки дросселя.

3. Третья неисправность – подсос воздуха через сам блок дроссельной заслонки или сквозь пробой во впускном коллекторе. В результате в двигатель поступает кислорода больше нормы и повышаются обороты тогда, когда этого не требуется. К тому же нет ничего хорошего в том, что в цилиндры поступает воздух в обход фильтра.

Если нарушена герметичность соединения дросселя и впускного коллектора, либо сама заслонка не закрывается нормально, это решается путем ее чистки и повторной установки. Однако подсос воздуха может идти и через другие слабые места, так что лучше обратиться на СТО за квалифицированной помощью. Возможно, «травят» уплотнители форсунок, место подвода вакуумного усилителя тормозов, есть другие неисправности на пути воздуха к цилиндрам. Проблемы нужно найти и устранить.

4. И, наконец, может сбиться адаптация заслонки. Адаптация – это настройка ЭБУ, чтобы он корректно увязывал положение педали газа с положением дросселя. Сбой адаптации может произойти при отключении аккумулятора или ЭБУ, снятии самой заслонки для чистки и ремонта, ее замена и т.д. Провести адаптацию можно и самостоятельно, но лучше доверить это специалистам. Стоит услуга недорого, делается быстро, напортачить там сложно.

Работа дроссельной заслонки зависит от других элементов системы подачи воздуха. В частности, на нее влияет качество воздушного фильтра: если владелец автомобиля нарушает регламент ТО, фильтр пропускает меньше воздуха, чем необходимо, и появляются проблемы, с признаками неисправности.

Также важно состояние антифриза, если он подается для обогрева регулятора холостого хода. И, конечно, сбои в работе ЭБУ могут привести к проблеме с подачей воздуха. В свою очередь, дроссельная заслонка при поломке может наделать много неприятностей, особенно при работе двигателя на переобогащенной смеси. Берегите свою машину, и она будет служить верой и правдой!

vaznetaz.ru

Дроссельная заслонка

В качестве горючего в двигателях внутреннего сгорания автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и остальных моделей, выпускаемых или выпускавшихся Волжским автозаводом, используется бензин. Однако в цилиндрах он сгорает не сам по себе, а в смеси с воздухом. Дроссельная заслонка нужна для приготовления топливовоздушной смеси в необходимых пропорциях. Находится она за воздушным фильтром перед впускным коллектором.

По большому счету дроссельная заслонка – это воздушный клапан, который регулирует количество воздуха, попадающего в двигатель. Принцип ее работы заключается в изменении сечения воздушного канала. Когда она полностью открыта, воздух беспрепятственно попадает во впускной коллектор. Для определения угла открытия предназначен датчик положения дроссельной заслонки, который связан с блоком управления двигателем. Основываясь на сигналах, которые передает датчик, блок управления подает команду увеличить количество впрыскиваемого топлива, рабочая смесь обогащается, и мотор работает на максимальных оборотах.

Чем меньше угол открытия заслонки, тем меньше воздуха попадает в коллектор, и тем ниже обороты двигателя.

Устройство дроссельной заслонки

Сама дроссельная заслонка представляет собой круглую пластину, способную поворачиваться на 90 градусов вокруг своей оси (от полного закрытия до полного открытия). Устанавливается она внутри корпуса, там же размещается ее привод, регулятор холостого хода (РХХ) и датчик положения дроссельной заслонки. Все эти элементы вместе образуют блок дроссельной заслонки или дроссельный узел. Следует отметить, что на ВАЗ-2109 с инжекторным двигателем, ВАЗ-2110 и ВАЗ-2115 узел применяется один и тот же.

Устройство корпуса дроссельного узла не такое простое, как могло бы показаться на первый взгляд. Помимо всего прочего он является еще и частью системы охлаждения двигателя. В нем имеются каналы для циркуляции охлаждающей жидкости. Также он оснащен патрубками, один из которых связан с системой вентиляции картера двигателя, а второй – с системой улавливания паров бензина.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода – это электромеханическое устройство, задачей которого является поддержание определенной частоты вращения коленвала при полностью закрытой дроссельной заслонке. Например, во время прогрева мотора или изменения нагрузки, когда включается дополнительное оборудование. Устройство регулятора холостого хода следующее: внутри корпуса находится шаговый электромотор, с которым соединена подпружиненная конусная игла. Когда мотор работает на холостом ходу игла, перемещаясь вперед-назад, регулирует площадь поперечного сечения обходного воздушного канала, через который проходит воздух при полностью закрытой заслонке.

Дроссельная заслонка может иметь привод двух видов:

  1. механический, как у автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2114;
  2. электрический, который применяется на большинстве современных автомобилей.

Механический привод

У ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и других устаревших моделей Волжского автозавода дроссельная заслонка связана с педалью газа посредством стального троса. Механический привод имеет очень простое устройство и низкую стоимость, поэтому до сих пор применяется на многих недорогих автомобилях.

Электрический

Если дроссельная заслонка оснащена электрическим приводом, то прямой связи между ней и педалью газа нет. Принцип работы заслонки с электроприводом не меняется, но ее устройство намного сложнее. Упрощенно такой узел работает следующим образом. Силу нажатия на педаль газа регистрирует специальный датчик, который передает эту информацию блоку управления двигателем, угол открытия заслонки определяет датчик положения дроссельной заслонки, и также передает соответствующие сигналы блоку управления. Контроллер постоянно сравнивает эти значения и подает команды электродвигателю на увеличение или уменьшение угла открытия заслонки.

Главной отличительной особенностью дроссельной заслонки с электроприводом является отсутствие регулятора холостого хода. Когда мотор работает на холостых оборотах, дроссельная заслонка не закрывается полностью, угол ее открытия задается блоком управления в соответствии с параметрами работы силового агрегата. Электронная дроссельная заслонка, в отличие от механической, имеет не один датчик положения, а два. Если один датчик, он же потенциометр дроссельной заслонки, выйдет из строя, дроссельный узел все равно будет работать.

Датчик положения дроссельной заслонки

Этот датчик является потенцимером. При воздействии на педаль газа изменяется положение заслонки и напряжение подаваемое на контролер. В закрытом состоянии напряжение составляет 0,7В, при полностью открытой 4В. В соответствии с этими данными датчик и контролирует подачу топлива.

Если возникает неисправность датчика положения, то контролер не сможет правильно определять положение заслонки. Это вытекает в следующие неисправности:

  • во всех режимах работы двигателя обороты начинают плавать, на холостом ходу обороты будут повышенными;
  • при выключении передачи (нейтраль) во время движения, двигатель может глохнуть;
  • иногда может загораться лампочка CHECK.

Для проверки работоспособности датчика положения, можно воспользоваться мультиметром. При включенном зажигании щупы подключаются к разъемам В и С. Изменение положения заслонки должно приводить к изменению напряжения.

Для чего нужна модернизация дроссельной заслонки на ВАЗ-2109, 2110, 2115

В магазинах запчастей продаются дроссельные узлы с заслонками увеличенного диаметра (52, 54 и 56 мм) для автомобилей ВАЗ-2109, 2110 или 2115. По заверениям продавцов, установив такую заслонку взамен штатной 46-миллиметровой, владелец авто получит значительные преимущества: машина становится отзывчивее к педали газа, пропадают проблемы с холостыми оборотами, улучшается динамика автомобиля, и особенно это заметно, если заменить штатный воздушный фильтр фильтром нулевого сопротивления. Главный довод, который пытаются внушить автовладельцам, заключается в том, что мотору для эффективной работы требуется больше воздуха, для чего необходимо заменить штатный дроссельный узел на усовершенствованный. Приводят даже цифры: диаметр ресивера ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110 составляет 53 мм, и заслонка диаметром 46 мм якобы «душит» мотор.

Многие владельцы ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110 поддаются на уговоры и меняют штатное устройство на усовершенствованное. После этого, действительно, мотор работает лучше, и машина едет динамичнее. Причина улучшений на деле оказывается куда прозаичнее: вместо старого, грязного дроссельного узла, который давно нуждался в тщательной очистке, владелец поставил новый. В итоге двигатель вернулся к работе в штатном режиме, что и воспринимается владельцами, как обещанная отзывчивость и резвость автомобиля.

Не нужно забывать о том, что увеличенный воздушный поток ведет к нарушению смесеобразования, поскольку ЭБУ не в состоянии скорректировать подачу бензина. Для устранения такой проблемы автовладельцы, как правило, «перепрошивают» блок управления и расплачиваются в результате возросшим аппетитом машины.

znanieavto.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML.