Toyota Avensis BORZ › Бортжурнал › Как диагностировать лямда-зонд Мультиметром(тестером)?!
Тестер
Тема очень актуальная, особенно среди вениководов, повышенный расход бензина наблюдается у 70% владельцев веников. Борьбе с расходом бензина в основном проводятся данные действия: чистка ДЗ, ДМРВ, замена топливного фильра, замена свечей, сход развал и тп. Но так же отмечу, что одним из элементов влияющий на расход и ровную работу двигателя, является кислородный датчик (Лямда-зонд).
Приобрел я значит тестер DT838 для проведения данной процедуры. Вопрос в следующем, как правильно сделать диагностику лямда-зонда? Проштудировал несколько страниц на разных сайтах, но уверенных знаний так и не получил. Так что драйверчане, товарищи, помогайте одноклубнику)
Ставлю 2 задачи, посредством которых проверятся датчик по-крайне мере, я только о 2 знаю): 1. Проверка вольтажа на сигнальном проводе (от 0.1 до 1В). 2. Сопротивление на нагревателях (какие данные я не знаю должны быть там, но по-моему слышал что менее 5ом).
В моем пониманииМетоды проверки лямда-зонда I. Проверка вольт на сигнальном проводе 1. Вытаскиваем штекер лямды из гнезда и мультиметр выставляем на 20В как отмечено на картинке. 2. Штекер тестера (-) массы кидаем на мотор или где удобно подсоединить. 3. В штекере на сигнальный провод вставляем от тестера (+). * на незаведенном должно показывать 0.45В. * На заведенной и прогретой от 0.1 — 0.9В (На оборотах 2500-3000 проверяется правильно?) II. Проверка нагревателя (сопротивление) 1. Вытаскиваем разъем лямды из гнезда 2. Тестер переключаем на измерений сопротивлений как на картинке (2). 3. Вставляем тестер на оба Нагревателя (разница есть какому плюсовая пойдет, а кому минусовая из тестера?) 4. Какие данные должны быть на работающем нагревателе? Сопротивления на 2 литровом двигле верхних и нижних датчиков: 11-16 Ом. На движка 1.8. данные должны быть (5-10 Ом верхний датчик, 11-16 Ом нижний датчик 1ZZ)
www.drive2.ru
Как правильно проверять лямбда зонд мультиметром с видео
Лямбда-зонд предназначен для анализа выхлопных газов автомобиля на количество кислорода и на современных автомобилях устанавливается вместе с так называемым катализатором. Избыток этого газа в топливовоздушной смеси не сулит вашей машине ничего хорошего, потому что работа катализатора напрямую зависит от кислорода. Как проверить лямбда-зонд на исправность мультиметром? Поговорим об этом далее.
Что такое лямбда-зонд
Мнение эксперта
Николай Грей
Стаж более 5 лет Специализация: кузовной ремонт, кастомайзинг, подготовка к покраске, детейлинг
Лямбда-зонд - это датчик остаточного кислорода, который анализирует выхлопные газы, основываясь на гальваническом эффекте. Располагается он обычно в выпускном коллекторе, его также называют катализатором. На некоторых машинах, например, Ладе Калине, датчиков удельного количества кислорода устанавливается несколько. Замечено, что состояние устройства напрямую связано с расходом горючего. Основываясь на показаниях датчика кислорода, система управления впуском двигателя корректирует состав горючей смеси, если она беднеет - добавляет топлива, а если богатеет - снижает его количество. Наличие кислорода изменяет разность электрических потенциалов в выхлопных газах, и эти изменения улавливаются устройством под названием Лямбда-зонд.
Кислородные датчики с разных машин
Лямбда-зонд может работать только в определённом температурном диапазоне, поэтому в него встроен тепловой элемент, который включается в момент запуска мотора.
Схема датчика кислорода такова:
Датчик кислорода в разрезе
Признаки неисправности
На неисправность датчика кислорода указывают следующие признаки:
Сообщения бортового компьютера о чрезмерно богатой смеси, если на это нет причин.
Замедленная реакция датчика на изменение состава смеси.
Пропуски зажигания.
Неполадки в системе электропитания.
Внешние повреждения корпуса датчика.
Мотор неустойчиво себя ведёт на низких оборотах.
Ухудшается разгонная динамика автомобиля.
Греется катализатор.
Проверка датчика кислорода мультиметром
Диагностика лямбды заключается в контроле напряжения его сигнального выхода с помощью сканера или тестера. Меняя качество смеси, можно отследить изменение показаний кислородного датчика, которые в итоге выдадут диагноз об исправности или непригодности последнего. А вот ошибки, которые вам покажет ЭБУ, могут оказаться обманом. Что поделать, иногда и электроника ошибается.
Для проверки кислородного датчика мультиметром нужно, чтобы мотор был запущен и прогрет. Число оборотов коленчатого вала по показаниям тахометра не должно превышать 3000 в минуту. Далее один из щупов тестера соединяется с выходом зонда, а другой – с «массой» автомобиля и при работающем моторе начинается имитация изменения состава горючей смеси в цилиндрах. При исправном зонде показатели напряжения будут варьироваться от 0,2 до 0,9 вольт.
Мультиметр к лямбда-зонду подключается по этой схеме
Имитировать изменение топливовоздушной смеси можно, впрыснув небольшое количество бензина во впускной коллектор либо сняв шланг с регулятора давления топлива. При этом показания прибора должны резко увеличиться.
Видео: Как прозвонить и проверить зонд
Что делать при обнаружении поломки
При показаниях тестера 0,4-0,5 и отсутствии реакции на изменение положения педали акселератора следует заменить кислородный датчик. Если напряжение и вовсе отсутствует – проверьте визуально и прозвоните идущие к зонду провода.
Лямбда-зонд можно сравнить с первой скрипкой оркестра – его состояние серьёзно отражается на поведении двигателя и машины в целом. Деталь эта весьма капризная, а в силу применения не совсем качественного горючего не замедлит себя ждать с поломкой, одним из неприятных последствий которой станет резкое увеличение токсичности отработанных газов.
pol-z.ru
Как проверить лямбда зонд тестером с 4 проводами — Авто-Мото24.ру
Современный автомобиль – это электромеханическая система, которая состоит из множества деталей и узлов, что связаны между собой совокупностью различных датчиков. Эти датчики поддерживают рабочее состояние авто и обеспечивают его продуктивную работу. Сегодня в этой статье мы будем вести речь про датчик кислорода (лямбда зонд). В частности ответим на вопрос как проверить лямбда зонд с 4 проводами тестером. Это самый распространенный тип датчика и он весьма важен.Перед тем, как приступать к изучению и тестированию работоспособности ЛЗ мы рекомендуем кратко изучить его конструктивные особенности, виды и принцип действия.
Что такое лямбда зонд, принцип действия и его виды
Итак, датчик воздуха — это небольшое устройство, которое установлено в выпускном коллекторе любого современного автомобиля и служит для оценки концентрации остаточного кислорода в отработавших газах. Благодаря показаниям этого устройства компьютерный блок вашего автомобиля получает данные на основе которых производит приготовление горючей смеси. Лямбда зонд учитывает остаточную концентрацию кислорода в сгоревшем топливе и подает сигнал на электронику о том, что вновь поступающую горючую смесь нужно либо обогатить, либо обеднить воздухом. Разумеется то, что при любой неисправности лямбда зонда может пострадать работоспособность двигателя машины.
Помни! Для сгорания 1 кг. смеси топлива и воздуха, необходимо затратить около 15-ти кг. кислорода.
Устройство лямбда зонда
Современный датчик воздуха представляет собой небольшое конструктивное устройство внутри которого имеется ряд взаимосвязанных деталей.
Конструкция лямбда зонда
Металлический корпус на котором имеется резьба. Она предназначена для фиксации датчика в посадочном отверстии;
Изолятор изготовленный из керамики;
Уплотнитель в виде кольца;
Проводники;
Защитная оболочка с отверстием для вентиляции;
Контакт;
Керамический наконечник;
Электрический нагреватель;
Отверстие для выпускного газа;
Стальная оболочка.
Как правило, начало измерений отработавших газов наступает при температуре 310-400 градусов. Именно при такой температуре специальный наполнитель в датчике обретает электропроводимость. Пока температура не достигла нужного значения, электронный блок управления автомобиля берет показания с других датчиков, а уже потом с лямбда зонда. Особенность его работы заключается в том, что выхлопные газы и атмосферный воздух разделены емкостью с токогенерирующим составом. В следствии определенных химических воздействий на эту емкость со стороны выхлопа и со стороны воздуха возникает разница концентрации кислорода на основе чего вырабатываться электрический потенциал. Значения этого потенциала отправляются на блок управления автомобилем.
Все датчики кислорода делятся на четыре типа в зависимости от количества проводов в их конструкции:
Все вышеперечисленные лямбда зонды бывают узкополосные и широкополосные.
Основные причины неисправностей лямбда-зонда и последствия его поломки
После того, как мы определились с понятием и особенностями работы датчика кислорода, можно сделать вывод, что он играет ключевую функцию в нормальной работе двигателя внутреннего сгорания. Так что же может привести к поломке лямбда зонда и выхода его из строя? Существуют два аспекта в этом вопросе: внешние факторы и внутренние о которых читайте ниже.
Протекание в корпус датчика охлаждающей жидкости или же тормозной;
Уход за датчиком средствами, которые не предназначены для таких целей;
Некачественное топливо с чрезмерным содержанием свинца;
Перегрев датчика, который также случается при использовании плохого топлива.
После того, как лямбда зонд вышел из строя ваш автомобиль начнет подавать определенные признаки:
Существенные рывки при движении;
Чрезмерные расход топлива;
Плохая работа катализатора;
Плавающие обороты двигателя;
Излишки токсических отходов в отработавших газах.
Серьёзность всего вышеперечисленного должна наталкивать водителя на проверку лямбда зонда практически каждые 10 тыс. км. Его полная замена желательна после каждых 40 000 км пробега.
Проверка лямбда зонда с 4 проводами тестером. Методы проверки ЛЗ
Итак, мы подошли к тому вопросу, который волнует каждого автолюбителя: как же проверить датчик лямбда зонд в домашних условиях? Для этого вам понадобится обычный тестер (мультиметр) или вольтметр.
Лямбда зонд 4 провода
Первым делом необходимо прогреть двигатель, после чего произвести замеры сопротивления на проводах подогревателя. Как правило, это два белых провода полярность между которыми можно не соблюдать. Нормальное сопротивление между ними должно равняться от 2 до 10-ти Ом. Если это значение другое, то следовательно датчик неисправен.
График напряжений лямбда зонда
Идем далее. Теперь нужно минусовой провод тестера подключить на корпус двигателя. При этом плюсовой контакт подключите к сигнальному проводу самого датчика. Как правило это будет черный провод. На прогретом двигателе нажмите на педаль газа и наберите обороты до 3000 об/мин. Удерживайте педаль в этом положении около трёх минут. В это время производится прогрев лямбда зонда. Теперь вы можете проверить включение датчика кислорода.
Напряжение между корпусом двигателя и сигнальным (черным проводом) детали должно колебаться в районе от 0,2 до 1 вольта. За каждые прошедшие 10 секунд времени датчик должен включаться около 10-ти раз. В тех случая когда тестер будет показывать 0,4-0,5 вольта и не будет производиться включение, то можно сделать вывод о неисправности лямбда зонда.
Также вам нужно знать о том, что при резком нажатии на педаль газа тестер должен показывать напряжение около 1 вольта. При резком отпускании педали – ноль вольт.
На этом у нас всё. Надеемся что ваш датчик полностью исправен и выполняет возложенные на него функции. Если у вас остались вопросы, пожалуйста, оставляйте их в комментариях.
Решил сделать экспресс-тестер датчика кислорода (ДК), т.к. разворачивать ноутбук, осциллограф не всегда можно или нудно, а быстро проверить необходимо, а так же было пару раз, когда ДК отключался в движении, что затрудняет обнаружение проблем. В инете полно схем, выбрал простую на чипе LM3914, минимум обвязки, вместо 10 светодиодов купил сборку DC10SRWA, за вечер спаял.
Схема тестера
Решил сразу добавить вольтметр, т.к. лежал без надобности, удобно контролировать зарядку аккумулятора и заодно сравнивать с показаниями других приборов и автосканера, какое напряжение видит ЭБУ. Спаял провода с большими крокодилами на клеммы аккумулятора, испортил "цыганскую" иголку (как сделать провода для снятия данных писал тут — www.drive2.ru/l/7408184/). Разъемы взял со сгоревшего компьютерного БП. Плату поместил в коробочку, которую смастерил с куска пластика. Осталось найти матовое стеклышко, что бы было хорошо видно индикацию. При настройке возникла проблема, диапазон полностью не перекрывается, переменного резистора не хватает, проверил — не соответствие заявленным параметрам, вместо 5 кОм есть 3,9 кОм. Пришлось добавить сопротивление последовательно, поэтому рекомендую сразу в схему ставить не 4,7 кОм, 10 кОм. После исправления грубо настроил индикатор по ДК холодного двигателя, приблизительно это 0,8-0,9В, точно настрою когда будет время побольше. Прогрел двигатель до момента работы тестера, а это порядка 65-70 град. и снял видео работы, пока всю устраивает, что хотел, ко и получил. Тут описание работы чипа LM3914 — tec.org.ru/board/is_uprav…aciej/lm3914n/273-1-0-700 Так же прилагаю пару ссылок на альтернативные схемы тестера: autoscan.kiev.ua/lmbda_zond.php full-chip.net/elektronika…sloroda-v-avtomobile.html
Так же есть уже готовые платы: unim.by/katalog/tovary/av…ond-kislorodnogo-datchika trevo.prom.ua/p54404778-prostoj-tester-dlya.html
Видео работы тестера: на ХХ —
на 2000 оборотах —
На фото, что ниже плата собрана для настройки и в схеме не хватает некоторых деталей.
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
www.drive2.ru
Как проверить датчик кислорода (лямбда-зонд) мультиметром – шаг за шагом
Информация о том, как проверить кислородный датчик самостоятельно, поможет вам убедиться в его неисправности. Не спешите тратить время и деньги на замену элемента, так как проблема может быть вовсе не в этом датчике. Лямбда-зонд определяет количество кислорода в выхлопных газах и конвертирует эти данные в сигнал напряжения. Он необходим электронному блоку управления двигателем для формирования оптимальной смеси топлива и воздуха.
Если сигнал датчика выходит за нормальные рабочие параметры, автомобильный компьютер сохраняет в памяти код неисправности и на панели приборов загорается индикатор Check Engine, предупреждающий водителя о проблеме.
Если вы подозреваете, что датчик кислорода в вашем автомобиле неисправен или же диагностика показала проблемы с ним, не спешите менять лямбда-зонд. Компьютер просто сообщает о том, где была обнаружена проблема. А настоящим виновником может быть даже поврежденный вакуумный шланг. Из-за этой проблемы кислородный датчик «видит» слишком большое содержание кислорода в выхлопных газах. Ещё один вариант – повреждение электрического разъема лямбда-зонда, препятствующее его правильной работе. В обоих случаях блок управления сообщит о неисправности датчика.
Поэтому перед заменой лямбда-зонда обязательно следует проверить его на работоспособность. Сегодня вы узнаете, как проверить лямбда-зонд своими руками. Только после подтверждения диагноза можно отправляться на поиски новой детали.
Подключение мультиметра к датчику кислорода перед проверкой
Для выполнения диагностики датчика кислорода рекомендуется использовать профессиональный мультиметр (он позволяет получить максимально точные результаты), но подойдёт и обычный тестер.
Перед выполнением проверки лямбда-зонда необходимо сначала его найти. На многих старых автомобилях датчик устанавливался на выпускном коллекторе или возле него. На современных машинах зачастую используется два датчика – один установлен в районе выпускного коллектора, а второй – после катализатора. Убедитесь в том, какой именно датчик надо проверять.
При наличии двух и более кислородных датчиков необходимо точно понимать, в каком из них возникла проблема. Обычно, если компьютер показывает неисправность датчика №1, речь идет о том, что установлен на впускном коллекторе. А устройство №2, как правило, установлено после каталитического нейтрализатора. В любом случае обратитесь к руководству по эксплуатации, чтобы избежать ошибки. В особенности уделите внимание этому вопросу, если на вашем автомобиле установлен V-образный двигатель. Очень часто в них применяется 4 лямбда-зонда, поэтому перепутать их очень легко.
Если к тестируемому датчику подключено два или больше проводов, необходимо определить, какой из них сигнальный. Это можно узнать только в инструкции по ремонту автомобиля или же на профильных форумах в Интернете.
Прежде чем приступать к проверке кислородного датчика мультиметром, необходимо разогреть двигатель автомобиля до рабочей температуры. Для этого можно проводить работы после 20-минутной поездки или же подождать, пока двигатель нагреется на холостых оборотах.
Заглушите двигатель и переключите мультиметр в режим постоянного тока (DCV) на отметку «20».
Если вы проверяете датчик возле катализатора, поднимите автомобиль с помощью домкрата и надежно зафиксируйте его, заблокировав задние колеса.
При подключении прибора будьте осторожны. Выпускной коллектор и трубы очень горячие. Постарайтесь не обжечься и держите щупы мультиметра подальше от горячих поверхностей.
Подключите красный щуп тестера к сигнальному проводу датчика, а черный щуп – к заземлению на двигателе (в более современных лямбда-зондах используется минимум два провода). Если в вашем автомобиле используется подогрев кислородного датчика, убедитесь, что вы подключаетесь именно к сигнальному проводу (в разъеме может быть от двух до четырех проводов).
Для подключения щупа мультиметра к проводу, можете пробить его иголкой. Ещё один вариант – подключиться сзади разъема, воспользовавшись скрепкой. В некоторых случаях сложно подключиться к проводу через разъем. По сути, разъем нам не нужен, можно подключаться к самому лямбда-зонду.
Если вы пробивали провод иголкой, не забудьте после проведения измерений удалить её и заизолировать поврежденный участок с помощью изоленты. В противном случае в провод будет попадать влага и может развиваться коррозия.
Чтение сигналов датчика кислорода
Запустите двигатель и проверьте сигналы напряжения датчика тестером. В ходе проверки лямбда-зонда мультиметром напряжение на дисплее прибора должно постоянно меняться в пределах диапазона 0,10-0,90 Вольт. Это признак нормальной работы датчика.
Если вы видите на экране только сигнал низкого или высокого напряжения, проблема явно существует. Чтобы проверить правильность работы датчика, выполните два следующих теста.
Проверка реакции кислородного датчика на бедную топливную смесь
Отсоедините шланг от клапана вентиляции картерных газов, который идет к впускному коллектору. В результате этого в двигатель будет поступать больше воздуха. Найти клапан можно с помощью руководства по эксплуатации автомобиля.
Проверьте показания цифрового мультиметра. Такие действия должны привести к отображению сигнала около 0,20 В. Если реакция другая или же цифры на экране меняются только через некоторое время (не сразу), датчик работает некорректно.
Подсоедините шланг к клапану вентиляции картерных газов.
Проверка реакции кислородного датчика на богатую топливную смесь
Отсоедините патрубок, который соединяет дроссельный узел двигателя и корпус воздушного фильтра.
Заблокируйте отверстие, ведущее к двигателю, чистой тряпкой. Это уменьшит количество воздуха, которое поступает в двигатель.
Проверьте показания тестера. Датчик кислорода должен подавать сигнал около 0,80 В. Если лямбда-зонд реагирует иным образом или реагирует очень долго, он неисправен.
Подсоедините воздуховод к корпусу воздушного фильтра и заглушите двигатель.
Если такая диагностика показала, что кислородный датчик функционирует должным образом, проблема может заключаться в других компонентах силового агрегата. В двигателе может быть утечка вакуума (подсос воздуха – https://avtopub.com/kak-najti-podsos-vozduxa-v-dvigatele-i-ustranit-ego/), проблемы в системе зажигания и т.п. Если лямбда-зонд не отреагировал на ваши действия или отреагировал слишком поздно либо неправильно, его придётся заменить.
Смотрите нашу статья о том, что будет, если отключить лямбда-зонд в автомобиле. Можно ли ездить без него? Читайте по ссылке – https://avtopub.com/chem-grozit-otklyuchenie-datchika-kisloroda-v-avtomobile/
Теперь вы точно определите, действительно ли датчик кислорода неисправен или же дело вовсе не в нём. Такая простая проверка поможет вам сэкономить деньги и время и быстрее вернуть свой автомобиль к жизни.