Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2016; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2016; проверки требуют 9 правок.
Паспорт транспортного средства — документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках транспортного средства, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о собственнике, постановке на учёт и снятии с учёта. (Сокр.: ПТС).
В ПТС, как правило, указываются идентификационный номер (VIN), марка, модель, наименование и категория транспортного средства, год изготовления, модель и номер двигателя, номера шасси и кузова, цвет кузова, мощность и рабочий объём и тип двигателя, разрешённая максимальная масса, масса без нагрузки, а также сведения об изготовителе, страна вывоза и таможенные ограничения.
Паспорт транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации выпускается заводом-изготовителем транспортного средства, а для транспортных средств, ввезенных из за рубежа - таможенными органами. На руки владельцу транспортного средства паспорт выдается таможенными органами — в месте осуществления таможенного оформления, фирмой-продавцом (представителем завода-изготовителя) — при первой продаже транспортного средства и, в случаях, когда требуется выдача дубликата ПТС, — территориальными органами ГИБДД — по месту постановки транспортного средства на учёт.
В настоящее время прорабатывается вопрос о переходе на электронный ПТС[1]
В СССР паспорт транспортного средства назывался технический паспорт.
Технический паспорт мотоцикла, мотороллера, СССР, 1970-е — 1980-е годы
Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?
Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).
Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.
Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства
Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.
Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.
А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.
В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.
Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).
В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.
Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг
Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!
Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.
Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.
По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.
Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.
Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.
Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.
Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через онлайн-портал госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать
Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.
Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?
Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.
Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.
У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.
РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.
Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.
За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.
В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.
Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.
Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».
Как получить электронный паспорт транспортного средства?
* Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru
autoreview.ru
все плюсы и минусы новой системы — журнал За рулем
С ноября 2019 года страны Таможенного союза — Россия, Беларусь и Казахстан — должны перейти на электронные ПТС. Уже сейчас производители и импортеры могут получать такие документы на новые машины, но они не торопятся. ЗР выяснил, почему так и чего ждать рядовым автовладельцам.
Автор: Александр Жихарев
Материалы по теме
Введение электронного ПТС чем-то напоминает советские планы на жизнь при коммунизме. Тогда руководители СССР называли конкретные сроки наступления светлого будущего, но оно так и не наступило. С электронными ПТС та же история: уже несколько раз назначали даты, а затем их сдвигали — по «объективным причинам».
Одна из них — отсутствие единой базы данных ГИБДД. Существовали базы в отдельных регионах, работающие на различном программном обеспечении. Объединить их в единую структуру стало неординарной задачей, которую можно сравнить со сборкой бракованного детского пазла: в квадратное отверстие нужно вставить цилиндр, а в овальное — кубик. Причем в ходе доработки элементов важно ничего не потерять.
Ценой гигантских усилий все-таки удалось создать общероссийскую базу данных ГИБДД. Помимо программистов трудились юристы, которые адаптировали законы под новые документы и методы взаимодействия. Аналогичная работа идет в странах Таможенного союза — Беларуси и Казахстане. Кстати, одна из причин переноса сроков введения ЭПТС связана с тем, что в дружественных государствах до сих пор отсутствуют нормативно-правовые акты, позволяющие работать с системой электронных паспортов.
Переход на электронные ПТС облегчит процесс регистрации и таможенного оформления.
Переход на электронные ПТС облегчит процесс регистрации и таможенного оформления.
Переходный период
До 1 ноября 2019 года дозволено выдавать как бумажные, так и электронные ПТС. В январе в свет вышла первая сотня электронных документов. Но это не рабочий процесс, а тренировка — компании пробуют работать по-новому.
Алгоритм таков. Производитель или импортер автомобиля получает допуск к базе данных, имеющей высокий уровень защиты информации К1. Оформляя ПТС на новую машину, нужно заполнить необходимые графы и подключить положенные документы. Никто не изобретал велосипед: принцип схож с используемым в программе 1С — удобном инструменте бухгалтеров, маркетологов и складских работников.
Поскольку импортер сам заполняет необходимые данные, а электронный ПТС формируется автоматически, таможне нет необходимости заниматься оформлением ПТС на ввозимые машины. Значит, дистрибьюторы экономят время. Ведь ввозимая машина помещается на таможенный склад и покидает его лишь после оформления документов и уплаты всех положенных сборов и пошлин. Мало того что хранение там платное, так еще и товар зависает — а это живые деньги. С введением электронных ПТС появляется возможность сократить время таможенной очистки с двух-трех недель до нескольких дней.
Материалы по теме
Но пока производители и импортеры не торопятся с переходом на электронный документооборот. Причин тому несколько. Некоторые компании знают, что у них есть огрехи в документе под названием «Одобрение типа транспортного средства». Например, неточно указаны размеры, не внесены данные одной из модификаций. Кроме того, для импортируемых автомобилей, имеющих в Европе мощность, например, 255 л.с., повсеместно оформлялось Одобрение типа транспортного средства с указанной мощностью 249 л.с. - тем самым будущего владельца избавляли от повышенной налоговой ставки. Если адаптация параметров машины под российские законы проходила формально, выявленное несовпадение станет основанием для отказа, - поэтому производители и импортеры сейчас активно подчищают хвосты.
Пока непонятно, как к новым документам отнесутся покупатели. При приобретении машины человек получает договор-купли продажи, а ПТС находится где-то в электронных недрах. Многие могут отказаться от сделки, обоснованно опасаясь возможных сбоев новой системы. И наверняка с электронным ПТС возникнут проблемы у автомобилистов из Беларуси и Казахстана, где система еще не функционирует.
Документы на подержанную технику
www.zr.ru
что это, значение, принцип работы
ПТС — это важнейший документ, содержащий полную информацию об автомобиле. В нем содержится VIN-код, номера двигателя и кузова, данные о марке, модели и типа автомобиля, информация о мощности, объеме и типа двигателя, сведения о владельце. Паспорта транспортных средств на кредитные автомобили, находящиеся в залоге, хранятся в банке, выдавшем кредит. Они выдаются владельцам авто лишь после того, как они полностью закрывают кредитную задолженность.
Как получить паспорт транспортного средства
ПТС — это номерной документ, который, в отличие от техпаспорта, сопровождает авто при перепродажах на протяжении всего срока службы. Документ можно получить при покупке машины. Паспорта автомобилей, собранных на российских заводах, попадают в автосалоны от производителей. Там же имеются ПТС новых импортных автомобилей, которые компания-импортер поставляет в автосалоны.
Импортные авто, бывшие в употреблении, получают ПТС при растаможке (таможенном оформлении). В случае утраты или повреждения ПТС его дубликат выдается органами ГИБДД.
Можно ли продать или купить ПТС
Паспорт транспортного средства — документ, который подтверждает собственность на автомобиль. Поэтому закон предусматривает лишь продажу его вместе с самим автомобилем. При покупке документа без машины сделка относится к категории мнимой (Статья 170 ГК РФ). Согласно закону, продавец, оставивший у себя авто, остается и собственником ПТС. То есть при формальном подходе такая сделка признается незаконной.
Однако ПТС покупают и продают, действуя по «серым схемам» вне правового поля. Наиболее распространены два способа купли-продажи ПТС:
Машина снимается с учета перед продажей, после чего покупатель получает возможность вписать свое имя в ПТС и проводить дальнейшие юридические операции.
Собственник автомобиля оформляет дубликат ПТС якобы в связи с его утерей. Далее проводит аналогичную операцию с номерами. В результате у него на руках остаются два комплекта номеров и документов. Более новый сдается в ГИБДД при снятии авто с учета, а второй комплект реализуется третьим лицам.
Несмотря на незаконность сделок, они пользуются спросом при легализации нерастаможенных автомобилей, машин, собранных из запчастей и угнанных авто.
Потенциальных продавцов можно найти в следующих местах:
автомобильные форумы;
сайты бесплатных объявлений;
порталы, специализирующиеся на продаже документов.
Продавец, продавший ПТС без официального оформления сделки через ГИБДД, формально остается владельцем движимого имущества. Покупатель может получить штрафы или оформить залог авто, по которому придется отвечать продавцу.
Покупатель же рискует тем, что может лишиться автомобиля при выявлении незаконной деятельности. Также машина, ПТС которой был незаконно куплен, может оказаться в залоге или под арестом.
auto.ria.com
что это, зачем переходить и как оформить
Что такое электронный ПТС
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.
Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.
ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.
Зачем нужен ЭПТС
Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:
Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.
Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.
В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.
Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.
Как оформить электронный ПТС
При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.
Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.
Из чего состоит ЭПТС
В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:
Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.
Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.
Статусы ЭПТС
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.
Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:
незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;
действующий;
погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;
аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;
утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.
avtomir.haval.ru
что это, зачем переходить и как оформить
Что такое электронный ПТС
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.
Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.
ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.
Зачем нужен ЭПТС
Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:
Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.
Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.
В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.
Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.
Как оформить электронный ПТС
При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.
Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.
Из чего состоит ЭПТС
В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:
Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.
Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.
Статусы ЭПТС
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.
Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:
незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;
действующий;
погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;
аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;
утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.
km.haval.ru
Что такое ПТС автомобиля и как он выглядит образец паспорта транспортного средства
ПТС автомобиля – важнейший документ для каждого автовладельца. Получить его предстоит каждому, кто решит обзавестись машиной. Ознакомиться с основными вопросами, касающимися особенностей документа, следует заранее. Это избавит от неприятных ситуаций с недопониманием законов и обмана со стороны мошенников, продающих подержанные транспортные средства.
Что такое ПТС автомобиля
Расшифровка аббревиатуры известна всем водителям. ПТС – сокращение от паспорта транспортного средства. Он представляет собой документ с подробной информацией о машине. В некоторой степени ПТС можно назвать аналогом паспорта гражданина России, но не для человека, а для транспорта.
Покупая машину с рук, следует уделять особое внимание именно ее паспорту. Многие считают, что достаточно осмотреть состояние самого авто. Они рискуют столкнуться с мошенничеством, что в результате приведет к массе проблем. Поэтому перед совершением сделки по приобретению подержанного транспорта важно изучить картинки с ПТС, чтобы не наткнуться на подделку. Для проверки паспорта рекомендуется пользоваться лупой, которая покажет четкость и естественность напечатанных букв. При возникновении сомнений можно отправиться на ближайший пост ГИБДД, где его работники проверят документы по базе и скажут, оригинальные ли они. Если продавец недобросовестный, то он, вероятнее всего, вообще откажется от такого способа проверки.
Важно! Если машина приобретена в кредит, то ПТС может храниться в банке до полного погашения задолженности.
Приобретая машину, новый владелец получает паспорт ТС, куда его вписывают как нового собственника. Если автомобиль новый, то в документах он будет первым или вторым человеком. При покупке старого транспорта, который был во владении других людей, в ПТС будут также указаны все бывшие хозяева.
Информация о поддельных ПТС и как уберечь себя:
Получить паспорт на машину можно в нескольких местах:
у бывшего владельца;
в автосалоне;
у производителя;
в таможенном органе.
При безвозмездной передаче или продаже машины другому лицу предыдущий собственник ставит соответствующую отметку, означающую потерю прав по владению авто. Увидеть ее можно на фото ПТС автомобилей, которые продаются не в первый раз. Если сделка происходит без привлечения юристов или нотариуса, велик риск наткнуться на мошенников. Документы бывший хозяин передает новому вместе с автомобилем сразу после оплаты. Произвести переоформление удастся только при наличии оригинального ПТС.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
Приобретая машину в автосалоне, новый владелец машины получает паспорт от его сотрудников. Его так же на месте потребуется вписать в качестве хозяина. Иногда в ПТС совершенного новой машины могут быть указаны предыдущие владельцы. Переживать по этому поводу не стоит, так как вписывают туда даже юридических лиц, продающих авто.
Еще одним лицом, кто выдает ПТС, является изготовитель. Получить его обычному покупателю там не удастся. Паспорт на машину завод передает только дилеру, который позднее и будет продавать автомобиль. Исключением могут стать лишь иностранные производители, у которых приняты другие нормы.
Получить паспорт на ТС при его ввозе из другой страны можно на таможне. Если автомобиль и его новый владелец пройдут необходимые проверки, а ввоз машины будет признан законным, то работники выдадут все документы. Нового хозяина впишут в паспорт, после чего он сможет продолжить путь.
Содержание паспорта
Из того, как переводится ПТС на полное название, становится ясным его содержание. Все изначально указанные сведения не изменяются ни при каких обстоятельствах. Это не предусмотрено российским законодательством.
Паспорт содержит наиболее значимые сведения об автомобиле:
тип и категория;
марка, модель;
цвет кузова;
номера двигателя и VIN;
характеристики двигателя;
экологический класс;
номинальная и максимальная масса.
Также документ содержит сведения о предыдущих владельцах авто. Каждый человек вписан строго в хронологическом порядке и подтвержден подписями старого и нового хозяина. Также чаще всего подпись заверена в ГИБДД, о чем тоже имеется соответствующая отметка.
Несмотря на важность сведений, содержащихся в ПТС, иметь его при себе во время поездок не нужно. Представители ГИБДД даже рекомендуют оставлять его дома. Известны случаи, когда преступникам удавалось завладеть не только машиной, угнав ее, но и ПТС, оказавшийся в бардачке. Его наличие позволяло злоумышленникам легко продать автомобиль, обманув нового владельца.
Важно! Сотрудники ДПС не имеют права требовать предъявления паспорта на авто.
Как выглядит (фото)
Выглядит ПТС стандартно и внешне практически не отличается от других документов. За его основу взят лист формата A4. От подделки он защищен специальными водяными знаками, которые сложно воспроизвести без особого оборудования. Каждый паспорт имеет уникальные идентификационные характеристики, отражающиеся в серии и номере.
На лицевой стороне ПТС расположена техническая информация, описывающая транспортное средство. На обороте находится список всех владельцев, включая действующего. При необходимости на документе проставляют печати. Перед приобретением авто следует ознакомиться с фото оригинала ПТС, чтобы иметь возможность выявить явную подделку.
Как получить ПТС
При покупке автомобиля внутри страны получить паспорт просто. Приобретая машину у физического лица, достаточно провести сделку, после чего он передаст новому хозяину ПТС, вписав туда его в качестве владельца. Так же происходит процедура получения ПТС при покупке машины в автосалоне. Приобретая транспорт в России, получить паспорт на него удается сразу же после заключения сделки.
Сложнее обзавестись ПТС будет при ввозе машины из другой страны. Тогда вся процедура будет проходить через таможню, что может создать массу трудностей. Причем это касается не только случаев покупки машины, произведенной в другом государстве, но и отечественных авто, которые по разным причинам вывозили в соседние страны.
Для получения ПТС потребуется подать соответствующее заявление в таможенный орган субъекта страны, где прописан покупатель. В нем нужно указать обстоятельства покупки машины и сведения о производителе, а также приложить экологический сертификат Евро-4 с документацией, подтверждающей покупку и изготовление авто. Выдача технического паспорта транспортного средства будет произведена только после проведения полной проверки таможней. Допускается прохождение процедуры в упрощенной форме – тогда нужно подавать заявление в электронном виде.
Как проверить ПТС автомобиля вы узнаете из следующего видео:
После прохождения необходимых процедур нужно отправляться в ГИБДД со всеми документами. Инспектор проведет проверку соответствия сведений о машине с ее настоящими характеристиками. После он ставит специальную отметку, которая дает право на переоформление автомобиля. С заявлением и пакетом документов нужно пройти к любому окошку и пройти процедуру регистрации.
Важно! При ввозе автомобиля из Беларуси прохождения таможенного оформления не требуется.
Действия при утере
ПТС на авто следует оберегать от любых угроз. Иногда водители, стараясь избежать кражи паспорта, прячут его или носят с собой. Результатом может стать его случайная утеря. Действовать в таких ситуациях нужно без промедлений.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
После потери ПТС нужно посетить отделение ГИБДД со своим гражданским паспортом. От владельца авто потребуется лишь написать заявление по образцу и оплатить госпошлину. По результатам рассмотрения бумаг представители Госавтоинспекции назначат время, когда потребуется подойти за дубликатом. Сделать это нужно даже в том случае, если паспорт транспортного средства был ранее откопирован. При взаимодействии с госучреждениями и продаже машины потребуется именно оригинал, а копия не будет считаться официальным документом.
Опасность дубликата при покупке машины
Проведение сделки с человеком, который вместо оригинала ПТС дает дубликат, считается весьма опасным. Любые причины отсутствия первоначального паспорта стоит подвергать сомнению. Многие мошенники продают машины с дубликатом. Делают они это для того, чтобы позднее заработать еще больше денег, предложив другому человеку уже оригинальный ПТС. Нередки случаи, когда бывшие владельцы закладывают настоящий паспорт в банке в счет кредита на это авто. Результатом может стать потеря машины.
Приобретая авто с дубликатом, следует проявлять внимательность. Нужно проверить соответствие данных, указанных в бумагах, и номеров двигателя и VIN. Также нелишним будет посетить пост ГИБДД, где быстро произведут проверку.
Важно! Если авто продают с копией ПТС, то от приобретения лучше всего отказаться. Очень часто так продают машины, взятые в кредит. При прекращении поступления платежей банк изымет авто у нового владельца.
Образец заполнения
Заполнять бланк паспорта нужно строго по образцу. Если нарушить законодательные нормы, то документы могут признать недействительными, что создаст много проблем. Чаще всего информацию о новом владельце вносит старый хозяин, но рекомендуется проследить за правильностью заполнения или сделать это самостоятельно.
Образец требует внесения следующих сведений:
Полные Ф.И.О. покупателя.
Место прописки по паспорту.
Дата совершения сделки.
Тип договора (купля-продажа или дарение).
Подписи обоих владельцев.
Лучше посмотреть пример заполнения ПТС до заключения договора. Это позволит избежать ошибок, которые приведут к неприятным последствиям. Стоит учесть, что другие поля заполнять при покупке не нужно, так как этим занимается ГИБДД.
Заключение
Узнав, как расшифровывается ПТС, водители-новички сразу понимают важность этого документа. При покупке машины следует быть к нему особенно внимательными, чтобы исключить риски наткнуться на мошенников. Но не менее важно правильно заполнить все поля, избежав ошибок. Это позволит пользоваться и распоряжаться автомобилем в будущем без каких-либо затруднений.
vodila.guru
что это, зачем переходить и как оформить
Что такое электронный ПТС
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.
Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.
ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.
Зачем нужен ЭПТС
Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:
Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.
Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.
В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.
Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.
Как оформить электронный ПТС
При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.
Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.
Из чего состоит ЭПТС
В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:
Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.
Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.
Статусы ЭПТС
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.
Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:
незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;
действующий;
погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;
аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;
утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.
haval.ru
что это, зачем переходить и как оформить
Что такое электронный ПТС
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.
Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.
ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.
Зачем нужен ЭПТС
Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:
Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.
Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.
В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.
Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.
Как оформить электронный ПТС
При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.
Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.
Из чего состоит ЭПТС
В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:
Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.
Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.
Статусы ЭПТС
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.
Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:
незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;
действующий;
погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;
аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;
утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.
autolight.haval.ru
Электронный паспорт — Авторевю
Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?
Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).
Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.
Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства
Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.
Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.
А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.
В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.
Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).
В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.
Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг
Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!
Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.
Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.
По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.
Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.
Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.
Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.
Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через онлайн-портал госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать
Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.
Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?
Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.
Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.
У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.
РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.
Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.
За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.
В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.
Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.
Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».
Как получить электронный паспорт транспортного средства?
* Полный перечень уполномоченных организаций размещен на сайте Минпромторга России minpromtorg.gov.ru
autoreview.ru
что это, зачем переходить и как оформить
Что такое электронный ПТС
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.
Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.
ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.
Зачем нужен ЭПТС
Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:
Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.
Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.
В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.
Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.
Как оформить электронный ПТС
При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.
Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.
Из чего состоит ЭПТС
В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:
Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.
Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.
Статусы ЭПТС
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.
Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:
незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;
действующий;
погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;
аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;
утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.