Ключ к знанию

Сольвент для промывки двигателя


Mazda Xedos 6 DONBASS › Бортжурнал › Раскоксовка и промывка масляной системы двигателя Сольвентом ✔

В статье очень много текста❗❗❗ 😃
Начну с того что мотор на машинке немного поджирал масло, приблизительно 400грамм на 1000км. Но меня это не напрягало. Мотор работал отлично, компрессия была тоже отличная, машина едет бодро как и должна. При этом при всем она не коптила и не дымела. Единственное после ночи стоянки с утра как заводиш был легенький дымок первые пару сикунд. По этому я не хотел лезть в мотор. Не нужно туда сывать руки если он нормально работает.
И так вот на просторах нашего интернета как то случайно наткнулся на одно интересное видео про раскоксовку мотора и масляной системы. Решил и себе попробовать, что же выйдет из этого.
Делал я все так —

Первый этап

1 После поездки по делам приехал я домой, мотор разогрет на полную в рабочей температуре.
2 Выкрутил по быстрому свечи, выставляю поршни приблизительно на одной линии, и прямо в цилиндры заливаю Сольвент, бутылку 1л Сольвента делю на пополам, и эту половину заливаю во все 4 горшка.
3 После закрутил свечи обратно, и оставил машинку на 1.5 — 2 часа.
4 Через это время пришел поднял домкратом одно колесо, включил передачу и небольшими движениями вперед и назад шевелю поршня, так пару раз, что бы расшевелить маслосьемные кольца, если они залипли. Полностью не нужно крутить колесо!
Так вот, вернулся я значит через 2часа, выкрутил свечи и посмотрел в цилиндры, в трех еще была жидкость, а в одном полностью все ушло. Взял туда еще долил Сольвента.
В следующий раз пришел через 2.5 часа. Выкрутил снова свечи, жидкость везде на месте стоит, снова колесом пошатал поршня, и ушел опять на часика 3.
И вот снова очередная проверка, во всех цилиндрах ушло по немногу, решил еще долить туда оставшиеся сольвент из бутылки это около 0.5л. И оставил еще на 3часа.
Через время энное я вернулся и долил во все горшки еще одну маленькую бутылочку 370грамм. снова шевелю колесом поршня пару раз. И уже так оставил на ночь машину.
На следующий день пришел, выкрутил свечи, в цилиндрах вся жидкость ушла, вот только в одном совсем немношко было, почти не заметно.
Теперь нужно покрутить стартером в холостую и выдуть все то что осталось в цилиндрах, крутим без свечей, предварительно положив сверху тряпочку что бы не вымазать подкапотку и движок.
Вкручиваем назад свечи и заводим машину. Сразу может не завестись, у меня гдето с раза седьмого еле завелась.
После того как завели машину даем ей работать на холостых, пока не прогреица мотор хотя бы до 45*- 50*гр.
Этап 2
Машина заведена и работает на холостых, откручиваю масло заливную пробку и прямо в движок заливаю 1литр сольвента. После того как вы зальете то сразу услышите что движок стал работать тише и мягче, это уж очень заметно было.
И оставил так машину работать на 30-40минут.
Все это время ее на холостых немного колбасило, холостые были не ровные.
Через 40минут заглушил, и слил масло с движка, я вам скажу что такого черного говнищя как слилось я еще не видел ни где. Это был просто ужас. при том что пред всей этой промывкой у меня масло было светловатого цвета. Открутил масло заливную пробку и смотрю что у меня распредвалы и головка побилели, отчистило от них весь налет. Я ДАЖЕ УДИВИЛСЯ, и это только после одного раза такой эфект.
Залил новое масло по уровню, естественно с новым фильтром. И вот все, можно заводить. Промывка окончена. Но машина снова сразу не завелась, только с раза 7 или 8 схватила. Поработала 2минуты и заглушил, следующий старт уже был как положено с пол пинка.

Ну вот как то так все и было у меня))). Извените что много текста в статье, но иначе не могу 😉 )).

PS Эту процедуру я делал еще месяцев 5 назад. Все это время запись не создавал потому как следил за тем помогло мне это или нет, ну и смотрел что изменилось.
Мои выводы после всего этого такие : Масло жер ушел почти весь. Мои замеры составили что через 7тыс.км она скушала только 200грамм масла. И то это скорее всего нужно менять масло съемные колпачки на клапанах, думаю если их заменить то вовсе уйдет жор.
Далее, теперь про стук гидро компенсаторов я вовсе забыл, даже когда машина сутки простоит, с холодного завожу и они не стучат, похоже промыло их офигенно там. Да и всю масленую систему тоже ведь промыло.
В общем я доволен, теперь каждую замену масла буду делать такую промывку, и всем это советую для профилактики движка. Или особенно если он у вас тоже подкушивает маслецо.
Сольвент использовал Каменно Угольный. так как они бывают разные.
Если кому то что то не понятно то спрашивайте, помогу чем смогу))
Кому интересно можите посмотреть это видео —


В этом видео парень тоже все подробно рассказывает.

Полный размер

Вот такой Сольвент я использовал, 2бутылки по одному литру, и одна 370 или 450грамм, уже не помню.

Полный размер

большую бутылку и маленькую залил в цилиндры через каждое определенное время.

Полный размер

это сольвент не каменно угольный, но решил и его испытать в перемешку с другим.

Полный размер

И одна бутылка заливается прямо в мотор куда заливают масло.

Полный размер

Этот наборчик уже прикупил на будущие, что бы каждую смену масла делать такую промывку.

www.drive2.ru

Clean&Plug: промывка двигателя сольвентом и отзывы о препарате

Часто при наличии необходимого количества денежных знаков для покупки бюджетной машины автолюбитель идет по другой тропе. Приобретая б/у автомобиль, он наслаждается в первую очередь комфортом. О досаждающих в процессе эксплуатации проблемах покупатели все реже и реже думают заблаговременно. А они есть, к тому же появляются гораздо чаще, нежели на новом отечественном экземпляре.

Когда производится промывка двигателя сольвентом и фирменными жидкостями перед заменой масла и классификация составов



Главным камнем преткновения становятся агрегаты, а именно – мотор в целом. Почему так? Да все просто – кузов и салон визуально можно диагностировать на предмет проявленной ранее заботы. А что скажешь о ДВС? На основе внешнего вида, компрессии и щупа можно получить представление о ситуации под крышкой маслозаливной горловины лишь на данный момент, но никак об истории эксплуатации.

Редко кто скажет, проводилась ли промывка двигателя сольвентом и отзывы реального характера никто зачастую не приводит. Наоборот, производится восхваление ресурса агрегатов и ненавязчиво заводится монолог о том, что сделано для достижения предпродажной надежности транспортного средства.

Когда необходима очистка

Доводов на эту тему много. Немало и споров по поводу потребности проведения этого ритуала. Основываясь на анализе различных жизненных ситуаций, эксперты составили список случаев, когда же действительно необходима мойка мотора:

  • неизвестна сервисная предыстория;
  • залито неверное масло или производилась дозаправка в дороге первым попавшимся составом;
  • стучат гидравлические компенсаторы клапанных зазоров.

В мойке нет необходимости

Данного мнения придерживаются опытные специалисты. Конечно же, в чем-то они правы, но только при условии следования заботливому уставу:

  • у автомобиля единственный за всю его историю владелец;
  • регулярно производилась замена смазывающей консистенции;
  • машина посещает «прозрачный» автосервис.

К сведению. При переходе с полусинтетики на синтетику или с минералки на «полусинь», промывать мотор необходимо естественным образом. Вот как это производится: планируемое к дальнейшему использованию масло заливается в полном объеме, эксплуатируется 1 500-2 000 км, сливается. После ДВС заправляется этим же составом, дальнейшая смена которого производится в соответствии с сервисным интервалом (рекомендуется не более 7 500 км).

Классификация

Препаратов для ухода за масляной системой много. Существуют как фирменные жидкости, делящиеся на группы, так и народные составы. Последние делаются на основе различных бытовых эмульсий:

  • солярка;
  • бензин;
  • керосин;
  • уайт-спирит;
  • средство для розжига костров.


Нередко производится промывка двигателя сольвентом при замене масла на новое. Моющие свойства данного продукта очень хороши. Ведь недаром эту жидкость берут за основу производители промывочной химии. Крайние, кстати, поддаются четкому группированию:

  • Пяти-, семи-, десятиминутки. Заливаются в ДВС перед заменой масла.
  • Мягкие. Вливаются в масляный состав за 150-200 км до плановой его смены.
  • Промывочные масла. Заправляются вместо отработки на 15-20 минут работы на холостом ходу.

Как делается промывка двигателя сольвентом и каковы отзывы о данном способе

Прямое назначение растворителя нефтяного происхождения состоит в удалении злокачественных образований в виде нагара, лаковых отложений и различного шлама. Гаражные специалисты отмечают, что вся промывочная химия состоит на 99% из рассматриваемого вещества. Именно поэтому жидкость получила широкое распространение в среде автомехаников.

Ради справедливости стоит добавить, что раскоксовка двигателя часто не обходится без нефраса. А там, где производится мероприятия «антикокс», непременно присутствуют действия промывочного профиля.

Как же правильно мыть мотор изнутри? Тут варианта два:

  1. Если владелец первый и масло лилось качественное, достаточно произвести обычную процедуру очистки, суть которой разберем далее.
  2. История обслуживания сборочного модуля неизвестна – необходимо демонтировать, и вручную чистить масляный картер, клапанную крышку. Только потом следовать промывочному мануалу.

Справка. Сольвент – это легкий углеводород, получаемый как из нефти, так и из газа и угля. Угольная жидкость обладает наилучшими моющими способностями (желтоватого оттенка). Но и остальные два варианта отдельной группы нефтепродуктов тоже неплохи (прозрачные).

На основании отзывов о самостоятельной промывке двигателя сольвентом можно сделать заключение – жидкость работает и моет отменно. Это подтверждает один из владельцев Opel Omega:

«Смешал с маслицем, залил и запустил движок «помаслать» на часика пол. Слил отработку – такой грязной она никогда у меня не была. Посмотрел через горловину – распредвал очистился от лака. Кулачок блестит. Плохих последствий не заметил. Всем доволен».

Процедура мойки двигателя – ответственный шаг. От исполнителя только требуется решение, подвергать сердце своего авто мойке или нет. Решившись, следует приобрести нефтяную чистящую жидкость и канистру промывочного масла. Мануал мытья несложный:

  • Разогреть мотор до рабочей температуры.
  • Заглушить двигатель, слить отработку в чистую емкость.
  • Развести с б/у маслом 0,5 литра сольвента (перемешать).
  • Залить полученную жидкость в ДВС.
  • Запустить мотор и дать ему поработать 15 минут на холостых.
  • Заглушить силовую установку, удалить отработанную эмульсию.
  • Заправить через маслозаливную трубку промывочное масло.
  • Завести аппарат на 15 минут (режим работы – холостой).
  • Остановить мотор, слить моющий состав.

После проведения промывочных мероприятий меняется масляный фильтр, и только после этого производится заливка новой смазки.

Примечание! Ни в коем случае не вливать сольвент через маслогорловину. Он не смешается со смазывающей жидкостью. Маслонасос может его «ухватить» и направить в цилиндры, что приведет к образованию задиров на направляющих стенках и появлению трещин на кольцах поршней. Это чревато преждевременным капремонтом.

Коротко о народном средстве

  • Плановая промывка двигателя автомобиля сольвентом перед заменой масла эффективна. Нефрас убирает как лаковые, так и смолянистые отложения на отлично.
  • Чистка двигателя нефтяным растворителем необходимо комбинировать с другим способом очистки. Так, отлично сочетаются первоначальная очистка сольвентом и второстепенная – промывочным маслом известной фирмы, к примеру, Лукойл.
  • Отмывка мотора с неизвестным сервисным прошлым производится сначала вручную: чистятся поддон и клапанная крышка. Только потом можно применять комбинированную технологию.

autobann.su

Nissan Tiida 1.8 МТ › Бортжурнал › Промывка двигателя добавлением сольвента в масло. Замена масла.

Полный размер

1. ЧТО ТАКОЕ СОЛЬВЕНТ
www.drive2.ru/c/507309443449356693/#comments
Lesnik78
сольвенты это нефрасы (нефтяные растворители) А 110/195 или А 125/160, относятся к ароматическому типу

1.1 ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТЛОЖЕНИЯ В ДВС
При этом сольвенты растворяют абсолютно все типы отложений в маслосистеме и камерах сгорания.
Основное их применение помимо хим.прома и типографии, это очистка ДВС. Уникальность его многогранна, например хотя бы такой факт, что в составе помимо веществ именно растворяющих отложения, имеются ещё небольшое количество нафтенов и парафинов, достаточное для обеспечения смазки пар трения, т.е. он очищает, но в то же время обеспечивает и смазку. Именно поэтому у него высокая плотность, ~0,87 и он тяжело горит. Ни одно из имеющихся веществ не обладает таким набором свойств, позволяющих выполнить очистку работающего ДВС, без каких либо побочных эффектов, приводящих к его дальнейшему разбору и ремонту!

1.2 ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КРАСКУ, В СРАВНЕНИИ С АЦЕТОНОМ
Так вот ацетон размягчал лак на столько, что можно было ногтем его содрать, а сольвент смывал шлаки, и лак не трогал, хотя налет белесый появлялся, но он легко смывался водой. Сольвент отмывает колодочную пыль и смолу на раз безо всяких применений щеточек, губочек и т.д!

1.3 ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕЗИНУ
Эксперимент про воздействие на резину 
www.drive2.ru/c/468150886581928020/
Сольвенты содержат в себе самые сильные растворители ароматической группы, ксилол и толуол, но их количество от 40 до 60% (в уайт-спирите их содержание не более 16%), потому в отличие от чистых толуола и ксилола, сольвенты не имеют фатального растворяющего воздействия на резину, сальники и краску в двигателе, наоборот, способны даже омолаживать сальники за счёт насыщения их поверхности углеводородами.

1.4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Сильно сольвентом не надо масло разжижать. Лучше чтобы было по максимуму масла старого и в него уже налить сольвенту от 0,5 до 1л.

1.5 СРАВНЕНИЕ СОЛЬВЕНТА С УАЙТ-СПИРИТ
Уайт-спирит — тоже нефрас, но уайт-спирит относится к смешанному типу, маркировка нефрас с4 155/200 (нижний и верхний пределы выкипания в градусах цельсия).

уайт-спирит растворяет только некоторые виды лаков и красок.

От уайт-спирита эффект конечно будет, но не тот, можно сравнить как с промывкой керосином/соляркой.

2. ПРАКТИКА — ПРОМЫВАЕМ ДВС
10.07.19 начало мягкой промывки сольвентом.
223 856 км — залил 250 мл сольвента в масло, проехал около 100 км.
До этого момента двигатель проехал на свежем масле 2000 км (предыдущая замена была на 222 030 км)

13.07.19
223 941 — залил ещё 250 мл сольвента в масло (всего 500 мл), проехал 20 км не нагружая двигатель до сервиса (15мин)
— залил ещё 250 мл сольвента в масло (всего 750 мл), двигатель работал 5 мин на холостых
— когда залил ещё 250 мл сольвента в масло (всего 1000 мл) двигатель стал работать с детонацией, заглушил
-сливаем старое масло (масло чёрное). Меняем фильтр, заливаем свежее.
— двигатель работает мягко, детонация пропала.

3. РЕЗУЛЬТАТ
В результате последних промывок снизился расход топлива — был 8.5, стал 7.8 л/100 км.
По расходу масла проведу замер и сообщу отдельно

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

www.drive2.ru

Промывка ДВС сольвентом и замена масла — Opel Omega, 2.0 л., 1992 года на DRIVE2

Всем привет.
Лучшая промывка ДВС это своевременная замена масла, но если до тебя эксплуатировали с иным подходом, то иногда стоит для профилактики промыть двигатель. Я лично против всяких пятиминуток, не знаю почему даже =). Недавно где то услышал инфу, что в составе всяких этих промывок лежит сольвент, это ничто иной как нефрас, нефтяной растворитель если точнее. Проверить состав хоть каких жидкостей в интернете на правдивость у меня не получилось, но информацию про промывку сольвентом и что она довольна эффективна я нашел очень много. Стало быть поехали =)

К очередной замене масла купил масло, оно уже 5-ю помоему замену не изменно Лукойл Люкс Синтетика SN 5w40, фильтр mahle. Купил также от Лукойла промывочное масло, оно есть минеральное с большим количеством моющих присадок и непосредственно сольвент.

Полный размер

Как делал лично я. Сливаю 0.5-1 литра отработки с двигателя, заливаю пол литра сольвента в слитое, взбалтываю-перемешиваю, заливаю получившееся обратно в мотор. Выкручиваю свечи, заливаю в свечные колодцы поровну оставшиеся пол литра сольвента. Это заодно для проведения раскоксовки колец.

Полный размер

Сольвент в свечные колодцы заливал с помощью большого шприца с трубокой на конце

Полный размер

Как сказали ребята, бедная смесь, пересмотрел бортовик, понял что она походу у меня всю жизнь бедная, но кто то раньше писал, что если работает еще лямбда, то это типа нормально, я хер его знает.

Пока обрабатывал днище это все там киснет в кольцах, потом скинув провод с катушки зажигания, промаслал пару раз стартером, дабы выплеснуть с колодцев то что не слилось, во избежание детонации, мало ли.

Закручиваем свечи, возвращаем провод на катушку, заводим, даем поработать с пол часика на холостых, можно обороты поднять до 1500, чтобы насос масляный лучше гонял масло с сольвентом.

Сливаем масло с сольвентом, очень грязная жидкая чача. Заливаем промывочное масло, чтобы удалить остатки сольвента, заводим на пол часика. Сливаем промывочное масло, опять очень грязная чача. Меняем фильтр, заливаем свежее маслицо. Готово…

Проехал уже пару тысяч, все вроде как было, хуже не стало, да и лучше тоже =) Но явно двигатель стал почище. Масло меняю через 7.5 тысяч, пробег идет со средней скоростью в районе 40-50 кмч, в день трассы 60-70 км в будние, выходные город.

www.drive2.ru

Промывка ДВС сольвентом. Запись №1 — Москвич 2141, 1.5 л., 1991 года на DRIVE2

Приветствую!
Как говорят чистота залог здоровья! Но ДВС Москвича был мягко говоря засран, нагара было так нормально. При работе ДВС на холостых промигивала лампа давления масла, это не удивительно ведь залито хер пойми какое масло и сколько времени его не меняли, неизвестно.
Было решено промыть двигатель уже проверенным способом, промыл уже не один движок сольвентом и результат всегда на ура. Сам сольвент изготовлен на основе нефти и поэтому абсолютно безвреден для металла.
Стоимость 0.5 сольвента 76руб, (понадобится 1л в Москвич)… А эффект в разы лучше химии для промывки ДВС, а здесь бюджетно, доступно и что не маловажно эффектно! Купить сольвент можно в любом строймагазине в отделе растворителей.

Итак, как промывать:
1. Прогреваем двигатель, сливаем старое масло выкручиваем масляный фильтр

2. Ставим новый маслянный фильтр, закручиваем сливную пробку, выливаем в горловину ДВС 1л сольвента, затем выливаем до уровня обычный автол

3. Запускаем ДВС и даем работать 30 минут. Глушим и оставляем на 12 часов. Затем запускаем, 5 минут работает на холостых затем 5 минут на 2.5 тыс. об.мин. затем снова 5 минут на холостых и 5 минут на 2.5тыс об.мин.

4. Сливаем промывку и заливаем Лукойл супер 10w40 на первое время, потом можно уже лить то масло что вы предпочитаете.

В последующем перед заменой масла процедуру с сольвентом рекомендуется повторить если двигатель сильно загрязнен, но уже сольвент можно заливать в старое масло со старым фильтром. А вообще данную процедуру желательно проводить каждые 20тыс.км

Не доводите двигатель до критичного состояния, меняйте масло каждые 6-7тыс.км и всё будет Гуд!

Полный размер

Было до промывки

Полный размер

А это то что смылось, заливал чистый автол с сольвентом

Полный размер

После промывки! Ну как результат?) По-моему шикарен!

Залил свежее масло, лампа давления теперь гаснет ещё когда начинаешь стартером крутить! Движочек работает мягко, и слышно как говорит СПАСИБО!

Спасибо друзья за внимание!

www.drive2.ru

Промывка двс сольвентом, технология проведения работы

Требуется понимать, что двигатель внутреннего сгорания, это достаточно сложный механизм, который нуждается в регулярной профилактике для последующей исправной работы. Специально для этого при определенном пробеге предусматривается процедура по промывке. Для этого используются различные жидкости, однако здесь предстоит рассмотреть, как выполняется промывка ДВС автомобиля сольвентом, а кроме того целесообразность использования этого состава для очистки.

Необходимость промывки двигателя сольвентом

Все элементы этого элемента подвержены износу, кроме того в процессе сгорания топлива вырабатывается определенный нагар, который следует устранять соответствующим образом. Необходимость раскоксовки заключается в следующем:

  1.  Устранение с системы всего выработанного нагара, который присутствует в процессе длительного пробега.
  2.  Притирка металлических элементов впоследствии проведения определенных работ с этим механизмом.
  3.  Промывка каналов, по которым проходит масляная жидкость в процессе работы двигателя внутреннего сгорания.
  4.  Увеличение ресурса мотора в процессе проведения плановой раскоксовки и очистки внутренних элементов.
  5.  Устранение засоров, которые могут присутствовать в топливной системе подвода дизеля или бензина.

Разумеется, специально для этого присутствуют соответствующие жидкости, однако их стоимость сравнительно высокая в отличие от обычного сольвента. Именно поэтому часто автолюбители используют именно этот состав для предстоящей запланированной промывки всей системы.

Важно. Согласно отзывам, этот вариант очищения мотора, приносит положительные результаты, однако предварительно перед работой следует изучить технологию выполнения, чтобы не загубить рабочий механизм.

Технология проведения работы

Для того чтобы выполнить все в надлежащем порядке, предусматривается соответствующая технология. На практике все выполняется в соответствующем порядке. Предварительно разогревается мотор, после чего выкручиваются свечи и в цилиндры заливается вещество. Дальше предстоит закрутить свечи и завести авто. Следующим этапом предстоит поднять ТС на дамкрат, включить передачу и плавно небольшими движениями вперед и назад предстоит пошевелить поршни. Машина в рабочем состоянии должна находиться 1-2 часа. Впоследствии выкручивается маслозаливная пробка, и по итогу ухода масла заливается сольвент. После получаса работы мотора, предстоит слить жидкость и заменить масло.

Раскоксовка поршневых колец сольвентом

Если присутствует необходимость очистить поршневую систему, то предусматривается следующий алгоритм действий:

  •  в цилиндры разогретого двигателя заливается вещество;
  •  впоследствии машину предстоит завести и дать поработать 1-2 часа;
  •  следующим этапом предстоит поднять авто на домкрате;
  •  включается поочередно первая и задняя передачи;
  •  плавно машину следует пошевелить вперед и назад;
  •  процесс выполняется несколько раз.

Это позволяет поршневой системе полностью отойти и впоследствии лучше работать на заведенном моторе.

Отзывы о промывке и раскоксовке сольвентом

Все автомобилисты неоднозначно реагируют на использование этой жидкости в процессе очищения ДВС своего транспортного средства. В сети присутствуют следующие высказывания:

  1.  Замечательный способ быстро и надежно вернуть авто в исправное состояние, если присутствуют какие-либо проблемы с ДВС. При этом не требуется гнать ТС в сервис, так как все можно легко сделать самому.
  2.  Разницы от использования этого продукта и до его применения не почувствовал. Если честно вообще сомневаюсь в целесообразности проведения такой процедуры.
  3.  На мой взгляд лучше не использовать этот состав для промывки, так как при неправильной работе можно вовсе добиться предстоящего капитального ремонта, что обойдется в разы дороже нежели процедура в сервисе по очистке.

Мнения автолюбителей в отношении этого компонента достаточно разные, однако в большинстве случаев автомобилисты положительно высказываются про такой процесс и последующую эксплуатацию транспортного средства.

Важно. В процессе выполнения этой задачи предстоит придерживаться рекомендаций от специалистов, что позволит исключить неприятные последствия для своего автомобиля.

На сегодняшний день транспортные средства имеются практически в каждой семье. Однако не следует забывать, что авто не только средство для комфортного перемещения, но также и объект правильной эксплуатации, который требует существенных вложений. Именно поэтому народные умельцы находят более выгодные пути решения той или иной задачи, как и в случае с очищением ДВС с помощью соответствующего продукта.

vsyakraska.ru

Лада 2106 Бродяга🕴️ › Бортжурнал › Восстановление бродяги. Промывка двигателя димексидом. Промывка карбюратора сольвентом

Доброго вечера!
Сегодня опишу про первые шаги к восстановлению ВАЗ 2106. Начал с покупки не хватающих деталей.
Было приобертено:
1. Комплект бронепроводов Tesla (Сами провода силиконовые). Достойного качества. — 520 руб/комплект
2. Шланчик силиконовый от вакумника трамблера к карбюратору — 30 руб
3. 3 канистры моторного масла по 5 литров 10W-40 — 2520 руб
4. 4 литра промывочного масла Лукойл — 403 руб
5. 3 масленых фильтра (2 Big Filtr, 1 Lada) — 570 руб
6. 1 литр Сольвента — 100 руб
7. 10 банок Димексида по 100 мл — 420 руб
8. Свечи Brisk — 260 руб
9. Воздушный фильтр Big Filtr — 160 руб
Ну и по мелочи (шланг, топливный фильтр, предохранители) — руб 300-400
Начну с того, что машина стояла 4-5 лет вообще без движений…Думал буду очень долго пытаться заводить. Но все подключив, заменив на новое завелась, заглыхая пару раз)
Масла естественно все старое, в каком состоянии было внутри не понятно. Что сделал первое, так промыл карбюратор сольвентом. По сути все просто. Прогрел до рабочей температуры, дал поработать без топлива, чтобы весь бензин высасало из карбюратора. И напрямую к бензонасосу соединил банку с сольвентом.

Полный размер

Берите сольвент для разбавления эмалей и красок.

Первые 0,5 литра использовал на холостом ходу, вторые 0,5 литра под газовывая до 3000 об/мин. Чтобы так сказать весь нагар и отложения вымылись. В будущем залью в бак и буду чистить всю систему полностью.
Есть на просторах инета информация о смеси с димексидом и сольвентом. После чего камера сгорания вся блестит)
Далее приступил к промывки димексидом двигателя.
Поэтапно (на каждом этапе при заливки димексида в новое масло, необходимо прогреть двиг до рабочей температуры):
1. В старое масло добавляем 200 мл ДИ. Работает мин 20. Останавливаем. Сливаем.
2. Заливаем новое масло полностью 5 литров (желательно использовать погуще, так как димексид разжижает масло), меняем фильтр. Заводим, греем, заливаем 10% димексида (400 мл). На холостом ходу работает 40 мин. Сливаем темную жижу)
3. Откручиваем поддон, клапанную крышку и удаляем весь оставшийся налёт и краску (по идее этот этап должен быть ПЕРВЫМ!

Полный размер

В таком угаре был двигатель! На поддон образовались отложения в 3мм)

Полный размер

А это поддон после 1 промывки 40 мин на холостом. Димексид очень хорошо поднял краску и грязь

Полный размер

С помощью дрели с насадкой все вычистил до металла. Оттерлось на ура с первого раза.

Так как куски краски могут забить маслоприемник и движку хана! На всех этапах чистки ВАЖНО следить за давлением масла!) Далее заливаем новое масло, греем, заливаем 400 мл ДИ. И даем поработать движку 40 мин. На всем протяжении времени начинаем плавно повышать обороты от 2000 до 4000 об/мин. Это нужно для того чтобы раскаксовались маслосъемные кольца. Обращаю внимание, что димексид лучше разбавлять в 1 литре масла и потом доливать в двигатель. Также димексид кристаллизуется при комнатной температуре. Т. Е. Возле батареи или печки держите масло и бутылки). Далее сливаем опять. Темную жижу.
4. Меняем фильтр, заливаем промывочное масло Лукойл и мин 20 на холостом даем поработать. Лукойл очень хорошо выводит остатки димексида, а также остатки отложений во взвешенном состоянии. Сливаем отработку.
5. Заливаем чистое масло и меняем фильтр.
И наслаждаемся ровной работой двигателя. Димексид очень хорошо растворяет отложения. Важно чтобы после остановки двигателя, слить масло сразу, пока взвеси в масле.
Для чего сделано?
1. Убрать весь нагар (двигатель внутри как после кап ремонта
2. Уменьшить масложор, за счёт того что МСК резина становится мягче и раскаксовываются кольца.
3. В следствии вышеперечисленного мотор работает мягче, увеличивается мощность.
В дальнейшем хочу промыть коробку и мост керосином, соответственно заменить масло. Работы очень ещё много
На этом все!

Полный размер

В таком состоянии я её получил)

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

www.drive2.ru

Audi A6 QUATTRO"Немецкий Геккон" › Бортжурнал › #5️⃣0️⃣.Замена масла.🛠(Раскоксовка+промывка сольвентом).

Привет подписчики!🤝
Ну вот на Урал и пришла конкретная зима. ❄️Температура становится все ниже и ниже, 🌡а значит пора провести сезонное Т.О. Тем более что на экране бк надпись о приближающейся замене масла уже замаячила.🖥 Но подумаешь замена масла и тому подобное, но мы ведь не ищем легкий путей, нужно более глобально действовать.☝🏻

Полный размер

Полный набор готов

Поэтому немного придыстории…📝 Как уже писал ранее, при покупке авто был не в очень чистом виде по салону да и в общем. Ну кому как, а мне надо чтобы было как дома.🏡 Но с этим я благополучно справился, и теперь к салону у меня нет претензий по чистоте👍🏻(хотя какие-то зрительные косяки конечно же еще имеют место быть).🤔 А вот претензии к подкапотному пространству у меня очень большие, 👎🏻хотя летом я делал капитальную мойку, 🚿но все же этого мало. Основной вопрос это чистота главного агрегата авто-Дрыгателя.🚗 Точнее его внутреннего состояния.Еще при первой замене масла заметил что нутро не совсем чистое, а точнее даже чумазое.👶🏿

Полный размер

Виднеется приличный налет.

Конечно такой расклад меня не устраивает, 🤦🏼‍♂️нужно приводить в порядок. Как часто менялось масло и какое оно было не известно, знаю только что в последнее время заливался разливной MOBIL 5W-40.(🙅‍♂️

Полный размер

Снизу тоже ситуация не лучше.

Естественно за раз такие отложения не отмыть, нужно все постепенно.👨‍🔧Поэтому я и решил провести первый этап промывки с очередной заменой масла.🛠
А теперь уже конкретнее. Два действия объединил в одно-это раскоксовка+промывка!✌🏼 Раз такая профилактика у мотора по очищению, то средством для этого послужит СОЛЬВЕНТ.☝🏻

Полный размер

Готов к бою с масляными отложениями и нагаром.

Что и как расписывать не буду, инфы о нем куча.К фирменным раскоксовкам типа Lavr, мы еще вернемся весной когда будет второй этап.👨‍🏫
А пока двигаемся дальше. Закупаемся сольвентом, я взял с запасом 2.5 литра. Перемещаемся в гараж и приступаем. Естественно раз будет производиться раскоксовка, то хотелось померить компрессию. 💨Как раз на работе был один компрессометр, поэтому я его одолжил на время.

Полный размер

Ждет своего часа.

Полный размер

А теперь нужно организовать доступ к свечам.

ПОДГОТОВКА:🛠
-Снимаем декоративный пластик
-Крышку воздушного фильтра
-Откручиваем расширительный бачок
-Вытаскиваем в/в провода
-Выкручиваем свечи
-Отключаем разьем модуля зажигания
-Вытаскиваем 20А предохранитель бензонасоса

ЗАМЕР:🛠🚗💨
-Вкручиваем компрессометр
-Нажимаем педаль газа полностью
-Крутим стартером примерно 8 оборотов или пока показания стрелки перестанут расти.
Получил я вот такую картину:
1-9
2-9
3-9
4-9
5-10.5
6-9
Сначала конечно призадумался… 9? 😕🤔Странно! Ну если даже по жопомеру, то не едит она на 9!🚗
Хотя на такие показания есть два ответа:
-Либо реально компрессия так себе, и мотор устал.🤨
-Либо компрессометр бракованный.😑
Я конечно склоняюсь больше ко второму пункту. Можно было бы конечно сгонять и взять в другом месте, но времени уже не было⏰, надо было дальше ковырять. Тем более при следующей замене масла, еще раз померию. Тогда будет видно, в чем была причина и пошли на пользу следующие действия!☝🏻🤞🏻
РАСКОКСОВКА🛠
1 Этап.
Берем сольвент и заливаем в каждый цилиндр по 100 грамм. 💉Закручиваем обратно свечи для эффекта "БАНИ" и оставляем киснуть на 2 часа.🕰Топаем домой.🚶‍♂️
2 Этап.
Возвращаемся в гараж. Выкручиваем свечи.Проверяем наличие сольвента в цилиндрах. Во всех кроме 5 и 6 было сухо, в этих двух осталось совсем немного. Снова заливаю по 150 грамм в каждый цилиндр и оставляю еще на 2 часа. 💉🕰Снова топаю домой.🚶‍♂️

Полный размер

Вторая партия пошла.

3 Этап.
Прихожу в гараж снова.) 🚶‍♂️Выкручиваю свечи.Закрываю отверстия тряпкой, чтобы не закидало остатками сольвента и нагаром подкапотку.

Полный размер

К прочистке готов!

Кручу стартером 2 раза по 5 секунд для удаления жидкости. Ветошь на 1-2-3 цилиндрах была почти сухая, а вот на 4-5-6 промокла конкретно. Значит кольца уже держат, но это только начало и радоваться пока рано. Все еще впереди. А пока с раскоксовкой закончено!👏
Начинаем процесс обратной сборки. 🛠Естественно после такой процедуры меняем свечи, тем более они были очень усталые.🔥

Полный размер

Старые свечи, видок не лучший…Видимо давно трудятся.

Провода конечно тоже просятся, заводские стоят, но думаю до весны еще докатаю, а там видно будет.

Полный размер

Новые готовы NGK BKR6EKUB

Плюсом замахнул и фильтр воздушный, раз он тоже попался под руку.🌬

Полный размер

Старый на покой

Далее настал момент истины, это запуск. 🔑У всех проходит по-разному, у меня схватило раза с третьего. И пошел по гаражу туман.)🌫
ПРОМЫВКА🛠
1 Этап.
Прогреваем двигатель до 70-90 град.
2 Этап.
Разводим 0.5л масла и оставшийся сольвент, заливаем в мотор. Даем поработать на холостых минут 10. Больше не стал, потому что нагара много, лучше отмою постепенно, да и количество сольвента в моторе приличное. Сливаем черный гудрон.

Полный размер

Просто черная вода

3 Этап.
Меняем фильтр и заливаем простую полусинтетику для промывки. Оставляем работать на холостых 20 минут. Как время прошло, снова сливаем. На этом промывка закончена.

БОНУС:🎁
Теперь наступил момент замены датчика уровня и температуры масла.Как писал в прошлый раз, с момента покупки он не работал, 🌡постоянно вылетал сенсор и стрелка температуры молчала. Был куплен датчик HELLA, по идеи запиленый оригинал, но чуда не свершилось. С сенсором проблем ушла, а вот температура признаков жизни так и не подавала… 😬Причина была в бракованной партии датчиков, не я один с этим столкнулся на драйве. 😤Теперь же взял оригинал оригиналов)) 1J907660B. Кто-то скажет, да и пофиг на эту температуру… Но это не про меня.👨‍🔧

www.drive2.ru

Вопрос про сольвент. — Сообщество «Раскоксовки ДВС» на DRIVE2

Всем всех благ. Я начитался про демиксид и все его чудо свойства! Но у меня вопрос в другом. Есть такая штука сольвент (в инете можно почитать), им некоторые граждане чистят форсунки, и некоторые граждане советуют его добавлять для промывки масляной системы, и что он отличный раскоксовыватель! МНЕНИЕ НЕ МОЕ! ЗА ЧТО КУПИЛ… так сказать. Форсунки на автомобиле я им чистил, эффект прям таки Вам скажу интересней чем от винса, тяга, холостой, работа мотора, звук форсунок и т.д. На сольвенте авто работает так, как и работает на бензине, только воняет! Собственно вопрос: кто то пробовал использовать сольвент для промывки масляной системы мотора, или в горшки наливать для раскоксовки сверху?! Может есть мысли какие?! Или примеры использования?! (В интернете и на д2, я находил примеры его использования на мерседесе, и видео о калине по мойму) И основной вопрос, он краску на поддоне подрывает или нет?! Спасибо за вразумительные и обоснованные ответы! За тупо "побибикать" не спасибо! НЕ разводите срач пожалуйста, Вы все тут гуру и мастера своего дела, так что и пишите по делу, как настоящие мастера! Еще раз спасибо! ПОВТОРЮСЬ, ЦЕЛЬ: НЕ ЛЕЧЕНИЕ МОТОРА, а просто поддержание его внутренней гигиены!

p/s/ Масложора и прочей ереси нет! Просто хочется поддерживать мотор в чистоте. Промывочным масло и прочее я пользуюсь, периодически заливаю bg 109. И винс для промывки масляных систем. Масло лукоил 5W40 замена каждые 5 тыс. Вот в поршня ничего пока не лил, т.к. менял прокладку и поршня отмыл. Зачем эксперименты?! А вот, как то открывая некоторые банки именитых промывок, кроме винса и 109, а может и винса и 109 и еще других, одна воняет солярой — реально солярой, другая сольвент с какой то присадкой. Стояли рядом банка сольвента, и открыл промывку, было с чем сравнить по запаху, и по тому как масляное пятно отмыли (какие фирмы промывок писать не буду, это мнение мое, да и уведет это тему не в то русло, а вопрос про СОЛЬВЕНТ!). Жаба Хомячку на горло наступила, и Вот, стало очень интересно, не все ж набеги на аптеки совершать.)))))

Ув. Админ, думаю данный вопрос не нарушает темы сообщества и не будет удален. Заранее спасибо!

Как я понял из отзывов написанных ниже, их авторам ОГРОМНОЕ СПАСИБО!, про использование и отсутствие негативного результата:
1. Сольвент 89мл на 1литр масла на 15 минут на ХХ.
2. Сольвент 43мл на 1 литр масла на пробег 200-300км, как мягкая промывка.

www.drive2.ru

Очистка двигателя сольвентом — Mazda 626, 2.0 л., 1997 года на DRIVE2

Начну с небольшого предисловия.
После замены ГБЦ и переходе на гидрокомпенсаторы приобрел проблему с плавающим ХХ. Кроме того, была еще такая особенность… После запуска двигателя обороты поднимались до 2 тыс, примерно и через секунду-две, двигатель глох. После повторного старта работает нормально.
Кроме того, начался небольшой жор масла. В цифрах не скажу, но по утрам начал налюдать белый дым из выхлопной. Плюс, двигатель давал вибрации, это ощущалось на ручке КПП и присутствовал характерный звук в салоне.
Как-то вечером я наткнулся на запись Sany600cc. Саня, спасибо тебе!
Воодушевившись опытом, долго не думая, сходил на базар, прикупил сольвент. В Ютуб, автор ролика рекомендует покупать именно угольный сольвент, т.к. он более ядреный. Его отличительная особенность — желтоватый цвет. Я купил 3 бутылки желтого по 670 мл — 30 грн/шт и бутылку прозрачного — 35грн/шт. Купил Масло Elf Evolution 900 SXR 5W-30 — 824 грн, фильтр, как обычно, Mahle/Knecht OC 195 — 118 грн. Кроме того, осталась канистра масла EVO 10W40.
Процедура заняла 2 дня.
День первый.
Выкрутил свечи, залил в каждый цилиндр по 120 мл сольвента.

Полный размер

Сольвент

Полный размер

Полный размер

Залили и пошли отдыхать…

Оставил на часок. После пришел, поставил авто на 5 передачу и немного подергал вперед-назад, чтобы коленвал немножко прокрутился. Это нужно для того, чтобы кольца в канавках расшевелились немножко и сольвент попал под них.
После нескольких процедур я с печалью увидел, что в третьем горшке пусто…

Полный размер

На поршне не осталось сольвента. Он ушел через кольца в картер


После некоторого времени, весь сольвент убежал в поддон. Залил повторно. Оставил на ночь.
Утром во всех цилиндрах было сухо, кроме 4-го. Из него, дабы избежать гидроудара при старте двигателя, вытянул остатки жижи…

Полный размер

Остатки жижи из 4-го цилиндра


После этого выкатил авто на улицу и завел двигатель. Завелся с полоборота… Не как пишут люди, с 7-го раза. Но работа двигателя стала тише. Так он проработал минут 15… И заглох. После повторных стартов, двигатеь не держал ХХ и тут же глох. Пришлось подкрутить ХХ чтобы хоть как мог работать. Дальше — залил еще одну бутылку сольвента в маслозаливную горловину. Так двигатель работал один час.
В ходе работы, заметил что возле выхлопной трубы собралась лужица черной воды…

Полный размер

Лужа грязи под выхлопной


Дальше небольшая демонстрация процесса…


После этого, неспеша, не давя на педаль газа, перегнал машину в гараж брата, т.к. у отца яма была занята.
Сливаем на горячую, жижу…

Полный размер

Слил смесь масла и сольвента


Заливаем промывочное масло.

Полный размер

У меня промывочным послужило это масло…


Даем поработать на нем еще минут 30. В то же время, немного покатался, но двигатель особо не крутил.
Дальше, сливаем промывку.

Полный размер

Промывочное масло


Меняем фильтр

Полный размер

Фильтр

Заливаем основное масло

Полный размер

Масло

Полный размер

Одометр, для себя


Прошло пару дней…
Нет, прошло часа три, я с женой собрался и поехали домой. Блин… Первое, что заметил — двигатель стал работать тихо! Его стало не слышно в салоне. Только, если выключить музыку, или на больших оборотах.
Со временем заметил, что проблемы с заводкой ушли. Двигатель заводится с первого раза и уверенно держит прогревочные обороты. ХХ немного гуляет, но машина перестала глохнуть на светофорах.
Двигатель стал работать тише и мягче.
Я результатом очень доволен… Но в ходе выполнения этих работ, родилась еще одна запись о свечах зажигания…
Но об этом немного позже.

www.drive2.ru

Поменял масло с промывкой сольвентом. — Volkswagen Touareg, 3.2 л., 2005 года на DRIVE2

Решил поменять масло и заодно помыть двигло сольвентом.
Заливаю последние тысяч 40(точнее цифру не помню) Лукойл Люкс 5W40 SN/CF с нашими ВАГовскими допусками. Вернее UAZ Premium

Полный размер

но это тот же Лука Люкс, только в канистре другого цвета и прилично дешевле в процентном соотношении. Кому интересно, вот номер для заказа — UAZ 101004054002 стоит всего 830р. за 4л.
Пролог.
Исторически переход на Лукойл обусловлен двумя скандалами:
1 — рекомендованый всем ВАГом Кастрюль(он же в оригинальных ВАГовских канистрах G 052 167 M(2/4/6)) по информации автосообщества и, что главное, по личным наблюдениям катастрофически "засирает" двигатель отложениями.
2 — в подмосковье накрыто несколько подпольных цехов по розливу паленого масла. В том числе, я увидел на фото с места происшествия и свою любимую серую канистру G 052 167 M4 … *ять…

Полный размер

вон она — вторая справа

С того момента на ойлклабе был выбран Лука, а купленная G 052 167 M4 простояла в гараже года полтора и была с предупреждением передана просившему ее куму у которого тоже табурег, но II поколение и 3.6

ПостПролог )))))
В общем, так: за сменой масла я слежу обычно по подсказкам приборки и собственной памяти. И оба этих советчика пока молчали, хотя масло/фильтр(KNECHT OX160D), как обычно, куплены заранее, но и еще один советчик(внутренний голос) дрынькал в колокольчик — поменяй масло! — похоже ты на нем уже 10тку накатал!
К тому же от двигла стал исходить неприятный дизельный рокот в районе 1500-2000 об/мин. И источник этого рокота я определил бы как задняя часть движки. А что у нас там? Правильно — цепи и натяжители(и скажите мне — где тот Фриц, что их там разместил, цука?)
На всякий случай поменял ремень агрегатов и набил смазкой оба ролика — не помогло, ))), рокот остался.
В голову полезли мысли о предстоящем ремонте и прочие гадости… и дабы подбодрить себя, мозговым штурмом, логическими умозаключениями и собственным опытом было решено для начала просто интенсивно промыть двиг и поменять масло.
Для промывки в строймаге был куплен сольвент 2*1л. по 100р.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Фабула.
Начали:
Делал на земле, т.к. ямы пока нет.
взял, как обычно, цельные бетонные(не газо) блоки, доски и кирпичи под них, чтобы сделать заезд на блоки.
Пневму — в максимальный оффроуд, блокирую в таком положении JACK MODEом и заезжаю на блоки.
не забываем про противооткат.
Титановую допзащиту(у кого есть) снимаем, штатную пластиковую тоже, но только заднюю часть(нужен торкс Т30 и головка на 10).
Откручиваем пробку слива масла с двигателя(ключ/головка на 17, потом рукой) и аккуратно в более-менее чистую канистру сливаем с двигателя литр/два масла. Закручиваем пробку быстрым и точным движением ))))
Пысы: Струя приличная, поэтому воронка должна быть широкая.

Далее, вливаем в это слитое масло сольвент и перемешиваем.
Пысы: Я сначала налил литр, а потом уже влил второй сразу в маслозаливную горловину.

Заливаем полученныю суперсмесь в двигло и запускаем оный.
Пысы. Вообще, как говорится, очко поигрывало, но внутренний голос и сообщество говорило — не ссы, все будет ок.

Мотор молотил 5 минут и я решил его остановить на 5 минут, дабы, как я думаю(хотя это спорно), лучше размокли отложения. В этот момент, осмелев, посчитав, что в инете говорилось про литр сольвента для малолитражки с объемом масла до 4 литров, а у нас так в 1.5 раза больше и в конец оборзев, влил в движку второй литр сольвента. Снова, с замиранием сердца, завел свой BMV 3.2 … Все хорошо ))))
Молотил еще 10 минут.

Сливаем масло. Так как масло стало почти как вода, то и ловить его стало труднее ))) но все было поймано в емкость.
Далее нужно поменять фильтр.
И теперь я, как обычно, ругаю рукожопых сэрвисмЭнофф, которые, пилять, давно уже, закрутили сливную пробку на корпусе фильтра(номер корпуса 021 115 433E) так, что ее невозможно открутить даже в тисках.

вот эту вот сливную пробочку под номером 3 VAG 021 115 434, но ныне зовется WHT 000 897 A

Цуки просто…потому что когда откручиваешь фильтр без слива с него масла, то на тебя сверху выливается буквально водомаслопад достаточно горячего отработанного масла!..еще раз — цуки!
Ну, ладно — оттерлись отмылись сами, вытираем машин, ставим новый картридж, закручиваем пробки, заливаем масел.
Ключ на старт, пуск, сердце сжалось в ожидании худшего… Но нет — БИНГО! — рокот прошел! двиг работает тихо(насколько это вообще применимо к BMV).
УРА!
Тут же махнул с гостинцами в Сорочаны к сынуле в летний лагерь и обратно(65кмх2). По бетонке движение, как всегда, рваное: то плетешься 60-70 за фурой или дачником в ожидании обгона, то тапка в пол и попер…
Никаких посторонних рокотов от двигателя больше не было, единственно, вылезло предупреждение проверить уровень масла, но это было мной предсказуемо и даже, я сказал бы спровоцировано, т.к. изначально залил меньше пол-щупа из которого потом не меньше 700мл ушло в фильтр.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Эпилог.
Ну вывод, в подтверждение инструкции по эксплуатации, такой:
1. масло Лукойл Люкс — не лонглайф и этого никто и не обещал. Свои 10 тык оно отхаживает, но желательно менять раньше. Тем более, что цена к этому более чем располагает.
2. Сольвент для интенсивной промывки наших хоженых движков подходит.
3. Чистота масляной системы и вязкость масла прилично влияют на работу гидронатяжителя цепи ГРМ.

PS все вышенаписанное — личный опыт эксплуатации бензинового 3,2 (у меня BMV, но я думаю, не принципиально для других кодов), как дела с этим у "трактористов" — не знаю.

Использовано:
Фильтр KNECHT OX160D 670р.

Масло UAZ 101004054002 4л. 830р.х2 канистры
Сольвент 1л 100р. х2бутылки

А, да! Чуть не забыл — шнурком запрограммировал интервал ТО на 10 000км

снова посмотрел цену пробки WHT 000 897 A … фигня, конечно — 500-600рэ, но, блин, корпус 021 115 433E старый уже, хрупкий и издевательств грубой силой вряд ли выдержит, а стоит от уже 3000р
вот жеж, рукожопы, блин …

www.drive2.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта