Ключ к знанию

Втулка как выглядит


Втулка - это... Что такое Втулка?

  • Втулка — Втулка  деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь. В зависимости от назначения применяют втулки подшипниковые, закрепительные,… …   Википедия

  • ВТУЛКА — ВТУЛКА, втулки, жен. (спец.). 1. Металлическое кольцо или короткая трубка, помещаемые в местах опоры вала, внутри колесной ступицы для уменьшения трения. Втулка подшипника. Колесная втулка. 2. Металлическая или деревянная затычка, пробка для… …   Толковый словарь Ушакова

  • втулка — втулочка, пробка, затычка, штуцер, бушинг, цанга Словарь русских синонимов. втулка см, пробка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • втулка ВК — втулка ветроколеса Элемент ВК, предназначенный для крепления лопастей и передачи момента вращения к СПМ ветроагрегата. [ГОСТ Р 51237 98] Тематики ветроэнергетика Синонимы втулка ветроколеса EN hub …   Справочник технического переводчика

  • втулка — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] втулка Механическая деталь, обычно жесткая трубка, используемая для законцовки зачищенного конца провода. [ГОСТ …   Справочник технического переводчика

  • ВТУЛКА — деталь машины или устройства в виде полого цилиндра (конуса), в отверстие которого входит сопрягаемая деталь. Втулки бывают сплошные и разрезные …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВТУЛКА — ВТУЛКА, и, жен. 1. Цилиндрическая или конической формы деталь машины с продольным отверстием для вставляемой другой детали. 2. Затычка, пробка. | прил. втулочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ВТУЛКА — центральная часть всякого колеса с цилиндрическим отверстием, предназначенная для насаживания колеса на ось или вал. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • ВТУЛКА — сменяемая деталь механизма, через к рую проходят вал, стержень или поршень, имеющие вращательное или прямолинейное поступательно возвратное движение, вследствие чего изнашивается В., а не крупная деталь механизма, в к рую В. поставлена. Обычное… …   Технический железнодорожный словарь

  • Втулка — – деталь цилиндрической формы с отверстием, входящая в состав сварной анкерной плиты. [ГОСТ 24379.1 2012] Рубрика термина: Скобяные изделия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ВТУЛКА — деталь типа тел вращения с осевым отверстием для сопрягаемой детали …   Большая политехническая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Втулки – виды и применение

    Одним из наиболее важных элементов любого электроинструмента являются втулки для предотвращения преждевременного износа. От качества втулок очень сильно зависит эффективности работы прибора, они определяют эффективность любого устройства. Втулка подшипника используется для комплектования многих машин и механизмов, это структурно важные элементы.

    Имеют коническую или цилиндрическую форму с осевым отверстием для входа другой детали. Назначение втулок определяет их название: втулки уплотнительные, закрепительные, подшипниковые, переходные и другие. У неразъемного подшипника скольжения есть подшипниковая втулка, которая крепится винтами к части корпуса.

    Традиционно изготавливают металлические втулки, которая включает в себя различные материалы изготовления в зависимости от твердости, плотности и других характеристик. Производят втулки и из антифрикционных материалов, которые уменьшают трение: железо, графит, белый металл и другие. Бронзовые втулки - лучшего качества и с высокими антифрикционными свойствами. Использование таких подшипниковых втулок уменьшает расход дорогих противоскользящих материалов, на которые распространяется рукава из меди или бронзы, упрощая ремонт подшипников. Втулки резиновые и пластмассовые гораздо дешевле металла, но тем не менее, современные материалы позволяют добиваться высокой степени прочности и долговечности. Так же, сейчас бронзовые втулки приобрести необходимого высокого качества очень трудно.

    Высокая точность и эффективность характерно для таких деталей, как шариковые втулки, обдающих всеми преимуществами подшипниковых. Существует три типа таких втулок:

    • открытые (для значимые линейные движения)
    • закрытые (неограниченного линейного движения при низкой стоимости деталей)
    • фланцевые (для интенсивных условий эксплуатации)

    Нажимные опорные втулки применяются при установке уплотнительных колец для уменьшения расхода уплотняющего материала. Современные втулки выполнены в десятках сортов по назначению, принципу строения, материалу. Поэтому, если выбираете втулки для определенного инструмента, вы должны знать точные параметры устройства. Также весьма желательно учитывать производителя, поскольку часто параметры компонентов от различных производителей не являются одинаковыми.


    www.detal-metall.ru

    Втулка переходная - применение и преимущества, конструкция, ГОСТ

    Переходная втулка – это элемент оснастки металлорежущего станка, предназначенный для установки инструмента с различными конусами Морзе. Применяется в том случае, если геометрическая форма и размер инструмента не совпадают с параметрами шпинделя станка. 

    Конструкция и особенности втулок переходных

    Переходная втулка представляет собой полую деталь конусной формы с отверстием овальной формы для шпоночной фиксации в шпинделе станка. Втулка характеризуется наружным и внутренним конусом, расточенными под стандарт конуса Морзе с номерами от 0 до 7, всего 8 номеров. Данный стандарт является общим для всех инструментов с коническими хвостовиками. Позволяет быстро и надежно производить установку и съём инструмента, перенастройку и переоснащение станка, переход на другую операцию.

    Втулка переходная фиксируется в шпинделе благодаря пластической и упругой деформации. Дополнительную надежность обеспечивают силы трения между коническими поверхностями. Простота установки обеспечивает возможность быстрой замены оснастки, переход на инструмент с другим хвостовиком. 

    В зависимости от разновидности конуса, существуют два вида втулок переходных - типы с длинным и коротким хвостовиком. Соответственно при выборе оснастки необходимо учесть с каким инструментом вы собираетесь работать и внутренний размер шпинделя станка под установку втулки.

    Преимущества переходных втулок и их сфера применения

    Основной сферой применения переходных втулок являются металлорежущие станки. В частности они являются обязательным элементом оснастки фрезерных станков различного типа, токарно-револьверных и сверлильных станков, а также другого оборудования. С их помощью можно осуществлять установку сверл различного диаметра, разверток, зенкеров, оправ и других металлорежущих инструментов.

    При эксплуатации токарных станков переходные втулки необходимы для установки сверл и других металлорежущих инструментов в заднюю бабку. При этом в шпиндель передней бабки с помощью втулки можно установить неподвижный центр или оправку. Данная оснастка широко применяется и во фрезерных станках, позволяя значительно уменьшить временные затраты на подготовку работ.

    Помимо возможности быстрой перенастройки и переоснащения станка, расширения номенклатуры используемых инструментов, переходные втулки обеспечивают жесткость фиксации рабочих элементов. Благодаря конструкции обеспечивается и высокая точность центрирования. Использование стандарта конуса Морзе обеспечивает простоту подбора втулки под инструмент.

    Действующие ГОСТы на переходные втулки

    Определяет основные параметры конической переходной втулки ГОСТ 13598-85. Это наиболее популярный вариант исполнения, применяемый в большинстве типов металлорежущего оборудования. В стандарте, регулирующим параметры втулок под конические хвостовики, указываются параметры для длинного и короткого конуса Морзе.

    mekkain.ru

    Велосипедная втулка — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2017; проверки требуют 4 правки.

    Ступица велосипедного колеса (разг. втулка) — центральная деталь колеса, которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках.

    Классическая втулка состоит из корпуса с фланцами, к которым крепятся спицы колёс. В торцах корпуса запрессованы чашки, куда вставляются подшипники Чаще всего используются насыпные шарикоподшипники, открытые подшипники с сепаратором, а иногда и подшипники закрытого типа (промышленные подшипники). Подшипники крепятся к оси конусами, которые подтягиваются и фиксируются контргайками. Ободья колёс крепятся, как правило, посредством спиц, но в особых конструкциях могут крепиться и с помощью лопастей, дисков и т.п.

    Передняя[править | править код]

    Передняя втулка по конструкции предельно простая, потому что всё, что от неё требуется — вращение колеса. На некоторых втулках с левой стороны может иметься крепление для тормозного диска.

    Задняя[править | править код]

    Задняя втулка (англ. freehub) имеет более сложную конструкцию, поскольку является частью трансмиссии. Если с правой стороны имеется резьба, то такая втулка предназначена для установки трещотки — системы задних звёзд с обгонной муфтой. Втулка под установку кассеты имеет прикреплённую полым болтом трещотку в виде шлицевого барабана, на который надеваются задние звёзды. Такая система гораздо надёжнее, чем трещотка, и при износе звёзд вам не нужно менять весь механизм трещотки, так как он находится внутри барабана втулки. С левой стороны у некоторых моделей может иметься крепление для тормозного диска.

    В советских велосипедах часто применялись тормозные втулки, торможение которых осуществлялось путём вращения педалей назад. Главными недостатками такой втулки является полное лишение возможности тормозить в случае спадания цепи, а также несовместимость с задним переключателем.

    Также задние втулки могут иметь встроенный планетарный механизм переключения передач.Впрочем, вышеуказанные недостатки совершенно не препятствуют примению этого типа втулок на современных городских велосипедах ведущих производителей, а равно на электровелосипедах.

    • Втулка под трещотку

    • Втулка под кассету

    • Втулка с планетарным переключателем скоростей

    • Тормозная втулка в разборе
      (найди детали по цифрам!)

    • Тормозная втулка в сборе
      (найди детали по цифрам!)

    • Передняя втулка с креплениями под дисковый тормоз

    Велосипедные комплектующие, инструменты и аксессуары

    ru.wikipedia.org

    Втулка что это? Значение слова Втулка

    Значение слова Втулка по Ефремовой:

    Втулка — 1. Деталь машины, какого-л. устройства в виде полого цилиндра или конуса, служащая для уменьшения трения.
    2. Металлическая или деревянная пробка.

    Значение слова Втулка по Ожегову:

    Втулка — Затычка, пробка


    Втулка Цилиндрическая или конической формы деталь машины с продольным отверстием для вставляемой другой детали

    Втулка в Энциклопедическом словаре:

    Втулка — деталь машины или устройства в виде полого цилиндра (конуса), вотверстие которого входит сопрягаемая деталь. Втулки бывают сплошные иразрезные.

    Значение слова Втулка по словарю Ушакова:

    ВТУЛКА
    втулки, ж. (спец.). 1. Металлическое кольцо или короткая трубка, помещаемые в местах опоры вала, внутри колесной ступицы для уменьшения трения. Втулка подшипника. Колесная втулка. 2. Металлическая или деревянная затычка, пробка для закрывания отверстий в бочках, в частях орудий.

    Значение слова Втулка по словарю Брокгауза и Ефрона:

    Втулка (от старинного русского слова тул — колчан, вместилище для стрел) — имеет несколько различных значений, из которых главное представляет трубку, помещаемую внутри вращающегося предмета для предохранения от истирания. Например, колесная втулка (см. Колесо), В. в подшипниках, поддерживающих вращающиеся валы, и т. п. В этом случае В. делаются металлическими, чаще из меди и ее сплавов, наиболее стойких от истирания и в то же время достаточно мягких для того, чтобы не изнашивать быстро трущихся поверхностей осей и вращающихся валов. Кроме того, В. называются пробки, или затычки, которыми закрываются отверстия. например, дульной и казенной В. в артиллерии называются деревянные цилиндрические пробки, вставляемые спереди и сзади в канал орудия для предохранения последнего. цинковый навинтованный цилиндр с головкой, который ввинчивается в отверстие (очко) головной части снарядов. деревянная пробка, закрывающая отверстие бочки и т. п. Втулка (охотн.) — см. Медведь.

    Определение слова «Втулка» по БСЭ:

    Втулка — деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В зависимости от назначения применяют В. подшипниковые, закрепительные, переходные и др.
    Подшипниковая В. — деталь неразъёмного подшипника скольжения, в отверстии которой вращается Цапфа вала или оси. Такая В. входит в корпусную деталь с натягом, иногда дополнительно крепится винтами. В. изготовляют из антифрикционных материалов (чугуна, бронзы, графита, пластмасс). из чугуна или стали с тонким слоем антифрикционного материала на поверхности трения. из пористых металлокерамических самосмазывающихся материалов. Применение В. в подшипниках скольжения сокращает расход дорогостоящего и обычно дефицитного антифрикционного материала (оловянистые бронзы и баббиты), а также упрощает ремонт, сводя его к замене изношенной В. новой.
    Закрепительная В. служит для закрепления внутренних колец подшипников качения и других деталей на цилиндрических участках валов и осей. В. выполняется разрезной с наружной конической поверхностью и затягивается гайкой.
    Переходная В. служит для установки инструмента с коническим хвостовиком в шпиндель станка, имеющего отверстие большего размера, чем хвостовик инструмента.



    xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

    Втулочная тема (продолжение) — ZF center на DRIVE2

    Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога.

    В первой части этой темы мы рассказали, что такое втулки в акпп, важность этих деталей, принцип работы и принципы износа.

    В в этой части — посмотрим — как устроены оригинальный "биметаллические" втулки, и чем они отличаются от "бронзовых".
    Постараемся ответить на вопрос — " а что лучше и почему?" а также — "а когда надо менять?"
    а также — поменяем и увидим разницу.

    Какие бывают втулки?
    Часто приходится слышать понятия "биметаллическая" или "бронзовая".
    Биметаллическая — устройство понятно из названия. Втулка состоит из двух материалов — стальной "бандаж" снаружи и сплав на основе бронзы — внутри. На срезе — хорошо видна примерная толщина. Втулка на фото — имеет общую толщину стенки -1,6мм. Видно, что бронзовая внутренняя часть — составляет примерно 1/3 от общей толщины. Для упрощения и в дальнейшем — примем толщину внутренней части — 0,5 мм непосредственно антифрикционного слоя. Много это или мало? узнаем далее. (и это ответ на тезис некоторых мастеров про "напыление" бронзы… :)))

    Биметаллическая втулка при производств — сворачивается из полосы. обычно есть заметное место стыка -замок. На качество и ходимость — никак не влияет, хоть и заметен.
    Также, втулка может иметь (а может и не иметь) масло сгонные насечки или углубления. За счет этих канавок масло лучше попадает в зону контакта, лучше смазывает трущиеся поверхности.
    Производство таких втулок -высокотехнологичное. Как правило — биметаллические втулки — оригинальные.

    Полный размер

    Полный размер

    Полный размер

    Полный размер

    Полный размер

    Важная особенность таких втулок: прочность конструкции. За счет жесткого корпуса, втулка крепко сидит в своем посадочном месте. У втулок -всегда прессовая посадка с корпус коробки. Корпус — как и втулка — нагревается часто выше 100 град. Соотв важно — чтобы втулка сохраняла свои физические свойства и размеры.
    Биметаллическая втулка — эффективнее и по стоимости. Нет необходимости делать всю втулку из бронзы -просто потому, что частичный износ фрикционного слоя — уже приводит к необходимому ремонту и замене. (какой износ — измерим далее и покажем). Поэтому — просто нет необходимости делать вссё тело втулки из фрикционного материала.
    Цельно-0бронзовая втулка — обычно точится. Сам материал — достаточно мягкий, поэтому существенные колебания температуры корпуса коробки, перегрев -могут способствовать например "выворачиванию такой втулки.
    С точки зрения точности изготовления — бронзовые втулки также очень точные. . И с точки зрения точности изготовления, особенно втулки от именитых производителей не уступают биметаллическим, Но как понятно из описания — по сути своей конструкции — такие втулки принципиально — не лучше биметаллических.
    Важный момент, влияющий на долговечность втулки — состав антифрикционного сплава, т.е. состав "бронзы".

    Бро́нза — сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (это латунь) и никеля… (wiki)

    Полный размер

    Конечно, подбирая химический состав компонентов, можно добиваться разных свойств готового материала. В лаборатории!Ё А что на практике? Если коробка работает на старом, грязном масле в котором уже есть много растворенного нагара, продуктов износа фрикционов и т.д. едвали "тонкости состава" уберегут втулку от быстрого износа.

    У Бронзовых втулок — есть существенный плюс — далеко не все биметаллические втулки — поставляются в запчасти. Также, в силу технологической сложности изготовления — не все можно получить в принципе. Бронзовые втулки — более технологичны в изготовлении по сравнению с биметаллическими.

    Естественно, основной вопрос возникает такой: "что можно назвать критическим износом втулки?" " может ли биметаллическая втулка "протерется" до стального основания?"

    За ответом — далеко ходить не нужно. На примере одного из узлов акпп ZF8HP** которая в ремонте на столе — измерим текущее стсотяние втулок — до и после замены. Итак, следите как говорится -за руками и за цифрами.
    Узел на фото — две детали которые входят одна в другую и вращаются на запрессованной втулке.

    Полный размер

    Детали на фото — только что вынуты из разбираемой акпп. Втулка имеет износ. Это очень хорошо заметно — внутренняя деталь — "болтается" (не просто имеет люфт, а имеет ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЛЮФТ.

    Полный размер

    Теперь измерим внутренний диаметр изношенной втулки -43,55 мм.

    Полный размер

    Диаметр — 43,55 мм

    Полный размер

    Полный размер

    Измеряем диаметр шейки — 43.0 мм

    Полный размер

    Полный размер

    43.0 мм

    итого зазор на сторону — ок 0,27 мм И при таком зазоре — люфт уже чрезмерный.
    Вспоминаем — толщина слоя бронзы в биметаллической втулке — ок 0,5 мм.
    Т.е. при износе половины толщины слоя, втулка уже не работает!

    Еще не всё. Продолжаем.

    Измерим внутренний диаметр новой биметаллической втулки для данного узла — получили ок 43.15 мм

    Полный размер

    Полный размер

    43.15 мм

    теперь -выпрессовываем старую, запрессовываем новую втулку. Аккуратно, на прессе.

    Полный размер

    Полный размер

    Полный размер

    готово! теперь входит практически без люфта, плотно!

    Измеряем, проверяем… момент истины … ок 43.0 мм! Т.е. запрессованная втулка имеет практически тот же диаметр что и вал.

    Полный размер

    Полный размер

    www.drive2.ru

    ВТУЛКА - это... Что такое ВТУЛКА?

  • Втулка — Втулка  деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь. В зависимости от назначения применяют втулки подшипниковые, закрепительные,… …   Википедия

  • ВТУЛКА — ВТУЛКА, втулки, жен. (спец.). 1. Металлическое кольцо или короткая трубка, помещаемые в местах опоры вала, внутри колесной ступицы для уменьшения трения. Втулка подшипника. Колесная втулка. 2. Металлическая или деревянная затычка, пробка для… …   Толковый словарь Ушакова

  • втулка — втулочка, пробка, затычка, штуцер, бушинг, цанга Словарь русских синонимов. втулка см, пробка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • втулка ВК — втулка ветроколеса Элемент ВК, предназначенный для крепления лопастей и передачи момента вращения к СПМ ветроагрегата. [ГОСТ Р 51237 98] Тематики ветроэнергетика Синонимы втулка ветроколеса EN hub …   Справочник технического переводчика

  • втулка — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] втулка Механическая деталь, обычно жесткая трубка, используемая для законцовки зачищенного конца провода. [ГОСТ …   Справочник технического переводчика

  • ВТУЛКА — деталь машины или устройства в виде полого цилиндра (конуса), в отверстие которого входит сопрягаемая деталь. Втулки бывают сплошные и разрезные …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВТУЛКА — ВТУЛКА, и, жен. 1. Цилиндрическая или конической формы деталь машины с продольным отверстием для вставляемой другой детали. 2. Затычка, пробка. | прил. втулочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ВТУЛКА — центральная часть всякого колеса с цилиндрическим отверстием, предназначенная для насаживания колеса на ось или вал. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • Втулка — – деталь цилиндрической формы с отверстием, входящая в состав сварной анкерной плиты. [ГОСТ 24379.1 2012] Рубрика термина: Скобяные изделия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ВТУЛКА — деталь типа тел вращения с осевым отверстием для сопрягаемой детали …   Большая политехническая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Втулки (обзор конструкции) | spbvelo.ru

    Современные втулки различаются по многим параметрам: назначению, материалам из которых сделаны, "начинке". Втулки, предназначенные для горных, гибридных и туристических, шоссейных или городских велосипедов различаются по таким показателям, как вес, прочность, качество защиты от внешних воздействий. Втулки передних и задних колес также существенно различаются.

    Во-первых, нагрузки на переднее колесо много меньше, чем на заднее, а значит, детали можно делать миниатюрнее и легче.

    Во-вторых, на заднюю втулку возложен ряд дополнительных функций, таких как передача крутящего момента от педалей к колесу и многих других: задние втулки велосипедов почти всегда включают в себя механизмы свободного хода, нередко тормозные механизмы и, иногда, механизмы внутреннего переключения передач. Втулки с внутренним переключением передач (internal gear hubs), так называемые планетарные втулки, имеют столько отличий от традиционных, что будут рассмотрены позже в отдельной статье.

    Втулка является одним из самых дорогих узлов велосипеда. От их качества во многом зависит сколько вы будете тратить сил, на то чтобы преодолеть некоторое расстояние.
    Среди компании, которые выпускают втулки для велосипедов можно выделить Shimano, DT Swiss, American Classic, Tune, Hope, Nuke Prof, Chris King. Самое большое распространение получили втулки Shimano. Они имеют широкий модельный ряд и цены в очень большом диапазоне — от дешевых до дорогих.

    Втулки различаются по наличию дополнительных устройств, прочности, типу защиты от внешних воздействий, весу и цене. Втулки «простого» типа, которые устанавливаются на горных и шоссейных велосипедах имеют схожее строение, но существуют другие втулки, со встроенным тормозами (барабанными) и втулки с внутренним переключением передач (планетарные), которые отличаются кардинально и имеют сложную систему.

    Особенности конструкции

    Общий вид большинства втулок примерно одинаков. Самой простой конструкцией обладают втулки переднего колеса обычного велосипеда. Это цилиндрический корпус, по торцам которого располагаются фланцы с отверстиями для крепления спиц. Внутри корпуса находятся ось и подшипниковые узлы, закрытые теми или иными по конструкции пыльниками.

    Втулка передняя Shimano Alivio MC12

    Втулка передняя дисковая Shimano Alivio M475

    Втулка M475 - самая популярная и одна из самых дешевых втулок для дисковых тормозов - надежная, но тяжеловатая. Выпускается в конструкции на 32 и 36 спиц.

    Устройство задней втулки велосипеда сложнее, так как должно предусматривать не только возможное крепление ротора для тормоза, но так же крепление для системы звезд (кассета/трещотка) – храповой механизм. 
    В зависимости от того, как крепится храповой механизм втулки различаются на два вида. Дешевые и устаревшие резьбовые втулки, где блок звезд вместе в с храповым механизмом – трещотка, накручивается на втулку. И современные — барабанные (Freehub, FH), которые имеют храповой механизм на самой втулке и набор звезд — кассета, надевается отдельно.

    Общий вид Deore LX представлен ниже.

    Обозначения на схеме:

    • 1 - эксцентрик
    • 2 - сборка деталей на оси втулки
    • 3, 15 - контргайки
    • 4, 5, 7, 13, 14 - шайбы
    • 8, 12 - уплотнительные кольца
    • 9, 11 - конуса подшипников
    • 10 - ось
    • 16 - пыльник
    • 17 - полый болт крепления барабана втулки к корпусу
    • 18 - набор шариков (во втулке M475 их 10 с каждой стороны)
    • 19 - барабан ("орех")
    • 20 - шайба

    Техническая документация на втулку Shimano HB-M475.

    Втулка задняя Shimano Deore M530

    Корпуса втулок могут быть точенными, литыми или штампованными, изготовленными из стали, алюминиевых сплавов или сплавов титана, хотя стальные уже можно отнести к устаревшим. Точеные и штампованные втулки обладают лучшими весовыми и прочностными характеристиками, чем литые. Визуально точенные втулки можно отличить по следам резца на внешней поверхности (спиральный след, похожий на очень мелкую резьбу). Втулки, предназначенные для колес с радиальным спицевым набором, имеют упрочненные фланцы, способные выдерживать чисто радиальные нагрузки, обычные втулки для этого не применимы. Оси втулок могут быть стальными, алюминиевыми или титановыми. В последнее время среди втулок высокого уровня появилась отчетливая тенденция к использованию полых осей большого диаметра, имеющих меньший вес и большую жесткость.

    Втулка задняя дисковая Shimano Deore LX M585

    К настоящему моменту наибольшее распространение получили втулки с радиально-упорными конусными подшипниками качения. Такие подшипники состоят из внешней и внутренней обоймы, набора шариков и, иногда, сепаратора. В качестве внутренней обоймы выступает конус, навинчиваемый на ось втулки, в качестве внешней - корпус втулки. Главные достоинства таких подшипников - ремонтопригодность и возможность регулировки по мере износа. Достаточно серьезное неудобство - сложность сборки (много деталей) и необходимость регулировки.

    Другой тип подшипников, встречавшийся ранее только в отдельных моделях втулок для шоссейных велосипедов, это радиальные промышленные (неразборные) подшипники, так называемые "промы". Сейчас они все шире распространяются не только среди шоссейных, но и среди горных велосипедов. К их достоинствам можно отнести лучший КПД, простоту установки, отсутствие необходимости регулировки. С учетом легкой замены подшипника, ресурс втулки увеличивается многократно. Интересная особенность некоторых втулок высокого класса состоит в том, что они разбираются при помощи лишь одного шестигранного ключа. Но радиальные подшипники плохо переносят осевые нагрузки, иногда возникающие в велосипедных колесах.

    Втулки Mavic Deemax

    Эти втулки Mavic ставит на свои одноименные бескамерные колеса топового класса. Эти втулки отдельно от колес не продаются. Задняя втулка разбирается за 20 секунд с помощью ключа для регулировки подшипников (идет в комплекте) и двух шестигранников на 5 мм. Устроено там все чрезвычайно просто (смотрите схему ниже). Два подшипника, две собачки, ось, состоящая из трех частей. Все совершенно доступно для чистки/ремонта своими силами даже для тех, кто особо не умудрен опытом возни с веложелезом. Разумеется, подшипники во втулках - закрытые и необслуживаемые (т.н. "промышленные") - по два в каждой втулке. Однако Mavic предлагает их периодически регулировать и дает для этого специальный ключ. При этом в инструкции написано, что для этой "деликатной операции" следует обратиться в сервис Giant-Russia в Москве.

    Внутреннее устройство втулок Deemax 02

    Внутреннее устройство втулок Deemax 05

    Втулки Shimano с полой осью E-thru (XTR/DEOREXT/SLX)

    Также для топовых линеек компонентов Shimano относительно недавно разработала систему эксцентрика полой оси E-thru, не требующую инструментов, оптимизирует жесткость и балансировку веса и обеспечивает легкость действия с внутренним кулачковым механизмом и новой структурой крепления. Система полой оси 15 мм на 15% жестче по крутящему моменту и на 25% жестче на поперечный сдвиг, чем традиционная система передней оси 9 мм с эксцентриком. Имеется также система полой оси 8 мм для втулки туристского велосипеда/гибрида и динамо-втулки.

    Такие втулки представлены в линейках XTR, XT, SLX и имеют цифру 8 в конце номера модели НВ-М978, НВ-М778, НВ-М758, НВ-М668.

    Крепление роторов

    Втулки велосипедов подразделяются на обычные и дисковые. Дисковые втулки предусматривают возможность установки дисковых тормозов на велосипед, т.к. ротор дискового тормоза размещен на втулке.

    Различают два стандарта крепления ротора, которые не совместимы друг с другом:

    • ISO. Крепление ротора с помощью 6 болтов.
    • Center Lock. Шлицевое крепление ротора, используемое компанией Shimano.

    Втулки E-thru используют только крепление Center Lock:

    О замене спиц

    Для передней втулки, не имеющей дискового или барабанного тормоза, замена лопнувших спиц не представляет никакой проблемы, так как спицу можно легко завести во фланец втулки сбоку. Но этот вариант малоприменим в случае, если рассматривается втулка с дисковым тормозом или задняя втулка. Для установки спицы во фланец, придется снимать ротор тормоза и звезды, что сильно усложняет работу и требует применения специальных инструментов. Для упрощения этих операций компании Mavic и Shimano разработали втулки с нетрадиционным способом крепления спиц.

    Mavic использует втулки с сегментированными фланцами под специальные прямые спицы. Заменить спицу в колесе, собранном на таких втулках, очень просто. Но сейчас колеса на таких втулках производит, насколько я знаю, только сам Mavic и их стоимость очень высока.

    Shimano пошли по другому пути, создав новые бесфланцевые втулки DDH (directional design hub) в группе Deore (HB-M555 и FH-M555). Спицы традиционной формы (с загнутой расклепанной головкой) вставляются в изолированные от подшипников полости через прорези на корпусе втулки. Замена спиц производится без снятия каких-либо деталей, что очень удобно. Стоимость бесфланцевых втулок не очень сильно отличается от традиционных, что является их существенным плюсом. Единственный серьезный недостаток - в процессе эксплуатации, прорези на корпусе забиваются грязью, и снять спицы с колеса становится весьма проблематично.

    Крепление оси втулки на раму велосипеда

    Колесо крепится на велосипеде путем заведения концов оси втулки в пазы на перьях рамы и их последующей затяжки, которая может осуществляться либо гайками, накрученными на концы оси, либо при помощи эксцентрикового механизма или, как его еще называют, механизма quick release. Удобство использования эксцентриковой стяжки заключается в возможности быстрого снятия и установки колеса без использования инструментов, которая при необходимости иногда оставлять где-либо велосипед, в условиях нашей страны иногда превращается в недостаток. Второе преимущество - неизменность регулировки подшипников при затяжке эксцентрика после установки колеса на велосипед. Все современные втулки, кроме самых дешевых, снабжаются эксцентриковым механизмом.

    Производители

    Наибольшее распространение на данный момент получили втулки Shimano. Особенно это касается задних втулок, имеющих заметно более сложную конструкцию, чем передние: многие велосипеды комплектуются задними втулками Shimano и дешевыми передними втулками других производителей. Shimano выпускает втулки только на конусных подшипниках. Среди втулок задних колес для горных велосипедов лишь втулка группы Tourney имеет крайне устаревшую конструкцию с резьбовой трещеткой, остальные - более прогрессивную типа FreeHub. Втулки групп Tourney и Altus/Acera имеют самую простую грязезащиту, Alivio - более развитую, Deore - двойную, Deore LX и Deore XT - двойную защиту и улучшенную обработку беговых дорожек подшипников, XTR - наилучшую обработку, грязезащиту и шарики из нержавеющей стали. На мой взгляд - втулки Deore LX - лучшие втулки Shimano по соотношению цена/качество: Deore сильно уступает по своим характеристикам, а Deore XT значительно дороже. Другой известный производитель оборудования для горных велосипедов, выпускавший втулки на конусных и промышленных радиальных подшипниках - SRAM с 2002 перестал их выпускать. Точнее, он продолжает выпускать только втулки с внутренним переключением передач.

    Большинство недорогих горных велосипедов комплектуется втулками Formula (с Тайваня), обладающими средненькими характеристиками. В отличие от них, другая Formula (из Италии) выпускает втулки, предназначенные для установки дисковых тормозов, на промышленных подшипниках. Правда, отзывы об их продукции очень неоднозначны - от восторженных до откровенно негативных. Дорогие и качественные втулки выпускают такие компании, как DT Swiss, Hope, Hayes, American Classic, Hadley, DMR, Novatec и некоторые другие. Встречаются и неплохие втулки от дочерних компаний производителей велосипедов: Coda, Scott Components и др.

    Обслуживание

    Сразу оговорюсь, что здесь речь идет только о наиболее распространенных типах втулок. Их обслуживание сводится к обслуживанию несущих подшипников: их чистке и замене смазки, а также регулировке, так как трещеточные механизмы ("орехи") втулок условно-неразборные, механизмы втулок типа "Торпедо" необслуживаемые, а другие типы механизмов встречаются весьма редко и должны иметь какие-то конкретные указания по обслуживанию в паспорте велосипеда. При умеренной эксплуатации переборку втулок для замены смазки следует производить раз в сезон или раз в 5000 км., при агрессивном использовании, обслуживание необходимо проводить чаще. В случаях появления люфта в подшипниках или посторонних звуков при вращении колеса переборку или регулировку необходимо проводить по возможности быстрее. Если во втулки попала вода, также желательно перебрать их. Втулки шоссейных и городских велосипедов могут перебираться реже в силу более щадящего режима эксплуатации. Втулки на промышленных подшипниках также должны обслуживаться.

    Надо сказать, что для разборки втулки на радиально-упорных подшипниках требуются конусные ключи и съемник кассеты, в случае задней втулки, поэтому обычно проще сдать велосипед на переборку в мастерскую. При замене смазки необходимо использовать пластичную смазку типа Литола, ШРУС, смазка № 158 или другой качественной пластичной смазки. (Прочитайте отдельную статью про смазки)

    В случае использования конусных подшипников стоит осмотреть поверхность шариков и беговых дорожек на предмет наличия трещинок и сколов и, в случае необходимости, заменить шарики и конуса. Перед закладкой свежей смазки, необходимо как следует вычистить втулку от остатков отработанной. Не стоит разжижать консистентную смазку жидкими маслами, иначе смазка будет легко вымываться и быстро срабатываться. Кроме обслуживания подшипников, пользуясь случаем желательно осмотреть втулки на предмет появления трещин в корпусах и, главное, на фланцах в зоне расположения спицевых отверстий.

    Итоги

    Работа втулки очень сильно зависит от типа подшипников, качества их обработки, а также качества уплотнений. Мягкость и легкость вращения подшипников определяется точностью изготовления, типом полировки беговых дорожек, и их поверхностным упрочнением. Чем выше поверхностная прочность беговых дорожек, тем меньше сопротивление вращению втулки, особенно под нагрузкой, но при этом может снижаться долговечность из-за склонности к выкрашиванию материала.

    Чрезмерно плотный сальник будет существенно тормозить вращение втулки, а свободный будет плохо выполнять свои функции. Все современные втулки кроме самого низкого уровня имеют двойное уплотнение. В дорогих втулках, например DT Swiss, применяется лабиринтное уплотнение, которое более эффективно защищает внутреннюю полость втулки. В то же самое время, любая подобная защита помогает защитить подшипники лишь от летящей грязи и воды, поэтому не стоит лишний раз окунать втулки в воду.

    spbvelo.ru

    Втулка - это... Что такое Втулка?

  • Втулка — Втулка  деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь. В зависимости от назначения применяют втулки подшипниковые, закрепительные,… …   Википедия

  • ВТУЛКА — ВТУЛКА, втулки, жен. (спец.). 1. Металлическое кольцо или короткая трубка, помещаемые в местах опоры вала, внутри колесной ступицы для уменьшения трения. Втулка подшипника. Колесная втулка. 2. Металлическая или деревянная затычка, пробка для… …   Толковый словарь Ушакова

  • втулка — втулочка, пробка, затычка, штуцер, бушинг, цанга Словарь русских синонимов. втулка см, пробка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • втулка ВК — втулка ветроколеса Элемент ВК, предназначенный для крепления лопастей и передачи момента вращения к СПМ ветроагрегата. [ГОСТ Р 51237 98] Тематики ветроэнергетика Синонимы втулка ветроколеса EN hub …   Справочник технического переводчика

  • втулка — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] втулка Механическая деталь, обычно жесткая трубка, используемая для законцовки зачищенного конца провода. [ГОСТ …   Справочник технического переводчика

  • ВТУЛКА — деталь машины или устройства в виде полого цилиндра (конуса), в отверстие которого входит сопрягаемая деталь. Втулки бывают сплошные и разрезные …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВТУЛКА — ВТУЛКА, и, жен. 1. Цилиндрическая или конической формы деталь машины с продольным отверстием для вставляемой другой детали. 2. Затычка, пробка. | прил. втулочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ВТУЛКА — центральная часть всякого колеса с цилиндрическим отверстием, предназначенная для насаживания колеса на ось или вал. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • ВТУЛКА — сменяемая деталь механизма, через к рую проходят вал, стержень или поршень, имеющие вращательное или прямолинейное поступательно возвратное движение, вследствие чего изнашивается В., а не крупная деталь механизма, в к рую В. поставлена. Обычное… …   Технический железнодорожный словарь

  • Втулка — – деталь цилиндрической формы с отверстием, входящая в состав сварной анкерной плиты. [ГОСТ 24379.1 2012] Рубрика термина: Скобяные изделия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ВТУЛКА — деталь типа тел вращения с осевым отверстием для сопрягаемой детали …   Большая политехническая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Велосипедная втулка колеса. Какие есть втулки

    Приветствуем всех! Уже скоро зима, а значит пришло время готовить байк к лету, и сегодняшняя тема для написания статьи – велосипедные втулки и все о них.

    Почему именно так? Все просто, как можно разбирать, обслуживать и ремонтировать какой-то узел велосипеда, не зная его конструкции, свойств и механизма действия?! Нет, конечно, есть такие, кто ремонтирует все наугад, правда, по нормальному, починить получается только половину, ну да ладно 🙂 Дабы быть в курсе всех новых статей и обзоров советуем подписаться на рассылку, в которой Вы будете оповещены о новых статьях.

    Кто читает нашу статью не первый раз, уже хорошо ознакомлен с принципом изложения информации, а кто читаем впервые, напомним, все делаем по порядку.

    Из этой статьи вы узнаете:

    1. Мифы о втулке.

    2. Какую втулку купить.

    3. Минусы резьбовых соединений втулки.

    4. Плюсы втулки со шлицевым соединением.

    5. Грязевая защита втулки.

    6. Экс-центрик Maxle.

    7. Правила выбора втулки.

    Как то историю втулок мы рассматривали в статье о колесах, поэтому повторятся не будем.

    Втулка с колесом – это рычаг и точка опоры. Все мы знаем, что чем больше колесо, то есть сам рычаг, тем лучше накат, а чем лучше скольжение и качение во втулке – тем легче крутится колесо, получается, тот же накат. Существует миф, что во втулках теряется часть энергии, или, так называемой, мощности от педалирования. Хотим заметить, что научно доказано противоположное. В книге Успенского «Теория велосипеда» указаны числа, которые доказывают, что потери во втулках настолько малы, что ими можно пренебречь. Оказывается, что потеря в кареточном узле с цепью составляет 4,5%, переднее колесо тратит 7,4% потерь, а заднее колесо – 18% обще энергии. А теперь, внимание. Потери во втулках колес составляют всего 0,47% энергии!!! Так что, если хотите улучшить накат – поменяйте резину и цепной привод. Почему такой малый процент потери энергии объясняет сама конструкция втулки: шарики крутятся вокруг своей оси, а также вокруг оси колеса, плюс, все это находится в смазке. Поэтому не стоит экономить на смазке во время обслуживания втулок, вложите ее туда столько, как будто она не ваша 🙂 В скором времени мы сделаем обзор разных смазок, перелопатим множество форумов и напишем статью о лучших смазках подшипников для разных компонентов велосипеда и разных условиях езды.

    Многие люди нам пишут, что купили новые втулки, и довольны хорошим накатом. Когда спрашиваешь о том, сколько велосипеду лет – отвечают «Около 5 лет». Становиться откровенно смешно, ведь это пустая трата денег. Есть всего немногое количество людей, которые в сезон наезжают свыше 5 тысяч километров и вынуждены через 5-6 лет работы велосипеда заменять втулки, и то, такое бывает не очень часто. Да и втулки менять целиком не всегда обязательно. У многих качественных производителей вело-компонентов, и вело-втулок, посадочное гнездо под подшипник легко заменяется на новое. Стоимость таких гнезд не велика, качество, конечно, на порядок ниже заводского, но это уже намного лучше, чем попросту выбрасывать целую втулку. Например, у меня и у Саши велосипеды 96-ого и 2005-ого года выпуска, соответственно, и они ездят еще на родных втулках. Я б сказал, не просто ездят, а летают, потому что накат – сумасшедший. Да что все о нас, да о нас, читаем дальше о втулках!

    Новая втулка всегда будет крутиться на порядок хуже, чем та, что уже была в работе. Захотите узнать больше информации – изучайте трибологию, науку об износе. А простыми словами мы скажем, что новая втулка должна немного приработаться, износится, и тогда накат будет лучше. Не верите? Поставите новую втулку, сделайте толчок, посчитайте количество оборотов. Проедите 100-150 км, повторите эксперимент. Гарантируем, что количество оборотов колеса при одинаковой силе толчка будет больше, чем в первый раз. И еще, если не хотите проблем с втулками, не поскупитесь, и купите втулку высокого уровня, это рациональное капиталовложение.

    Когда пришло время выбора втулки, задается вопрос «Какую втулку купить?». И понеслась…. Половина говорит, что только на пром-подшипниках, а половина говорит, что только конусные, или, так называемые, насыпные подшипники. Команда velo-travel будет золотой серединой, которая объективно расскажет о преимуществах и недостатков разных втулок.

    Сначала был шарик. Потом был насыпной подшипник. Потом был промышленный подшипник. Вот и вся история 🙂 На теории – промышленные подшипники, это относительно новая разработка, а значит лучше. На практике вело-туризма – чем проще узел, тем он лучше. Обычные насыпные подшипники – это немножко, откровенно сказать, геморрой, но который лечится, а пром-подшипники – это сладкая вата, которая нам принесет неизлечимую болезнь, диабет. А теперь четко – для езды по городу и покатушке на расстояние до 200 км за день, или 500 за поход, промышленные подшипники – самое то! Они очень удобные, не требуют регулировки, хорошо защищены от воздействия внешней среды. Что касается длительных походов с большими нагрузками – тогда выбор за насыпными подшипниками. Все просто, катятся что те, что другие подшипники очень легко, но промышленные подшипники гораздо сложнее в установке, а насыпные требуют простой, но тонкой регулировки. В условиях похода заменить промышленный подшипник просто нереально, или иными словами, очень затратно. Тем более, мы никогда не знаем, когда выйдет тот, или иной подшипник из строя. Если разломается шарик в насыпных подшипниках – заменить его, это 10 минут, от остановки, до полного сбора колеса, а вот пром-подшипник потребует выпрессовки и запрессовки назад уже нового, в сборе, подшипника.

    Решать Вам, а мы сказали свое мнение.

    Втулки бывают задние и передние. Отличи от первых – наличие посадочного места для задних звезд. Раньше, задние звезды были цельны, и накручивались на резьбу. Теперь все по-другому, и такая конструкция уходит в историю.

    Дело в том, что резьбовое соединение втулки и трещотки имеет много минусов:

    — Вероятность сорвать резьбу во время установки.

    — Неравномерный износ трещоточного механизма и самых звезд.

    — Недостаточная прочность и жесткость.

    — Большие потери энергии в узле.

    Правда, такие задние звезды до сих пор устанавливаются на велосипедах благодаря их дешевизне и взаимозаменяемости.

    Именно поэтому на смену трещоткам пришли кассеты. Благодаря шлицевому соединению втулки с кассетой удалось достигнуть больших успехов!

    А именно:

    — Меньший вес.

    — Храповых механизм удалось установить внутрь шлицевого барабана, а значит, уменьшилась потеря энергии, на вращении в подшипниках.

    — Расстояние между подшипниками стало больше, а значить и жесткость втулки стала выше.

    — Надежность крепления благодаря шлицам стала намного выше, и сорвать кассету со шлицев не реально.

    — Легкость в установке, благодаря шлицевому соединению.

    — Появилась возможность заменять отдельные звезды, а не всю кассету.

    Материалом для втулок служила сталь, сейчас используют алюминиевые сплавы, и, очень редко, титановые сплавы, как у серии Shimano XTR.

    Мы выше писали о храповом механизме, многие не знают, как он действует, но все знают, что это, так называемая, трещотка. Но, это не правильное название. Давайте мы расскажем о храповом механизме и его принципе работы.

    Храповой механизм – это движущая часть задней втулки. Его конструкция проста – это храповик и собачки (от 2 до 6). Собачки подпружинены и цепляются за зубцы храповика, тем самым передают крутящий момент от звезд к колесу. Когда звездочки не движутся, собачки прижаты и не соприкасаются с храповиком, который в свое время свободно вращается. Быстрее всего из строя выходят собачки и их пружинки, которые можно легко заменить в барабанных втулках, и очень тяжело в трещотках.

    Но, некоторые компании, а именно CRISS, KING и т.д., разработали механизм, который попросту вечен. Это два стальных зубчатых кольца и пружина. Во время качения, зубчатые кольца не соприкасаются с колесом, а во время педалирования пружина вжимает кольца во втулку, тем самым устанавливая соединение колец с колесом. Просто и надежно.

    Еще один вид втулок – это роллерные. Если передние роллерные втулки – это тормозные, то задние – это обратные тормозные втулки. О таких втулках подробнее опишем в другой статье.

    Грязевая защита втулки – это хорошо, только в меру. Обычные пыльники, улучшенные пыльники — это самый ходовой вариант, а контактные и лабиринтные уплотнители – это сложные приспособление, которые увеличивают сопротивление качению во втулке. Но, пыльники, это те же презервативы, не гарантирующие 100% защиты 🙂 Лучший вариант предохранения от пыли – перебрать вовремя втулку, особенно после проезда глубокого брода или купании в соленой воде.

    Мы рассмотрели классификацию втулок по типу крепления задних звезд. Пришло время рассмотреть втулки по виду крепления к раме велосипеда.

    Что мы знаем о таком креплении? Это то, что можно закрепить с помощью болта, или с помощью экс-центрика. Все, больше информации 90% населения просто не знает, а мы расскажем!

    Мы не будем рассказывать о стандартных длинах осей, о силе зажима экс-центрика и тому подобное, мы расскажем о новых прибамбасах, для быстрого фиксирования колеса в дропаутах вилки или в задних перьях рамы.

    Материалом для осей втулок служат сталь, алюминиевые и титановые сплавы.

    Как всем известно, экс-центрики плохо держат колеса у велосипедов экстремального стиля езды. Для этого был придумано экс-центрик MAXLE и MAXLE Lite. Его суть очень проста – отсутствие зажимной гайки с одной стороны. Вместо этого на оси расположена резьба, и, соответственно, резьбовое отверстие на дропауте вилки. Порядок установки прост. Сначала эксцентрик продевается через безрезьбовое отверстие, дальше ось закручивается в резьбовое отверстие и вся ось зажимается экс-центриком. Но и сам эксцентрик не простой, а особенный. Трубка-корпус рассечена на четыре лепестка, и по время зажима она прочно фиксируется в дропауте вилки. Особенность – использование только с дисковыми тормозами. Версия Lite – отличается только весом и использованным материалом. Вес легче примерно в два раза. Есть деньги, агрессивно катаете, поломали уже не одну ось? Тогда Maxle создан для Вас! И не подумайте, что это реклама, другие фирмы потом также начали производство подобных втулок, и весьма успешно.

    Это самые основные и самые успешные разработки креплений колес в раме. История помнит многих «кулибинов», которые пытались изобрести что-то новое, но ничего путного у них не получилось.

    А и еще, стоит обратить внимание на одну интересную вещь – это амортизационную втулку.

    Смешно, но это правда! Конструкция втулки очень сложная. Да и вес втулки большой, да и толку с той втулки не особо много. Если в двух словах описать суть действия амортизации, то все просто. Сама втулка ходит по оси по направляющей скобе. Дабы ход втулки не был просто шатом, свободное пространство заполнено упругим элементом. Вот и все понты. Именно поэтому никто о ней не знает, но она существует – амортизационная втулка. Теперь Вы можете с легкостью спорить со своим другом о существовании амортизационной втулки на бутылку пива. Стоп, не пива, конечно же, а сока. Что-то наша команда сегодня разошлась на шутки 🙂 Пора уже заканчивать описания втулок, и в конце подведем небольшой итог о втулках и о правильном выборе втулок.

    Как правильно сделать выбор втулки:

    — если есть свободные деньги – лучше купить втулку уровня повыше;

    — гнаться за советами маркетологов и вестись на скупые цифры не нужно, а лучше спросить у товарищей отзывы;

    — насыпные или пром-подшипники – решать только Вам путем сравнения условий использований подшипников (об это мы писали выше) со своими условиями езды;

    — при выборе втулки стоит обратить внимание на тип задних звезд. Лучше брать кассету, чем трещотку;
    — трещотка – это резьбовое соединение на втулке, кассета – шлицевое;

    — если условия езды и свободные средства позволяют – стоит обратить внимание на выборе динамо-втулки. О них читайте у нас на сайте;

    — планетарная втулка, кажется дороже, но она включает в себя три компонента – втулку, набор задних звезд, суппорт и дорогую цепь.

    Если у Вас есть дополнения – пишите комментарии, с радостью ответим, обсудим и дополним! Есть вопросы – задавайте! Не стесняйтесь общаться и расширять круг своих знаний. Для того чтобы быть всегда в курсе событий, подписывайтесь на рассылку.

    Посмотрите полезное видео, о том как обслуживать втулки. Приятного просмотра!

    Желаем все удачи на дорогах и хорошей работы компонентов! До новых встреч :).

    С уважением, команда velo-travel

    Ещё статьи по теме:

    velo-travel.com

    Велосипедные втулки (передняя и задняя), как их разобрать

    Время чтения: ~11 минут Автор: Михаил Скворцов 712

    Велосипед – простой или сложный механизм? Все зависит от того, с какой стороны посмотреть и какой конкретно велик у нас перед глазами. Например, устройство МТБ можно назвать сложным по сравнению с сити-байком, но простым относительно автомобиля. Тем не менее даже самая заурядная модель – система взаимосвязанных узлов. Выделить какой-то один из них не получится – эксплуатацию обеспечивает слаженная работа всех механизмов. Как раз к таким относятся колесные втулки.

    Велосипедные втулки отвечают за распределение круговых и радиальных нагрузок, равномерность вращения колеса, накатистость, а в некоторых случаях – за переключение передач и остановку велосипеда. Исходя из этого, понимаем, что состояние втулок напрямую влияет на качество езды. А раз так, остановимся на этом механизме подробнее: как он устроен, чем различаются между собой втулки, как обслуживать этот узел.

    Устройство велосипедных втулок

    Механизмы такого типа впервые появились именно на велосипедах. В основе работы втулки лежат подшипники качения – шариковые детали для передачи крутящего момента от оси на корпус втулки и вращения колеса. Распространение получили три основных типа подшипников качения – шариковая насыпь, сепараторные и закрытые (промышленные).

    Классическим и универсальным устройством обладает передняя втулка:

    • ось колеса с креплениями к дропаутам;
    • подшипники;
    • защитные вставки – пыльники;
    • корпус;
    • наружные крепления под спицы.

    Конструкция идентична на велосипедах любого типа, начиная от стандартных дорожных моделей и заканчивая скоростными велосипедами специального назначения. Разумеется, что при схожести общего строения втулки будут различаться между собой по материалу, весу, прочности, степени защиты и ходовому ресурсу.

    Втулки на передние колеса легче и проще, чем на задние. Это связано с меньшей динамической нагрузкой на переднюю часть велосипеда. Кроме этого, сложность заднего механизма по сравнению с передним связана с наличием свободного хода. Он устанавливается на всех велосипедах, кроме fix-байков. Также перед легче перебирать своими руками.


    Стандартное устройство осевого колесного узла

    Какими бывают корпуса втулок велосипеда? По типу производства они разделяются на:

    • литые,
    • штампованные,
    • точеные.

    По сравнению с точеными и штампованными (прокатными), литые втулки обладают низким запасом прочности, а также чуть уступают им по весу. Однако при грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании они также могут прослужить достаточно долго без расспицовки колес. Применяемые материалы – алюминиевые сплавы для литья и точки, сталь используют в штамповке. Ось изготавливается из стали, алюминия и реже – из титана.

    На большинство втулок велосипедов устанавливают конусные подшипники с радиальным упором. Деталь крепится таким образом:

    1. На ось навинчивается конус.
    2. Сверху на корпус насаживается подшипник.
    3. Внешняя часть плотно прилегает к корпусу втулки.

    Подшипники такого типа получили распространение благодаря высокому ходовому ресурсу возможности перебрать и отрегулировать по мере износа.
    Некоторые модели горных и шоссейных велосипедов оснащаются радиальными пром-подшипниками. В сравнении с классическими открытыми шариковыми системами прома не требуют разборки и просты в установке. За счет меньшего сопротивления качению и более высокого КПД эти подшипники значительно увеличивают ходовой ресурс втулки.

    Задние втулки – разновидности и принципиальные отличия

    Устройство осевых узлов для задних колес сложнее, чем для передних – выше уже упомянули о встроенном механизме свободного хода. Кроме этого, втулки снабжаются специальными вставками под кассету, трещотку, тормозные диски. На моделях с планетарным переключением передач задние втулки – это сложные шестеренчатые системы.

    И конечно, на классических советских велосипедах и современных сити-байках они оснащены тормозным механизмом:


    Схема задней втулки с барабанным тормозом

    По конструкции задние велосипедные втулки разделяются на виды:

    • классическая, без тормозов, с креплением под кассету и/или диск;
    • тормозная с внутренним барабанно-колодочным механизмом;
    • планетарная;
    • червячная;
    • flip-flop;
    • без свободного хода.

    Классические узкие втулки по внешнему виду схожи с передними. Устанавливаются на скоростные модели, имеют встроенный механизм свободного хода. Принцип работы заключается только в прямой передаче усилий от педалей через трансмиссию на ось. Фиксацию втулки обеспечивают собачки, которые в отсутствие приложенных усилий удерживают корпус, за счет чего колесо крутится самостоятельно по инерции.


    Отличия передней и задней втулок горного велосипеда

    Планетарка – модель, которая вызывает живой интерес у велосипедистов. Вся многоступенчатая трансмиссия скрыта в корпусе втулки, благодаря чему ей не требуется регулировка, она на 100% защищена от вредных погодных условий и обладает очень высоким ходовым ресурсом.

    Классическая система планетарки – три передачи: стандартная, повышенная и пониженная. На картинке показана модель с ножным тормозном, как на советских сити-байках, но существуют и бестормозные планетарки. Высокоскоростные трансмиссии оснащаются пятью, семью и восемью передачами. По числу передаточных отношений они сопоставимы с 24-ступенчатыми кассетными системами.

    Ремонт планетарок не предусмотрен, они служат один раз. Сложности могут возникнуть с обслуживанием осевого узла и подшипников, если они износятся раньше механизма переключения скоростей. Также есть и пара других недостатков – высокий вес и относительно низкая ударная прочность. Планетарки ставятся на городские модели, так как в агрессивных условиях быстро изнашиваются.

    Червячная и барабанная тормозные втулки устанавливаются на задние колеса односкоростных велосипедов. Торможение происходит при движении педалями назад. Механизм работает по следующему алгоритму:

    1. При движении ведомой звезды назад активируется механизм свободного хода. На всех ножных тормозных системах есть некоторый запас, когда звезда может провернуться назад на 1/8 оборота. Это, в свою очередь, снижает эффективность торможения.
    2. Остановка корпуса.
    3. Вращение барабана и раздвижка тормозных колодок, остановка колеса.
    4. При отсутствии приложенных усилий на педали пружина барабана должна мгновенно отскакивать. Если этого не происходит (говорит об износе механизма), колесо необходимо растормозить, прокрутив педали вперед.

    Червячный тормозной механизм отличается от барабанного тем, что к внутренней стенке корпуса при вращении звезды в обратном направлении прикладывается резьбовой шнек. Преимущества тормозных втулок:

    • не требуется частое обслуживание – этому способствует герметичный корпус и большое количество смазки;
    • по необходимости легко извлечь и смазать подшипниково-осевую часть, не задевая тормоза;
    • относительно небольшой вес, хорошая прочность.

    Flip-flop, или двухзвездочная втулка, – система, которая позволяет развернуть колесо на 180 градусов. По обоим концам расположены две звезды разного диаметра, в зависимости от предполагаемых условий езды колесо повернуть большой или маленькой звездочкой.


    Велосипед на flip-flop можно считать двухскоростным

    Двухзвездочная модель не имеет встроенного тормозного механизма и даже свободного хода. Задняя втулка без свободного хода передает усилия в обоих направлениях – от педалей к колесу и от колес к педалям. Благодаря этому, динамика велосипеда заметно увеличивается по сравнению с моделями на свободном ходу.

    Амортизационные втулки – сравнительно новая и малоизвестная разновидность. Устанавливается на передней оси и служит гасителем колебаний колеса. При движении велосипеда совершает возвратно-поступательное движение вверх-вниз по направляющей скобе. Для достижения амортизационного эффекта снаружи окаймлена упругими эластичными вставками.

    Типы креплений на раму велосипеда

    Рассмотрим, какие крепления бывают на колесные оси. Традиционно представлены тремя типами:

    • гайковые – на бюджетных дорожных и скоростных моделях, ось закреплена на дропауты двумя гайками;
    • шлицевые – имеют аналогию с гайками, вместо них на ось накладываются плоские шлицевые накладки;
    • эксцентрики – распространенное крепление на скоростных велосипедах, пружина фиксируется зажимной гайкой и рычагом.

    С позиции удобства эксцентрики лучше гаек и шлицев – колеса снимаются и ставятся за полминуты, механизм простой и относительно долговечный. Однако сила закрепления не соответствует агрессивным условиям езды – слишком высокие нагрузки на крепления.

    Специально для этих целей были придуманы гибридные крепления «эксцентрик-гайка». С правой стороны ось крепится к дропауту через обычную гайку, а с левой зажимается рычагом. Установка такого эксцентрика выглядит таким образом:

    1. Ось продевается через рычажное крепление через весь корпус втулки.
    2. Резьба накручивается на дропаут вилки или заднего пера.
    3. Сверху накидывается гайка.
    4. Зафиксированный с правой стороны эксцентрик зажимается обычным рычагом.

    Рычажно-резьбовой эксцентрик Maxle

    Таким образом, колесо не ослабнет на высокой скорости по бездорожью. Если обычный эксцентрик уже не спасает, есть смысл выбрать именно такой тип крепления.

    Переборка втулки – просто, быстро, качественно

    Рано или поздно необходимость залезть в осевую систему колеса и отремонтировать ее возникает у любого велосипедиста, даже владельца стандартного сити-бийка. Со временем смазка стареет, подшипники истираются, могут поломаться шайбы, да и ось невечная.

    Неисправности втулок определяются очень просто:

    • ухудшение наката, снижается средняя скорость велосипеда;
    • хруст подшипников;
    • люфт;
    • подтекание смазки;
    • трещина в корпусе.

    Для устранения последней проблемы потребуется разборка колеса, в остальных случаях можно обойтись без расспицовки. Вообще операцию по снятию корпуса лучше доверить мастеру – спицы снять получится легко, а вот надеть обратно и правильно настроить получится не всегда.

    Порядок действий, как разобрать втулки самостоятельно:

    1. Снять колеса с дропаутов.
    2. При помощи гаечных ключей подходящего размера ослабить крепежные гайки на оси. С заднего колеса необходимо снять кассету с помощью съемника.
    3. Подшипники могут быть застопорены колечками. Тонкой отверткой аккуратно поддеваем их.
    4. Теперь мы получили доступ к подшипникам. Извлекаем их наружу и аккуратно откладываем в сторону. Нежелательно, чтобы шарики рассыпались.
    5. Вытащить ось из полости корпуса.
    6. Протереть внутреннее пространство и детали от застаревшей смазки. Аккуратно сложить запчасти на чистую тряпочку.

    Разобранный червячный осевой узел заднего колеса

    При профилактической переборке детали и корпус смазываются, и далее узел собирается в обратном порядке. Как видно, сделать переборку очень просто, полчаса от силы.

    Примечание: для втулок лучше приобрести специальный смазочный состав, а отдельно на подшипники можно нанести густую смазку.

    А что делать, если требуется замена подшипников, оси, шайбочек, а то и всей втулки? За заменой всего узла лучше обратиться в мастерскую. Если быть точнее, то необходима переспицовка колеса. В остальном же самостоятельно починить внутренний механизм не составит труда:

    1. Подбираем подшипники по типоразмерам. На одну сторону они устанавливаются внешней, на другую – внутренней стороной, главное, не перепутать.
    2. После разборки все детали лучше сложить в том порядке, в каком они были установлены на втулку – так легче потом собрать.
    3. Смазывать необходимо сначала внутреннюю полость, потом ось и только в последнюю очередь подшипники.
    4. После того как сборка завершена, устанавливаем колеса на велосипед и проверяем работу втулок. Люфт, затормаживания, вытекания смазки – все это признаки неправильной переборки.

    Крепежные гайки должны быть затянуты, но не должны мешать вращению оси. Слабая затяжка вызовет люфт, а слишком сильная – дополнительную нагрузку на подшипники и затрудненное вращение. Разобрать и собрать втулку просто, с задней все осложняется съемом кассеты, тормозного диска. Кроме того, ее устройство за счет встроенного механизма свободного хода (как минимум) сложнее, чем у передней, поэтому перебирать следует с особой аккуратностью. 

    загрузка...

    velofans.ru


    Смотрите также



    © 2009-: Каталог автоинструкторов России.
    Карта сайта, XML. продвижение сайта