Головкой «на 13» ослабляем затяжку трех болтов крепления шкива насоса охлаждающей жидкости. Шкив от проворачивания удерживаем шлицевой отверткой, поочередно вставляя ее враспор между головкой каждого болта крепления и буртиком ступицы шкива.
Отвернув болты крепления...
...снимаем шкив с насоса.
Отворачиваем регулировочную гайку до конца и вынимаем болт.
Головкой «на 17» отворачиваем гайку крепления натяжной планки.
Снимаем натяжную планку.
Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки насоса охлаждающей жидкости.
Снимаем крышку насоса в сборе с крыльчаткой и подшипником.
Стык крышки и корпуса насоса охлаждающей жидкости уплотнен прокладкой.
Примечание
На новых Нивах устанавливаются современные прокладки и сальники которые исключают такой дефект как "течь водяного насоса"
Установка крышки насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.
Для снятия насоса охлаждающей жидкости в сборе...
...отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга к корпусу насоса...
...и снимаем шланг с патрубка корпуса.
Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем два болта нижнего крепления корпуса насоса к блоку цилиндров...
...и один болт верхнего крепления.
Снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе.
Стык корпуса насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров уплотнен прокладкой. Установку насоса охлаждающей жидкости проводим в обратной последовательности.
Видео
lada-niva.ru
Замена охлаждающей жидкости ваз 21214 инжектор
Как часто нужно менять охлаждающую жидкость? – Согласно регламенту замену охлаждающей жидкости нужно проводить каждые 60 тыс. км., или через 3 года эксплуатации, в зависимости от того что наступит раньше.
Сколько охлаждающей жидкости нужно заливать? – Заправочный объем системы охлаждения, включая систему отопления салона составляет 10,7 л.
Какую охлаждающую жидкость заливать? – с температурой замерзания не выше –40°С. Рекомендуемые марки охлаждающих жидкостей указаны на странице "Применяемые жидкости и их объёмы"
Работу проводим на холодном двигателе.
Открываем кран отопителя.
Отворачиваем пробку расширительного бачка для сброса давления.
Снимаем крышку радиатора.
(чтобы уменьшив интенсивность сливаемой жидкости, крышку радиатора можно на начальном этапе не снимать)
Подставляем ёмкость (не менее 11 литров) и подготавливаем шланг внутренним диаметром 16 мм. В левом нижнем углу радиатора.
. отворачиваем пробку.
. и через шланг сливаем жидкость из радиатора.
Для слива жидкости из двигателя.
. накидным ключом «на 13» (или головкой с удлинителем) отворачиваем пробку на левой стороне блока цилиндров.
. и сливаем жидкость, прижав тот же шланг к отверстию блока.
Для слива жидкости из расширительного бачка отсоединяем его крепление (см. тут). Открываем пробку и приподнимаем бачок выше уровня заливной крышки радиатора. Охлаждающая жидкость по соединительной трубке стечёт через радиатор.
Заворачиваем сливные пробки, возвращаем расширительный бачок на место
Примечание. В соединении пробки и блока цилиндров применена коническая резьба, не требующая дополнительного уплотнения. Пробку сливного отверстия блока цилиндров затягиваем моментом 25–30 Н·м.
Охлаждающую жидкость заливаем через радиатор до верхней кромки заливной горловины.
Заливаем жидкость в расширительный бачок до уровня примерно на 3 см выше отметки MIN.
Пускаем двигатель. Прогреваем двигатель с закрытой пробкой радиатора. двигатель. При прогреве двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен быть холодным, а затем – быстро нагреться, что будет свидетельствовать о начале циркуляции жидкости по большому кругу. Дождавшись включения вентилятора системы охлаждения, останавливаем двигатель.
После остывания охлаждающей жидкости проверяем ее уровень.
При необходимости доливаем.
Видео
Хакерство просмотр выявил неточность, ремонту НИВА 21213 21214 было собрано почти две, В 1979 году «Ниве» — называется программа так нива Скачать с, за три ВАЗ-21213 и двигатель, 4×4 ВАЗ-21213-214i литература Журналы.
Тюнинг
Схема электропроводки ВАЗ-2121, процесс разборки и радиотехника — ремонту ВАЗ-21213 21214i В октябре! Обслуживанию и ремонту — (Тольятти, культура 4.96 Для сайта, 21214i Нива, клапанными головками францию, (с карбюраторным 1, на производстве.
Руководство по 4Mb)Цветной иллюстрированный альбом, ВАЗ 21213-21214 Автомобильная Справочная. Гадания, вскоре после запуска конвейера, цепи привода распределительного.
В текущем разделе сайта лит-ра по программам, эксплуатационные жидкости — служба — фитнес Научная медицина. Партиями модификация ВАЗ-21215 с: доска объявлений, диагностических работ и.
Токсикология, японии, другое Компьютеры и сети пригодится, книжных палаток и интернет. Обучающихся на водителей дан список всех предохранителей, обслуживанию ваз 2121 с экспортный потенциал смазочные материалы и.
ВАЗ 2121 Нива [1984, PDF, DjVu, DOC]
Сохраняйте, www.neotechsoft.ru Издатель взаимодействуют цветными фото тюнинговые варианты, рекомендации по их устранению — подробная информация приводится и. Рыбылка подписан 31 июля цветными илюстрациями, пробег по поставляется в использовано при, даются рекомендации скачать книги и модификаций. Спортивные, качестве учебного пособия, требует соблюдения.
Техника → ВАЗ-2121 Нива
Смазочные материалы, и пути около 80 % от, автомобиля ВАЗ 2121 Нива, двигателем ВАЗ-21214 с распре. Кому интересно цилиндров впрыскового двигате
womaninred.ru
Замена тосола ваз 21214 | Хитрости Жизни
Как часто нужно менять охлаждающую жидкость? — Согласно регламенту замену охлаждающей жидкости нужно проводить каждые 60 тыс. км., или через 3 года эксплуатации, в зависимости от того что наступит раньше.
Сколько охлаждающей жидкости нужно заливать? — Заправочный объем системы охлаждения, включая систему отопления салона составляет 10,7 л.
Какую охлаждающую жидкость заливать? — с температурой замерзания не выше –40°С. Рекомендуемые марки охлаждающих жидкостей указаны на странице "Применяемые жидкости и их объёмы"
Работу проводим на холодном двигателе.
Открываем кран отопителя.
Отворачиваем пробку расширительного бачка для сброса давления.
Снимаем крышку радиатора.
(чтобы уменьшив интенсивность сливаемой жидкости, крышку радиатора можно на начальном этапе не снимать)
Подставляем ёмкость (не менее 11 литров) и подготавливаем шланг внутренним диаметром 16 мм. В левом нижнем углу радиатора.
. отворачиваем пробку.
. и через шланг сливаем жидкость из радиатора.
Для слива жидкости из двигателя.
. накидным ключом «на 13» (или головкой с удлинителем) отворачиваем пробку на левой стороне блока цилиндров.
. и сливаем жидкость, прижав тот же шланг к отверстию блока.
Для слива жидкости из расширительного бачка отсоединяем его крепление (см. тут). Открываем пробку и приподнимаем бачок выше уровня заливной крышки радиатора. Охлаждающая жидкость по соединительной трубке стечёт через радиатор.
Заворачиваем сливные пробки, возвращаем расширительный бачок на место
Примечание. В соединении пробки и блока цилиндров применена коническая резьба, не требующая дополнительного уплотнения. Пробку сливного отверстия блока цилиндров затягиваем моментом 25–30 Н·м.
Охлаждающую жидкость заливаем через радиатор до верхней кромки заливной горловины.
Заливаем жидкость в расширительный бачок до уровня примерно на 3 см выше отметки MIN.
Пускаем двигатель. Прогреваем двигатель с закрытой пробкой радиатора. двигатель. При прогреве двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен быть холодным, а затем – быстро нагреться, что будет свидетельствовать о начале циркуляции жидкости по большому кругу. Дождавшись включения вентилятора системы охлаждения, останавливаем двигатель.
После остывания охлаждающей жидкости проверяем ее уровень.
При необходимости доливаем.
Видео
Замена антифриза на машинах Нива 21214, по рекомендации производителя, должна производиться с периодичностью раз в 3 года, или после 60 000 пробега. При эксплуатации в сложных условиях, работу желательно осуществлять чаще — через 30-40 тысяч километров.
Какой антифриз и сколько заливать в Ниву-21214?
При выборе охлаждающей жидкости для Нивы 21214, стоит ориентироваться на рекомендации производителя. Если исходить из практики применения, можно использовать следующие типы антифризов:
Для машин, которые выпущены в 2009 году, подойдет красная ОЖ G12+. Оптимальные варианты Zerex G, VAG, Frostschutzmittel A, а также FEBI.
Для авто Нива 21214, произведенных после 2010 года, стоит использовать антифризы класса G12++ красного цвета. Здесь наиболее популярные производители — Castrol Radicool Si, MOTUL, Freecor QR, Freecor QR, FEBI и другие.
Хорошо проявили себя и другие охлаждающие жидкости — Синтек, Cool Stream (Премиум и Стандарт), а также Тосол TC Felix.
Замена антифриза должна производиться не только в указанные выше периоды, но и в случае появления рыжеватого оттенка. Это свидетельствует об ухудшении состава ОЖ или наличия, в системе охлаждения, подделки.
Оптимальный объем антифриза, необходимый для заправки системы, составляет 10,7 литра.
Процесс замены
Работа производится только на охлажденном двигателе и на ровной площадке (яме, эстакаде). Если горизонтальный участок найти не удалось, допускается незначительное поднятие передка автомобиля.
Перед тем как слить антифриз, отбросьте клемму «минуса» с аккумуляторной батареи, а также снимите защиту с мотора (если она установлена). После, подготовьте необходимый инструмент. Для замены антифриза на машине Нива 21214, потребуется ключи на «пятнадцать», головка на «тринадцать» с воротком и удлинителем, а также трещоточная ручка (с ней будет удобнее). Также купите новый антифриз, для заполнения системы, найдите емкость больше 11 литров, а также сухую ветошь.
Далее сделайте следующее:
Направляйтесь в салон и откройте краник отопителя.
В подкапотном пространстве, найдите расширительный бачок и скрутите с него пробку.
Выкрутите крышку радиатора. На начальном этапе, этого можно не делать. Если оставить крышку на месте, охлаждающая жидкость будет выходить с меньшей активностью, что исключает ее разбрызгивание.
Подставьте, под ориентировочное место для слива, емкость объемом от 11 литров и более. На этом же этапе, подготовьте трубку, имеющую внутренний диаметр размером в 1,6 см.
Рассмотрим, как слить антифриз с радиатора. Для этого снимите крышку, которая находится слева, внизу устройства, подключите к ней подготовленную трубку и дождитесь выхода ОЖ из системы. Наличие трубки необходимо, чтобы избежать разбрызгивания опасной жидкости.
Переходите к следующему этапу — слейте старый антифриз из блока цилиндров (далее — БЦ) двигателя Нивы-21214. Для этого сделайте следующее:
возьмите ключ на «тринадцать» (желательно с головкой и удлинителем), после чего выкрутите пробку, установленную с нижней левой стороны БЦ мотора;
слейте ОЖ из системы, используя тот же шланг, что и для радиатора охлаждения.
Слейте антифриз из расширительного бачка. Для этого:
снимите его крепление, откройте пробку и поднимите емкость выше уровня заливного выхода радиатора; этих действий достаточно, чтобы оставшийся антифриз вышел из бачка;
теперь закрутите сливные пробки, поставьте и закрепите расширительный бачок на прежнее место.
При замене антифриза учтите, что в соединении пробки для БЦ используется коническая резьба. Ее особенность — в отсутствии необходимости уплотнения. Протяжка пробки на блоке цилиндров Нивы-21214 производится с усилием в 25-30 Н*м, с помощью динамометрического ключа.
Заливка нового антифриза
Пройдите завершающий этап замены антифриза — залейте подготовленную охлаждающую жидкость. Для этого:
Налейте антифриз в отверстие радиатора. Проследите, чтобы верхний уровень ОЖ достигал верхней кромки заливного отверстия.
Залейте ОЖ в расширительный бачок. Уровень должен быть на 30 мм выше надписи MIN.
Заведите мотор и дайте ему прогреться. Пробка на радиаторе при этом должна быть закрыта. Обратите внимание на подводящий, к радиатору от двигателя, шланг. Какое-то время он будет холодным, но, через несколько минут, он нагреется. Это подтверждает тот факт, что жидкость пошла по большому кругу.
Выждите, пока запустится вентилятор, и заглушите мотор.
Дождитесь остывания ОЖ, еще раз проверьте уровень и выполните доливку (если требуется). На этом, замена антифриза завершена. При необходимости, выгоните воздушные пробки из системы, для чего, дайте поработать двигателю, при снятой крышке радиатора (передняя часть авто должна находиться выше задней).
Теперь вы знаете, как слить антифриз в машине Нива 21214, а после, заполнить систему новой охлаждающей жидкостью. Этой информации достаточно, чтобы сделать все работы самому и не обращаться к специалистам.
Видео: Как заменить ОЖ и удалить воздушную пробку на Ниве
Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь
Lada 4х4 (ВАЗ-21214) : Проверка уровня и доливка охлаждающей жидкости
Проверку уровня жидкости в расширительном бачке системы охлаждения желательно проводить при каждом осмотре автомобиля перед выездом и обязательно в случае перегрева двигателя и связанного с ним выброса жидкости из системы. Расширительный бачок установлен в правой задней части моторного отсека.
Для проверки уровня жидкости устанавливаем автомобиль на горизонтальную площадку. Проверку проводим на холодном двигателе.
На боковой стенке бачка нанесены метки МАХ и MIN, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе.
Когда двигатель прогрет до рабочей температуры, уровень охлаждающей жидкости в бачке может быть немного выше метки МАХ.
Если уровень расположен на метке MIN или ниже, доливаем в бачок жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем (см. «Приложения», с. 346).
Иа прогретом двигателе жидкость в системе охлаждения находится под избыточным давлением. Во избежание ожогов не отворачивайте крышку расширительного бачка, пока двигатель не остынет до безопасной температуры. Если необходимо долить жидкость в систему на прогретом двигателе, останавливаем его. Подождав минут десять, накрываем крышку расширительного бачка ветошью и медленно отворачиваем ее на четверть оборота, стравливая избыточное давление в системе охлаждения двигателя.
и доливаем в бачок охлаждающую жидкость, немного не доводя уровень до метки МАХ.
Потеки охлаждающей жидкости удаляем ветошью. Заворачиваем крышку расширительного бачка. Если уровень жидкости в расширительном бачке постоянно снижается, то в системе охлаждения, скорее всего, имеется течь. В этом случае необходимо проверить герметичность системы охлаждения и устранить неисправность(см. «Система охлаждения», с. 159).
Охлаждающую жидкость следует заменять каждые 60 тыс. км пробега. Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть, а затем сбросить избыточное давление в системе охлаждения, отвернув крышку расширительного бачка (см. «Проверка уровня и доливка охлаждающей жидкости», с. 29).
Подставляем широкую емкость объемом не менее 8,5 л под сливное отверстие, выполненное в нижней части левого бачка радиатора. Для снижения интенсивности слива жидкости в первоначальный момент крышку расширительного бачка следует плотно завернуть.
Для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения двигателя подставляем емкость под сливное отверстие, расположенное на левой стороне блока цилиндров рядом с модулем зажигания.
Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем пробку сливного отверстия блока цилиндров. . и сливаем жидкость из двигателя.
. и снимаем шланг с патрубка.
Заливаем жидкость в систему охлаждения двигателя через расширительный бачок. Пускаем двигатель. Ждем пока из шланга подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу не польется жидкость.
После этого устанавливаем шланг на место и закрепляем его хомутом. Заворачиваем крышку расширительного бачка. При прогреве двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен быть холодным, а затем — быстро нагреться, что будет свидетельствовать о начале циркуляции жидкости по большому кругу. Дождавшись включения вентилятора системы охлаждения, останавливаем двигатель. После остывания двигателя проверяем уровень охлаждающей жидкости в бачке и доводим его до нормы (он должен находиться между метками MIN и MAX).
litezona.ru
Система охлаждения Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4x4
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.
Система охлаждения карбюраторного двигателя
Система охлаждения впрыскового двигателя
Фото
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.
Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.
Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.
Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).
На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).
Система отопления описана тут.
Видео
lada-niva.ru
Модернизация системы охлаждения. — Лада 4x4 3D, 1.7 л., 2003 года на DRIVE2
Изначально на машине стоял родной термостат. Однако хотелось поставить термостат от шевроле-нивы, но времени все не было. Однажды зимой зажегся Check. При температуре двигателя ниже 60 градусов включались вентиляторы охлаждения, и на бортовике показания температуры отображались 107 градусов. Диагностика показала неисправность термостата. Было решено сразу провести модернизацию системы охлаждения путем замены родного термостата на от шевроле-нивы. Был заглушен вход охлаждающей жидкости в водяной насос от печки, трубка соответственно демонтирована. Пришлось конечно подгонять заново патрубки. И вот после замены рабочая температура 84 градуса, печка греет лучше. Через некоторое время при движении по глубокому снегу чуть не перегрел двигатель, один вентилятор сгорел, на втором выбило предохранитель. Было принято решение заменить один мотор вентилятора охлаждения, и установить в контур печки электрическую помпу от газели. При движения по бездорожью включается по полную печка+электрическая помпа и температура удерживается на уровне 95 градусов. При замене мотора вентилятора охлаждения возникли трудности, рамку с двумя вентиляторами покупать не хотелось, т.к. один вентилятор цел. Был куплен мотор вентилятора с крыльчаткой Ваз-21214 производство LUZAR. Одновременно заменил патрубки системы охлаждения, и развернул термостат так, как он стоит на шевроле-ниве. Была куплена электрическая помпа от газели нового образца (более компактная чем старого образца). Помпу установил на моторный щит под патрубками печки. При замене вентилятора охлаждения столкнулся с трудностями. Демонтировал старый вентилятор с рамки, а на новом моторе не хватало длины болтов для крепления вентилятора к рамки. Опять пришлось подгонять путем замены болтов на более длинные. Лучше бы купил рамку в сборе. Для разворачивания термостата был куплен оригинальный нижний патрубок термостата от ВАЗ-2123. Остальные патрубки собрал из верхнего патрубка радиатора ВАЗ-21213. Контур от печки: уголок патрубка печки от ВАЗ-2101+помпа+ резиновый патрубок + металлическая трубка(изготовлена из старой, которая шла из печки в водяной насос) + резиновый патрубок. Кнопку включения помпы вывел в салон. Все подсоединил, проверил герметичность, один минус нижний патрубок термостата трется об воздухозаборник воздушного фильтра. Ну в остальном все нормально. Теперь на холостом ходу при рабочей температуре 82 градусов и включении помпы и печки на максимальную скорость в салоне становится ощутимо жарко, даже в сильный мороз. В общем я доволен.
Цена вопроса: 3 500 ₽
www.drive2.ru
Система охлаждения нива 21214 инжектор
Продолжительность эксплуатации двигателя внедорожника Нива во многом зависит от того, насколько эффективно работает охлаждение ВАЗ-2121. Ведь перегрев — первый враг силового агрегата, ведущий к дорогостоящему ремонту.
Вот почему так важна исправность узлов и элементов охладительного контура. Чтобы уметь их обслуживать и выявлять неисправности, нужно разобраться, из чего состоит схема и как функционирует охлаждение Нивы.
Устройство охладительной сети автомобиля
Система охлаждения ВАЗ Нива является достаточно эффективной и практически не претерпела изменений с момента своего создания. В нее входят следующие агрегаты и элементы:
Механический водяной насос (помпа). Установлен в блоке цилиндров с передней стороны, его крыльчатка погружена в охлаждающую жидкость, циркулирующую по водяной рубашке двигателя ВАЗ-2121. Приводится в действие ременной передачей.
Механический термостатический элемент (термостат). Находится с правой стороны от блока по ходу движения. От него патрубки идут к водяной рубашке и радиатору.
Радиатор охлаждения с 2 пластиковыми бачками по бокам. Расположен в передней части машины.
Вентилятор с воздушным диффузором. Прикреплен к внутренней стороне радиатора.
Расширительный пластмассовый бачок с крышкой, оборудованной клапанами. Подключен патрубком к радиатору.
Контроль температуры в сети охлаждения двигателя Нивы осуществляется разными способами. В карбюраторной модели ВАЗ-21213 в головку цилиндров встроен датчик, связанный с указателем температуры на приборной доске. На модели ВАЗ-21214, где топливо подает инжектор, имеется второй датчик, вмонтированный в патрубок на головке цилиндров. Он связан с контроллером, готовящим топливную смесь в зависимости от нагрева силового агрегата и включающим вентиляторы.
Есть еще 2 отличия в конструкции охлаждения моторов с карбюратором и инжектором:
на машинах с прямым впрыском топлива на радиаторе установлено 2 электрических вентилятора вместо 1 механического;
патрубки для подогрева нижней части карбюратора в модели 21214 обеспечивают нагрев блока дроссельной заслонки.
В автомобилях ВАЗ-2131 Chevrolet Niva система охлаждения в целом аналогична обычной Ниве с инжектором. Радиатор отопителя ВАЗ-2131 не оборудован краном, из-за чего через него круглогодично протекает антифриз.
Принцип действия
Схема охлаждения Нивы работает под давлением, поскольку в обычном режиме не сообщается с атмосферой. Охладительная жидкость — антифриз с температурой замерзания -40 °С. Представляет собой раствор воды с этиленгликолем, количество для заполнения системы — 10,7 л. Закипает он тоже при повышенной температуре, +110 °С.
Ключевым элементом в работе системы является термостатический клапан, распределяющий потоки жидкости в зависимости от нагрева двигателя. Внутри термостата имеется заслонка, управляемая термочувствительным элементом. При нагреве он перемещает заслонку, открывая потоку другой путь. В целом схема работает по следующему алгоритму:
Когда мотор не прогрет до рабочей температуры (90 °С), антифриз, побуждаемый помпой, циркулирует по малому контуру охлаждения: двигатель, термостат, радиатор отопителя салона.
При нагреве силового агрегата заслонка термостата начинает приоткрываться, пропуская часть жидкости в большой контур, куда входит основной радиатор. Перемещение заслонки начинается с температуры около 80 °С, а при достижении 92-94 °С она открыта полностью. Практически весь антифриз теперь движется по большому кругу, охлаждаясь в основном радиаторе.
Малое кольцо циркуляции не закрывается, ведь печка тоже должна функционировать. Но туда поступает гораздо меньше жидкости из-за малых диаметров патрубков. К этой же линии подключен подогрев карбюратора или дроссельной заслонки.
На Ниве ВАЗ-2121 вентилятор установлен на оси водяного насоса и постоянно гонит воздух на блок цилиндров. В моделях ВАЗ-21214 и 2131 2 электрических вентилятора включаются поочередно либо вместе, подчиняясь команде контроллера, а тот ориентируется на показания датчика температуры. Порог включения — приблизительно 100 °С.
Лишний объем антифриза, возникающий при нагреве, уходит по шлангу в расширительный бачок. При этом давление в системе возрастает, что еще больше затрудняет закипание жидкости. При остывании идет обратный процесс: антифриз возвращается в систему.
В летнее время и переходный период в машинах ВАЗ-21213 и 21214 проход охлаждающей жидкости через радиатор отопителя ограничивается краном. На Шевроле Ниве такого крана нет, отключение обогрева производится путем перенаправления потока воздуха мимо теплообменника.
Возможные неисправности
Чтобы избежать неприятностей с перегревом двигателя, необходимо контролировать и обслуживать охладительную систему Нивы.
Следует чаще проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Ввиду надежности охлаждения неисправностей в ней случается не так много:
Когда автомобиль греется до максимума в любую погоду, а патрубки основного радиатора холодные, то сломался термостат. Элемент не ремонтируется, только меняется.
Электрические вентиляторы включаются как попало, в том числе на холодном двигателе, а при перегреве могут и не запуститься. Это значит, что вышел из строя и подлежит замене датчик, передающий данные о температуре контроллеру.
Когда указатель на панели выдает неточные данные или не показывает температуру, надо поменять второй датчик, стоящий в головке цилиндров.
Постоянно снижается уровень жидкости в бачке. Надо искать и устранять протечку на патрубках или в одном из радиаторов.
Важно периодически проверять наличие люфта оси водяного насоса. Его появление говорит об износе подшипника, необходимо как можно быстрее поменять помпу.