Ключ к знанию

Датчик дроссельной заслонки


Датчик положения дроссельной заслонки — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2016; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2016; проверки требуют 8 правок.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — устройство, предназначенное для преобразования углового положения дроссельной заслонки в напряжение постоянного тока. Является одним из датчиков электронных систем управления двигателем автомобиля с впрыском топлива.

По сигналу ДПДЗ контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки, а по скорости изменения сигнала отслеживается динамика нажатия педали акселератора, что в свою очередь является определяющим фактором для включения режимов кикдауна или активации подачи воздуха в обход дроссельной заслонки через клапан холостого хода. По сигналу ДПДЗ контроллер отслеживает угол отклонения дроссельной заслонки. В режиме запуска двигателя контроллер отслеживает угол отклонения дроссельной заслонки и, если заслонка открыта более чем на 75%, переходит на режим продувки двигателя. По сигналу ДПДЗ о крайнем положении дроссельной заслонки - в закрытом состоянии (<0.7V), контроллер начинает управлять регулятором холостого хода (РХХ) и, таким образом, осуществляет дополнительную подачу воздуха в двигатель в обход закрытой дроссельной заслонки.

Кроме того ДПДЗ служит для дозирования топлива.[1]

Датчик представляет собой потенциометр. Ось вращения токосъёмника совмещена с дроссельной заслонкой. При нажатии на педаль акселератора происходит открытие дроссельной заслонки и перемещение токосъёмника по поверхности резистивного элемента, вместе с тем меняется электрическое сопротивление потенциометра.

Существует две разновидности ДПДЗ: контактный и бесконтактный. Действие контактного ДПДЗ основано на принципе реостата, потенциометра и переменного резистора. Контактные элементы датчика размещаются на специальных дорожках, число которых составляет от двух до шести. Когда они перемещаются, происходит изменение напряжения. Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки работает на использовании эффекта Холла. Другими словами, в этой системе отсутствуют традиционные контакты. На месте подвижных контактов датчика расположен эллипсный постоянный магнит, а в корпусе находится интегральный датчик Холла. Он считывает изменения магнитного поля при перемещении магнита, и преобразует значение показаний в электрический сигнал. [2]

Основываясь на информации, получаемой с датчика, электронный блок управления выбирает режимы подачи топлива.

ru.wikipedia.org

Что такое датчик положения дроссельной заслонки?

Для автомобилистов одной из важных характеристик транспортного средства является расход топлива. На количество топливно-воздушной смеси, которое поступает в камеры сгорания, а если точнее, на количество воздуха в смеси напрямую влияет работа дроссельной заслонки. ДЗ – располагается под капотом между воздушным фильтром и впускным коллектором ДВС с впрыском топлива. В начале 21 века на автомобили с электронным управлением впрыска начали устанавливать датчик положения дроссельной заслонки, с целью установления точной дозировки смеси и оптимизации расхода относительно положения педали акселератора.

Что такое датчик положения дроссельной заслонки, принцип его работы, конструкция?

Работа дроссельной заслонки ориентируется на регулировку давления воздуха во впускной системе. Основываясь на принципе работы клапана, во время того как заслонка открыта – давление в системе сравнимо с атмосферным, после закрытия – в системе образуется вакуум.

Датчик положения дроссельной заслонки устанавливается в системе питания на оси заслонки и регулирует скорость ее работы. Если рассматривать конструкцию датчика, можно сказать, что это потенциометр, который управляет изменениями напряжения. Прибор относится к резистивным и в его устройстве находится активный ползунок; имеет три вывода: подача напряжения, масса и управление двигателем.

Во время того, как дроссельная заслонка находится в закрытом положении напряжение датчике минимально. Увеличение напряжение происходит пропорционально открытию заслонки, и в крайней позиции достигает порядка 5В. Блок управления двигателем, основываясь на полученных данных датчика, способен дать оценку движениям дроссельной заслонки и, при необходимости, изменяет характер ее работы, изменяя впоследствии момент и количество топливно-воздушной смеси, зажигание.

В некоторых случаях вместо потенциометра устанавливают магнитно-резистивный датчик, который состоит из статичного магнита (размещается на вале заслонки), элемента с электронной чувствительностью из магниторезистивного материала. Считается бесконтактным, поскольку отсутствует механическая связь. Работа бесконтактного датчика основана на магнитных волнах при повороте оси заслонки с изменением сопротивления.

Типы датчиков положения ДЗ

На сегодняшний день автомобильная промышленность представляет два типа датчиков:

  • Контактный потенциометр. Используется всеми производителями транспортных средств. В конструкции имеет ползунок и резистивные дорожки. Жестко крепится на патрубке дросселя и соединяется с осью. Работает на основе динамики напряжения, что способствует коррекции ЭБУ подачи топлива. При давлении на акселератор дроссель открывается, что разворачивает ось и перемещает ползунок, изменяя протяжность резистивных дорожек электрической цепочки.
  • Бесконтактный. Производится как альтернативный вариант потенциометра. Работает на основе динамического изменения влияния магнитного поля. Бегунок не контактирует с рабочей частью, поскольку имеет постоянный магнит. На изменения реагирует электронный элемент. Считается, что такие датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.

Считается, что магниторезистивные датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.

Виды неисправностей ДПДЗ

Проблемы работы датчика дросселя связаны с его конструкторским устройством, и в целом характерны для большей части переменных резисторов. Автолюбители выделяют три основные проблемы:

  1. Износ подвижного контакта или пленочного сопротивления.
  2. Люфт креплений.
  3. Окисление активных контактов.

В процессе работы подвижного контакта и взаимодействии с пленочным сопротивлением возникает постоянное трение, которое при длительном воздействии изнашивает как резистивный слой, так и непосредственно поверхность активного контакта. Практика показывает, что степень износа напрямую зависит от стиля вождения и проявляется крайне неравномерно. Из-за этого только в некоторых местах образуются места, где активный контакт не достает до резистивного слоя, провоцируя исчезновение напряжения на выводе датчика положения дросселя.

В таком случае в старых инжекторных транспортных средствах снижается подача топлива и повышается риск детонации двигателя. В современных инжекторных ДВС система блокирует работу силового узла и активирует индикатор «check engine».

Окисление рабочих контактов возникает исключительно при условии повышенной влажности под капотом. В итоге сопротивление может повыситься, а электрический контакт полностью разорваться.

Причины и признаки поломок датчика

Определить неисправную работу датчика дросселя можно по нескольким «симптомам»:

  1. Падение общей мощности ТС;
  2. Увеличенный расход топлива;
  3. Поздний отклик после нажатия на педаль газа;
  4. Неустойчивая работа холостого хода;
  5. Разгон сопровождается резкими рывками.

Подобные признаки могут наблюдаться и при поломках некоторых других элементов подкапотного пространства, поэтому перед началом мер по исправлению проблемы необходимо произвести проверку работы ДПДЗ. В целом причин поломок датчика дросселя несколько:

  • Деформация напыления основы в начале работы активного ползунка, из-за чего напряжение выхода не может линейно расти;
  • Неисправность сердечника. Поломка хотя бы одного наконечника провоцирует образование задиров и зазубрин на основе подложки, что приводит к выходу из строя оставшихся наконечников. В результате – контакт полностью исчезает.

Провалы автомобиля при работе на 1–3 передачах могут свидетельствовать о неправильной адаптации дроссельной заслонки или некачественном датчике. Неоригинальные устройства очень зависимы от температуры. Тогда, чем больше корпус подвергается нагреванию, тем чаще меняется выходной показатель.

Диагностика работы ДПДЗ

Диагностировать работу датчика и дросселя можно собственными силами. Для этого необходимо под капотом создать легкий доступ к устройству (по большому счету, достаточно снять воздуховоды фильтра с патрубка и убрать шланги вентиляции).

После этого необходимо разъединить контактные провода датчика положения дроссельной заслонки, обнажив три основных контакта (обязательно понимать какой контакт за что отвечает). Далее заводим двигатель и подсоединяем положительную клемму мультиметра к питанию, а отрицательную к массе. После включения тестера и проведения замеров, показатель должен варьироваться от 4 до 6 Вольт.

После выключения зажигания измерения проводят, переключив мультиметр для измерения сопротивления. Тесты проводятся при закрытой заслонке, чтобы получить достоверные данные о сопротивлении между массой и сигналами для ЭБУ. Нормой считаются данные 0,8–1,2 кОм. Подобный тест необходимо повторить при открытом дросселе (норма данных 2,3–2,7 кОм).

Если полученные данные отличаются от диагностической нормы, можно смело делать вывод о неисправности и потребности в замене датчика. Некоторые автомобили имеют собственный эталон показателей. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте компании производителя, на форумах или в техническом руководстве ТС.

Замена датчика положения дросселя и регулировка нового устройства

В большинстве случаев заменить датчик достаточно просто и можно обойтись своими силами. Вся процедура состоит из трех основных частей: демонтаж старого неисправного устройства, установка нового ДПДЗ, сброс ошибки из памяти ЭБУ. В некоторых случаях потребуется произвести регулировку нового девайса.

Действия необходимо проводить при выключенном зажигании, при обесточенном датчике. Раскручиваем два винта крепления, и снимаем разъем с устройства. Ура, старый датчик снят.

Для установки нового датчика необходимо осторожно соединить торец оси дросселя с посадочным местом устройства. Отверстия должны быть совмещены во время поворота устройства по кругу. Далее необходимо вкрутить винты крепления и закрепить разъем.

Чтобы правильно сбросить ошибку из контроллера ЭБУ необходимо оставить отключенные клеммы от аккумулятора не менее чем на 8 часов. Приблизительно за такой срок память контроллера должна обнулиться. Самым надежным вариантом, если первый способ не помог, будет обратиться в сервис, где при помощи мотортестера проблема будет исправлена. С другой стороны, можно рискнуть продолжить использовать транспортное средство в «щадящем режиме», уповая на то, что рано или поздно ЭБУ самостоятельно сбросит ошибку.

Регулировка нового датчика положения дросселя

В большинстве случаев, современные датчики необходимо настроить после установки в автомобиль. Для этого после монтажа следует полностью закрыть заслонку и подключить щупы мультиметра к массе и выходу ДПДЗ. Устройство должно находиться в режиме вольтметра, и подключаться относительно полярности. Далее датчик поворачивается так, чтобы тестер показал минимальное напряжение. В подобном положении датчик необходимо плотно закрепить.

Иногда, после этого можно заметить завышенные холостые обороты. В подобном случае требуется провести «обучение» ЭБУ новым настройкам датчика. Для этого на 20–25 минут сбрасываются клеммы с аккумулятора, и устанавливаются обратно только при закрытой дроссельной заслонке. Далее на несколько секунд включается зажигание, но не заводится двигатель. Спустя 15–20 секунд работы зажигания его можно выключить. Процедуру необходимо повторить по второму кругу. За это время контроллер ЭБУ успеет сохранить новые параметры датчика.

Подробно обзнакомиться с проблемой и способами ее устранения можно на видео в сети:

Главное, при замене датчика положения дросселя использовать исключительно оригинальные устройства хорошего качества. Предметы низшей пробы могут поддаваться воздействию температуры и искажать данные.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

pricurivatel.ru

что это такое и как работает?

ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки, англ. Throttle Position Sensor, TPS) — специальный потенциометр, который определяет положение дроссельной заслонки и фиксирует изменения положения после нажатия водителем на педаль акселератора. Указанный датчик является составным компонентом электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и служит для передачи соответствующего сигнала на ЭБУ в совокупности с другими датчиками (ДМРВ, ДПКВ, ДД, РХХ и т.д).

Другими словами, электронный блок управления двигателем непрерывно получает от ДПДЗ информацию о положении заслонки на основании изменения выходного напряжения датчика, а также определяет скорость изменения положения дроссельной заслонки при нажатии на педаль газа, что позволяет учитывать интенсивность нажатия на акселератор. Данная особенность позволяет активировать режим «кик-даун» для интенсивного разгона.

Датчики положения дроссельной заслонки бывают двух типов:

  • пленочно-резистивный ДПДЗ;
  • бесконтактный ДПДЗ;

Пленочно-резистивные датчики конструктивно имеют особые резистивные контактные дорожки. Что касается бесконтактного датчика дроссельной заслонки, решение основано на магнитно-резистивном эффекте. Отметим, что бесконтактные ДПДЗ реже выходят из строя и служат заметно дольше пленочно-резистивных аналогов, при этом стоимость бесконтактных датчиков намного выше. На отечественных авто, а также на моделях иностранного производства начального и среднего классов зачастую установлены более дешевые пленочно-резистивные датчики.

Датчик положения дроссельной заслонки зачастую располагается на патрубке дроссельного узла. ДПДЗ жестко соединяется с осью самой заслонки. Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки основывается на постоянном изменении напряжения на выходе датчика, что позволяет ЭБУ получать информацию об изменении угла положения заслонки и динамично корректировать подачу топлива в двигатель в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки.

Давайте рассмотрим, как работает ДПДЗ на примере датчика пленочно-резистивного типа, который ставится на отечественную «десятку» ВАЗ. В то время, пока дроссельная заслонка находится в закрытом положении, напряжение на выходе ДПДЗ не превышает отметки в 0.7 В. Если нажать на педаль газа, тогда ось дроссельной заслонки осуществляет поворот ползуна датчика заслонки на определенный угол. В результате открытие заслонки вызовет изменение сопротивления на резистивных дорожках датчика, что  приведет к повышению напряжения на выходе ДПДЗ. Если выжать газ полностью, выходное напряжение ДПДЗ повысится до отметки 4В.

Отметим, что ДПДЗ активно участвует в процессе топливоподачи, так как на основании его показаний осуществляется точное дозирование топлива ЭБУ на разных режимах работы ДВС. От правильной работы датчика положения дроссельной заслонки также напрямую зависит «приемистость», экономичность и экологичность мотора. Неисправности ДПДЗ приводят к тому, что датчик передает на блок управления неправильные значения или сигнал от датчика положения дроссельной заслонки вовсе не поступает в контроллер. Результатом становится появление серьезных сбоев в работе двигателя.

Основные признаки и симптомы неисправностей ДПДЗ:

  • наблюдается падение мощности;
  • ухудшается отклик на нажатие педали газа;
  • увеличивается расход топлива;
  • двигатель может неустойчиво работать на холостых и под нагрузкой;
  • силовой агрегат может глохнуть в режиме холостого хода, обороты ХХ могут плавать или быть повышенными;
  • во время резкого нажатия на педаль газа машина может разгоняться рывками;
  • в отдельных случаях возникают сильные провалы после нажатия на газ, на приборной панели загорается «check», что может указать на наличие проблем с ДПДЗ;

Главными причинами поломки контактных ДПДЗ являются:

  1. истирание специального напыления основы в начале хода ползуна. Без напыления напряжение выходного сигнала не может повышаться линейно.
  2. еще одной возможной неисправностью датчика положения дроссельной заслонки является выход из строя подвижного сердечника. Поломка 1 из наконечников приводит к появлению задиров на подложке, затем отказывают оставшиеся наконечники. Итогом становится то, что контакт между резистивным слоем и ползуном исчезает.

Теперь давайте посмотрим, как быстро проверить ДПДЗ своими руками на примере автомобиля ВАЗ 2110. Для диагностики датчика положения дроссельной заслонки понадобится мультиметр, который переводится в режим вольтметра. После этого нужно вставить ключ в замок и включить зажигание. Мультиметром осуществляется проверка напряжения между отрицательным выходом и контактом ползуна датчика.  Измерительный прибор не должен показывать напряжение выше отметки 0.7 В. Далее понадобится  полностью открыть заслонку, после чего напряжение замеряется повторно. Мультиметр должен показать не менее 4В. Параллельно в процессе замеров следует несколько раз приоткрыть заслонку не полностью (на разный угол), обращая внимание на плавность изменения показаний вольтметра.

Если заметны отклонения от нормальных показаний, а также стрелка движется рывками или с явными задержками, тогда очевидна неисправность ДПДЗ.  Для завершения проверки можно также снять разъем с датчика и проверить сопротивление контакта ползуна.

Добавим, что ДПДЗ является устройством, ремонт которого зачастую нецелесообразен. Более того, попытки отремонтировать датчик положения дроссельной заслонки могут привести к сбоям в работе мотора, которые влияют на безопасность эксплуатации ТС.

Читайте также

krutimotor.ru

где находится ДПДЗ в авто, за что он отвечает и на что влияет, проверка и регулировка устройства мультиметром

Дроссельная заслонка в автомобиле — конструктивный узел, входящий в систему впуска на бензиновых силовых агрегатах. При возникновении неисправностей в механизме нужно проверить датчик положения дроссельной заслонки. Для этого можно воспользоваться одним из способов.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Характеристика датчика положения дроссельной заслонки

Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.

Где расположен датчик в авто?

Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.

Расположение контроллера на дросселе

Конструкция устройства

Конструктивно устройство включает в себя следующее:

  1. Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
  2. Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
  3. Резистивное устройство, выполненное из керамики.
  4. Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
  5. Цанговый зажим, оснащается шлицем.
  6. Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.

Назначение датчика положения дроссельной заслонки

Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.

Особенности работы устройства:

  1. Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
  2. Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
  3. Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
  4. Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.
Схематический принцип действия контроллера

Технические параметры устройства

Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:

  1. Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
  2. Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
  3. Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
  4. Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
  5. Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
  6. Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
  7. Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
  8. Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
  9. Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.

Разновидности

Существует два основных вида устройств:

  1. Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
  2. Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.

Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.

Симптомы неисправности датчика

Основные признаки, по которым можно выявить проблемы в работе контроллера ДПДЗ:

  1. В работе силового агрегата на холостом ходу возникают сложности. Обороты нестабильные, могут резко увеличиваться или падать, водитель при этом не жмет на педаль газа.
  2. Силовой агрегат может заглохнуть, когда водитель переключает передачу из одного режима в другой. Произвольная остановка мотора возможна как при езде на нейтральной скорости, так и при стоянке, к примеру, на светофоре или в пробке.
  3. Расход бензина существенно возрастает. Иногда рост потребления горючего незаметен для автовладельца. Тогда определить перерасход можно только путем замера.
  4. Фиксируется нестабильность в оборотах холостого хода. Причем это не зависит от режима функционирования силового агрегата.
  5. Мощность мотора машины значительно падает. Ее снижение обычно точно можно заметить при движении на подъеме, когда включена повышенная передача. Переключившись на более низкую скорость, можно избежать падения «тяги».
  6. Если автомобиль разгоняется или двигается на невысокой скорости, могут ощущаться рывки при нажатии на газ.
  7. Двигатель глохнет, как только водитель отпускает педаль газа.
  8. Из впускного коллекторного устройства начинают раздаваться звуки хлопков. Они появляются периодически, иногда их можно услышать при нажатии на газ.
  9. На панели приборов появляется световой индикатор Check Engine. Он может гореть постоянно либо загораться периодически.

Иван Васильевич подробно на практике рассказал о симптомах неисправностей ДПДЗ.

Причины возникновения неисправностей

Причины, по которым может потребоваться ремонт либо замена ДПДЗ:

  1. Закислились контактные элементы. Эту проблему сложно назвать поломкой, но она относится к неисправностям, которые можно устранить. При длительной эксплуатации контакты датчика могут окислиться. Это связано с работой ДПДЗ в условиях перепадов температур и воздействии влаги. Для ликвидации проблемы надо демонтировать контроллер и произвести очистку контактных элементов ваткой, обработанной средством WD-40.
  2. Стирание напыления на основании начального отрезка передвижения ползунка. Если резистивная основа удаляется, работа контроллера будет некорректной. Во время передвижения ползунка величина напряжения, которое поступает на управляющий модуль, увеличится. Но в результате стирания этого не происходит, поскольку сопротивление отсутствует. Это приводит к появлению неполадок, иногда происходят сбои в работе управляющего модуля.
  3. Повреждение наконечников на устройстве. Если это происходит, то на подкладке образуются заусеницы, что в итоге приведет к поломке остальных элементов. В некоторых случаях контакты продолжат функционировать, но это продлится недолго, тем более что износ подложки увеличится. При подобных проблемах ползунок и резистивный слой откажутся контактировать, что приведет к неработоспособности мотора машины.
  4. Поломка ползунка. Данный компонент устройства при длительной эксплуатации изнашивается. В результате он может отойти от необходимой траектории, что приведет к неполадкам.

Одна из причин выхода из строя контроллера положения заслонки дросселя показана в ролике канала «Все Сам».

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки?

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, потребуется помощь электрика. Если действовать самостоятельно, то надо подготовить тестер — мультиметр.

Инструкция по проведению проверки с помощью мультиметра

Процедура диагностики выполняется так:

  1. Чтобы облегчить доступ к устройству, с магистрали, подключенной к дросселю, надо демонтировать воздуходувы. Эти патрубки идут от воздушного фильтрующего механизма. В зависимости от конструктивных особенностей машины может потребоваться демонтаж вентиляционных магистралей от патрубка, которые идут к крышке головки блока цилиндров.
  2. От контроллера отсоединяется разъем с проводниками. Для этого надо нажать на фиксатор, который крепит колодку.
  3. Затем мультиметр переводится в режим вольтметра. Минусовой щуп тестера подключается к массе двигателя или кузову, чтобы обеспечить заземление. А положительный контакт идет к выходу, который на датчике маркируется как 1 или символ А.
  4. Теперь производится запуск двигателя и на запущенном агрегате выполняется замер рабочих параметров. Диапазон напряжения, в котором работает контроллер, должен составить от 4,8 до 5,2 вольт. Если эта величина полностью отсутствует либо слишком низкая, это говорит о наличии обрыва в электроцепи. При такой проблеме производится диагностика контактных элементов либо проверка работы электронного блока управления. Если причина заключается в управляющем модуле, возможно, потребуется его перепрошивка, в критических ситуациях выполняется замена процессора.
  5. Затем зажигание отключается, и тестер переводится в режим работы омметра.
  6. Клеммы устройства надо подключить к двум выводам штекера, которые не использовались. Когда заслонка закрыта, выполняется диагностика величины сопротивления. Если контроллер работоспособен, то полученные параметры составят в диапазоне от 0,9 до 1,2 кОм.
  7. Затем заслонка принудительно открывается, и проверка выполняется еще раз. Величина сопротивления должна увеличиться до 2,7 кОм.

Процедура диагностики контроллера с использованием тестера представлена пользователем Alex ZW.

Есть еще один вариант проверки, актуален для отечественных автомобилей ВАЗ, немного отличается от вышеописанного способа:

  1. Заслонка дроссельного узла закрывается, а зажигание в машине включается.
  2. При помощи вольтметра производится проверка параметра напряжения на выходе устройства. Полученный параметр должен составить не больше 0,7 вольт. Для определения выхода надо посмотреть на колодку с проводниками, подключенными к прибору. Два кабеля идут на заземление и питание, а третий контакт является выходным.
  3. Затем заслонка открывается, и параметр напряжения на выходе замеряется еще раз. Эта величина должна составить не меньше 4 вольт.
  4. Следующим этапом будет диагностика изменения рабочего параметра на выходе при закрытии и открытии заслонки. Когда положение этого элемента изменяется, напряжение должно меняться плавно, скачки не допускаются.

Как заменить датчик положения дроссельной заслонки?

Замена контроллера выполняется так:

  1. В автомобиле деактивируется зажигание. АКБ отключать необязательно, поскольку устройство обесточено.
  2. Открывается моторный отсек, от контроллера отключается разъем и выкручиваются болты, которые его крепят. Фиксирующих винтов обычно два, но их число может изменяться в зависимости от модели устройства и машины.
  3. Вышедший из строя ДПДЗ демонтируется. Контакты, к которому он подключен, очищаются щеткой.
  4. Выполняется монтаж нового контроллера. При установке надо осторожно соединить торцевую часть оси заслонки с местом монтажа устройства.
  5. Затем контроллер прокручивается по кругу. Это важно сделать для того, чтобы совместить отверстия и зафиксировать болты, которые его крепят. После закручивания винтов на датчик устанавливается колодка с проводами.
Отключение колодки с проводами от контроллера Выкручивание болтов, фиксирующих ДПДЗ Установка прокладки перед монтажом нового контроллера

Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки?

После замены датчика положения дроссельной заслонки выполняется его регулировка, это позволит добиться правильной работы ДПДЗ.

Регулировать новый контроллер надо так:

  1. Производится демонтаж гофрированной магистрали, подключенной к впускному коллекторному прибору. После отсоединения выполняется визуальная диагностика состояния самой заслонки. Необходимо вытереть этот элемент, а также впускное коллекторное устройство, используя тряпку, смоченную в горючем.
  2. Затем упорный болт заслонки отпускается. Сам элемент открывается до конца и резко отпускается, при выполнении этой задачи должен раздаться щелчок удара об упор.
  3. Производится регулировка натяжения упорного болта, в процессе надо щелкать заслонкой. Когда данный компонент перестает «закусываться» и перемещается свободно, винт надо зафиксировать с помощью гайки.
  4. Затем ослабляются болты, которые фиксируют контроллер. Один щуп тестера подключается к контактному элементу холостых оборотов, а второй подсоединяется между упорным болтом и самой заслонкой. Корпус контроллера проворачивается до момента, пока параметр напряжения не начнет меняться с открытием заслонки.
  5. Когда это произойдет, болты можно закрепить.

Дмитрий Мазницын подробно рассказал о процедуре регулировки контроллера положения заслонки дросселя на примере Фольксваген Пассат.

Что делать, если после регулировки датчика возникли проблемы с холостыми оборотами?

Если регулировка датчика положения дроссельной заслонки привела к скачкам холостых оборотов, надо выполнить процедуру ознакомления электронного блока с характеристиками нового ДПДЗ.

Задача выполняется так:

  1. Производится отключение клемм от АКБ. Зажимы ослабляются гаечным ключом, после чего надо подождать около 20 минут.
  2. Затем клеммы подключаются обратно. Перед следующим этапом надо убедиться, что заслонка узла закрыта.
  3. Ключ вставляется в замок, и выполняется активация зажигания примерно на 15 секунд. Силовой агрегат не заводится. После этого зажигание отключается.
  4. Затем надо подождать еще около 20 секунд. За это время микропроцессорный модуль сможет запомнить в своей памяти характеристики нового ДПДЗ.

Видео «Процедура регулировки ДПДЗ»

Канал Resta представил подробное руководство по выполнению процедуры регулировки контроллера после его замены.

 Загрузка ...

avtozam.com

Sergey-USSR › Блог › Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ (TPS) для моновпрыска Bosch Monojetronic Фиат, Фольцваген.

Датчик положения дроссельной заслонки для впрыска Bosch Monojetronic, можно собрать из бесконтактного вазовского датчика с преобразователем напряжения на операционном усилителе.

На заводском датчике имеются две дорожки:
1) короткая дорожка, от 0 до 26 градусов, работает на холостом ходу, при замыкании концевика регулятора холостого хода,
2) длинная дорожка, от 15 до 90 градусов, дорожка газа, работает при размыкании концевика регулятора.
Соответственно график напряжения на выходе заводского датчика.

По тестам журнала "За рулем" из датчиков разных производителей наиболее надёжным является калужский, собранный на базе КМА200 фирмы Philips, его и поставил.

Сайт производителя www.ae.ru/production/wide…_drosselnoj_zaslonki.html

По отверстиям он почти подходит, для центровки надо на 1 мм сверлом проточить.

Переходник: youtube.com/watch?v=FarSwgiQjOQ

Установленный датчик:

Полный размер

Для согласования калужского датчика с ЭБУ использовал схему предложенную одним из фиатоводов на операционном усилителе ( fotki.yandex.ru/users/sat-inet-tv/view/870027/ ), немного её упростив, в работе между схемами разницы нет.
Следует заметить, что при открытии заслонки на калужском ДПДЗ, напряжение не увеличивается, а уменьшается, от 4.5 до 0.5 вольт, поэтому сигнал надо подавать на инвертирующий вход ОУ.

Упрощенный вариант, применительно к калужско-филипсовскому датчику:

Плата с деталями:

Подстроечники советую брать не малогабаритные китайские, которыми трудно точное напряжение выставить, а советские СП3-38в и под них планировать плату.

Проверьте, что при полностью закрытой заслонке у вас 4.5 вольта, иначе механическим подгибанием стержня переходника добиваетесь 4.5 вольта, заводского рабочего диапазона. Если чуть меньше или больше, например 4.4 или 4.6, можно не подгибать, а скорректировать вторую строчку.
Для настройки удобно использовать таблицу.

При настройке к входу схемы вместо калужского ДПДЗ подключаете переменный резистор 1…3 ком и с помощью его выставляете напряжение из второй строчки, а подстроечниками добиваетесь напряжений из третьей и четвертой строчки.
При питании LM2902N от 6-вольтового стабилизатора КР142ЕН6Б (или L7806CV) максимальное напряжение на выходе ОУ 4.9 вольт, поэтому в таблице максимальное напряжение 4.9, а не 5 вольт. Это нормально, при подключении к 1 и 5 контактам разъема ДПДЗ напряжение на них просаживается приблизительно на 0.1 вольт.
Минимальное напряжение на выходе LM2902N тоже не 0, а 0.05 вольт, но чтобы не путаться, в таблице написал 0 вольт.

Настроенную схему устанавливаете на авто и ездите 1 день. При этом следите за оборотами ХХ на прогретом двигателе. Для цифровой панели 800 об/мин — это четыре деления из пяти.
Предположим (у меня это было) обороты ХХ — иногда три деления. Для увеличения оборотов ХХ заслонка должна приоткрыться, допустим на 1 градус. Это (4.5-0.5)/90=0.04 вольта на калужском ДПДЗ.

Повторяем настройку, уменьшив вторую строчку таблицы на 0.04 вольта

Надо поездить ещё день.
При необходимости повторите регулировку. Из опыта — 1-2 регулировок достаточно.

Ещё о превышении напряжения на входах. При работе их не должно возникать. но при обрыве массы (выскакивании провода из 1 клеммы разъема ДПДЗ) на входы ЭБУ попадет 12 вольт и ток будет (замерял ток на массу) 15 миллиампер. Выдержат ли входы ЭБУ или нет не знаю — запасного ЭБУ нет и краш-тест не проводил.
Превышения напряжения можно избежать, подключив параллельно выходам стабилитроны (на 5 вольт) или, если их нет под рукой, напряжение можно ограничить парой диодов. Подключать их надо к разъему ЭБУ в самом ЭБУ savepic.ru/12233027.jpg :

Проверено в течении года на своем авто (установлено в начале 2015).

www.drive2.ru

Отчет по регулированию датчика положения дроссельной заслонки и винта ХХ — DRIVE2

Данная запись — результат разбора предыдущего вопроса, который я поднимал в предыдущей записи по завышенным холостым оборотам на нейтралке. Все удалось решить и сделать ХХ более стабильным.
Цель: Mazda 626 V GF, 1998 год выпуска, объем 1.8, бензин, двигатель по VIN номеру FPY3, 90 л.с. Т.к. двигатель я менял, то не могу точно сказать FPY3 у меня сейчас или нет, т.к. на разборе было не ясно что за двигатель, но однозначно от такой же модели мазды, возможно, попался FP9A, который на 100 л.с., потому что скоростные характеристики стали выше, чем были до замены двигателя, ощущается.
Выбрал день 26.04.2015, воскресенье, как единственный свободный день. Подготовился:
— нужен любой ПК, желательно, конечно, на Windows XP, т.к. есть утилиты, которые криво работают на 7 и 8.1
— USB брелок для сканирования (сканер). Я использую ELM 327. Также понадобится переходник на маздовский диагностический порт, если он у Вас не стандартный OBDII. Переходник присутствует на фото.

Сканер USB ELM 327

— необходимое ПО для подключения к ЭБУ и сканирования. Я использую FORScan. Домашняя страница FORScan
— в моем случае понадобился ключ на 8 или же головка на 8 из набора Force или из любого аналогичного для ремонта авто для болтов на датчике положения ДЗ.
— немного хитрости, чтобы настроить датчик положения ДЗ довольно-таки легко и, что главное, правильно. Почему я решил, что проделанные манипуляции могут претендовать на "правильную настройку", описываю ниже в подробном отчете всего процесса.
Подготавливаем все под капотом для наброса сканера и регулировки датчика:
1. Откручиваем гайки крепления воздуховода.
2. Откручиваем гайки крепления корпуса воздушного фильтра.
3. Отсоединяем разъем подключения датчика температуры воздуха.
4. Отсоединяем разъем подключения датчика расхода воздуха.
5. Отсоединяем шланг.
6. Ослабляем хомут затяжки патрубка на дроссельную заслонку.

Я снимал все целиком, то есть воздуховод + патрубок + воздушный фильтр + патрубок. Меньше возни, крутелок и т.д. Следующий шаг — ослабить нижний крепежный болт датчика положения ДЗ. Т.к. я совсем недавно чистил и грунтовал саму дроссельную заслонку, ставил новую прокладку между дросселем и впускным коллектором, саму заслонку я больше не снимаю, провожу все работы при установленном дросселе. Данный факт создает легкое препятствие при ослаблении нижнего болта датчика.

Датчик положения дроссельной заслонки

И так, имеем два варианта: либо снимаем дроссельную заслонку и ослабляем датчик легко и быстро, либо подбираемся к нижнему болту датчика на установленной дроссельной заслонке. Выбирать Вам.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ — СТАРАЙТЕСЬ НЕ СМЕСТИТЬ ДАТЧИК С ТЕКУЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ, Т.К. ПОТОМ МОГУТ БЫТЬ ТРУДНОСТИ ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ, А ИМЕННО НЕ ЗАВЕДЕТСЯ МАШИНА ИЛИ ЖЕ БУДЕТ ГЛОХНУТЬ СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ СТАРТА.
Когда ослабили нижний и верхний болты датчика, надеваем н

www.drive2.ru

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки — Honda Rafaga, 2.0 л., 1994 года на DRIVE2

Ввиду скакающих оборотов ХХ, успокаиващихся после шлепка по пидале газа или шевеления фишки ДПДЗ решил разобрать сие чудо инженерной мысли. А так как в просторах Инета только отзывы типа он не чинится, поменяй и т.д. то не очень успешен опыт мой.
В принципе можно его починить и выкладываю свой так сказать реферат по теме "С чем едят ДПДЗ, на примере ДВС G20A".
значит начнем с внешнего…
Расположен он на Дроссельной заслонке, на самой оси, с противоположной стороны маховика тросика, уходящего на педаль. Для проверки можно его прозвонить (на сопротивление), а можно замерить выходное напряжение (сигнал), что на мой взгляд более правильно.
Как видно по фото — 1 и 3 соединены всегда и между мини сопротивление примерно 5 кОм. вывод №2 подсоединяется к графитовой дорожке через 2ю лапку поворотную (с ней очень аккуратно, т.к. лапки из проволочек и очень легко загибаются).

В результате при подключении фишки на него идет "+"(кажется 5 В) по 1й лапе. Через 3ю в мозг возвращается остаточное напряжение, после прохождения всего сопротивления (5 кОм), за счет чего ДМЕ понимает что датчик есть. В крайнем положении (закрытой заслонке) на 2ю лапу выводится напряжение почти с самого начала дорожки, что должно быть равным +4,5 В. По мере нажатия на педаль газа заслонка открывается и поворачивает вороток с контактными лапками по дорожке и, т.к. сопротивление плавно растет, плавно падает напряжение. В полностью открытой заслонке напряжение должно выходить +0,5 В.
Эта проверка делается в самом начале и показывает целостность токоведущего механизма. Если показания изменяются скачками, а четко в прямой зависимости, то операционный стол! Соответственно не должно быть провалов во всем диапазоне.

Перейдем к вскрытию…
Открутив 2 единственные винта мы получаем датчик в руки. Моя ошибка было в том, что я решил, что бегунок просто насаживается на вал, вставляемый с другой стороны… но он оказался цельно литым… точнее склеенным. Поэтому сразу говорю — БЕГУНОК НЕ ТРОГАТЬ! Просто с ним нечего делать.
Самое интересное снаружи. А именно — внимательно оглядев крышку, можно заметить стыки пластика по периметру. Вот берем аккуратно ножечком поострее и сколупываем окантовку (это залитый пластик).
Как только весь его отколупали, то с любой стороны делаем вырез по высоте датчика (что бы поддеть крышку) и поддеваем ее.
Вот она начинка! теперь видим что от всех лап (фото 5) толстые проводники идут извилинами (что нам на руку). и в местах, где они припаяны к выводам из корпуса датчика просто откусываем их маленькими кусачками, оставив место припаять. После этого можно перевернуть контактную площадку и посмотреть дорожку (фото 8). Так же можно ее промерять Ом метром. у меня она оказалась в прекрасном виде. значит протираем спиртом все это чудо и можно закрывать обратно.
На пайку нам нужно вначале немного разогнуть извилины выводов, что бы они достали до выводов корпуса. Припаиваем. Закрываем крышкой. и просто проходим паяльником по периметру (заплавляем корпус). Можно клееем мазнуть.

Все.
Ставим на место и радуемся.

А я, т.к. сломал вначале бегунок поехал за новым датчиком.

ч. 2
фото 12,13
К сожалению ДПДЗ не совсем универсальный на Хонде. Снятый с ЦР-В оказался повернутым. Как выяснил, мой ("правый") ставится только на G20 и G25, а на все остальные, как на црв ("левый") или "прямые"

ч. 3
фото 14,15
Так как замену не очень что то получается найти, то экспериментировал с ремонтом трупа.
просверлил полностью и вкрутил шуруп. Выставил положение цешкой на середину ровно по 3,2 кОм с обеих сторон. Завтра пойду ставить на машину.

www.drive2.ru

Датчики правой ноги или дэ-пэ-дэ-зэ — журнал За рулем

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ВАЗ

Особым шиком считалось ввести в схему переменный резистор — дескать, если умудриться подключить его к правой педали «жигуленка», то тот помчится так, что... Вот об этих самых резисторах сегодня и поговорим.

То, что считалось тогда непонятной экзотикой, ныне — обычный ширпотреб, однако к педали подключаться, конечно же, не нужно. Узлы дроссельного патрубка на тех же впрысковых ВАЗах имеют специальный выступ, жестко связанный с заслонкой, — к нему-то и подключают прецизионный переменный резистор в специальном корпусе. Называют его ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки. Назначение — преобразовывать угловое положение дроссельной заслонки в пропорциональное электрическое напряжение, которое используется бортовым компьютером для оптимального управления двигателем. Понятно, что сам по себе резистор просто изменяет свое входное сопротивление — омы «превращаются» в вольты только при подаче на датчик напряжения питания 5 В.

Любопытно, что тему экспертизы подсказал читатель ЗР. Ознакомившись с невеселой статьей про термодатчики (ЗР, 2003, № 5), он провел аналогичное исследование новенького ДПДЗ и пришел в ужас — его сопротивление в несколько раз отличалось от «книжного» варианта. Почему?

ОМЫ ИЛИ ВОЛЬТЫ?

Десять новеньких датчиков — половина «наших» (все из Арзамаса), половина «ихних» — отвезли в испытательный центр «Эталон». Внешний вид изделий — на фото 1 и 2. Датчики решили как следует погонять по температурной шкале — как вверх, так и вниз, а также устроить им что-то вроде ресурсных испытаний — пусть покрутятся туда-сюда... Посмотрим, как при этом они будут справляться со своей задачей — преобразовывать угол в напряжение...

Почему в напряжение, а не в сопротивление? Все просто — представьте себе переменный резистор, подвижный контакт которого находится точно посередке. Если измерять напряжение, то контроллер в любом случае будет работать с величиной 5/2=2,5 В — будь при этом сопротивление каждой из половинок хоть 5 кОм, хоть 25... А вот если ориентироваться на омы, то получится ерунда с пятикратным разбросом. Поэтому образцовая функциональная характеристика датчика отражает взаимосвязь между вольтами и градусами поворота согласно рисунку.

Часть датчиков отправилась в марафонский забег на месте — остальные же подверглись измерениям немедленно. Чтобы не потонуть в цифрах, которых набралось несколько тысяч, отметим лишь наиболее интересное. Импортные датчики, несмотря на полную «беспаспортность», выглядели очень достойно — их параметры не только спокойно укладывались в норму, но и обладали завидной повторяемостью от экземпляра к экземпляру. В частности, разброс входного сопротивления составил от 5,54 до 6,7 кОм, а нелинейность — от —0,03 до 1,84%. «Арзамасцы» повели себя несколько иначе — их сопротивление составило от 6,24 до 16 кОм (многовато!), а нелинейность — от —2,7 до 6,0% (в принципе, можно придраться). У «марафонцев» по окончании забега получилось следующее: нелинейность иностранцев колебалась от —0,26 до 0,46%, а наших — от —2,44 до 2,72%. Кстати, в ходе испытаний было сделано забавное открытие: электрическая схема «арзамасца» отличаетс

www.zr.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта