Are you having trouble finding a specific video? Then this page will help you find the movie you need. We will easily process your requests and give you all the results. No matter what you are interested in and what you are looking for, we will easily find the necessary video, no matter what direction it would be.
If you are interested in modern news, we are ready to offer you the most current news reports in all directions. The results of football matches, political events or global, global problems. You will always be aware of all the events, if you use our wonderful search. The awareness of the videos we provide and their quality depends not on us, but on those who flooded them into the Internet. We just supply you with what you seek and require. In any case, using our search, you will know all the news in the world.
However, the world economy is also quite an interesting topic, which worries very many. A lot of things depend on the economic state of different countries. For example, import and export, any food or technology. The same standard of living directly depends on the state of the country, as well as wages and so on. What can be useful for this information? It will help you not only to adapt to the consequences, but also to warn against a trip to this or that country. If you are an avid traveler, then make sure to use our search.
Today it is very difficult to understand political intrigues and to understand the situation you need to find and compare a lot of different information. Therefore, we will easily find for you various speeches of the deputies of the State Duma and their statements for all the past years. You can easily understand the politics and the situation in the political arena. The policy of different countries will become clear to you and you can easily prepare yourself for the coming changes or adapt already in our realities.
However, you can find here not only various news from around the world. You can also easily find yourself a film, which will be nice to watch in the evening with a bottle of beer or popcorn. In our search database there are films for every taste and color, you can easily find an interesting picture for yourself without any problems. We can easily find for you even the oldest and hard-to-find works, as well as the classics known to all - for example Star Wars: The Empire Strikes Back.
If you just want to rest a bit and are looking for funny videos, then we can quench your thirst. We will find for you a million different entertainment videos from around the planet. Short jokes easily lift your spirits and another day will cheer you up. Using a convenient search system, you can find exactly what will make you laugh.
As you already understood, we work tirelessly, that you would always receive exactly what you need. We created this wonderful search specifically for you, that you could find the necessary information in the form of a video clip and watch it on a convenient player.
Коробка переключения передач МАН MAN 16 ступеней сервопривод
Коробка переключения передач МАН MAN 16 ступеней сервопривод
16 ступенчатая коробка передач МАЗ МАН. Система сервопривода Servoshift для комфортного переключения передач.
Коробка передач серии «ECOSPLIT» для автомобилей большой грузоподъемности
С полной загрузкой быстро, надежно и экономично достичь конечного пункта назначения, с гарантией выполнить необходимую работу в сложных топографических условиях: для этого достаточно иметь к мощному двигателю коробку передач серии «ECOSPLIT», позволяющую обеспечить точное регулирование передаваемой на колеса мощности двигателя. Легкая по весу конструкция 16- ступенчатой коробки с алюминиевым исполнением картера постоянно предоставляет водителю возможность использования оптимальной мощности при всех моделях используемых двигателей как в начальный момент трогания с места, так и при ускорениях и в процессе движения. Благодаря рационально построенному диапазону передач, такая коробка демонстрирует свои преимущества и на автомобилях для строительных работ и полноприводных автомобилях.
Характерными особенностями применяемой на автомобилях МАЗ-МАН с двигателями серии D2066 коробки передач производства фирмы «Zahnradfabrik» ZF 16S 2220 TO является:
полная синхронизация всех передач (за исключением заднего хода)
интегрированные делитель, демультипликатор и картер сцепления
компактная конструкция, высокие весовые удельные показатели: ~7,9 Нм/кг
тихое и быстрое включение без значительных усилий благодаря применению пневмоусилителя переключения передач «Servoshift»
пониженная шумность работы, благодаря косозубому зацеплению
возможность применения встроенного ретардера и различных вариантов коробок отбора мощности
конструкция рассчитана для тяжелых условий эксплуатации
коробка заправляется маслом, специально разработанным фирмой ZF для всесезонного использования, непосредственно на заводе изготовителе. Оптимально подобранный состав масла позволяет увеличить интервал замены масла до 300 000км при эксплуатации на дальних перевозках и до 100 000км в тяжелых дорожных и климатических условиях. Применение такого масла позволяет дополнительно экономить до 1% топлива.
Конструктивно коробка ZF- Ecosplit состоит из основной части с четырьмя передачами, демультипликатора и переднего делителя. Переключение в основной части осуществляется по 5 «дорожкам» (рядам). На «дорожках» 3↔4 и 5↔6 имеется подпружиненное нейтральное положение. Пневматическое переключение демультипликатора осуществляется автоматически при переходе из ряда 3↔4 на ряд 5↔6 и наоборот. Переключение переднего делителя производится с помощью переключателя, расположенного на рычаге переключения передач. С помощью этого переключателя водитель может выбирать медленную и быструю группу переднего делителя, которая предварительно выбирается водителем с помощью переключателя и которая активируется при нажатии на педаль сцепления.
Схема переключения двойное Н
Схема переключения коробки передач ZF 16 MAN
Переключение передач по схеме "двойное Н"
Коробки передач ZF Ecomid и ZF Ecosplit имеют возможность присоединения различных коробок отбора мощности, как с непосредственной установкой гидронасоса, так и под последующее фланцевое присоединение промежуточного вала.
При этом отбор реализуется следующим образом:
зависимый от сцепления отбор мощности. Коробка отбора монтируется со стороны выходного вала коробки передач. Работает тогда, когда работает двигатель и сцепление включено;
отбор, зависимый от двигателя (только для «ECOSPLIT»). Устанавливается между коробкой передач и двигателем. Приводится постоянно от двигателя через специальное сцепление;
отбор, зависимый от движения автомобиля. Приводится от выходного вала коробки передач.
Отбор под фланцевое соединение
Отбор с гидронасосом
ZF c установленным ретардером. Ретардер - тормоз замедлитель (интардер)
Схема узлов и габаритов коробки передач ZF *
Узлы и размеры ZF Ecosplit с установленным интардером *
1. Выход 2. трансмиссия ZF Ecosplit 3. Блок интардера 4. Масляно-жидкостный теплообменник 5. Подключение устройства отбора мощности
* производитель может изменять конструкцию и размеры
Отбор мощности двигателя под фланцевое соединение
Гиброотбор. Отбор мощности двигателя с гидронасосом
Ретардер тормоз-замедлитель
ZF c установленным ретардером. Ретардер - тормоз замедлитель (интардер)
КПП ZF Ecosplit 16 с ретардером (интардером)
Ретардер (retarder, intarder) - тормоз замедлитель. Устанавливается на выходе двигателя, на выходе коробки передач (интардер).
Коробка Ecosplit 16 без ретардера (интардера)
www.maz-man.ru
MAN TGA описание работы коробки передач AS-Tronic - Информация для ремонта - Каталог файлов
Коробка передач AS-Tronic
AS-Tronic это коробка передач с делителем. Коробка передачи AS-Tronic состоят из 4-скоростного блока при варианте исполнения 16 передач (16 AS 2601), или 3-скоростного блока при варианте исполнения 12 передач (12 AS 2301),а переднего делителя (GV) и подключенного заднего делителя (GP) в планетарном варианте.
Задний делитель Задний делитель удваивает 4 ступени коробки передач переднего хода в варианте 16 передач до 8 или 3 ступени коробки передач переднего хода в варианте 12 передач до 6. Задний делитель синхронизирован.
Передний делитель При помощи переднего делителя количество переключений этих 8 или 6 ступеней можно удвоить еще раз. Таким образом,в распоряжении водителя имеются в общей сложности 16 или 12 ступеней переднего хода и соответственно 2 ступени заднего хода. Передний делител синхронизирован. Коробка передач AS-Tronic изготовлена в исполнении с 2 промежуточными валами,а 4 (3)-скоростной блок коробки передач выполнен с кулачковым включением. Синхронизация осуществляется через EDC (компьютер управления впрыском топлива) и трансмиссионный тормоз. Передаваемая двигателем мощность равномерно распределяется через ведущий вал на оба промежуточных вала и возвращается в соответственно включенной через кулачки передаче на вторичный вал. Отбор мощности происходит в медленном диапазоне коробки (например при коробке 16-передач на передачах 1-8) через задний делитель (GP),в быстром диапазоне коробки (например,при коробке 16-передач на передачах 9-16) непосредственно к фланцам ведомого вала. Коробка передач AS-Tronic может быть оборудована встроенным тормозом-замедлителе\тормозом замедлителем.
ZF-AS Tronic представляет собой трансмиссию с автоматическим переключением передач. Система коробок передач ZF-AS Tronic это комбинация электронно-пневматически переключающейся коробки передач с кулачковыми муфтами, оснащенная автоматическим сухим сцеплением. Система КП состоит из коробки передач (1) и компонентов, которые необходимы для автоматизации системы. Исполнительный механизм коробки передач (2) и исполнительный механизм сцепления (3) интегрированы в коробку передач. Дополнительно при монтаже в транспортное средство устанавливаются периферийные компоненты рычаг переключения передач (4), переключатель режима езды (9), дисплей, на котором отображаются все необходимые функции системы (нейтральное положение, переключение передач, перегрузка сцепления, диагностическая информация) (5), а также модуль расширения ZF (8). Условием для использования системы коробок передач ZF-AS Tronic является наличие электронного управления двигателем, а также шина коммуникации CAN.
Электронный блок управления Электронный блок управления управляет и контролирует функции коробки передач AS-Tronic . В блоке управления собираются различные параметры работы автомобиля,сцеплением и периферийными устройствами автомобиля. Блок управления находится на картере коробки.Передача данных к другим системам осуществляется через шину данных CAN силовой штранг (T-CAN). Блок управления запрограммирован по принципу EOL (Eyd Of Line). Дополнительно к введенным параметрам производителя системы производитель автомобиля вводит по окончании производства дополнительные специфические параметры. Введенные параметры могут быть проверены и в случае необходимости изменены при помощи диагностики.Автомобильный компьютер (A403) регистрирует входные сигналы от переключателя на рулевой колонке (A429) или переключателя диапазона (A434) и преобразовывает их в формат шины данных. Оттуда сигналы поступают по шине данных CAN (T- CAN) в центральный бортовой компьютер (A302), затем последний передает данные в блок управления. Вывод сигналов осуществляется с помощью T-CAN. Если возникают неисправности, то коды неисправностей, сохраненные в регистраторе неисправностей электронного блока управления, считываются через диагностический К- провод, подключаемый к диагностическому сканеру. Модуль переключения,где установлен электронный блок управления,используется для переключения коробки передач и предназначен для быстрого выбора передачи, соответствующей требованиям текущей дорожной ситуации. Электропневматическое управление модуля переключения передач осуществляется через пневматические вспомогательные магнитные клапаны,которые в свою очередь управляются от блока управления. Фактическое состояние коробки передач определяется датчиками.Замер частоты вращения на входе коробки передач осуществляется через установленный в модуле переключения датчик частоты вращения. Наряду с управлением коробкой передач модуль переключения так же осуществляет управление исполнительным элементом сцепления для включения сцепления.
mangruzovik.ru
Седельные тягачи MAN TG 460A. "Механика" против "автомата"
М. Шелепенков, фото автора
Если вы решили приобрести современный магистральный седельный тягач марки MAN, не важно, новый или подержанный, то вам, скорее всего, предложат высокотехнологичные автомобили MAN TG-A с массой электроники (буквы TG означают "Грузовик высоких технологий" – Trucknology Generation).
Все объясняется очень просто: грузовики старше шести лет завозить в нашу страну экономически невыгодно, а семейство MAN TG-A как раз и выпускается шесть лет. Получается, что других магистральных автомобилей MAN у дилеров уже нет. А как быть с обилием электроники на борту этого грузовика? Помогает ли она водителю, можно ли полагаться на ее надежность? Эти вопросы не праздные, поэтому мы с интересом приняли предложение взять на тест два одинаковых поддержанных тягача MAN TG460A 2002 года выпуска в наиболее популярной по европейским понятиям версии – с кабиной XXL и двигателем мощностью 460 л.с.
Почему два? Да потому что один из этих тягачей оборудован механической коробкой передач, а другой – автоматической. Естественно, сразу возникло желание не только разобраться с электроникой этих машин, но и сравнить их динамические и топливно-экономические показатели. Но прежде посмотрим, что такое поддержанный MAN TG-A.
С точки зрения водителя
Внешне оба тягача, несмотря на то, что пробежали уже более полумиллиона километров каждый, выглядят молодцевато. Их можно принять за новые автомобили. Один из случайных прохожих поинтересовался: "А почему на новых тягачах стоят старые колесные гайки?" Пришлось объяснить, что гайки-то как раз соответствуют возрасту машин...
Рациональность и функциональность в кабине MAN TG-A преобладает над эстетикой!
А вот в кабинах хорошо заметны последствия неаккуратной эксплуатации: потертости, замасленности, отсутствие некоторых элементов кабин (на одной из машин не было шторок спальника). Но на такие "мелочи" внимание обращаешь далеко не сразу – сначала кабина просто завораживает своим объемом и обилием кнопок, регулировок, подстроек. И здесь важно не поддаться искушению, а помнить, что на вторичном рынке состояние салона редко влияет на конечную цену автомобиля, и за одну и ту же цену можно получить машину разной степени износа салона. Возможно, стоит выбрать салон получше?
Нам же выбирать не приходилось, поэтому осматриваем то, что имеем. Усаживаемся на место водителя и отмечаем множество регулировок. Например, есть возможность отрегулировать глубину подушки сиденья относительно спинки и подстроить в широком диапазоне поясничную и боковую опоры. На водительском кресле с пневмоподвеской мы насчитали одиннадцать (!) регулировок. У пассажирского сиденья только четыре регулировки, что тоже неплохо.
Непосредственно перед водителем расположена комбинация приборов, которая напомнила монитор компьютера. И такое сходство не случайно – в ее центре находится матричная панель – жидкокристаллический экран, на который выводится много полезной информации. Например, замечание о том, что в двигателе недостаточный уровень масла или скоро закончится топливо. Но это может быть и грозное предупреждение о неправильных действиях водителя или информация об отказе какой-нибудь важной системы грузовика.
Рычаг переключения передач на механической КП с кнопкой ComfortShift и тумблерами управления делителями
Между прочим, светло-серый цвет для комбинации приборов выбран не случайно. Этот цвет меньше всего утомляет глаза – днем меньше контраст между дорогой и приборной панелью. Сами приборы с крупными цифрами и яркими стрелками легко читаются и могут считаться практически эталонными для грузовика.
Выйти из-за руля и пройти в кабине между сидений водителю MAN TG-A ничего не мешает, рычаг КП короткий и расположен близко к сиденью (на машине с автоматом его вообще нет), а кожух моторного отсека здесь настолько мал, что его почти не видно (высота всего 10 см). Более того, у передней панели отсутствует консоль, которая на других машинах часто создает проблемы при перемещении по кабине. Панель приборов почти плоская и очень компактная, только оформление скучное. Однообразность и прямые линии усугубляются монотонностью сизо-серого цвета. Рациональность здесь явно преобладает над эстетикой.
Кстати, о функциональности! Со своего рабочего места водитель легко дотягивается до всех кнопок и переключателей. Кнопки имеют четкие, хорошо различимые, а главное, понятные символы. А количество разнообразных "приятных мелочей", облегчающих жизнь дальнобойщику, не пересчитать. В кабине штатно установлен кондиционер с климат-контролем, полный электропакет (стеклоподъемники, обогрев и регулировки зеркал, блокировка замков дверей, даже противосолнечные шторки ветрового стекла приводятся в действие с помощью электропривода), магнитола с CD-проигрывателем, а из-под нижнего спальника выдвигается термоящик (альтернатива холодильнику). И это далеко не полный перечень.
Подрулевые многофункциональные переключатели, отвечающие за тормоз-замедлитель (верхний рычажок) и за круиз-контроль, вкупе с ручным управлением коробкой передач на машине с АКП
Но главное в кабине не обилие "примочек", а ее размеры! Внутренняя высота – 2 м 10 см. Стоя в полный рост, можно спокойно переодеться, не задевая окружающие предметы. А спальные полки? Их полками назвать сложно – это полноценные кровати с матрасами. Размер верхней – 2100х790 мм, нижняя немного меньше. Рядом с полками – блок управления автономным программируемым отопителем Webasto. С этого же блока можно управлять освещением кабины и стеклоподъемниками (чтобы с полки лишний раз не вставать).
Верхнюю полку в откинутом положении можно и не заметить, настолько она удачно закрепляется в вертикальном положении. А под нижним спальным местом находятся крепления для аптечки и огнетушителя, а также багажный отсек с доступом из салона и снаружи. В салоне кабины предусмотрено много полочек, карманов, ящичков, а в переднюю панель встроены индивидуальные подстаканники и пепельницы для водителя и пассажира. Только не ясно, где крючки для верхней одежды? Мы их так и не нашли...
Техника
После того, как "обжили" кабину, можно взглянуть, что у этих тягачей внутри. Если на тягаче отсутствует электрический подъемник кабины, то откинуть ее вручную не просто. Для этого нужно через маленький лючок в пассажирской подножке добраться до гидроподъемника. Честно говоря, не самое удобное решение! Но, видимо, специалисты MAN искренне рассчитывали на то, что самому водителю часто заниматься откидыванием кабины не придется, на то есть сервис.
Приборная панель своим видом больше всего напоминает монитор компьютера
"Сердце" автомобилей – шестицилиндровый рядный дизель D2876LF 04, соответствующий экологическим нормам Euro 3. На ходу двигатель оставил хорошее впечатление. От его тяги на низших передачах даже возникало некоторое чувство эйфории – каждый раз при нажатии на педаль "газа" тягач просто рвался вперед. При этом нагрузка в виде полуприцепа с двадцатью тоннами балласта ему нисколько не мешала. Впрочем, о разгонной динамике автомобилей мы еще поговорим.
На всех четырех колесах MAN TG-A применены дисковые тормоза с электронной системой управления (EBS), в которой сочетаются функции антиблокировочного и антипробуксовочного устройств. Испытать работу EBS нам пришлось в совершенно непредвиденной ситуации, когда перед груженым тягачом, двигающимся на максимальной скорости, из-за чужого ротозейства на дороге неожиданно возникло препятствие. Пришлось применить экстренное торможение по принципу "педаль в пол" до полной остановки автопоезда. При этом произошло срабатывание EBS – автопоезд остался стоять на дороге совершенно ровно, без какого-либо намека на увод прицепа в сторону (это при таком-то торможении!). Надеемся, что на влажном и скользком дорожном покрытии эта система сработает так же четко.
На автомобилях установлен первичный моторный тормоз-замедлитель (PriTarder) и вторичный трансмиссионный тормоз (Intarder). Проверять работу этих систем мы выезжали специально на уклоны, добиваясь от системы замедлений различной интенсивности. И выяснили, что хотя величина замедления может регулироваться подрулевым переключателем, во многом это замедление зависит от скорости автопоезда и от оборотов двигателя. Чем больше и то и другое, тем сильнее первоначальное замедление.
Диапазон регулировок рулевой колонки и сиденья водителя
За работой пневмоэлементов задней подвески следит электронная система ECAS. Эта система самостоятельно, независимо от нагрузки, поддерживает постоянную высоту рамы относительно дороги и извещает водителя о нарушениях в работе подвески. Но наибольший эффект от работы этой системы мы получили, когда расцепляли автопоезд. Как только открылся замок на седле и из него вышел шкворень прицепа, тягач тут же автоматически присел на пневмоподвеске, полностью высвобождаясь из-под полуприцепа. Дальше оставалось только выкатиться вперед. Вроде мелочь, а впечатляет. Осталось только добавить, что всеми электронными системами тягача управляет центральный бортовой компьютер, связанный тремя мультиплексными шинами CAN: первая отвечает за трансмиссию и шасси, вторая – за двигатель, а третья – за комбинацию приборов и тахограф.
Механическая КП
Так как автомобили попали к нам на испытания с различными коробками передач, естественно, к этим агрегатам мы проявляли повышенный интерес. Начнем с механической коробки ComfortShift, созданной на основе коробки ZF 16S. У нее восемь основных передач, по четыре в верхнем и нижнем рядах переключения, плюс каждая передача может быть разделена делителем ("половинки" передач). Таким образом, общее количество возможных передач равняется шестнадцати (8х2=16). Как же этим хозяйством управлять?
Селектор управления автоматической КП – вещь загадочная только на первый взгляд
Тумблер переключения рядов и флажок делителя находятся на самом рычаге управления КП, поэтому отвлекаться водителю для переключения не надо – все под рукой. Пользоваться переключателями удобно, так как на автомобиле отсутствует прямая механическая связь между КП и рычагом ее управления (связь осуществляется с помощью специальной пневмогидравлической системы), и все переключения на рычаге можно производить заранее, а не в момент смены передачи. Смена рядов и включение делителя происходит автоматически после выжима сцепления. Номер включенной передачи и положение делителя всегда отображаются на дисплее комбинации приборов, что позволяет водителю постоянно контролировать работу трансмиссии.
Кстати, при работе с коробкой MAN ComfortShift нет необходимости постоянно выжимать сцепление ногой, хотя оно очень мягкое и чувствительное – управлять сцеплением лучше специальной кнопкой на рычаге переключения передач (это и есть система ComfortShift). При нажиме на кнопку выжим сцепления происходит автоматически, а педаль сцепления в этот момент становится неработоспособной. После включения новой передачи надо обязательно отпустить кнопку, и тогда автоматика самостоятельно плавно подведет сцепление, а при необходимости добавит или убавит обороты двигателя. Сначала этот способ управления сцеплением показался непривычным, но, освоившись с ComfortShift, понимаешь, что кнопкой управлять сцеплением намного проще и удобнее, чем обычной педалью. Обязательно пользоваться педалью сцепления нужно только при старте с места и на небольших скоростях движения (до 5 км/ч).
Чтобы доставать до верхнего края ветрового стекла, надо научиться держать равновесие, стоя на мысках
Гидромеханическая трансмиссия
Автомобиль с автоматической коробкой передач TipMatic 12 Gang сразу показался нам забавной игрушкой. Судите сами, отсутствие на привычном месте рычага переключения передач настраивает на необычное отношение к автомобилю. Тем более что вместо рычага у него обычный круглый переключатель – примерно таким же переключают свет фар. Несерьезно как-то! Да и педаль сцепления отсутствует под левой ногой. Прямо аттракцион какой-то получается под названием "попробуй без всего этого тронуться". Но растерянность проходит, как только понимаешь, что ездить на тягаче с автоматом гораздо проще, чем на автомобиле с механической КП.
На грузовом автомобиле алгоритм переключения режимов работы АКП отличается от традиционного. Прежде чем начинать движение, нужно обязательно разобраться с ним. С положением "N" ("нейтраль") – все понятно. Слева от "нейтрали" расположены режимы движения вперед Drive: D1, D3 и D5. Цифры рядом с буквой "D" обозначают, с какой передачи автомобиль будет начинать движение (с 1-, 3- или 5-й передачи). DМ – маневровый режим движения вперед на минимальной скорости – так называемый "черепаший темп". В этом режиме доступны только две передачи с ручным принудительным переключением. Справа от "нейтрали" расположены режимы движения назад Reverse – их всего два: R и RM ("задняя черепаха"). Режим Parking здесь отсутствует.
Под передним капотом только заправочные горловины и блоки электронных систем
После установления переключателя передач в выбранный режим достаточно только чуть нажать педаль "газа", и автомобиль начнет движение. Именно чуть-чуть. Важно не забывать, что под кабиной у нас "табун" из 460 "лошадок", а если посильнее придавить педаль "газа", сработает режим "кик-даун", и интенсивный разгон не заставит себя долго ждать. А если автомобиль порожний, то передачи начнут переключаться очень быстро, к тому же автомат может и пропустить передачу-другую в порыве достичь максимальной скорости на максимальной 12-й передаче. Самое забавное, что водителю в процессе переключения передач отводится роль только наблюдателя – на дисплее хорошо видно, как номера передач сменяют друг друга. Поездив некоторое время таким наблюдателем, приходишь к мысли, что должен быть и ручной режим управления коробкой.
И точно, один из подрулевых переключателей с правой стороны позволяет в любой момент перейти на ручное управление коробкой. Достаточно щелкнуть рычажком на себя или от себя, и передача переключится вверх или вниз соответственно. Правда, переключение при этом происходит не моментально, а через некоторое время, так как рычажок лишь подает команду к принудительной смене передачи. А через 10 секунд после такой смены управление коробкой опять переходит в полностью автоматический режим. Перевести КП в постоянный ручной режим можно, но ездить в таком режиме неудобно из-за больших задержек в переключении. А вот в экстремальных условиях, особенно в условиях русской зимы (гололед), такая опция может пригодиться.
Управлять пневматической подвеской тягача можно с выносного пульта
На всех автомобилях MAN TG-A устанавливается круиз-контроль TempoMat, управление которым возложено на все тот же подрулевой рычажок. Но именно на автомобиле с автоматической трансмиссией работа TempoMat выглядит наиболее ярко. Для того чтобы активировать круиз-контроль, достаточно на любой скорости (от 25 км/ч до максимальной) щелкнуть всем рычажком, и далее тягач будет сам поддерживать выбранную скорость. При необходимости выбранную скорость можно немного подкорректировать. Более того, скорость движения можно занести в память. Тогда после разгона или торможения достаточно будет снова нажать на клавишу – и автомобиль совершенно самостоятельно, без вмешательства водителя(!) наберет нужную скорость и будет ее поддерживать.
Поездив на тягаче с автоматом несколько дней, все участники испытаний пришли к мнению, что, несмотря на первоначальное недоверие, отношение к этой машине быстро изменилось в лучшую сторону. Более того, после машины с АКП пересаживаться на тягач с механикой не хотелось!
Динамика и экономичность
Проверить вручную уровень масла в двигателе можно только таким способом – стоя на колесе
Сравнительные испытания продолжались, и еще предстояло выяснить, какой тягач динамичнее, а какой экономичнее. Существует устойчивое мнение, что "автоматы" более "задумчивы", чем коробки с ручным управлением, а значит, автомобили с АКП менее динамичны при разгоне. Мы тоже так думали, приступая к замерам по динамике автомобилей MAN TG-A. Для того чтобы получаемые цифры были максимально корректными, замеры проводились с одним и тем же трейлером, с одной и той же нагрузкой, на одной и той же динамометрической дороге, с одним и тем же водителем.
Здесь надо отметить, что на автомобиле с "механикой" для получения зачетных показаний пришлось делать несколько заездов. С каждым заездом цифры становились все лучше и лучше. И только после того, как были достигнуты максимально стабильные результаты, мы произвели окончательные замеры. Каково же было наше удивление, когда на машине с АКП с первого раза мы получили цифры лучше, чем на "механике"! Пусть немного, но лучшие! Пока водитель на механической КП привыкал к машине и "нащупывал" наиболее благоприятные моменты для переключения передач, на "автомате" те же самые переключения происходили стабильно и в самый нужный момент. Даже пресловутые задержки "автомата" на переключениях не испортили общую картину результатов, хотя по личным ощущениям "автомат" действительно "тормозит". Когда хочется моментального переключения, пауза в 2...3 секунды особенно досаждает, а сделать ничего нельзя, приходится ждать, когда закончится переключение и автомобиль продолжит разгоняться. Справедливости ради заметим, что автомобиль с АКП оказался быстрее "механики" только в груженом состоянии (см. таблицу результатов испытаний).
Что касается топливной экономичности, то в порожнем состоянии автомобиль с АКП по всем замерам оказался лучше, чем автомобиль с "механикой". А вот в загруженном состоянии автопоездов результаты замеров оказались практически одинаковыми, это притом, что тягач с АКП разгоняется быстрее.
Противоподкатные башмаки можно возить в один или два этажа
Вместо эпилога
Обилие электронных систем на MAN TG-A не должно настораживать современного водителя. Как оказалось, большинство систем тягача работает самостоятельно в автоматическом режиме и водителю не нужно вмешиваться в их работу. При неправильных или опасных действиях водителя системы, наоборот, оповестят его об этом или в крайнем случае сами скорректируют его действия. Кстати, именно в способности электронных систем предупреждать водителя об опасности (как нам показалось) скрывается наибольшее достоинство электроники, способное с лихвой перекрыть возросшую техническую сложность конструкции и стоимость автомобилей. Ведь безопасность превыше всего!
Что касается надежности электроники, то даже на подержанных автомобилях с пробегом сбоев в ее работе замечено не было. Да и популярность автомобилей MAN TG-A на российских дорогах лишний раз доказывает, что "грузовик высоких технологий" в целом выдержал экзамен эксплуатации в российских условиях.
Особое мнение
Сравнительные тесты автотехники для испытателей дело хлопотное, но интересное. Можно сравнивать модели грузовиков и автобусов различных производителей, а можно сравнивать агрегаты или системы одинаковых моделей автотехники одного изготовителя.
"Сердце" автомобиля – шестицилиндровый рядный дизель в 460 л.с.
Вот второй вариант сравнительных испытаний нам и выпал. Изготовитель – немецкий концерн MAN, одинаковые модели – седельный тягач MAN 18463 FSL с колесной формулой 4х2. Двигатели – 6-цилиндровые дизели с турбонаддувом объемом 12,8 л мощностью 460 л.с., соответствующие экологическим нормам Euro 3, а коробки передач на этих тягачах разные: на одном механическая, на другом – автоматическая. Но это различие скрывалось внутри автомобилей. А снаружи это были автомобили с одинаковыми кабинами XXL, только разного цвета – белого и синего.
При кажущейся небольшой величине кабины внутренний объем ее поразил. Можно спокойно "гулять" по кабине от водительской двери до пассажирской во весь рост. "Спальники" в кабинах MAN похожи на полноценные кровати с матрасами. А если верхний сложить, то в кабине и сплясать можно. Центральная консоль панели приборов не мешает, рычаг КП расположен близко к водительскому сиденью, а в кабине тягача с АКП его и вовсе нет.
Рабочее место водителя, по моему мнению, должно служить эталоном комфорта для многих дальнобойных грузовиков европейского производства, не говоря уже об отечественных автомобилях.
Интардер – вторичный тормоз- замедлитель, установленный на автоматическую коробку. Хорошо видны входящие и выходящие водяные патрубки для отвода образующегося при торможении тепла
Кресло водителя имеет 11 положений коррекции и подушки, и спинки. Рулевая колонка регулируется и по углу наклона, и по высоте. "Баранка" удобна и по диаметру, и по толщине обода. А обзорность... В общем, отличная обзорность через ветровое стекло и наружные зеркала заднего вида.
Но хватит о комфорте, поскольку сравниваем мы работу автомобилей с механической КП и "автоматом".
Назвать КП ComfortShift на одном из MAN полностью механической, право, затруднительно, поскольку педалью сцепления можно пользоваться один раз при трогании автомобиля с места. Дальше при нажатии кнопки на рычаге КП можно лишь переключать передачи, не трогая педаль сцепления. А в остальном – обыкновенная двухрядная 8-ступенчатая КП с тумблером включения "половинок", что позволяет максимально уменьшить нагрузку на силовой агрегат на подъемах (особенно затяжных) и при транспортировке особо тяжелых грузов. Конечно, с такой КП водитель сам должен определять оптимальный режим движения.
С автоматической коробкой TipMatic 12 Gang водитель становится созерцателем надвигающейся на него дороги. Рычаг КП отсутствует, педаль сцепления тоже. Только на панели приборов тумблер с выбором необходимой передачи. Как правило, водители выбирают режим D (drive). Конечно, есть и другие передачи, как и в автоматической КП легкового автомобиля. Но включенная D обеспечивает оптимальный вариант движения автопоезда.
Пневмоподвеска и замок кабины. К замку кабины...
Хочется отметить еще одно достоинство коробки TipMatic 12 Gang: наличие медленного темпа или режима парковки. При включении данной передачи скорость автомобиля предельно мала, и как бы водитель ни утапливал педаль "газа", машина быстрее не пойдет. Этот режим движения необходим для парковки автопоезда под загрузку или выгрузку груза. Особенно на больших терминалах, где паркуется большое количество таких же грузовиков. Да и в пробках такая передача может оказать водителю помощь в управлении тяжелым автопоездом.
Если оценивать оба автомобиля по пятибалльной системе, то оценки, на мой взгляд, распределились бы так: MAN с КП ComfortShift – 4 балла с плюсом, а MAN с КП TipMatic 12 Gang – 5 баллов. Весьма достойные грузовики.
Сервис и цены
На рынке подержанных тягачей в России автомобили MAN TG-A в основном представлены с кабинами XL и XXL. Автомобили с другими типами кабинами встречаются намного реже. Совершенно естественно, что автомобили с максимальной кабиной XXL пользуются наибольшим спросом, так как уже в базовой комплектации содержат полный электропакет, кондиционер, автономный обогреватель и много других полезных опций. Автомобили MAN TG-A могут иметь кожаный салон с отделкой "под дерево", сиденья с микроклиматом, внешний хромированный декор, полный обвес обтекателей, но из-за резко возрастающей стоимости такие машины не пользуются спросом на нашем вторичном рынке, поэтому завозятся редко. В основном к нам попадают двухосные седельные тягачи с колесной базой 3600 мм, хотя есть более длинные тягачи с базой 3900 мм.
...так же как и к седлу сцепного устройства, подходит система центральной смазки автомобиля
У нас на испытаниях были тягачи MAN TG460A в наиболее популярной комплектации. Примерная стоимость таких автомобилей сегодня 46 000 евро (не важно, с автоматической трансмиссией машина или механической).
В настоящее время в России работают 22 сервисные станции MAN. Из них три в Москве, а остальные равномерно распределены по центральной части страны, вплоть до Тюмени и Новосибирска. В ближайшее время откроются два немецких сервиса MAN в Москве и Санкт-Петербурге. На всех сервисных станциях помогут справиться с неисправностями любой сложности, в том числе и с неисправностями в электронике и АКП. Межсервисный интервал у MAN TG-A составляет 80 000 км.
Редакция благодарит фирму "ООО "МАН Автомобили Россия" за предоставленные машины.
www.gruzovikpress.ru
Как переключать передачи на американском тягаче? — Freightliner Coronado, 1.4 л., 2007 года на DRIVE2
Полный размер
В настоящее время далеко не каждый водитель грузовика в америке может ездить на таком тягаче. У многих, кто сдавал тест на автомате, в правах стоит ограничение и работать на машина с механикой они не могут по закону. Я же, наоборот, на автомате ездил считанные разы и предпочитаю вот такую палку-копалку!
Здравствуйте друзья, в настоящий момент я нахожусь в отпуске, решил на какое-то время оставить трак и (по семейным обстоятельствам) заняться чем-то другим. Но это тема для отдельного разговора, а сейчас, порывшись немного в своих видео я набрел на вот что… В этом видео я покажу как переключать передачи на американском тягаче. На моем тягаче установлена 13-скоростная механика фирмы Eaton, без синхронизаторов. Заранее прошу простить за качество звука, снималось буквально на коленке. Так что ставьте звук погромче и поехали!
Я бы не хотел здесь обсуждать типы коробок — механические с другим набором шестеренок (9-, 10- и 18-ступенчатые) или автоматы (которые, правильно было бы называть робот, ибо механическая часть у них почти идентичная). Давайте будем обсуждать методику правильного переключения. Ниже фотография схемы переключения моей коробки. На первый взгляд все запутано. Постараюсь объяснить кратно и доходчиво. На рычаге КПП есть два флажка. Один — переключает нижний и верхний ряды трансмиссии (я говорю "первый этаж" и "второй этаж"). Второй — делитель, отвечает за "половинки" передач, которые могут быть доступны только на "втором этаже". Но почему же скоростей 13? Все просто. Считаются только передачи "вперед" (а задний ход, кстати, у меня тоже может быть медленный и быстрый, в зависимости от "этажа"). На нижнем ряду — 4 скорости, и столько же на верхнем, но они делятся на "половинки" — итого 8. Пока насчитали 12, так? А где 13-ая скорость? А это "понижающая" — та самая позиция LO. Она доступная как на нижнем (ползущая передача) ряду, так и на верхнем, где я почти ней не пользуюсь, но иногда она "связывает" нижний и верхний ряды трансмиссии — например, ее удобно включить когда идешь накатом перед светофором и передачи "5-нижняя половинка" еще не хватает, а "4" — слишком низкая. Надеюсь не запутал еще больше. Отвечу как всегда на все вопросы в комментариях и делитесь с другими, если вам понравилось. Спасибо за внимание!
Пробег: 695 350 миль
www.drive2.ru
Не включаются повышенные пониженные передачи МАН
Признаки неисправности
Если при попытке переключения тумблера на рычаге коробки передач, присутствуют следующие признаки:
Не работает демультипликатор
Не включается делитель коробки
Не включается верхний ряд
Не включается передача
Не переключаются ряды
Проявлением этого, могут быть многие причины. Рассмотрим их ниже.
Если на Вашем автомобиле МАН возникла описываемая неисправность, Вы можете попробовать устранить ее своими силами. Выполните указанные ниже проверки:
Надежность соединения разъемов электрической проводки
Давление воздуха
Наличие ошибок на информационном дисплее
Если эти действия не помогли и неисправность не исчезла, дальнейшую работу по устранения дефекта лучше доверить мастерам.
Модельный ряд
Далее приводим перечень грузовиков МАН, по конкретной модели, для которых характерна данная неисправность:
ТГА
ТГС
ТГХ
F2000 (Командор)
F90
Наши услуги
Мастера нашей фирмы, имеют значительный опыт в диагностике коробки переключения передач. Наш диагност, адекватно установит образовавшуюся неисправность. Далее будет произведен ремонт электрооборудования и электроники КПП, с заменой запчастей, программированием, — если это потребуется.
Из нашей практики
Диагностика КПП МАН
Вторая заявка приходит со стороны 107-й трассы. Там на трассе «встал» и не заводится МАН ТГА 2002 г. Не включаются половинки скоростей. Приезжаем — делаем диагностику, делаем заключение. На связь не выходят 3 блока. Двигатель, блок движения и блок коробки при наличии джойстика в кабине и коробке робот. Назначаем цену. Хозяину дорого. Берем за выезд и диагностику, по крайней мере, владелец уже знает причину своей неисправности. Едем дальше на выезд, на следующую заявку.
auto-elektric.ru
сколько скоростей у грузовика, как переключать
Коробка передач на фурах – один из важнейших элементов комфортной и безопасной поездки. Многие опытные водители даже не обращают внимание на характеристики двигателя и прочих важных узлов автомобиля. Они сразу интересуются, сколько передач на фуре, и какая в ней используется трансмиссия. Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Коробка передач грузового автомобиля
КПП на грузовике необходима для выбора диапазона мощности, которая подается на колеса, проще говоря, крутящего момента. Кроме того, с ее помощью осуществляется переключение на задний ход. Благодаря такой возможности управление автомобилем становится более простым.
Ознакомиться, как работать с коробкой передач грузовика, можно здесь:
Чем больше скоростей имеют коробки передач у фур, тем комфортнее на них ехать в разных дорожных условиях.
Разновидности и классификация
Существует большое количество КПП у различных грузовиков. Например, «Мерседес», «Скания», «МАН», МАЗ, КамАЗ, «Газель», «Вольво» фн 12 седельный тягач и прочие производители часто сами разрабатывают себе коробки, которые могут отличаться тем, сколько есть скоростей у фуры, видом управления и прочими характеристиками.
В первую очередь трансмиссии различаются по типу передачи момента кручения. В зависимости от этого они бывают механическими, электрическими, гидравлическими, гидромеханическими и электромеханическими.
Механический тип коробки передач
Как правило, в России производятся КПП с механической трансмиссией. Но со временем появляется все больше автоматических коробок, которыми уже давно комплектуются грузовики западного производства.
Фура Тесла, которую анонсировали создатели, не имеет коробки передач. Машина управляется с помощью специальной программы. Вольво фура оснащена трибридной КП.
Количество ступеней передач
В зависимости от производителя и типа коробки, они могут иметь 6, 8, 9, 12, 14 и 16 скоростей. Такое немалое количество вариаций обусловлено наличием демультипликатора и делителя, которые сдваивают каждую передачу.
Чем больше в грузовике используется ступеней трансмиссии, тем более маневренным он сможет быть в сложных условиях, например, в высокогорье.
Демультипликатор и делитель
Демультипликатор и делитель отличаются друг от друга. Демультипликатор является механизмом, повышающим крутящий момент. То есть машина имеет больше оборотов, но едет при этом медленнее.
Использование демультипликатора подразумевает наличие раздаточной коробки с пониженными передачами, которые нужны для ситуаций, когда обычного количества ступеней не хватает (то есть при езде на более высокой скорости недостаточно оборотов, а на низкой – они слишком существенные).
Благодаря наличию демультипликаторов коробка служит дольше, сила тяги грузовика увеличивается, экономится топливо.
Демультипликатор грузового автомобиля
Делитель позволяет использовать повышенные передачи. Таким образом, крутящий момент, наоборот, снижается. Это необходимо для экономии топлива при езде на трассе, для сокращения темпов износа двигателя и уменьшения шума от мотора.
Обратите внимание, что одна и та же машина может быть оснащена и делителем, и демультипликатором. Например, КПП на 12 скоростей – это стандартные 4 передачи + 4 пониженные и 4 повышенные.
Автомат или механика: что выбрать
Многие спорят, какую же коробку выбирать – автомат или механику. Больше преимуществ имеет первый вариант. Механика служит дольше, двигатель при ней работает ровнее, эта коробка дешевле в обслуживании. Недостаток у нее один: если такая трансмиссия сломается, починить ее будет стоить гораздо дороже.
Коробка передач «автомат»
Переключение скоростей на фуре
На классической ручной КПП скорости переключаются следующим образом:
Заводят грузовик и убеждаются, что кнопка переключения между высокими и низкими передачами и включатель распределителя находятся внизу.
Выжимают педаль сцепления (крайняя левая).
Правой рукой переводят селектор трансмиссии в максимально нижнюю позицию.
Медленно отпускают сцепление и нажимают на педаль газа.
Повторно выжимают сцепление при достижении на тахометре значений первой передачи.
Переводят селектор трансмиссии в нейтральную позицию и отпускают педаль сцепления.
Выжимают сцепление и устанавливают селектор в положение первой скорости.
Подобным образом работает переход на все другие ступени. Если же вы достигли предела низких скоростей, переключите селектор на высокие (переведите кнопку в верхнее положение) и по той же схеме работайте.
Если есть необходимость разделить пополам какое-то из значений трансмиссии, используйте для этого распределитель (демультипликатор или делитель). Особенно актуальна эта функция при езде по холмистой местности, перевозке очень тяжелых грузов, когда важно контролировать уровень оборотов мотора в нужном диапазоне. Для разделения передачи переводят кнопку распределителя вперед, бросают газ, выжимают и отпускают сцепление.
Видео переключения передач фуры Scania прямо на ходу можно посмотреть тут:
Полезные советы
Перед ездой рекомендуется максимально подробно изучить схему переключения передач. Сделать это можно, стоя на месте, нужно постоянно смотреть на коробку. Как правило, на селекторе обозначена специальная диаграмма относительно позиции каждой скорости. У низких передач один цвет, у высоких – другой. Отдельно выделены скорости, отвечающие за заднее движение (буква R). Запоминайте, сколько передач есть на селекторе, а также позиции всех переключателей, и за что они отвечают.
Итак, важно обращать внимание на характеристики трансмиссии на грузовике. Чем более продвинутая коробка, тем проще управлять автомобилем. Наличие демультипликатора и делителя позволяет легче ездить по горам и экономить топливо. А использование коробки-автомат и вовсе упрощает передвижение на грузовике.
yvezi.ru
Седельный тягач MAN TG-A. Пять баллов за успех – Основные средства
К. Ушанов, фото М. Шелепенкова
Сравнительные тесты грузовиков дело хлопотное для испытателей, но интересное. Автостроители России, СНГ и зарубежья относятся к этой идее по-разному. Наши начальники соглашаются на такое предложение неохотно, поскольку знают, что российская автотехника по многим показателям может проигрывать импортной. Зарубежные предприниматели берут идею «на ура», на любых условиях, любой модели и системы: они уверены в своих машинах на все сто процентов.
Похожая ситуация сложилась на переговорах с представителями немецкого концерна MAN, когда мы предложили провести испытания двух одинаковых моделей автомобилей – седельных тягачей MAN TG460A 2002 года выпуска с колесной формулой 4х2. Идея не вызвала возражений, напротив, нам предоставлялась полная свобода действий.
Двигатели у этих автомобилей одинаковые – 6-цилиндровые дизели с турбонаддувом объемом 12,8 л и мощностью 460 л.с., соответствующие экологическим нормам Euro 3. С одинаковыми кабинами XXL внешне они различались только цветом – один белый, другой синий.
Кабины снаружи кажутся небольшими, однако поражает их огромный внутренний объем. Благодаря ровному полу и высокой крыше можно спокойно «гулять» по кабине от водительской до пассажирской двери в полный рост, переодеваться, отдыхать на спальных полках. Спальные места я назвал полками по привычке. На самом деле и нижний, и верхний «спальники» в кабинах MAN больше похожи на полноценные кровати с матрасами. Верхний «спальник» складывается, освобождая большое дополнительное пространство. Центральная консоль панели приборов компактная, занимает немного места, рычаг коробки передач расположен близко к водительскому сиденью. Одним словом, гуляй – не хочу.
Рабочее место водителя седельного тягача MAN TG-A должно служить примером комфорта для многих. Кресло водителя имеет 11 положений коррекции и подушки, и спинки. Рулевая колонка регулируется и по углу наклона, и по высоте. Обод рулевого колеса удобен и по диаметру, и по толщине. А обзорность... В общем, отличная обзорность через ветровое стекло и наружные зеркала заднего вида.
Не кабина, а квартира, только сантехники не хватает
Комбинация приборов снабжена ЖК-дисплеем, на который выводятся параметры всех систем автомобиля, предупреждения о неисправностях и замечания для водителя о его неправильных действиях при управлении автомобилем. И все же есть одно «но». Комбинация приборов очень уж проста: никаких лишних элементов, все скромно, но информативно. Цвет панели серебристо-серый, непривычный для нашего водителя. Цветовое решение интерьера кабины тоже не очень выразительное. Может, такая «не отвлекающая» обстановка и нужна дальнобойщику, а может, это заключение психологов компании МАN.
В противовес невыразительному интерьеру кабина заполнена самой разнообразной электроникой, столь необходимой водителю-дальнобойщику, и расположена она весьма функционально. До подрулевых переключателей, например, можно дотянуться без особых усилий, причем два рычажка расположены очень близко один к другому: один рычажок – это тормоз-замедлитель, другой – круиз-контроль, совмещенный с переключателем режима работы автоматической коробки передач (ручная/автоматическая). Мне понравилось – очень удобно.
Удачно и расположение рычага механической коробки передач. Не пришлось куда-то тянуться, он здесь, прямо под правой рукой, близко от подушки сиденья. На этой же консоли расположен и рычаг (вернее, рычажок) привода стояночного тормоза. Удобно, хотя мне больше нравится, когда рычажок расположен на панели приборов.
Консоль с рычагом переключения передач механической КП, на ней же и рычаг стояночного тормоза
В кабине грузовика с «автоматом» рычага КП, естественно, вообще нет, а есть тумблер, расположенный также на консоли, и на нем указаны позиции переключения передач: D1, D3, D5 и Dm – режимы движения вперед, N – нейтраль. Здесь же, на тумблере, два положения движения задним ходом – R1 и Rm. Такой тумблер не очень подходит для регулирования и выбора скоростного режима автомобиля. Удобнее было бы пользоваться рычажком, как на легковых автомобилях.
Хорошо, если комфорт управления автомобилем сочетается с комфортом внешнего обслуживания. К автомобилям MAN в этом плане есть претензии. Так, весьма затруднительно обслуживание ветрового стекла, стоя на якобы ступеньках: дотянуться до верхнего края – задача непростая. А чтобы поднять кабину, надо открыть лючок с правой стороны между двумя ступенями, повернуть в нужное положение флажок, вставить в него шток с рычагом и качать, качать, качать... Для переключения флажка у водителя должны быть тонкие пальцы скрипача.
Главное различие двух сравниваемых немецких автомобилей – в коробках передач: на одном установлена механическая коробка, на другом – автоматическая. Именно на это и был сделан упор при сравнительных испытаниях. Полностью механической КП ComfortShift, которой был оснащен один из испытуемых автомобилей MAN, назвать трудно, поскольку педалью сцепления можно пользоваться только раз – при начале движения автомобиля. Дальше, при нажатии кнопочки на рычаге КП, можно переключать передачи, не притрагиваясь к педали сцепления.
Кабина MAN откидывается почти на 90°, открывая свободный доступ к мотору
Включенная передача и положение делителя отображаются на дисплее в комбинации приборов, и это дает водителю четкую картину работы трансмиссии тягача, но в остальном это обычная двухрядная 8-ступенчатая КП с тумблером включения «половинок» ступеней, что позволяет максимально снизить нагрузку на силовой агрегат на подъеме (особенно затяжном) и при перевозке особо тяжелых грузов. Конечно, с такой коробкой передач водитель сам должен определять оптимальный режим движения. Надо сказать, я легко привык к работе педально-кнопочного привода, поскольку для водителей, которые работали на тягачах MB Actros c джойстиком КП вместо полноценного рычага, такая схема переключения передач не проблема.
С автоматической коробкой TipMatic 12 Gang водитель становится обыкновенным созерцателем дороги. Рычаг КП отсутствует, педаль сцепления тоже, только на панели приборов тумблер с выбором необходимой передачи. При движении по трассе и при пустом автопоезде водители, как правило, выбирают режим D5 (draiw), поскольку именно эта передача обеспечивает оптимальный режим движения. Следует упомянуть еще об одном достоинстве коробки TipMatic 12 Gang – режиме Dm. При включении данной передачи скорость автомобиля предельно мала, и как бы водитель ни давил на педаль акселератора, машина быстрей не пойдет. Этот режим движения необходим для парковки автопоезда под загрузку-выгрузку. Особенно он важен на больших складах, где паркуется большое число таких же грузовиков. Да и в пробках такая передача может оказать водителю неплохую услугу при управлении тяжелым автопоездом. Такую же функцию имеет и режим заднего хода Rm.
На тягаче с «автоматом» установлена пластиковая защита боковин
У специалистов бытует мнение, что автомобиль с механической КП более экономичен по расходу топлива, чем автомобиль с автоматической КП. Практика показывает, что в большинстве случаев так оно и есть, но не в данном примере. В ходе испытаний двух немецких тягачей автомобиль с автоматической КП оказался экономичней тягача с механической КП в составе автопоезда, но только в состоянии снаряженной массы. С полной же массой расход топлива обоих автопоездов был почти одинаковый.
При оценке динамики обоих автопоездов MAN картина стала еще интереснее: тягач с АКП оказался резвее тягача с механической КП, но только в груженом состоянии. Могу объяснить такой «конфуз» лишь тем, что мне пришлось довольно долго приноравливаться к системе «один раз отжал педаль сцепления и дальше – полуавтомат включения передач», и такое привыкание/не привыкание отразилось на результатах испытаний.
Давая общую характеристику седельным тягачам MAN TG460A 2002 в составе автопоездов, могу сказать одно: очень хорошие автомобили, и замечательно, что на российских трассах таких машин становится все больше. Используя пятибалльную систему оценки, я распределил бы баллы так: MAN с КП ComfortShift – 4 балла с плюсом, MAN с КП TipMatic 12 Gang – 5 баллов. Достойные грузовики, на которых приятно работать и даже комфортно отдыхать.