Как ездить на автомобиле быстро и безопасно — DRIVE2
Полный размер
Хочу поделиться навыками раллийного управления автомобилем, которые применимы в любых дорожных ситуациях независимо от типа привода на вашем автомобиле. Я категорически против термина «контраварийная подготовка», т.к. не нужно учиться выходить из критических ситуаций, для вас любая, даже на первый взгляд, критическая ситуация, должна быть абсолютно штатной и вы должны четко осознавать что происходит с автомобилем в данный конкретный момент времени.
Не буду грузить большим количеством теории, а постараюсь тезисно и с помощью небольших иллюстраций изложить основные принципы управления автомобилем.
В безопасном и эффективном управлении автомобилем нет никаких чудес или тайн, все основано исключительно на понимании законов физики и правильном их применении. Еще один важный момент — совершенно не важно какой тип привода у вашего автомобиля: принципы управления идентичны для любого типа привода. При этом самый быстрый и безопасный — полный привод, на втором месте — передний привод, и самый медленный и сложный в управлении — задний привод. Единственная дисциплина, где актуален задний привод — дрифт. Во всех иных дисциплинах он находится в аутсайдерах. В качестве образца для обучения мы возьмем полноприводный Subaru Outback 5 поколения.
Итак, начнём с основы основ — правильной посадки за рулём. Основная задача правильной посадки это прочная фиксация водителя в кресле и удобный доступ к рулевому колесу. Водитель должен чувствовать автомобиль пятой точкой, это позволит ему лучше понимать какие действия от него потребуются в той или иной ситуации.
1. Левая нога всегда должна находится на площадке для отдыха. Этим вы обеспечиваете своему телу дополнительный упор во время перегрузок, которые будут возникать во время движения. 2. Колени должны быть слегка согнуты в положении когда правой ногой вы выжимаете педали до упора. 3. Поясница должна быть максимально прижата к спинке сиденья. 4. Плечи должны быть постоянно прижаты к спинке сиденья. 5. Расстояние до рулевого колеса должно быть таким, чтобы вы могли положить запястье на вершину рулевого колеса не отрывая плечо от спинки сиденья. 6. Между коленями и рулевым колесом должно быть не менее 10 сантиметров.
Если коротко, то поставьте спинку кресла практически в вертикальное положение, рулевое колесо вытяните до упора на себя и вверх. Если вы привыкли ехать в лежачем положении — срочно переучивайтесь, это небезопасно.
Полный размер
Всё, что вам нужно знать о положении рук на рулевом колесе. Допустимо слегка смещать руки в пределах 9-10 и 2-3 часов если ориентироваться по стрелочному циферблату, но никакие другие положения рук на руле недопустимы! Обращаю особое внимание — на руле находятся обе руки. Для чего это нужно? В случае необходимости экстренного выполнения маневра (из-за угла вылетает на вашу полосу Камаз), вы не сможете его выполнить одной рукой.
Полный размер
Следующий важный момент — руление. Забудьте о рулении с перехватами раз и навсегда! Рулить с перехватом необходимо при маневрировании на парковке, во всех иных ситуациях в этом нет необходимости. Итак, смотрите на фото. Максимальные углы поворота рулевого колеса от нулевого положения: 180 градусов налево, 180 градусов направо. Всё! Этого достаточно для прохождения даже особо крутых скоростных поворотов. Бейте себя по рукам как только вам захочется повернуть руль в условиях трассы на больший угол т.к. это банально бесполезно. Еще один «бонус» такой методики — вы всегда в любой момент времени знаете куда и на какой угол у вас повернуты колеса.
Полный размер
Теперь переходим к главному — законам физики. Если вы понимаете, что происходит с автомобилем — вы можете им управлять. Важно понимать каким образом распределяется вес автомобиля по осям в той или иной ситуации.
Итак. Первая ситуация — разгон. У любого автомобиля, независимо от типа привода, во время разгона вес по осям распределяется следующим образом. Передние колеса — разгружаются, задние — нагружаются. Что это значит? В первую очередь то, что если передние, управляемые, колеса разгружены — то ни о каком маневрировании не может быть и речи. Куда вы собрались поворачивать, если у передних колес плохое сцепление с дорогой? Поэтому запоминаем: во время разгона никаких маневров рулем!
Полный размер
Следующая ситуация — торможение. В момент торможения происходит обратная ситуация, задние колеса — разгружаются, передние — максимально нагружаются (вес автомобиля + инерция). Что это значит? Это значит, что именно в конце цикла торможения у передних, управляемых, колес имеется максимально возможное сцепление с дорогой. Именно в конце цикла торможения необходимо выполнять маневрирование. Причем очень важно начать маневрирование моментально, без паузы, т.к. задержка приведет к тому, что будет потеряна загрузка передней оси и следовательно повышенное сцепление передних колес с дорогой.
Полный размер
Теперь о связи педали акселератора и углах поворота рулевого колеса. Как мы уяснили ранее — разгоняемся мы только на прямых колесах. Именно когда руль стоит прямо вы имеете право полностью утопить правую педаль в пол. А чем больше угол отклонения рулевого колеса от нулевого положения — тем меньше предельные обороты двигателя в данный момент. Этот момент нужно натренировать на уровне рефлексов. Еще научите себя плавно работать с педалью газа. Никаких «нажал-отпустил» (это пригодится далее, при тренировке боковых скольжений).
Полный размер
Подробнее изучим протектор на шинах. Обратите внимание на небольшие поперечные канавки-ламели — именно они (вместе с шипами) обеспечивают сцепление колес с дорогой. Именно поэтому разгоняться и тормозить нужно только на ПРЯМЫХ колесах.
Полный размер
Вот хороший пример. Автомобиль движется прямо, вы резко поворачиваете руль в сторону. Ламели на протекторе встают практически параллельно направлению движения автомобиля. Очевидно же, что в таком положении сцепление у шин в разы хуже, чем когда колеса стоят прямо. Это справедливо как для моментов ускорения, так и торможения.
Полный размер
Эффективнее всего тренироваться зимой на льду замерзшего водоема. Это связано с тем, что на льду очень низкое сцепление шин с дорогой и без использования загрузки передней оси на торможении — выполнить маневр будет просто невозможно. Если же тренироваться на сухом асфальте, то у шин будет отличный «держак» даже в предельных режимах — в результате вы можете делать всё совершенно неправильно, но при этом вас будут спасать шины.
Для тренировок вне дорог общего пользования рекомендуется отключать как минимум контроль тяги (traction control), а как максимум — полностью систему курсовой устойчивости (ESP). Контроль тяги отключается абсолютно на всех автомобилях и отвечает за возможность увеличить обороты двигателя, если электроника определит пробуксовку ведущих колес и ограничит тягу. Систему курсовой устойчивости на современных автомобилях обычно делают неотключаемой ради вашей же безопасности. Иногда можно услышать — «Мне ESP мешает нормально ехать». Запомните, этот человек совершенно не умеет управлять автомобилем, при этом считает себя «профессионалом». Итак, чтобы «подружиться» с системой курсовой устойчивости надо знать как она работает.
Работает она невероятно просто. Для работы она использует акселерометр, датчики вращения колес и датчик угла поворота рулевого колеса. Вмешаться в управление она может двумя способами: выборочное подтормаживание колес, ограничение подачи топлива. Откуда система стабилизации «знает» что нужно сделать? Всё элементарно
www.drive2.ru
ездить — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
е́з-дить
Глагол, несовершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4a. Соответствующий глагол совершенного вида — поездить.
передвигаться на транспортном средстве, обычно наземном (о движении, совершаемом неоднократно или не в определённом направлении, в отличие от сходного по смыслу гл. ехать) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
перен., на чём-либо управлять наземным транспортным средством или ездовым животным ◆ Они должны быть хорошими пловцами, уметь ездить на велосипеде и мотоцикле, управлять автомобилем, быть великолепно развитыми физически. А. В. Шиуков, «Война в воздухе», 1940—1941 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
перен., разг. иметь возможность перемещаться, не быть закреплённым ◆ Ноги вязнут, вдобавок котомка ездит по спине, словно по льду, ну и ты, будто пьяный, одного ищешь — где бы свалиться. В. А. Шаров, «Воскрешение Лазаря», 1997—2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
перен., разг. использовать в своих целях ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Происходит от праслав. *jḗtī, *jḗxati, *jḗdǭ, *j[ḗ]to, *jēzdā, от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав. ѣздити, ѣждѫ, др.-русск. ѣздъ «путь, поездка, поход», русск. езда и ездить, укр. ї́здити, ї́жджу, болг. я́здя, сербохорв. jѐзди̑м, jѐздити, словенск. jȇzdim, jė́zditi, чешск. jezdím, jezdit, польск. jeżdżę, jeździć. в.-луж. jězdźu, jězdźić, н.-луж. jezdźu, jezdźiś; восходит к праиндоевр. *yā- «двигаться, ехать». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Библиография
Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.На своих двоих: лексика пешего перемещения в русском языке // Арутюнова Н. Д., Шатуновский И. Б. (отв. ред.) Логический анализ языка: языки динамического мира. Дубна: Международный университет природы, общества и человека, 1999, с. 269—285.
Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.На своих двоих: лексика пешего перемещения в русском языке // Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 78.
ru.wiktionary.org
"Ездит" или "ездят": правила написания глаголов
Наряду с существительным, важной частью речи является глагол, который указывает на процесс или действие. Характерными особенностями является распределение по грамматическим категориям. К ним относится залог, наклонение, время и лицо. Все вместе они являются показателями того, к какому виду относится слово. Чтобы грамотно писать слова "ездит" или "ездят", важно знать простые правила.
Правописание окончаний
Какое слово употреблять в разговоре - «ездит» или «ездят»? Важно знать правила написания окончаний. Все глаголы делят на две группы: одна включает в себя слова первого спряжения, другая – второго спряжения. Отличительная особенность - окончание. Во второй группе находятся глаголы, которые заканчиваются на «–ить», включая слова-исключения «брить» и «стелить», и одиннадцать слов с окончаниями на «–ать» и «–еть». Глаголы с другими окончаниями относятся к первому спряжению.
В русском языке есть слова, которые в разных позициях могут относиться к разным спряжениям, поэтому их называют разноспрягаемыми. Сюда относятся слова «дать», «хотеть», «бежать», «есть». Если есть приставки «обез-», «обес-», эти слова относятся ко второму спряжению. Например, «обеспечивает», «обезвреживает». У слова «ездите» окончание «–ите», поэтому оно относится ко второму спряжению.
Правописание суффиксов
Многие люди не знают, как правильно писать, «ездиешь» или «ездишь». Чтобы сделать правильный выбор при написании, необходимо воспользоваться морфологическими нормами. Спряжение глагола проверить легко: поставьте слово в неопределенную форму и выделите суффикс. Важно учитывать, не является ли слово исключением. Далее делаем вывод, что слово «ездишь» пишется с буквой «и».
Морфологические признаки глагола
Глаголы в настоящем времени в изъявительном наклонении употребляются в различных формах. Правописание слов «ездит» или «ездят» зависит от того, в каком лице и числе они находятся. Такая часть речи, как глагол, связана с именем существительным или местоимением, поэтому правильно определить признаки будет несложно.
В единственном лице настоящего времени употребляют слова форме:
Я езжу.
Ты ездишь.
Он ездит.
Во множественном числе необходимо писать: «Мы ездим, вы ездите, они ездят». Это видно на примере предложений: На работу мы ездим каждый день.
В будущем времени звучит так:
Я буду ездить.
Ты будешь ездить.
Он будет ездить.
Она будет ездить.
Оно будет ездить.
Во множественном числе:
Мы будем ездить.
Вы будете ездить.
Они будут ездить.
В прошедшем времени:
Я ездил в магазин за покупками.
Вы ездили на море в прошлом году?
Этим летом она ездила отдыхать в Крым.
Наклонения глаголов
Чтобы выбрать, как правильно писать, «ездят» или «ездиют», нужно обратить внимание на некоторые тонкости. Наклонение является грамматическим признаком спрягаемого глагола. Правила русского языка показывают три вида, которые отличаются некоторыми моментами:
Изъявительное или прямое наклонение употребляется в прошлом, настоящем и будущем времени. С его помощью передают действие в действительности: Вчера мы посетили новый кинотеатр. Завтра я сделаю домашнее задание по математике.
Повелительное или косвенное наклонение выражает действие, которое может не совпадать с действительностью. Это может быть приказ или просьба: «Пора ехать!» Употребление слов: «Ты езди». «Вы ездите». При обращении к кому-либо произносят: «Поезжайте!»
Сослагательное наклонение. Выражает действие, о котором человек думает, но оно зависит от нескольких факторов. «Я бы поехал с вами, но у меня много работы». Слова употребляются таким образом:
Я ездил бы.
Она ездила бы.
Оно ездило бы.
Вы ездили бы.
Кроме этих форм существуют причастия и деепричастия: в форме настоящего времени «ездящий», в прошедшем времени говорят «ездивший, ездив, ездя». Например: «Ездив по деревням, он собирал старые реликвии».
Употребление глаголов
Как и другие части речи глаголы могут стоять в единственном и множественном числе. Правила помогут узнать, нужно ли писать «ездит» или «ездят». Первое слово употребляется с частями речи в третьем лице единственном числе. Второе – во множественном числе. Главное - нужно помнить, что в русском языке нет глагольной формы «ездиет». Например: «Папа ездиет на велосипеде» - неверное употребление.
Личный глагол третьего лица «ездит» единственного числа принадлежит второму спряжению. Чтобы выяснить спряжение у глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в инфинитив. В этом случае важно знать, что нужно поставить - «ехать» или «ездить». Правильным будет второй вариант. Именно окончание «–ить» указывает на второе спряжение.
Примеры из устной и письменной речи
Делая выбор между написанием слов «ездила» или «ездела», нужно помнить о том, что в глаголах прошедшего времени перед «-л-» сохраняется такая гласная буква, которая стоит в неопределенной форме. Ставят вопрос: что делать? Отвечают словом «ездить» - это правильный вариант, в прошедшем времени используют слова «ездила» и «ездили»:
Нельзя ездить по дороге слишком быстро.
Мой маленький брат любит ездить на велосипеде.
Чтобы научиться ездить на автомобиле, нужно желание.
Вы умеете ездить верхом на лошади?
Я твердо решил, что после работы буду ездить в бассейн.
В современном русском языке нужно правильно строить предложения как в устной, так и в письменной речи. Соблюдение правил правописания указывает на грамотность того, кто употребляет глаголы в разном времени и наклонении. В сложной ситуации обращаются за помощью к словарю или справочнику, в которых собраны слова для письменного оформления предложений, которые полностью соответствуют правилам русского языка. Не думайте, что искать подсказку в словаре зазорно - это только повысит грамотность.
fb.ru
"Едь" или "езжай" ℹ️ как правильно говорить и писать, форма повелительного наклонения и спряжение глагола "ехать", правило и примеры предложений
Как сказать правильно - «едь» или «езжай»? Для это необходим из глагола неопределенной формы «ехать» образовать глагол в повелительном наклонении. Однако в этом и заключается проблема.
Оказывается, кроме «поезжай» в литературной речи больше нет правильной формы, остальные формы: «едь», «ехай» - неверные простонародные формы глагола. В разговорной речи допускается употребление «езжайте», но пишется слово всегда «поезжайте».
Как правильно говорить и писать - «едь», «езжай», «ехай» или «поезжай»
Слова «едьте», «ехайте», «поедьте», «поедите», «приедьте», «приедь», «съездий», «заедь», «заедьте» имеют ошибки в орфографии. В литературной речи таких слов не существует.
Правило русского языка гласит, что от слова «ехать» можно образовать только следующие формы глаголов - «поезжай», «езжай», «заезжай», «приезжай».
Необходимо запомнить, что и «езжай» сейчас используется крайне редко. В современном русском литературном языке это слово считается неуместным, простонародным, разговорным. Постепенно его употребление сокращается.
Не приветствуется употребление слова «езжайте» в письменной речи. В разговорной речи русского языка слово часто употребляется при необходимости быстрого повиновения: «Езжай домой!» или «Езжайте сейчас же, привезите ее». Просьба перестает быть просьбой, приобретает характер требования.
«Поезжай», в отличие от «езжай» имеет немного другое значение. Во-первых, многими филологами это слово считается единственной правильной формой среди остальных склонений слова «ехать». Во-вторых, «поезжай» употребляется для выражения просьбы, а не немедленного приказа.
Например:
«Маша, поезжай вместе с бабушкой, я приеду позже» – Маша может выбрать отправиться с бабушкой или нет.
«Поезжай лучше поездом, доберешься намного быстрее» – не обязательно следовать просьбе, можно выбрать другой способ. Говорящий лишь советует, а не требует.
Форма повелительного наклонения глагола «ехать»
Чтобы образовать повелительную форму глаголов, необходимо убрать суффикс у инфинитива: «орать» – «ори», «врать» – «ври», «рвать» – «рви».
Однако существую глаголы, повелительное наклонение которых не так легко образовать. К ним относится глагол «ехать».
Слова «едь», «ехай» - неудачная и неверная попытка образовать формы повелительного наклонения глагола неопределенной формы «ехать». Эти слова не стоит употреблять ни в письменной, ни в разговорной речи.
В разговорной речи можно говорить «езжай», однако в литературной речи необходимо использовать единственно верную в правописании форму - «поезжай», с приставкой по-.
Чтобы не загрязнять свой разговорный язык, рекомендуется употреблять «поезжай» и в простой устной речи.
Спряжение глагола «ехать»
Чтобы выяснить спряжение глагола, необходимо поставить его в неопределенную форму. Спряжение помогает правильно определить, какую букву писать в безударных окончаниях: «и» ли «е». Для этого задается вопрос «что делать?».
Правило спряжений указывает, что глаголы, оканчивающиеся на окончание «-ать», относятся к первому спряжению. Глаголы первого спряжения имеют окончания: -у/-ю, -ем, -ете, -ет, -ешь, -ут/-ют.
«Ехать» спрягается следующим образом: «еду», «едем», «едете», «едет», «едешь», «едут». Такое же правило действует на однокоренные глаголы «ехать». Например: «поехать» – «поеду», «поедем», «поедете», «поедет», «поедешь», «поедут».
Вывод
Число форм глагола «ехать», «ездить» растет каждый день. Не зная, как правильно написать слово в повелительном наклонении, люди придумывают свои версии, загрязняя орфографию русского языка. Плохо то, что эти слова действительно приживаются в русском языке, вводя в заблуждение даже образованных людей.
Правильный вариант всего один - «поезжай», но и употребление «езжайте» в разговорной речи простительно.