Российский авторынок погнал против тренда – Бизнес – Коммерсантъ
Продажи новых легковых машин в России в марте подскочили на 22,7% вопреки тенденции начала года и мировому рынку. Игроки объясняют аномалию ослаблением рубля и перераспределением спрос будущих месяцев. Уже в последнюю неделю марта продажи встали, и в апреле российский рынок, вероятно, повторит антирекорды других стран.
Продажи новых легковых автомобилей в марте выросли на 22,7%, до 160,6 тыс. штук, подсчитали в «Автостате», который берет за основу данные о регистрации автомобилей. Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) упали, но лишь на 0,6%, до 8,6 тыс. штук.
Лидер легкового рынка Lada показал рост на 6,6%, до 31,6 тыс. машин. Первенство среди иномарок удерживает Kia, продажи которой увеличились сразу на 35%, до 23,6 тыс. штук. Далее идет Hyundai с ростом на 29,3%, до 18 тыс. машин, Renault (на 10,2%, до 13,1 тыс. штук) и Volkswagen (на 39,5%, до 11,6 тыс. штук).
Наилучший результат в топ-10 марок показала Toyota, увеличив продажи на 45,2%, до 11,6 тыс. штук. В модельном рейтинге лидирует также АвтоВАЗ со своими Lada Granta (рост на 21,7%, до 12 тыс. штук) и Vesta (падение на 3%, до 10,8 тыс. машин).
Полная статистика продаж от автопроизводителей за март неизвестна. Ассоциация европейского бизнеса, традиционно собирающая эти данные, отложила их публикацию на неопределенный срок. Немногочисленная информация, полученная напрямую от производителей, расходится с данными «Автостата». Так, Hyundai, по собственным данным, в марте снизила продажи на 3,1%, до 15,8 тыс. машин. Mitsubishi сообщала, что в марте 2020 года снизила продажи в России на 9,8%, до 4,4 тыс. машин. В феврале рынок, по данным АЕБ, «ожидаемо» падал на 2,2%.
Не укладывается тенденция, зафиксированная «Автостатом», и в общемировой тренд. В марте автопроизводители по всему миру приостанавливали производства или вовсе закрывали их (например, в Европе и Северной Америке). На фоне действующих во многих странах карантинных мер спрос на автомобили резко упал. Так, в Италии и Франции автопродажи в марте просели особенно значительно — на 85% и 72% соответственно, в Испании — на 69%, в Великобритании — на 44%. Рейтинговое агентство Moody`s прогнозирует снижение продаж автомобилей за год в целом на 14%, самое большое падение придется на европейский рынок — на 21%.
Генеральный директор «Autо-Dealer СпБ» Михаил Чаплыгин объясняет, что на других рынках не было такого падения курса местной валюты, как в России, поэтому в марте все те, кто планировал покупку в ближайшие два-три месяца, решили приобрести машину оперативно — до повышения цен.
С этим согласны и дилеры. В марте люди стремились купить автомобиль по старым ценам, ожидая, что они будут расти на фоне скачков валюты, что сильно разогрело спрос, говорит председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович. Кроме того, покупатели спешили это сделать на фоне новостей о скором введении карантина, добавляет он, отмечая, что в «Авилоне» фиксировали рост по массовым и премиальным брендам: по марке Hyundai выросли продажи и контрактование на уровне на 50%, по Volkswagen рост по контрактованию составил 60%, сохранялся высокий спрос на Mercedes, BMW, Audi, Jaguar Land Rover, Cadillac.
Однако уже к концу марта, утверждают источники “Ъ” среди дилеров, продажи фактически остановились: салоны закрылись с 28 марта, после начала «нерабочих дней». «В Китае в феврале падение рынка составило больше 80%, в Европе то же самое происходит в марте, а у нас будет в апреле»,— считает Михаил Чаплыгин. Дилеры закрыты, поэтому, если все следуют законодательству, то падение будет 100%, добавляет он, только за счет онлайн-продаж динамика немного скорректируется. При текущих ограничениях в апреле можно ожидать сокращения продаж до 90% по отношению к прошлому году, говорит директор департамента по работе с ключевыми клиентами ГК «Автоспеццентр» Александр Захаров, продажи будут измеряться сотнями автомобилей.
Ольга Никитина
www.kommersant.ru
В России вырос спрос на новые автомобили
Lada замедлила падение в марте до трёх процентов, но суммарные продажи бренда вместе с бывшей Chevrolet Niva просели на 5,6%, до 34 539 автомобилей. По итогам трёх месяцев за АвтоВАЗом зафиксировано уменьшение на те же 3%, а с учётом «Шнивы» — на 5,2%, до 83 657 штук.
Среди наиболее популярных марок рекордный скачок спроса в марте пришёлся на Skoda — плюс 42%. Хороший результат также у Toyota (плюс 36%) и Mercedes-Benz (плюс 33%). Среди лидеров больше других потерял Datsun (минус 29%). В первом квартале лучшим ростом отметилась Toyota (плюс 26%), а сильнейшее падение за Mitsubishi (минус 13%).
Популярность премиальных брендов в первый весенний месяц поднялась на 19,1%, до 11,8 тысячи машин. Однако здесь не учтены продажи BMW и Mini. Лидером среди премиум-брендов стал Cadillac. С января по март дилеры реализовали 44,8 тысячи дорогих автомобилей, на 10,6% больше, чем годом ранее. За 3 месяца BMW немного опережает Mercedes-Benz на российском рынке, однако разница в полтысячи проданных машин ещё не гарантирует «баварцу» лидерство по итогам года.
Продажи 10 самых популярных «масс-маркет» брендов прибавились на 4,6%, до 131,7 тысячи штук. За три месяца динамика чуть хуже — плюс 1,8%, 316,3 тысячи машин.
Спрос на автомобили топ-5 японских брендов в марте превысил 30 тысяч штук, за год продажи выросли на 13,6%. С января по март продажи тех же марок достигли 66,9 тысячи штук, плюс 7,8%. Во многом положительно повлияла на динамику огромная популярность Toyota RAV4: кроссовер нового поколения расходится вдвое лучше своего предшественника (плюс 103% в марте, плюс 96,4% в первом квартале).
Автомобили китайских брендов установили новый в этом году рекорд: плюс 38,8%, 4,4 тысячи машин. За три месяца продажи выросли ещё сильнее — на 52,5%, до 10,6 тысячи штук. Абсолютно лучшие цифры продемонстрировал бренд Changan, на чьи продажи приходится лишь 12% всех «китайцев». Лидер рынка — Haval — доля бренда почти 40%. Ещё четверть продаж — это Geely.
Про модели
mag.auto.ru
итоги восьми месяцев — Авторевю
Вот уже пять месяцев подряд российский рынок новых автомобилей отстает от показателей прошлого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в августе официальными дилерами было продано 145545 легковушек и легких коммерческих автомобилей — на 1,3% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Впрочем, дистанция постепенно сокращается, ведь в июне «недостача» составляла 3,3%, а в мае и вовсе 6,7%. Накопительный итог восьми месяцев этого года — 1 млн 114 тысяч автомобилей против 1 млн 140 тысяч годом ранее (спад на 2,3%).
Продажи новых автомобилей в России в 2016—2019 гг.
Тройка лидеров рынка на общем фоне чувствует себя уверенно. Лада за восемь месяцев нарастила продажи на 3% (до 234 тысяч машин), Hyundai — на 1%, а у Kia рост на 0,2%. Локализация кроссовера Kodiaq, который в последние месяцы расходится даже лучше Октавии, позволила компании Skoda увеличить общий спрос на 9%.
Но Renault и Toyota просели на 2—4%, а самые большие потери среди крупных игроков несет Nissan: минус 18% продаж (в основном из-за ухода Алмеры). Ford распродал почти все легковые автомобили (в августе их реализовано только 468 штук) и сосредоточил усилия на коммерческом семействе Transit.
Российским бестселлером остается Лада Гранта: с января по август продано почти 86 тысяч машин. На втором месте более дорогая Веста (74 тысячи). Но если спрос на Лады растет, то расположившийся на третьем месте Kia Rio теряет рынок: 62 тысячи машин и спад на 8%.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе—августе 2019 года (в сравнении с тем же периодом 2018-го)
Марка
8 месяцев 2019 г., шт.
8 месяцев 2018 г., шт.
Динамика
Лада
233684
227956
+3%
Kia
148947
148579
0%
Hyundai
116180
115578
+1%
Renault
89153
92896
–4%
Volkswagen
71368
70126
+2%
Toyota
64991
66579
–2%
Skoda
54142
49696
+9%
Nissan
41257
50106
–18%
ГАЗ
36392
37156
–2%
Mercedes-Benz
26797
28917
–7%
BMW
26690
22902
+17%
Mitsubishi
25066
27050
–7%
Ford
24199
33568
–28%
УАЗ
22776
23576
–3%
Mazda
18841
19665
–4%
Datsun
14523
11701
+24%
Chevrolet
14412
18936
–24%
Lexus
13335
15741
–15%
Audi
9931
9968
0%
Haval
5849
1625
+260%
Geely
5538
1574
+252%
Land Rover
5293
5979
–11%
Volvo
4921
4314
+14%
Subaru
4606
4848
–5%
Suzuki
3921
3430
+14%
Chery
3642
3745
–3%
Porsche
3622
2949
+23%
Lifan
3238
9917
–67%
Peugeot
2900
3932
–26%
Infiniti
2459
2950
–17%
Citroen
1999
2554
–22%
Mini
1619
1515
+7%
Genesis
1359
1033
+32%
Jeep
1244
981
+27%
Honda
1206
3084
–61%
Jaguar
1174
1546
–24%
Zotye
1146
1784
–36%
Dongfeng
1064
867
+23%
Changan
997
1139
–12%
Fiat
753
815
–8%
FAW
750
973
–23%
Cadillac
581
676
–14%
smart
555
593
–6%
Isuzu
523
431
+21%
IVECO
260
371
–30%
Foton
149
241
–38%
Brilliance
134
112
+20%
Hawtai
38
77
–51%
Chrysler
35
46
–24%
SsangYong
4
80
–95%
Ravon
0
5184
—
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе—августе 2019 года (в сравнении с тем же периодом 2018-го)
Модель
8 месяцев 2019 г., шт.
8 месяцев 2018 г., шт.
Динамика
Лада Гранта
85766
60250
+42%
Лада Веста
74050
67136
+10%
Kia Rio
61591
67171
–8%
Hyundai Creta
45561
43807
+4%
Hyundai Solaris
39882
44022
–9%
Volkswagen Polo
37028
37753
–2%
Лада Ларгус
27826
28325
–2%
Renault Duster
24512
27863
–12%
Kia Sportage
23005
22161
+4%
Skoda Rapid
22682
22606
0%
Volkswagen Tiguan
22249
20185
+10%
Toyota Camry
22072
19746
+12%
Renault Logan
22004
21029
+5%
Лада 4х4
20246
20631
–2%
Toyota RAV4
19597
19430
+1%
Renault Sandero
19360
21220
–9%
Лада XRAY
18912
23317
–19%
Renault Kaptur
18037
20087
–10%
Kia Optima
16818
12449
+35%
Skoda Octavia
15279
15627
–2%
Skoda Kodiaq
15220
7174
—
Nissan Qashqai
15084
13641
+11%
Mitsubishi Outlander
14702
15133
–3%
Hyundai Tucson
14695
14109
+4%
Chevrolet Niva
13770
18456
–25%
autoreview.ru
Авторынок срывается в пике – Газета Коммерсантъ № 72 (6793) от 21.04.2020
Продажи автомобилей в России на фоне коронавируса могут сократиться наполовину в 2020 году при худшем сценарии развития событий, подсчитали в Boston Consulting Group (BCG). Минимально возможное падение — 19%. В целом на рынке также ожидают двузначных темпов сокращения продаж в 2020 году — прежде всего из-за влияния карантинных мер. Однако глубокое падение рынка на 50% маловероятно, считают аналитики, ожидая, что в таком сценарии рынок ждет увеличение господдержки.
BCG представил предварительную оценку влияния коронавируса на российский авторынок. В исследовании представлено несколько возможных сценариев, а за уровень отсчета взят прогноз IHS Markit, который предусматривал рост рынка до 1,8 млн автомобилей в 2020 году и до 1,9 млн в 2021-м (в 2019 году рынок, по данным АЕБ, составил 1,76 млн машин). В сравнении с прогнозом IHS, BCG в оптимистичном сценарии ждет падение продаж на 19%, примерно до 1,4 млн автомобилей в 2020 году, с восстановлением до 1,8 млн машин в 2021 году.
Пессимистичный сценарий предполагает, что рынок в 2020 году сократится на 48%, до 0,9 млн машин, а в 2021-м вырастет лишь до 1,3 млн штук.
Два наиболее вероятных сценария предполагают падение продаж на четверть (до 1,3 млн машин) и на 37% (до 1,1 млн машин) в 2020 году. В таком случае рынок в 2021 году восстановится до 1,7 млн и 1,5 млн машин соответственно, то есть не достигнет уровня 2019 года.
42% российских потребителей планируют сократить расходы, воздерживаясь от покупки автомобиля, подсчитали в BCG. Машины входят в топ-3 категорий, на которых российские потребители планируют сэкономить, говорится в исследовании. 21% потребителей планируют увеличить расходы на автомобили, что, вероятно, связано с девальвацией рубля. В BCG ожидают, что после того, как автодилеры повысят цены, эта группа сократится до 5–6%, как это произошло после девальвации рубля в 2014 году. “Ъ” писал 14 апреля, что все производители и импортеры уже подняли цены. Ключевыми факторами успеха для концернов после завершения карантина станут готовность возобновить производство раньше других, составление портфеля заказов до возобновления работы, а также обеспечение функционирования цепочки поставок, говорит руководитель направления «Автомобилестроение» в BCG СНГ Эдуард Черкин.
Автопроизводители и импортеры в основном воздерживаются от оценок.
В Mitsubishi не исключают, что, как и во многих странах Европы, продажи могут снизиться на 80% в период изоляции, но объем падения рынка по итогам года «вообще не поддается прогнозированию». В Volvo Cars ожидают, что уровень продаж по отношению к 2019 году снизится на 25–30% при условии, что карантин не выйдет за пределы второго квартала. В компании отмечают, что из-за карантина многие дилеры не могут открыть салоны, а клиенты — прийти в них. При этом нет уверенности, что создаваемый отложенный спрос сможет существенно компенсировать потерянные продажи.
В АвтоВАЗе говорят, что в первом квартале при поддержке программ льготного автокредитования российский авторынок вырос на 2%. По итогам года там ожидают, что рынок покажет значительную негативную динамику с очень низким объемом продаж в апреле—мае и возможным началом небольшого восстановления с июня. Развитие ситуации в значительной степени будет зависеть от мер господдержки, введение которых в компании бы приветствовали. «Мы также можем предвидеть некоторую разрозненность динамики рынка по регионам в зависимости от эпидемиологической обстановки и разрешительных мер на возобновление продаж и сервисных услуг в каждом из них»,— отмечают в АвтоВАЗе.
В Kia согласны, что итоги года во многом будут зависеть от мер господдержки спроса во втором полугодии: «Если действие госпрограмм будет продлено, то мы ожидаем продажи на уровне 1,5 млн автомобилей». В концерне надеются, что с июня автобиз
www.kommersant.ru
Российский рынок легковых автомобилей с пробегом в августе 2019 года
10 сентября 2019 года
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в августе 2019 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 501,7 тыс. единиц, что на 1,7% больше, чем год назад.
Лидером этого рынка традиционно является отечественная марка LADA, на долю которой в прошлом месяце пришлось около 25% от общего объема. В количественном выражении это составляет 124,4 тыс. штук, что на 0,9% меньше показателя годичной давности. Лучшей среди иномарок стала японская Toyota, чей результат составил 54,8 тыс. подержанных экземпляров (+0,3%). Третье место занимает еще один японский бренд – Nissan (27,9 тыс. шт.), у которого реализация легковых автомобилей с пробегом снизилась на 0,3%. В первую пятерку также попадают корейские Hyundai (26,5 тыс. шт.; +7%) и KIA (25,3 тыс. шт.; +14,2%).
Эксперты отмечают, что 5 марок-лидеров, входящих в ТОП-10, показали в прошлом месяце положительную динамику, при этом у KIA зафиксирован рост, превышающий 10%. В свою очередь, Mitsubishi продемонстрировал стабильность, а у 4 брендов падение находится в диапазоне от -0,2% (Chevrolet) до -1,7% (Ford).
В модельной структуре российского вторичного рынка в августе 2019 года лидерство принадлежит отечественной LADA 2114, которая вернула себе первую строчку в рейтинге после того, как два месяца подряд эту позицию занимала иномарка Ford Focus. Вазовская модель завершила месяц с результатом 12,6 тыс. штук (-5,8%). Ford Focus, который на втором месте, перепродан в количестве 12,4 тыс. единиц (-2,5%). Замыкает тройку лидеров также продукт российского автопрома – LADA 2107, объем перепродаж которого в августе составил 11,2 тыс. экземпляров (-1,2%). За ним следуют Hyundai Solaris (10,4 тыс. шт.; +14,3%) и KIA Rio (9,8 тыс. шт.), показавший самую высокую в ТОП-10 динамику рынка (+20,5%).
Эксперты также отмечают, что по итогам 8 месяцев 2019 года объем вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 3 млн 499 тыс. единиц, что на 0,1% меньше аналогичного показателя 2018 года.
ТОП-10 МАРОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ В РОССИИ В АВГУСТЕ 2019 ГОДА (шт.)
ТОП-10 МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ В РОССИИ В АВГУСТЕ 2019 ГОДА (шт.)
Быстро узнать стоимость вашего автомобиля на рынке можно с помощью калькулятора «Оценка авто».