Главная » Разное » Схема зажигания зил 130 электронная
Схема зажигания зил 130 электронная
Устройство контактно транзисторной системы зажигания
Работа контактно транзисторной системы основана на использовании полупроводниковых приборов. Преимущества контактно транзисторной системы по сравнению с батарейной системой зажигания следующие:
через контакты прерывателя проходит небольшой ток управления транзистора, а не ток (до 8 А) первичной обмотки катушки зажигания (исключается эрозия и износ контактов).
Возрастает ток высокого напряжения и энергия искрового разряда (это позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания, приводит к облегчению пуска двигателя, делает двигатель экономичнее).
Для начала давайте разберемся,
Что такое транзистор
Транзистор - это трехэлектродный прибор, изменяющий сопротивление от нескольких сот омов (транзистор закрыт) до нескольких долей ома (транзистор открыт).
Имея малое сопротивление во включенном состоянии и очень большое сопротивление в выключенном состоянии, транзистор вполне удовлетворяет требованиям предъявляемым к переключающим элементам. В контактно-транзисторной системе зажигания транзистор работает в режиме переключения (режим ключа).
Устройство контактно транзисторной системы ЗИЛ-130
Схема устройства контактно-транзисторной системы зажигания двигателя ЗИЛ-130 (стрелками указана цепь высокого напряжения):
Контактно транзисторная система ЗИЛ-130 состоит из транзисторного коммутатора1, катушки зажигания 5, свечей зажигания 7, распределителя 10, добавочных резисторов 14, выключателя 15 добавочного резистора, АКБ 16 и выключателя зажигания 17.
Катушка зажигания Б114 – маслонаполненная, выполнена по трансформаторной схеме, т.е. ее первичная и вторичная обмотки не соединены между собой и между ними существует только магнитная связь. Первичная обмотка катушки зажигания имеет два вывода, расположенные на карболитовой крышке. Один вывод обозначен буквой К, другой не имеет обозначения. Один вывод вторичной обмотки присоединен к корпусу, а другой соединен с проводом высокого напряжения, укрепленным в центральном отверстии крышки катушки зажигания. При установке катушки зажигания ее надежно соединяют с массой так, чтобы не было зазоров.
Добавочные резисторы СЭ 107, выполненные в виде двух спиралей, установлены в отдельном кожухе и имеют три вывода: ВК-Б, ВК и К. Спирали изготовлены из константановой проволоки, сопротивление которой при нагреве не изменяется, и в первичной обмотке катушки зажигания поддерживается постоянное напряжение.
Транзисторный коммутатор ТК 102 состоит из транзистора 21, импульсного трансформатора 20 и блока 3 защиты транзистора. В блок защиты входят резисторы 2, диод 19, стабилитрон 18 и конденсатор.
Все приборы коммутатора размещены в алюминиевом корпусе, имеющем ребра для лучшего отвода теплоты. У транзисторного коммутатора есть четыре вывода, обозначенные М, К, Р, и один без обозначения. Вывод М надежно соединяют с массой автомобиля многожильным неизолированным проводом, вывод К с концом первичной обмотки катушки зажигания, вывод без обозначения – со вторым концом первичной обмотки катушки зажигания, Р с подвижным контактом прерывателя.
Как работает контактно-транзисторная система зажигания?
Если выключатель зажигания 17 включен, а контакты прерывателя разомкнуты, то транзистор 21 заперт, так как нет тока в его цепи управления, т.е. в переходе эмиттер – база. Ток не проходит и между эмиттером и коллектором на массу, так как сопротивление этого перехода очень большое. При замыкании контактов прерывателя в цепи управления транзистора (эмиттер-база) проходит ток, в результате транзистор открывается. Сила тока управления невелика около (0,8 А) и уменьшается до 0,3 А с увеличением частоты вращения кулачка прерывателя. В контактно-транзисторной системе зажигания имеются две цепи низкого напряжения: цепь управления транзистора и цепь рабочего тока.
Цепь управления транзистора: положительный вывод АКБ 16 – выключатель зажигания 17 – выводы ВК-Б и К добавочных резисторов 14 – первичная обмотка 4 катушки зажигания 5 – вывод транзисторного коммутатора 1 – электроды перехода эмиттер – база транзистора 21 – первичная обмотка импульсного трансформатора 20 – вывод Р – контакты 11 и 12 прерывателя – масса – отрицательный вывод АКБ. При прохождении тока управления транзистора через переход эмиттер-база значительно уменьшается сопротивление эмиттер-коллектор, и транзистор открывается, включая цепь рабочего тока (7-8 А).
Цепь рабочего тока низкого напряжения
Положительный вывод АКБ 16 – выключатель зажигания 17 – выводы ВК-Б и К добавочных резисторов 14 – первичная обмотка 4 катушки зажигания 5 – вывод транзисторного коммутатора 1 – электроды перехода эмиттер-коллектор транзистора 21 – вывод М – масса – отрицательный вывод АКБ. При размыкании контактов прерывателя прекращается ток в цепи управления транзистора и значительно возрастает его сопротивление. Транзистор закрывается, выключая цепь рабочего тока низкого напряжения. Магнитный поток изменяющегося поля пересекает витки катушки зажигания, индуктируя во вторичной обмотке ЭДС, в результате чего возникает высокое напряжение (около 30000 В), а в первичной обмотке ЭДС самоиндукции (около 80-100 В).
Цепь высокого напряжения
Вторичная обмотка 6 катушки зажигания 5 ротор 9 распределителя 10 – свечи зажигания 7 ( в соответствии с порядком работы двигателя) – масса – вторичная обмотка 6 катушки зажигания 5.
Импульсный трансформатор необходим для быстрого запирания транзистора. При размыкании контактов прерывателя во вторичной обмотке импульсного трансформатора индуктируется ЭДС самоиндукции, направление которой противоположно направлению рабочего тока на переходе база-эмиттер. Благодаря этому быстро исчезает магнитное поле и ток в первичной обмотке 4 катушки зажигания 5. Диод 19 и стабилитрон 18 в прямом направлении – мимо первичной обмотки катушки зажигания.
Необходимо помнить, что контакты прерывателя пропускают и прерывают только силу тока управления транзистора 0,3-0,8 А. Если на них попало масло, образовалась масляная пленка или слой окиси, то ток управления транзистора не сможет пройти через контакты. Поэтому контакты прерывателя промывают бензином и следят за тем, чтобы они всегда были чистыми.
www.autoezda.com
Описание системы и схема зажигания ЗИЛ 130, диагностика СЗ и установка по схеме
Двигатель является основным агрегатом любого транспортного средства и его работа во многом определяется функционированием системы зажигания. В этом материале мы поговорим об СЗ автомобиля ЗИЛ. Какая схема зажигания на грузовике ЗИЛ 140, каков ее принцип действия и как ее правильно настроить — читайте ниже.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Принцип работы СЗ
Инструкция по настройке, порядку и регулировке контактной, бесконтактной и электронной СЗ представлена ниже, но для начала давайте разберемся в принципе работы системы. Как и в любом автомобиле, оборудованном бензиновым мотором, система зажигания ЗИЛ выполняет функцию воспламенения горючей смеси в цилиндрах мотора, подавая в них искру. Сама искра передается на контакт свечи зажигания, расположенные непосредственно в цилиндрах ДВС. Эти свечи работают по очереди, воспламеняя топливовоздушную смесь в определенное время. Следует отметить, что в ЗИЛ 131 и 130 СЗ выполняет функцию не только воспламенения смеси, но и подачу искры, в частности, отвечая за силу тока искры.
Схема работы системы зажигания на отечественном грузовике
Все потому, что изначально аккумуляторная батарея может вырабатывать только ток определенной силы. Но этого параметра будет недостаточно для воспламенения смеси. Соответственно, для этой цели была разработана СЗ, предназначенная для повышения параметра мощности АКБ транспортного средства. Благодаря этому аккумулятор позволяет передать в ту или иную свечу напряжение такого уровня, которое позволит поджечь горючую смесь.
Следует отметить, что любая СЗ, будь то контактно транзисторная система или другая имеет несколько определенных требований, которые она должна выполнять в нормальном режиме:
В соответствии со схемой подключения и работой привода трамблера СЗ должна подавать искру на СЗ в необходимый цилиндр в тот момент времени, который изначально был задан настройками. Именно настройки отвечают за порядок активации работоспособности цилиндров. В том случае, если цилиндры будут настроены неправильно, могут возникнуть проблемы в функционировании ДВС.
Любая, в том числе транзисторная система зажигания, всегда всегда должна функционировать с максимальной точностью. К примеру, если искра начнет поступать в цилиндр с минимальным опозданием, даже на секунду, запустить двигатель не получится.
Еще одно требование — это энергия искры. Все настройки СЗ в любом случае должны совпадать для качественного воспламенения топливовоздушной смеси определенной плотности.
Не менее важным требованием является надежность работы СЗ в любом транспортном средстве. Видео-инструкция о том, как своими руками установить бесконтактное зажигание на автомобиль ЗИЛ-130, приведена ниже (автор видео — Сделай сам).
Виды систем зажигания
Любые СЗ независимо от типа привода подразделяются на три типа:
Контактный. Такой тип системы является устаревший, на сегодняшний день он встречается не так часто, обычно контактные СЗ используются в автомобилях отечественного производства. Принцип функционирования в данном случае заключается в создании электрических сигналов, образующихся благодаря распределителю.
Бесконтактная система зажигания или БСЗ, которая также именуется транзисторной. Принцип работы основан на функционировании коммутатора.
Электронный вариант является одним из наиболее современных и дорогих по стоимости устройств, которые устанавливаются только на новые машины. Такой тип полностью отличается от двух описанных выше, поскольку обладает более сложной конструкцией, отвечающей не только за момент зажигания, но и прочие параметры машины.
Контактная система зажигания
Зажигание в разобранном виде для ЗИЛ 130
Такой СЗ с приводом встречается достаточно часто сегодня, поскольку старые отечественные автомобили используются в нашей стране до сих пор миллионами автолюбителей. Одним из основных достоинств такой СЗ является надежность. Из-за того, что конструкция системы довольно простая, сама контактная часть очень редко ломается. Однако, если механизм выходит из строя, произвести ремонт узла даже своими руками будет не так сложно, поскольку все детали стоят не дорого, а сам ремонт довольно простой.
Следует также отметить, что такой узел состоит из таких элементов: АКБ, генератор, катушка зажигания, привод, свечи, распределитель и прерыватель, конденсатор. Принцип работы данного узла довольно простой — на СЗ передается напряжение от генераторного устройства. В тот момент, когда такт сжатия близится к концу, на контактах свечки появляется искры, поджигающая топливо.
Бесконтактный тип системы
Новый бесконтактный узел в разобранном виде
Большая часть современных машин невысокой и средней стоимости российского производства оборудуются бесконтактной СЗ.
По сравнению с контактной, это тип обладает определенными достоинствами:
Искра, которая вырабатывается, обладает более высокой мощностью, получаемой в итоге увеличенного напряжения на вторичной обмотке.
Бесконтактная СЗ оборудуется электромагнитным генератором, благодаря которому достигается стабильное функционирование и передача энергии во все необходимые механизмы. Соответственно, это положительно влияет на сохранение и выработку силовым агрегатом большей мощности. При правильной работе мотора можно достичь экономии бензина.
Удобство в плане технического обслуживания. Бесконтактная СЗ требует единственного условия для того, чтобы обеспечить ее нормальную работу и долгий ресурс эксплуатации — вал привода трамблера необходимо периодически смазывать. Специалисты рекомендуют осуществлять эту процедуру не реже, чем каждые 10 тысяч км пробега.
Единственным недостатком является сложность ремонта в случае поломки узла. Чтобы произвести ремонт своими силами, необходимо будет правильно осуществить диагностику поломки, а для этого требуется специальное оборудование. Как показывает практика, решить неисправность своими руками всегда практически невозможно.
Электронный тип системы
Электронный вариант СЗ с приводом ставится сегодня на все современные авто европейского, азиатского, а также американского производства. В результате установки этой СЗ у водителя отпадает необходимость регулярной диагностики контактов на предмет окисления и решения проблем с перебоями в работе зажигания. Следует отметить, что угол опережения в электронном варианте всегда настроить легче, вторичное напряжение на практике всегда функционирует более стабильно. Более того, горючая смесь в цилиндрах силового агрегата почти всегда сгорает полностью.
Катушка зажигания и прочие элементы электронной системы в разобранном виде
Разумеется электронный вариант также имеет некоторые недостатки. К примеру, осуществить ремонт своими силами такого типа СЗ фактически невозможно. Для диагностики потребуется современное оборудование, которое есть только на СТО.
Диагностика системы и выявление неисправностей
Автомобили ЗИЛ оборудуются транзисторной СЗ, поэтому проблем в плане диагностики и выявления неисправностей у водителя быть не должно.
Наиболее важными симптомами неполадок в работе узла являются:
Сложность запуска мотора — силовой агрегат может запускаться с трудом или после нескольких попыток. Если это произошло, автолюбителю необходимо как можно быстрее обнаружить причину, в противном случае готовьтесь к тому, что вы и дальше будете с трудом заводить авто.
Снижение уровня мощности. Падение количества оборотов на холостом ходу является достаточно важной проблемой, в этом случае необходимо анализировать работу датчиков на контрольном щитке. В том случае, если обороты то падают, то увеличиваются с шагом в 500 об/мин, необходимо искать причину.
Снижается динамика, а также просадка в тяге мотора. Данный симптом обычно проявляется при попытке разгона. Опытный автолюбитель сможет без проблем заметить этот признак.
Увеличение расхода потребляемого бензина. Для того, чтобы диагностировать этот симптом, необходимо точно знать, какой расход бензина у вашего «железного коня», в частности, при работе на разных режимах (автор видеообзора системы зажигания на грузовике ЗИЛ 130 — And rey).
В том случае, если при работе авто вы заметили как минимум один из этих признаков, необходимо открыть моторный отсек и убедиться в том, что СЗ работает должным образом. Чтобы сделать это, вы должны точно знать, что именно диагностировать и каких нюансов при этом придерживаться. Поскольку устанавливая необходимый угол, вам предстоит иметь дело с большим напряжением, перед тем, как приступить к процессу, необходимо обесточить бортовую сеть авто. Для этого отключается мотор, а из замка зажигания извлекается ключ.
Как проверить момент зажигания?
Как выставить зажигание на ЗИЛ 130? Чтобы установка прошла успешно, а выставленный угол зажигания больше не приносил неудобств, необходимо учитывать несколько моментов. Как известно, очень ранее или позднее зажигание на двигателе автомобиля может быть причиной появления неполадок в работе узла. В том случае, если искра поступает очень рано, горючая смесь не успевает должным образом поступать в систему. Если же искра поступает слишком поздно, сама процедура воспламенения будет несколько затруднена.
Поэтому желательно не допускать того, чтобы угол сбивался. Для того, чтобы проверить момент своими силами, вам потребуется несколько вещей. В частности, перед тем, как приступить к процессу, заранее подготовьте тестер, а также стробоскоп для диагностики системы. Процедура проверки производится с использованием схемы и привода, в частности, речь идет о приводе вакуумного регулятора. Этот привод необходимо правильно установить. После установки привода необходимо наблюдать за тем, как изменяются параметры на всех ваших устройствах.
Так же, после диагностики путем использования схемы и привода можно произвести настройку момента. Водитель может отрегулировать зажигание и сделать его либо ранним, либо позднии, в зависимости от необходимости. Вся процедура регулировки производится на сниженных или увеличенных оборотах ДВС, здесь также все зависит от того, чего вы хотите добиться.
Если вы не знаете точно, какими должны быть полученные показатели, наиболее оптимальным вариантом будет обратиться с этим вопросом к специалистам. При отсутствии данных с нужными параметрами добиться точного результата будет практически невозможно, поэтому если у вас нет нужной информации или навыков, всегда оптимальнее всего доверить дело профессионалам.
Загрузка ...
Видео «Пошаговая инструкция по установке момента зажигания на ЗИЛ 130»
Из видео ниже вы сможете узнать, как производится процедура установки необходимого момента зажигания на грузовике ЗИЛ 130 (автор видео — ДУ НМЦ Агроосвіта).
avtozam.com
Цветная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130
Цветная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130 Интернет-журнал по ремонту бытовой техники и автоэлектроники Времонт.su
Проверку работы приборов электрооборудования производят на специальных стендах или непосредственно на автомобиле.
Простейшие способы проверки генератора постоянного тока без снятия его с автомобиля состоят в следующем:
1) при средних оборотах двигателя включить свет фар. Если стрелка амперметра стоит на нуле или показывает зарядку, то генератор исправен;
2) пустить двигатель; включить все лампы сети; отъединить провода В, Ш и Я реле-регулятора от зажимов; наконечники этих проводов Соединить вместе.
Изолировать от Массы автомобиля; постепенно увеличивать число оборотов двигателя от холостого хода до средних его оборотов. При исправном генераторе величина тока по показаниям амперметра должна возрастать соответственно возрастанию числа оборотов двигателя. При данной проверке нельзя допускать, чтобы величина тока превосходила указанную на шкале амперметра. При остановке двигателя нужно немедленно разъединить наконечники реле—регулятора;
проверка генератора
3) замкнуть зажим Я генератора через лампу или вольтметр на массу. Если при этом показания вольтметра будут в пределах 13,5—15 в для 12-вольтового и 27—30 в для 24-вольтового генераторов, то генератор исправен. Если напряжение меньше указанного то следует на несколько секунд замкнуть зажимы Я и Ш генератора. Если при этом напряжение повысится, то не исправен реле-регулятор.
Генератор `можно проверять также переносными приборами ЛЭ—1, 3-5 и 3-7 и стационарными контрольно испытательными стендами.
Генератор переменного тока можно контролировать на холостом ходу двигателя, подключая поочередно к зажимам каждых двух фаз генератора !2-вольтовую лампу или вольтметр. При исправном генераторе нить лампы светится полным накалом, а вольтметр показывает напряжение 12 в или больше.
При установке на автомобиле генераторов Г-250 и Г—270 запрещается пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе между генератором и реле регулятором, так как ЭГО приводит к возникновению на выпрямителе повышенное напряжения, которое может вывести из строя (пробить) диоды. Запрещается также ; даже кратковременное соединение клемм генератора и реле регулятора с массой при проверке исправности генератора на искру.
Для контроля выпрямителя к его положительному и отрицательному зажимам подключают вольтметр или контрольную лампу и отъединяют провод от зажима Б реле- регулятора. При исправном выпрямителе при включении потребителей напряжение должно быть более 12 в. ‚
реле регулятор ЗИЛ
Реле-регуляторы можно проверить с помощью переносного вольтметра и реостата. Исправность регулятора напряжения проверяют при отключенной аккумуляторной батарее, замеряя напряжение генератора при 3000 об/мин. якоря и силе тока, равной половине номинальной величины. Нагрузку создают реостатом, включенным между массой автомобиля и зажимом Б реле регулятора. Вольтметр присоединяют параллельно реостату.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Для контроля реле обратного тока один зажим вольтметра присоединяют к зажиму Я реле—регулятора, а второй—к массе автомобиля. Реостатом устанавливают нагрузку 8—10 в. Плавно повышая число оборотов якоря генератора, узнают, при каком напряжении происходит замыкание контактов реле. Ограничитель силы тока проверяют по силе тока, отдаваемого генератором при постоянном уменьшении сопротивления реостата.
Реле-регулятор можно проверить непосредственно на автобусе. Для этого необходимы вольтметр постоянного тока со шкалой до 30 в и амперметр постоянного тока со шкалой 60—0—60 а.
На автобусе реле включения проверяют при подключенной аккумуляторной батарее. Для этого между клеммой Я реле-регулятора и массой включают контрольную лампочку на 12 6, (рис. 261). При включении зажигания контрольная лампочка должна загораться.
При проверке на автобусе регуляторов напряжения и ограничителя тока пускают двигатель, затем отсоединяют провод, идущий от стартера к клемме Б реле регулятора, включают Вольтметр между массой и клеммой Б реле-регулятора и подключают амперметр между проводом, отъединенным от клеммы Б, и клеммой Б реле-регулятора.
Последовательным включением потребителей доводят ток приблизительно до 30 а, после чего вольтметром определяют величину регулируемого напряжения которая должна быть в пределах, указанных в характеристике. При проверке ограничителя тока увеличивают число потребителей и доводят ток нагрузки до 55-56 а.
С возрастанием нагрузки показания амперметра сначала также увеличиваются, а затем возрастание прекращается. Наибольшее показание амперметра соответствует току, ограничиваемому регулятором; При проверке число оборотов якоря генератора должно составлять 3000 об/мнн.
Более точную проверку генераторов и реле-регулятора производят при помощи специальных приборов.
Основные неисправности генераторов следующие:
обрыв обмотки возбуждения, витковое замыкание в катушках обмотки, замыкание обмотки на корпус генератора, витковое замыкание обмотки якоря или замыкание ее на массу, обрыв обмотки якоря, замыкание изолированной щетки на массу, замыкание двух смежных пластин коллектора угольной пылью (у генераторов постоянного тока),
У реле-регуляторов наблюдаются обрывы обмоток и сопротивлений, нарушение контактов на зажимах, нарушение регулировки приборов, искренне между контактами и окисление их.
При ежедневном техническом обслуживании нужно очистить приборы от грязи и масла, проверить надежность крепления проводов к зажимам приборов, затяжку болтов крепления генератора и натяжение ремня его привода.
При первом техническом обслуживании следует проверить состояние и действие генератора, выпрямителя и реле-регулятора, продуть выпрямитель сжатым воздухом.
При втором техническом обслуживании смазать подшипники генератора, проверить и в случае необходимости отрегулировать напряжение генератора, ограничиваемую силу тока и напряжение замыкания контактов реле обратного тока; проверить состояние коллектора, щеток генератора и силу давления пружин щеткодержателей; замасленную поверхность коллектора протереть тряпкой, смоченной в бензине, а окисленный коллектор зачистить стеклянной бумагой.
Сила давления пружины на щетку определяется при помощи динамометра. Перед проверкой между щеткой и коллектором вводят полоску тонкой бумаги, затем динамометром отводят рычажок Щеткодержателей до того момента, пока полоска не будет свободно перемещаться.
свечи зажигания
Надежность работы двигателя, а также его мощность и экономичность во многом зависят от бесперебойной работы системы зажигания. Наиболее часто встречающимися неисправностями двигателя являются следующие: отсутствие искрового разряда между электродами одной или нескольких свечей, падение Мощности и перегрев двигателя, неустойчивая работа и перебои, затрудненный пуск. Причинами их могут быть обрывы в соединениях первичной цепи, обгорание контактов прерывателя, неправильный зазор между ними.
При таких неисправностях стрелка амперметра стоит на нулевом делении. Если при отсутствии искры стрелка амперметра показывает разряд батареи, то причинами неисправности могут быть замыкание первичной цепи помимо контактов прерывателя, отсутствие зазора в контактах, повреждение вторичной обмотки катушки зажигания, загрязнение свечей, короткое замыкание в проводах.
Двигатель не развивает полной мощности при неправильной установке зажигания или неисправности регулятора прерывателя-распределителя и перегревается при позднем зажигании.
Проверку работы приборов системы зажигания производят с помощью контрольной лампы, переносных и стационарных приборов. С помощью переносного прибора модели 9-5 непосредственно на автомобиле осуществляют общую проверку технического состояния деталей и приборов системы зажигания, а также контактов прерывателя, контролируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя и зазор между ними, определяют состояние конденсатора, катушки зажигания, свечей зажигания и изоляции проводов высокого напряжения. В мастерских для этих целей используют стенды СПЭ—6, УКИС—М-1 и др.
зажигание
Очистку и проверку искровых зажигательных свечей выполняют на приборе модели 514-21“ (рис. 262). Очистка свечей производится пескоструйным устройством, расположенным в корпусе прибора. Проверка свечи на искрообразование происходит под давлением сжатого воздуха 6—8 жег/см?, что приближает условия испытания к условиям работы свечи на двигателе.
При ежедневном обслуживании удаляют пыль и грязь с приборов и проводов, проверяют надежность их крепления.
При первом техническом обслуживании проверяют состояние контактов прерывателя и зазор между ними. Загрязненные контакты промывают бензином и протирают. При сильном окислении контакты зачищают и продувают сжатым воздухом. Смазывают валик прерывателя-распределителя, поворачивая колпачковую масленку на один-два оборота. Заливают одну каплю масла на ось рычажка прерывателя, три-четыре капли во втулку кулачка и одну-две капли –в фильц кулачка.
СМОТРИТЕ ВИДЕО
Смотрите следующие статьи
zil-130-431410.ru
система зажигания зил 130 - Зажигание - Статьи
Система зажигания всегда была ахиллесовой пятой автомобиля зил 130. Периодически в разные времена эту проблему пытались разрешить, однако больших достижений отмечено не было. С появлением восьмицилиндрового двигателя для этого автомобиля стало ясно, что обычная контактная система зажигания не может обеспечить уверенное искрообразование на высоких оборотах для такого мотора. Назрела >необходимость создания контактно-транзисторной системы з>ажигания (КТСЗ).
Зажигание на зил 130 батарейное, контактно-транзисторное. Комплектуется катушкой зажигания Б114, распределителем, транзисторным коммутатором ТК102, добавочным двухсекционным сопротивлением, проводами высокого напряжения, свечами и выключателем зажигания. Катушка зажигания снабжена двумя выводными зажимами обмотки первичной цепи и может р>аботать лишь с транзисторным коммутатором. Она отличается сравнительно небольшим сопротивлением первичной обмотки, вследствие чего максимальный ток в первичной цепи достигает 8А против 4А в обычной. Вдобавок вторичная обмотка катушки не соединяется с первичной, что исключает чрезмерные нагрузки транзистора высоким напряжением. Установка катушки другого типа не допускается. Около неё располагается добавочное сопротивление, которое состоит из двух последовательно соединённых резисторов. Во время запуска двигателя и работы стартера одно из сопротивлений замыкается накоротко, что приводит к увеличению напряжения в момент запуска.
Прерыватель КТСЗ размыкает не первичную цепь системы зажигания, а цепь более низкого тока (порядка 0,7а) управления транзистором, основной составляющей транзисторного коммутатора. В свою очередь транзистор управляет более сильным током первичной обмотки катушки зажигания. Вследствие разгрузки контактов прерывателя от первичного тока их ресурс увеличивается до 100 тыс.км.
Вместе с тем вторичное напряжение в КТСЗ, как и в обычной контактной системе зажигания, зависит от напряжения на борту автомобиля, что ухудшает запуск двигателя, особенно в холодную погоду. Ощутимое потребление электроэнергии при неработающем двигателе с замкнутыми контактами замка зажигания и прерывателя также можно отнести к недостаткам КТСЗ. Это служит причиной разряда аккумулятора, к тому же может стать причиной выхода из строя коммутатора, катушки и неисправности всей системы зажигания. Остаётся и необходимость регулярного контроля состояния контактов прерывателя.
Бесконтактная система зажигания лишена перечисленных недостатков и является конструктивным продолжением контактно-транзисторной системы. Такая схема системы зажигания зил 130 отличается отсутствием механического привода в системе формирования импульсов напряжения в первичной цепи зажигания. Здесь вместо контактного прерывателя, размыкающего электрическую цепь посредством механического привода, применяется бесконтактный датчик.
Похожие материалы
www.elektrik-avto.ru
Цветная электрическая схема электрооборудования ЗИЛ 131 и 130 с описанием проводов
Многоцелевой грузовик ЗИЛ 131 многие годы использовался в армии, и после модернизации его продолжают эксплуатировать в различных отраслях народного хозяйства. В статье рассматривается электрооборудование грузовика, основные неисправности, дается схема электрооборудования ЗИЛ 131 цветная.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Особенности электрооборудования
С 1966 по 1086 год ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде (автор видео — Иван Зенкевич PRO автомобили).
Затем вышли три его модификации:
с карбюраторным двигателем;
с дизельным двигателем;
с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.
Грузовик имеет высокие эксплуатационные качества, но кроме них в его конструкции есть особенности, которые отечественные производители не применяли на других машинах:
установлен бензиновый двигатель с 8-ю V-образным расположением цилиндров, имеющий 16 клапанов;
традиционная система зажигания заменена на бесконтактную, оборудованную электронным коммутатором;
использование экранированной герметичной электропроводки позволило эксплуатировать ЗИЛ 131 в любых погодных условиях.
Как определить неисправность?
Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:
Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.
Общее устройство грузовика
Возможные неполадки проводки
Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.
Обрыв в электрической цепи можно определить с помощью вольтметра или контрольной лампочки.
Оборванные провода нужно заменить целыми. Если нет возможности сделать замену, можно временно соединить оборванные концы провода, обмотав их изоляционной лентой.
Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Электрическая схема
В грузовом автомобиле ЗИЛ 131 установлена однопроводная система электрооборудования с номинальным напряжением 12 В. С корпусом машины соединены минусовые клеммы источников питания.
Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»
1. Система зажигания ЗИЛ 2. Порядок работы цилиндров 3. Электрическая схема ЗИЛ 131 Загрузка ...
Видео «О двигателе ЗИЛ 131 »
В этом ролике рассказывается о двигателе ЗИЛ 131 с описанием его работы (автор видео — Азбука Автозапчастей Острогожск).
avtozam.com
Электрическая Схема Зил 130 - tokzamer.ru
Данный каталог охватывает запасные части автомобилей.
Генератор переменного тока можно контролировать на холостом ходу двигателя, подключая поочередно к зажимам каждых двух фаз генератора! Контрольно-регулировочные работы по двигателю [] Основные.
По таблице предохранителей находим, что нить ближнего света этой фары защищена предохранителем Пр При выборе защиты цепей была учтена нецелесообразность введения предохранителей в цепи зажигания, питания и пуска двигателя, поскольку этим снижается надежность систем. Учимся читать электросхему автомобиля. Часть 1. Автоэлектрика.
Для контроля выпрямителя к его положительному и отрицательному зажимам подключают вольтметр или контрольную лампу и отъединяют провод от зажима Б реле- регулятора. Для определения замыкания провода на корпус автомобиля необходимо отсоединить концы проверяемого провода от выводов и присоединить один его конец последовательно с лампой или вольтметром к плюсовому выводу аккумуляторной батареи.
Найдя на общей схеме электрооборудования выключатель стоп-сигнала, видим, что к нему подходят два провода: белый и красный пурпурный. Оборванные провода нужно заменить целыми.
Общее устройство грузовика Возможные неполадки проводки Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.
Полная схема электрооборудования автомобиля дается в каждой инструкции руководстве по эксплуатации данного автомобиля.
Также приведены электрические схемы автомобилей различной комплектации и Если стрелка амперметра стоит на нуле или показывает зарядку, то генератор исправен; 2 пустить двигатель; включить все лампы сети; отъединить провода В, Ш и Я реле-регулятора от зажимов; наконечники этих проводов Соединить вместе.
РС 502 подключаем к стартеру
Зил самосвал
Реле-регулятор можно проверить непосредственно на автобусе. Детальная проверка различных реле описана в соответствующих разделах книги. Обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии возникает вследствие расплавления плавкого предохранителя, размыкания контактов в термобиметаллическом предохранителе, разрыва проводов, непрочного крепления наконечников проводов на выводах, нарушения контакта в штекерном соединении проводов, нарушения контакта в выключателях и переключателях, обрыва цепи в потребителях перегорание нити накаливания в лампе, перегорание дополнительного резистора или обмотки электродвигателя и т.
Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы можно подпаять параллельно ему проводник или заменить печатные платы. Для выявления места обрыва провод с пружинным наконечником присоединяют к массе, а острием наконечника начинают касаться зажимов цепи в направлении от неработающего прибора к аккумуляторной батарее.
Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.
Для передачи электрической энергии от источника к потребителям используют провода, которые по изоляции разделяются на провода низкого и высокого напряжения.
Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы можно подпаять параллельно ему проводник или заменить печатные платы.
Для контроля выпрямителя к его положительному и отрицательному зажимам подключают вольтметр или контрольную лампу и отъединяют провод от зажима Б реле- регулятора.
Включают предохранитель замыкают контакты нажатием кнопки. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ.
Торговые марки
В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света.
Схема электрооборудования зил цветная. Очистка свечей производится пескоструйным устройством, расположенным в корпусе прибора.
Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд. Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Руководство по ремонту и эксплуатации, каталог деталей, цветные. Реостатом устанавливают нагрузку 8—10 в. По схеме монтажного блока рис.
Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно. Оборванные провода нужно заменить целыми.
При проверке на автобусе регуляторов напряжения и ограничителя тока пускают двигатель, затем отсоединяют провод, идущий от стартера к клемме Б реле регулятора, включают Вольтметр между массой и клеммой Б реле-регулятора и подключают амперметр между проводом, отъединенным от клеммы Б, и клеммой Б реле-регулятора. Оборванный провод надо заменить.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4—12 и ШЗ—5 Ш10—5. Схемы электрооборудования электросхемы.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Там же находим, что через вывод Ш2—3 и далее Ш9—14 ток подается к лампам в задних фонарях. Это достигается зачисткой посадочных мест от грязи, коррозии и краски, а также надежным креплением проводов, соединяющих корпуса приборов между собой и с массой автомобиля. При этом необходимо иметь в виду, что каждый потребитель за исключением приборов системы электропуска может питаться током как от аккумуляторной батареи, так и от генератора. Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее. Быстрая проверка генератора вне автомобиля
Схема ЗИЛ-131
С возрастанием нагрузки показания амперметра сначала также увеличиваются, а затем возрастание прекращается.
Недопустимое падение напряжения в цепях потребителей создается вследствие увеличения сопротивления в местах крепления наконечников проводов на клеммах источников и потребителей электрической энергии, приборов, соединительных панелей, а также в штекерном соединении проводников.
Инструкция по эксплуатации автомобиля ЗИЛ Бычок..
Схема электрооборудования ЗИЛ При включении зажигания контрольная лампочка должна загораться. Неполадки проводки могут возникнуть по причине: обрыва цепи;повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;плохого контакта в местах соединения;окисление клемм и контактов;повреждения изоляции;отсутствия питания. Для этого надо цветную схему зил
Часть 2. Общее устройство грузовика Возможные неполадки проводки Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях. Если у кого есть цветная схема эл.
При замене плавкой вставки используют проволоку только соответствующего сечения. В отдельные разделы издания входят инструкция по эксплуатации ЗИЛ Бычок и цветные схемы электрооборудования. Представляем полный заводской каталог запчастей ЗИЛ и его.
Комментарии и отзывы
На грузовых автомобилях ЗИЛ провода сечением менее 1 мм2, как правило, не устанавливаются, что обусловлено требованиями механической прочности. При исправном генераторе нить лампы светится полным накалом, а вольтметр показывает напряжение 12 в или больше. При выборе защиты цепей была учтена нецелесообразность введения предохранителей в цепи зажигания, питания и пуска двигателя, поскольку этим снижается надежность систем. Основные неисправности генераторов следующие: обрыв обмотки возбуждения, витковое замыкание в катушках обмотки, замыкание обмотки на корпус генератора, витковое замыкание обмотки якоря или замыкание ее на массу, обрыв обмотки якоря, замыкание изолированной щетки на массу, замыкание двух смежных пластин коллектора угольной пылью у генераторов постоянного тока , У реле-регуляторов наблюдаются обрывы обмоток и сопротивлений, нарушение контактов на зажимах, нарушение регулировки приборов, искренне между контактами и окисление их. Цветная схема УАЗ с радиоприемником!
При неработающем двигателе и работе его с малой частотой вращения коленчатого вала, когда напряжение генератора меньше напряжения аккумуляторной батареи, все потребители питаются от аккумуляторной батареи. На автомобилях применяют однопроводную систему электрооборудования, при которой второй провод заменяют металлические части самого автомобиля масса автомобиля. Если нет запасной вставки, можно к контактам вставки припаять медный провод диаметром 0,18 мм на силу тока 6 А, 0,23 мм — на 8 А; 0,26 мм — на 10 А, 0,34 мм — на 16 А, 0,36 мм — на 20 А. Знание схемы и путей тока необходимо для быстрого обнаружения и устранения неисправностей в электрооборудовании, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля. На примере несложной схемы электрооборудования автомобиля ГАЗ-бЗА рассмотрим поиск обрыва проводов и других неисправностей бортовой сети рис. Установка бесконтактного зажигания на ЗИЛ
tokzamer.ru
Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ 130
Автоэлектроника
На рисунке ниже приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130.
Защита цепи электродвигателя 16 отопителя, контрольных приборов и сигнальных фонарей осуществляется блоком 13 биметаллических предохранителей с самовозвратом.
Цепи освещения защищены биметаллическим предохранителем с самовозвратом, установленным в центральном переключателе света 33. Розетка переносной лампы 41 и звуковые сигналы защищены биметаллическими предохранителями 40 с кнопочным включением в случае их срабатывания.
Рис. 2. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130:
Система электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130 однопроводная.
Отрицательные клеммы источников тока соединены с массой автомобиля
Номинальное напряжение 12 В. На автомобиле применяются провода низкого напряжения типа ПГВА и высокого напряжения типа ПВВ
Проверка проводов на исправность изоляции проводится внешним осмотром.
При обнаружении оголенного места на проводах низкого напряжения надо его изолировать (обмотать) изоляционной лентой.
Провода высокого напряжения с пробитой изоляцией заменяются новыми и ремонту не подлежат.
Для определения обрыва провода нужно применять пробник с контрольной лампочкой.
Для выявления места обрыва провод с пружинным наконечником присоединяют к массе, а острием наконечника начинают касаться зажимов цепи в направлении от неработающего прибора к аккумуляторной батарее.
При большом расстоянии между зажимами или при их отсутствии можно прокалывать изоляцию провода острием наконечника.
Проверка ведется до тех пор, пока лампочка не загорится. Место обрыва провода будет находиться между точкой касания, в которой лампочка загорелась, и ближайшей к ней точкой, где лампочка еще не горит.
Оборванный провод надо заменить. В качестве временной меры можно соединить концы оборванного провода и обмотать место соединения изоляционной лентой.
При замыкании провода на массу следует проверить изоляцию провода. Так как цепь многих потребителей тока защищена предохранителями, то обычно цепь, в которой произошло замыкание, немедленно размыкается соответствующими предохранителями.
Для устранения замыкания внимательно осмотреть все провода и обнаруженные участки с поврежденной изоляцией обернуть изоляционной лентой.
Для поддержания электропроводки в исправном состоянии и предупреждения перетирания проводов необходимо очищать провода от грязи и пыли, проверять скобы крепления проводов.
autoruk.ru
Контактно транзисторная система зажигания
Контактно-транзисторная система зажигания! Схема контактно-транзисторной системы зажигания двигателей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.!
Повышение степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала двигателя, происходящее в процессе развития конструкций автомобильных двигателей, влечет за собой повышение напряжения системы зажигания.
В процессе эксплуатации напряжение изменяется из-за обгорания электродов свечей и увеличения зазора между ними. С одной стороны, это обстоятельство вызывает дополнительное возрастание напряжения, необходимого для пробоя промежутка между электродами свечей, а с другой — износ прерывателя-распределителя и повышение переходного сопротивления всех контактов первичной цепи и постепенное снижение напряжения системы зажигания.
Для повышения надежности и долговечности работы приборов системы зажигания и устранения недостатков на большинстве многоцилиндровых двигателей устанавливают транзисторные системы зажигания, разновидностью которых и является контактно-транзисторная система зажигания, в которой широкое применение получили полупроводники. Полупроводниковые приборы могут быть использованы в качестве усилителя, включенного между первичной обмоткой катушки зажигания и прерывателем с тем, чтобы уменьшить ток в момент размыкания его контактов и одновременно увеличить ток в первичной обмотке катушки. По этому принципу и выполняются контактно-транзисторные системы зажигания, в которых применяют прерыватель-распределитель обычной конструкции, но между ним и катушкой зажигания включают полупроводниковый усилитель, часто называемый полупроводниковым коммутатором.
Дальнейшим усовершенствованием системы зажигания является замена прерывателя импульсным генератором с полупроводниковым усилителем. Поэтому ток в первичной цепи катушки зажигания получается прерывистым. На таком принципе основаны схемы бесконтактных транзисторных систем зажигания, которые из-за отсутствия контактов имеют более высокую надежность.
При включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя (рис. 11.7) транзистор закрыт. В момент замыкания контактов прерывателя в цепи управления транзистора будет проходить ток 0,3— 0,8 А (в зависимости от скорости вращения кулачка прерывателя).
Путь тока в цепи управления транзистора показан штриховыми стрелками: « + » аккумуляторной батареи — зажим КЗ тягового реле стартера — зажим AM выключателя зажигания — ротор выключателя — зажим КЗ выключателя — два добавочных резистора, соединенных клеммами ВКБ и ВК — первичная обмотка катушки зажигания — безымянный зажим транзисторного коммутатора — переход эмиттер Э — база (Б) транзистора — первичная обмотка импульсного трансформатора — замкнутый контакт прерывателя — «масса» — « — » батареи.
При прохождении тока управления происходит резкое снижение сопротивления перехода эмиттер — коллектор (Э—К) транзистора, и он открывается, включая цепь рабочего тока низкого напряжения первичной цепи зажигания.
Сила тока в этой цепи зависит от напряжения источника, величины сопротивления, индуктивности первичной цепи и времени замкнутого состояния контактов прерывателя.
При размыкании контактов прерывателя ток управления прерывается, что вызывает резкое повышение сопротивления транзистора, он закрывается, выключая цепь рабочего тока первичной цепи зажигания.
Резкое прерывание тока в первичной обмотке катушки зажигания сопровождается резким уменьшением магнитного потока, который пересекает витки вторичной и первичной обмоток, сердечник и кольцевой магнитопровод. При этом во вторичной обмотке индуктируется э.д.с. от 17 до 30 кВ, а в первичней обмотке катушки э.д.с. самоиндукции не превышает 100 В.
Ток высокого напряжения из вторичной обмотки катушки зажигания поступает на распределитель, затем на свечу зажигания, «массу» и возвращается во вторичную обмотку.
Э.д.с. самоиндукции первичной обмотки катушки зажигания вызывает заряд конденсатора, который защищает транзистор от действия э.д.с., а электролитический конденсатор защищает транзистор от импульсных перенапряжений.
Рис. 11.7. Схема контактно-транзисторной системы зажигания двигателей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.: 1—транзисторный коммутатор; 2, 5— конденсаторы; 3, 8, 12— резисторы; 4, 6— соответственно диод-стабилитрон Д„ и диод Д; 7— транзистор; 9— импульсный трансформатор; 10— прерыватель; 11 — распределитель; 13— катушка зажигания; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — добавочные резисторы; 16 — выключатель зажигания с зажимами AM, КЗ и СТ; 17 — тяговое реле стартера; М, К. Р — зажимы транзисторного коммутатора
Диод Д1 препятствует протеканию тока через диод-стабилитрон Дет в прямом направлении, минуя первичную обмотку катушки зажигания. Кремниевый диод-стабилитрон Дет предназначен для защиты транзистора от пробоя э.д.с. самоиндукции.
С системой зажигания ГАЗ-3307 можно ознакомится вот в этой статье:
Система зажигания ГАЗ-3307.
Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий "Ремонт ГАЗ". Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.
gaz3307.ru
Бесконтактная система зажигания ЗИЛ-131
Страница 1 из 2
Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиле ЗИЛ-1З1 и его модификациях. Схема системы зажигания показана на рис. 1.
Система состоит из катушки зажигания Б118, датчика-распределителя 4902.3706, транзисторного коммутатора ТК200-01, свечей СН-307В проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, выключателя зажигания ВКЗ50 и добавочного резистора СЭЗ26, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя.
Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф.
Катушка зажигания Б118 (рис. 2) экранированная, герметизированная. В отличие от других катушек зажигания один конец вторичной обмотки соединен внутри с корпусом катушки.
Добавочный резистор (рис 3 ) неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах. Нихромовая спираль 3 смонтирована на фарфоровом изоляторе 4 в штампованном металлическом корпусе 5.
Концы спирали соединены с выводными клеммами 1, укрепленными на изоляционных втулках 2, установленных в металлическом дне корпуса. При замене спирали добавочный резистор снимают с автомобиля.
Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора)
Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля и может работать только при температуре окружающей среды не выше 70˚ С и не ниже минус 60° С.
В условиях эксплуатации он не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется.
Для проверки работоспособности коммутатора на стенде необходимо собрать схему бесконтактной системы зажигания (рис. 1▲)
Включив напряжение питания (12,6 ± 0,6) В и изменяя частоту вращения датчика-распределителя от 20 до 1600 мин-1, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разрядниках.
При использовании генератора вместо датчика на генераторе устанавливается выходное напряжение синусоидальной формы амплитудой 2 — 10 В и, изменяя частоту вращения генератора от 2,6 до 213 Гц, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разряднике, подключенном непосредственно к катушке зажигания.
Отсутствие искрообразования указывает на неисправность коммутатора, который необходимо заменить.