Ключ к знанию

Шестерня разрезная на ваз 2106


Разрезная Шестерня+21213 ВаЛ — Лада 2106, 1.5 л., 1999 года на DRIVE2

тазоводы

Наконец руки дорвались до распредвала, начну с того, что последнюю тысячу машина едет абы как, разгона небыло вообще, да чё уш там, как-то с другом решил замерить за скок 100 наберу, итог за 18 сек я ток 70 набрал… пришол к выводу что сбилась метка на распредвалу. Я решил раз уж полезу туда, дак сразу куплю и воткну разрезную шестерню(очень удобная вещь!) и заменю распредвал. Хотелось конечно вал по интереснее но… $, поэтому мой выбор как и многих других тазоводов пал на Нивовский валик 21213.
Прочитав и просмотрев кучу информации о нём, я лиш убедился в том что этот вал, то что мне нужно, а именно кулочок впуска на 1мм выше, и клапан впуска на 10 градусов дольше остаётся открытым, это обеспечивает лучшую газонаполняемость, да это не спорт вал, но всё же лучше чем сток.
Итак начну, цена распредвал 1500р, шестерня 750р + самостоятельный ремонт- бесценно!

разрезная шестерня


новый вал 21213


Сразу скажу, ВАЛ встаёт как родной без проблем, но вот отрегулировать его по меткам мне очень помогла разрезная шестерня, (очень удобная и практичная штука)
Сразу же после установки вала я поехал его тестить)) скажу так огромного прироста нет, но результат есть, более лучшая тяга с низов уже от 1тыс. оборотов, 1и2 передачи мне теперь очень нравятся=)) (резво разгоняется на них), на остальных передачах тоже есть прирост тяги, допустим в гору на которую до этого я залазил на 3ей передачи со скрость 50 км/час, с новым валом залетел на 4ой передаче 70км/час и ещё набирал скорость))Вообщем я вполне доволен и получил желаемый результат.

Процесс установки
Ну думаю что крышку клапанов все умеют снимать))

Старый вал с родной шестерней


сняли вал, рокера ещё норм поработают

Открутил старую шестерню на валу, снял её, затем открутил сам вал, снял его, поставил новый вал, закрутил его, далее чтобы поставить новую шестерню я вытаскивал натяжитель, чтобы ослабить цепь иначе шестерню не поставить.
Потом значит поставил это чудо(раз. шестерню), ну и всё натяжитель на место, выставил метки, сначала на коленвале чтобы совпала с длинной меткой, потом на распредвале, но стандартная метка не совпала, за счёт разрез. шестерни сместил чуток на пару мм вперёд,

Уже новый распредвал


обязательно НУЖНо отрегулировать клапана!

Сам я не решился регулировать клапана, поехал к дядьке — пришлось ждать 3 часа!Пока машина остыла, ибо клапана нужно регулировать на холодном двигле, он выставил мне зазор щупом 0,15 на всех клапанах, я вроде немного понял как это делать, в след раз буду сам делать!=)

После регулировки клапанов машина стала ехать ещё тише, в целом покупкой доволен, ожидаемый результат получен, кому что интересно спрашивайте — отвечу

www.drive2.ru

Разрезная шестерня ГРМ на Классику — Лада 2106, 1.6 л., 1985 года на DRIVE2

Предисловие — перед всей процедурой, описанной ниже, нужно отрегулировать зазоры клапанов, чтобы чотко поймать момент перекрытия, иначе с неотрегулированными зазорами ничего не выйдет
Короче вчера я упёрся в отсутствие разрезной шестерни, гаек какими прикручивать постель распредвала и шайб под них.

Полный размер

купил гаек на 100р

Полный размер

хотел и шайбы купить, но вспомнил что я токарь и сделал их себе сам

Полный размер

собственно вот она, виновница торжества. 600р

Полный размер

с обратной стороны

Полный размер

разобрал по-приколу


Ну и насмотревшись теорию ДВС и то, как правильно выставить распредвал, я принялся варганить. В общем то понятно, что нужно чтобы метка на шестерни совпадала с меткой на постеле распредвала в момент перекрытия клапанов. И как по видео — мерием разницу в высоте клапанов лежащих в сёдлах, потом ловим такуб же разницу в высоте в момент перекрытия и будет счастье) Я поймал)) После этого на распредвале сделел риску, соответствующую моменту х)

Полный размер

риска от балгарки, естественно))

Полный размер

так она выглядит на своём месте

А саму шестерню грм (её неповоротную часть) разбил на 4 части и сделал 4 риски, чтоб в будуще было удобнее зазоры в клапанах регулировать)

Полный размер

здесь это видно, точнее одна из моих рисок

.
Кстати, болты М6, которыми скручены обе половинки шестерни — по-моему хлипкие они какие-то…завтра заменю их на болты из нержавейки.

Цена вопроса: 700 ₽

www.drive2.ru

Выставляем разрезную шестерню по перекрытию на классике ВАЗ — DRIVE2

При установке нестандартного тюнингового распредвала (далее РВ), важным моментом для получения желаемых характеристик двигателя является не только сам распредвал имеющий измененные фазы ГРМ, но установка его в оптимальное положение относительно положения коленчатого вала. Заводская шестерня ГРМ классического двигателя ВАЗ, располагающаяся на торце распредвала имеет фиксированное положение и не позволяет производить тонкую настройку фаз, однако существует решение из тюнинга – разрезная шестерня распредвала (далее – РШ).

Благодаря РШ существует возможность установить фазы РВ в соответствии с рекомендациями производителя распредвала или попытаться найти самостоятельно положение фаз ГРМ, соответствующее лучшим характеристикам двигателя и здесь некой отправной точкой будет – установка РВ в перекрытие.

Полный размер

Разрезные шестерни ГРМ Ваз классика

Перекрытие это положение при котором поршень находится в ВМТ и при этом в данном цилиндре оба клапана открыты на одинаковую высоту. Как же найти это положение, если на глаз не определить на какую величину подняты клапана, а рекомендуемый способ с использованием стрелочных индикаторов довольно затратен в связи с покупкой приборов? Вы не поверите, но существует очень простой, но при этом довольно высокоточный способ выставить распредвал классического двигателя ВАЗ 2101–21 с механическими болтами по перекрытию клапанов, о котором вы можете узнать далее.

Внимание, здесь представлена краткая версия мануала по настройке перекрытия, подробная версия в моем блоге — ot16.blogspot.ru/2016/06/perekrytie-klapanov.html

www.drive2.ru

Лада 2106 ✈Green Lightning✈ › Бортжурнал › Спортивный однорядный привод ГРМ и разрезная шестерня

Ремонтный комплект ГРМ серии “Спорт” — это новое поколение узлов ГРМ для автомобилей ВАЗ “классического” семейства. В нём собранны самые новейшие разработки в области ГРМ. Установка комплекта серии "Спорт" позволяет получить прирост мощности порядка 5%, а также значительно увеличить ресурс не только узлов ГРМ но и всего двигателя!
В комплект входят однорядные цепь и звёзды – это позволяет облегчить ГРМ и тем самым увеличить мощность двигателя. В отличии от штатной втулочной двухрядной цепи, однорядная цепь, применяемая в комплекте "Спорт" является втулочно-роликовой, т.е. на все втулки цепи одеты ролики, которые позволяют цепи “перекатываться” по башмаку и успокоителю, что приводит к значительному снижению уровня шума, а также увеличению ресурса всех узлов ГРМ в 3 раза.
Адаптированный башмак натяжителя цепи от ВАЗ 21214, изготовленный из немецкого антифрикционного материала выполняет роль дополнительного успокоителя и снимает возникающие паразитные нагрузки.
Результат применения комплекта

— В несколько раз увеличивается ресурс работы всех деталей привода ГРМ за счёт постоянного слежения за натяжением цепи и исключением возможности увеличения паразитных нагрузок в свободных ветвях цепи.
— Уменьшение веса деталей привода ГРМ (цепи и приводных звёздочек) более, чем в 2 раза.
— Изменение параметров трения цепи и направляющих элементов (башмака натяжителя, успокоителя и звёздочек) с трения скольжения на трение качения. Уменьшение трения в 12…15 раз.
— Уменьшение амплитуды колебаний свободных ветвей цепи за счёт более полного охвата периметра цепи направляющими элементами (башмаком натяжителя и успокоителем).
Как следствие:
— Увеличение мощности / экономичности двигателя
— Cнижение шумности
— Увеличение показателей надёжности и долговечности

Установил, по мощности они наверное пошутили, но значительно тихо на холостых стало работать, та и убралось пару минусов стандартного привода грм о которые описать не получится…
После установки данного привода получилось то что метка звездочки р/в ставилась только или раньше на 4 градуса или позже на 4 градуса изза чего метка была поставлена на 4 градуса позже(т.е. на верхние обороты) то на низах стало хуже тянуть что тоже в минус…
Пришлось еще докупить разрезную шестерню однорядную от Ваз 21214 после чего метка была высталена в 0…теперь осталось только с помощью прибора выставить перекрытие 1,3мм(по данным р/в) тогда можно будет полностью оценить и возможности р/в 118 динамика и всех доработок в целом)

Вобщем то доработками доволен, следующим путем в двигателе будет доработка головы или доработка карбюратора) а вобще по доработкам буду доделывать подвеску. Ништяками закупаюсь по чучуть пару нюансов еще не хватает что бы начать инстайл…но дело решаемое)

Цена вопроса: $116

www.drive2.ru

Лада 2106 Vaz for winter drift › Бортжурнал › Шестеренчатый Башмак натяжителя цепи, разрезная шестерня и…

Полный размер

-Очередная партейка новых железок и про сам блок ( низ )!
-Достали/отмыли блок цилиндров 2106, он оказался родным, заводским, но это особо ничего не меняет, т.к абсолютно всё будет подлежать замене на новое. Сам собственно блок в расточке и замене мелочных, но, важных комплектующих.
-Далее не много о самих запчастях:
-Башмак натяжителя цепи ГРМ clubturbo, для двигателей автомобилей ВАЗ 2101 — 2107 с двигателями объемом 1500 и 1600 куб.см. Корпус натяжителя изготовлен из стали, шестерня установлена на шарикоподшипнике. Снижает шум механизма ГРМ, повышается надежность системы.
-Шестерня разрезная ВАЗ 2101 clubturbo.
-подднон двс 2106
-масляный насос 2106
-звезда коленвала 2106
-шпонка шестерни коленвала
-шатуны 21213
-поршня 2112 1.5л 82.0
-цепь 2106
-Вкладыш привода масляного насоса 2106
-грибок и втулка 2106
-Болты гбц и шеек коренных 2106
-Лобовина с сальником 2107 инжектор
-Направляйки ГБЦ и коробки 2106
-Пробка поддона 2106
-шланг и хомуты для маслонасоса
-Корпус патрубка радиатора и трубка печки

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

www.drive2.ru

12. Распредвал 21214, Разрезная шестерня — Лада 2106, 1.6 л., 2004 года на DRIVE2

Прошлой осенью я перешел на гидрокомпенсаторы с целью избавиться от необходимости регулировки клапанов и с целью снижения шума работы двигателя.
Всего этого я добился, но с целью еще более корректной работы двигателя в такой конфигурации был куплен Распредвал от Нивы 21214, единственную особь с тракторным двигателем на которую ставились гидрокомпенсаторы.
Разница заключается в особенности работы гидриков по сравнению со стоковыми регулировочными болтами выражающаяся в спещении каких то углов и фаз. Точно уже не помню. Смещение не критично и замена распредвала не критична, но я захотел менять.
за одно поставил разрезную шестерню. Ну и плюс больший подьем клапанов — а значит повышения мощности.

Процесс оказался крайне простым. Поставили дополнительные метки на все, что снималось.
Обрадовало состояние головки после 14000 пробега — ровный темно-янтарный, но все еще более менее прозрачный цвет масла, металл чистенткий. Значит перебрали движку хорошо.

Поставили новый распредвал с постелью, прикрутили шестеренку, выставили ВМТ распредвала, сместили шестеренку на сколько нужно. (более подробно про разрезную шестерню смотрите тут — Теория ДВС: Разрезная шестерня на ВАЗ-2101-07)

Заметно различие в заводских метках и реальным положением. Это и есть разрезная шестерня

Собрали, завели… С первого раза с пол оборота. (Видео)

Радостные мы с MFTuning пошли праздновать успешную работу.

Ощущения:
— двигатель стал еще тише
— на холодную звук работы похож на дросселя :)
— улучшена тяговитость на средних оборотах
доволен

Всем лета :))

Цена вопроса: 2 200 ₽

www.drive2.ru

Разрезная шестерня ваз, установка разрезной шестерни, регулировка разрезной шестерни


Добрый день читатели моего сайта. В этой статье (Установка разрезной шестерни ВАЗ), я поделюсь с вами опытом как установить, но самое главное как правильно отрегулировать разрезную шестерню газораспределительного механизма. В этой статье будет представлен материал по установке разрезной шестерни на двигатель классических моделей ВАЗ, но так же напишу и вторую статью по установке и настройке разрезной шестерни на автомобиль ВАЗ 21083.

Для чего вообще нужна эта шестерня? Спросите Вы, ведь и стандартная тоже довольно таки хорошо справляется со своей задачей. А нужна она для того, что бы точно выставить фазы газораспределения. От точности настройки фаз, напрямую зависит приемистость (динамика) двигателя, а так же экономичность.

Установка разрезной шестерни.

И так начнем. Для того что бы установить и отрегулировать разрезную шестерню нужно знать что регулировать и откуда всё это делать. Лучше всего на классическом двигателе производить установку на снятой головке, почему? Потому что, нам нужно точно выставить верхнюю мёртвую точку газораспределительного вала и что бы это сделать точно, нужно снять головку блока цилиндров. Можно конечно и так попробовать, но тогда регулировка может быть не точной.

Первым делом нам нужно приобрести саму шестерню. На рынке есть множество шестерен разных производителей, но смотрите на качество изготовления и потом на цену.


Как видите, шестерня состоит из двух частей это не подвижная внутренняя часть, которая крепится к газораспределительному валу и наружная подвижная, на которую одевается моторная цепь.

Прикрутив на место старой шестерни новую, сразу же обращаем внимание на то, что шестерня немного касается шпилек.

При прокручивании чувствуется зацепление рёбрами жесткости шестерни о шпильки. Для этого шпильки нужно немного укоротить, как верхнюю, так и нижнюю. Вот такой небольшой нюанс на начальном этапе, но не будим расстраиваться и продолжим дальше.

Теперь нам нужно поставить метку на шестерне относительно выступа на корпусе пенала, что бы точно выставить ВМТ газораспределительного вала и потом знать, что и куда крутить.

Для установки ВМТ газораспределительного вала, снимаем полностью все рокера и оставляем только на первом цилиндре. Провернув рукой за шестерню, выставляем кулачки четвёртого цилиндра как бы в перекрытие, что бы они смотрели в низ.

Теперь, так как четвёртый цилиндр стоит в режиме перекрытия, значит, на первом будет режим воспламенение. Переходим к первому цилиндру и регулируем зазор между рокером и кулачком газораспределительного вала. Зазор должен быть 0.15мм.

Мы выставили соответствующий зазор. Как видим, один рокер стоит косо относительно вала и это видно по зазору указанному красными стрелками, как с этим бороться я расскажу в отдельной статье (со временем поставлю ссылку).

Регулировка разрезной шестерни.

Регулировку разрезной шестерни начнём из замеров, которые нам понадобятся в дальнейшей работе. Переворачиваем головку на бок и с помощью штангенциркуля замеряем расстояние глубины между клапанами (впускным и выпускным).

Зачем это делается. Это делается для того, что клапана, когда они закрыты они сидят в своих сёдлах, но они могут находятся на разных глубинах, и когда мы будем ставить метку на шестерне, мы должны будем выставить их на такое же расстояние в момент их перекрытия. Для этого и производим замер. Зазор составляет в моём варианте 1.3мм.

Далее мы проворачиваем газораспределительный вал до момента перекрытия клапанов первого цилиндра, это 180 градусов. Что бы точно выставить ВМТ вала в момент перекрытия, с помощью того же штангенциркуля и путём прокручивания вала, находим такой же зазор глубины между клапанами 1.3мм. Зазор указан красной стрелкой.

Выставив нужный зазор, переходим к шестерне и ставим свою метку напротив заводского отлива на корпусе пенала.

Теперь, мы знаем, что у нас есть точная метка ВМТ газораспределительного вала, что вал, находится, именно там где нам нужно. Почему такие трудности, потому что, бывает, что заводская метка не совпадает с тем, что нужно, от этого падает динамика, и увеличивается расход топлива.

Продолжая регулировку, переходим к коленчатому валу или верней к шкиву и выставляем его по метке. Заводская метка на шкиве тоже ни всегда совпадает. В моём случае двигатель разобран, и я смог точно выставить ВМТ. Метка на крышке показывала на край метки. Поэтому нужно усчитать разницу.

Далее ставим головку на место и надеваем цепь на шестерню. Перед установкой, болты на шестерне желательно подтянуть, что бы ни болталось и не создавало лишних трудностей.

После установки шестерни, нужно подтянуть моторную цепь, об этом я напишу в соответствующем разделе и поставлю ссылку. Когда натянули цепь, проворачиваем двигатель по часовой стрелке два оборота, для того что бы все село на свои места и после этого выставляем шкив по меткам, естественно с поправкой. Теперь нам нужно выставить по меткам, которые мы сделали на самой шестерне.

Метки на шкиве коленчатого вала мы уже выставили. Отпускаем болты на разрезной шестерне и подводим по метке внутреннюю часть шестерни. Теперь газораспределительный вал стоит чётко по перекрытию, а значит то, что как говорится нам и нужно. В этом и заключается функция разрезной шестерни, что бы двигатель поставить строго по меткам, это будет самый оптимальный режим как скоростной, так и экономический на всех режимах. Можно, конечно же, подрегулировать туда-сюда, но тогда может быть зарезан какой-то один режим и прирост на другом. Так что целесообразно ставить именно по перекрытию, это будет самая оптимальная характеристика двигателя, конечно же, если вы не гонщик.

Бывает и такое, люди говорят, что я переставил шестерню на 5-7 градусов и машина едет лучше. А как оказалось, просто заводские метки не совпадали с нужными на эти же самые 5-7 градусов.

Вот и всё, в этом и заключаются все нюансы установки разрезной шестерни.

До новых публикаций.

На главную

zerga.ru

Зачем нужна разрезная шестерня — DRIVE2

Известно, что при тюнинге двигателя одними из главных его (если не самыми главными) характеристик являются мощность и крутящий момент. Они зависят, от длинны систем впуска смеси и выпуска, рабочим объемом, фазами газораспределения (ФГР).

Пример разрезной шестерни Golden Eagle и AEM

Тюнинг двигателя разрезная шестерня

Фазы газораспределения характеризуются периодами ОСК (открытого состояния клапанов) и ЗСК (закрытого состояния клапанов). Выражаются в градусах (угол поворота коленвала относительно ВМТ и НМТ). Если ФГР соблюдаются с учетом эффективных фаз (а не сдвинутых вперед/назад), то двигатель работает с оптимальными показателями. Для регулирования положение распредвала (относительно положения коленвала), не ослабляя при этом натяжение ремня ГРМ, используют разрезную шестерню распредвала, которая пришла к нам из спорта.

При завершении такта впуска клапан закрывается уже после того, как поршень пройдет НМТ. Идя вверх, на высоких оборотах, поршень создает напор, который в свою очередь создает эффект газодинамического наддува, дополнительно наполняя цилиндр и способствуя увеличению “заряда”. Поэтому одной из главных характеристик распредвала является угол запаздывания закрытия (УЗЗ) выпускного клапана после прохождения НМТ.

Также одним из ключевых параметров является угол перекрывания клапанов. Поскольку открытие впускного клапана происходит раньше прохождения поршнем ВМТ, из камеры сгорания вытесняются отработанные газы. Создается перекрытие клапанов (оба клапана открыты), из – за которого в выпускном коллекторе возникает разрежение, улучшающие наполнение цилиндра (“подхватывая” свежую смесь). Сила эффекта прямо пропорционально зависит от оборотов двигателя.

Причины, по которым рекомендуется установка разрезанной шестерни:

1) В ходе крупного серийного производства двигателей возникает погрешность ФГР ±10° за счет разницы между фактическими размерами деталей и заданными размерами этих деталей на чертежах. Эту погрешность компенсирует замена заводской шестерни на разрезанную. Ведь на практике заводская шестерня вместо прибавки мощности и момента даёт их заметные потери.

2) Установка спортивных и тюнинговых распредвалов, с измененным профилем и увеличенным подъемом кулачков, дают ощутимую прибавку к показателям крутящего момента и мощности. Дополнительные 3% к показателям прибавит установка этих распредвалов не со стандартной шестерней, а с разрезанной. Если же установить экстремальные параметры, то прибавка по одному из показателей (крутящему моменту или мощности) составит 5%. Ну а на двигателях (16 – ти клапанные и т.п.), в которых управлением клапанами занимаются отдельные распредвалы, увеличение показателей мощности и крутящего момента доходит до 7%!

www.drive2.ru

Установка разрезной шестерни — Лада 2107, 1.6 л., 2000 года на DRIVE2

Всем драсте!
В преддверии экспериментальной установки карбюратора Солекс 21041 на свою машину, решил поставить разрезную шестерню, так как цепь была растянута аж на пол зуба и оставлять это в таком состоянии не хотелось.

Коленвал выставлен строго по метке

В принципе машина и так шла довольно неплохо, но ведь хочется всегда идеала.

Сама звёздочка у меня валялась в гараже ещё с лета, но вот снимать крышку ГБЦ только из-за того чтоб поставить звезду, не видел смысла. И вот этот смысл появился, в один прекрасный день началось лязганье цепи, которое со временем только усиливалось. Подтянуть цепь не снимая крышки не получилось, ну и понеслась…

Представляю вашему вниманию гайд по установке разрезной шестерни на классику в 5 этапов:

ЭТАП 1: Снять крышку ГБЦ

ЭТАП 2: Поставить разрезную шестерню

Этап 3: Поставить крышку ГБЦ на место

Этап 4: Эмммммм…

Этап 5: PROFIT!

Вот таким незатейливым способом всё и делается.
А теперь серьёзно… Для уменьшения гемороя с выставлением меток порядок работы примерно такой:
1) Выставляем распредвал в перекрытие (строго по метке).
2) Снимаем старую шестерёнку, центрируем её относительно новой и на новой шестерне ставим метку (либо болгаркой либо напильником, можно и маркером нарисовать).
3) Накидываем на новую шестерёнку цепь и ставим на место так чтобы метка оказалось строго напротив риски.
4) Далее прокручиваем коленвал на 2 оборота и натягиваем цепь.
5) Все регулировки производятся только на натянутой цепи, ослабляем болты крепления венца шестерёнки и вращаем коленвал пока метки не совпадут, (Для упрощения работы, распредвал всегда должен стоять в перекрытии, а вращаться только коленчатый вал) после чего затягиваем болты крепления и собираем двигатель.

www.drive2.ru

Разрезная шестерня, не много о ней… — Лада 2101, 1.2 л., 1973 года на DRIVE2

Методика настройки разрезанной шестерни на двигателе 8 V ВАЗ КЛАССИКА.
1. Устанавливаем новый распределительный вал.

2. Выставляем, примерно, перекрытие клапанов, ориентируясь по меткам стандартной шестерни, подводим поршень 1-го и 4-го цилиндра в вмт и одеваем цепь.

3. Устанавливаем планку для индикаторов часового типа (необходимо 3 шт.: для определения перемещения впускного, выпускного клапанов и положения вмт) и сами индикаторы. Ножки индикаторов опираем на рокеры.

4. Находим, поочередно, нулевые (закрытые) положения впускного и выпускного клапанов 1-го цилиндра и положение его вмт точно. После этого выставляем требуемое перекрытие по индикаторам, используя разрезную шестерню (необходимо не забыть о том, что рокер имеет передаточное отношение, также как имеет значение, на какое место на рокере опирается ножка индикатора). Если вы устанавливаете равнофазный и равноподъемный р/вал, то можно, просто, найти его нулевое положение (когда оба клапана открыты на одинаковую величину), не вдаваясь в величины множителя рокера.

5. Затягиваем фиксирующие болты разрезной шестерни, проворачиваем 1 оборот к/вала и проверяем установки.

6. Собираем двигатель и заводим.

7. В том случае, когда установки производителя по тем или иным причинам могут не являться оптимальными, придется корректировать положение валов, руководствуясь динамическими замерами или субъективными ощущениями. Ведь двигатель вы настраиваете под себя.

Вот собственно сей девайс, купил вот такой вот ништячек.

Вопрос о том, когда мотор работает лучше — при фазах, сдвинутых вперед или назад, не правомерен. Именно соблюдение эффективных фаз газораспределения (ФГР) обеспечивает оптимальные характеристики силового агрегата. Разрезная шестерня распредвала, пришедшей к нам из спорта, дает возможность не ослабляя натяжения ремня ГРМ, изменить положение распредвала относительно коленвала. Причем шаг настройки калибруется на десятые доли градуса.

Мощность и крутящий момент двигателя определяются его механической частью: рабочим объемом; проходными сечениями каналов и длиной систем впуска и выпуска; ФГР — периодами открытого и закрытого состояния клапанов, выраженные в градусах поворота коленвала относительно верхней и нижней мертвых точек (ВМТ и НМТ). ФГР обычно изображают в виде круговых диаграмм. Для простоты рассмотрим ФГР двигателя ВАЗ 21083 объемом 1500 см3 со стандартным распредвалом 2108 и зазорами 0,2±0,05мм впускных и 0,35±0,05мм выпускных клапанов (рис. 1) Хотя все нижеизложенное имеет большое практическое значение для любого 4-ех тактного двигателя внутреннего сгорания.
Как видим моменты открытия-закрытия клапанов несколько раньше прихода поршня в ВМТ (на 33o), а закрывается значительно позже, чем поршень пройдет НМТ (на угол 80o). Во впускном канале, перед клапаном, скорость потока топливовоздушной смеси переменная — от нуля при закрытом клапане до 100 м/c при открытом. Поэтому при завершении такта впуска, впускной клапан закрывается после достижения поршнем НМТ, когда он уже идет вверх, сжимая горючую смесь, при этом на высоких оборотах возникает эффект газодинамического наддува — инерционный подпор потока свежей смеси способствует уплотнению "заряда", улучшая наполнение цилиндра свежей рабочей смесью. Следовательно угол запаздывания закрытия после НМТ впускного клапана (Угол газодинамического наддува Г=80o) — один из основных параметров распредвала. Не менее важный параметр — угол перекрытия клапанов (П=33o+17o=50o). Впускной клапан начинает открываться до достижения поршнем ВМТ, пока еще идет такт выпуска и поршень движется вверх, вытесняя из камеры сгорания отработавшие газы. При этом наступает перекрытие клапанов, когда впускной и выпускной клапан одновременно открыты и разрежение, которое создается в выпускном коллекторе "подхватывает" свежую смесь в цилиндр, улучшая его наполнение. Причем, возникающий при этом эффект "продувки" цилиндров, выражен тем сильнее, чем больше обороты двигателя. Монтаж разрезанной шестерни рекомендуется по 2 причинам:

1. При крупносерийном производстве двигателей отклонения размеров деталей от заданных чертежей неизбежны. За счет отклонения размеров деталей механизма газораспределения и кривошипно-шатунного механизма, фактические ФГР двигателя одной модели могут отличаться от номинальных до ±10o по коленвалу, что составляет погрешность в пределах одного зуба на распред шестерне. Для компенсации такой погрешности в нашей лаборатории практикуется установка разрезанной шестерни, позволяющей изменить положение ее зубчатого венца относительно ступицы с шагом 0, в отличии от заводской сплошной шестерни, которая фиксируется только в одном положении и отойти от него можно лишь на зуб вперед или назад с шагом 17o по коленвалу. Как следствие — заметная потеря в мощности и моменте вместо предполагаемой прибавки.

2. применение тюнинговых и спортивных распредвалов с увеличенным подъемом кулачков и измененным профилем. Установка такого вала со стандартной шестерней дает прибавку по мощности и моменту. Настройка такого на эффективные ФГР при помощи разрезанной шестерни добавляет еще 3% по мощности.
Внешняя скоростная характеристика двигателя при быстроходной (1) и тихоходной (2) регулировке: Ре — эффективная мощность, Ме — эффективный крутящий момент, n — частота вращения КВ

В качестве примера рассмотрим последовательность настройки эффективных ФГР из условия обеспечения промежуточного варианта. Необходимо совместить точку мах перекрытия клапанов с ВМТ. Для этого распредвал поворачивается на 8o (рис 2). Следовательно угол газодинамического наддува Г составляет уже 80+8=88o, что позволит "дозаряжать" цилиндр, улучшая наполнение на высоких оборотах. Необходимо также учитывать, что слишком раннее открытие впускных клапанов при работе на малых и средних оборотах, ухудшает наполнение цилиндров — выхлопные газы проникают во впускной коллектор и сильно обедняют свежую смесь. Поэтому, уменьшив в результате поворота распредвала на 8o (грубо говоря — на пол зуба шестерни) угол опережения открытия впускного клапана до ВМТ, улучшим воспламеняемость горючей смеси в режиме частичных нагрузок. Результаты испытаний на мощностном стенде показывают, что настройка эффективных ФГР на стандартном распредвале дает прибавку по мощности и крутящему моменту до 3% ! без замены распредвала ! А при настройке на экстримальное значение (мощность или крутящий момент) — до 5%. Следует отметить, что при управлении клапанами с помощью одного распредвала можно вести речь о эффективной настройке ФГР или только для впускных (что мы с вами только что проделали) или для выпускных клапанов. На двигателях, где управление впускными и выпускными клапанами осуществляется отдельными распредвалами (! внимание владельцев 16-ти клапанников !) подбор эффективных ФГР позволяет получить гарантированную прибавку по мощности и крутящему моменту до 7%.

www.drive2.ru

Для чего нужна разрезная шестерня распредвала? Методика настройки — DRIVE2

Для чего нужна разрезная шестерня?

Мощность и крутящий момент двигателя определяются: рабочим объемом; проходными сечениями каналов и длиной систем впуска и выпуска; фазы газораспределения (далее — ФГР) — периодами открытого и закрытого состояния клапанов, выраженные в градусах поворота коленвала относительно верхней и нижней мертвых точек (ВМТ и НМТ). ФГР обычно изображают в виде круговых диаграмм.
фазы газораспределения двигателя ВАЗ 21083 круговая диаграмма ФГР
Монтаж разрезанной шестерни рекомендуется по 2 причинам:

1. При крупносерийном производстве двигателей отклонения размеров деталей от заданных чертежей неизбежны. За счет отклонения размеров деталей механизма газораспределения и кривошипно-шатунного механизма, фактические ФГР двигателя одной модели могут отличаться от номинальных до ±10° по коленвалу, что составляет погрешность в пределах одного зуба на шестерне.

Для компенсации такой погрешности практикуется установка разрезанной шестерни, позволяющей изменить положение ее зубчатого венца относительно ступицы с шагом 0°, в отличии от заводской сплошной шестерни, которая фиксируется только в одном положении и отойти от него можно лишь на зуб вперед или назад с шагом 17° по коленвалу. Как следствие — заметная потеря в мощности и моменте вместо предполагаемой прибавки.

2. Применение тюнинговых и спортивных распредвалов с увеличенным подъемом кулачков и измененным профилем. Установка такого вала со стандартной шестерней дает прибавку по мощности и моменту. Настройка такого на эффективные ФГР при помощи разрезанной шестерни добавляет еще 3% по мощности.
Методика настройки на двигателе ВАЗ 2108 – 2110, 8 клапанов

разрезная шестерна распредвала 1. Берем разрезную шестеренку (шкив) и помечаем на ней (на неподвижной и подвижной частях) стандартную метку, сравнивая со стандартной шестерней (шкивом) распредвала.

2. Монтируем разрезанную шестерню на распредвал, надеваем ремень ГРМ на шестерню. Проверяем совпадение установочных меток на шкиве распределительного вала и задней крышки ремня, а также находится ли метка на маховике (в люке картера сцепления) против среднего деления шкалы.

3. Контролируем впускной и выпускной клапан 4 цилиндра по перекрытию: при грамотно выставленных фазах впускной и выпускной клапан должны быть открыты на определенную величину, заданную при проектировании вала(для равноподъемных валов клапаны, как правило должны быть открыты на равную величину). Если требуемого перекрытия нет, то ослабляем наружные болты шестерни и поворачиваем распредвал относительно внешней части шестерни, выставляя его. Таким образом получаем нулевое (оптимальное) положение распределительного вала.

4. В зависимости от того, что хотим получить, можно произвести дополнительную коррекцию фаз газораспределения методом контрольных поездок.
Поворачивая распредвал относительно коленвала по ходу вращения (на опережение), увеличиваем начальный угол открытия впускного клапана до ВМТ и уменьшаем угол газодинамического наддува (запаздывание закрытия впускного клапана до НМТ), улучшая тем самым тягу на нижних и средних оборотах.
Поворачивая распредвал относительно коленвала против хода вращения (на запаздывание) увеличиваем угол газодинамического наддува, дозаряжая цилиндры на высоких оборотах и получая дополнительную мощность.
Практика показывает, что «играя фазами» не стоит уходить от точки перекрытия в +_ больше, чем на 1/3-1/2 зуба по шкиву, что соответствует 3-4 градусам по распредвалу.
При корректировке фаз ГРМ на карбюраторных автомобилях, не забывайте каждый раз после вращения распредвала, выставлять заново начальный угол опережения зажигания, т.к. трамблер с распределительным валом имеет жесткую связь через муфту датчика распределителя зажигания.
Методика настройки на двигателе ВАЗ 2110-2112, 16 клапанов

Устанавливаем новые распределительные валы.
Выставляем, примерно, перекрытия клапанов, ориентируясь по меткам стандартных шкивов, подводим поршень 1-го и 4-го цилиндра в ВМТ и одеваем ремень.
Устанавливаем планку для индикаторов часового типа (необходимо 3 штуки: для определения перемещения впускного, выпускного валов и положения ВМТ) и сами индикаторы.
Находим поочередно нулевые (закрытые) положения впускного и выпускного клапанов 4-го цилиндра и положение его ВМТ. После этого выставляем требуемые перекрытия по индикаторам, используя разрезные шкивы.
Затягиваем фиксирующие болты разрезных шкивов, проворачиваем 1 оборот коленвала и проверяем установки.
Собираем двигатель и заводим.
В том случае, когда установки производителя по тем или иным причинам могут не являться оптимальными, придется корректировать положение валов, контролируя цикловое наполнение контрольными замерами на дороге.
Методика настройки на двигателе ВАЗ "классика", 8 клапанов

Устанавливаем новый распределительный вал.
Выставляем, примерно, перекрытие клапанов, ориентируясь по меткам стандартной шестерни, подводим поршень 1-го и 4-го цилиндра в ВМТ и одеваем цепь.
Устанавливаем планку для индикаторов часового типа (необходимо 3 шт.: для определения перемещения впускного, выпускного клапанов и положения ВМТ) и сами индикаторы. Ножки индикаторов опираем на рокеры.
Находим, поочередно, нулевые (закрытые) положения впускного и выпускного клапанов 1-го цилиндра и положение его ВМТ точно. После этого выставляем требуемое перекрытие по индикаторам, используя разрезную шестерню (необходимо не забыть о том, что рокер имеет передаточное отношение, также как имеет значение, на какое место на рокере опирается ножка индикатора). Если вы устанавливаете равнофазный и равноподъемный распредвал, то можно, просто, найти его нулевое положение (когда оба клапана открыты на одинаковую величину), не вдаваясь в величины множителя рокера.
Затягиваем фиксирующие болты разрезной шестерни, проворачиваем 1 оборот коленвала и проверяем установки.
Собираем двигатель и заводим.
В том случае, когда установки производителя по тем или иным причинам могут не являться оптимальными, придется корректировать положение валов, руководствуясь динамическими замерами или субъективными ощущениями. Ведь двигатель вы настраиваете под себя

www.drive2.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта