Ключ к знанию

Техническое обслуживание и эксплуатация


ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения (с Изменением N 1), ГОСТ от 13 июля 1983 года №25866-83


ГОСТ 25866-83

Группа Т00

Термины и определения

Exploitation of technique. Terms and definitions



ОКСТУ 2800

Дата введения 1985-01-01



РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по стандартам

ИСПОЛНИТЕЛИ

Т.К.Алферова, канд. техн. наук; В.П.Никифоров, канд. техн. наук; В.А.Семенов, канд. техн. наук; В.М.Стариков, канд. техн. наук; Л.М.Пильщиков, канд. техн. наук; А.И.Могуев; А.Т.Остапко, канд. техн. наук; В.М.Забродский, канд. техн. наук; Т.Г.Цвик; Г.В.Шалимов

ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

Член Госстандарта В.Н.Шахурин

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 июля 1983 г. N 3105

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.12.88 N 4656 с 01.01.90 и опубликованное в ИУС N 4, 1989 г.

Изменение N 1 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС N 4, 1989 г.


Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области эксплуатации изделий техники.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается. Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушений границ понятий.

В случаях, когда необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе "Определение" поставлен прочерк.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

В справочном приложении приведены пояснения к некоторым стандартизованным терминам.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.


Термин


Определение


1. Эксплуатация


Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Примечание. Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт*

____________________

* Для специальных видов техники номенклатура видов ремонтов, входящих в эксплуатацию, устанавливается в отраслевой нормативно-технической документации.

2. Техническая эксплуатация

Часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия

3. Средства эксплуатации

Здания, сооружения, средства технологического оснащения, запасные части и эксплуатационные материалы, необходимые для эксплуатации изделия

4. Система эксплуатации

Совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации

5. Условия эксплуатации

Совокупность внешних воздействующих факторов, влияющих на изделие при его эксплуатации

6. Ввод в эксплуатацию

Событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке.

Примечание. Для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением

7. Начало эксплуатации

Момент ввода изделия в эксплуатацию

8. Снятие с эксплуатации

Событие, фиксирующее невозможность или нецелесообразность дальнейшего использования по назначению и ремонта изделия и документально оформленное в установленном порядке

9. Конец эксплуатации

Момент снятия с эксплуатации

10. Качество эксплуатации продукции

По ГОСТ 15467-79

11. Использование по назначению

Использование

-

12. Ожидание использования по назначению

Нахождение изделия в состоянии готовности к использованию по назначению, предусмотренное в нормативно-технической документации

13. Хранение при эксплуатации


Хранение

Содержание неиспользуемого по назначению изделия в заданном состоянии в отведенном для его размещения месте с обеспечением сохранности в течение заданного срока

14. Транспортирование при эксплуатации


Транспортирование

Перемещение изделия в заданном состоянии с применением, при необходимости, транспортных и грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назначения

15. Технологическое обслуживание

Комплекс операций по подготовке изделия к использованию по назначению, хранению и транспортированию и приведению его в исходное состояние после этих процессов, потребность в которых не определяется надежностью изделия

16. Техническое обслуживание

По ГОСТ 18322-78

17. Ремонт

По ГОСТ 18322-78

18. Нормальная эксплуатация

Эксплуатация изделий в соответствии с действующей эксплуатационной документацией

19. Подконтрольная эксплуатация

Эксплуатация с целью получения дополнительной информации

20. Лидерная эксплуатация

Нормальная эксплуатация заданного количества изделий, выделенных для более интенсивного расходования ресурса по сравнению с остальным парком изделий

21. Реальная эксплуатация

Эксплуатация в сложившихся в эксплуатирующей организации условиях

22. Эксплуатационные затраты

-


(Измененная редакция, Изм. N 1).

Ввод в эксплуатацию

6

Использование

11

Использование по назначению

11

Затраты эксплуатационные

22

Качество эксплуатации продукции

10

Конец эксплуатации

9

Начало эксплуатации

7

Обслуживание техническое

16

Обслуживание технологическое

15

Ожидание использования по назначению

12

Ремонт

17

Система эксплуатации

4

Снятие с эксплуатации

8

Средства эксплуатации

3

Транспортирование

14

Транспортирование при эксплуатации

14

Условия эксплуатации

5

Хранение

13

Хранение при эксплуатации

13

Эксплуатация

1

Эксплуатация лидерная

20

Эксплуатация нормальная

18

Эксплуатация подконтрольная

19

Эксплуатация реальная

21

Эксплуатация техническая

2

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

К термину "Эксплуатация (п.1)



Под жизненным циклом изделия понимают совокупность разработки, изготовления, обращения, эксплуатации и утилизации изделия от начала исследования возможности его создания до окончания применения. Отличительной особенностью эксплуатации является использование или ожидание использования изделия по назначению.



Составной частью системы эксплуатации является система технического обслуживания и ремонта техники.



К внешним факторам, действующим на изделие в процессе эксплуатации, относятся природные условия, тепловые, химические и механические воздействия, запыленность, влажность и т.п.



Для изделий бытового назначения началом эксплуатации является момент их продажи через розничную торговую сеть или получения их покупателем при внерыночном потреблении.

Начало эксплуатации комплектующих изделий и составных частей совпадает с началом эксплуатации основного изделия.



Ремонт изделий может сопровождаться его модернизацией.

Для специальных видов техники некоторые виды ремонта могут не входить в состав эксплуатации.



Технологическое обслуживание является составной частью использования по назначению, транспортирования и хранения.

В некоторых случаях технологическое обслуживание может проводиться в процессе использования по назначению, транспортирования и хранения, например, очистка ковша экскаватора от налипшего грунта, очистка изделий, хранящихся на открытой площадке, от снега и т.п.



Для специальных видов техники вместо термина "Нормальная эксплуатация" допускается использовать термин "Штатная эксплуатация".

Приложение. (Измененная редакция, Изм. N 1).



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1983

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

docs.cntd.ru

Техническое обслуживание | Главный механик

Техническое обслуживаниеэто тот перечень работ, выполняемых в промежутках между плановыми и неплановыми ремонтами оборудования, который позволяет обеспечить необходимый уровень надежности работы оборудования.

Правильное техническое обслуживание и эксплуатацияпромышленного оборудования позволяет существенно снизить затраты на ремонт оборудования и уменьшить время его простоя.

У механиков, часто возникает вопрос: какой перечень работ следует включать в техническое обслуживание, кто его должен выполнять (рабочий персонал или вспомогательные службы), где найти типовое руководство по техническому обслуживанию. На эти вопросы я попытаюсь ответить далее.

Начну с того, что основными документами, регламентирующими применение системы технического обслуживания считаются два госта: ГОСТ 28.001-83 “Система технического обслуживания и ремонта техники. Основные положения” и ГОСТ 18322-78 “Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения”. Согласно этим документам, техническое обслуживание делится по видам и методикам.

Виды и методы технического обслуживания
По чем классифицируетсяНаименование термина
Виды технического обслуживания
Этапы эксплуатацииТехническое обслуживание при хранении
Техническое обслуживание при перемещении
Техническое обслуживание при эксплуатации
Техническое обслуживание при ожидании
Перидичность выполненияПериодическое техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание
Условия эксплуатацииТехническое обслуживание в особых условиях
Регламентация выполненияРегламентированное техническое обслуживание
Техническое обслуживание с периодическим контролем
Техническое обслуживание с постоянным контролем
Организация выполненияПоточное техническое обслуживание
Централизованное техническое обслуживание
Децентрализованное техническое обслуживание
Техническое обслуживание эксплуатационным персоналом
Техническое обслуживание специализированным персоналом
Техническое обслуживание эксплуатирующей организацией
Техническое обслуживание специализированной организацией
Техническое обслуживание предприятием изготовителем
Методы технического обслуживания
Организация выполненияПоточный метод технического обслуживания
Централизованный метод технического обслуживания
Децентрализованный метод технического обслуживания
Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом
Метод технического обслуживания специализированным персоналом
Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией
Метод технического обслуживания специализированной организацией
Метод технического обслуживания предприятием-изготовителем

 

Болезненным вопросом для главных механиков является и то, кем должно выполняться техническое обслуживание оборудования. С одной стороны оно предполагает надзор и уход за оборудованием, часто без его остановки. С другой – включается в систему ТОиР или ППР в качестве плановой регламентной работы, как промежуточный комплекс мероприятий между плановыми ремонтами.

Удачным решением является разделение понятия техническое обслуживание на текущее и плановое.

Текущее техническое обслуживание

Текущее техническое обслуживание (ежечасный, ежесменный осмотр и контроль, смазка и другая подобная работа) должно выполняться производственным персоналом цеха или участка. Во-первых, это рационально с точки зрения персонала (не требует увеличения штата ремонтной службы). Во-вторых такой подход полезен в чисто методических целях -позволяет операторам, работающим на оборудовании более глубоко ознакомиться с устройством и принципом действия.

Текущее или нерегламентированное техническое обслуживание включает в себя:

  • четкое выполнение требований эксплуатации оборудования, указанных в технической эксплуатационной документации завода-изготовителя;
  • отслеживание режима работы оборудования с предотвращением перегрузок;
  • контроль температурного режима;
  • контроль периодичности смазки во всех точках;
  • моментальное отключение и обесточивание оборудования, вышедшего из строя;
  • визуальный контроль изношенности узлов и механизмов;

Плановое техническое обслуживание

Плановое техническое обслуживание и ремонт (по необходимости) выполняется персоналом ремонтной службы. В состав плановых традиционно включают работы, требующие разборки какого-либо узла оборудования. Конечно же, такую работу должен выполнять обученный рем. персонал.

Плановое или регламентированное техническое обслуживание выполняемое ремонтным персоналом, включают в себя:

  • диагностику и контроль рабочих характеристик оборудования;
  • наладку и регулировку;
  • чистку рабочих органов и других мест, подверженных засорению;
  • долив и замена масла, замена фильтров;
  • определение нарушений в эксплуатации оборудования;

Все результаты изменений в состоянии обслуживаемого оборудования (как при проведении текущего так и при плановом техническом обслуживании) должны регистрироваться. Для этого применяют различные методы: заводят эксплуатационные или ремонтные журналы, вносят в компьютер, применяют карты осмотра.

Очень хорошо зарекомендовал себя метод организации технического обслуживания и ремонта с использованием технологических карт технического обслуживания. Они позволяют не только в доступной форме довести до обслуживающего персонала перечень и периодичность работ при техническом обслуживании, но и проконтролировать исполнение этих работ.Усилить эффект можно организацией маршрутов обхода ремонтным персоналом,составлением спецификаций на расходные материалы, составлением карты смазок.

Типового руководства по техническому обслуживанию не существует. Основная масса таких документов имеет локальный статус и разрабатывается в рамках какой-либо системы менеджмента. К тому же, для каждого типа оборудования необходим свой перечень ремонтных работ. Для того,чтобы избавиться от излишней бумажной рутины, имеющееся на предприятии оборудование сортируют по группам и разрабатывают методологии технического обслуживания для них.

Удобно разделять оборудование в два этапа.

Первый – в соответствии с бухгалтерским балансом основных средств:

  • технологическое оборудование;
  • электротехническое;
  • подъемно-транспортное и так далее.

Чаще всего механиков интересует группа “технологическое оборудование”, как самая многочисленная и требующая постоянного внимания.

Ее, в свою очередь, принято делить на подгруппы по назначению:

  • металлорежущее оборудование;
  • деревообрабатывающее оборудование;
  • литейное оборудование;
  • кузнечно-прессовое оборудование и так далее.

Внутри этих подгрупп значительно удобнее выделять объекты для описания и
осуществления над ними ремонтных функций.

Ниже, вы можете ознакомиться с составом работ, которые принято включать в
техническое обслуживание для различных групп оборудования:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

 Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению  подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:

     +7(499)403 39 91  

   

  Доставка подшипников  по РФ  и зарубежью.

  Каталог подшипников на сайте themechanic.ru

 

 

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
tel:+7 (495) 646 00 12
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
tel:+7 (495) 646 00 12
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

themechanic.ru

Техническое обслуживание воздушных судов — Википедия

Техническое обслуживание воздушных судов — работы, выполняемые на стадии эксплуатации воздушных судов (ВС) и направленные на поддержание их лётной годности и готовности к полёту. Техническое обслуживание ВС является одним из факторов безопасности полётов[1].

A310 в аэропорту Ташкента

Техническое обслуживание коммерческих воздушных судов иностранного производства[править | править код]

Состоит из периодических проверок технического состояния ВС, которые должны проводиться организациями по техническому обслуживанию по прошествии определённого календарного времени или определённого налёта, указанного в программе технического обслуживания (ТО) ВС, принятой в авиакомпании, которая использует данное ВС.

Существуют следующие виды (формы) ТО: transit check, daily check, weekly check, A-check, B-check, C-check и D-check.

A-check и B-check — это простая проверка, в то время как С и D-check являются тяжёлой формой ТО. Если авиакомпания осуществляет лишь дневные рейсы, то целесообразным будет проведение ТО в ночное время. Перераспределение работ между ночными формами в идеальном случае может в принципе исключить формы средней тяжести (A-check).

Transit check[править | править код]

Transit check (транзитное ТО) — самая простая форма технического обслуживания, выполняемая перед каждым вылетом воздушного судна, если время после посадки составляет менее трех часов. Если следующий вылет запланирован более чем через три часа после посадки, выполняется Daily check.

Daily Check[править | править код]

Daily Check (ежедневный технический осмотр) — ежесуточная проверка технического состояния воздушного судна, должна выполняться каждые 48 часов; в некоторых случаях может выполняться через 96 часов. Выполняется обычно ночью.

Weekly Check[править | править код]

Weekly Check (еженедельный технический осмотр) — выполняется приблизительно раз в неделю. Может выполняться как днём, так и ночью. Не требует обязательного наличия помещения (ангара). Как правило, выполняется за 3-4 часа.

A-check[править | править код]

A-check (эй-чек) — проверка производится примерно раз в месяц или каждые пятьсот часов налёта: А1, А2, А4, А8. Чем выше цифра, тем больше объём работ. A-check, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта. Содержание этой проверки зависит от типа самолёта, количества циклов («цикл» — вывод двигателей на взлетный режим, образно выражаясь — «квант» наработки самолета либо вертолета) или количества часов налёта с момента последней проверки. Проверка может быть отсрочена авиакомпанией в зависимости от определённых условий.

B-check[править | править код]

B-check (би-чек) — эта проверка осуществляется примерно каждые три месяца. Она тоже, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта.

C-check[править | править код]

Boeing 757 авиакомпании Transaero проходит техническое обслуживание по форме C-check на базе British Airways Engineering в Хитроу

C-check (си-чек) — эта форма технического обслуживания является более сложной, чем предыдущие, и выполняется каждые 15 — 24 месяцев или 7 500 часов налёта. Подразделяется на С1, С2, С4, С6 и С8. Для выполнения этой проверки требуется вывести самолёт из эксплуатации на какое-то время (порядка двух недель), а также требуется много пространства — как правило, в большом ангаре аэропорта. Сроки проведения этой проверки зависят от многих факторов, в частности от типа самолёта.

D-check[править | править код]

D-check (ди-чек) — самая тяжёлая форма обслуживания самолёта. Эта проверка происходит примерно раз в 12 лет и длится 30-40 дней. Во время неё проверяется весь самолёт, все его узлы и детали. Узлы, выработавшие ресурс или не прошедшие проверку, подлежат замене. Эта проверка воздушного судна требует ещё больше места и времени, чем все другие, и выполняется на соответствующей технической базе.

SV (Shop visit)[править | править код]

SV (Shop visit) — тяжелая форма технического обслуживания главных двигателей самолета. Периодичность (средняя) — 12000 часов налета.

Техническое обслуживание в государственной авиации РФ[править | править код]

(составлено на основе «Наставления по инженерно-авиационному обеспечению Авиации Вооружённых Сил СССР» (НИАО-90 от 2.02.1991 г.) и «Федеральных авиационных правил инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации РФ» (ФАП ИАО, действуют в н.в.)

Переборка шасси специалистами СД в ТЭЧ на Ту-22М3 Обслуживание хвостового редуктора вертолёта Ми-8

Техническая эксплуатация отечественных ВС государственной авиации регламентирована регламентом технического обслуживания (РО) и руководством по технической эксплуатации (РЭ) для каждого типа ВС.

Исправным считается ВС, соответствующее всем требованиям технической документации и имеющий запас ресурса (срока службы), на нём должны быть выполнены установленные виды технического обслуживания и устранены все повреждения или отказы. Запас ресурса исправного самолета должен обеспечивать выполнение полётного задания.

Боеготовым считается исправное ВС, подготовленное к полёту, снаряженное авиационными средствами поражения или другими средствами согласно поставленной задаче.

Работа в техотсеке самолёта

Техническое обслуживание включает оперативное (подготовки к полётам) и периодическое (регламентные работы) ТО. Подготовки к полётам выполняют специалисты авиационных эскадрилий:

  • предварительная подготовка,
  • предполётная подготовка,
  • подготовка к повторному вылету,
  • послеполётная подготовка,
  • подготовка к вылету по тревоге

За ВС может быть закреплён технический экипаж, во главе с техником (старшим техником корабля, или инженером авиационного комплекса), численностью от двух (лёгкие самолёты) до 10 и более человек (на тяжелых ВС). Также в каждой эскадрилье имеются группы видов подготовок, состоящие из узкоспециализированных технических специалистов по всем основным специальностям. Все технические специалисты АЭ работают под началом инженера эскадрильи, и в конечном случае замыкаются на инженерный отдел полка, а начальником всего ИТС авиационного полка является заместитель командира полка по ИАС (подполковник).

ИТС авиационных эскадрилий (АЭ) выполняет все виды подготовок, периодические и контрольные осмотры, работы по хранению и парковые дни.

Сложные и трудоёмкие работы на авиатехнике выполняются в рамках регламентных работ (по календарным срокам или по налёту ВС). Также на ВС выполняется сезонное обслуживание каждые 6 месяцев (перевод на зимнюю/летнюю эксплуатацию), перечень работ после обильных осадков, работы после повреждения ВС и другие работы согласно технической документации на конкретный тип ВС.

Нижеследующие работы оперативного и периодического ТО выполняются инженерно-техническим составом в эксплуатирующей организации (то есть в авиационной воинской части):

  • Предварительная подготовка выполняется накануне лётной смены (вылета) в течение рабочего дня, и заключается в осмотровых работах, заправке топливом и жидкостями, зарядке газами, полной проверке исправности систем и агрегатов. Также осмотровые работы в объёме предварительной подготовки выполняются при передаче ВС внутри подразделения или при приёмке/передаче на/из регламентные работы.
  • Предполётная подготовка выполняется непосредственно перед вылетом воздушного судна и заключается в осмотровых работах, выставки навигационной системы, подзарядке и дозаправке при необходимости, подвески вооружения или загрузке в соответствии с заданием. Также выполняется общая проверка исправности систем с контрольной записью бортовыми средствами контроля.
  • Подготовка к повторному вылету выполняется между вылетами ВС и заключается в дозаправке и загрузке (снаряжении).
  • Послеполётная подготовка выполняется после окончания лётной смены и заключается в комплексе работ к постановке ВС на хранение, устранению отказов и оперативной заправке топливом для возможности перелёта на оперативный аэродром по тревоге (при СССР выполнялось всегда, в РФ — нет).
  • Периодические, контрольные и целевые осмотры выполняются по отдельным системам воздушного судна, в заданной периодичности или по команде, с целью своевременного выявления и предотвращения проблем.
  • Парковый день — работы по текущему обслуживанию авиационной техники, аэродромного имущества, стоянок и др. хозяйства авиационных подразделений. Как правило в парковые дни также проводятся различные осмотровые работы.
  • Работы по хранению ВС производятся на нелетающей авиатехнике по календарным срокам, с целью поддержания её в исправном состоянии. Заключаются в осмотровых работах, проверке исправности систем, подзарядке и дозаправке. При нормальном хранении ВС ежегодно облётывается.
  • Сезонное техническое обслуживание — полугодовые периодические работы на ВС, привязанные к переводу на летнюю или зимнюю эксплуатацию. Собственно существенных отличий при технической эксплуатации зимой и летом ВС нет.
  • Регламентные работы (тяжёлые формы обслуживания) — плановые ежегодные периодические работы на воздушном судне, выполняемые по налёту или по времени эксплуатации ВС в технико-эксплуатационной части. Обычно различают 50 часовые (6 месяцев эксплуатации) регламентные работы, 100 часовые (12 месяцев), 200 часовые (24 месяца), 300 часовые (36 месяцев) и 400 часовые (48 месяцев), но в реальности они различны на разных типах летательных аппаратов.

Все виды периодических работ на авиационной технике, как правило, привязаны к налёту воздушного судна и к его текущему календарному сроку эксплуатации. Для части систем (узлов, агрегатов) дополнительно ведётся учёт запусков, посадок, циклов или наработка, отличная от ресурса основного изделия. Например, для авиационных двигателей наработка определяется не по налёту, а по фактической работе в часах и минутах (может считаться отдельно работа на земле и в воздухе, форсажный и бесфорсажный режим), а также количество запусков.

Также бывают внеочередные р/р, выполняемые по указанию вышестоящего командования по определённым причинам. Как пример — после планового ремонта ВС на АРЗ всегда выполняются внеочередные р/р.

Инженерно-авиационная служба части разрабатывает так называемый график отхода самолётов на регламентные работы, которые заключаются в углубленной проверке всех систем и агрегатов ВС с широким использованием наземных средств контроля, приспособлений и специального инструмента, с частичной разборкой ВС и устранению всех выявленных отказов и повреждений. По окончанию работ проводится контрольное опробование двигателей и систем с записью на бортовые средства контроля.

При регламентных работах выполняют, например, такие работы:

  • Замена авиационных двигателей выполняется при выработке ресурса, или при обнаруженных неисправностях и отказах по двигателю. Как правило, выполняется специально обученным и допущенным приказом по части расчётом из 3-7 человек (в зависимости от типа). Замена двигателя занимает по времени от нескольких часов до нескольких суток (зависит от типа).
  • Эксплуатационный (войсковой) ремонт негарантийного оборудования выполняется при обнаруженных несоответствиях техническим требованиям (неисправностях и отказах) силами эксплуатирующей организации, как правило, специалистами ТЭЧ. При действующей гарантии ремонт выполняется исключительно представителями завода-изготовителя. На значительную часть систем и оборудования летательных аппаратов действовала заводская гарантия на 6-8 лет эксплуатации (при СССР). Для выполнения гарантийных ремонтов с предприятий командировались т. н. выездные бригады.
  • Выполнение бюллетеней — изменения в конструкции ВС или оборудовании, выполняются совместно с представителями промышленности на базе эксплуатирующей организации или на авиаремонтном заводе, с целью повышения надёжности или улучшения параметров работы. В повседневной эксплуатации любое изменение конструкции летательного аппарата, его систем, агрегатов и блоков категорически запрещено.

Все виды подготовок и регламентных работ выполняются в соответствии с маршрутными картами и жёстко лимитированы по времени выполнения.

Также все виды работ на авиационной технике расписаны в Маршрутных (МК) или Технологических картах (ТК), работа без которых категорически запрещена. Обо всех без исключения работах делаются соответствующие записи в Журнале подготовки самолёта (ЖПС), формулярах и паспортах.

По окончании регламентных работ производится задокументированная процедура приёма-передачи ВС, и в ближайшую лётную смену планируется контрольный облёт по программе, зависящей от характера выполненных работ. Так, к примеру, при замене двигателя, помимо всего прочего, в полёте проводится проверка на перезапуск двигателя. Облёт ЛА выполняется только в светлое время суток, при простых метеоусловиях и только допущенным к данному виду работ экипажем.

По срокам выполнения регламентные работы зависят только от фактических трудозатрат и продолжительность производства напрямую зависит от качества организации производственного процесса (технологического графика). Технологический график работ составляется (и периодически обновляется) в каждой конкретной воинской части на основании действующей эксплуатационной документации на каждый эксплуатируемый тип/модификацию воздушного судна, с учётом фактической обеспеченности оборудованием, средствами, личным составом и местными особенностями дислокации, с выполнением контрольного хронометража работ и утверждением графика в вышестоящей службе ИАС. К примеру, при нормальном восьмичасовом рабочем дне на вертолёте Ми-8 50 часовые регламентные работы могут выполняться приблизительно в течение одного-двух рабочих дней, в то же время 400 часовые работы на Ту-22М3 могут выполняться в течение двух-трёх недель. Для выполнения регламентных работ в авиационном полку или гарнизоне имеется самостоятельное техническое подразделение — технико-эксплуатационная часть ТЭЧ.

Личный состав ИТС ежегодно аттестуется по специальности и проходит медицинское освидетельствование (диспансеризацию), и по результатам проверки допускается приказом по части к определённому кругу работ согласно перечня РТО, в соответствии со специальностью и занимаемой должностью. Специалисты эскадрилий, как правило, не допускаются к регламентным работам, тогда как личный состав ТЭЧ допускается ко всем видам работ, подготовок и технического обслуживания по своей специальности (и периодически привлекается «на полёты»).

  • Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации. Часть 1.

ru.wikipedia.org

Эксплуатация зданий и сооружений — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эксплуатация зданий и сооружений — комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту здания (сооружения).

Задачи эксплуатации здания (сооружения)[править | править код]

В задачи эксплуатации здания (сооружения) входит:

  • обеспечение нормального функционирования здания в соответствии с его функциональным назначением,
  • обеспечение запланированных эксплуатационных характеристик объекта в течение всего срока службы,
  • обеспечение установленного уровня безопасности,
  • обеспечение безаварийной работы инженерно-технических систем здания,
  • поддержание установленного внутреннего климата (температурно-влажностного режима),
  • поддержание нормального санитарно-гигиенического состояния объекта и придомовой территории.

Эксплуатация здания (сооружения) включает в себя:

  • Санитарное содержание здания (сооружения):
  • Техническое обслуживание здания (сооружения):
    • периодические плановые осмотры ответственными лицами несущих конструкций и инженерного оборудования — с целью оценки его технического состояния и выявления несоответствия установленным нормам и требованиям безопасности; неплановые осмотры после воздействий стихийного характера и технических аварий; а также технический мониторинг состояния здания, в том числе с использованием автоматизированных систем наблюдения,
    • обеспечение в помещениях необходимой температуры и влажности, освещение помещений и придомовой территории,
    • обеспечение мер пожарной безопасности,
    • содержание и уход за несущими конструкциями (фундаментом, стенами, плитами перекрытий, ограждениями), фасадами, помещениями, лестницами, крышами, дверями, окнами и другими строительными элементами здания (сооружения),
    • содержание, обслуживание и наладка механического, электрического, санитарно-технического, вентиляционного, газового оборудования,
    • обеспечения подачи коммунальных ресурсов (электроэнергия, отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, газоснабжение),
    • подготовка к эксплуатации здания (сооружения) в осенне-зимний период (утепление оконных проёмов, вставка разбитых стёкол, консервация систем поливки зелёных насаждений и проч.),
    • охрана здания (сооружения).
  • Ремонтные работы, то есть работы по компенсации физического и морального износа объекта, приведению здания (сооружения) или его отдельных конструктивных элементов в первоначально запланированное техническое состояние, восстановлению изношенных элементов здания (сооружения):
    • текущий ремонт (профилактический, направленный на предупреждение отказов), то есть периодические работы с целью поддержания исправности конструкций и систем здания (сооружения), его санитарно-гигиенического состояния и внешнего вида,
    • капитальный ремонт, то есть восстановление ресурса здания (сооружения) путём полной или частичной замены изношенных либо устаревших конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, улучшение эксплуатационных характеристик объекта.
    • аварийно-восстановительные работы, обусловленные выявлением разрушения, неисправности либо аварийными воздействиями стихийного или техногенного характера.

Эксплуатационные требования к зданию (сооружению)[править | править код]

Здания (сооружения) в процессе эксплуатации должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих нормальное функционирование объекта. Эти требования определяются объёмно-планировочным решением здания (сооружения), его функциональным предназначением, условиями эксплуатации и содержатся в строительной проектной документации (паспорте здания):

  • безотказность несущих конструкций, конструктивных элементов, инженерных систем; предохранение их от перегрузок,
  • ремонтопригодность, возможность наладки и регулировки систем, устранения выявляемых дефектов,
  • возможность обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического состояния объекта и придомовой территории,
  • сопоставимость межремонтных сроков службы для различных элементов и систем здания (сооружения),
  • наличие необходимых технических устройств, помещений для персонала, занимающегося эксплуатацией объекта,
  • обеспечение возможности проводить эксплуатационные работы доступными методами и средствами и с минимальными затратами.
  • Рощина С.И., Воронов В.И., Щуко В.Ю. Эксплуатация, ремонт и обслуживание зданий и сооружений: Учебное пособие. — Владимир: Издательство ВлГУ, 2005. — 108 с.
  • Комков В.А., Рощина С.И., Тимахова Н.С. Техническая эксплуатация зданий и сооружений: Учебник для СПТУ. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 288 с. — ISBN 5-16-002426-3.
  • Порывай Г.А. Техническая эксплуатация зданий: Учебник для техникумов. — М.: Стройиздат, 1990. — 368 с. — ISBN 5-274-00241-2.

ru.wikipedia.org

Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

Эффективная работа оборудования невозможна без своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта в определенных объемах и установленного качества. Длительное сохранение оборудованием работоспособности и уменьшение суммы затрат на ее поддержание и потерь основного производства, связанных с простоями оборудования из-за неисправности, требуют рациональной организации эксплуатации и обязательного выполнения комплекса работ по его техническому обслуживанию.
Проведение технического обслуживания и ремонтов технологического (механического) оборудования осуществляется на основании Единой системы планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий, которая включает в себя:
а) определение ремонтных работ по видам и их описание;
б) планирование профилактических операций (регулировка, подтяжка болтовых соединений и т.д.) и контролирование  их осуществления;
в) установление продолжительности ремонтных циклов, межремонтных периодов;
г) определение категорий ремонтосложности для всех видов оборудования;
д) организацию службы для производства ремонтных работ;
е) применение современных методов ремонта оборудования, упрощающих технологию и методы восстановления изношенных деталей;
ж) организацию закупок готовых запчастей, внедрение прогрессивных технологических процессов изготовления запчастей, их хранение и учет;
з) ведение смазочного хозяйства;
и) организацию материального снабжения ремонтной службы;
к) организацию контроля качества ремонта и ухода за оборудованием.

Порядок выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
Руководитель ремонтной службы в конце каждого года на следующий разрабатывает годовой график планово-предупредительных ремонтов. Годовой график расписывается по месяцам и выдается руководителям производственных участков.
Осмотры и все виды ремонтов производят слесари-ремонтники и электрослесари ремонтной службы (далее в тексте – персонал). Ремонтный, дежурный и эксплуатационный персонал обязан знать и соблюдать правила технической эксплуатации оборудования, изложенные в инструкции по техническому обслуживанию оборудования, знать и выполнять действующие должностные инструкции. Инструкции технического обслуживания оборудования должны находиться на рабочих местах, где установлено оборудование.
Руководитель производственного участка закрепляет оборудование за эксплуатационным персоналом, фамилии, которых пишутся на специальных планшетах, размещенных на оборудовании.
Руководитель производственного участка регулярно заносит замечания по техническому состоянию оборудования в журнале своего участка.
Эксплуатационный персонал участков участвует в техническом обслуживании и ремонте закрепленного за ним оборудования.
Вывод оборудования на ремонт производится согласно утвержденным планам ППР.
 
Виды технического обслуживания и ремонтов технологического оборудования:

  • I вид - внутрисменное техническое обслуживание - текущий ремонт;
  • II вид - осмотр;
  • III вид - малый ремонт;
  • IV вид - средний ремонт;
  • V вид - капитальный ремонт.
Внутрисменное техническое обслуживание осуществляет эксплуатационный персонал участка, дежурный и ремонтный персонал во время технологических простоев, обеденного перерыва технологического персонала участка.
Основанием внутрисменного технического обслуживания является журнал приема-передачи смен, где фиксируются все сбои в работе оборудования, технологические остановки, время простоя, журнал ведется руководителем производственного участка.
Весь эксплуатационный персонал через руководство производственным участком обеспечивается инструкциями по техническому обслуживанию, разработанными руководителем ремонтной службы, в которых регламентируются его функции и объемы работ в течение смены.
Все виды ремонтов технологического оборудования в производственных участках выполняются персоналом ремонтной службы и, в случае необходимости, подрядными организациями. Выдача заданий ремонтному персоналу оформляется в журнале.

Осмотры
Осмотры проводятся персоналом ремонтной службы для проверки состояния оборудования, устранения механических и электротехнических поломок и определения объема подготовительных работ для будущего технического обслуживания или планового ремонта.
Осмотры проводятся инженерно-техническими работниками ремонтной службы и соответствующего производственного участка.
Осмотр проводится согласно годового плана ППР.

Малый ремонт
Малый ремонт – вид планового ремонта, при котором путем замены или восстановления изношенных деталей и регулирования механизмов обеспечивается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта.
Малый ремонт проводится в соответствии с годовым и месячным графиками ППР.
Малые ремонты выполняют ремонтные бригады под руководством руководителя ремонтной службы с привлечением эксплуатационного персонала производственного участка.
После проведения малого ремонта руководитель ремонтной службы делает запись результатов в агрегатном журнале.

Средний ремонт
Средний ремонт – вид планового ремонта, при котором проводится частичная разборка оборудования, капитальный ремонт отдельных узлов, замена и восстановление основных изношенных деталей, сборка, регулировка и испытание под нагрузкой.
При среднем ремонте персонал ремонтной службы с привлечением персонала производственного участка проводят проверку оборудования на технологическую точность.
После проведения среднего ремонта руководитель ремонтной службы делает запись результатов в агрегатном журнале.

Капитальный ремонт
Капитальный ремонт – комплекс работ, включающих полную разборку оборудования, замену всех изношенных узлов и деталей, ремонт базовых деталей и узлов, сборку, регулировку и испытание оборудования под нагрузкой.
При капитальном ремонте восстанавливают предусмотренную нормативными документами по обслуживанию и ремонту геометрическую точность оборудования на срок до очередного планового ремонта.
Остановка оборудования на капитальный ремонт осуществляется в соответствии с годовым планом ППР.
Капитальный ремонт выполняется, на основании записей в журналах приема-передачи смен, агрегатных журналах и паспортных данных оборудования.

Порядок передачи оборудования в ремонт
Остановка оборудования на ремонт производится согласно плана ППР.
Перенос или отмена ремонта допускается только с разрешения руководителя предприятия.
Перед началом ремонтных работ заказчик (руководитель производственного участка) должен предоставить оборудование в чистом виде, освободить территорию от посторонних предметов, обеспечить отключение оборудования от электронесущих сетей и коммуникаций и передать оборудование по акту передачи оборудования в ремонт.

Порядок приемки оборудования после ремонта
Приемку оборудования в эксплуатацию после ремонта осуществляет соответствующий производственный участок.
Приемка оборудования после ремонта осуществляется после его осмотра и апробирования в течение 72 часов.
Пуск оборудования в эксплуатацию разрешается после оформления акта передачи оборудования в эксплуатацию, который является одним из документов подтверждающих обеспечение качества технического обслуживания и ремонтов технологического оборудования.

polygonal.com.ua

Техническая эксплуатация - это... Что такое Техническая эксплуатация?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 сентября 2012.

Техническая эксплуатация — совокупность мероприятий, направленных на приведение и поддержание объекта в работоспособном состоянии.

На этапе организации эксплуатационного процесса определяется необходимый набор операций, их периодичность, необходимые материалы и трудовые затраты (персонал), а также оцениваются экономическая эффективность, надежность и пр. факторы. Наборы операций распределяют по группам, в соответствии с их периодичностью. Условно техническую эксплуатацию можно разбить:

  1. ТО-1 — ежедневное техническое обслуживание
  2. ТО-2 — ежемесячное техническое обслуживание
  3. ТО-3 — сезонное техническое обслуживание
  4. ТО-4 — квартальное техническое обслуживание
  5. ТО-5 — годовое техническое обслуживание
  6. ТО-6 — полугодовое техническое обслуживание
  7. ТО-7 — еженедельное техническое обслуживание
  8. ТО-8 — техническое обслуживание, периодичность которого зависит от многих факторов. Например — покраска металлических опор антенн раз в 8 лет.

Для каждой операции определяются:

  1. Трудозатраты, измеряются в человеко-часах
  2. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения операции
  3. Результат операции
  4. Квалификация персонала, выполняющего операцию

Результатом обработки, обобщения вышеперечисленных сведений является технологическая карта обслуживания объекта. По технологической карте обслуживающий персонал осуществляет обслуживание объекта. Отклонения от инструкций технологической карты приводят к выходу параметров объекта за пределы установленных норм, а также к выходу из строя.

dic.academic.ru

2.4. Организация эксплуатации оборудования. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования : Справочник

2.4. Организация эксплуатации оборудования

2.4.1. Эксплуатация оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации (ПТЭ), Правил промышленной (производственной) безопасности (ППБ), ГОСТ и СНиП, в которых изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации оборудования. Вся действующая на предприятии нормативно-техническая документация (НТД) по эксплуатации оборудования должна соответствовать требованиям указанных документов.

2.4.2. Вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности предприятий (государственные, акционерные, кооперативные, индивидуальные и т. д.) при использовании оборудования для выпуска продукции и оказания услуг на предприятии должна быть организована правильная эксплуатация оборудования, которая во многом определяет его исправность в течение всего срока службы.

2.4.3. Правильная эксплуатация оборудования предусматривает: разработку должностных и производственных инструкций

для эксплуатационного и эксплуатационно-ремонтного персонала; правильный подбор и расстановку кадров;

обучение всего персонала и проверку его знаний ПТЭ, ППБ, должностных и производственных инструкций;

содержание оборудования в исправном состоянии путем своевременного выполнения ТО и ремонта;

исключение выполнения оборудованием работ, отрицательно влияющих на окружающую среду;

организацию достоверного учета и объективного анализа нарушений в работе оборудования, несчастных случаев и принятие мер по установлению причин их возникновения;

выполнение предписаний органов Ростехнадзора.

При совместной эксплуатации оборудования между арендодателем и арендатором заключается договор, в котором оговариваются конкретные обязанности по содержанию в исправном состоянии находящегося в их распоряжении оборудования, порядку его использования и ремонту.

2.4.4. Непосредственно эксплуатацию оборудования осуществляет эксплуатационный персонал по месту нахождения оборудования.

2.4.5. Руководители подразделений, в подчинении которых находится эксплуатационный и эксплуатационно-ремонтный персонал, должны иметь техническую подготовку по соответствующему оборудованию, осуществлять профессиональное руководство и контроль работы подчиненного им персонала.

Перечень должностей инженерно-технического персонала утверждает руководитель предприятия.

2.4.6. Лица, не достигшие 18-летнего возраста, к работе на сложных установках не допускаются. К самостоятельной работе не допускаются практиканты вузов и техникумов. Они могут находиться на рабочих местах только под надзором лица, имеющего соответствующую техническую подготовку.

2.4.7. До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу (должность), а также при перерыве в работе более одного года персонал обязан пройти медицинское освидетельствование и обучение на рабочем месте.

По окончании обучения должна быть проведена проверка знаний работников, после чего им присваивается соответствующая группа по безопасности.

2.4.8. После проверки знаний каждый работник должен пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного работника, после чего он может быть допущен к самостоятельной работе. Допуск к стажировке и самостоятельной работе для инженерно-технического персонала оформляется распоряжением по предприятию, для рабочих – распоряжением по цеху.

2.4.9. Проверка знаний правил, должностных и производственных инструкций в соответствии с РД 03-444-02 производится:

первичная – перед допуском к самостоятельной работе;

очередная – один раз в год для оперативного и оперативно-ремонтного персонала, один раз в три года для инженерно-технического персонала;

внеочередная – при нарушении работником правил и инструкций, по требованию руководителей технологических цехов, ОГМ или Ростехнадзора.

2.4.10. Лица, не выдержавшие проверку знаний, проходят повторную проверку не ранее чем через 2 недели и не позднее чем через 1 месяц со дня последней проверки.

Лицо, получившее неудовлетворительную оценку при третьей проверке знаний, отстраняется от работы; договор с ним должен быть расторгнут вследствие его недостаточной квалификации.

2.4.11. Проверку знаний инженерно-технического персонала осуществляют комиссии с участием территориального инспектора Ростехнадзора, остального персонала – комиссии, состав которых определяет руководитель предприятия. Результат проверки знаний заносится в журнал определенной формы и подписывается всеми членами комиссии.

Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы.

2.4.12. Использование оборудования на рабочем месте должно производиться в соответствии с требованиями инструкции завода-изготовителя, приведенной в руководстве по эксплуатации (паспорте) соответствующего оборудования. При отсутствии заводской документации инструкции по эксплуатации оборудования необходимо разрабатывать непосредственно на предприятии.

2.4.13. Инструкции по эксплуатации должны содержать следующие сведения:

порядок приема и сдачи смен, остановки и пуска оборудования, проведения ТО;

перечисление мер, обеспечивающих бесперебойную, надежную и эффективную работу оборудования;

перечисление характерных неисправностей, при которых оборудование должно быть остановлено;

порядок остановки оборудования при аварийных ситуациях, перечень блокировочно-сигнализирующих устройств, отключающих оборудование при аварии;

требования по производственной безопасности, производственной санитарии и противопожарным мероприятиям.

Если имеется «Инструкция по рабочему месту», разработанная в соответствии с ГОСТ 2.601—68, то составление инструкций по эксплуатации не требуется.

2.4.14. В зависимости от характера производства, вида и назначения оборудования оно может закрепляться за эксплуатационным и эксплуатационно-ремонтным персоналом, который обязан:

содержать оборудование в исправности, чистоте, своевременно производить его смазку, принимать меры по устранению неисправностей и предупреждать возможность их появления;

соблюдать установленный режим работы оборудования;

немедленно останавливать оборудование при появлении признаков неисправностей, ведущих к выходу оборудования из строя или создающих опасность для здоровья или жизни людей;

по контрольно-измерительным приборам, визуально и на слух следить за исправной работой оборудования;

не допускать перегрузок, исключать вредное влияние работающего оборудования на строительные конструкции, повышенные вибрации, паровыделение, пролив жидкостей, течи, температурные воздействия и т. д.;

контролировать циркуляцию смазки, степень нагрева подшипников, не допускать утечки масла. При прекращении подачи масла в системах, не имеющих блокировки, необходимо остановить оборудование и доложить о происшествии сменному мастеру (механику).

2.4.15. Основной задачей оперативного персонала цеха является обеспечение бесперебойной работы оборудования путем постоянного и в полном объеме постоянного и в полном объеме проведения ТО. Он несет персональную ответственность за поломки и отказы оборудования, возникшие по его вине.

Допускается использование эксплуатационного и эксплуатационно-ремонтного персонала на работах по переключению технологических схем, подготовке оборудования к ремонту, а также при проведении всех видов ремонтно-профилактических работ.

2.4.16. Мастер цеха обязан помогать эксплуатационному персоналу совершенствовать производственные навыки по эксплуатации, предотвращению аварий и предупреждению преждевременного износа оборудования.

Мастер цеха контролирует соблюдение эксплуатационным персоналом инструкции по эксплуатации оборудования, защитных приспособлений и устройств, ведет учет плановых и неплановых ремонтов, аварий и поломок, участвует в составлении актов об авариях и разработке рекомендаций по их предупреждению, осуществляет технический надзор за консервацией неиспользуемого оборудования.

2.4.17. Передача оборудования от смены к смене производится под расписку в сменном журнале (форма 1). При сдаче смены в сменный журнал по выявлению дефектов заносятся отказы и неисправности, имевшие место в течение смены, в том числе и устраненные.

2.4.18. Если оборудование временно не используется, то оно подлежит консервации и хранению на месте установки, а неустановленное – на складах. Перед консервацией оборудование очищают от загрязнений, сливают масла и охлаждающие жидкости, спускные краны и вентили оставляют в положении «Открыто».

2.4.19. Ответственность за неправильную эксплуатацию оборудования, тем более приведшую к отказам и авариям, несут непосредственные виновники в соответствии с действующим законодательством.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Техническое обслуживание электроприводов — Студопедия

При техническом обслуживании электроприводов их осмотр и контроль за работой проводят в сроки, предписанные ППТОР. Электроприводы осматривают тем чаще, чем тяжелее условия ра­боты, например большая длительность разгона электродвигателя, частые пуски, высокая температура окружающей среды. Конст­рукция электродвигателей также может влиять на требуемую пе­риодичность их осмотров. Кроме того, при установлении перио­дичности осмотров надо учитывать и техническое состояние электродвигателей, например степень их изношенности.

При осмотре во время обходов электроприводов проверяют температуру нагрева двигателей; следят за содержанием их в чистоте. Вблизи них не должно быть посторонних предметов, осо­бенно опасных в пожарном отношении. Наблюдают, чтобы пуск и останов электродвигателей производились производственным пер­соналом по инструкции и электродвигатели не работали вхоло­стую. Контролируют напряжение электросети, которое должно быть в пределах 95—110 % от номинального. Проверяют в под­шипниках, реостатах и пусковой аппаратуре уровень масла. Об­ращают внимание на исправность ограждений, препятствующих случайным прикосновениям к вращающимся частям электропри­вода; устраняют мелкие неисправности (например, заменяют пе­регоревшие предохранители, регулируют нажим щеток) и прово­дят наружную очистку электродвигателей.

Контроль за температурой электродвигателя является суще­ственным элементом его эксплуатации, так как наиболее частые повреждения электродвигателя связаны с нагревом свыше пре­дельно допустимой температуры. Различают предельно допусти­мую температуру нагрева и предельно допустимое превышение температуры нагрева отдельных частей электрической машины. Последний показатель нагрева определяют путем вычитания из предельно допустимой температуры нагрева температуры окру­жающей среды, равной 40 °С. Полученный результат уменьшают на 10 °С. Это объясняется необходимостью иметь некоторый запас на самую горячую точку обмотки, так как при измерении темпе­ратуры обмоток методом сопротивления не учитывается неравно­мерность нагрева, а измеряется среднее значение температуры.


При эксплуатации отсоединять машину от сети и измерять сопротивление обмоток для определения температуры их нагрева не всегда возможно. Поэтому контроль нагрева производят, изме­ряя температуру доступных частей — корпуса электродвигателя, крышек подшипников, коллектора, контактных колец.


Температуру определяют с помощью переносного термомет­ра, прикладывая его к той части электродвигателя, температуру которой надо измерить, сразу после останова электродвигателя. Конец термометра при измерениях обертывают фольгой, прикла­дывают к электродвигателю и закрывают слоем ваты для умень­шения отдачи теплоты в окружающую среду.

Применяемый на практике способ определения температуры электродвигателей путем прикосновения руки к нагретому эле­менту (на ощупь) не дает точных результатов. Этим способом пользуются в тех случаях, когда достаточно получить ориентиро­вочное представление о степени нагрева. Рука выдерживает тем­пературу нагрева не более 60 °С.

Основной причиной, вызывающей превышение предельно допустимой температуры электродвигателей, является его пере­грузка. Поэтому при работе электродвигателей, а также регули­ровке технологического процесса следует контролировать показа­ния амперметров, которые устанавливают в цепь статора. При нагревах двигателей выше допустимого предела следует снизить нагрузку.

На работу электродвигателей существенно влияет напряже­ние питающей сети: повышение напряжения сети приводит к увеличению намагничивающего тока, что вызывает превышение предельно допустимой температуры; понижение напряжения сети уменьшает момент вращения, что также вызывает увеличение тока и повышение температуры. Учитывая это, при эксплуатации электродвигателей контролируют напряжение питающей сети.

Ухудшение изоляции обмоток при эксплуатации электро­двигателя со временем может привести к КЗ между обмотками, а также к замыканиям обмоток на корпус электродвигателей. Для предотвращения указанных явлений и связанного с ними выхода электродвигателей из строя сопротивление изоляции обмоток пе­риодически измеряют мегоомметрами. Сроки таких проверок за­висят от местных условий (влажности окружающей среды, запы­ленности помещения и т.п.), технического состояния электродвигателя и устанавливаются графиком ППТОР.

Кроме периодических проводят и внеочередные проверки, устраиваемые после продолжительных перерывов в работе элек­тродвигателей, после попадания на них воды и в тех случаях, ко­гда возникает опасение в ухудшении состояния изоляции обмоток.

При оценке состояния изоляции обмоток электродвигателя целесообразно сопоставить данные полученных измерений с пре­дыдущими. Слишком большое расхождение в результатах произведенных измерений должно послужить основанием для подроб­ного исследования. В том случае, когда контрольное измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателей неудовле­творительное, возникает необходимость сушки электродвигателя или его ремонта.

В процессе эксплуатации электроприводов могут возникать ситуации, при которых электродвигатель следует отключить от сети. К ним относятся: появление дыма или огня из электродви­гателя или его аппаратуры; несчастный случай с человеком, тре­бующий останова электродвигателя; возникновение вибрации, уг­рожающей целости электродвигателя; поломка приводного механизма; перегрев подшипников сверх допустимого значения; снижение оборотов электродвигателя, сопровождаемое быстрым его нагревом.

При осмотрах электроприводов при необходимости замеря­ют вибрацию. В этих целях наиболее прост и удобен в эксплуата­ции виброметр типа ВР. Виброметр допускает измерение вибра­ций от 0,05 до 6 мм у машин с частотой вращения двигателя более 750 об/мин и имеет записывающее устройство.

studopedia.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта