Ключ к знанию

Зил 131 система охлаждения


Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

 

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

В систему охлаждения введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса. Схема системы охлаждения показана на рис. 1.

Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80—95° С. По особому требованию на автомобиль может быть установлен расширительный бачок (рис. 2).

 

Во время эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы система охлаждения была всегда полностью заполнена; уровень воды должен не дох5дить до верхней кромки заливной горловины на 40—50 мм. При применении жидкости, замерзающей при низкой температуре (антифриз), ее уровень должен не доходить до верхней кромки заливной горловины на 80—90 мм. При наличии расширительного бачка радиатор надо заполнять полностью, а бачок — до половины.

 

В радиатор необходимо заливать чистую и лучше всего мягкую воду. Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель. В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.

Работа не прогретого двигателя ведет к интенсивному износу поршневых колец и цилиндров.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения от замерзания, во время сильных морозов, рекомендуется применять специальную жидкость, замерзающую при низкой температуре (антифриз).

Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление.

 При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после появления из него жидкости.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран радиатора и два крана пускового подогревателя.

При наличии расширительного бачка добавляется четвертый кран, установленный на его днище. Необходимо помнить, что при сливе жидкости из системы охлаждения надо открывать все краны, а также пробку радиатора или расширительного бачка.

В зимнее время после слива воды из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.

Краны снабжены дистанционным управлением (рис. 3), что обеспечивает легкую доступность к ним при открытом капоте двигателя.

 Рукоятки управления выведены в подкапотное пространство над двигателем. Кран котла подогревателя и кран расширительного бачка не имеют дистанционного управления. Краны винтовые, с шариковым уплотнением.

При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов.

В случае необходимости слива охлаждающей жидкости в какую-либо посуду на сливные краны необходимо надевать резиновые шланги, концы которых следует пропускать в специальные отверстия подмоторных брызговиков. После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля следует оставить краны открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.

При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя. Если двигатель холодный, клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее, в период сильных морозов удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.

Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Категорически запрещается пуск и кратковременная работа двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка охлаждающей жидкости из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки.

В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промывать. В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

 

 

gaz66avto.ru

Охлаждение двигателя ЗИЛ-131

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

В систему охлаждения введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса.

Схема системы охлаждения показана на рис. 1.

 

Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80—95° С. По особому требованию на автомобиль может быть установлен расширительный бачок (рис. 2).

Во время эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы система охлаждения была всегда полностью заполнена; уровень воды должен не дох5дить до верхней кромки заливной горловины на 40—50 мм.

При применении жидкости, замерзающей при низкой температуре (антифриз), ее уровень должен не доходить до верхней кромки заливной горловины на 80—90 мм.

При наличии расширительного бачка радиатор надо заполнять полностью, а бачок — до половины.

В радиатор необходимо заливать чистую и лучше всего мягкую воду. Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель.

В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.

Работа непрогретого двигателя ведет к интенсивному износу поршневых колец и цилиндров.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения от замерзания, во время сильных морозов, рекомендуется применять специальную жидкость, замерзающую при низкой температуре (антифриз).

Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление.

 При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы.

Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после появления из него жидкости.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран радиатора и два крана пускового подогревателя.

При наличии расширительного бачка добавляется четвертый кран, установленный на его днище.

Необходимо помнить, что при сливе жидкости из системы охлаждения надо открывать все краны, а также пробку радиатора или расширительного бачка.

В зимнее время после слива воды из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.

Краны снабжены дистанционным управлением (рис. 3), что обеспечивает легкую доступность к ним при открытом капоте двигателя.

Рукоятки управления выведены в подкапотное пространство над двигателем. Кран котла подогревателя и кран расширительного бачка не имеют дистанционного управления. Краны винтовые, с шариковым уплотнением.

При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов.

В случае необходимости слива охлаждающей жидкости в какую-либо посуду на сливные краны необходимо надевать резиновые шланги, концы которых следует пропускать в специальные отверстия подмоторных брызговиков.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля следует оставить краны открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.

При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.

Если двигатель холодный, клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее, в период сильных морозов удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.

Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора.

Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Категорически запрещается пуск и кратковременная работа двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка охлаждающей жидкости из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки.

В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промывать.

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

autoruk.ru

Устройство системы охлаждения | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Система охлаждения двигателя (рис. 1) жидкостная, закрытого типа, с принуди­тельной циркуляцией охлаждающей жидкости. Для нормальной работы двигателя тем­пературу охлаждающей жидкости поддер­живают в пределах 80—95° С.

В систему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока и головок цилиндров, водяной насос с приводом, вентилятор с ко­жухом (диффузором), радиатор, пробка с клапанами, жалюзи радиатора, термостат, соединительные патрубки со шлангами, сливные краники и контрольные приборы. К системе охлаждения подключен котел пускового подогревателя.

Охлаждающая жидкость, нагретая до тем­пературы 80—95° С, поступает из нижнего бачка радиатора 2 к водяному насосу 5 через патрубок и резиновые шланги; затем нагнетается насосом в обе полости рубашки охлаждения блока цилиндров 16, омывая гильзы цилиндров со всех сторон. Одновре­менно жидкость через отверстия в блоке цилиндров устремляется в полость рубашки охлаждения головок цилиндров, омывая и охлаждая приливы для гнезд клапанов, после чего жидкость поступает в полость впускного трубопровода 11, где подогревает рабочую смесь, поступающую в цилиндры двигателя. Из полости впускного трубопро­вода жидкость поступает в верхний бачок радиатора, проходя через верхний патру­бок 9У термостат 10 и резиновый шланг. В радиаторе жидкость охлаждается, и снова повторяется процесс циркуляции по замкну­тому кругу через полости охлаждения дви­гателя.

В том случае, когда двигатель холодный, и пока жидкость прогревается, она цирку­лирует по (малому) замкнутому кругу в следующем порядке. Из полости впускного трубопровода И жидкость поступает через шланг 7 в полость компрессора, затем через шланг 6 тз полость насоса 5, откуда снова направляется в систему охлаждения двигателя, минуя радиатор. Когда охлаж­дающая жидкость прогреется и достигнет определенной температуры, клапан термо­стата откроется и начнет пропускать в ра­диатор жидкость, которая будет циркулиро­вать по (большому) замкнутому кругу через радиатор.

Для улучшения условий работы системы охлаждения двигателя и для исключения возможности перегрева двигателя с 1967 г. введена отводная магистраль, соединяющая полости рубашки охлаждения головок ци­линдров с всасывающей полостью водяного насоса через дополнительный шланг 22 и нижний патрубок 21. При этом отвод го­рячей воды происходит постоянно при закрытом и при открытом клапане термостата.

Двигатели ЗИЛ-130 первых выпусков имели термостат жидкостного типа. Двигате­ли последующих выпусков имеют термостат с твердым наполнителем.

zil131.net

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Категория:

   Устройство автомобиля

Публикация:

   Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Читать далее:



Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

По устройству она аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-66: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Заправочная емкость 29 л (с расширительным бачком 31 л).

Паровой клапан пробки радиатора открывается при избыточном давлении в системе 0,28—0,38 кгс/см2, а воздушный — при разрежении 0,01—0,12 кгс/см2.

Водяной насос центробежного типа установлен на переднем торце блока цилиндров. Привод водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двигателя клиновидным ремнем. Насос состоит из корпуса, корпуса подшипников, валика, крыльчатки, сальника, ступицы шкива и шкива привода.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Корпус насоса чугунный. Корпус подшипников имеет масленку и контрольное отверстие для выхода смазки, а внизу контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости в случае повреждения сальника. Валик насоса вращается в двух шарикоподшипниках. На переднем конце валика установлены шкив вентилятора и ступица шкива водяного насоса. Ступица шкива водяного насоса закреплена на валу с помощью разрезной конусной втулки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы шкива в эксплуатации в случае ослабления крепления. Крыльчатка насоса изготовлена из чугуна и закреплена на валике болтом.

Рис. 1. Водяной насос с вентилятором двигателя ЗИЛ-131:
1 — ступица шкива вентилятора; 2 — вентилятор; 3 — шкив вентилятора; 4 — шкив привода водяного насоса; 5 — шкив привода компрессора; 6 —масленка; 7 — корпус подшипников; 8 водосбрасыватель; 9 — корпус насоса; 10 — крыльчатка; 11 — сальник; 12 — обойма сальника; 13 — валик; 14 — конусная втулка шкива; 15 — масленка для смазки подшипников вентилятора

Термостат с твердым наполнителем помещен в патрубке, подводящем охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров в радиатор. Термостат состоит из медного баллона, закрытого крышкой, между которыми закреплена мембрана. Баллон заполнен активной массой, состоящей из церезина (нефтяной воск) и медного порошка. На мембрану опирается шток, который шарнирно соединен с заслонкой. Заслонка пружиной удерживается в закрытом положении.

При холодном двигателе активная масса в баллоне находится в твердом состоянии и заслонка термостата под действием пружины закрыта. Охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует. При нагревании до 70—83 °С активная

масса баллона плавится и, увеличиваясь в объеме, приподнимает мембрану. Мембрана действует на шток, приподнимаясь, открывает заслонку, которая пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. При снижении температуры церезин уменьшается в объеме и заслонка под действием пружины закрывается.

Вентилятор шестилопастный, изготовлен из листовой стали. Привод вентилятора осуществляется клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, причем вентилятор приводится в действие независимо от водяного насоса, что позволяет при преодолении бродов отключать вентилятор ослаблением ремня, не останавливая вращения водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления. Натяжение ремня привода вентилятора осуществляется перемещением генератора на кронштейне. При нормальном натяжении прогиб ремней привода водяного насоса и вентилятора под действием усилия 4 кгс должен быть 8—14 мм на середине ветви.

Жалюзи установлены перед радиатором, привод их осуществляется из кабины водителя. Рукоятка управления расположена с левой стороны в кабине.

Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термометр, датчик которого находится в канале впускного трубопровода двигателя, а указатель на щитке приборов. Кроме того, система охлаждения имеет контрольную лампу, которая загорается при достижении температуры охлаждающей жидкости 115 °С.

Рис. 2. Схема работы термостата:
а — термостат и закрытом положении; б — термостат в открытом положении, 1 — возвратная пружина; 2—корпус: 3 — заслонка; 4 — коромысло; 5 — шток; 6 — мембрана; 7 — активная масса; 8 — баллон

Смазка подшипников водяного насоса и вентилятора осуществляется через масленки смазкой ЯНЗ-2 (1-13с).

Охлаждающая жидкость из системы охлаждения сливается через три краника: один находится на патрубке радиатора и два — на пусковом подогревателе.

Рекламные предложения:


Читать далее: Пусковой подогреватель двигателя автомобиля

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

ВСЁ ДЕЛО В ПРОБКЕ! – или особенности национальной системы охлаждения :) — DRIVE2

Однажды озадачился я устройством системы охлаждения и обнаружил одну очень непростую деталь – пробку горловины радиатора. Задался я вопросом – как же она устроена и почему там так много и сложно всё устроено. Начал я разбираться в этом вопросе и получилось как в той сказке – чем дальше, тем страшнее. И заблагорассудилось мне написать свою статью обо всех этих чудесных открытиях :)

А устроена эта пробка так сложно для того, чтоб повысить температуру кипения ОЖ. Странное дело, мы же используем антифриз, который кроме того что не замерзает, имеет и температуру кипения повышенную. Приготавливается он из смеси воды с концентратом волшебным. Пропорцию выбирают из графика:

Тут конечно удивляет общепринятый выбор -40°С, обозначенный пунктиром на левой ветви графика. Гораздо интереснее выбрать -63°С… А пуще прочего – -52°С на правой ветви графика, там и температура кипения повыше – около 116°С… Но этого я ещё не раскопал… Это я допишу попозжеЕ. Наверное это связано с какими-то ещё свойствами ОЖ – может вязкость повышается, может теплоёмкость ОЖ падает… Это уже другая сказка :) А наша сказка – про ПРОБКУ!

А пробка наша разрабатывалась в те суровые времена, когда суровые Челябинские водители в суровый мороз перед тем как запустить мотор заливали в радиатор ведро сурово-горячей воды! А на военных ЗИЛ-131 вообще под капотом устроена система разогрева с котлом!

Суровый ЗИЛ угрюмого народа ;) ну ладно, пусть будет Сурового народа :)

Это совершенно удивительный автомобиль, уровень сложности которого просто потрясает! Жаль что мотор у него… эх, такой большой V8 (Рабочий объём цилиндров — 6 л.) и всего лишь 150лс, (Степень сжатия — 6,5). … Вот на что нашим «тюнирам» нужно обратить внимание, вот где МОЩА сокрыта… Но… видимо не по русскому Сеньке шапка сия… Уж американские тюниры бы не обошли стороной такой потенциалище, уж и голову ему запилили бы, и турбинами пообвесили. Чего только стоят клапаны с залитым в них натрием и механизмом проворачивания клапана вокруг своей оси при работе! А как вам система зажигания – экранированная и полностью герметизированная, приспособленная для работы под водой?.. герметичные свечи, провода, трамблёр, катушка зажигания… Всё это добро стоит добрых Жигулей! :)))) А моща – всего 150лс…максимальная скорость – 88км/ч. Танк Т-80 с газотурбинным мотором 1000лс имел скорость 80! Парадокс.

Но это опять не та сказка. Наша сказка про ПРОБКУ :)))) Так вот, в ЗИЛ-131 ;) есть такая система – Пусковой подогреватель. Он состоит из бачка для бензина, калильной свечи для зажигания этого бензина, но не в бачке, а в котле! Ну как я могу не привести это эпическое повествование о подготовке к запуску мотора ЗИЛ-131 :))))

СХЕМА РАБОТЫ КОТЛА ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ
При пуске двигателя, когда система охлаждения заправлена водой, закрывают жалюзи радиатора, отключают масляный радиатор и на облицовку водяного радиатора надевают утеплительный чехол. Затем открывают пробки радиатора заливной воронки и сливной кран радиатора. После этого закрывают кран 32, ручкой 5 включают электродвигатель 13 вентилятора 16, поставив ее в положение I, и выключают вентилятор. Залив 1,5 л воды в воронку котла 20, открывают кран топливного бачка и ручку 5 на 15—20 сек. переключают в положение II. В этом положении откроется электромагнитный клапан 8, и топливо подается по трубке 18 в камеру сгорания 29, причем футеровка 28 будет пропитана бензином. Переключив ручку 5 в положение 0, включают включателем 2 свечу накаливания 17 (до накаливания контрольной спирали 3). При этом произойдет воспламенение бензина в камере сгорания и будет слышен «хлопок».

После «хлопка» ручку 5 возвращают в положение IIи, когда котел будет устойчиво работать, включатель 2 выключают. По истечении 1—2 минут после пуска подогревателя через воронку котла заливают 6—8 л воды в рубашку двигателя и прогревают до появления пара из наливной горловины радиатора. Если коленчатый вал легко проворачивается, переводят ручку 5 в положение Iпри закрытом кране топливного бачка. Горение в котле прекращается. Вентилятором 16 производится продувка котла. Двигатель запускают стартером; закрывают кран радиатора. После прогрева доливают до уровня воду в радиатор и в расширительный бачок. Движение автомобиля можно начинать после прогрева двигателя до 60—70°C.

Жость :)


moremhod.info/index.php/l…net/224-zil-131?showall=1

Ну разве это не эпично?! Это бонба! :)))) Заливали-то они ВОДУ! А эксплуатировался этот зверь-машина от -40 до +55°C.
Но наш эпос о ПРОБКЕ! :)))

Ладно, с -40 мы разобрались, а что же с +55? Тут ведь и до температуры кипения 100°C не далече… А если в горы? Там ведь и вода закипает раньше!

Температура кипения, что поразительно, линейно, равномерно понижается на 5 градусов каждые 1500 метров!

Вот ведь…

И вот тут конечно нужна волшебная пробка! Не простая пробка, а с паровым клапаном высокого давления, которая делает систему охлаждения герметичной. Когда вода нагреется до кипения, она не начнёт кипеть, она начнёт повышать своё давление в системе и свою температуру до предела срабатывания этого подрывного клапана. А предел давления подобран на уровне 1атм! Общее давление с давлением атмосферы – это уже 2атм, а при 2атм вода кипит уже при 120°C – вот такая волшебная пробка.

Мы помним, что давление в 1атм = 760мм.рт.ст. И глядя на эти графики, понимаешь, что даже высоко в горах общее давление в системе будет выше 1атм, а именно: давление которое выдерживает наш паровой клапан + внешнее давление атмосферы. Значит в любых горах температура кипения будет выше 100°C. На высоте примерно 5км атмосферное давление падает вдвое, то есть до 0,5 от обычного атмосферного давления, значит давление в системе может достичь общего давления 1,5атм, а при таком давлении вода кипит при 110°C, хотя у туристов (на ЗИЛе) в чайниках вода будет кипеть при 80°C. Вот в чём волшебство нашей пробки! (Компот лучше варить в системе охлаждения :)

Если же мотор всё же перегреется, то сработает наш клапан и бурлящий кипяток вырвется наружу, засерет всё подкапотное пространство. Это не очень эстетично… Поэтому – см. рисунок ниже – систему сделали герметичной и в этом отношении. Горловина радиатора имеет как бы двойное горлышко. Одно из них в глубине запирается паровым клапаном и поджато пружиной этого клапана, а верхушка горловины наглухо прижата крышкой пробки 2. (Ну не нашёл я хорошей картинки с резинкой в запорной пружине 3) Образуется маленькая полость между этими двумя закупорками. Эта полость шлангом соединяется с бачком. Вот в него и будет выплёскиваться адская бурлящая смесь паров с кипятком. Но роль этого бачка всё же иная, не даром же его прозвали «расширительным» — цену набиваютЬ. ;)

То была только одна часть волшебства пробки. А есть ещё один клапан – воздушный клапан, расположенный в середине большого парового клапана.

Эта пробка не такая тупая, как пробка ;)

Почему-то его называют воздушным… Наверное потому что не в каждом автомобиле этот воздушный клапан имеет пружинку. У ЗИЛа имеет, и тогда для открытия этого клапана требуется маленькое давление – на уровне 0,01-0,1атм. А в общем-то он не имеет пружинки и свисает свободно на своей оське в открытом положении, болтается в воздухе, наверное потому и воздушный. :)))) (А паровой клапан плотно прижат пружиной!) И пока вода не дошла до своего кипения, она свободно сообщается с расширительным бачком через этот воздушный клапанец: расширяется при нагревании – выходит в бачок; сужается при остывании – всасывается из бачка обратно в систему. Но стоит ей закипеть да забурлить, как этот маленький клапан – хлоп! – и закроется, и тогда система станет герметичной и начнут повышаться температура и давление до момента срабатывания парового клапана. Но поскольку теперь верхняя крышка пробки наглухо закрыта, кипяток не будет плескаться под капотом, а будет выплёскиваться тудыть – в бачок, а когда система начнёт остывать – всосётся обратно через воздушный клапан.

Вот такая «нетупая» пробка.

Но то у военного ЗИЛа допускается повышение давления в системе на 1атм! Суровые военные радиаторы выдерживают такое давление. Жигули не могут быть такими же хорошими как военный ЗИЛ, а то произойдёт разрыв шаблона о советской технике :)))) Поэтому пробка Жигулей настроена на избыточное давление 0,5атм. Это даёт повышение температуры кипения всего на 10°C. Кроме того, сегодня применяется этиленгликолевый раствор антифриза вместо воды, который имеет сам по себе повышенную температуру кипения. Казалось бы, если вы не едете в горы, зачем вам система с повышением давления? Неужели ради этих дополнительных 10°C? Да просто пробка к нам пришла из прошлого, она не захотела оставаться в прошлом :)

Ну и дополнительные 10 градусов вроде бы не помешают… А вы уверены в крепости своего радиатора? А шланги у вас хорошо обжаты хомутиками? Так нужно ли вам высокое давление в вашей системе?! Может всё-таки антифриза набадяжить погуще, да следить за температурой мотора щитильнее?

Это уже вопрос философский, а уж фелозефов у нас наплодилось – несть :))))

www.drive2.ru

Система охлаждения | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Система охлаждения двигателя (рис. 1) жидкостная, закрытого типа, с принуди­тельной циркуляцией охлаждающей жидкости. Для нормальной работы двигателя тем­пературу охлаждающей жидкости поддер­живают в пределах 80—95° С. В систему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока и головок цилиндров, водяной насос с приводом, вентилятор … Читать далее →

Рубрика: Система охлаждения, Техническое обслуживание |

Термостат жидкостного типа установлен в своем патрубке 3 (рис. 1), укрепленном на впускном трубопроводе. Начало откры­тия клапана термостата при температуре охлаждающей жидкости 70±2°С. При мень­шей температуре жидкости цилиндр сильфона 2 находится в сжатом состоянии, при этом клапан 4 термостата закрыт, … Читать далее →

Рубрика: Система охлаждения, Техническое обслуживание |

Термостат с твердым наполнителем —активной массой — смесь церезина с медным порошком. Активная масса 2 (рис. 1, а) помещена в толстостенный медный баллон­чик 1 и закрыта резиновой диафрагмой 3. Поверх диафрагмы установлен резиновый буфер 11, предохраняющий диафрагму от разрушения. Сверху … Читать далее →

Рубрика: Система охлаждения, Техническое обслуживание |

Радиатор (рис. 1) — трубчатый, охлаж­дающая поверхность выполнена в виде пла­стин толщиной 0,15 мм или в виде гофрированной ленты толщиной 0,1 мм, сложенной змейкой. Трубки радиаторов изготовлены из томпака Л90. Охлаждающая лента (змей­ка), равно как и охлаждающие пластины для радиатора, … Читать далее →

Рубрика: Система охлаждения, Техническое обслуживание |

На двигателе ЗИЛ-130 применен насос с вентилятором, ступица которого жестко закреплена на валу насоса при помощи шпонки (рис. 1), На двига­теле ЗИЛ-131 применен насос с вентилято­ром, ступица которого установлена на валу па двух шариковых подшипниках (рис. 2). Это позволяет при … Читать далее →

Рубрика: Система охлаждения, Техническое обслуживание |

zil131.net

Система охлаждения | АвтоКлуб ЗиЛ 131

При техническом обслуживании проверяют уровень воды в радиаторе, который должен быть на 40 мм ниже верхнего края наливной горловины; уровень низкозамерзающей жидкости — на 70—50 мм. В систему рекомендуется за­ливать чистую и мягкую воду.

В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплитель­ные чехлы на облицовку радиатора и на ка­пот двигателя. Работа непрогретого двига­теля ведет к его интенсивному износу.

Во время сильных морозов рекомендуется систему заправлять антифризом. Наиболее распространенным и надежным является антифриз марки 40 (ГОСТ 159—52), замер­зающий при температуре —40° С. Антифриз ядовит, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ним.

Зимой в систему охлаждения горячую во­ду следует заливать при открытых кранах. Краны следует закрывать, как только из них начнет вытекать теплая вода. Пуск двига­теля без охлаждающей жидкости недопу­стим, так как при заливке холодной воды в нагретый двигатель могут образоваться трещины в стойках головки и блока цилинд­ров. Следует периодически проверять со­стояние клапанов пробки радиатора и систе­матически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Конденсационный бачок следует заполнять только на половину его емкости (2 л). Ра­диатор необходимо периодически промывать снаружи теплой водой, очищать от пыли, грязи и масла, продувать сжатым возду­хом. Особое внимание следует обращать на радиатор при работе автомобиля на гряз­ных и пыльных дорогах.

При использовании для охлаждения дви­гателя «жесткой» воды в его системе охлаж­дения образуется накипь. При отложении накипи, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов корро­зии систему охлаждения двигателя следует промыть. Промывать систему охлаждения рекомендуется один раз в год (желательно осенью).

Удаление накипи из системы охлаждения двигателя рекомендуется производить так. Для промывки в систему охлаждения заливают воду, в которой на 1 л воды предва­рительно растворено 20 г технического трилона. После одного дня работы автомо­биля (не менее 6—7 ч) отработавший рас­твор сливают н заливают свежий. Промыв­ка продолжается в течение 4—5 дней. После окончания промывки систему охлаждения заливают водой с примесью 2 г трилона на 1 л воды. Можно промывать систему также добавлением в воду гексамета (гексамета-фосфата натрия). Дозировка 5—6 мг на 1 л воды.

При промывке системы охлаждения водой последовательность операций следующая. Промыть раздельно сначала рубашку охлаж­дения блока цилиндров, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. Промывать систему охлажде­ния нужно водопроводной водой из шланга. Для этого снять патрубок термостата и вы­нуть термостат. Установить патрубок, после чего воду под давлением 2—3 кГ/см2 напра­вить в патрубок термостата. При этом слив­ные краны должны быть открыты. Промы­вать надо до тех пор, пока чистая вода не потечет из патрубка водяного насоса и слив­ных кранов. После промывки слить воду из двигателя. Радиатор промывают отдель­но. Воду под давлением направить в нижний патрубок радиатора с тем, чтобы она выли­валась через верхний патрубок. Пробка ра­диатора должна быть закрыта. После того как сливаемая вода станет совершенно чис­той, вновь установить шланги, соединяющие двигатель с радиатором, и закрыть сливиые краны.

zil131.net

Насос водяной системы охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Водяной насос центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров. Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниках, имеющих уплотнения, которые служат для удержания смазки в подшипниках и защиты их от загрязнения.

Место выхода заднего конца вала из корпуса подшипников водяного насоса уплотнено самоподжимным сальником 13. Сальник состоит из графитизированной текстолитовой уплотняющей шайбы, резинового уплотнителя, пружины, прижимающей шайбу к торцу корпуса 9 подшипников, и двух обойм пружины. Выступы шайбы входят в пазы ступицы крыльчатки 12. Специальная обойма 15 удерживает детали сальника в крыльчатке при монтаже крыльчатки на вал водяного насоса. Полость между подшипниками заполняют смазкой, указанной в карте смазки.

На переднем конце вала установлены: шкив вентилятора З на подшипниках и ступица 5 шкива водяного насоса.

Ступица шкива водяного насоса закреплена на валу с помощью разрезной конусной втулки 17, шпонки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы шкива в эксплуатации в случае ослабления посадки шкива.

Периодически необходимо проверять крепление ступицы водяного насоса, так как ослабление крепления шкива водяного насоса может привести к повреждению вентилятора, радиатора и водяного насоса.

для этого следует периодически проверять затяжку гайки крепления ступицы шкива. При ослаблении соединения надо немедленно подтянуть гайку, предварительно удалить шплинт. Усилие затяжки гайки должно быть в пределах 8,5—10 кГм. После подтяжки гайка должна быть тщательно зашплинтована.

Перед заправкой смазкой полости подшипников водяного насоса нужно отвернуть пробку 7, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо производить до появления свежей смазки из контрольного отверстия,

затем пробку необходимо установить на место.

Водяной насос имеет привод клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Приводной ремень водяного насоса приводит также насос гидроусилителя рулевого управления. Натяжение ремня регулируется перемещением насоса гидроусилителя. При нормальном натяжении прогиб ремня под действием усилия 4 кг должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 2).

Вентилятор шестилопастной, с отогнутыми концами лопастей. Вентилятор заключен в установленный на рамке радиатора кожух, который способствует увеличению скорости потока воздуха, просасываемого через радиатор. Шкив вентилятора находится на переднем конце вала водяного насоса на подшипниках (рис. 1), что позволяет при преодолении глубоких бродов прекратить вращение вентилятора ослаблением приводного ремня, не останавливая вращения водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя.

Вентилятор имеет привод клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Приводной ремень вентилятора приводит также генератор. Натяжение ремня регулируется поворотом генератора на кронштейне. Норма натяжения ремня такая же, как и для ремня водяного насоса.

От шкива водяного насоса приводится в действие компрессор. При нормальном натяжении прогиб ремня под усилием 4 кг должен составлять 5—8 мм.

 

gaz66avto.ru

жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. — МегаЛекции

К системе охлаждения двигателей предъявляют следующие требования:

- поддержание нормального теплового режима двигателя при температуре окружающего воздуха от -50° до +50°С;

- обеспечение возможности длительной стоянки автомобиля при низкой температуре и быстрое приведение двигателя в рабочее состояние;

- иметь минимальные габариты, не требовать больших трудозатрат при обслуживании и ремонте.

Емкость системы - 29 л (с расширительным бачком - 31 л), поддерживает тепловой режим 80 - 95°.

Особенности КамАЗ-740:

- емкость системы охлаждения с системой отопления и предпусковым подогревателем - 35 л;

- без системы отопления и предпусковым подогревателем - 29.4 л,

- поддерживает тепловой режим 75 - 98°.

 

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131 включает:

1. Радиатор;

2. Водяной насос;

3. Рубашку охлаждения;

4. Термостат;

5. Вентилятор;

6. Жалюзи;

7. Соединительные патрубки, шланги, трубопроводы;

8. Сливные краники – 4шт;

9. Контрольные приборы;

В общую схему охлаждения включен предпусковой подогреватель.

Особенности КамАЗ-740:

- установлены 2 термостата;

- вентилятор приводится от гидромуфты, имеет 3-х позиционный переключатель;

- имеет расширительный бачок.

 

При объяснении использовать материальную часть и плакаты.     Обратить внимание на действие пробок радиатора и расширительного бачка.     Использовать слайд №12.
Радиатор – теплообменник, в котором теплота от жидкости передается через трубки воздуху, движущемуся через радиатор. На автомобиле установлены трубчато-ленточные радиаторы. Перед радиатором установлены жалюзи, с помощью которых регулируется количество воздуха, проходящего между трубками радиатора.

Состоит из:

верхнего бачка;

нижнего бачка;

сердцевины.

Место установки: впереди двигателя. Верхний бачок имеет заливную горловину. Пробка заливной горловины имеет паро-воздушный клапан.

Паровой клапан открывается при избыточном давлении в системе 1 кгс/см².



Воздушный клапан открывается при разрежении в системе 0.01 - 0.13 кгс/см².

Особенности КамАЗ-740:

- радиатор трехрядный, с стальными трубками,

- крепление в 3-х точках на резиновых подушках.

- для увеличения теплорассеивающей поверхности пространство между трубками заполнено гофриро-ванной медной лентой, расположенной горизон-тально и в перегибах припаянной к боковым поверх-ностям трубок.

- Расширительный бачок компенсирует изменение объема жидкости при ее расширении, способствует удалению из охлаждающей жидкости воздуха и кон- денсации пара. В заливной горловине бачка установ-лена пробка с впускным и выпускным клапанами, отрегулированными на 1-13 кПа и 65 кПа соотв

 

Рубашка охлаждения выполнена в блоке цилиндров и головках блока. На обоих рядах цилиндров через отверстия против каждого цилиндра жидкость поступает одновременно ко всем гильзам цилиндров. Затем охлаждающая жидкость поступает в полость рубашки охлаждения головок цилиндра и наиболее нагретым частям головок.

 

Водяной насоссоздает в системе охлаждения принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости (центробежного типа).

ЗиЛ – 131 - объединен с вентилятором и имеет с ним общий привод – клиноременной передачей от коленчатого вала.

КамАЗ – 740 - установлен на передней части блока цилиндров с левой стороны, приводится в действие клиноремен-ной передачей от шкива коленчатого вала.

 

Вентиляторслужит для повышения скорости и количества воздуха, проходящего через радиатор,способствует охлаждению жидкости интенсивным обдувом радиатора и двигателя потоком воздуха, осевого типа.

ЗиЛ – 131 - шкив вентилятора установлен на переднем конце вала водяного насоса на подшипни-ках, что позволяет при преодолении брода отключить вентилятор, не останавливая вра-щение водяного насоса, компрессора и гид-роусилителя рулевого управления.

КамАЗ – 740 - крепится на ступице ведомого вала гидромуфты. Привод вентилятора гидравлический с автоматичес-ким поддержанием оптимального температурного режима. Привод состоит из гидромуфты и регуля-тора-выключателя режима ее работы. Гидромуфта привода вентилятора передает крутящий момент от коленвала к вентилятору. Регулятор-выключатель обеспечивает автоматическое изменение частоты вращения вентилятора в зависимости от темпера-туры охлаждающей жидкости путем регулирования количества масла, поступающего в полость гидро-муфты, а также при необходимости включение и выключение вентилятора. Гидравлический привод обеспечивает работу вентилятора в 3-х режимах:

“В” – автоматический режим;

“П” – принудительное включение;

“О” – принудительное выключение.

Термостат – служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его оптимального теплового режима при движении автомобиля

ЗиЛ – 131 - одноклапанный, с твердым наполнителем (церезин), установлен на выходе из рубашки охлаждения. Когда двигатель не прогрет, клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не поступает в радиатор. При нагревании церезин плавится, объем его увеличивается клапан термостата открывается и жидкость циркулирует через радиа-тор.Клапан термостата полностью откры-вается при температуре 81-85 °С.

КамАЗ – 740 - два термостата помещены в отдельном корпусе, который закреплен на переднем конце правого ряда цилиндров, начало открытия при температуре 80° ±2°, полное открытие при температуре 93º±2º, работа термостатов параллельна.

 

Жалюзирегулируют интенсивность обдува радиатора встречным потоком воздуха.

ЗиЛ – 131 - створчатые, вертикальные, управляются из кабины. Установлены впереди водяного радиатора в специальной рамке и крепятся к корпусу радиатора.

КамАЗ – 740 - жалюзи горизонтальные.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

645, технические характеристики, объем, масла, где находится номер

Двигатель ЗИЛ-131 — это агрегат, который выпускается заводом имени Лихачева. Этот узел отвечает за преобразование энергии в механическую работу.

Устройство

Это транспортное средство поставляется вместе с дизельным двигателем и жидкостной системой охлаждения.

Устройство силового агрегата включает в себя следующие узлы и механизмы:

  • насосный элемент гидравлического усилителя рулевого механизма;
  • бак насоса;
  • вентилятор;
  • фильтрующий элемент вентиляции картера двигателя внутреннего сгорания;
  • фильтр воздушного типа;
  • фильтрующий механизм, предназначенный для очистки масляной жидкости;
  • распределительное устройство системы зажигания;
  • электрический стартер;
  • генераторная установка;
  • котел предпускового обогревателя;
  • механизм сцепления;
  • карбюратор;
  • цилиндрические элементы;
  • коробка вала отбора мощности;
  • коробка передач;
  • топливный бак подогревающего устройства;
  • компрессор и распылитель;
  • крепежные элементы ДВС.

Мотор прикреплен к опорной раме в трех точках. В качестве переднего опорного механизма используется кронштейн, который расположен под крышкой распределительных шестерен. Задняя опора представлена в виде лап картера сцепного механизма. Между кронштейном и передней поперечиной опорной рамы находятся круглые подушки, выполненные из резины.

Все подушки взаимозаменяемы, т.е. подушки с передней опоры можно поставить на заднюю и наоборот. Также силовой агрегат соединяется с передней поперечиной рамы при помощи тяги реактивного типа, на которой установлены резиновые амортизаторы.

Тяга реактивного типа используется для удержания мотора от продольного перемещения при отключенном сцеплении и включенной раздаточной коробке или во время торможения транспортного средства.

Подвесной механизм двигателя включает в себя: переднюю и заднюю опору, буфер тяги, соединительную тягу, кронштейн, подушки и крепежные болты.

Номер находится на приливе блока возле компрессора, где вкручено монтажное ухо.

Система охлаждения

Конструкция системы охлаждения двигателя ЗИЛ-131 состоит из:

  • радиатора;
  • водяного насоса;
  • пробки;
  • шланга предпускового типа;
  • термостата;
  • крана отопительного устройства;
  • трубок;
  • датчика, отражающего показания температуры силового агрегата;
  • силового крана;
  • привода крана;
  • отводящей трубки.

В прогретом моторе охлаждающая жидкость поступает из радиаторной части в водяной насосный элемент. Под давлением она перемещается по двум патрубкам нагнетающего типа и попадает в левый и правый блок цилиндрических элементов. Перемещаясь через окна в межцилиндровых перегородках, жидкость охлаждает головки цилиндрических деталей.

После этого рабочая жидкость продолжает свое продольное перемещение от заднего торца головок цилиндров к переднему. Затем она попадает в патрубок термостата и в радиатор, проходя по каналам трубы впускного типа.

Перед тем как заправлять смазкой полости подшипников водяного насосного механизма, рекомендуется отвернуть пробку, которая закрывает контрольное отверстие.

Заправка должна проводиться до появления свежей масляной жидкости из контрольного отверстия, после этого можно установить резьбовую пробку на место.

Привод вентилятора и водяного насосного устройства нужно проводить от шкива коленвала при помощи двух ремней. В это время передний ременной механизм должен охватывать шкив генераторной установки, а второй — шкив насоса гидравлического усилителя рулевого привода.

Натяжение ремней охлаждающей системы можно отрегулировать при помощи перемещения генератора и насосного устройства рулевого привода. Если никаких повреждений нет, то прогиб каждого ременного механизма не будет превышать 14 мм под давлением 4 кгс/см2. От шкива вентилятора активизируется работа компрессорного устройства.

Система смазки

Система смазки двигателя ЗИЛ-131 комбинированного типа, количество жидкости для смазывания должно составлять 9,5 л.

Система состоит из следующих элементов:

  • картер масляного типа;
  • маслоприемник;
  • кран включения масляного радиатора;
  • масляный насосный механизм;
  • распределительная камера;
  • фильтрующий элемент;
  • фильтр воздушного типа;
  • компрессор;
  • левый и правый магистральный канал;
  • трубка, необходимая для подачи и слива масляной жидкости из компрессора;
  • полости шеек шатунного типа.

На передней части корпуса картера есть специальное отверстие, предназначенное для слива старого масла.

Здесь установлен масляной насосный механизм, оборудованный двумя секциями и шестернями. Он приводится в действие при помощи вращения, которое поступает от шестерни на распределительный вал. Сам насос подсоединяется к задней части корпуса с правой стороны. Верхняя секция отвечает за подачу масляной жидкости в смазочную систему, а нижняя — в радиаторную часть.

Редукционный клапан расположен в верхней секции в разделительной подставке. Давление в этом клапане составляет 3,2 кгс/ см2. Клапан перепускного типа отрегулирован на давление в 1,2 кгс/см2.

Кран включения масляного радиатора должен быть повернут к корпусу нижней секции насосного механизма. Это необходимо для контроля за уровнем масляной жидкости с левой стороны силового агрегата, где расположены 3 метки. Во время продолжительной стоянки транспорта до запуска мотора уровень масла должен находиться в пределах второй отметки. Также уровень давления регулируется при помощи контрольной лампы и манометра.

Очищенное масло попадает в распределительную камеру системы, после чего переходит в два магистральных канала продольного типа. Вентиляция картера осуществляется за счет отсоса отработанных газов через клапан. Свежий воздушный поток попадает в механизм через фильтр, установленный на патрубке, в который заливается масло. Расположение рукоятки в момент преодоления брода должно быть вертикальным.

Технические характеристики

Параметры и технические характеристики ЗИЛа-645:

Общий вес 650 кг
Рабочий объем масла в двигателе 8,74 л
Габаритные размеры 700*450 мм
Количество тактов 4
Количество цилиндрических элементов 8
Степень сжатия рабочей смеси 18,5
Мощность силового агрегата 185 л. с.
Максимальная частота вращения коленчатого вала 2800 оборотов в минуту
Номинальный крутящий момент 490 Нм
Объем бака охлаждающей системы 26,5 л
Ход поршневой части 110 мм
Диаметр цилиндрических элементов 115 мм
Средний расход топливной жидкости 27 л на 100 км
Международная экологическая норма Евро-3
Расположение цилиндров V-образное

Все цилиндры расположены в один ряд, продольно. Цилиндрические механизмы работают в следующем порядке: 1-5-4-2-6-3-7-8.

Следующей модификацией этого силового агрегата стала модель ЗИЛ-6454, где была увеличена мощность и рабочий объем мотора. Система питания — через карбюратор.

Двигатель оборудован пятиступенчатой механической коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой. Передаточные числа:

  • первая передача — 6,08;
  • вторая передача — 3,74;
  • третья передача — 1,96;
  • четвертая передача — 1,3;
  • пятая передача — 1,00.

Среди преимуществ этой модели силового агрегата отмечают высокий уровень мощности и небольшой расход топливной жидкости, а также увеличенный рабочий ресурс.

Техническое обслуживание и ремонт мотора предполагает замену масла в двигателе, регулировку клапанного устройства, замену фильтрующих элементов тонкой очистки топлива. Рабочий ресурс двигателя рассчитан на 350 000 км.

specmahina.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML.