КАМАЗ-4310, технические характеристики и эксплуатация, схема и устройство, двигатель, кабина, мост и коробка, модификации: самосвал, вездеход и лесовоз
Автомобиль КАМАЗ-4310 выпускался с 1979 года. В 1981 году была выпущена первая серийная партия. Большая часть данных автомобилей предназначалась для нужд Советской Армии. Кроме того, военная эксплуатация КАМАЗ-4310 показала, что данный грузовик может эффективно использоваться и в хозяйственной сфере. Особой популярностью пользуется КАМАЗ-4310 лесовоз, который за счёт своей проходимости и экономичности выгоднее в эксплуатации, чем ЗИЛ-131.
История появления КАМАЗ-4310
В начале 1980-х годов автомобиль КАМАЗ-4310 представлял собой совершенный и высокотехнологичный грузовик. Так как производство данной машины было ориентировано на армию, вездеход имел следующие возможности:
Он мог преодолевать препятствия;
Подниматься на крутые подъёмы;
Спускаться по крутым спускам;
Преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 метров.
Массовое производство вездехода КАМАЗ-4310 началось в 1981 году. Данное событие было приурочено к 26-му съезду КПСС. Первым автомобилем серии традиционно стал КАМАЗ-4310 бортовой. Потом появились различные модификации с военными кунгами, а ещё позже появились гражданские модификации, среди которых одним из самых популярных стал КАМАЗ-4310 лесовоз.
Автомобили КАМАЗ-4310 производились на заводе в Набережных Челнах, но мало кто знает, что схема этого автомобиля была разработана на заводе ЗИЛ. Так как завод имени Лихачёва разработал армейские грузовики ЗИЛ-131, правительство уже через год дало инженерам задание разработать новую дизельную модель, используя полноприводную схему ЗИЛ-131.
За 10 лет, в течение которых инженеры завода ЗИЛ занимались разработкой нового дизельного грузовика для армии, удалось создать 12 прототипов, используя полноприводную схему ЗИЛ-131. Но правительство решило передать все разработки на новый завод КАМАЗ, чтобы именно там собирали новейшие модели советских грузовиков. Новый дизельный двигатель КАМАЗ является разработкой инженеров ЗИЛ.
Технические характеристики КАМАЗ-4310
ТТХ автомобиля КАМАЗ-4310 выглядят следующим образом:
Длина машины составляет 7 650 мм. Естественно, что некоторые модификации отличаются по габаритам. Например, КАМАЗ-4310 лесовоз значительно длиннее;
Высота — 3 590 мм;
Ширина – 2 500 мм;
Грузоподъёмность составляет 6 тонн;
Масса автомобиля – 8 410 кг;
Дизельный двигатель способен разогнать машину до 85 км/ч. При этом до 60 км/ч грузовик разгоняется за 35 секунд.
Благодаря устройству дизельного двигателя, удалось добиться огромной экономии топлива. Даже бронированные версии могут похвастаться расходом около 30 литров на 100 км. Если автомобиль передвигается в условиях бездорожья, то расход топлива вырастает до 35 литров. По сравнению с ЗИЛ-131, двигатель которого с лёгкостью «съедает» около 50 литров в условиях бездорожья, этот показатель расхода очень достойный.
Для того чтобы увеличить максимальный запас хода до 830 км, пришлось установить на машину два топливных бака по 125 литров каждый.
Особенности двигателя КАМАЗ-4310
КАМАЗ-4310 оснащался дизельными двигателями двух типов. Более ранние модели получили двигатель КАМАЗ-740.10, обладающий следующими характеристиками:
V-образный 8-цилиндровый мотор с жидкостным охлаждением;
Рабочий объём составляет 10,85 литра;
Мощность – 210 л.с.
Более поздние модели КАМАЗ-4310 получили мотор КАМАЗ-740.10-20, который технически ничем не отличался от предыдущего мотора, только его мощность увеличена до 220 л.с.
Устройство ходовой части КАМАЗ-4310
КАМАЗ-4310 имеет полный привод 6х6. Его трансмиссия состоит из механической коробки передач и раздатки. Передний и задние мосты КАМАЗ-4310 снабжены блокировками дифференциала. Раздаточная коробка КАМАЗ-4310 служит для распределения крутящего момента между мостами автомобиля. Управление раздаточной коробкой КАМАЗ-4310 осуществляется дистанционно, за счёт электропневматического привода.
Грузовик имеет четыре карданных вала: один идёт на передний мост, один — на задний, один — промежуточный и один — на средний мост. Колёса вездехода имеют традиционную широкопрофильную «зубастую» резину. Все колёса подключены к системе автоматической регулировки давления.
Подвеска КАМАЗ-4310 рессорного типа. Передняя подвеска кроме рессор имеет амортизаторы. Рессоры полуэллиптического типа. Задняя подвеска является балансирной и снабжена реактивными штангами.
Тормозная система грузовика барабанная. Привод двухконтурный пневматический. Стояночный тормоз тоже пневматического типа. Запасной тормоз в машине совмещён со стояночным, а вспомогательный тормоз выполнен в виде моторного замедлителя. Он также имеет пневматический привод.
Военные грузовики КАМАЗ-4310 часто имеют механические барабанные лебёдки, снабжённые червячным редуктором и тормозом ленточного типа. Усилие на лебёдку подаётся за счёт карданной передачи через коробку отбора мощности.
Стандартный военный бортовой грузовик КАМАЗ-4310 имеет следующие особенности:
Имеются надставные решетчатые борта;
В кузове имеются боковые и средняя скамейки, которые позволяют перевозить до 30 человек;
Кабина КАМАЗ-4310 имеет три места, и оборудована независимым отопителем.
По сравнению с другими грузовиками тех лет, КАМАЗ-4310 имел хорошую шумоизоляцию кабины. Кроме того, водительское сиденье имеет возможность регулировок в нескольких положениях. Спального места в КАМАЗ-4310 не предусмотрено, но в более современных вариантах можно было заказать его в качестве опции на заводе.
Модификация «Тайфун» и легенда, связанная с ней
В начале 1990-х годов на базе КАМАЗ-4310 производилась полукустарная военная модификация, получившая название «Тайфун-1». Это был обычный внедорожный грузовик, который получил вместо кузова будку для перевозки солдат, обшитую листовой бронёй. Кабину водителя защищали ещё более толстые броневые пластины. Данная машина участвовала в Первой Чеченской компании, поэтому её эффективность проверили на практике.
КАМАЗ-4310 был выбран за основу не случайно. Его технические характеристики, а особенно мощный дизельный двигатель, позволяли машине легко передвигаться даже с толстым слоем брони.
Многие считают, что бронетранспортёры «Тайфун», которые появились в российской армии в 2011 году, являются модернизированной версией той боевой машины из 90-х, которая была создана на базе КАМАЗ-4310. На самом деле, общего у них только название, и платформа КАМАЗ-4310 не имеет к нему никакого отношения.
Основные модификации КАМАЗ-4310
КАМАЗ-4310, который изначально создавался как военный внедорожный грузовик, со временем стал выпускаться в нескольких вариантах:
КАМАЗ-4310. Базовая модификация, которая предназначалась исключительно для армейских нужд. Отличается укороченной платформой с тентом. Имеет откидные скамейки для перевозки 30 человек и откидной задний борт. Выпускалась данная модификация с 1983 по 1990 годы;
КАМАЗ-43101 опытный. Опытная модификация. Имела Платформу от КАМАЗ-5320. У данной модификации откидывались три борта;
КАМАЗ-43101. Так как опытная модель оказалась удачной, на её основе было решено выпускать серийную модификацию. Имела увеличенную грузоподъёмность и более мощный двигатель. Выпускалась с 1989 по 2000 год;
КАМАЗ-431010. Специальная спортивная версия, подготовленная для участия в ралли Париж-Даккар. В 1992 году данная модель участвовала в марафоне Париж-Москва-Пекин;
КАМАЗ-43102 опытный. Тот же КАМАЗ-43101, только его кабина была оборудована спальным местом;
КАМАЗ-43103 опытный. Ещё одна модификация КАМАЗ-43101 со спальным местом;
КАМАЗ-43105. Специальная версия, созданная для гражданского использования. Не имела лебёдки и системы регулировки давления в шинах;
КАМАЗ-43106. Такая же модификация, как и предыдущая, только с более мощным двигателем. Выпускался по 2000 год;
КАМАЗ-43114. Специальная версия для российской армии. Имеет двигатель мощностью 260 л.с. Выпускается с 1996 года;
КАМАЗ-43115. Гражданская версия модернизированного для армии грузовика. Выпускается заводом с 1998 года;
КАМАЗ-43118. Ещё одна гражданская модификация, выпускаемая с 1996 года. Отличается увеличенной грузовой платформой;
КАМАЗ-4410. Специально сконструированный тягач на базе модели 4310. Может буксировать полуприцепы общей массой до 15 тонн.
Грузовые автомобили КАМАЗ-4320 до сих пор часто встречаются на дорогах России и СНГ. Несмотря на то, что во времена Советского Союза данные автомобили считались лучшими в своём классе, сейчас они безнадёжно устарели. Несмотря на это, в российской армии их всё ещё достаточно. Более того, их не спешат продавать. Если ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 с консервации продаются достаточно часто, то КАМАЗ-4310 встречается в продаже значительно реже.
warways.ru
Камаз-4310
Статья опубликована 23.04.2015 01:48
Последняя правка произведена 30.08.2015 03:47
Камаз-4310
КамАЗ-4310 — грузовик повышенной проходимости Камского автомобильного завода, основная модель. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии. Первая партия выпущена в январе 1981 года в качестве трудового подарка к XXVI съезду КПСС.
Устройство автомобиля
Двигатель:
Модель КамАЗ-740.10 — на КамАЗ-43105 и мод. КамАЗ-740.10-20 — на КамАЗ-43101 и КамАЗ-43106.
Модель КамАЗ-740.10: мощность 154 кВт (210 л. с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 637 Н·м (65 кгс·м) при 1600—1800 об/мин.
Модель КамАЗ-740.10-20: мощность 162 кВт (220 л. с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 667 Н·м (68 кгс·м) при 1600—1800 об/мин. Также в народе за ним закрепилось неофициальное название «Рэкс».
Трансмиссия и рулевое управление
Трансмиссия обеспечивает полный привод, реализована на базе МКПП и раздаточной коробки.
Коробка передач пятиступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Передаточные числа:
I — 7,82;
IV — 1,53;
II — 4,03;
V — 1,0;
III — 2,50;
Задняя — 7,38.
Раздаточная коробка с двухступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2.
Передаточные числа раздаточной коробки:
I — 1,692;
II — 0,917.
Управление раздаточной коробкой — дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач. С 1988 года управление раздаточной коробкой — с пневматическим приводом.
Привод механизма блокировки дифференциала — пневматический, с дистанционным управлением. Отбор мощности от раздаточной коробки — до 44,12 кВт (60 л. с.).
Передача мощности от силового агрегата к мостам осуществляется при помощи карданной передачи. Автомобиль имеет четыре карданных вала: промежуточный, привода среднего моста, привода заднего моста и привода переднего моста.
Главная передача ведущих мостов — двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен; передаточное число 7,22. Средний мост — проходной.
Передний мост выполнен с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа («Тракта»).
Рулевой механизм представляет собой винт с шариковой гайкой и поршень-рейку, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором вала сошки. Рулевое управление с гидроусилителем, передаточное число рулевого механизма — 20.
Подвеска, колёса, тормоза
Колёса — дисковые, обод 310—533. Шины 1220×400-533 модели ИП-184 (широкопрофильные), на автомобиле КамАЗ-43101 — с регулируемым давлением воздуха в пределах 0,8-3,2 кгс/см2 в зависимости от дорожных условий. На автомобилях КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 давление воздуха в шинах передних и задних колёс 3,5 кгс/см2. Число колес 6+1.
Подвеска рессорная, передняя на полуэллиитических рессорах с амортизаторами, задние концы рессор скользящие. Задняя подвеска балансирная с реактивными штангами, также построена на полуэллиптических рессорах, концы рессор — скользящие.
Рабочая тормозная система выполнена на барабанных тормозных механизмах, диаметр барабана 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим — кулачковый. Привод пневматический, двухконтурный, передние тормозные камеры типа 24, тележки — 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами.
Стояночный тормоз пневматический, на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, запасной тормоз совмещён со стояночным. Вспомогательный тормоз реализован в виде моторного замедлителя с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа комбинированный (двух- и однопроводный).
Напряжение бортовой сети 24 вольта, две аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР или 190TM.
На КамАЗ-43101 устанавливался генератор Г288-Е с регулятором напряжения 111.3702, на КамАЗ-43105 и КамАЗ−43106 ставился генератор Г273-В с регулятором напряжения Я 120-М; стартер СТ142-Б1.
Лебёдка механическая, барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом. Приводится в действие от коробки отбора мощности через карданную передачу. Трос лебёдки выдается вперёд и через блок может выдаваться назад. Максимальное тяговое усилие при использовании полиспаста вперёд — 10 800 кгс, назад — 15 400 кгс; без полиспаста вперёд — 5400 кгс, назад — 7700 кгс. Рабочая длина троса при выдаче вперёд составляет 74,5—76,5 м и при выдаче назад 81,5—83,5 м.
Модификации
Тайфун-1
У этого термина существуют и другие значения, см. Тайфун-1 (значения).
«Тайфун-1» — специальный бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗ-4310, предназначен для доставки личного состава подразделений особого назначения силовых ведомств к месту проведения специальных, антитеррористических и военных операций, а также непосредственного участия в них.
По состоянию на июнь 2011 года, Министерством обороны РФ рассматривается вопрос о закупке этого автомобиля для своих нужд.
С4310 (спортивная модификация)
В конце 1980-х годов при заводе «КамАЗ» была создана спортивная команда «КамАЗ-мастер», целью которой стало участие в ралли-рейдах. При постройке своего первого спортивного грузовика, команда взяла за основу серийную модель КамАЗ-4310. Соответственно, создаваемой спортивной модели был присвоен заводской индекс КамАЗ-С4310. Стандартный двигатель КамАЗ-740 мощностью в 210 л.с. был форсирован до 290 л.с. за счет установки турбокомпрессоров и увеличения подачи топлива. Помимо этого, на гоночный грузовик были установлены поршни с измененным профилем, гасители крутильных колебаний, была модернизирована система смазки, в систему охлаждения были установлены вязкостная муфта и вентилятор с увеличенной производительностью. В ходовой части на машину были установлены более жёсткие рессоры и специальные амортизаторы. После проведённых ходовых испытаний, выявивших дефект балансировки трёхосного грузовика — при приземлении после очередного прыжка, автомобиль бился то средним, то задним мостом — на средний мост автомобиля были установлены оттяжные пружины от обычного культиватора.
В соответствии с требованиями FIA на автомобиль были установлены дуги безопасности. Ещё одним визуальным отличием С4310 от серийной модели стал новый тент платформы, окрашенный в жёлтый цвет, тогда как на стандартные заводские модели 4310 устанавливались тенты зелёного цвета.
В сентябре 1988 года КамАЗ-С4310 дебютировал на раллийной трассе — на этих машинах экипажи команды «КамАЗ-мастер» приняли участие в европейском ралли «Ельч», проходившем в окрестностях польского города Вроцлав. Они заняли 2 и 4 места в личном зачете, и первое — в командном.
В 1991 году на этой машине команда завоевала второе итоговое место на ралли-марафоне «Париж-Дакар».
Проводя дальнейшие усовершенствования конструкции С4310 (так, в 1991 году на автомобиль был установлен новый восьмицилиндровый двигатель КамАЗ-7482 мощностью 430 л.с., впоследствии ставший базовым для серийных автомобилей «КамАЗ»), команда «КамАЗ-мастер» использовала эту машину в качестве своего гоночного грузовика вплоть до 1995 года. Следующие пять лет — влоть до 2000 года — КамАЗ-С4310 выполнял роль командного автомобиля технической поддержки (так называемой «технички»).
По вопросам приобретения обращайтесь здесь.
По материалам сайта: wiki.ru
autohis.ru
Советские вездеходы. КамАЗ-4310. Камский полноприводник. — DRIVE2
Полный размер
С каждым годом наше неродное хозяйство требовало все больше машин повышенной проходимости, главным образом грузовых, для работы в районах со слабо развитой дорожной сетью. «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981— 1985 годы и на период до 1990 года» в заданиях для автомобильной промыленности предусматривали «Разработку конструкции и организацию серийного выпуска специальных автомобилей и автопоездов высокой проходимости для сельского хозяйства, лесной промышленности и строительства». К их числу относятся полноприводные КамАЗы, предназначенные, как принято говорить в характеристике, для эксплуатации на дорогах всех категорий с покрытием, а также на грунтовых дорогах и местности. Чтобы избежать при этом разрушения дорог низших категорий, конструкторы рассчитали осевую нагрузку машин на максимум 6 тонн. Геологоразведка, вывозка леса, строительство в то время в значительной мере велись в отдаленных районах Крайнего Севера, и, естественно, работающие там автомобили повышенной проходимости должны были быть приспособлены к низким температурам — до минус 40 градусов. Специфика эксплуатации таких машин требует, чтобы они могли служить и для буксировки прицепов, иметь средства самовытаскивания, быть способными преодолевать водные преграды. Все эти требования были учтены при разработке конструкции семейства полноприводных грузовиков КамАЗ—4310, куда помимо базовой модели (вы видите ее на снимке) входит ряд модификаций, в частности КамАЗ—43105, предназначаемый главным образом для перевозок сельскохозяйственных грузов, седельный тягач КамАЗ—4410, а также шасси для монтажа различных кузовов и установок. Машины нового семейства выполнены по единой для всех грузовиков КамАЗ компоновочной схеме —с расположением кабины над двигателем. В зависимости от назначения модификации КамАЗ—4310 могут иметь либо удлиненную (со спальным местом), либо обычную кабину. По основным узлам и агрегатам, таким, как двигатель, коробка передач, сцепление, кабина, тормозная аппаратура, главные передачи среднего и заднего мостов, подвеска, новые машины унифицированы с семейством КамАЗ—5320. В то же время их конструкцию отличают оригинальные узлы и агрегаты. Поскольку КамАЗ—4310 и его модификации с каждым годом в возрастающем количестве поступали в автотранспортные предприятие, то многие выпускники школ ДОСААФ сидели за руль полноприводных камских грузовиков. Начнем с того, что у КамАЗ—4310 не только задние мосты являются ведущими, но и передний (рис. 1).
Полный размер
Рис. 1. Передний ведущий мост: 1 — полуось; 2 — дисковый шарнир равных угловых скоростей; 3 — уплотнитель системы подвода воздуха; 4 — штуцер подвода воздуха от централизованной системы; 5 — колесо; 6 — трубопровод; 7 — воздухоподводящая головка.
В соответствии тенденциями того времени он был сделан неотключаемым. Как показали эксперименты, экономия топлива от выключения привода на передние колеса при движении по дорогам с твердым покрытием столь незначительна, что никак не окупила бы усложнения конструкции. Можно вспомнить, что у таких машин повышенной проходимости, как МАЗ—501 и «Урал—375», передний мост также не отключался. В приводе к передним колесам КамАЗ—4310 были применены не шариковые шарниры равных угловых скоростей, знакомые нам по ГАЗ—66 и ЗИЛ—131, а дисковые (их еще называют сухариковые). Они проще и дешевле в изготовлении, долговечнее. Дисковые шарниры равных угловых скоростей хорошо себя зарекомендовали на тяжелых внедорожных машинах КрАЗ—255Б и «Урал—375». Трансмиссия КамАЗа укомплектована пятиступенчатой коробкой передач модели «15» без делителя, за которой смонтирована двухступенчатая раздаточная коробка (рис. 2) — она обеспечивает понижающую передачу (с передаточным числом 1,692) для движения по труднопроходимым участкам и ускоряющую (с передаточным числом 0,917) для езды по дорогам с твердым покрытием.
При понижающей передаче крутящий момент от коробки передач поступает на входной вал 2 раздаточной коробки, через шестерни 3 и 1 и смещенную влево (как показано) зубчатую муфту 4 на шестерню 5 и связанную с ней другую шестерню, нарезанную на корпусе 6 межосевого цилиндрического дифференциала. При ускоряющей передаче путь крутящего момента идет через вал 2, шестерни 3 и 1, затем (когда муфта 4 сдвинута вправо) через шестерню 11, смещенную вправо зубчатую муфту 12, шлицевую втулку 13 и вал 14 дифференциала, жестко связанный с его корпусом 6. В дифференциале поступающий к его корпусу 6 крутящий момент через цилиндрические сателлиты 7 распределяется поровну между обоймой 9, имеющей внутренние зубья, и шестерней 10. Обойма связана с валом 8 привода задних мостов, шестерня — через шлицы с валом 16 привода переднего моста. Принцип работы всем знакомого конического и цилиндрического дифференциалов одинаков. Чтобы лучше представить себе действие последнего, надо иметь в виду, что шестерня, нарезанная на корпусе 6 дифференциала, аналогична ведомой конической шестерне в традиционной конструкции. Обойма 9 и шестерня 10 играют роль полуосевых шестерен конического дифференциала. Если на труднопроходимой местности начинают буксовать передние колеса, дифференциал перестает передавать крутящий момент на задние. В этих условиях его целесообразно временно выключить из работы, то есть блокировать. Смещение зубчатой муфты 15 вправо жестко соединяет между собой вал 16 привода переднего моста и вал 14 дифференциала. Таким образом, перестают вращаться один относительно другого валы 8 и 16, приводящие соответственно задние и передние колеса. Для повышения проходимости на тяжелых участках автомобиль снабжен односкатными широкопрофильными шинами, смонтированными на дисковых колесах. У КамАЗов семейства «4310» в отличие от модели «5320» задние колеса односкатные. Колея колес всех осей одинакова, благодаря чему при движении по вязкому грунту значительно сокращаются затраты мощности. Заметим, что ведущие мосты всех сегодняшних отечественных грузовых автомобилей повышенной проходимости выполнены по такому же принципу. КамАЗ—4310 имеет централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах. Изменяя его на ходу в пределах от 0,7 до 3,0 кгс/см2, водитель обеспечивает шинам опорную поверхность, соответствующую несущей способности грунта. Кроме переднего ведущего моста, раздаточной коробки с блокируемым дифференциалом, односкатных широкопрофильных шин с системой регулирования давления воздуха, лебедки автомобиль оснащен усиленным (по сравнению с КамАЗ—5320) рулевым механизмом, более мощным (1000 Вт) генератором переменного тока, системой гидравлического опрокидывания кабины и другим оборудованием, комплектация которого может изменяться в зависимости от назначения той или иной модификации. Так, КамАЗ—43105, предназначенный для сельскохозяйственных грузов, не имеет системы регулирования давлении в шинах и лебедки; в то же время у него иная грузовая платформа, рассчитанная на специфичные условия работы. По уровню комфорта, легкости управления, эффективности отопления кабины машины семейства «4310» равноценны автомобилям КамАЗ—5320. Первую промышленную партию новых грузовиков КамАЗ—4310 коллектив объединения изготовил к открытию XXVI съезда КПСС. Их серийное производство развернуто в 1981 году.
Техническая характеристика КамАЗ—4310 (в скобках — отличающиеся данные КамАЗ—43105) Общие данные: Колесная формула — 6x6. Масса в снаряженном состоянии — 8410 (8200) кг. Грузоподъемность — 5000 (7000) кг. Полная масса буксируемого прицепа: на дорогах с твердым покры-тием — 10 000 (11 500) кг. на грунтовых дорогах и местности — 7000 кг. Максимальная скорость — 85 км/ч. Запас топлива — 250 л. Размеры. Длина — 7650 мм. Ширина — 2500 мм. Высота (по кабине) — 2900 мм. База: по переднему и среднему мостам— 3340 мм, для задней тележки — 1320 мм. Колея для всех осей — 2010 мм. Дорожный просвет — 365 мм. Минимальный радиус поворота — 10,5 м. Погрузочная высота — 1530 мм. Двигатель. Модель — КамАЗ—740. Число цилиндров — 8. Рабочий объем — 10 850 см3. Мощность — 210 л. с. при 2600 об/мнн. Максимальный крутящий момент—65 кгс*м при 1500—1800 об/мин. Трансмиссия. Сцепление — двухдисковое сухое. Коробка передач — пятиступенчатая. Раздаточная коробка — двухступенчатая со встроенным блокируемым межосевым дифференциалом. Главная передача — двойная (цилиндрические и спиральные конические шестерни) с передаточным числом 7,22. Привод переднего моста — постоянный. Шарниры равных угловых скоростей в приводе передних колес — дисковые, типа «Тракта». Управление. Рулевое — с гидроусилителем. Тормозное: рабочая система — двухконтурная с раздельным пневматическим приводом барабанных тормозов передней оси и тележки; стояночная — с механическим приводом от пружинных аккумуляторов; вспомогательная — моторный тормоз-заслонка. Ходовая часть. Подвеска передних колес — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних колес — зависимая, балансирная на продольных полуэллиптнческих рессорах с реактивными штангами. Колеса — дисковые. Шины — широкопрофильные размером 1220x400—533 мм. У КамАЗ- 4310 — централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.
Модификации.
Полный размер
Базовая модель 4310.
Полный размер
КамАЗ 43105
Полный размер
КамАЗ 4410. Опытная модель 1985 г.
Он же, с активным полуприцепом
Полный размер
Спортивный КамАЗ-431010 на междун
www.drive2.ru
Раздаточная коробка КамАЗ 4310 устройство и ремонт
Автомобиль КамАЗ-4310, 43118 машина надежная и проверенная долгими километрами российских дорог. Считается что это машина с повышенными возможностями по проходимости, выпускается на Камском автомобильном заводе с начала 1981 года. Сначала предполагалось использование этих автомобилей для нужд Светской Армии, но потом они надежно закрепились и в народном хозяйстве. Сейчас они уверенно побеждают на соревнованиях, доказывая бесспорное преимущество наших автомобилей.
Камаз 4310
Устройство
В создании автомобиля КамАЗ принимали участие и московские конструкторы. На момент создания автомобиля был разработан и внедрен передовой принцип при взаимодействии ведущих мостов. Имеется в виду привод постоянный, который имеет четыре карданных вала.
При этом трансмиссия оснащена межосевым дифференциалом, которая поддерживается электрической и пневматической блокировкой. Существуют несколько модификаций, которые имеют некоторые отличия, но они являются несущественными. На автомобиле КамАЗ 4310, 43118 установлен двигатель КАМАЗ-740.10, который имеет мощности в 210 -220 л.с.
Базовая версия автомобиля КамАЗ 4310 характеризуется более короткой платформой с объемным тентом и задним бортом, который откидывается. В кузове предусмотрены ряд сидений на 30 человек, которые могут трансформироваться, то есть являются откидными. Годы выпуска – 1983-1990г.
КамАЗ-43118 имеет увеличенную платформу, которая имеет существенно большую грузоподъемность. Данная модификация автомобиля КамАЗ стала выпускаться с 1996 года.
Одна из важных частей автомобиля – это коробка, а именно раздаточная коробка КамАЗ, она рассредоточивает крутящий момент, если дорога плохая, и распределяется она между мостом передней части автомобиля и задней части тележки. Какое предназначение у раздаточной коробки?
Раздаточная коробка КАМАЗ-4310,43118
Устройство коробки. Основными составляющими являются следующие детали:
Картер;
Главный, или ведущий вал;
Промежуточный, или второстепенный вал;
Вал, расположенный на переднем мосту;
Вал для привода мостов в задней части автомобиля;
Вал предназначеный для отбора мощности;
Межосевой дифференциал;
Центральный привод управления;
Шестерня, она отвечает за повышенную передачу.
Раздаточная коробка Камаз 4310
На КАМАЗе 4310, 43118 предусмотрена РК, обычно двухступенчатая, дифференциал на нем как правило блокируемый и имеет электропневматический привод. На первой передаче установлено число 1.692, на второй — 0.917. Крепление коробки обычное, на резиновых подушках и кронштейнах и фиксируется на лонжероне рамы, а также на расположенных между двумя поперечинами.
Картер на РК автомашины КАМАЗ 4310,43118 выполнен как литая конструкция, на которой располагается вертикальный разъем. На верхнем участке картера с помощью люка устанавливается коробка отбора мощности. Таково устройство коробки.
Картер закрыт крышкой, производителем предусмотрена заправка масла через этот разъем, который закрыт пробкой. Водитель легко может проконтролировать уровень израсходованного масла, это можно сделать по нижнему отверстию, которое также снабжено магнитной пробкой. Сверху картер защищен крышечкой, то есть люк картера, и предназначен он для отбора мощности.
В работе ведущего вала задействованы два вида подшипников: шариковый (1 шт), и цилиндрические роликовые (2 шт). На подшипниках, расположенных впереди предусмотрен сальник, а задний подшипник расположен внутри картера, в специальном отделении.
На валу находится шестерня, она не только ведущая, но еще и запрессована, а уже на ступице доваривается шестерня, отвечающая за отбор мощности.
Вал промежуточный двигается благодаря подшипникам, как роликовым, так и цилиндрическим, которые защищены крышками. Промежуточная шестерня, а также шестерня первой передачи, закреплены на валу, и двигаются на нем по-разному. Из маслосборника, который расположен над промежуточным валом, масло попадает на ролики шестерни самотеком. На обоих шестеренках заделаны зубцы, и именно на них крепится муфта, которая отвечает за первую передачу, а конкретно за ее включение.
Как работает межосевой дифференциал? Как известно, колеса переднего моста и колеса на тележке раскручиваются по-разному, особенно если движение происходит на дороге лишенной покрытия, на проселочной, или оснащенной только щебневой подсыпкой. Дифференциал распределяет крутящий момент между ними в процентном отношении 1:2, он устанавливается в самой нижней части картера на двух подшипниках: роликовом и цилиндрическом. Также предусмотрены:
Главная, ведущая шестерня;
Задняя обойма, и передняя;
Солнечная, а также в паре эпициклическая шестерня;
Сателлиты.
Обе обоймы фиксируются на ведущей шестерне, при этом солнечная шестерня располагается на шлицах вала переднего моста, а шестерня эпициклическая выполнена в паре с валом тележки. Сателлиты закреплены на втулках, выполненных из бронзы, это в передней обойме дифференциала и опорной шайбе. Их задача быть всегда в сцепке с шестеренками, как было указано выше с солнечной и эпициклической.
На обойме впереди, расположены два роликовых подшипника, и там же вертится шестерня, отвечающая за вторую передачу. Соединиться с передней обоймой помогает зубчатая муфта.Муфта позволяет заблокировать дифференциал, а на переднем валу у привода моста есть шестерня для привода датчика отражающая показания спидометра, который располагается на картере.
При помощи переключателя, который находится в кабине водителя, можно управлять коробкой (РК), отвечает за это действие система, в которую входят из переключателя, электрических пневматических клапанов, двух пневматических камер и пневматических приводов, датчика, отвечающего за включение.
Как работает раздаточная коробка
Схема раздаточной коробки Камаз 4310
После включения переключателя сжатый воздух не имеет возможности попасть в пневматические камеры, и в связи с этим диафрагмы занимают исходную позицию. Крутящий момент между шестернями вала переходит на обоймы и сателлиты. Шестерни, увлекаемые сателлитами, позволяют двигаться по хорошей, без повреждений дороге единым целым. Если дорога становиться неровной, например, бездорожье, передний мост и тележка идут по-разному, и тогда эпицикла с шестерней солнечной вертятся с разной скоростью, а сателлиты вращаются не только вокруг основной оси, но и вокруг своих собственных осей.
Одновременно могут включиться обе передачи, и чтобы это исключить предполагается замок, который не позволяет этого сделать. Если брать во внимание блокировку дифференциала, то при блокировке пневматическая камера перемещает муфту, которая служит соединительным элементом между обоймой и валом привода на переднем мосте. Это позволяет двигаться по разным по качеству дорогам, как хорошим, так и неважного качества, как единый механизм, крутящий момент пропорционально рассредоточен между передним мостом и тележкой, как и нагрузки на них.
Чтобы исключить нагрузку на трансмиссию дифференциал постоянно действует, то есть разблокирован. Только в ситуации, если движение производится по скользким трассам, стоит использовать блокировку, так как это снижает риск пробуксовки колес и гарантирует безопасное движение транспортного средства.
Смазывать РК довольно просто. Достаточно разбрызгать масло, а в картер заливается около пяти литров масла определенной марки.
Признаки поломки раздаточной коробки на автомобиле КАМАЗ 4310, 43118
Если возникают явные признаки поломки, то РК подлежит замене, это нужно делать в следующих случаях:
Прежде всего это характерный стук, который возникает в связи с повреждением зубцов на колесах, снабженных такими зубцами, и если подшипник перестает функционировать в связи с износом.
В связи с тем, что приходят в негодность зубья на муфтах, на зубчатых колесах и на каретках включения происходит произвольное выключение передач. Также может быть повреждена и лапка вилки переключения.
Если детали, которые находятся в РК изношены, то это приводит к тому, что передачи включаются с трудом, заедают штоки переключения передач, и при блокировке дифференциала. Также может заедать включение коробки отбора мощности на автомобилях КАМАЗ-4310, 43118.
Возможные повреждения РК, например, сколы, трещины. Срыв креплений и другие повреждения, которые можно считать механическими.
Как произвести ремонт
Используя предусмотренное отверстие с пробкой слить масло из РК;
Снять специальные щиты расположенные на полу платформы, предварительно отвернув гайку прижимов;
Разъединить карданный вал, который считается основным, и РК;
Разъединить и карданный вал привода на переднем мосту от РК;
Разъединить карданный вал привода на промежуточном мосте;
Разъединить карданный вал, расположенный на приводе от коробки отбора мощности;
Также отсоединить спидометр, то есть штекер преобразователя на автомашине Камаз-4310, 43118;
Еще провода контрольных ламп, которые отвечают за блокировку дифференциала и повышающую передачу. Также и понижающую.
На РК изъять провод массы от скобы
Шланги соединяющие пневматические камеры, как и выше: дифференциал, отбор мощности и обе передачи, повышающую и понижающую.
Открутить гайки на РК и вынув болты демонтировать РК.
Сборка раздаточной коробки
Подогнать тележку с ранее снятой РК под машину и аккуратно поднимите, предварительно установив подушки. Точно совместив все просматриваемые отверстия и закрепить с помощью четырех болтов, которые фиксируются специальными гайками;
Подсоединить шланги на пневматических камерах, которые отвечают за блокировку дифференциала, переключают обе передачи и коробку отбора мощности;
Соединить массу с РК;
Также соединяем выше указанные отомкнутые провода выключателей лампочек, отвечающих за блокировку и передачи и зафиксировать провода под РК;
Подключить спидометр
Соединить карданный вал на лебедке к коробке отбора мощности;
Соединить карданный вал и РК;
Соединить основной карданный вал;
Соединить карданный вал привода на переднем мосте;
Ориентируясь на показания внизу картера заполнить его маслом определенной марки.
autodont.ru
ГУР "Камаз 4310": устройство, ремонт, схема
Масса грузового автомобиля, достигает пятнадцати тон, сложно представить, как среднестатистический человек управлял бы такой “глыбой”, если бы не гидроусилитель руля КамАЗ 4310. По этой причине, подобным механизмом, снабжаются транспортные средства, выпущенные на Камском заводе.
Большинство пользователей привыкло к такому факту, и воспринимает как “должное” рулевой усилитель. Однако не стоит забывать, что механизм требует ухода и внимания, поскольку законы физики воздействуют и на него. Залог безотказной работы, гидравлическая составляющая. Устранение аварийных ситуаций, связанных с попаданием воздуха в контур, главная проблема, влияющая на правильность работы агрегата.
Соблюдение правил и требований облегчит эксплуатацию грузовика, минимизирует прикладываемое усилие к рулевому колесу, снизит утомляемость, обезопасит движение на дороге.
КамАЗ-4310:
Целесообразность применения
Главная цель применения гидроусилителя руля, снизить напор, создаваемый на колесе управления автомобилем. Благодаря воздействию, пользователю проще управлять автомобилем, как результат, утомляемость наступает не так быстро. Важно и то, что в случае возникновения аварийной, или форс-мажорной ситуации, водитель проще и быстрей отреагирует на изменения, скорректировав поведение автомобиля и выполнив манёвр.
Кроме того, усилитель руля участвует в пассивной безопасности. Так, увеличение скорости сопровождается ростом сопротивления на колесе управления. Это делает возможным держать заданную траекторию, не отклоняясь курса (что чревато аварийной ситуацией). Поломка изделия не приводит к полной потере контроля, это лишний раз свидетельствует о безопасности агрегата. Преждевременные волнения не уместны, поскольку выход из строя случается редко, а вот совместная эксплуатация усилителя и автомобиля принесёт массу положительных моментов.
Усилитель КамАЗ (Артикул 4310-3400020-03):
Компоненты гидроусилителя
Конструкция усилителя рулевого управления включает в себя детали и узлы, объединённые в один механизм с общим замкнутым контуром.
Главные компоненты усилителя:
Устройство распределения.
Назначение узла, направлять гидравлическое масло, используемое как рабочее тело, в патрубки и пустоты контура.
Гидравлический цилиндр.
Узел предназначен для преобразования напора жидкости в механическую работу. Делается это посредством вытеснителя и штоков, прикреплённых к ним.
Гидравлическое масло.
Материал используется как рабочее тело. Происходит это за счет свойств жидкости, таких как текучесть и не сжимаемость. Масло передаёт усилие насоса гидравлическому цилиндру. Кроме того, используется как консервант, а так же смазывает трущиеся детали, уменьшая силу трения.
Помпа усилителя КамАЗ-4310:
Насос гидравлического усилителя руля.
Назначение узла, поддержка нужного напора для функционирования механизма, а так же создание циркуляции жидкости в контуре, что влияет на охлаждение. Кроме того, постоянное движение и напор очищает рабочее тело, прогоняя через фильтрующие элементы, а так же уплотняет детали и узлы.
Соединители (патрубки, магистрали, пустоты).
Патрубки, магистрали, пустоты создают цельный механизм, объединённый одним контуром.
Блок управления.
Получает сигналы датчиков, обрабатывает, анализирует, и реагирует на полученную информацию. Таким образом, контроллер управляет усилителем.
ГУР КамАЗ 4310 устройство и регулировка
Что бы разобраться, как функционирует усилитель, рассмотрим схематическое изображение работы механизма. На рисунке видно, что движение транспортного средства KamAZ – 4310 в прямолинейном положении заставляет шнек (15), и устройство, переориентирующее поток (20) придерживаться средины. Такая позиция образует единое соединение элементов: подающий и отводящий каналы (26, 32 соответственно), пустоты (7) и (25) гидравлической камеры. Одновременно, смазка беспрепятственно циркулирует, проделывая путь от помпы посредством вентиля управления (19) опять попадает в ёмкость гидравлического контура (31).
Поворот руля (1), см. схему провоцирует вращение винта (15). Выведение колёс (12) из положения равновесия вызывает сопротивление со стороны поршня рейки (8), который контролировал прямолинейное движение. Появившееся усилие стремится переместить шнек по оси в сторону поворота, этому препятствуют центрирующие пружинные элементы (23). Превышение усилием пружинной силы, перемещает шнек, двигая за собой устройство переориентации потока. Следствием проводимых действий становится то, что пустота камеры, сообщающаяся с нагнетательным каналом, отсоединяется от сливного канала и наоборот. Закачиваемая помпой в пустоту канала жидкость, воздействует на реечный клапан (8), образуя напор на секторальный механизм (6) сошки. Проворачивать колёса становится проще.
Сошка усилителя КамАЗ-4310:
Напор в пустотах ГУР КамАЗ 4310 3400020 03 стабилизируется, выравниваясь до уровня противодействия повороту колёс. Одновременно растёт сжатие полости реактивных вытеснителей (22). Противодействие растёт равнозначно напору в рабочей камере, соответственно усилие золотникового клапана по возврату в среднее положение увеличивается, передавая информацию рулевому колесу. Взаимодействие помогает пользователю лучше понимать и чувствовать дорогу.
Фиксация руля в вывернутой позе, без дальнейшего проворачивания, в соответствии с работой пружинных элементов и напора в пустотах, сдвигает золотниковый клапан в равновесное положение, но не доводит до конца. Пропускающая смазку в обратный канал щель, удерживает положение колёс.
Совершая прямое перемещение и наехав на камень, вал сошки, поворачивается, перемещая реечный клапан гидравлического усилителя (Артикул: 4310-3400020-01). Так как пользователь держит руль, шнек не вращается, и не может переместиться по оси вместе с золотниковым клапаном. Действие соединит пустоту камеры с помповым каналом нагнетания и разорвёт связь с обратным каналом. Давление канала увеличится и уравновесит удар.
Схема ГУР КамАЗ 4310:
Эксплуатационные показатели
Конструктивно, механизм управляющий движением транспорта включает: устройство, меняющее движение вала под углом, устройства, распределяющее усилие жидкости осевого типа, интегрированной силовой камеры. Касательно применяемого передающего механизма, используется: «шнек – шар», «гайка – вытеснитель», зубчатая четверть круга с конической рейкой.
Проходимость распределяющего устройства усилителя, (дм3/мин)
15
Выворот сошки усилителя, (град.)
86
Канавка усилителя, направленность
левая
Масса усилителя, (кг)
47,2
Сальник сошки усилителя КамАЗ:
Причины и признаки неисправностей
Гидравлический усилитель надёжен и ломается крайне редко. Часто поломки связаны с нарушением условий эксплуатации, или по причине использования автомобиля в холоде. Последнее сопровождается тем, что течёт сальник сошки ГУР КамАЗ 4310. Причина выхода из строя сальников, увеличение густоты масла, как следствие, рост напора в контуре. Положительный момент в том, что если усилитель сломается неожиданно, это не отразится на безопасности, водитель почувствует рост усилия на руле.
Кроме того, надо не допускать засорения механизма, поскольку пыль и грязь часто попадают внутрь узла. Такое явление приводит к неисправности, происходит это по причине повышенного износа и трения внутри усилителя, поскольку пыль и грязь выступают в роли абразива.
Прокачка гидроусилителя КамАЗ 4310
При неполадках в усилителе, следует как можно быстрей принять меры по выявлению и устранению. Эксплуатация проблемного изделия, в конце концов, приведёт к полной замене агрегата. Чтобы не потерять усилитель, надо беречь устройство и регулировка ГУР КамАЗ 4310, наряду с прокачкой, обязательные процедуры.
Начинать работу надо с сопутствующих агрегатов усилителя, к таким относится помпа. Помните, что детали, вышедшие из строя, в таких агрегатах не восстанавливаются, поскольку изготовлены с соблюдением строгих норм допусков и посадок. Процедура проводится на машине при демонтированной рулевой теги и выключенном моторе.
Вывешивание колёс:
Сначала выполняют манипуляции:
Уменьшают дисбаланс колёс, регулируют силу воздействия воздуха на покрышку;
Проверяют уровень смазки руля и ступиц колёс;
Регулируют подшипник колёс;
Проверяют работу гасителей колебания, корректность постановки ведущих колёс.
Обнаружение в усилителе воздушных пузырьков, повод к проведению процедуры прокачки.
Проверка уровня жидкости в усилителе:
Выполняемые манипуляции:
Вывесить автомобиль 4320, что бы колёса изделия не касались поверхности земли. Для этого используют подставки, которые подкладывают под балки машины.
Демонтировать заглушку горловины бачка расширения усилителя;
Снять накладку с выпускного вентиля усилителя, вместо этого установить на него резиновую трубку. Свободный конец трубки опустить в ёмкость со смазкой;
Открыть вентиль перепуска усилителя на пол оборота;
Выкрутить руль влево до стопора, залить жидкость в ёмкость расширения;
Прокачка усилителя КамАЗ:
Завести мотор, после долить в расширитель усилителя смазки, проконтролировать, что бы уровень соответствовал метке. Контролировать, выход воздуха, при отсутствии, закрыть клапан; Выкрутить руль вправо, затем в обратную сторону. Проконтролировать, что бы руль оставался на месте, открыть клапан перепуска усилителя на 1/2. Проследить, не идёт ли воздух в ёмкости, при отсутствии, закрутить вентиль;
Прокачать усилитель руля столько раз, сколько надо для прекращения выхода воздуха из свободного конца трубки;
Если из свободного конца выходит чистая смазка, заглушить двигатель. Снять трубки, вернуть на место колпачки и заглушки, проконтролировать уровень смазки в расширителе усилителя, если надо, долить.