Ключ к знанию

Кто принимает экзамены


Экзамен — Википедия

Экза́мен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — итоговая форма оценки знаний. В учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий. Экзамены бывают совершенно разными: институтскими, школьными, экзамен в ГАИ, online-экзамен и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями.

Существуют различные формы и виды экзаменов. По теоретическим предметам экзамены проводятся в устной и письменной форме. По своим целям экзамены делятся на школьные и государственные. Существуют следующие виды школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. При помощи этих экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс (курс) и оканчивающих учебное заведение.

Сложившись ещё в эпоху петровских преобразований, система школьных экзаменов в России претерпела ряд изменений и не один раз реформировалась. Система школьных экзаменов, получившая наибольшее развитие в XIX веке, вызвала в начале XX века резкий протест со стороны ряда педагогов, указывавших на то, что она приучает к механической зубрёжке в ущерб пониманию и активности учащегося, что в ней много зависит от случайности и т. п. «Не для знания, для экзамена учимся» — поговаривали в то время. В связи с этим были попытки несколько изменить систему экзаменационных испытаний, однако грянула Февральская революция 1917 года, а вслед за ней и Октябрьская. Начались социалистические преобразования, которые не обошли стороной и систему народного образования.

После Октябрьской революции 1917 года экзамены были отменены. Однако недостаток систематических знаний у оканчивающих школу заставил восстановить систему периодической проверки знаний учащихся в СССР.

По этому поводу 5 сентября 1931 года было принято специальное постановление ЦК ВКПб «О начальной и средней школе». В 1932 году появилось постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся. В том же году были введены обязательные приёмные испытания по главным общеобразовательным предметам для поступающих в высшие учебные заведения.

До 1956—57 учебного года экзаменационная система общеобразовательной школы строилась на сочетании переводных экзаменов, где проверялись знания учащихся за данный учебный год, с выпускными экзаменами, где проверялись знания за ряд лет или за весь курс обучения. В целях разгрузки учащихся с 1956—57 учебного года переводные экзамены были отменены, и учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам знаний. Подобные выпускные школьные экзамены с некоторыми изменениями сохранились и до настоящего времени.

Бланк ЕГЭ для ответов на блоки A и B экзамена

Распад СССР и последующие за этим реформы внесли изменения в систему образования в Российской Федерации.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории России в отдельных районах в 2001 году. В 2007 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон об использовании ЕГЭ на всей территории России.

Ключевая цель введения ЕГЭ — попытка дать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территории страны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки. Считается, что эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровню знаний.

Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, по окончании всех экзаменов в общеобразовательных учреждениях выдаётся аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ. В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в форме ЕГЭ.

Экзамены могут воспитать в сдающем чувство ответственности, что очень важно в педагогическом отношении. Они требуют большой затраты энергии и сил, причиняют воспитанникам много волнений и беспокойства, но в этом якобы можно видеть прекрасную подготовку к жизни, вовсе не усеянной розами. Однако такого взгляда на экзамены держатся далеко не все в педагогическом мире; особенно не согласны с ним врачи и родители. Первые настаивают на том, что экзамены, безусловно, вредны для здоровья учащихся; установлено, например, что во время экзаменов ученики теряют в весе и т. п.

Родители и некоторые педагоги полагают, что контролировать учителей и учеников надо в продолжение всего учебного года и так рационально поставить этот контроль, чтобы экзамены стали не нужны. Во время экзамена ученик находится в совершенно особенном, ненормальном состоянии, что вместе с краткостью времени не позволяет считать его ответ надежным показателем его знаний [1]. Сам характер обучения, по мнению противников экзаменов, принимает весьма нежелательные формы, превращаясь у иных преподавателей в сплошное натаскивание к экзаменам.

Многие студенты в году небрежно относятся к своим обязанностям, надеясь к экзаменам всё подогнать и восполнить все пробелы; уровень познаний, таким образом, понижается, а отнюдь не повышается, как утверждают защитники экзаменов. Решающее значение экзаменов заставляет учеников прибегать к разным уловкам и обманам (шпаргалки и прочее), лишь бы получить удовлетворительную отметку, и из-за этого экзамены часто имеют скорее деморализующее влияние на учеников, а не подготавливающее к жизни.

Впрочем, использование шпаргалки или телефона является поводом для удаления учащегося с экзамена без права переэкзаменовки[2]

Экзамены на специальностях начального профессионального образования проходят в форме выполнения квалификационной работы (выпускник должен сделать какую-то работу). Экзамены на специальностях среднего профессионального образования проходят в форме теоретического экзамена (выпускник устно отвечает на вопросы комиссии). С 2017 года в России вводится итоговый демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills [3]

Переэкзаменовка[править | править код]

Слово «переэкзаменовка» является жаргонным школьным и студенческим выражением, подразумевает повторную сдачу (пересдачу) экзамена, повторный экзамен [4]. В СССР, оценка за экзамен начислялась как оценка за весь предмет. Если студент не успешно сдал экзамен, у него был шанс его пересдать. Вторая оценка заменяла первую, которая не производилась на аттестате.

Тема переэкзаменовки и сдачи «хвостов» часто встречается в художественной и публицистической литературе:

Конечно, — говорю я, — вы не станете учёнее оттого, что будете у меня экзаменоваться ещё пятнадцать раз, но это воспитает в вас характер. И на том спасибо.

А.П.Чехов. Скучная история[5]

ru.wikipedia.org

До конца семестра студенты будут учиться дистанционно

Когда пару лет назад ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов говорил, что вуз планирует отменить все лекционные занятия в классической форме и уже лет через пять заменить их онлайн курсами, помню сколько было удивленных комментариев. Мол, слишком смело. Мол, а как же традиции отечественной высшей школы?

И вот теперь вузам приходится спешно настраивать учебу в дистанционном режиме. Конечно, говоря о переходе в онлайн, Ярослав Кузьминов не предвидел нынешней экстраординарной ситуации. Речь шла о том, что вместе с меняющимся цифровым миром придется меняться и высшей школе. Просто, чтобы соответствовать ожиданиям новых студентов и стремительно меняющейся потребностью в получении новых знаний.

Те вузы, которые уже давно используют онлайн-курсы в сегодняшней ситуации оказались в более легкой ситуации, чем их неповоротливые коллеги. Но, что важно, передовики тут же протянули руку помощи тем, кто сам не справляется с переходом на дистанционное обучение.

Много помогает вузам и министерство науки и высшего образования, оказавшись своеобразным координатором такой работы. Сегодня рабочая группа министерства опубликовала первую серию ответов на важные вопросы студентов и преподавателей. «Комсомолка» публикует часть особенно актуальных комментариев.

Организационные вопросы

- Можно ли использовать онлайн-курсы других университетов?

- Да, можно.

- Кто принимает решение об использовании тех или иных онлайн-курсов?

- Решение может быть принято ректором, деканами факультетов, руководителями иных подразделений, академическими руководителями образовательных программ.

- Требуется ли согласие преподавателя по данной дисциплине о том, что его курс переходит в онлайн?

- Преподаватели обязаны принять решение об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины или о проведении занятий по такой дисциплине с использованием дистанционных технологий. Если преподаватель готов провести свою дисциплину самостоятельно в дистанционной форме, он следует рабочей программе учебной дисциплины. Если он использует онлайн-курс, то рабочую программу учебной дисциплины необходимо соотнести с программой онлайн-курса.

- На какой период вузы переходят на дистанционное образование?

- До особого распоряжения министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Как минимум до конца семестра.

- Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?

- Необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения: лекции в форме вебинаров или предоставление доступа к ранее записанным преподавателями лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в университете расписанием.

- Что делать, если курс не может быть освоен онлайн (например, нужны практические компетенции – медицина, инженерное дело)?

- Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

- Будет ли возможность перенести сроки сессии?

- Да, сроки сессии можно перенести, однако необходимо соблюсти право студентов на каникулы, с учетом общей продолжительности каникул не более 10 недель

- Возникают ли налоговые последствия для образовательной организации при учете изученных студентами онлайн-курсов других университетов?

- Нет, не возникают, так как дополнительных хозяйственных отношений между образовательными организациями не возникает.

Бесплатное изучение студентами материалов онлайн-курса можно сравнить с чтением книги, просмотром обучающего видео-ролика на Youtube и другими способами получения информации по интересующему предмету. Студенты не ограничены в возможности получать знания по предмету за пределами учебных аудиторий – для этого не обязательно заключение какого-либо договора с образовательной организацией-разработчиком курса. Со стороны студентов может потребоваться заключение пользовательского соглашения с онлайн-платформой.

- Если студент окажется недовольным качеством предложенного ему онлайн-курса другого университета, несет ли ответственность за это образовательная организация, где обучается студент?

- Образовательная организация, где обучается студент, несет ответственность перед ним за качество образования независимо от того, используется ли при реализации образовательной программы онлайн-курс другой образовательной организации или нет.

Вопросы для студентов

- Может ли студент выбрать понравившийся ему онлайн-курс самостоятельно?

- Онлайн-курсы для реализации образовательных программ выбирает образовательная организация и доводит до сведения студентов в установленном ею порядке.

- Каким образом будет подтверждаться личность студента при обучении по онлайн-курсам?

- Технологии идентификации личности используются только в тех случаях, когда слушатель онлайн-курса проходит онлайн аттестацию и получает сертификат.

Прослушивание онлайн-курсов в текущих условиях будет проходить без промежуточной аттестации и, соответственно, не требует идентификации студента.

- У студента нет компьютера, чтобы использовать дистанционные технологии. Что делать?

- Большинство онлайн-курсов можно пройти не только с помощью компьютера, но и с помощью мобильных устройств с доступом в сеть «Интернет».

Каждая организация должна самостоятельно решить вопрос об обеспечении студентов техническими средствами.

Вопросы для преподавателей

- Можно ли всех студентов перевести на онлайн-курсы, а преподавателей отправить в отпуск?

- Студентов можно перевести на обучение по онлайн-курсам в той численности, которую образовательная организация определит для себя как необходимую, либо если такая необходимость вытекает из нормативных актов, принимаемых в рамках мер по борьбе с вирусом. Решение о предоставлении отпуска преподавателям, а также иные кадровые решения образовательная организация принимает самостоятельно, в том числе, исходя из сохранения ее обязательств по исполнению государственного задания и заключенных договоров на оказание образовательных услуг.

- Что будет с заработной платой преподавателя, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?

- Само по себе решение о применении онлайн-курсов не влечет изменений в заработной плате педагогического работника. Ее размер определяется содержанием его трудового договора и общим объемом учебной нагрузки. В случае перераспределения учебной нагрузки на другие виды педагогической работы без изменений общей продолжительности рабочего времени (в том числе при переходе на дистанционную работу) заработная плата педагогического работника не изменяется.

Меры профилактики вирусных инфекций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Учителя остаются в классах, а все уроки можно посмотреть онлайн: Как школы переходят на дистанционное обучение

Итак, министерство просвещения «в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и защиты здоровья детей» рекомендовало при необходимости временно заниматься с учениками дистанционно (подробности)

www.kp.ru

как школьники будут сдавать экзамены во время пандемии

Пандемия коронавируса не изменит процедуру сдачи ЕГЭ в этом году. Она пройдет в очной форме, правда, немного позже. Минпросвещение из-за коронавируса перенесло сроки начала ЕГЭ, сдвинув начало основного периода сдачи экзамена с 25 мая на 8 июня. Не исключено, что сроки сдачи экзаменов сдвинутся еще. Окончательное решение Минпросвещение огласит после майских праздников.

«Организация проведения экзаменов меняться не будет. Все меры, которые обеспечивают объективность проведения ЕГЭ, равенство возможностей для всех участников экзамена при поступлении в вузы, сохранятся», - заявил глава ведомства Сергей Кравцов.

Сроки проведения экзамена решено было передвинуть затем, чтобы у выпускников, которые находятся на дистанционном обучении, была возможность лучше подготовиться.

«Нет возможности спросить вживую о чем то. Никто объяснять не будет дистанционно. В стенах школы было понадежнее и эффект был другим совсем», - считает ученица 11 класса Ксения Моисеенко.

Найти все необходимые материалы к экзаменам можно на сайте «Моя школа в онлайн».

Коррективы коснулись и выпускников 9 классов.

«Принято решение, что экзамен будет проходить по двум обязательным предметам -  русскому языку и математике. Сдавать предметы по выбору в этом году не надо», - рассказал министр.

Учеников всех остальных классов тоже ждут серьезные изменения. Всероссийские проверочные работы, которые по традиции проводили в мае, перенесли на начало следующего учебного года. При этом оценки за них выставлять не будут.

Что касается поступления в университеты, то они настроены принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ.

«Мне кажется, что не стоит беспокоиться. Последняя четверть - вопросы повторения. Многие занимаются с репетиторами», - отметила ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок.

На зачисление вне конкурса, как обычно, смогут рассчитывать участники олимпиад. Все, кто вышел в финал и поступает в вузы в этом году, автоматически становятся призерами.  На школьном уровне принять участие в олимпиаде можно будет дистанционно - на сайте образовательного центра «Сириус».

Речи о полной отмене ЕГЭ пока не идет. Хотя уже звучат предложения поступить как во Франции, когда в вузы берут всех, кто хотя бы на тройки окончил школу и отчисляют лишь по результатам первой сессии.

«На мой взгляд, это было бы неплохо, но не в сегодняшних реалиях. Все, кто ринется на таких условиях, там просто не поместятся. Особенно в статусных вузах в крупных городах», - высказал свое мнение учитель Евгений Перлов.

Кравцов не исключал, что экзамены могут перенести повторно. По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, сроки сдачи ЕГЭ могут снова сдвинуть, если из-за коронавируса сохранится угроза здоровью учителей и школьников.

tvzvezda.ru

Дистанционный прием экзамена и зачета

Реклама от Google

 

Как преподаватель вуза должен принять дистанционный зачёт или экзамен

   Недетская заметка

Содержание

 

 

Правовые аспекты онлайн-экзаменов и зачетов в вузах — как законодательно регулируется проведение дистанционной аттестации

Каким образом регулируется проведение онлайн-зачетов и экзаменов? Законодательство Российской Федерации строго регламентирует процесс обработки персональных данных студентов при проведении зачётов и экзаменов для дистанционного образования. Проверяющие организации по-прежнему предъявляют к процессу дистанционного образования требования, разработанные для операторов баз данных с персональными сведениями россиян.

Реклама от Google

 

Согласно п. 22 ст. 98 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020), «лица […] виновные в нарушении требований в области обработки и защиты персональных данных, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Также в соотвествии с п. 5 ст. 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну».

Поэтому перед проведением онлайн-зачёта или экзамена преподаватель должен удостовериться, что студент подписал при зачислении в вуз согласие на обработку персональных данных в соотвествии с ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных». Также необходимо проверить, что образовательный процесс осуществляется с помощью веб-сервиса, который хранит и обрабатывает или осуществляет трансфер персональных данных российских граждан на сервера в дата-центрах, размещённых на территории РФ.

На сегодняшний день наиболее содержательная инструкция по организации итоговой аттестации изложена в Письме Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»). В разделе 2.2. «Нормативная правовая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» Приложения — «Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме», указывается, что «в инструкциях по работе в системе дистанционного обучения для слушателей, преподавателей и специалистов по учебно-методической работе […] должна быть представлена последовательность таких действий как: […] поиск и прохождение этапов промежуточной аттестации — зачетов, экзаменов (для слушателей)».

В пункте 2.5. Приложения — «Особенности итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения и дистанционныхм образовательных технологий», разрешается проведение аттестации в режиме видеоконференцсвязи, компьютерного тестирования, в режиме обмена файлами (с использованием системы дистанционного обучения или электронной почты) или обмена сообщениями в форумах или чатах.

Итак, форма дистанционной итоговой аттестации студентов определяется образовательной организацией. При этом важно, чтобы все соответствующие требования к процессу проведения зачётов и экзаменов онлайн были чётко и максимально подробно зафиксированы в локальных нормативных актах высшего учебного заведения, например, в уставе и положениях вуза.

Итоговая аттестация, проводимая в режиме видеоконференцсвязи, как правило, проводится в режиме двусторонней видеоконференцсвязи, т.е. и слушатель и члены итоговой аттестационной комиссии имеют возможность видеть и слышать друг друга. При достаточной пропускной способности Интернет-канала и наличии соответствующей технической возможности используемой информационной системы видеоконференцсвязи возможно увеличение одновременно транслируемых пользователей (три и более), например, в случае различного территориального присутствия членов итоговой аттестационной комиссии и (или) слушателей.

В случае проведения итоговой аттестации в режиме видеоконференцсвязи слушатели должны быть заранее проинформированы о технических требованиях к оборудованию и каналам связи. Специалисты организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны удостовериться в технической возможности слушателей участвовать в видеоконференции путем предварительной проверки связи.

Компьютерное тестирование может быть проведено с помощью инструментов, встроенных в системы дистанционного обучения, или с помощью отдельных инструментов. Процесс тестирования должен быть автоматизирован. Должны быть обеспечены автоматизированная обработка результатов тестирования, процедура оценивания, системы документирования результатов тестирования, хранения результатов тестирования и персональных данных слушателей.

При итоговой аттестации в режиме обмена файлами или с помощью обмена сообщениями в форумах или чатах должно быть обеспечено хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.

источник: п. 2.5 Приложения к письму Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»)

 

Идентификация личности студентов при проведении дистанционной аттестации

Наиболее сложная задача при проведении онлайн-зачета или экзамена – идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачёт, эссе или контрольную, а также тест. Ранее, до эпидемии коронавируса в Росссии, в большинстве случаев подобные процедуры проводились в очной форме: студенты периодически приезжали в образовательную организацию или её филиал и проходили аттестацию непосредственно в лекториях под контролем преподавателей или в аудиториях с видеонаблюдением.

Требования к установлению личности студента перед проведением дистанционной аттестации определяются российским законодательством, уставом вуза, локальными нормативными актами заведения высшего профессионального образования по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 6 Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», «при реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: […] обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения».

В российских вузах для идентификации личности студентов при проведении мероприятий, связанных с оценкой результатов обучения на онлайн-платформе могут быть использованы следующие технологии:
• уникальная манера набора текста на клавиатуре — программа, отслеживающая скорость набора символов, время между нажатиями клавиш, задержки между комбинациями клавиш, связанных с поиском на клавиатуре буквы, ритмичность набора;
• сертификационные центры — прохождение мероприятий на местах, предоставляемых организацией, обеспечивающей идентификацию личности при входе и контроль условий проведения мероприятия;
• онлайн-прокторинг — удалённое наблюдение за обучающимся в ходе мероприятий с использованием камер и средств трансляции экрана устройства, на котором работает обучающийся;
• биометрические технологии — использование автоматизированных средств идентификации личности и контроля условий прохождения мероприятий, например, идентификация по лицу, слежение за зрачками глаз.

Традиционно для российских вузов идентификация проводится преподавателями по Skype перед камерой и для определения личности используется предъявление паспорта, студенческого билета или зачётки перед началом экзамена или зачёта при сверке фотографии с личностью студента. При этом, у студента должна быть камера с достаточно высоким разрешением, чтобы обеспечить непрерывную передачу чёткого видеоизображения с момента начала экзаменационного сеанса до его окончания и «жирный» интернет-канал с необходимой пропускной способностью из расчёта не менее 200 Кбит/с на студента, однако рекомендуется 1 Мбит/с. Преподаватель, попросив обеспечить расположение участников экзамена и мониторов в зоне видимости камеры, сможет удостовериться в отсутствии «слепых» зон и помех для видеотрансляции, а также детально видеть окружающую среду студента, чтобы ему никто не подсказывал, стоя рядом или с помощью дополнительных наушников, или не печатал ответ на экране монитора персонального компьютера или ноутбука.

Как проводятся онлайн-зачеты и экзамены

В процессе итговой аттестации при дистанционном обучении зачёты и экзамены сдаются в устной или письменной форме и в виде онлайн-тестов, а также как проектное задание.

Устная экзаменационная или зачётная форма при дистанционном обучении подразумевает ответы на вопросы по экзаменационным билетам, соответствующие программе курса и известные студентам заранее. Экзаменационные билеты должны быть разранее подготовлены преподавателем и утверждены на заседании кафедры, а вопросы доведены до сведения студентов посредством рассылки по почте или размещены на корпоративном сайте вуза.

Традиционно в большинстве образовательных организаций высшего профессионального образования, где аттестация студентов проходит посредством дистанционных технологий, многие российские преподаватели принимают индивидуальные онлайн-экзамены и зачёты устно, по видеосвязи — например, по Skype. Данная форма итоговой аттестации проводиться в режиме диалога в режиме реального времени, но при этом можно находиться на любом расстоянии от собеседника.

С помощью рандомизатора — онлайн-генератора случайных чисел — преподаватель выбирает экзаменационный билет. После этого студент готовится к ответу в течение определенного срока — установленного для этого вузовским регламентом времени, а потом и отвечает на вопросы. Преподаватель и учащийся всё время видят друг друга, экзаматор контролирует активность экзаменуемого и задаёт студенту уместные уточняющие или дополнительные вопросы.

Итоговое тестирование в режиме онлайн как интерактивная форма контроля разрабатывается по государственным стандартам высшего профессионального образования. Онлайн-тесты поводятся на портале учебного заведения, но можно использовать и сторонние сервисы, например Online Test Pad. Рекомендуется ограничивать время тестирования до одной минуты на вопрос. Также необходима идентификация личности студента и постоянный контроль за процессом ответов на тесты, чтобы студент не мог подсмотреть информацию в учебниках или в поисковых интернет-системах, а также не нанял «помощника» вместо себя.

Онлайн-тесты проводятся с помощью вопросов и многовариантных ответов на них, либо посредством открытого ответа — поля для впечатывания ответа. Тестирование также может быть поэтапным, когда следующий вопрос появляется только после ответа на предыдущий, или стандартным — когда перед студентом сразу открыты все вопросы, и он может отвечать в удобном для него порядке.

Несмотря на то, что онлайн-тестирование как автоматизированная система проверки знаний позволяют быстро получить точный и объективный результат, а контроль за студентами во время тестирования может осуществлять любой преподаватель или кафедральный методист-лаборант, многие российские преподаватели стараются избегать проведения данной формы контроля знаний. Причина же проста — очень часто утверждённые на кафедральном собрании вопросы и ответы на них сразу же попадают в руки студентов — их выкупают у кафедральных методистов или преподаватели сами же их и продают, дарят коллегам, чьи детки учатся в том же вузе, или меняют по бартеру со студенточкам.

Проектная работа как форма итогового контроля посредством выполнения задания, нацелена на выявление практических навыков студентов, полученных при изучении курса. Проектная работа показывает, насколько студент усвоил знания и умеет ли он применять на практике профессиональные задачи. Студенты отправляют готовые наработки в электронном виде, а защищают собственные проекты по видеоконференции: студент один или группа совместно представляет работу и отвечает на вопросы преподавателя онлайн.

Письменная форма итоговой онлайн-аттестации во время проведения дистанционного экзамена или зачёта предполагает ответы студента на вопросы по программе вузовского курса, написанные от руки или напечатанные в файле Word и другом текстовом редакторе. Затем ответы отправляются преподавателю посредством электронной почты или в виде цифровых фото рукописного ответа с мобильного телефона. Строгое нормирование времени на ответы и постоянный видеконтроль позволят избежать тотального списывания или надиктовывания ответов с помощью «консультантов» за плату. Все напечатнные в Word работы реклмендуется проверить на плагиат и выявить уровень их уникальности, который не должен быть ниже установленного высшим учебным заведением.

Успешно сдав итоговую онлайн-аттестацию, студент получает запись «зачтено», оценку за диффиренцировнный зачёт или экзамен по одной из учебных дисциплин. Список студентов, сдавших предмет, отсылается преподавателем в деканат или вносится в электронную зачётную книжку, которая, например, на текущий момент доступна всем обучающимся в Санкт-Петербургском государственном университете по программам бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры. Для обучающихся с электронными зачётками сведения об оценках по зачётам и экзаменам вносятся за все промежуточные аттестации как самими преподавателями, так и сотрудниками учебных отделов.

Размещено 7.04.2020

©

Вместе с этим читают:
• Вузовский электронный учебник
• Презентация по информатике
• Камеры наблюдения в вузе
• Собачий жетон

Реклама от Google

 

просмотров: 2839

phdru.com

Что такое ГИА, ЕГЭ, ОГЭ: разбираемся в школьных экзаменах

ГИА — общее название для государственной итоговой аттестации для 9-х и 11-х классов. Школьникам и их родителям легко запутаться в буквенных аббревиатурах, ведь есть еще ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ.

Что же из себя представляет ГИА и как разобраться в этих понятиях?

ГИА — государственная итоговая аттестация, обозначает обязательные экзамены в девятом и одиннадцатом классе. Для каждого вида экзаменов есть свое название:

  • 9 класс — ОГЭ (основной государственный экзамен). Он назван основным не просто так — его сдают абсолютно все школьники страны.
  • 11 класс — ЕГЭ (единый государственный экзамен). Этот экзамен сдают лишь те, кто заканчивает 11 класс и поступает в ВУЗы.

Экзамен ОГЭ

Рассмотрим более подробно проведение экзамена в 9-ом классе: эту форму итоговой аттестации проходят все школьники России, в отличие от ЕГЭ. По итогам ОГЭ школьник сможет продолжить обучение и сдать через два года ЕГЭ или поступить в колледж и техникум.

ОГЭ часто сравнивают с ЕГЭ — действительно, форма проведения схожа с единым государственным экзаменом. Девятикласснику необходимо сдать два экзамена по основным обязательным предметам, к которым относятся русский язык и математика. Также школьник должен выбрать две дисциплины по желанию — любые из школьной программы.

Математику сдают в двух модулях — алгебра и геометрия. Русский язык тоже проверяют в нескольких вариантах — сочинение, изложение, тест с вариантами ответов и задания с полным ответом. Эти два экзамена являются обязательными для всех школьников страны.

К 2020 году планируют ввести еще один обязательный экзамен в школьную программу — по иностранному языку. На данный момент ученик может сдать экзамены еще по двум предметам, которые выберет самостоятельно. Если девятиклассник планирует дальше идти в профильный класс или поступать в учебное заведение, к выбору предметов советуют подходить осознанно. Зачастую в колледжах и техникумах требуются результаты ОГЭ по профильному предмету.

По итогам экзамена школьнику выдается аттестат об основном общем образовании. Результаты экзаменов определяются по шкале расчета баллов от 20 до 70.

Схема проведения ОГЭ такая же, как и у ЕГЭ — экзамены сдают в другой школе, под тщательным наблюдением и со строгими правилами. На данный момент к ГИА в 9-ом классе допускаются все учащиеся, но планируется ввести итоговое собеседование, успешное прохождение которого будет допуском к экзамену.

Экзамен ЕГЭ

В отличие от ОГЭ, ЕГЭ для россиян уже не в новинку — он активно проводится во многих регионах страны с 2003 года. С 2009 года эта форма государственной аттестации является единственной в 11 классе. ЕГЭ одновременно служит как выпускной экзамен из школ, лицеев и гимназий, а также как вступительный экзамен в ВУЗ.

Система проведения экзамена в 11-ом классе похожа на ОГЭ. Также есть два обязательных предмета — математика и русский язык. Также есть возможность выбрать два предмета по желанию, любые из школьной программы.

Нововведение 2015 года — математика разделена на два направления, базовый и профильный. Школьник может выбрать профильный вариант экзамена лишь в том случае, если он требуется при поступлении в ВУЗ.

Выпускникам следует подготовиться заранее и выбрать те предметы, которые требуются при поступлении в высшее учебное заведение. Также проводится ЕГЭ по иностранным языкам, включая испанский, французский и немецкий. В 2016 году впервые был проведен пробный экзамен по китайскому языку в Амурской области.

По результатам экзаменов выпускник получает баллы по каждому предмету. Важно получить минимальное количество баллов, которые допускает Рособрнадзор. Чем выше сумма баллов, тем больше у абитуриента шансов поступить в ВУЗ на желаемую специальность. Каждое высшее учебное заведение имеет свой проходной балл для поступления.

ЕГЭ проводится в здании другой школы, с другими учителями во избежание некорректных результатов. С каждым годом процедура проведения экзамена все больше ужесточается, в кабинетах установлено видеонаблюдение, и школьников провожают даже в туалет.

Введение ЕГЭ до сих пор вызывает серьезные споры как у детей и родителей, так и представителей образовательной системы. Подготовку к единому государственному экзамену советуют начинать как можно раньше.

Экзамен ГВЭ

Есть еще одна форма государственной итоговой аттестации — ГВЭ (аббревиатура расшифровывается как государственный выпускной экзамен). Он является скорее исключением из общего правила и распространяется на отдельные категории выпускников. К ним относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, обучающиеся учебно-воспитательных заведений закрытого типа и так далее.

Основная итоговая аттестация ожидает всех школьников в России. ОГЭ — отличный способ проверить свои знания в 9 классе и подготовиться к ЕГЭ. А единый госэкзамен дает выпускнику хорошую возможность набрать высокие баллы для поступления в ВУЗ и пройти конкурс.

most.tv

Минпросвещения ответило на главные вопросы о школе в период пандемии коронавируса

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко дал эксклюзивное интервью "Комсомольской правде" и ответил на все самые острые вопросы об экзаменах и учебе с период карантина и самоизоляции. Запись трансляции доступна на сайте "KP.RU" и на канале "Комсомольской правды" в TikTok. А мы публикуем самые актуальные ответы!

Что будет с ОГЭ, ЕГЭ и ВПР?

Главное изменение касается выпускных экзаменов в 9-ом классе. Их число сократили – теперь выпускникам надо будет только два обязательных предмета (русский и математику). А вот предметы по выбору на ОГЭ в этом году сдавать не надо.

- Мы не можем отменить ОГЭ совсем, потому что эти экзамены нужны для поступления в колледжи и техникумы, - объяснил Дмитрий Глушко. – Для тех учеников, кто уходит в систему СПО, эти экзамены – часть подготовки к получению профессии и выходу на рынок труда. Кроме того, мы отложили старт ОГЭ на две недели, чтобы у выпускников было больше времени на подготовку.

Про отмену ЕГЭ речь тоже не идет, по той же самой причине – без объективного экзамена дети не смогут получить равный доступ к вузам.

- Нельзя отбирать у детей шанс на поступление в университет, - уверен Дмитрий Глушко. – Другой вопрос, как дать ученикам возможность качественно подготовиться к экзаменам. Не секрет, что многие дети и раньше обращались к репетиторам, и сейчас просто занимаются с ними же дистанционно. Но чтобы все ученики могли подготовиться самостоятельно и сдать ЕГЭ на хорошие баллы, мы запускаем серию видеоуроков по подготовке к экзаменам от лучших учителей страны. Эти занятия будут доступны уже в ближайшие дни на платформе "Моя школа в online", а также будут доступны в сетке телевещания.

Всероссийские проверочные работы школьники смогут написать прямо у себя дома. Школы уже получили задания, причем, для каждой организации составлены уникальные комплекты вопросов.

- Не надо бояться ВПР, это обычная проверочная работа, она не влияет на итоговую оценку, - говорит чиновник. – Учителям тоже не надо бояться ВПР, что их будут оценивать по этим результатам. Напротив, эти проверочные нужны педагогу, чтоб он лучше понимал, что его класс усвоил материал.

Придется ли учиться летом, если не успеешь освоить программу?

Для 9-классников и 11-классников учебный год, фактически, и так вырос на две недели из-за переноса сроков ЕГЭ. А вот для всех остальных учеников Минпросвещения старается оставить прежнее расписание:

- Первая неделя дистанционной учебы пришлась на каникулы, и только 15 процентов школ подключились к такому формату, - уточняет Дмитрий Глушко. – Сейчас на дистанте уже 94 процента школ. Затем, были нерабочие дни, программа тоже сместилась. Поэтому нам и пришлось сдвинуть сроки ОГЭ и ЕГЭ. Наша задача – сделать так, чтобы учебный год не растягивался дальше на лето.

Чтобы не мучить родителей и учеников, учебный год могут завершить досрочно. Но тогда всю программу придется проходить осенью

Понятно, что далеко не все предметы и темы можно качественно выдать в онлайн-формате. Поэтому Минпросвещения порекомендовало школам пересмотреть учебные планы и перенести часть программы на следующий учебный год.

- Не надо делать имитацию и симулировать обучение – лучше перенести часть материала на то время, когда мы сможем качественно его дать ученикам, - объясняет замминистра. – Это касается, например, некоторых занятий по музыке, которые невозможны без инструмента дома, или командных видов спорта – хотя и там есть упражнения, которые можно отрабатывать дома самостоятельно. Но если учитель или школа не могут сейчас качественно сделать уро в дистанционном формате, надо перераспределить это время. А чтобы учитель не сидел без работы, он может посвятить это время методической работе и продумывать, как действовать в новом формате.

Некоторые ученики и педагоги уже сейчас смогут вернуться к привычной жизни. Например, в Якутии, где много малокомплектных школ, которые находятся вдалеке от основных населенных пунктов. В таких ситуациях школы могут вернуться в традиционный формат, но каждое такое решение глава региона должен принимать индивидуально и согласовывать это в Правительстве.

Всероссийские проверочные работы школьники смогут написать прямо у себя дома.Фото: Мария ЛЕНЦ

Что делать с техническими проблемами при дистанционном обучении?

В нашей стране несколько десятков миллионов школьников, а также их мам, пап, бабушек и дедушек. И вся эта аудитория сейчас пытается работать с Российской электронной школой (РЭШ) и другими крупными образовательными онлайн-ресурсами. Неудивительно, что сервисы просто не тянут такую нагрузку!

- Важно понимать, что дистанционное обучение – это не только онлайн-урок в прямом эфире, - говорит Дмитрий Глушко. – Я сам пользуюсь РЭШ и вижу, что порой заполнение тестов растягивается надолго. Я понимаю, как раздражает необходимость бегать из приложения в приложение. Но учителя сейчас и сами ищут разные формы дистанционной работы. И я уверен, что наши педагоги сейчас, наряду с медиками, ведут просто героическую работу! Нам всем надо быть терпимее и к ним, и к возникающим сложностям, потому что такие проблемы сейчас есть во всем мире. Даже в технически развитой Японии университеты ушли на каникулы на три недели, потому что не смогли моментально перейти в онлайн.

Отчасти, поэтому же школьники жалуются на выросшую нагрузку – учителя вынуждены давать больше самостоятельной работы, чтобы дети могли освоить программу в удобное им время и без привязки к стабильному интернет-трафику. А в помощь педагогам Минпросвещения дает рекомендации и показывает примеры других педагогов, как выстроить онлайн-обучение, не нарушая СанПиНы по экранному времени и не увеличивая нагрузку.

- Все ресурсы, которые мы рекомендуем, абсолютно бесплатны и открыты, - уточняет замминистра. – Это не только интернет-компании, но и издательства, которые открыли бесплатный доступ к электронным учебникам. В случаях, когда учителя или директора настаивают на каких-то платных онлайн-курсах или материалах, нужно обязательно позвонить нам на горячую линию по телефону 8 800 200 91 85 и сообщить об этом. Мы возьмем эту ситуацию под контроль.

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко дал эксклюзивное интервью "Комсомольской правде".Фото: Андрей Минаев

Как быть студентам колледжей, которым надо осваивать профессию на практике?

Сложнее всего придется тем, кто заканчивает учебу в этом году – им предстоит не просто освоить практические навыки, но и продемонстрировать их на выпускном экзамене.

- Сейчас мы при поддержке Worldskills отрабатываем с колледжами технологию, которая поможет максимально отработать навыки и провести какие-то экзамены дистанционно, - рассказывает Дмитрий Глушко. – Мы отлаживаем механизм, при котором студент мог бы прийти в колледж, потренироваться на оборудовании, поработать с расходными материалами. Те студенты, кто ещё не заканчивают учебу, тоже смогут перераспределить учебные планы, и отложить очное обучение с мастером на более позднее время.

Об отмене экзаменов речь и в этом случае не идет. Однако, в некоторых случаях выпускники могут перейти на ускоренную траекторию, чтобы быстрее пройти аттестацию и получить диплом. Это касается, например, студентов-медиков, которые хотят побыстрее войти в профессию и помогать коллегам в больницах.

- Мы не можем просто выдать дипломы всем медикам и отправить их в больницы – Минздрав проводит первичную профессиональную аккредитацию выпускников медколледжа, это их допуск в профессию, - объясняет чиновник. – Выпускники должны подтвердить, что их можно допустить к людям. Однако, нормативные акты позволяют ускоренное обучение по этим специальностям – для этого нужно написать заявление в колледж и оперативно подготовиться к аккредитации. Затем, если выпускник хочет, он может пройти практику в больницах для коронавирусных пациентов, чтобы помочь коллегам-врачам.

Что можно сделать, чтобы помочь себе и близким пережить этот непростой период?

- Важно заниматься спортом и физическими нагрузками, соблюдая условия самоизоляции, - говорит Дмитрий Глушко. – Я сам бегаю ультрадлинные дистанции, но в нынешнем режиме не могу себе этого позволить. Поэтому я принес в кабинет велосипед и установил для него стойку, и кручу педали вечерами после работы. Ещё я скачал себе приложение, где тренер регулярно присылает мне видеоинструкции с упражнениями для бегунов. И я призываю всех находить свои формы физической активности, которые помогут вам сохранять форму дома.

Также замминистра призвал учеников и их родителей быть более терпимыми в этой ситуации и не выливать агрессию своих близких и учителей:

- Педагоги работают от души, они пришли в эту профессию по призванию, - уверен Дмитрий Глушко. – Учителя пытаются дать детям лучшее, вне зависимости от проблем с гаджетами и интернетом. И мы видим, что дети уже сейчас соскучились по школе, по своим одноклассникам и учителям, да даже просто по стенам своего кабинета. И я убежден, что сейчас люди как никогда понимают ценность живого общения, и что, когда мы вернемся к обычной жизни, мы гораздо меньше времени будем проводить в гаджетах и соцсетях.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Детский психолог Людмила Петрановская: Вместо уроков я бы сейчас детям показывала фильмы и водила на виртуальные экскурсии

Поделиться видео </>

Замминистра просвещения: Учителя совершают героический поступок, работая дистанционно.Заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко ответил на вопросы «Комсомолки» в ТикТок

www.kp.ru

Как это будет — Учёба.ру

Предметы

Выпускники-девятиклассники сдают ОГЭ по четырем предметам. Два обязательных предмета итоговой аттестации — математика и русский язык. Для получения аттестата за 9-й класс необходимо сдать эти экзамены на положительные баллы и преодолеть минимальный порог, установленный Рособрнадзором. Остальные два испытания каждый выбирает самостоятельно из 12 дополнительных предметов.

Школьникам, изучавшим родной язык из числа языков народов РФ и родную литературу народов РФ, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе. Также в качестве дополнительных экзаменов можно выбрать два иностранных языка одновременно. При этом для школьников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены особые условия. Девятиклассникам необходимо до 1 марта определиться с выбором дополнительных дисциплин.

Обязательные предметы:
  • русский язык,
  • математика.
Предметы по выбору:
  • физика,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • литература,
  • история,
  • обществознание,
  • информатика и ИКТ,
  • иностранный язык (английский, немецкий, французский или испанский),
  • родной язык из числа языков народов РФ,
  • родная литература народов РФ.

Итоговое собеседование по русскому языку

В 2019 году девятиклассники впервые сдают итоговое собеседование по русскому языку в качестве допуска к ОГЭ. Экзамен пройдет 13 февраля. Итоговое собеседование для выпускников 9-х классов вводится в экзаменационную программу за курс средней школы по аналогии с итоговым сочинением у одиннадцатиклассников. Теперь, для того чтобы быть допущенными к ОГЭ, выпускники средней школы должны пройти итоговое собеседование по русскому языку. Экзамен оценивается по системе "зачет"/"незачет«. В случае отрицательного результата собеседование можно пройти повторно 13 марта и 6 мая. Если школьник получает «зачет», он допускается к ОГЭ, если «незачет» — не допускается. Подробнее об итоговом собеседовании читайте в материале «Учебы.ру».

В этом году девятиклассники будут сдавать ОГЭ в две волны — досрочную и основную. На всей территории страны ОГЭ проводится по единому расписанию. Первая (досрочная) волна пройдет c 22 апреля по 14 мая, вторая (основная) — с 24 мая по 14 июня. Расписание также предусматривает резервные дни по всем предметам (с 25 июня по 2 июля) для тех школьников, которые не смогли присутствовать на экзамене в основные дни по уважительным причинам.

Досрочный этап

22 апреля математика
24 апреля история, биология, физика, география, иностранные языки
26 апреля русский язык
29 апреля информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература
с 6 по 10 мая резервные дни
В рамках досрочного этапа имеют право сдать экзамен:
  • выпускники вечерних школ, призываемые на военную службу;
  • спортсмены сборных команд, выезжающие на соревнования или сборы;
  • школьники, которые не могут сдать экзамены в рамках основного этапа по состоянию здоровья или из-за переезда в другую страну.

Основной этап

24 и 25 мая иностранные языки
28 мая русский язык
30 мая обществознание
4 июня обществознание, информатика и ИКТ, география, физика
6 июня математика
11 июня литература, физика, информатика и ИКТ, биология
14 июня история, химия, география
с 25 июня по 2 июля резервные дни

Пересдачи

Школьники, получившие на ОГЭ неудовлетворительный результат по одному или двум предметам, могут пересдать экзамены осенью в дополнительные сроки. Если выпускник не преодолел минимальный порог по трем и более предметам, повторная сдача ОГЭ для него возможна только в следующем году. Также год придется ждать тем, кто «завалит» пересдачу осенью.

Выпускники 9-го класса, не сдавшие ОГЭ, по решению родителей либо остаются в школе на второй год, либо вместо аттестата получают справку об обучении установленного образца. Во втором случае можно сдать ОГЭ повторно через год. Такие же правила действуют и для девятиклассников, не допущенных к ОГЭ.

Кто не сдает ОГЭ

К экзамену не допускаются школьники, у которых среди годовых оценок за 9-й класс есть «неуды». Если они пройдут переаттестацию по этому предмету до осени, то могут сдать ОГЭ в сентябре, в противном случае — только на следующий год.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также члены сборных команд РФ освобождаются от ОГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. По этой дисциплине им автоматически выставляется высший балл.

Результаты ОГЭ

Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) переводятся в пятибалльную шкалу. По каждому предмету ОГЭ установлено минимальное количество баллов, которое необходимо набрать для положительной оценки.

Апелляцию о несогласии с выставленными баллами можно подать в своей школе в течение двух рабочих дней после дня официального объявления результатов ОГЭ по предмету. В таком случае участника экзамена пригласят на апелляционную комиссию.

Поскольку российские колледжи принимают абитуриентов без экзаменов, для зачисления туда выпускнику 9-го класса достаточно просто сдать ОГЭ на положительные оценки, получить аттестат и предъявить его в приемной комиссии. Так как баллы ОГЭ влияют на итоговые оценки за 9 класс, а колледжи проводят конкурсный отбор по среднему баллу аттестата, школьнику необходимо сдать экзамены как можно лучше. Для девятиклассников, которые планируют продолжить обучение в школе, также важны оценки за ОГЭ. Ведь именно результат экзамена служит критерием для зачисления в профильные 10-е классы.

Предмет Всего баллов Минимальный порог «на тройку» Рекомендуемый балл в профильный класс
Русский язык 39 15 31
Математика 32 8 18 (естественнонаучный, экономический профиль), 19 (физико-математический профиль)
Физика 40 10 30
Химия 34 9 23
Биология 46 13 33
География 32 12 24
Обществознание 39 15 30
История 44 13 32
Литература 33 12 22
Информатика и ИКТ 22 5 15
Иностранные языки 70 29 56

Чем можно пользоваться на ОГЭ

В отличие от ЕГЭ, где на экзаменах по некоторым предметам разрешается пользоваться лишь линейкой и калькулятором, список доступных «помощников» для девятиклассников значительно шире.

www.ucheba.ru

Как будут сдавать ЕГЭ во время пандемии

Власти Великобритании уже официально заявили, что отменяют государственные экзамены, запланированные на май — июнь 2020 года. Может ли такой сценарий повториться в России? Как эпидемия коронавируса может изменить практику сдачи госэкзаменов и поступления в вузы? Об этом рассуждает наш постоянный ЕГЭ-блогер Мария Кучерова.

Мир никогда уже не будет прежним — последнее время всё чаще встречаю эту фразу в публикациях и соцсетях. Трудно не согласиться. После того, как мир справится с последствиями пандемии, неизбежные изменения коснутся практически всех сфер нашей жизни. Образование — не исключение.

Могут ли летом 2020 года отменить ЕГЭ

Не хочу гадать на кофейной гуще — любопытное, но бесполезное занятие. Давайте порассуждаем вместе, какие сценарии возможны в российских реалиях. Глубоко убеждена, что отмена ЕГЭ этим летом не случится.

1. Досрочный период перенесли на основной

Мы внимательно следим за новостной повесткой. Впервые за многолетнюю историю существования ЕГЭ досрочный период фактически отменён — его переносят на основной период. Чиновники говорят, что все зарегистрированные на «досрок», сдадут ЕГЭ с 25 мая по 29 июня — с основным потоком. Фишка в том, что 32 000 подавших заявления на досрочную сдачу в основной поток сдавать экзамены не планировали.

Тут мы констатируем первое слабое место в стандартной практике проведения государственной итоговой аттестации: при нынешних регламентах непредвиденные обстоятельства (например, эпидемия какого-либо заболевания) могут помешать участникам ЕГЭ реализовать свои права на досрочную сдачу. Если бы у нас существовали специальные центры диагностики и была бы возможность сдавать ЕГЭ в любой день, заранее пройдя процедуру регистрации, то сейчас было бы проще разруливать навалившиеся проблемы.

2. Вдруг основной период тоже перенесут или отменят? Может быть, по скайпу будем сдавать экзамены?

Давайте сначала рассмотрим вариант с полной отменой ЕГЭ. Мне такой сценарий представляется маловероятным. Мы не Великобритания. Тот факт, что досрочный период перенесли на основной, говорит о том, что срыв сроков проведения основного этапа пока вообще в публичном поле чиновниками серьёзно не обсуждается. Ну отменят ЕГЭ, а как выпускники тогда в вузы поступать будут? Вернуть классические вступительные экзамены в вузах? Тоже невозможно: риск заражения такой же, как при проведении ЕГЭ. Конкурс аттестатов? Это вообще несерьёзно. Столько лет боролись за независимую проверку знаний, чтоб потом вернуться в нулевую точку? За все эти годы статус школьных аттестатов опустился ниже плинтуса, так что тоже не поможет спасти ситуацию.

Вы слышали, что в этом году на основном этапе ЕГЭ за детьми должны следить нейросети? Все бланки выпускников, помимо экспертов-учителей, летом будет проверять? Если не слышали, то я вас удивлю. В 2019 году искусственный интеллект уже проверял все сканированные работы выпускников на предмет несоответствия почерка.

Вокруг ЕГЭ за десять лет существования сложилась колоссальная инфраструктура, и она продолжает расширяться. Нам мало видеонаблюдения в режиме онлайн, почему-то в этом году к нему решили добавить распознавание лиц и наблюдение за поведением выпускников в аудитории при помощи нейросети. Просто Пентагон какой-то, ей богу.

Многомиллионный госконтракт с Ростелекомом, который ежегодно организует видеонаблюдение, теперь не единственная статья расходов. Это учителям часто работу не оплачивают, а Ростелеком ни разу на такие проблемы не жаловался. Есть все основания полагать, что летом планировали задействовать уникальный суперкомпьютер Кристофари от Сбербанка. Было несколько публикаций об этом уже. Бесплатно? Никто нас в эти подробности не посвящает.

Второе слабое место ЕГЭ — его безальтернативность. Нечем заменить

Встал вопрос о том, чтобы дети несколько месяцев сидели дома, и случается коллапс на государственных экзаменах. ЕГЭ по скайпу — это утопия. Столько лет боролись с коррупцией на ЕГЭ, чтоб потом обнулить всё за один день? Техническая часть под большим вопросом. Я не говорю уже о прозрачности результатов дистанционных экзаменов. Кто будет следить за детьми через глазки видеокамер? Кто будет обыскивать их дома на предмет шпаргалок и так далее?

Третье слабое место ЕГЭ — его просто невозможно вписать в современную систему онлайн-образования. Весь мир уверенными шагами идёт в сторону дистанционного обучения (и школьное, и вузовское), ЕГЭ в этих реалиях выглядит как атавизм.

Вариант с переносом сроков представляется мне вполне возможным. Сильно сдвинуть сроки вряд ли не получится при всём желании, потому что сдача ЕГЭ — это лишь одно из звеньев долгой цепочки событий в жизни каждого выпускника 11 класса.

Смотрите сами, экзамены должны пройти с 25 мая по 29 июня, а 20 июня уже начинается приёмная кампания в вузы. Закроются приёмные комиссии вузов лишь 20 августа. 1 сентября студенты очных отделений должны будут уже пойти учиться. Даже небольшой сдвиг сроков основного периода ЕГЭ должен потянуть за собой перенос приёмной кампании. Ещё не забывайте про осенний призыв. Все мальчики в течение сентября должны будут принести в военкоматы справки из деканатов вузов и пройти медкомиссии. Если всё сдвинется, что ж их всех в армию заберут?

Четвертое слабое место ЕГЭ — формат большой контрольной работы в формате теста на три-четыре часа. Этот тест решает судьбу подростка, учёба в течение 11 лет сжимается в несколько часов. Напишешь хорошо — респект, что-то пойдёт не так — пересдача только через год.

Оценки школьных учителей за весь период учёбы попросту превращаются в тыкву — ведь школьный аттестат давно превратился в никому не нужную корочку. Все оценки в аттестате — это труд ребёнка, выраженный в цифрах, но государство этим цифрам не доверяет, ему нужен лишь пресловутый тест на 100 баллов.

А что с ОГЭ? Его перенесут или отменят?

Я не знаю, что чиновники планируют делать с экзаменами в 9 классах после окончания пандемии. В этом году ОГЭ должны сдавать 1,4 миллионов школьников (это почти в два раза больше, чем сдающих ЕГЭ). Коронавирус — это призма, через которую мы свежим взглядом можем посмотреть и на ОГЭ.

Зададимся вопросами: ОГЭ влияет хоть на что-нибудь? Проведение этих экзаменов как-то связано с поступление в колледжи и техникумы? Может быть, баллы ОГЭ необходимы для конкурсного отбора в 10 классы? На все эти вопросы ответ один — нет. С некоторых пор баллы ОГЭ влияют на итоговые оценки в аттестате за 9 класс. Ну и что? Кому эти оценки нужны? Если ребёнка взяли в 10 класс, то после 11 все его оценки всё равно обнулятся, так как нужны лишь баллы ЕГЭ.

Теперь колледжи и техникумы. Баллы ОГЭ? Нет, колледжам они не нужны — при поступлении их не учитывают. При наборе в профильные классы баллы ОГЭ некоторые школы анализируют, но рекомендации по зачислению в профильные классы Рособрнадзора — это всего лишь рекомендации, которые школа не обязана исполнять. Кстати, Рособрнадзор летом 2019 года официально заявил, что сомневается в объективности результатов ОГЭ.

Жалобы на факты списывания на ОГЭ-2019 поступали на горячую линию Рособрнадзора так часто, что они не смогли молчать

Подводя итоги, можно резюмировать, что ОГЭ в ситуации пандемии — это пустая трата времени и денежных средств. Ещё нервов, кстати. Если перевести ЕГЭ в дистанционный режим или вообще отменить попросту невозможно, то проводить ОГЭ с 1,4 миллионами участников — это просто безумие.

Если не ЕГЭ, то что? Давно уже всё придумали, просто вы ещё не в курсе

Пятое слабое место (самое главное) — есть основания полагать, что ЕГЭ подписан приговор на самом высоком уровне. В феврале 2018 года мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин уже озвучил планы по отмене ЕГЭ. На смену привычной практике тестирования должно прийти электронное портфолио. Как оно будет работать, пока, к сожалению, никто нам не потрудился объяснить, но, вероятно, электронный дневник и постоянные ВПР будут как раз той накопительной базой баллов. Они будут суммироваться и анализироваться в конце обучения. На выходе будут формироваться индивидуальные рекомендации по поступлению в вузы. Без экзаменов и конкурса аттестатов.

Уже были статьи, где чиновники говорили, что распределением по университетам будет заниматься искусственный интеллект. Вновь назначенный министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов — главный специалист по ВПР и сторонник перехода к электронному портфолио. Есть ещё вопросы?

Хотелось бы поподробнее рассказать об электронном портфолио, но, к сожалению, в публичном поле нет достаточного количества информации. Но этот факт вовсе не означает, что новшество будет введено нескоро. Уже сформированы электронные ресурсы для этого — платформы МЭШ и РЭШ, столичный портал «Мои достижения».

Известно, что переход от практики ЕГЭ к накопительной форме аттестации по принципу электронного портфолио планировалось осуществить в Москве в течение пяти лет. Дальше — остальные регионы, вся оставшаяся страна. Полный переход официально был обозначен до 2030 года. Уверена, что пандемия COVID-19 похоронит ЕГЭ раз и навсегда уже в ближайшее время!

Судите сами, Сергей Собянин назначен руководителем рабочей группы Государственного совета по противодействию распространению коронавируса в стране. Уверена, как только он победит COVID-19, вопрос о замене ЕГЭ на электронное портфолио не заставит себя долго ждать. Если раньше у него были оппоненты в лице Ольги Васильевой (она не была против, но высказывала серьёзные сомнения), то новый министр просвещения полностью идею мэра поддерживает. Зачем ждать какие-то пять лет, когда можно это сделать уже в следующем году? А уважительная причина сама свалилась на голову. Да и Герман Греф поможет — Сбербанк, оказывается, давно уже работает над новой школьной цифровой платформой, которая позволит уйти навсегда от практики проведения экзаменов. Глава Сбербанка давно призывал «убить школьные экзамены», так что теперь это просто вопрос времени.

Я так долго боролась с недостатками на ЕГЭ, что мысли о его отмене даже вызывают у меня чувство сожаления. Я буду без него скучать.

Всем здоровья! Берегите себя и своих близких.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Zueva Oksana)

mel.fm

Студенты России будут сдавать экзамены в противогазах / Habr

Вчера, 31 марта, министр науки и высшего образования, Валерий Николаевич Фальков, подписал указ о процедуре принятия экзаменов в связи с пандемией коронавируса. Ссылка на полный приказ Фалькова будет дана в конце этого поста.


Экзамены — это крайне ответственная процедура. Мы не можем позволить студентам сдавать их удалённо. Вчера было закрытое совещание в правительстве, по причине аномального похолодания, остатки коронавируса исчезнут не раньше сентября. Следовательно готовиться нужно уже сейчас. (В.Н.Фальков)

Меры как меры. Приказ как приказ.
Однако в приказе Фалькова есть один странный пункт:


6.1. Каждый студент обязан явиться на все экзамены в противогазе.

Согласно статистике, в Росии более 4.5 миллиона студентов, в одной только Москве более 750 тысяч.

Где министерство найдет столько противогазов?

По просьбе Министерства науки и высшего образования, Михаил Владимирович Мишустин дал распоряжения о помощи МЧС и Министерству Обороны.


В Москве и Санкт-Петербурге у нас нет складов, в остальных субъектах выделим противогазы студентам в залог паспорта или полной стоимости противогаза. Их можно будет получить в деканатах своих факультетов после майских праздников. (Е.Н.Зинчев)

Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то противогазы будут раздавать в военкоматах по месту пребывания. В этих субъектах ответственность за раздачу противогазов взяло на себя Министерство Обороны.


Министерство Обороны не бросит наших коллег из Минобра. Необходимое количество противогазов поступит в Москву и в северную столицу спецвагонами к 16 апреля. До 20 апреля каждый студент должен явиться в свой военкомат и оставить заявку. Раздача противогазов будет осуществляться с 25 апреля.(С.К.Шойгу)

Напомним так же, что депутат государственной Думы, Валентина Владимировна Терешкова обеспокоена здоровьем пожилых педагогов:


Большинство педагогов, которые будут принимать экзамены, уже в возрасте. Они наиболее уязвимы к коронавирусу. Посему считаю выделение противогазов для них недостаточной мерой. Необходимы специальные костюмы или даже скафандры. (В.В.Терешкова)

Однако достаточного количества скафандров нет ни в МЧС ни в Министерстве Обороны. Посему всем педагогам придётся довольствоваться противогазами.

В целях пропаганды важности необходимых мер, Валерий Николаевич сделал официальный запрос в Минкульт о разработке отечественных фильмов про эффективную борьбу с коронавирусом.


К сожалению в столь короткий срок невозможно разработать качественный фильм. Посему в этом году будем официально и настоятельно рекомендовать всем лицам с 12 лет к просмотру анимационный фильм Хаяо Миядзаки "Навсикая из долины ветров" (О.Б.Любимова)

Полный текст приказа В.Н.Фалькова доступен по ссылке.

habr.com

как устроен предпрофессиональный экзамен / Новости города / Сайт Москвы

В городских школах уже не первый год действует система предпрофессионального образования: ученики могут выбрать инженерные, медицинские, академические и кадетские классы. В каждом изучают профильные предметы и проходят дополнительные курсы, делают практические проекты, ездят на тематические экскурсии по своим направлениям — словом, погружаются в будущую профессию. Занятия в таких классах ведут не только школьные учителя, но и преподаватели вузов.

1 марта одиннадцатиклассники начали сдавать экзамены по своему профилю. Проходить итоговые испытания они будут постепенно: ученики академических и медицинских классов — до 30 марта, а инженерных — до 30 апреля. Итоги подведут к концу учебного года (25 мая).

С помощью экзамена оценивают умения и навыки, полученные школьниками по программам предпрофессионального обучения. Он состоит из двух частей — теоретической и практической. В ходе теоретической оценивают межпредметные результаты и знание основ профессии. Задания разрабатывают преподаватели вузов-партнеров. Во время практической части школьники демонстрируют полученные умения и навыки и презентуют их результаты. Максимум можно заработать 100 баллов: 40 за теорию и 60 за практику.

Как рассказала Валентина Андреева, начальник отдела Московского центра качества образования (МЦКО), впервые предпрофессиональный экзамен провели в прошлом году. Тогда в нем приняли участие только ученики инженерных и медицинских классов — всего более двух тысяч человек. В этом году к итоговым испытаниям присоединились академические классы. Сейчас в системе проведения экзамена зарегистрированы более 10 тысяч участников.

«В этом году в рамках практической части в инженерных и академических классах решают ситуационные задачи. А ученики медицинских выполняют кейсы. Каждый участник получает два кейса, в течение 30 минут школьники должны показать определенный алгоритм действий», — рассказала Валентина Андреева.

По ее словам, в прошлом году были выпускники медицинских классов, набравшие 93–95 баллов из 100. С теми, кто сдал предпрофессиональный экзамен на максимальное количество баллов, заключены договоры на целевое обучение.

Бонусы к ЕГЭ и бесценный опыт

Предпрофессиональное образование не только позволяет школьникам детально познакомиться с выбранной профессией, но и дает ощутимые бонусы на пути к ней. Многие вузы-партнеры учитывают результаты предпрофессионального экзамена и начисляют поступающим до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ. Например, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» дает дополнительно от семи до 10 баллов, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана — от восьми до 10, Московский автомобильно-дорожный институт — 10, Московский авиационный институт — пять и так далее. Пока в списке 11 вузов.

Первый проректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Борис Падалкин уверен: главный результат работы предпрофессиональных классов — то, что в вузы приходят высоко мотивированные студенты. Он также считает важным аспектом подготовку специалистов, в которых город нуждается больше всего.

«Интересно и то, что у ребят формируются первичные навыки исследовательской работы, инженерного труда, — сказал Борис Падалкин. — Когда они придут к нам, они начнут изучать эти вещи уже не с нуля, а на определенной базе».

По его словам, инженерные классы учат работать в команде, грамотно выстраивать отношения в коллективе и распределять обязанности, а также ставить цели и достигать их.

Ученик 11-го медицинского класса школы № 354 Василий Бабкин уже сдал предпрофессиональный экзамен и рассказал о своих впечатлениях: «Теоретическая часть представляла собой тестирование на компьютере — 16 вопросов. Во время практической части мы демонстрировали умение оказывать первую помощь. Я сдал на 80 баллов из 100. Мне это даст дополнительные пять баллов к результатам ЕГЭ».

Он рассказал, что будет представителем четвертого поколения врачей в семье, если поступит в медицинский вуз, как планирует. Каким именно врачом хочет быть, Василий еще не решил, но уверен, что успеет определиться за шесть лет лечебного факультета.

«В школе на занятиях нас учили оказывать первую помощь, делать перевязки, измерять давление. Для оказания первой помощи у нас был специальный манекен со множеством датчиков. Во время учебы было много и теории по специальности. Предпрофессиональный класс — это прекрасная возможность проверить себя на желание заниматься выбранным делом», — уверен одиннадцатиклассник.

Телементоры, скелеты и разборные торсы

Медицинские классы действительно позволяют ученикам попробовать себя в профессии и решить, правильный ли выбор они сделали. Для этого есть электронные тренажеры, приборы для измерения давления, частоты дыхания, учебные электрокардиографы. Школьники осваивают основы микробиологии, биохимии, анатомии и даже нанотехнологии в медицине.

Помогает будущим медикам и телементор, который демонстрирует ролики о том, как подготовиться к тем или иным медицинским манипуляциям. В комплекте идут фантомы — это, например, резиновые рука, ягодицы, голова, желудок и другие органы и части тела, а также необходимые инструменты (к примеру, шприцы). На фантомах школьники учатся проводить разные процедуры. К услугам юных врачей и так называемый набор поражений. Резиновые модели изображают открытый перелом плечевой кости, ожог кисти, рвано-ушибленную рану стопы, проникающее ранение грудной клетки и другие травмы, с которыми будущим докторам никогда не рано познакомиться.

Есть и микроскопы, и гипсовые скелеты, и разборные модели человеческого торса.

«Здесь и психологический аспект. Ребята выбирают дальнейшую дорогу. Отношение к этим моделям и препаратам позволяет оценить свои возможности. Если страх перевешивает интерес, то стоит еще раз серьезно подумать о выборе. Ведь медицина — это прежде всего работа с человеком», — рассказала Нинель Галкина, преподаватель лаборатории предпрофессионального образования МЦКО.

Партнерами в проекте «Медицинский класс в московской школе» стали Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и более 30 медицинских организаций.

Программирование и робототехника

Будущие инженеры изучают компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников, учатся программировать и создавать роботов.

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет 98 школ, 16 технических вузов, 33 центра молодежного инновационного творчества и более 100 высокотехнологичных предприятий.

Закупка нового лабораторного комплекса позволила оснастить инженерные классы современной техникой — предпрофессиональное образование вышло на новый уровень. Школьники получили атомно-силовые микроскопы, программируемые станки, технику для проведения опытов по проверке прочности и герметичности.

«Инженерный класс — это совершенно уникальная возможность поработать с вузом, в который планируешь поступать. Я собираюсь поступать в МГТУ имени Н.Э. Баумана, рассматриваю несколько факультетов, но больше всего мечтаю о СМ-7 — робототехнике и мехатронике. Наша школа как раз сотрудничает с этим вузом в проекте инженерных классов. Я прослушал там курс лекций, прошел летнюю практику», — рассказал ученик 11-го инженерного класса школы № 354 Даниил Нагибин.

В течение года Даниил занимался проектом для конференции «Шаг в будущее», которую проводит МГТУ имени Н.Э. Баумана: «Моим научным руководителем был преподаватель этого вуза. Проект называется “Разработка действующей модели колесного робота-кладовщика”. Я создал небольшой прототип робота, который перемещает предметы по заранее заданной траектории, и запрограммировал его. Во время работы я изучал среду программирования для написания алгоритмов Arduino IDE».

Стратегия московского образования

В этом году в столице начали разрабатывать стратегию образования до 2025 года. Она продолжит череду позитивных изменений в школах, в том числе проектов по предпрофессиональному обучению.

Важное условие для развития — единый образовательный процесс. Интеграция должна продолжиться: в процесс обучения необходимо включить все ресурсы города — учебные заведения, музеи, технопарки и предприятия.

Изменения в образовании уже принесли ощутимые результаты. Например, в соответствии с исследованием PISA (The Programme for International Student Assessment) по уровню читательской и математической грамотности московские школьники заняли шестое место в мире. 156 школ входят в топ-500 лучших в стране. А на всероссийской олимпиаде столичные школьники завоевали 45 процентов дипломов.

www.mos.ru

принимать экзамен - это... Что такое принимать экзамен?


принимать экзамен

vb. eksaminere

Русско-датский словарь. 2013.

  • принимать участие
  • приносить выгоду

Смотреть что такое "принимать экзамен" в других словарях:

  • принимать — что л. от кого и у кого. Принимать подарки от друзей. Принимать экзамен у студентов. Принимать дела от своего предшественника (у своего предшественника). См. от у …   Словарь управления

  • Экзамен академии — Содержание 1 Введение 2 География 2.1 Страна Огня 2.1.1 Деревня, скрытая в листве …   Википедия

  • экзамен — выдержать экзамен • действие, объект держать экзамен • действие, объект начались вступительные экзамены • действие, субъект, начало принимать экзамены • действие сдавать вступительные экзамены • действие, объект сдавать экзамены • действие,… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • экзамен — ЭКЗАМЕН1, а, м Форма испытания, проверки знаний учащихся по изученному предмету, курсу, состоящая в том, что экзаменующийся должен ответить на несколько теоретических вопросов; в зависимости от полноты и точности ответа преподавателем… …   Толковый словарь русских существительных

  • проверка познаний — ▲ проверка ↑ познания диктант письменная работа для проверки грамотности. изложение. контрольная работа. зачет. коллоквиум. экзамен проверка знаний. экзамены. экзаменовать, ся. отэкзаменовать, ся. проэкзаменовать, ся. держать экзамен по чему.… …   Идеографический словарь русского языка

  • БОГОМОЛОВ Валерий Николаевич — (р. 08.01.1951) Секретарь генсовета с 29.03.2003 г., секретарь президиума генерального совета партии «Единая Россия» с ноября 2004 г. по 22.04.2005 г. Родился в г. Архангельске. Рано остался без отца, мать работала продавцом в магазине.… …   Путинская энциклопедия

  • БОЛОНЬЯ — [итал. Bologna], г. в Центр. Италии (обл. Эмилия Романья), центр еп ства. На территории совр. Б. в VIII в. до Р. Х. существовало поселение италийского племени умбров, на месте к рого позднее возник этрусский г. Фельсина. В нач. IV в. до Р. Х.… …   Православная энциклопедия

  • МАКСИМОВА Екатерина Ивановна — (17(29).06.1857 29.06(12.07). 1905, Гапсаль)    первая женщина в России, получившая право вести занятия по философии в высшем (женском) учебном заведении. Воспитывалась в Александровской женской гимназии императрицы Марии. С 1876 по 1889 г.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • City&Guilds — Экзамен City Guilds International ESOL (English for Speakers of Other Languages)  экзамен, входящий в структуру экзаменационной комиссии City Guilds International, являющейся второй по величине экзаменационной комиссией Великобритании, проводящей …   Википедия

  • действие — возыметь действие • действие действие кончилось • действие, субъект, окончание действие направить • действие действие начинается • действие, субъект, начало действие основано • касательство действие производить • действие действие происходит •… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Университет — (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Экзамен для подростков, Мурашова Екатерина Вадимовна, Кривец Наталия. "Экзамен для подростков"-это игра-тренажер для тех, кому от 12 и до 18. Она увлекает и захватывает, и в ней не страшно проиграть - ведь ошибки никому не навредят. А напротив, позволят… Подробнее  Купить за 480 руб
  • Представители потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя, А. П. Рыжаков. Исследуются правовой статус представителей потерпевшего (гражданского истца, частного обвинителя) и все элементы конструкции норм УПК РФ, устанавливающих понятие, права, обязанности,… Подробнее  Купить за 321 руб
  • Экзамен для подростков, Мурашова Екатерина Вадимовна, Кривец Наталия. `Экзамен для подростков`- это игра-тренажер для тех, кому от 12 и до 18. Она увлекает и захватывает, и в ней не страшно проиграть - ведь ошибки никому не навредят. А напротив, позволят… Подробнее  Купить за 289 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «принимать экзамен» >>

russian_danish.academic.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта