Новые правила ОСАГО. Что изменится для водителей в апреле
В России с начала апреля вступают в силу сразу несколько нововведений, связанных с оформлением полиса ОСАГО.
Расчет КБМ
С 1 апреля вступает в силу указание ЦБ в части изменения системы присвоения коэффициента "бонус-малус" (КБМ) — при расчете цены полиса ОСАГО он дает скидку за езду без ДТП и, наоборот, надбавку за совершенные аварии. КБМ больше не будет обнуляться при перерыве в вождении, как это было ранее, — теперь скидка сохранится. Кроме того, этот коэффициент будут назначать водителю раз в год, 1 апреля, и в течение года пересчитываться он не будет. То есть если водитель 1 мая устроит аварию, а 1 июня решит купить полис ОСАГО — КБМ ему установят по состоянию на 1 апреля, и изменится он только 1 апреля следующего года.
Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в базе Российского союза автостраховщиков (РСА) будет числиться несколько коэффициентов "бонус-малус" (например, если человек вписан в несколько разных полисов), то ему присвоят наименьший из них. Такой подход позволит избежать задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, отмечали ранее в ЦБ. Юрлицо получит единый КБМ для всех машин в автопарке.
Максимальный КБМ составляет 2,45, то есть увеличивает стоимость полиса в 2,45 раза, минимальный — 0,5, то есть соответствует скидке в 50%.
Системы гарантирования
Также с 2 апреля водители получат возможность выбирать страховщика в системах гарантирования продаж ОСАГО — "Е-Гарант" (при покупке полиса онлайн) и "Единый агент" (при покупке бумажного полиса). Решение о модернизации систем гарантирования было принято внеочередным общим собранием Российского союза автостраховщиков в конце 2018 года.
Система "Единый агент" работает с августа 2016 года и обеспечивает бесперебойность продаж бумажных полисов ОСАГО в убыточных для страховщиков регионах. Компании, у которых есть офисы в этих субъектах, выступают агентами всех российских страховщиков, распределяя по ним клиентов в зависимости от их доли рынка. Аналогичная система — "Е-Гарант" — с августа 2017 года действует при продажах электронных полисов ОСАГО. Если продажа полиса на сайте выбранного страховщика по техническим причинам недоступна, то с помощью сайта РСА потребитель перенаправляется по системе распределения на сайт другой компании и покупает полис у нее.
До 2 апреля страхователь, попадающий в систему распределения, не имел права выбрать замещающего страховщика: клиенты распределялись между компаниями случайным образом по номеру ПТС. С 2 апреля страхователь получает возможность выбирать компанию: предполагается, что при покупке полиса через систему "Единый агент" в офисе страховой компании менеджер будет озвучивать или показывать потребителю список страховщиков, чьи полисы в данную минуту доступны для покупки в системе замещения. При покупке электронного полиса через систему "Е-Гарант" список компаний, доступных в данную минуту для заключения договора через систему замещения, потребитель увидит на экране.
Елена Петешева
tass.ru
Строгая автогражданка: в России изменился закон об ОСАГО | Статьи
C 29 октября в России начала действовать новая редакция закона об ОСАГО. Прежде всего, новшества должны почувствовать злостные нарушители, злоупотребляющие за рулем алкоголем, и промышляющие дешевыми полисами мошенники. Выросли и требования к документам, которые должен предоставить владелец автомобиля для оформления полиса. В измененных правилах обязательного страхования автогражданской ответственности разбирались «Известия».
Повод для возмещения
Случаев, по которым страховщик может потребовать от виновника ДТП возместить ущерб, стало больше. Ранее регрессное требование можно было предъявить к пьяному за рулем, если факт опьянения был установлен. Теперь виновник обязан будет платить, даже если отказался проходить медосвидетельствование.
Иск о возмещении вреда предъявят и в том случае, если у виновника ДТП в полисе отсутствует разрешение управлять транспортным средством с прицепом. Прицепов к легковым автомобилям это новшество не касается.
Вписывайте правильно
Раньше недостоверные данные в полисе ОСАГО могли стать причиной регресса только при покупке ОСАГО онлайн, а сейчас это распространено и на «бумажные» полисы. Эта мера направлена на борьбу с мошенниками, занижающими страховую премию. Прежде всего с недобросовестными посредниками, обещающими дешевые полисы ОСАГО.
— Мощность автомобиля, место регистрации и стаж водителя влияют на размер страховой премии. Если их немножко подправить, она будет ниже, чем пользовались различные недобросовестные брокеры. Они выдают на руки полис, в котором всё написано правильно, а в страховую сдают другие данные. Такое бывает и в сфере такси — там ОСАГО стоит дорого и продается только через посредников. Так вот, в полисе есть галочка, что автомобиль используется в качестве такси, а в страховую сдается полис без этой галочки. Разницу недобросовестный брокер кладет себе в карман, — рассказал «Известиям» юрист движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Зыков Кирилл
Нередко при оформлении электронного полиса ОСАГО на автомобиль в качестве марки транспортного средства указывались мотоциклы или мопеды, базовый тариф по которым ниже. Что касается «бумажных» договоров ОСАГО, то их фальсифицируют различными способами, пояснили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков. Это, например, поддельные копии документов, рассчитанная на основании которых страховая премия будет меньше. Кроме того, посредник-мошенник может продать фальшивку под видом полиса ОСАГО.
— Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса, — заявил президент РСА Игорь Юргенс. Пока система проверки работает в тестовом режиме, а полноценный ее запуск намечен на первый квартал следующего года.
Как не стать владельцем мопеда
Пока камеры не не заработали, автовладельцы зачастую узнают, что ездили с поддельным полисом, только после того, как попали в ДТП. В РСА советуют: если у вас возникли сомнения в отношении действительности полиса ОСАГО, следует проверить его на сайте Союза или с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол». Однако сайт не позволяет узнать, кто значится в базе в качестве страхователя и какой автомобиль туда вписан. Для более детальной проверки соответствия внесенных в базу данных рекомендуют к обращаться к страховщику.
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков
— Необходимо оформлять полис в страховой компании либо ее представительствах. Так снизятся риски с выдачей дублированных или несуществующих полисов ОСАГО, либо, если такой возможности нет, потребовать предоставление договора, на основании которого действует страховой агент от имени страховой компании, но это не исключает риска стать жертвой мошенников, — рассказал «Известиям» ведущий юрист Европейской Юридической Службы Максим Беканов. Директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов советует проверить разноцветные защитные волокна на бумажном документе, рельефный индивидуальный номер, водяные знаки с эмблемой РСА. Также на бланке должна быть вшитая металлическая линия.
Право владения
К апрелю в базе РСА должны появится специальные «отсечки», которые лишат недобросовестных посредников возможности вводить заведомо неверные данные при оформлении полиса ОСАГО. Пока же поправки, вступившие в силу 29 октября, вводят более строгий процесс оформления полиса.
Прежде всего, договор ОСАГО теперь заключает не абстрактный страхователь, а конкретный владелец транспортного средства. Эта мера также направлена на борьбу с посредниками. При оформлении владелец предоставляет документ, подтверждающий право собственности. Если человек арендует автомобиль, он должен доказать право владения транспортным средством. При оформлении страховки на трактор или самоходную дорожно-строительную технику нужно будет предоставить паспорт самоходной машины, свидетельство о прохождении техосмотра, удостоверение тракториста-машиниста.
При оформлении страховки крупногабаритных машин типа «трактор» нужно будет предоставить паспорт самоходной машины
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Если владелец транспортного средства неправильно оформил заявление или не предоставил все документы, страховщик в тот же день сообщает ему о необходимости исправить ошибки и добавить недостающее. При этом на сайте страховой нельзя будет оплатить полис.
Бумажные новшества
При оформлении электронного договора ОСАГО он может быть распечатан на простом листе бумаги. Скоро водитель сможет продемонстрировать инспектору ГИБДД электронный полис на экране смартфона, но пока не вступили соответствующие поправки в ПДД, придется возить с собой бумажный документ.
ДТП по европротоколу вскоре можно будет оформить в электронном виде с помощью приложения, интегрированного с Единым порталом госуслуг. Но только после того, как ЦБ РФ определит допустимые для такого оформления случаи, закрепит их в правилах ОСАГО и установит форму электронного документа. Пока же европротокол придется оформлять по старинке, на бумаге.
ДТП по европротоколу скоро можно будет оформить в электронном виде
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин
В законе предусмотрена еще одна новация. Страховщики теперь обязаны принимать документы, подтверждающие наступление страхового случая, не только от ГИБДД, но также от аварийно-спасательных служб и медицинских организаций. Знакомый с ситуацией источник рассказал «Ъ», что это будет важно в тех случаях, когда машину вскрывают представители МЧС. Справка от спасателей подтвердит, что такие повреждения — не результат ДТП.
Граница дозволенного
Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, перед въездом на территорию России обязан приобрести полис ОСАГО. При пересечении границы наличие страховки проверят. Эта мера позволит защитить российских автомобилистов, если они столкнутся с автомобилем с иностранными номерами.
Российские автолюбители, в свою очередь, выезжая за рубеж, должны оформить международную страховку до пересечения границы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
Изменения в ОСАГО
В течение 2016 года в отношении законодательства об ОСАГО в государственной думе рассматривались значительные изменения, которые могли серьезно повлиять на всю систему страхования в России.
Одним из наиболее болезненных нововведений, планируемых к реализации, была поправка, связанная с работой авто-юристов и способами страхового возмещения. Сейчас пострадавший в ДТП может сразу после аварии позвонить юристу и независимому эксперту и, минуя страховую компанию провести экспертизу, а затем направить заявление на возмещение.
При этом требуя к выплате сумму, установленную независимым оценщиком.
Законодатели планировали серьезно ограничить деятельность таких оценщиков, в том числе вообще отменить возможность получения компенсации ущерба в денежном выражении и оставить только возможность требовать проведение ремонта.
Это было бы прекрасной новостью для страховщиков, которые стали часто жаловаться на несправедливо назначенные страховые суммы и размеры компенсаций за работу юристов и частных экспертиз.
Насколько удалось внедрить эту инициативу, и что будет происходить в законодательстве, узнаем далее. 2017 год готовит автолюбителям несколько важных изменений в закон о правилах ОСАГО. Рассмотрим подробно каждое из них.
Изменения в законе об ОСАГО на 2017 год
Итак, что же ожидает автомобилиста в грядущем году. Главный вопрос по поводу возмещения вреда. Бурю общественного возмущения вызвала в свое время идея, в соответствии с которой страховое возмещение можно получить только в виде ремонта.
Возмущение общественности было обоснованным. Ведь совершенно неизвестно какого качества и насколько полным будет обязательный ремонт, если ответственность за него будет нести компания.
Так как ей жизненно важно как можно больше сэкономить, то и технические центры она будет выбирать третьесортные и дешевые. Подобное условие водителей ну никак не устраивало.
Поспешим успокоить автовладельцев. Эта инициатива в представленном виде так и не была включена в законопроект. Это значит, что право выбора за получателем страховки сохраняется. Но все же есть некоторые особые новшества.
Потерпевший не будет обладать правом на проведение технической экспертизы при помощи частного лица до обращения в страховую компанию и поступления предложения выплаты с ее стороны. Никто, правда, не мешает оспорить решение по размеру оплаты и вступать в деловые отношения с независимым экспертом в будущем. Но только после страховой.
Ужесточается ответственность независимого оценщика. Если выяснится, что сумма возмещения незаконно завышена им более чем на 10%, его могут лишить лицензии.
Изменения в законе об Е-ОСАГО на 2017 год
Иного рода изменения вступают в силу в положения о так называемом е-ОСАГО, то есть полисе страхования, оформляемом через Интернет. Каких-либо прав на возмещение они не затронут. Однако новый закон будет касаться самого процесса получения полиса.
Последний раз редакция закона порадовала возможностью осуществить страхование электронным способом. Июль 2016 года стал первым месяцем, в котором начало работать такое правило. С 1 января заказать полис можно будет только через Интернет. Вот так вот. Больше никаких поездок и личного оформления страховки через знакомого агента. Чтобы получить полис нужно заполнить данные на сайте и после оплаты распечатать экземпляр.
Его должны будут принимать как подлинный все сотрудники ДПС, его юридическая сила остается неизменной. Впрочем, в отличие от предыдущих положений закона, полис ОСАГО оформленный через Интернет можно бесплатно получить в привычном зеленом оформлении. Для этого достаточно договориться с представителем страховой и просто забрать экземпляр.
Отдельное внимание уделено заполнению данных на сайте страховщика. Если данные указаны неправильно, то выданный на основании этих данных полис будет признан недействительным. Страховщик потребует доплатить недостающую сумму страховой премии, а за нанесенный ущерб виновнику придется отвечать самостоятельно.
Таким образом, главная рекомендация для водителей в 2017 году – быть очень внимательными, чтобы не нарушить закон.
www.sravni.ru
Изменения ОСАГО с в мае 2019: регресс и двойные выплаты
Показать содержание
С 1 мая 2019 года по отдельным частям действует ФЗ №88, который внёс существенные изменения в закон Об ОСАГО.
Если виновник ДТП не представил бланк извещения европротокола в течение 5 дней своей страховой компании, ему теперь не могут выставить регресс.
Также в определённых ситуациях отменили регресс к пешеходу.
Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он же Закон об ОСАГО, изменялся уже большое количество раз. Иногда изменения улучшали или упрощали жизнь автомобилистам, но чаще, наоборот, выдвигали новые требования и создавали новые обязанности. Изменения, которые вступили в силу с 1 мая 2019 года, нельзя однозначно определить, как нужные и полезные или как завинчивание гаек в сфере автогражданки. Но хороших новостей всё же больше.
Что за изменения с 1.05.2019?
Речь идёт о том, что большинство изданий и обычных пользователей называет "реформой ОСАГО". Но, если быть точнее, то это только её начало.
17 апреля 2019 года Госдумой был принят Федеральный закон №88-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Больше всего поправок внесено в закон Об ОСАГО.
1 мая 2019 года документ был официально опубликован и вступил в законную силу, но не по всем пунктам.
отдельные нормы обновлений законодательства вступают в силу в июне, сентябре и в конце октября этого же года.
Скачать полный текст проекта о внесении изменений.
В статье мы рассмотрим новое в законе Об ОСАГО и как изменится жизнь автомобилистов и даже пешеходов в связи с ними.
Итак, давайте обо всём по порядку!
Солидарная ответственность страховщиков
До 01.01.2019 за причиненный в результате ДТП вред жизни или здоровью потерпевшего можно было получить выплату с нескольких страховщиков, причем с каждого в размере страховой суммы. Об этом указывал Верховный Суд РФ в своем Определении.
На сегодняшний день возможности получить "двойную" выплату с нескольких страховщиков не будет.
Закон дополнили пунктом 9.1 статьи 12, который говорит о том, что страховщики в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, осуществляют страховую выплату солидарно. При этом общий размер выплаты не может превышать размер страховой суммы по ОСАГО.
Регресс за европротокол отменили
Регресс – это право обратного требования. В случае ОСАГО право страховой компании потребовать с виновного водителя деньги в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения.До внесения поправок страховщики требовали с виновников ДТП выплаченные суммы, за то, что они в течение 5 рабочих дней не направили или не вручили страховщику свой экземпляр европротокола.
Более подробно вопрос о том, как избежать такого регресса, мы рассмотрели в нашей специальной статье.
Теперь страховщики лишены такого права, поскольку подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО официально утратил силу с 1 мая 2019 года.
Было до 1 мая
Стало по новому закону
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: ... ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
Подпункт "ж" утратил силу и не действует.
Но это не значит, что у водителей исчезла обязанность по предоставлению страховщику европротокола. Обязанность осталась, но теперь за её неисполнение не накажут рублём.
Отменён регресс к пешеходу
С мая также появился новый пункт в статье 14 Закона об ОСАГО которая устанавливает право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.
В пункте 5 теперь прописано исключение, которое не позволяет требовать с пешехода, которому в ДТП причинен вред здоровью, либо с его родственников или наследников в случае смерти пешехода, возмещения вреда, причиненного транспортному средству в таком ДТП.
5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.
Регресс при компенсационной выплате
Компенсационная выплата – это возмещение по ОСАГО от Российского союза автостраховщиков (РСА) в тех случаях, когда сама страховая не может произвести такое возмещение в силу ряда обстоятельства (банкротство и тому подобное). Таким образом, это своего рода страхование самих страховщиков, но больше всё же создано для потерпевших водителей.
С 1 мая эта же статья 14 Закона об ОСАГО дополнена пунктом 6 следующего содержания:
К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.
Пункт 2.1 статьи 18 Закона об ОСАГО, который указан в данном пункте, изменяется с 1 июня 2019 года, об этих изменениях вы прочитаете в наших следующих рубриках.
Уточнили, при каком условии потерпевшему не положена компенсационная выплата
Ещё одно нововведение – в пункте 9 статьи 14.1 законодатель уточнил, что в случае, когда у страховщика потерпевшего отозвана лицензия, либо он признан банкротом, то потерпевший обращается к страховщику виновника за страховой выплатой, а не к профессиональному объединению страховщиков (РСА) за компенсационной выплатой.
tonkostiosago.ru
Какие изменения в ОСАГО вносятся с 1 июня 2019 года?
Показать содержание
С 1 июня появляется новый "посредник" при обращении за возмещением по ОСАГО – так называемый финансовый уполномоченный.
РСА обязали выплачивать "неустойку" за просрочку компенсационных выплат.
Европротокол теперь можно оформить и при ДТП с участием иностранного автомобиля.
Компенсационную выплаты после июньских изменений можно получить наследникам.
Мы уже опубликовали статью о майских изменениях в законе Об ОСАГО по части отмены регресса по европротоколу и для пешеходов в определённых случаях. В целом же реформирующие нововведения в правовой акт разделены на 4 этапа, и второй из них – июнь 2019 года. С 1 числа месяца вступает ряд серьёзных поправок в законодательство, в частности, вводится новый термин "финансовый уполномоченный", а вместе с ним появляются и новые обязанности.
Что меняется с 1 июня?
Как отмечено выше, основной проект поправок вносится в Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40. Но есть и новый закон – "Об уполномоченном потребителе финансовых услуг", который регулирует порядок обращения в страховую через такого уполномоченного. Более подробно мы поговорим об этом нововведении немного ниже.
Итак, давайте рассмотрим все изменения в законодательстве об обязательном страховании с июня.
Европротокол с иностранным авто
С 1 июня 2019 года вступит в силу редакция Закона об ОСАГО, в которой появится пункт 1.1 статьи 11.1. Он разрешает оформить ДТП без участия сотрудников полиции, так называемый европротокол, в случае, когда один из участников ДТП управлял транспортным средством зарегистрированным в иностранном государстве, и его ответственность застрахована в рамках международных систем страхования, по так называемой Зеленой Карте (Green Card).
Меняются правила спора со страховщиком
С 1 числа также вступят в силу изменения, которые были приняты некоторое время назад, а именно положения, указанные в статье 16.1 Закона об ОСАГО. В спорах со страховщиками появится новое лицо – финансовый уполномоченный. Теперь, если страховщик не удовлетворит досудебную претензию потерпевшего, то до предъявления иска в суд, потерпевший, он же потребитель финансовых услуг, будет обязан обратиться к финансовому уполномоченному.
Ориентировочный порядок обращения за возмещением по ОСАГО с 1 июня
Было до изменений
Стало с 1 июня 2019 года
Потерпевший в ДТП подаёт заявление о возмещении в страховую компанию и ждёт 20 дней.
В случае отказа или задержки в выплате обращается с досудебным требованием в эту же страховую.
Если "досудебка" не удовлетворена, то подаётся исковое заявление в суд.
Потерпевший также обращается к страховщику за возмещением.
В случае отказа после этого подаёт досудебное требование страховщику.
Но теперь при неудовлетворении досудебного требования появляется обязанность обратиться к финансовому уполномоченному.
И только после этого потерпевший обращается в суд.
В Федеральном Законе от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" указаны условия для обращения потребителей финансовых услуг, требования к таким обращениям и правила их рассмотрения. По всем этим вопросам мы написали отдельную статью.
Одно можно сказать наверняка: споры со страховыми компаниями по ОСАГО еще больше затянутся.
Компенсационные выплаты наследникам и представителям потерпевших
После 1 июня 2019 года, помимо потерпевшего и выгодоприобретателя, право на получение компенсационной выплаты будут иметь:
страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков (ПВУ) и в соответствии с пунктом 6 статьи 14.1 приобретший право на получение компенсационной выплаты;
лицо, которое приобрело право на получение компенсационной выплаты в порядке наследования;
представитель потерпевшего, полномочия которого оформлены нотариальной доверенностью либо доверенностью, подпись потерпевшего на которой удостоверена администрацией медицинской организации, в которой потерпевший находится на излечении в стационарных условиях.
Лицо, приобретшее в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты, вправе воспользоваться правами умершего потерпевшего, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи ему соответствующего свидетельства о праве на наследство или постановления нотариуса о предоставлении наследнику умершего потерпевшего денежных средств для осуществления расходов на его достойные похороны (пункт 2.1 статьи 18 Закона об ОСАГО).
Меняются и сроки предъявления исков в суд по компенсационным выплатам.
Так, например, если неизвестно лицо, причинившее вред, либо ответственность такого лица не была застрахована (у него нет страховки ОСАГО), то иск может быть предъявлен в течение 3 лет со дня ДТП.
В остальных случаях, указанных в пункте 1 и 2 статьи 18 – в течение трех лет со дня принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.
Компенсационные выплаты только деньгами
Компенсационные выплаты будут осуществляться только в денежной форме по реквизитам, указанным в требованиях об осуществлении таких выплат. (пункт 1 статьи 19 Закона об ОСАГО).
Досудебный порядок споров с РСА и неустойка
Изменения коснулись и пункта 4 статьи 19, теперь для профессионального объединения страховщиков (РСА) за неосуществление в установленный срок компенсационной выплаты полагается неустойка в размере 1% от размера компенсационной выплаты, но не более чем размер такой выплаты.
В спорах с РСА, как и в спорах со страховщиками будет обязателен досудебный порядок урегулирования.
Профессиональное объединение страховщиков вправе отказать в рассмотрении претензии, если будет предоставлен не полный комплект документов и невозможно достоверно установить право обращающегося лица на выплату, а также её размер.
По поводу осуществления компенсационных выплат между РСА и лицами, указанными выше, не применяются положения Закона о защите прав потребителей (пункт 6 статьи 19 Закона об ОСАГО).
tonkostiosago.ru
Внесение изменений в полис ОСАГО: способы, документы, доплата
Рано или поздно любой автострахователь может столкнуться с ситуацией, когда требуется внести изменения в полис ОСАГО. Например, поменял номер мобильного или друг попросил машину, чтобы подвезти тещу с вокзала.
Как правильно поступить в этой ситуации в соответствии с законом; когда требуется незамедлительное вписание новых данных в бланк полиса, а когда это неактуально; как это происходит и каков порядок действий – в этой статье вы можете получить детальную информацию по этому вопросу.
Внесение изменений в полис ОСАГО
Как внести изменения в страховой полис? На основании пункта 8 статьи 15 ФЗ Об ОСАГО страхователь должен обязательно проинформировать своего автостраховщика о любых переменах в сведениях, указанных при первоначальном заключении договора ОСАГО письменно. Закон распространяется не только на информацию, которая внесена в бланк, но также на паспортные данные и даже номер телефона, который указывается при оформлении.
Время, в течение которого это нужно сделать не оговорено законодательно, как не оговорено какое-либо наказание за нарушение этого пункта закона. Не существует и норм, предусматривающих по этой причине отказ в выплате, в случае, если автовладелец не сообщил автостраховщику о произошедших переменах во время действия полиса. Однако изначальное предоставление неверной информации при оформлении может повлечь аннулирование страховки и признание её недействительной.
Существуют вместе с тем ситуации, когда в результате изменений меняется вероятность наступления страхового случая, а также, конечно, сумма страхового взноса. К таким ситуациям относится перемена места проживания, периода эксплуатации автомашины или количества водителей. К примеру, если авто управляет посторонний человек, не вписанный предварительно в страховку, или авто эксплуатируется не во время оговоренного сезона, возможно применение мер административной ответственности и даже регресса страхового случая.
Поэтому, если вы просто поменяли номер мобильного или фамилию, выйдя замуж, это не повлечет изменений связанных с наступлением страхового случая и если времени нет заниматься формальностями, то с ними можно повременить. Учитывая, конечно, случаи, когда придется эти несоответствия объяснять инспектору ГИБДД.
Посмотрите видео:
Таким образом, все новые данные, которые нужно вписывать в договор можно разделить на несколько групп:
Первая группа нуждается только в регистрации: непосредственно в бланк измененные данные не вводятся и перерасчет не осуществляется. Это смена паспорта и изменение телефона. К этой же группе относится и изменение цели эксплуатации автомашины, кроме распоряжения авто в целях таксования.
Вторая группа — данные, которые в полис вводятся, но премия при этом не перерассчитывается. К этой группе относятся перемена фамилии и места проживания. Также придется внести обновленную информацию в бланк, если была изменена марка и модель автомашины или был изменен её идентификационный номер, заменен паспорт ТС или регистрационный госзнак. Естественно, в бланк придется незамедлительно внести новые сведения о гражданах, для которых разрешено управление автомобилем (человек поменял фамилию или получил новое водительское удостоверение).
Третья группа — это данные, которые не только нужно вписать в сам полис, но и на их основании придется перерассчитать страховую премию. Это изменения, произошедшие после:
перемены места проживания владельца авто;
перемены марки и модели, в том числе, если в результате реконструкции изменилась категория авто, мощность мотора, число пассажирских мест;
эксплуатации авто в целях таксования;
перемены людей, которым разрешено управлять автомобилем;
изменился период эксплуатации авто в течение текущего срока страхования.
Способы оформления изменений
Самостоятельно никакую новую информацию, пометки и исправления в бланк вносить нельзя — даже если вы нашли опечатку. Это может быть рассмотрено автостраховщиком как подделка документа. Существует 3 официальных варианта оформления изменений в договоре ОСАГО:
Регистрация новых данных осуществляется, если в результате не возникает необходимости в пересчете премии. Измененная информация просто регистрируется, а через 3-4 дня заносится в базу. Полис остается старым.
Изменения в бланк вписываются в «Особые отметки» и подтверждаются подписью официального представителя и печатью автостраховщика. Автостраховая компания оставляет себе копию исправленного документа.
В некоторых случаях потребуется полное переоформление полиса. На старом и новом документах ставится отметка о произошедшем переоформлении с фиксацией их номеров и с датой перевыпуска. Срок действия договора и все его условия остаются прежними. В некоторых компаниях процедура замены может затянуться на пару дней, но в большинстве случаев полиса меняются сразу же.
Также вы можете самостоятельно заполнить заявление и передать изменения в СК через своего персонального менеджера.
Какие нужны документы для подачи заявления
Итак, вам требуется внести измененные сведения в договор ОСАГО. С какими документами нужно подъехать в офис автостраховщика? К слову сказать, вы можете подъехать в любой филиал организации, не обязательно в тот, в котором вы оформляли полис первоначально. С собой вы должны взять следующий перечень документов:
свой паспорт;
оригинал полиса;
документ, подтверждающий, что были произведены вышеперечисленные изменения — например, свидетельство о браке;
если вы представляете страховщика, но им не являетесь — потребуется нотариально удостоверенная доверенность;
если вписываете нового водителя — привезите его паспорт и водительское удостоверение.
При визите вам потребуется заполнить типовой бланк заявления, который там же вам и выдадут.
Внесение изменений в электронный полис ОСАГО
Возможность внесения изменений в электронный полис ОСАГО зависит от компании, в которой вы его оформили. Некоторые страховщики не предоставляют такую возможность, а другие предоставляют возможность внести некоторые изменения через интернет. Чаще всего, приходится все-таки ехать в СК и оформлять все там. После внесения новой информации вам выдадут готовый полис и таким образом он перестанет быть электронным.
Какие данные в полисе поменять нельзя
Существуют некоторые основные данные, которые ни при каких условиях поменять в договоре нельзя. В этом случае расторгается старый договор и заключается новый. Что же это за данные?
Когда меняется непосредственно само транспортное средство.
Когда возникает необходимость поменять самого страхователя (не собственника ТС, а именно страхователя).
Когда страхователь хочет изменить срок страхования (например, вы хотите изменить временную страховку на обычную).
Стоимость и доплата
Внесение таких данных, как вписание еще одного водителя, перемена фамилии, перемена номера ВУ производится бесплатно. Но ваша страховая обязательно потребует доплату, если увеличивается степень риска: к примеру, новый автоводитель имеет меньший стаж вождения. Доплата или возврат перерассчитываются исходя из актуальных тарифов.
Порядок расчета страховой премии при обновлении условий договора с формулой
При обновлении любых сведений премия корректируется как в сторону роста, так и снижения, в зависимости от новых предоставленных данных. Поэтому требуется произвести нехитрые арифметические действия для её перерасчета, используя формулу:
где
П -её размер;
N — период эксплуатации автомашины в сутках;
n — количество частей периода эксплуатации авто с разными условиями. В каждой части могут применяться разные базовые ставки или разные коэффициенты. В одной части они сохраняются одинаковыми;
Мi — i-тая часть периода эксплуатации автомашины в сутках, во время которой условия не меняются;
Пi — премия, которая должна быть внесена, если бы договор заключался с периодом эксплуатации автомашины N на условиях, актуальных во время i-той части.
Давайте рассмотрим наглядный пример. Гражданин оформил ОСАГО со следующими данными: ТБ — 1 980 р., КТ — 2, КБМ КО КМ КН — 1, на срок — год, с периодом эксплуатации автомашины восемь месяцев или 244 суток (КС 0,9) с одним автоводителем младше 22 лет и со стажем вождения до 2 лет (с КВС = 1,3). Через пару месяцев он решил удешевить договор и внести в него новые условия, введя только автоводителей старше 22 лет со стажем дольше двух лет (с КВС соответствующим 1). Прочие данные остались прежними. Применяя вышеуказанную формулу, в которой N — 244, n — 2, M1 — 61, M2 — 183, П1 = 1 980 на 2 на 0,9 на 1,3 = 4 633,2 р., а П2 = 1 980 на 2 на 0,9 = 3564 р., получим:
Разбор частных случаев внесения изменений
Разберем некоторые особенности частных случаев.
При вписании в полис нового водителя следует автостраховщику в пакете документов предоставить его паспорт и водительское удостоверение. Если водитель моложе всех, которые были перед ним внесены в список или имеет самый маленький стаж вождения может потребоваться внесение доплаты. Также потребуется внести доплату, если у нового водителя высокий КБМ. Вводить новое лицо в договор обязательно нужно перед тем, как доверить ему руль. Не допускается управление автомашиной гражданином, не вписанным в полис, даже если хозяин автомашины сидит рядом.
Изменения периода пользования требуется внести до окончания периода, указанного в бланке.
При смене водительского удостоверения страховщику следует предоставить новый документ. Никаких доплат не потребуется.
При смене прописки может измениться территориальный коэффициент, в этом случае потребуется либо доплатить либо получить возврат от страховщика. Однако даже если вы просто поменяли одну улицу на другую в славном городе Воронеже, все равно следует уведомить об этом страховщика, как того требует закон.
Замена госзнака обычно проводится в случае, когда вы оформили страховку, еще не поставив автомашину на учет. Тогда графа в полисе, где он указывается остается незаполненной. После получения номеров у вас будет 3 дня, чтобы поставить своего автостраховщика в известность.
Смена владельца автомашины производится при предъявлении договора купли-продажи и паспорта нового хозяина авто. Страхователь вполне может оставаться прежним ведь при наступлении страхового случая компенсацию получает владелец ТС. Однако в некоторых случаях автостраховщик может настоять на досрочном завершении договора. При этом часть внесенной страховки будет возвращена страхователю, пропорционально тому времени сколько осталось до конца страховки.
Итоги
Внесение изменений в договор ОСАГО в большинстве случаев, одна из самых беспроблемных процедур. Важно внести их своевременно, чтобы затем не испытывать сложностей в общении с представителями ГИБДД и страховой. Вносить обновленные сведения должен только страхователь при личном визите в офис компании.