Ключ к знанию

Максимальная скорость сапсан


Всё о поезде Сапсан

Все про скоростной поезд «Сапсан». От названия до розетки :)

Почему поезд «Сапсан» так назвали, какая железная дорога запустила «Сапсан» первой и зачем, почему говорят «высокоскоростной поезд «Сапсан», а не просто «скорый поезд «Сапсан».

На этой странице — описание поезда, факты, цифры и вопросы о «Сапсане».

Технические характеристики поезда Сапсан

Официальное название поезда «Сапсан» — Velaro RUS.

Это российская версия надежных поездов,  надежно работающих на скоростных линиях Европы. Ближайший родственник «Сапсана» — Intercity-Express.

Производится корпорацией Siemens.

Температуры от -50 до +40 градусов его не пугают.

Длина поезда — 250 м, в составе 10 вагонов. (1 вагон первого класса, 1 — бизнес-класса, 7 вагонов эконом-класса и вагон-бистро). Технология их изготовления ближе к авиационной, поэтому «Сапсан» весит меньше, чем обычные поезда.

Все технические устройства «едут» или на крыше вагона, или под ним, а пространство внутри полностью отдано пассажирам.

Почему скоростной поезд «Сапсан» так назвали?

Есть стремительная и красивая птица — сокол-сапсан. Охотясь, она может развивать скорость более 300 км\час. Это такая же редкость для птичьего мира, как и высокоскоростной поезд Сапсан для привычных нам железных дорог.

Максимальная скорость обычных поездов — до 140 км\ч.

С какой скоростью едет «Сапсан»?

Технически поезд может развивать скорость до 300-350 км/ч, но на железных дорогах России она пока ограничена 250 км/час.

Средняя скорость поезда «Сапсан» на направлении Санкт-Петербург - Москва— около 200 км/ч.

На участке Окуловка — Малая Вишера максимальная скорость поезда «Сапсан» -  230-240 км/ч.

Между Москвой и Нижним Новгородом «Сапсан» скорость движения снижает, до 160 км/ч.

Какая скорость у поезда в пути, всегда можно увидеть на специальном табло внутри каждого вагона.

Сколько идет «Сапсан» до Питера?

Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом Сапсан проходит сейчас от 3 ч. 40 мин. до 4.ч. 10 мин., в зависимости от количества остановок.

С августа 2014 года «Сапсан» время в пути уменьшит. Из одной столицы в другую можно будет попасть за 3.часа 30 мин.

На маршруте Москва- Нижний Новгород «Сапсан» в пути находится 3ч. 55 мин.

Где и когда был запущен первый скоростной поезд «Сапсан»?

На Главном ходу Октябрьской железной дороги, между Москвой и Санкт-Петербургом.

Регулярное движение «Сапсанов» было открыто 18 декабря 2009 года.

Теперь стало можно выбрать, лететь по воздуху или по земле: меньше 4 часов из центра одной столицы до центра другой без пробок и ожидания в аэропортах.

Безопасность рядом с Сапсаном

Во время движения на высокой скорости вокруг поезда образуется сильный воздушный поток, аналогичный, например, торнадо. Он способен захватывать и затягивать под состав различные предметы.  Человек для этого явления — тоже объект не слишком крупный.

Если вы стоите на платформе и слышите предупреждение диктора о проходе «Сапсана» или сигнал самого поезда — отойдите подальше от края.

Эту фразу не зря придумали. Безопасное расстояние — около 3 метров.

Ширина платформ  бывает разная, поэтому чем дальше вы отойдете, тем лучше. 

Про то, что не стоит пытаться перехитрить скоростной поезд и пытаться перебежать у него перед носом — даже говорить не будем.

Тормозной путь «Сапсана»  на скорости 200 км/ч — около 2 километров. 

Есть ли в Сапсане  Wi-Fi?

Да, есть.

В вагонах бизнес-класса он бесплатный, в эконом-классе  - платный.

Оплата - прямо в поезде:

  • банковской картой
  • со счета мобильного телефона (для абонентов МегаФон)
  • специальной картой, которую можно купить у проводника в вагоне-бистро

Как сдать билеты на Сапсан?

Так же, как и на любой другой поезд.

Подробно с правилами возврата, в том числе и электронного билета, можно ознакомиться здесь.

Правила посадки на Сапсан

Посадка начинается за 45 минут до отправления поезда.

Проводится предпосадочный досмотр пассажиров «Сапсана» и багажа. 

Скорость прохождения — не более 1 минуты на человека.

Вскочить на подножку уходящего «Сапсана» не получится.

За 2 минуты до отправления двери всех вагонов блокируются из кабины машиниста, начинается автоматическая проверка систем, без этого поезд не тронется с места.

Советуем приходить не позже, чем за 20 минут до времени, указанном в билете.

Про то, какие для посадки в поезд нужны документы, мы написали тут.

Есть ли льготы на Сапсан

Льгот нет. Существуют скидки, предоставляемые по Дорожным и Универсальным картам.

Карты можно купить в кассах или в самом поезде «Сапсан» у проводника вагона-бистро.

Еще есть скидки на проезд туда-обратно при покупке в кассе.

Электронный билет, на который  действует 2% скидка, можно оформить у нас на сайте.

Сапсан, услуги в поезде

В вагонах первого и бизнес-класса в стоимость билета входит свежая пресса, пассажирский гигиенический набор, горячее питание,  1 порция алкоголя, чай, натуральный кофе и другие напитки без ограничений. Дети тоже не останутся без внимания и игрушек.

В эконом-классе бесплатные услуги не предусмотрены.

При заказе билета на схеме вагона вы увидите, чем отличается каждый класс.

Есть ли в Сапсане туалет?

Да. Имеется 13 санузлов на состав. Размещение можно посмотреть на схеме вагонов.

Есть ли в Сапсане розетки?

Розетки стандартные, в бизнес-классе они находятся возле каждого места, в эконом-классе — 2 розетки на вагон.

Можно подзарядить телефон, планшетник или ноутбук.

Можно ли курить в Сапсане?

Нет.

Если вы забыли вещи в Сапсане, обращайтесь по телефонам:

Санкт-Петербург, Московский вокзал — +7 (812) 457-40-03,

Москва, Ленинградский вокзал — +7 499 260-93-34,

Москва, Курский вокзал — +7 499 266-54-70,

Нижний Новгород, Московский вокзал — +7 (831) 248-23-49.

   Билеты на поезд Сапсан       

Если вы хотите быть в курсе акций на авиабилеты, подписывайтесь на спецпредложения от ведущих авиакомпаний. Выгодные авиабилеты также можно отследить с помощью сервиса по отслеживанию лучших цен в месяце.

Вступайте в группу Туту.ру ВКонтакте — Вас ждут спецпредложения, бесплатные консультации специалистов и живое общение.

Полезно знать:
Скидки РЖД
Отслеживание лучших авиабилетов в месяце
Оповещение об изменении цена авиабилета 
Поиск авиабилетов в соседние города
Календарь минимальных цен на авиабилеты

sapsan.tutu.ru

Сапсан — Википедия

Сапса́н[1] (лат. Falco peregrinus) — хищная птица из семейства соколиных, распространённая на всех континентах, кроме Антарктиды. Размером с серую ворону, выделяется тёмным, аспидно-серым оперением спины, пёстрым светлым брюхом и чёрной верхней частью головы, а также чёрными «усами». В зависимости от размера и особенностей окраски, различают около 17 подвидов этой птицы.

Это самая быстрая птица в мире. По оценкам специалистов, в стремительном пикирующем полёте она способна развивать скорость свыше 322 км/ч, или 90 м/с[2][3][4]. Однако в горизонтальном полете уступает в скорости стрижу. Во время охоты сапсан сидит на присаде либо планирует в небе; обнаружив добычу, он приподнимается над жертвой и почти под прямым углом стремительно пикирует вниз («делает ставку»), по касательной ударяя её сложенными и прижатыми к туловищу лапами. Удар когтями задних пальцев бывает настолько сильным, что даже у достаточно крупной дичи может отлететь голова[5].

Объектом охоты этого сокола являются преимущественно среднего размера птицы, как например голуби, скворцы, утки и другие водные и околоводные виды, реже небольшие млекопитающие. Половая зрелость наступает в возрасте двух лет, пары сохраняются в течение всей жизни[3]. Гнездится на скалистых обрывах, вершинах увалов, реже на кочках моховых болот или каменных строениях — крышах и уступах высотных зданий, колокольнях, мостах и т. п[6][7].

За всё время наблюдений сапсаны считались редкой птицей. После окончания Второй мировой войны их и без того небольшая численность стала заметно сокращаться, в значительной степени вследствие хозяйственного использования ДДТ и других пестицидов, негативно действовавших на эмбриональное развитие потомства. Только в 1970-х годах благодаря запрету на применение этого ядохимиката, а также внедрению экологических программ, популяция птиц во многих районах мира стала медленно восстанавливаться[8]. Сапсан включён в Красную книгу России как малочисленный вид (II категория), а также в Приложение I к Конвенции СИТЕС, запрещающее торговлю этими птицами во всём мире[6].

Внешний вид[править | править код]

Голова сапсана

Сапсан — крупный сокол: его длина составляет 34-50 см, размах крыльев 80-120 см[9]. Как и у большинства других хищных птиц, самки сапсанов заметно крупнее самцов: они весят в пределах 910—1500 г, тогда как самцы примерно на треть меньше и их вес составляет 440—750 г[10]. В окрасе половой диморфизм не выражен (исключение — редкий подвид F. p. madens), — самцы и самки выглядят одинаково.

Общее телосложение крепкое, характерное для активных хищных птиц — широкая грудь с твёрдыми и выпуклыми мышцами, сильные пальцы с острыми и круто согнутыми когтями, и короткий, серпообразно загнутый клюв[5]. У взрослых птиц верхняя часть туловища, включая узкие заострённые крылья и надхвостье, аспидно-серая, часто с нечёткими тёмными поперечными полосками (см. раздел «Подвиды»). Кончики крыльев чёрные[11]. Брюшная часть обычно светлая; в зависимости от района обитания она может быть серовато-белой, розоватой, рыжеватой либо охристой, с тонкими бурыми или чёрными поперечными пестринами на брюхе, боках и подхвостье. На груди пестрины каплевидные[12][13]. Хвост относительно длинный, узкий, на конце закруглён. Нижняя часть хвоста чёрная с небольшой белой полоской на конце. Верхняя часть головы и «усы» (участок перьев от угла клюва к горлу) чёрные, нижняя часть и горло контрастно-светлые — белые или рыжеватые[14]. Глаза большие, выпуклые, тёмно-карие, окружены желтоватым кольцом голой кожи[5]. Восковица жёлтая, клюв и ноги чёрные[15]. На конце надклювья имеются зубцы, которыми птицы перекусывают позвоночник на шее своей жертвы[14][16]. На ноге внутренний палец значительно короче наружного; средний палец длиннее цевки[12].

Силуэт сапсана в парении и перед пикированием

Оперение молодых птиц заметно менее контрастное — верхняя часть тела бурая с охристого цвета каёмками кроющих, нижняя более светлая и имеет скорее продольные пестрины, нежели чем поперечные полосы у взрослых птиц. Восковица голубовато-серая, ноги жёлтые[9][12][14].

Голос[править | править код]

Вне сезона размножения обычно молчалив[17]. Вокализация — громкий, резкий и отрывистый крик «кьяк-кьяк-кьяк» или «кееек-кееек-кееек»,[18], используемый для общения и привлечения внимания. В случае беспокойства издаёт грубое быстрое «кра-кра-кра»[12]. Во время ухаживания самец и самка могут издавать громкие двусложные звуки «ии-чип»[17].

Эволюция и систематическое положение[править | править код]

Сапсан относится к роду соколов семейства соколиных; его наиболее близкими родственниками считаются кречет (Falco rusticolus), балобан (Falco cherrug), лаггар (Falco jugger), средиземноморский (Falco biarmicus) и мексиканский (Falco mexicanus) соколы,[19][20], которых часто объединяют в одну группу. Полагают, что эволюционное расхождение всех этих птиц от других представителей рода началось в позднем миоцене либо в раннем плиоцене, примерно 5—8 млн лет назад. Поскольку группа включает в себя виды как Старого, так и Нового Света, то полагают, что вероятнее всего центром расхождения стала Западная Евразия либо Африка. Отношение этой группы к остальным соколам до сих пор до конца не выяснено; одним из факторов, затрудняющим научные исследования, является широко распространённая гибридизация между различными видами[19][20]. Так например, при разведении в вольерных условиях популярно скрещивание сапсана и средиземноморского сокола — общее потомство обладает характеристиками обоих видов: охотничьим мастерством первого и выносливостью второго.

Название[править | править код]

Звуковой файл — крик сапсана

Научное название Falco peregrinus было присвоено птице английским орнитологом Мармадюком Танстеллом (Marmaduke Tunstall) — он стал первым учёным, в 1771 году систематически описавшим сапсана в своей работе Ornithologia Britannica[21]. Латинское слово falco, давшее родовое название птицы, является производным от falx («серп») и переводится как «серпообразно загнутый», что связано с формой крыльев сокола во время полёта. Видовое название peregrinus в переводе с латинского буквально означает «странствующий» и относится к распространённости и образу жизни этой птицы[16][22]. Схожее значение сохранились в названии сапсана в большинстве современных европейских языков: например, англ. peregrine falcon, фр. faucon pèlerin, нем. wanderfalke, итал. falco pellegrino, швед. pilgrimsfalk и т. д.

В русском языке долгое время охотники именно сапсана именовали соколом — в дальнейшем это название получило более широкий смысл и перешло ко всему роду птиц[23]. Само слово «сапсан» в русской литературе появилось только во второй половине XIX века и, согласно некоторым источникам, было заимствовано из калмыцкого языка[24][25].

Распространение сапсана в мире:      Места гнездовий      Места зимовок      Круглогодично      Миграции Скалы — излюбленное место гнездовий сапсана.

Ареал[править | править код]

Сапсан является космополитом — он широко распространён на всех континентах (за исключением Антарктиды), а также на многих островах. Будучи неприхотлив к среде обитания, он легко уживается как в холодном климате арктической тундры, достигая 70° с. ш. в Гренландии и 78° с. ш. на Новой Земле, так и в жарких тропиках Африки и Юго-Восточной Азии[23]. В целом, в разное время года его можно увидеть практически повсеместно, за исключением полярных и высокогорных районов, пустынь и большей части влажных тропических лесов. Он также старается избегать обширных открытых пространств, таких как степи Евразии или пампы Южной Америки. В горах встречается на высоте до 4000 м над уровнем моря[2]. Благодаря такому обширному ареалу, сапсан считается наиболее распространённой хищной птицей в мире[13]. Единственным крупным свободным ото льда регионом, где сапсан полностью отсутствует, является Новая Зеландия. Подробное описание распространения сапсана дано в разделе «Подвиды».

Места обитания[править | править код]

Сапсан обычно выбирает малодоступные для человека места с широким горизонтом; наибольшее предпочтение отдаётся скалистым берегам различных водоёмов — как внутренних, так и внешних. Наибольшей плотности популяции птиц достигают в долинах горных рек, где имеются оптимальные условия для гнездования[12]. В горной местности, как правило, гнездится на скалах; в лесной зоне часто селится вдоль речных обрывов, на обширных моховых болотах либо высоко на деревьях, где занимает старые гнёзда других птиц[6]. Вне зависимости от занимаемой территории, всегда имеет поблизости водно-болотный комплекс площадью не менее 10 км²[12]. Избегает участки сплошного тёмного леса, также как и обширные безлесные пространства.

Иногда (в последние годы редко) сапсаны в качестве места обитания выбирают населённые пункты, в том числе и крупные. Например, известно, что в Лосином острове в Москве птицы селились ежегодно в 1927—1941 гг., а также в 1963 г.[26]. В городской черте птицы устраивают гнёзда на крышах церквей и других каменных высотных зданий. Так, в начале 1950-х годов имелись сообщения о гнездящихся птицах на Исаакиевском соборе в Ленинграде, а в 1958 и 1966 гг. на высотном здании на Котельнической набережной в Москве[27]. На 2008 год, по словам А. Ахундова, руководителя сектора защиты и восстановления биоразнообразия и мест обитания диких животных при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Москвы, единственная в Москве пара сапсанов гнездится на главном здании МГУ[28].

C 1997 года на балконе небоскрёба SunTrust Plaza (Атланта, США) выше 50-го этажа живут сапсаны, за жизнью которых в режиме реального времени можно наблюдать с помощью специально установленной там веб-камеры[29][30].

За исключением крайних северных популяций, сапсаны обычно ведут оседлый образ жизни, либо в холодное время года перемещаются на незначительное расстояние. При этом достигшие половой зрелости самцы, по мере возможности, держатся вблизи гнездовой территории в течение всего года[3]. В арктическом и субарктическом климате птицы совершают дальние сезонные миграции, при этом часто залетая дальше своих неперелётных соседей. Так, по наблюдениям орнитологов, гнездящиеся в Гренландии сапсаны зимой могут достигать южной оконечности южно-американского континента[2]. На территории Российской Федерации сапсаны не образуют гнездовий только в степном поясе Поволжья и Западной Сибири, однако могут встречаться там в период сезонной миграции[5].

Половая зрелость у самцов и самок наступает уже на следующий год после рождения,[31], хотя к размножению птицы, как правило, приступают только в возрасте двух или трёх лет[3][32][33]. Сапсаны моногамны; пары сохраняются в течение многих лет. Для данного вида, вне зависимости от образа жизни, также характерна привязанность к определённой гнездовой территории, которая сохраняется у нескольких поколений птиц в течение длительного времени[6] — например, на небольшом острове у берегов Уэльса исследователи зафиксировали каменистый уступ, на котором птицы гнездились постоянно, по крайней мере, с 1243 года[33]. Начало сезона размножения приходится на апрель-июнь; северные популяции, как правило, приступают к размножению позднее[34]. Обычно первым к месту будущего гнезда прибывает самец; подзывая самку, он выполняет различные воздушные пируэты: кружится по спирали, внезапно ныряет или кувыркается[3]. Присевшая на небольшом расстоянии самка указывает на то, что пара наконец сформирована; сидящие рядышком птицы могут внимательно разглядывать друг друга, чистить своему партнёру перья или обгрызать ногти[11] Кроме того, в процессе ухаживания самец часто кормит самку, на лету передавая ей пойманную им добычу. Принимая пищу от находящегося сверху самца, самка в воздухе переворачивается вверх ногами. В гнездовой период сапсаны очень территориальны и агрессивны по отношению к пришельцам. Расстояние между соседними гнёздами, как правило, превышает 1 км даже в районах с большой плотностью популяций[35] и обычно составляет 2-6 км[12]. Такая территория, включающая в себя и водные пространства, необходима птицам для обеспечения нормальной доступности корма в период размножения. Внутри одной гнездовой территории пара может иметь до семи мест, пригодных для кладки яиц, которые использует попеременно в течение нескольких сезонов[35].

Сапсаны активно охраняют свою территорию и при вторжении на неё нарушителя способны напасть даже на более крупного пернатого хищника, как, например, орла или ворона[5][35]. При приближении человека птицы начинают проявлять беспокойство уже на расстоянии 200—300 м от гнезда, подавая тревожные голосовые сигналы. На более близком расстоянии сначала самец, а затем и самка с громким криком кружат над человеком, временами на короткое время присаживаясь поблизости[12].

Расположение гнезда зависит от окружающего ландшафта, однако в любом случае требует открытого пространства для подлёта и наличие поблизости водоёма. В скалистой местности оно обычно устраивается в каменистой расщелине либо на уступе в верхней части склона на высоте 20-80 м от земли. В тундре предпочтение отдаётся крутым берегам водоёмов либо околоводным каменистым обнажениям. На моховом болоте гнездо может быть расположено прямо на кочке на небольшом возвышении. В некоторых регионах, как например в Австралии либо на северо-западном побережье Северной Америки, гнёзда часто располагаются в больших дуплах деревьев[36].

Взрослая птица с подросшим птенцом в гнезде

В редких случаях сапсаны занимают старые гнёзда других хищных птиц на деревьях — ворона, канюка, тетеревятника, коршуна, скопы и др[12][37]. Наконец, изредка местом для гнезда служат ниши каменных строений в населённых пунктах, напоминающие птицам скалистые уступы — карнизы высоких зданий, мосты, колокольни, заводские трубы и т. д[9]. По возможности выкапывается небольшая лунка в грунте глубиной 1-3 см и диаметром 20-30 см, либо расчищается небольшая площадка[12]. Подстилка как таковая отсутствует, однако при многократном использовании в гнезде могут оставаться кости либо перья. Одной из отличительных особенностей сапсана является большое количество костных останков жертв вокруг гнезда, скапливающихся в течение многих лет, а также обильные следы помёта птенцов.

Яйца откладываются один раз в год, во второй половине апреля — начале мая. В случае, если первоначальная кладка по какой-либо причине утрачена, самка способна отложить яйца повторно[33]. Обычно самка откладывает 3 яйца (реже от двух до пяти), по одному каждые 48 часов. Яйца ярко окрашены — буроватого либо красноватого цвета с более тёмными красновато-бурыми пятнами и крапинами[38]. Размер яиц (51-52) х (41-42) мм[18]. Период инкубации составляет 33-35 дней[11]; насиживают оба родителя, однако большую часть времени в гнезде находится самка. Вылупившиеся птенцы покрыты грязно-белым пухом, имеют непропорционально большие ноги и в первое время абсолютно беспомощны. Самка обогревает и кормит птенцов, в то время как самец главным образом добывает корм[33]. Кормовая территория в период размножения обычно достигает 19—24 км в радиусе от гнезда[39]. Первый полёт птенцы совершают в возрасте 35-45 дней, однако ещё в течение нескольких недель остаются зависимыми от родителей прежде чем самостоятельно научатся добывать себе корм. В средней полосе России птенцы вылетают из гнезда примерно в конце июня.

Сапсан, поедающий добычу

Сапсан питается почти исключительно птицами средней и мелкой величины: воробьями, дроздами, скворцами, голубями, утками и пр. В целом, привязанности к определённым видам нет — рацион варьирует в зависимости от доступности в данной местности. Кроме птиц, изредка охотится на некоторых небольших млекопитающих, таких как летучие мыши,[16], белки и зайцы,[40], а также питается земноводными и насекомыми[22]. Сибирский, или тундровый подвид сапсана регулярно охотится также на леммингов, сусликов, зайцев и полёвок, которые составляют иногда до 30 % его рациона. Наибольшую активность птицы проявляют утром и вечером[33]. За очень редким исключением, добыча ловится на лету, на подлёте; при этом птицы часто охотятся парой, по очереди ныряя за жертвой[16] Сапсан выжидает в засаде, сидя на высоком уступе, либо пролетает низко над землёй, вспугивая потенциальную жертву. Заметив в воздухе добычу, он быстро набирает высоту и, сложив крылья, почти под прямым углом резко ныряет вниз, стремясь лапами задеть её вскользь[5]. По мнению специалистов, во время пикирования скорость птицы может достигать 322 км/ч, или 90 м/с,[2], что позволяет назвать сапсана самым быстрым живым организмом в мире. Удар бывает настолько сильным, что у жертвы может отлететь голова либо распороться туловище по всей его длине. Если удар не особенно силен, то сокол добивает птицу, ломая ей шею клювом (в этом ему помогает крючок на верхней половине клюва)[5]. С добытым кормом птицы всегда поднимаются на возвышение, где устраивают себе трапезу. В отличие от многих других хищников, сапсаны оставляют целыми голову, крылья и иногда ноги своей жертвы[12].

Экология и охрана[править | править код]

Обучение птицы

Сапсан во все времена оставался редкой птицей, несмотря на свою приспособляемость к различным ландшафтам и климатическим условиям. В настоящее время популяция птиц в целом признаётся стабильной,[41], хотя в отдельных регионах может наблюдаться колебание численности либо исчезновение из былых мест обитания[6][42]. Серьёзные угрозы сохранения этого вида возникли во второй половине XX века, с началом массового использования хлорорганических пестицидов (в частности, ДДТ) в сельском хозяйстве[43]. Опасные вещества накапливались в организме птиц и препятствовали эмбриональному развитию потомства (резко сократилась вылупляемость птенцов)[37]. С конца 1940-х до середины 1960-х только в США сапсаны полностью исчезли в восточной части страны, а на западе их численность упала на 80-90 %[3]. Аналогичная ситуация возникла и в Западной Европе, где на значительной территории они перестали встречаться[6]. Только в 1970-е годы, после законодательного запрета на использование особо опасных ядохимикатов и внедрению экологических программ, популяция сапсанов в мире начала медленно восстанавливаться.

Кроме использования ядохимикатов, неблагоприятными факторами, влияющими на численность, также являются возрастающая конкуренция с соколом-балобаном, недостаток пригодных для гнездовий мест, культурное изменение ландшафтов и браконьерство. Определённое беспокойство могут причинить природные хищники, разрушающие гнёзда, — филины, лисицы, куницы и др[42]. Сапсаны уживаются рядом с жильём человека, однако чувствительны к чрезмерному беспокойству со стороны людей.

Текущий статус[править | править код]

На территории Российской Федерации[править | править код]

Численность сапсана остаётся нестабильной и по оценкам орнитологов не превышает 2-3 тыс. пар[42]. Начиная с первой половины XX века, сапсан исчез из многих привычных мест былого обитания либо сохранился в очень незначительном количестве. В связи с малочисленностью он охраняется Красной книгой России, где сапсану присвоена вторая категория[6]. В 1990 году в заповеднике Галичья Гора создан питомник по разведению этой птицы. В международном масштабе сапсан включён в Приложение 1 Конвенции СИТЕС (запрет на торговлю), Приложение 2 Боннской Конвенции, Приложение 2 Бернской Конвенции, а также охраняется рядом двухсторонних соглашений[42].

На территории США[править | править код]

Продолжают селиться в крупных городах, устраивая гнёзда на кафедральных соборах, небоскрёбах[44], опорах подвесных мостов. В Вирджинии в рамках специальной программы студентам удалось добиться посадки птиц на насест в искусственных гнёздах (67 пар в 2008).

На территории Канады и Германии[править | править код]

Также разработаны программы по выращиванию молодняка в вольерах с последующим внедрением в условия дикой природы[45]. В период содержания во избежание привыкания контакт птенцов с человеком в значительной степени ограничен — например, искусственное кормление происходит с перчаток в виде головы взрослого сапсана. Подобно американским, птицы постепенно переселяются в города.

На территории Великобритании[править | править код]

В данный момент происходит восстановление популяции после краха в 1960 гг. Немалый вклад в это внесло королевское общество защиты птиц.

Соколиная охота[править | править код]

Охота с использованием соколов либо других ловчих птиц была известна ещё в глубокой древности; наиболее раннее документальное свидетельство этому было обнаружено при раскопках ассирийской крепости Дур-Шаррукин, вотчины царя Саргона II (722—705 гг. до н. э.), где на каменном барельефе были изображены два охотника, один из которых запускает птицу в воздух, а второй ловит её[46][47]. Ещё до нашей эры соколиная охота была хорошо известна у монгольских кочевников, китайских императоров, на Корейском полуострове, в Индокитае, Персии и на Ближнем Востоке[48].

В странах Западной Европы охота с использованием ловчих птиц оставалась неизвестной либо непопулярной вплоть до III века; по крайней мере, о ней не упоминается ни в римских, ни в древнегреческих источниках, несмотря на то, что начиная с I века н. э. происходила массовая миграция народов Центральной Азии (в частности вследствие завоеваний вождя гуннов Аттилы), в Средиземноморье бурно развивалась торговля, а Александр Македонский совершал походы на Ближний Восток, Персию и Индию[49]. Лишь в 1274 году император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен написал трактат «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами»), в котором описал правила соколиной охоты. В Средние века, несмотря на свою популярность во многих странах Европы, соколиная охота в силу законодательных ограничений оставалась уделом лишь высшего сословья: например, в английском трактате «Book of St. Albans» (1486) утверждается, что содержать сапсана мог только принц либо герцог[50].

У славянских народов на территории современной России охота приобрела популярность где-то на рубеже VIII—IX вв., предположительно благодаря кочевникам-хазарам,[48], населявшим территорию современного Дагестана и Нижнего Поволжья. В XII веке Князь Олег устраивает у себя на подворье соколиный двор, где занимается разведением птиц для охоты[51]. Расцвета русская соколиная охота достигла при царе Алексее Михайловиче; во времена его царствования более 3000 разных ловчих птиц содержались на потешных дворах в подмосковных сёлах Коломенском и Семёновском. Все птицы были распределены по «статьям»; во главе «статьи» стоял начальный сокольник, в непосредственном ведении которого находилось известное число рядовых сокольников, кречетников и ястребников; доставление сокольников в начальные сопровождалось особой торжественной церемонией, установленной Урядником сокольничья пути[52].

Культура[править | править код]

Благодаря своим охотничьим навыкам и возможности их содержания в неволе, соколы оставили след в культуре многих народов мира, однако часто бывает трудно определить, о какой именно птице свидетельствует источник. Так, в Западной Европе первое упоминание о сапсане как об отдельном виде относится только к XV веку, когда вышла в свет английская рукопись «Boke of St. Albans», повествующая о правилах охоты с хищными птицами[50]. В русском языке слово сапсан, предположительно заимствованное из калмыцкого языка, появилось только во второй половине XIX века,[24][25], а до этого времени под соколом обычно подразумевали сапсана[23].

  • В египетской мифологии бог неба и солнца Хор изображался в виде человека с головой сокола либо в виде солнечного диска с крыльями сокола[53].
  • Образ сокола, символизирующий воина-героя, богатыря, князя, стоящего во главе своей воинской дружины, многократно упоминается в памятнике древнерусской письменности «Слово о полку Игореве»[54]. Как родовой знак многих князей, сокол сохранился на флагах и гербах нескольких российских городов, таких как Суздаль, Сокол, Кумертау и др.
  • В 1530 году император Священной Римской империи Карл V при передаче острова Мальты рыцарскому ордену госпитальеров (Мальтийскому ордену) обязал последних ежегодно присылать ему по одному соколу-сапсану в качестве феодальной повинности. Эта история нашла отражение в романе английского писателя Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол» (1930). В 1941 году в США по этой книге был снят одноимённый художественный фильм.
  • Сокол-сапсан изображён в левой части национального герба острова Мэн. Это изображение напоминает об истории, когда в 1405 году король Англии Генрих IV передал остров в пожизненное владение сэру Джону Стэнли (John Stanley) в обмен на обязательство дарить двух сапсанов во время коронации ему и всем последующим английским монархам. Эта традиция сохранилась вплоть до 1821 года, когда был коронован король Георг IV[55].
  • Японское название сапсана «хаябуса» нашло отражение в марке быстроходных мотоциклов компании Suzuki — «Suzuki Hayabusa».
  • Хаябуса (Ки-43) — японский истребитель времён Второй мировой войны.
  • «Хаябуса» — японский космический аппарат, впервые в мире совершивший посадку на астероид. Аппарат успешно вернулся на Землю в 2010 г.
  • Сапсан изображён на памятной 25-центовой монете штата Айдахо, выпущенной Монетным Двором США в 2007 году в серии, посвящённым каждому штату этой страны. Птица является одним из символов этого американского штата[56].
  • «Сапсан» (Velaro RUS) — высокоскоростной электропоезд (из семейства электропоездов Velaro производства компании Siemens), приобретённый ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских скоростных железных дорогах. Разработан компанией Siemens специально для России[57][58].
  • Египетский бог Гор с головой сокола.

  • Сапсан на почтовой марке СССР, 1965.

  • Сапсан на 50-рублёвой монете Банка России, 1992.

  • Сапсан на 25-центовой монете США, 2007.

  • Сапсан на памятной серебряной монете Банка России, 1996[59].

  • Электропоезд «Сапсан» прибывает в депо.

Гнездовой ареал подвидов сапсана

За период наблюдений разными авторами было описано большое количество подвидов сапсана в зависимости от размера и особенностей окраски, однако к настоящему времени лишь некоторые из них признаны большинством специалистов. Один из наиболее полных современных орнитологических каталогов — «Руководство по птицам мира» (англ.&

ru.wikipedia.org

«Какая максимальная скорость "Сапсана" Москва-Санкт-Петербург?» – Яндекс.Кью

Сапсан -- высокоскоросной поезд. Кроме маршрута Москва -- Петербург высокоскоростные поезда ходят по маршрутам: 

Москва -- Нижний Новгород

Санкт-Петербург -- Хельсинки (Аллегро)

Санкт-Петербург -- Нижний Новгород [спасибо, напомнили о нем]

Также много где на относительно коротких расстояниях (типа Петербург -- Великий Новгород) ходит Ласточка. Список можно тут увидеть.

В чем проблема?

Для высокоскоростного поезда нужна хорошая дорога.

Изначально много лет назад РЖД планировало построить между Москвой и Петербургом отдельную новую высокоскоростную дорогу. И даже отдельный вокзал для нее рядом с Московским. Много лет простоял котлован, потом построили торговый центр.

Сапсаны ходят по обычной дороге. А это значит, что ходят с пониженной скоростью, и, главное, для него выделяют "окна" в расписании движения других поездов.

Т.е. поезда стоят и ждут пока пройдет Сапсан. По полчаса ждут пока пройдет пара в одну сторону и пара в другую.

А электрички не только стоят ждут, но и просто отменены многие. Когда Сапсан только вводили в строй, то было несколько скандалов -- люди протестовали о том, что с их станций просто отменили электрички вообще или отменили столько электричек, что ездить на работу в город стало невозможно. Также людям нужна возможность уехать за медицинской помощью или ездить учиться.

Еще одна проблема -- безопасность. Необходимо строить безопасные переходы. На переходе недалеко от моего дома в Петербурге за 2017 год погибло 7 человек. Да, многие говорят, что эти люди сами виноваты, но даже если так, все равно мы остальные такие умные и осторожные заинтересованы чтобы этого не было, так как движение в это время останавливается, образуются пробки на дорогах и остальные неприятные последствия.

В целом проблема в том, что РЖД заявляет о том, что пассажирские перевозки для них убыточны, зарабатывают они перевозками грузов. Так, например, в числе олимпийских обещаний власти было открытие высокоскоростной дороги Москва-Сочи. И даже в рамках олимпийского супердорогого проекта дорога сделана не была.

yandex.ru

Скорость поезда «Сапсан» на маршруте «Москва—Санкт-Петербург»: максимальный показатель при движении

Сколько составляет скорость поезда «Сапсан»

Спасибо за вопрос! Технически поезд «Сапсан» (другое название — Velaro) может развивать скорость до 350 км. Но из-за состояния железных дорог в России выжимать максимум из составов нельзя, хотя руководство и надеется увеличить показатель. Пока что средняя скорость у «Сапсана» из Москвы в Санкт-Петербург — 200 км/ч. Он повышает ее на участке «Окуловка—Малая Вишера» до 240 км/ч, а между столицей и Нижним Новгородом показатель падает до 160 км/ч, как у обычного поезда.

Показатель можно увидеть на ЖК-экранах

Высокая скорость, доступная «Сапсану», достигается за счет того, что тяговые компоненты распределяются по всему составу из 10 вагонов. В поезде 16 двигателей мощностью в 700 лошадиных сил, а суммарный показатель достигает 8 мегаватт. Руководство РЖД говорило о намерении проложить выделенную линию между двумя столицами, что позволило бы поезду развивать максимально доступную скорость. Ведь дело не только в состоянии железных дорог: часть пути «Сапсана» проходит через населенные пункты, где действуют ограничения. Также составу мешают пригородные электрички и другие поезда, технически отстающие по характеристикам.

Но есть надежда, что в будущем ситуация улучшится, хотя слухи о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом ходят еще с 2010 г. В этом случае показатели удастся увеличить до 300 км/ч, но для адекватных сроков окупаемости ВСМ билеты на поезд будут стоить в 2 раза дороже, чем сейчас. В результате руководство РЖД говорит о необходимости не строить новые дороги, а отремонтировать имеющиеся, что позволит «Сапсану» «летать» до 280 км/ч.

Узнать, с какой скоростью едет ваш состав «Сапсан», можно благодаря информации на мониторах, которые расположены в вагонах: данные обновляются постоянно. Но даже на пике вы не ощутите качки, хотя пассажиры со слабым вестибулярным аппаратом и могут почувствовать тошноту.

Важно, что из-за высокой скорости «Сапсан» образует воздушный поток, и приближаться к движущемуся составу ближе, чем на 3 м., опасно. Тормозной же путь достигает 2 км, если поезд делает 200 км/ч.

Уважаемые пассажиры!

Вы можете ознакомиться с расписанием поездов, наличием и ценой жд билетов

1sapsan.ru

Самые быстрые поезда России и СССР — DRIVE2


Россия не является страной с самыми быстрыми железными дорогами, и до японских и французских суперпоездов нам еще очень далеко, однако так было далеко не всегда и у нас в стране всегда шли попытки создать собственные скоростные поезда, и создано достаточное количество локомотивов и составов, чьи скоростные характеристики далеко не так уже и плохи, а уж в своем классе они и не уступают зарубежным аналогам.
Вы можете сказать, что Сапсан и Аллегро это "хайтек" и "самый ТОП", однако стыдно нам в такой стране как Россия смотреть с открытым ртом на соседей, и покупать у них, а не создавать свое. Ну а чуть позже я покажу вам характеристики импортного сапсана и аллегро и вы надеюсь поймёте масштабы трагедии. Мы тут привыкли на автотему рассуждать и аналоги сравнивать?! Ну вот вам поезда! Пожалуйста! И к ним, любители всего ИМПОРТНОГО применили такой же подход как и к автомобилестроению, а на самом деле импорт только сейчас со всеми своими "технологиями" дотянулся до того что наши выпускали и эксплуатировали в 90-е годы!

ТЭП70


Этот локомотив главная дизельная рабочая лошадка в пассажирских перевозках на РЖД. Основная конструкция тепловоза настолько удачная, что его можно разгонять до очень больших скоростей, однако конструкционная максимальная скорость — 160 км/ч. То, что локомотив способен развить большую скорость, сомнений нет, и даже ходили слухи что его разгоняли до 220 км/ч на испытаниях, однако скорость длительного режима всего 50 км/ч, что не позволяет поставить его выше в нашем рейтинге. Тепловоз начал эксплуатироваться с 1973, а в настоящее время выпускается его улучшенная модификация ТЭП70БС. Выпускается он на коломенском заводе, и к настоящему времени по России ездит 300 таких машин и еще 25 ТЭП70У.

На самом деле локомотивов с конструкционной скоростью в 160 км/ч в России предостаточно, однако это единственный дизель с такими показателями, да и еще и столь массовый в производстве.

"Ласточка"


Кончено, назвать Ласточку чисто российских поездом язык не повернется, однако именно он следующий в нашем списке самых быстрых российских поездов. Основной вклад в создание сделал все тот же Siemens. Тот, который привез в Россию Сапсаны. По сути эти поезда — это локализованные для наших условий Siemens Desiro. Собираются эти локомотивы на заводе "Уральские локомотивы", расположенном в городе Верхняя Пышма. Максимальная конструктивная скорости ласточки — 160 км/ч, но по факту реальная скорость несколько ниже, однако именно для российских дорог такие составы подходят просто идеально, ведь зачастую у нас просто и негде разогнаться быстрее. Основное назначение это пригородные перевозки или междугородние на небольшие расстояния до 200км. На данный момент выпущено уже 46 составов ЭС2Г.

ЭП2К


ЭП2К возможно самый долгожданный локомотив Современности. В СССР данную нишу успешно занимали чехословацкие ЧС различных моделей, и советские заводы не очень то и стремились составлять им конкуренцию, и тем самым у нас долгое время практически не было скоростных пассажирских локомотивов собственного производства на электрической тяге. На рубеже веков начали появляться первые подобные модели и у нас в стране, однако все они были или медленнее, как например ЭП1, или наоборот, быстрее, а требовалось совершенно другое, а именно замена чешских ЧС. С этой задачей успешно справились на Коломенском заводе и в 2008 году ЭП2К пошел в серию. Максимальная скорость эксплуатации — 160 км/ч, однако локомотив с легкостью может ехать быстрее, а скорость длительного режима 90 км/ч. В настоящий момент выпущено уже более 300 локомотивов ЭП2К и в будущем они должны полностью заменить ЧС 7.

"Иволга"


В 2014 Тверской вагоностроительный завод представил свой новейший состав, который получил название ЭГ2Тв Иволга. Конструкционная скорость состава 160 км/ч, однако в РЖД дали понять, что это не совсем то, чего ожидали от завода. Для таких скоростей уже выпускают "Ласточку", и Иволгу нужно "разогнать". Ходят слухи, что на испытаниях состав из трех моторных вагонов разгоняли до 250 км/ч на прямом участке, однако документально это нигде не зафиксировано, да и полный состав пока такую скорость не выдает. В данный момент именно на базе "Иволги" создается пассажирский состав, способный разгоняться до 250 км/ч и смогут ли на Тверском Вагоностроительном выполнить эту задачу покажет время
При создании состава применялись современные технологии в сфере дизайна, электрооборудования и конструкции в целом, в том числе в области эффективности и увеличенного до 40 лет срока службы

Паровоз тип 2-3-2


Начало 20-го века ознаменовалось настоящим бумом скоростных рекордов в самых различных отраслях. Самолеты, автомобили, паровозы — все это двигалось все быстрее, а новые рекорды ставились чуть ли не каждый год, и каждая развитая страна стремилось войти в элиту, имея у себя скоростной транспорт. Не отставал в этом направлении и Советский Союз, тем более учитывая наши расстояния. В 1936 появился первый проект паровоза 2-3-2к Коломенского завода, который развивал мощность в 3070 лс, что позволяло ему разгонятся до 150км/ч. Путем доработки максимальная скорость увеличилась до 170 км/ч. Паровоз успешно прошел обкатку и показывал отличные результаты, однако начавшаяся война не позволила наладить серийный выпуск модели. При этом над доработкой паровоза параллельно работали и на Ворошиловградском Заводе, и создали немного более скоростную модель под номером 2-3-2В, который имел конструкционную скорость 180 км/ч. Свой последний рекорд он установил в 1957 году, когда развил скорость в 175 км/ч.

ЭП20


ЭП20 — один из самых удачных российских электровозов последних лет. Он призван заменить на российских дорогах старые чешские ЧС8 и ЧС200, срок эксплуатации которых подходит к концу. Максимальная конструкционная скорость локомотива — 200 км/ч, и то, что он при определенных обстоятельствах может двигаться и быстрее, сомнений нет, однако каких-либо данных по этому поводу в открытых источниках нет, поэтому будем считать его максимум в 200 км/ч. Самым быстрым маршрутом локомотива является "Невский экспресс", который проезжает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом всего на 5 минут дольше Сапсана, что в очередной раз доказывает, что в покупке Сапсанов не было такой уж необходимости. Конструкция ЭП20 получилась настолько удачная, что РЖД сразу же был размещен заказ после обкатки в 2011 году, и в настоящее время выпущено 60 локомотивов этой марки на Новочерскас

www.drive2.ru

Факты о Сапсан — Туту.ру

Сапсан – это скоростной электрический поезд, созданный компанией Siemens, и адаптированный для эксплуатации на железных дорогах России. Начало сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом было положено в декабре 2009 года. Чуть позднее, летом 2010 года, точнее в июле, Сапсаны начали ходить и между Москвой и Нижним Новгородом. (Расписание движения Сапсана).

17 декабря 2009 года считается не только «днем рождения» «Сапсана», но и получила второе название — День высоких скоростей. В 2014 году было отпраздновано пятилетие движения «Сапсана» по маршруту между двумя столицами.

В оригинале поезд, произведенный в Германии, носит название Velaro (производственное обозначение поезда - Velaro RUS), но в нашей стране ему было дано название, обозначающее самого быстрого в мире сокола - сапсана.

«Сапсан» стал первым поездом в России, сесть на который нельзя без предварительного досмотра. Он касается как багажа, так и самих пассажиров поезда.

Конструктивные особенности поезда Сапсан

Несмотря на то, что поезд Сапсан конструировался компанией Siemens в Германии, на основе стандартной платформы Velaro, которая используется в Европе, для территории России были введены некоторые конструкторские изменения. Например Сапсан, русская версия Velaro, способен функционировать при температурах воздуха достигающих -50°C, что превышает термические характеристики европейского собрата. Колея Сапсанов тоже больше, чем у Velaro, и это связанно с особенностями железнодорожного полотна в России. В связи с этим изменением расширился и салон, более чем на 0.3 метра.

Velaro развивает скорость вплоть до 350 км/ч, но для Сапсана были введены ограничения, снизившие максимальную скорость до 250 км/ч. Однако существуют планы по увеличению этого показателя до 330 км/ч.

Технические характеристики поезда Сапсан:

ХарактеристикаЗначение
Вагонов в составеот 10
Рабочая скорость250 км/ч
Максимальная скорость350 км/ч
Количество пассажиров554-604
Длина вагона25535 мм
Ширина вагона3265 мм
Высота вагона4400 мм
Ширина колеи1520 мм
Материал корпусаалюминиевый сплав
Выходная мощность8000 кВт

Обслуживание поезда Сапсан

Компания Siemens, разработавшая поезда Velaro и реконфигурировавшая их в Сапсаны, имеет контракт на тридцатилетнее обслуживание этих железнодорожных составов. Общее количество поездов, прибывших в Россию в 2010 году - 8 штук.

Впервые запущенные в декабре 2009 года, поезда Сапсан курсировали по маршруту Москва - Санкт-Петербург и в обратном направлении три раза в день. Позднее в 2010 году к городам, до которых можно добраться на Сапсане, добавился и Нижний Новгород. Также в планы входило до 2015 года запустить еще 8 составов, с помощью которых расширить список городов, обслуживаемых этими скоростными поездами. Среди предполагаемых городов значились: Казань, Самара, Ульяновск и другие.

Обслуживаются поезда в специально оборудованном депо, находящемся в Санкт-Петербурге, в поселке Металлострой. Здесь «Сапсаны» ремонтируют, моют, чистят. Кроме «Сапсана», в этом же депо обслуживается электропоезд «Ласточка».

sapsan.tutu.ru

Технические характеристики поезда | Сапсан X

Скорость поезда

Максимальная заявленная скорость поезда составляет 300 км/ч. Естественно, в эксплуатации поезд с такой скоростью не ездит. Максимальную скорость сапсан развивает на коротком участке между Окуловкой и мостом через реку Мста (Малая Вишера), составляет она 250 км/ч. Большую же часть пути локомотив движется со скоростью около 200 км/ч.

Интересный факт.

Птица сапсан является самой быстрой из птиц. Находясь в пикирующем полёте она развивает максимальную скорость 300 км/ч, однако в горизонтальном полёте сапсан уступает многим - всего лишь 100 км/ч. Рекордсмен по скорости горизонтального полёта - стриж (про скоростной поезд стриж).

Скоростной поезд Сапсан не входит даже в десятку самых быстрых поездов в мире, но не смотря на это, сапсан двигается быстрее чем обычные поезда более чем в два раза. Скорость обычного поезда ограничена 60 км/ч, а ускоренные поезда двигаются не более 140 км/ч.

Самый быстрый поезд

Рекорд скорости был установлен еще 2003 году и составил 581 км/ч. Японские поезда Синкансэн на магнитной подушке. На обычных железных дорогах данные поезда двигаются со скоростью до 300 км/ч.

Разогнаться до нужной скорости это пол дела, ведь надо еще как-то останавливаться. Поезд Сапсан использует рекуперативное торможение - вид торможения, когда электроэнергия вырабатываемая генератором передаётся обратно в сеть (аналог торможения двигателем ). Данный вид торможения помогает уменьшить энергозатраты.

Время в пути

Санкт-Петербург - Москва (650 км) 3 часа 40 минут

Санкт-Петербург - Чудово (118 км) 50 минут

Санкт-Петербург - Окуловка (249 км) 1 час 23 минуты

Чудово - Вышний Волочёк (246 км) 1 час 26 минут

Чудово - Тверь (356 км) 2 часа 11 минут

Бологое - Москва (331 км) 2 часа

Тверь - Москва (167 км) 1 час 10 минут

Москва - Нижний Новгород (442 км) 3 часа 30 минут

Вагонный состав поезда

В состав Сапсана входят 10 вагонов, вмещающие 604 пассажира. Также на маршруте Санкт-Петербург - Москва с августа 2014 функционирует сдвоенный состав Сапсана вместимостью 1050 человек. Длина такого поезда более полукилометра.

Нумерация вагонов

На направлении Санкт-Петербург - Москва нумерация вагона начинается со стороны Санкт-Петербурга

На маршруте Москва - Санкт-Петербург нумерация начинается также со стороны СПб.

В состав поезда входят вагоны различных типов: бизнес, эконом-класса, ресторан.

Нумерация мест в вагоне

Места у окон имеют нечетные номера, места у прохода наоборот - четные.

Подробную информацию о типах вагонов и оказываемых услугах и схему мест вы можете найти здесь.

Безопасность

При создании деталей поезда и элементов отделки используются специальные особопрочные, устойчивые к высоким температурам материалы. Например, окна Сапсана оборудованы специальным стеклом предотвращающим появление опасных осколков в случае повреждения. Состояние функционирующих систем постоянно отслеживается службами сервисного обслуживания в режиме реального времени. Дизайн внутреннего интерьера был спроектирован с приоритетом безопасности пассажиров и с целью достигнуть высокий уровень эргономики салона.

sapsan-x.ru

Скоростной поезд — Википедия

Скоростно́й по́езд — поезд, следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах. В России скоростными принято считать поезда, идущие со скоростями 140 км/ч и выше. Поезда, идущие со скоростями 200 км/ч и выше именуются высокоскоростными.

Регулярное движение высокоскоростных поездов началось впервые в 1964 году в Японии.

Регулярное движение высокоскоростных поездов началось во Франции с 1981 года (и Европе, западную часть которой ныне объединяет единая высокоскоростная железнодорожная сеть Eurostar и Thalys).

В начале XXI века одним из мировых лидеров в сети высокоскоростных линий, а также эксплуатантом первого регулярного высокоскоростного маглева стал Китай.

Корейский высокоскоростной электропоезд «KTX-Санчхон» Украинский скоростной электропоезд «Тарпан» Скоростной электропоезд Интерсити+ HRCS2 на станции Дарница

В 2012 году было основано государственное предприятие по эксплуатации и обслуживанию скоростных поездов «Украинская железнодорожная скоростная компания». Движение высокоскоростных поездов HRCS2 на Украине было начато 27 мая 2012 года, к началу Евро-2012. К сентябрю поездами было перевезено более 240 тысяч пассажиров. Средняя скорость поездов — 140 км/ч, максимальная — до 160 км/ч[1]. С 2014 года на скоростных линиях курсируют также поезда украинского производства ЭКр1 «Тарпан».

Скоростной и высокоскоростной электропоезда ЭР200 и «Сокол»

В начале 1960-х годов на Октябрьской железной дороге закончили подготовительную работу по организации движения дневных локомотивных скоростных поездов-экспрессов на линии Москва — Ленинград: были уложены более тяжёлые рельсы, стрелочные переводы были заменены на усиленные, применена новая автоблокировка. В 1962 году в СССР стали поступать скоростные электровозы ЧС2 с часовой мощностью на валах ТЭД в 4200 кВт. В декабре того же года магистраль Москва — Ленинград была электрифицирована на всём своём протяжении, а 15 декабря из Ленинграда в Москву пришёл первый поезд, который прошёл весь путь на электрической тяге.

25 июня 1963 года начались регулярные рейсы скоростного поезда № 5/6 «Аврора» с максимальной скоростью в 160 км/ч. Общее время в пути следования из Москвы в Ленинград составляло 5 часов 55 минут, обратно — 5 часов 27 минут. Тягу поездов обеспечивали электровозы ЧС2 различных модификаций, в конце 1970-х их сменили электровозы ЧС-200. Поезд «Аврора» ходил до 2010 года. С 2001 года на этом же маршруте действует аналогичный скоростной локомотивный поезд «Невский экспресс».

Как одна из альтернативных возможностей высокоскоростного железнодорожного движения и для отработки высоких скоростей на железнодорожных путях, в 1970-х годах проходили испытания вагона-прототипа реактивного поезда, не имеющего моторной тяги тележек колёсных пар.

В конце 1973 года на Рижском вагоностроительном заводе был изготовлен первый советский скоростной моторвагонный электропоезд — ЭР200. С 1976 года на магистрали проводились опытные поездки нового электропоезда, а 16 ноября 1979 года состоялся его первый рейс с пассажирами. Регулярная эксплуатация электропоезда ЭР200 началась лишь 1 марта 1984 года, когда поезд уже морально устарел и сильно отставал от заграничных аналогов. Начатая планированием ещё с конца 1960-х годов, сеть скоростных и высокоскоростных линий в СССР реализована не была.

После почти десятилетней разработки к 2000 году был изготовлен первый российский высокоскоростной моторвагонный электропоезд «Сокол-250». После прохождения испытаний до 2002 года проект его доведения до ввода в эксплуатацию был отменён со ссылкой на выявленные технические недостатки и по политико-экономическим причинам, и в дальнейшем для использования на российских магистральных высокоскоростных линиях РЖД стало ориентироваться на приобретение (и локальную сборку) иностранного высокоскоростного подвижного состава, а для организации скоростного пригородного и пригородно-городского сообщения и аэроэкспрессов — на российские электропоезда ЭД4, ЭМ2 и также на иностранные типа «Ласточка» и др.

Движение высокоскоростных поездов «Сапсан» (Siemens Velaro RUS) началось из Москвы в Санкт-Петербург с конца 2009 года, а в Нижний Новгород — с конца 2010 года. Также с конца 2010 года скоростной поезд «Allegro» пошёл по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки.

В марте 2010 года правительство России уделило особое внимание созданию национальной высокоскоростной железнодорожной сети по подобию масштабно реализованных сетей Японии, Европы, Китая. Вышел указ президента «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта» в котором правительству поручено разработка данного проекта и определение источников финансирования.[2]

В марте 2011 года Дирекция вокзалов РЖД пришла к выводу, что скоростное железнодорожное сообщение в России является перспективным направлением. С начала работы скоростные поезда перевезли два с половиной миллиона человек, что указывает на стабильность спроса.[3]Российские железные дороги планируют купить скоростные составы у испанской фирмы Patentes Talgo в количестве семи поездов.[4]

В апреле 2011 года глава РЖД Владимир Якунин сообщил, что скоростные поезда «Сапсан» производиться в России не будут. Их сменил проект российской локализации производства поездов Desiro компании Siemens, которые в России получили название «Ласточка».[5]

В 2013 году Российские железные дороги планировали ввести в работу скоростной поезд Москва — Берлин. В проекте предполагалось задействовать испанские поезда Talgo с системой автоматического изменения ширины колёсных пар. По прогнозам старшего вице-президента РЖД Валентина Гапановича, время в пути должно было составлять16,5 часов.[6]

Согласно планам РЖД в 2018 году между Москвой и Санкт-Петербургом должна была начать работу новая высокоскоростная железнодорожная линия ВСЖМ-1, позволяющая достигать скорость поезда до 400 километров в час. Исходя из расчётов, были сделаны выводы о времени пути между двумя столицами — 2,5 часа[7]

  • Ред. Боравская Е.Н., Шапилов Е.Д. Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт / Ковалёв И. П.. — СПб: ГИИПП «Искусство России», 2001. — Т. 1. — 2 000 экз. — ISBN 5-93518-012-X.

ru.wikipedia.org

Сапсан vs самолет: кто кого?

Допустим, вам нужно попасть из Москвы в Санкт-Петербург. Причем быстро. Конечно, первый вариант решения проблемы – купить билет на самолет. А если билетов на нужную дату уже нет или время вылета категорически не подходит? Или вы боитесь летать вообще?

Настоящая находка для аэрофобов и людей, которые ценят свое время – «Сапсан» «Москва – Санкт-Петербург». Попробуем разобраться, чем хорош и плох каждый вид транспорта – воздушный и железнодорожный.

Кто быстрее?

На первый взгляд, добраться до Питера быстрее можно на самолете: среднее время в пути не превышает полутора часов. Однако приплюсуйте к нему трансфер до аэропорта, прохождение досмотра и регистрации, а потом дорогу из Пулкова до Санкт-Петербурга. В сухом остатке получается около 4 часов.

Самый быстрый «Сапсан» добирается до Санкт-Петербурга за 3 часа 40 минут. Самый «неторопливый» - за 4 часа 10 минут. Получается, что по времени в пути скоростной электропоезд вполне может спорить с самолетом.

Качество и количество

В среднем ежедневно из Москвы в Питер из трех аэропортов вылетают более 40 прямых рейсов различных авиакомпаний. С 1 июня 2014 года с Ленинградского вокзала по маршруту «Москва – Санкт Петербург» «Сапсан» отправляется 7 раз в день. В зависимости от сезона количество самолетов и поездов, направляющихся в Северную столицу, меняется. Время отправления планировалось с учетом потребностей большинства пассажиров – есть два ранних утренних рейса, три дневных и два вечерних. Ассортимент времени начала путешествия у самолетов гораздо шире, чем у поездов – тут спорить бесполезно.

А вдруг?..

Серьезный риск, с которым связано любое путешествие на самолете -  неважно, до Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода, – зависимость от погодных условий. Сильная гроза, туман или снегопад могут поставить крест на вашей поездке. Поезду же никакая погода не страшна  - жара и стужа очень редко могут повлиять на расписание поезда «Сапсан». Помешать движению, конечно, может форс-мажорная ситуация – например, серьезная авария на каком-нибудь участке железнодорожного полотна. Однако такие ситуации, к счастью, возникают очень редко.

У кого удобнее?

Путешествовать по воздуху до Санкт-Петербурга можно как экономом, так и бизнес-классом. В плане комфорта самолет может предложить ассортимент своего бара, знаменитые карамельки, прессу и великолепный вид из окна. Самолетные кресла во всех авиакомпаниях разные, здесь на вкус и цвет товарищей нет – кому-то они кажутся вполне удобными, а кто-то весь полет не может устроиться с комфортом. Некоторые авиакомпании предоставляют услугу wi-fi на борту - как правило, платную.

До Северной столицы можно купить билеты на «Сапсан» и в бизнес, и в эконом-класс. Кресла «Сапсана» анатомически выверены, в бизнес-классе у них кожаная обивка, в экономе – тканевая. В поезде есть целый вагон-бистро, где можно и полноценно пообедать или поужинать, и просто перекусить. Есть «мобильный бар», где несколько раз за время путешествия можно приобрести прохладительные и алкогольные напитки, не покидая собственного кресла. Что касается интернета, то он в «Сапсане» есть – для бизнес-класса услуга wi-fi бесплатная, для эконома – платная.

У «Сапсана» и самолета есть еще много общего – например, перед посадкой в поезд каждый пассажир проходит процедуру досмотра, как в аэропорту. Да и скорость «Сапсана», которую он может развивать – 250 км/ч – сравнима со скоростью взлетающего авиалайнера.

Выбирайте, каким способом вам удобнее добираться до Питера, взвешивайте все «за» и «против», принимайте решение и наслаждайтесь поездкой!

Стоимость билетов на поезд Сапсан

sapsan.tutu.ru

Электропоезд ЭВС (Сапсан) Википедия

ЭВС1/ЭВС2
Siemens Velaro RUS
«Сапсан»

ЭВС2-02
Производство
Годы постройки 2008 — 2014
Страна постройки  Германия
Производитель Siemens AG, Siemens Mobility
Составов построено всего — 16,
в том числе:
ЭВС1 — 12,
ЭВС2 — 4
Вагонов построено всего — 160,
в том числе:
ЭВС1 — 120,
ЭВС2 — 40
Технические данные
Род тока и напряжение в контактной сети ЭВС1 — 3 кВ =;
ЭВС2 — 3 кВ = / 25 кВ 50 Гц ~
Число вагонов в составе 10 (20 по СМЕ)
Композиция Мг+Пп+Пп+Мп+Пп+Пп+Мп+Пп+Пп+Мг
Пассажировместимость 604
Длина вагона 25535 мм / 24175 мм
Ширина 3265 мм
Высота 4400 мм
Ширина колеи 1520 мм
Масса тары 662/678 тонн
Материал вагона алюминиевый сплав
Выходная мощность 8000 кВт
Тип ТЭД 1TB2019
Мощность ТЭД 500 кВт
Конструкционная скорость 250 км/ч
Ускорение при пуске 0,43 м/с2
Электрическое торможение рекуперативное 8000 кВт
Мощность тормозных реостатов 3600 кВт
Эксплуатация
Страна эксплуатации  Россия
Оператор Дирекция скоростного сообщения ОАО «РЖД»
Дорога Октябрьская, Московская, Горьковская
Депо ТЧ-10 Металлострой
В эксплуатации с 2009

ru-wiki.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта