Система смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 - комбинированная. Масло подается к поверхностям трения под давлением и путем разбрызгивания (рис.1).
Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов. Масло подается к ним по просверленным масляным каналам в блоке цилиндров и в коленчатом валу.
Зеркало цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей ГАЗ-51, ГАЗ-52 смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников коленчатого и распределительного валов и из отверстий в нижних головках шатунов.
Масло, поступающее из указанных мест, с силой разбрасывается во все стороны картера двигателя вращающимся коленчатым валом и в виде мельчайших капелек попадает на поверхности трения.
Струйки масла, выбрасываемые из отверстий в нижних головках шатунов, когда эти отверстия совпадают с масляными каналами, подающими смазку от коренных подшипников коленчатого вала к шатунным, попадают непосредственно на стенки цилиндров, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей.
К стержням толкателей смазка поступает самотеком из специальных карманов в клапанной коробке; таких карманов — шесть, по одному карману на каждые два клапана. Масло в виде тумана и брызг попадает в клапанную коробку из картера через небольшие отверстия в нижней ее стенке и, стекая, накапливается в карманах.
Стержни клапанов ГАЗ-51, ГАЗ-52 смазываются также масляным туманом, образующимся в клапанной коробке.
Распределительные шестерни ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 смазываются пульсирующей струей масла, которая поступает через трубку из переднего подшипника распределительного вала. На передней шейке распределительного вала сделаны две канавки, которые дважды за каждый оборот распределительного вала соединяют трубку с масляным каналом, подводящим смазку к этому подшипнику.
К упорному подшипнику распределительного вала смазка поступает также от передней опорной шейки через отверстие, выходящее в передний торец ее и образованное двумя расположенными под углом 90° одно к другому отверстиями.
Подшипники валика водяного насоса и агрегаты электрооборудования смазываются из отдельных масленок.
Как видно на рис. 1, масло засасывается шестеренчатым насосом 3 из масляного картера через маслоприемник 18, который снабжен мелкой проволочной сеткой, исключающей возможность попадания крупных загрязняющих масло частиц из картера в масляную магистраль. В случае засорения сетки масло поступает в насос, минуя сетку, через специальное отверстие, расположенное в ее центре.
1. Схема смазочной системы двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Когда сетка не засорена, это отверстие закрыто, так как сетка прижимается к поддону маслоприемника вследствие собственной упругости и перекрывается им; масло при этом поступает в насос только через отверстия сетки.
Через плавающий маслоприемник из картера в насос поступает наиболее чистое (из верхних слоев) масло.
Из масляного насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52 масло подается по перекидной трубке на левую сторону двигателя в масляный фильтр и далее в продольный масляный канал блока цилиндров. Таким образом, все масло, подаваемое насосом в продольный канал, проходит предварительно через фильтр грубой очистки, задерживает значительную часть частиц грязи (величиной более и смолистых веществ, имеющихся в масле.
Из продольного масляного канала по четырем поперечным каналам 2 масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала.
К шатунным подшипникам масло подводится от коренных подшипников по наклонным каналам, просверленным в теле коленчатого вала.
Параллельно масляной магистрали включен масляный фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52, который отделяет от масла мельчайшие механические частицы, находящиеся в нем во взвешенном состоянии, и смолистые вещества, не задерживаемые фильтром грубой очистки.
Через фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52 проходит только некоторая часть масла, подаваемого насосом. Однако вследствие высокой производительности масляного насоса через этот фильтр за сравнительно короткий промежуток времени проходит все масло, находящееся в картере.
Масло поступает в фильтр тонкой очистки по трубке из продольного масляного канала. Очищенное масло стекает также по трубке в маслоналивной патрубок и оттуда в картер двигателя. Маслоналивной патрубок закрыт герметичной крышкой.
В системе смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеется три клапана: редукционный (см. рис. 1), находящийся на крышке масляного насоса, перепускной 14 в крышке фильтра грубой очистки и предохранительный 10 перед масляным радиатором. Все три клапана регулируют на заводе путем подбора пружин.
Нарушение заводской регулировки клапанов (изменение усилия пружины, постановка под пробку клапана различных по толщине шайб и т. д.) во время эксплуатации категорически запрещается.
Редукционный клапан ГАЗ-51, ГАЗ-52 ограничивает давление в системе смазки. Предельное давление в системе — 4 кг/см2. Без редукционного клапана давление в системе смазки будет чрезмерно высоким, так как масляный насос рассчитан на подачу большего количества масла, чем нужно для смазки нормально работающего двигателя. Это в особенности относится к двигателю, работающему после пуска на застывшем масле.
При увеличении сопротивления фильтра вследствие его засорения, а также при работе двигателя на густом, холодном масле, с трудом проходящем через фильтр, клапан 14 пропускает масло мимо масляного фильтра грубой очистки в продольный масляный канал. Этот клапан отрегулирован на разность давления перед фильтрующим элементом и за ним 0,7—0,9 кг/см2.
Предохранительный клапан 10 открывается при давлении около 1 кг/см , вследствие чего масло циркулирует через радиатор только тогда, когда давление в системе смазки превышает 1 кг/см.
Давление масла в системе смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 при движении автопогрузчика со скоростью 20 км/час должно быть приблизительно 2— 4 кг/см2. Давление может повыситься при работе холодного непрогретого двигателя до 4,5 кг/см2 и понизиться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кг/см2. При малых оборотах на холостом ходу давление должно быть приблизительно 1 кг/см2.
Падение давления масла на средних оборотах ниже 1 кг/см указывает на неисправность двигателя или масляного насоса. Эксплуатация такого двигателя не допускается.
Резкое падение давления в системе смазки ГАЗ-51, ГАЗ-52 до нуля на средних оборотах может быть следствием неисправности масляного манометра и его датчика пли заедания (засорения) редукционного клапана, когда он открыт.
Масляный насос ГАЗ-51, ГАЗ-52
Шестеренчатый масляный насос ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 2) установлен снаружи, на правой стороне двигателя. Цилиндрическим хвостовиком корпус насоса входит в отверстие блока цилиндров. Корпус насоса прикреплен к блоку цилиндров двумя болтами. Между блоком и насосом установлена уплотняющая паронитовая прокладка.
Привод насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52 осуществляется от распределительного вала парой шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня привода изготовлена за одно целое с распределительным валом; ведомая шестерня 6 привода закреплена на конце валика 5 масляного насоса штифтом 7.
Рабочие шестерни насоса 3 и 11 — цилиндрические с прямыми зубьями.
2. Масляный насос двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
а — старой конструкция; б — новой конструкции: в — внешний вид насоса; 1 — прокладка; 2—корпус насоса; 5—ведомая шестерня; 4 — ось ведомой шестерни; 5 — валик, 6 — шестерня привода насоса и распределителя; 7, 8 и 17—штифты; 9— упорное кольцо; 10 — сегментная шпонка; 11 — ведущая шестерня; 12 — крышка насоса; 13—пробка; 14—пружина редукционного клапана; 15 — направляющий колпачок редукционного клапана; 16 —шарик редукционного клапана.
В насосе старой конструкции осевая сила, возникающая при его работе вследствие наличия в приводе пары шестерен со спиральными зубьями (на рис. 2 направление этой силы показано стрелкой), воспринималась специальным упорным кольцом 9, закрепленным на валике 5 штифтом 8, а в насосах новой конструкции она воспринимается непосредственно торцом шестерни 11.
Шестерня 3 свободно вращается на оси 4, впрессованной в корпус насоса. Направление вращения рабочих шестерен (со стороны крышки) и движение масла внутри насосов показано на рис. 3 стрелками. Рабочая полость насоса с шестернями закрыта крышкой 12 (рис. 2), в которой помещен редукционный клапан.
Масляный фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 4) снабжен сменным фильтрующим элементом, который задерживает мельчайшие частицы грязи, песка, металла, нагара и т. п. Так как фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление прохождению масла, фильтр тонкой очистки включен параллельно масляной магистрали.
Масло, поступающее в корпус 8 фильтра по трубке 3 из продольного масляного канала блока цилиндров, заполняет полости между пластинами 9, откуда оно постепенно проходит под давлением в радиальные канавки прокладок 10 и далее в центральную полость фильтрующего элемента.
Из этой полости чистое масло поступает в центральный стержень 11 через дроссельное отверстие диаметром 1,6 мм в верхней части его и затем по сливной трубке 14 стекает в картер двигателя. В процессе фильтрования находящаяся в масле грязь оседает в полостях между пластинками во время медленного прохождения масла сквозь пористую массу картона пластин и прокладок.
Очистка масла продолжается до заполнения грязью полостей, образованных пластинами и прокладками, после чего фильтрация практически прекращается и отработавший фильтрующий элемент должен быть заменен новым.
Пока двигатель не прогрелся, циркуляция масла через фильтр масляный ГАЗ-51, ГАЗ-52 затруднена. Чтобы после пуска двигателя фильтр быстрее вступил в работу, в нижней крышке фильтрующего элемента имеется калиброванное перепускное отверстие 13 диаметром 1,1 мм, по которому масло проходит в центральную полость элемента, минуя элемент.
Благодаря циркуляции масло в фильтре быстро нагревается и начинает проходить через фильтрующий элемент. Перепускное отверстие 13 для предохранения от засорения прикрыто обоймой сальника нижней крышки с шестью отверстиями, через которые масло поступает к нему.
Фильтр масляный в сборе 52-04-1017010 (автопогрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 - Корпус масляного фильтра в сборе 52-04-1017015
ГАЗ 53 ГАЗ-63 › Бортжурнал › Мой ГАЗ-63. Часть 11. Капремонт мотора. Масляная система, степень сжатия и сборка.
Продолжаем ремонт мотора.
Следующий пункт – вкладыши.
Родные вкладыши сталле-бабитовые – они не могут держать ни температуру, ни скорость вращения, поэтому их меняем на современного образца от мотора ГАЗ-52. Все размеры одинаковые, но вкладыши современные — сталле-алюминиевые.
Но как уже повествовал – основной геморрой в подшипниках коленвала кроется не только в материале вкладышей.
Есть еще геморрой с: 1. Производительностью насоса. 2. Строением системы фильтрации масла. 3. Подачей масла от одного коренного подшипника сразу к двум шатунным.
С пунктом № 1 мы уже справились, сделав дабл маслонасос.
Теперь переходим к пункту № 2. Рассуждать смысла нет, просто меняем два фильтра (грубой и тонкой очистки) на 1 полнопоточный фильтр от ГАЗ-52.
Убогая масляная система ГАЗ-51/63
Современная масляная система с полнопоточным фильтром ГАЗ-52
Фильтр грубой очистки ГАЗ-51/63. КОШМАР МОТОРИСТА
Фильтр тонкой очистки ГАЗ-51/63. КОШМАР МОТОРИСТА
Современный полнопоточный фильтр ГАЗ-52
Современный полнопоточный фильтр ГАЗ-52
Пункт № 3 решаем проточкой канала по центру вкладыша, позволяющего равномерно создавать давление масляного клина во всем подшипнике сразу вне зависимости от положения отверстия подачи масла.
Полный размер
Проточенные шатунные вкладыши
Полный размер
Проточенные шатунные вкладыши
Далее наш мотор был рожден со степенью сжатия 6.2, что равно использованию 66-72 бензинов. Нас это категорически не устраивает и поэтому ищем ГБЦ от ГАЗ-52 со степенью сжатия 7.2 и спиливаем с камеры сгорания 2 мм.
Спеленная на 2 мм ГБЦ ГАЗ-52 с цифрами 76 под 76-й бензин
Расчетный показатель говорит о том, что мы повышаем степень сжатия приблизительно до уровня 8,5-8,7. Это максимум для моторов конструкции FLATHEAD.
Также ставим коллектор от БТР под двухдифузорный карб для лучшего наполнения цилиндров.
Полный размер
Собранный красавчик с дабл маслонасосом, двухдифузорным впускным коллектором под двухдифузуорный карб
Собираем мотор и обкатываем его на холодную на обкаточном стенде.
Полный размер
Холодная обкатка собранного мотора
Полный размер
Холодная обкатка собранного мотора
Далее все просто – ставим его в раму и собираем системы.
Новый редукторный стартер ГАЗ-24 по прозвищу ЗВЕРЬ
Мотор в раме
Мотор в раме
Мотор в раме
Мотор в раме
Продолжение следует.
www.drive2.ru
Детали системы смазки двигателя ГАЗ-52
Система смазки двигателя ГАЗ-51/52 комбинированная. Масло подается к поверхностям трения под давлением и путем разбрызгивания (фиг.1).
Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов. Масло подается к ним по просверленным масляным каналам в блоке цилиндров и в коленчатом валу.
Зеркало цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников коленчатого и распределительного валов и из отверстий в нижних головках шатунов.
Масло, поступающее из указанных мест, с силой разбрасывается во все стороны картера двигателя ГАЗ-52 вращающимся коленчатым валом и в виде мельчайших капелек попадает на поверхности трения.
Струйки масла, выбрасываемые из отверстий в нижних головках шатунов, когда эти отверстия совпадают с масляными каналами, подающими смазку от коренных подшипников коленчатого вала к шатунным, попадают непосредственно на стенки цилиндров, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей.
К стержням толкателей смазка поступает самотеком из специальных карманов в клапанной коробке; таких карманов — шесть, по одному карману на каждые два клапана.
Масло в виде тумана и брызг попадает в клапанную коробку из картера через небольшие отверстия в нижней ее стенке и, стекая, накапливается в карманах. Стержни клапанов смазываются также масляным туманом, образующимся в клапанной коробке.
Распределительные шестерни ГАЗ-51/52 смазываются пульсирующей струей масла, которая поступает через трубку из переднего подшипника распределительного вала.
На передней шейке распределительного вала сделаны две канавки, которые дважды за каждый оборот распределительного вала соединяют трубку 1 с масляным каналом, подводящим смазку к этому подшипнику.
К упорному подшипнику распределительного вала смазка поступает также от передней опорной шейки через отверстие, выходящее в передний торец ее и образованное двумя расположенными под углом 90° одно к другому отверстиями.
Подшипники валика водяного насоса и агрегаты электрооборудования смазываются из отдельных масленок.
Как видно на рис. 18, масло засасывается шестеренчатым насосом 3 из масляного картера через маслоприемник 18, который снабжен мелкой проволочной сеткой, исключающей возможность попадания крупных загрязняющих масло частиц из картера в масляную магистраль. В случае засорения сетки масло поступает в насос, минуя сетку, через специальное отверстие, расположенное в ее центре.
Когда сетка не засорена, это отверстие закрыто, так как сетка прижимается к поддону маслоприемника вследствие собственной упругости и перекрывается им; масло при этом поступает в насос только через отверстия сетки. Через плавающий маслоприемник из картера в насос поступает наиболее чистое (из верхних слоев) масло.
Из масляного насоса ГАЗ-52 рабочая жидкость подается по перекидной трубке на левую сторону мотора в масляный фильтр и далее в продольный масляный канал блока цилиндров.
Таким образом, все масло, подаваемое насосом в продольный канал, проходит предварительно через фильтр грубой очистки, задерживает значительную часть частиц грязи (величиной более и смолистых веществ, имеющихся в масле.
Из продольного масляного канала по четырем поперечным каналам 2 масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала.
К шатунным подшипникам масло подводится от коренных подшипников по наклонным каналам, просверленным в теле коленчатого вала.
Параллельно масляной магистрали включен масляный фильтр ГАЗ-51/52, который отделяет от масла мельчайшие механические частицы, находящиеся в нем во взвешенном состоянии, и смолистые вещества, не задерживаемые фильтром грубой очистки.
Через фильтр Гпроходит только некоторая часть масла, подаваемого насосом. Однако вследствие высокой производительности масляного насоса через этот фильтр за сравнительно короткий промежуток времени проходит все масло, находящееся в картере.
Масло поступает в фильтр тонкой очистки по трубке из продольного масляного канала. Очищенное масло стекает также по трубке в маслоналивной патрубок и оттуда в картер двигателя. Маслоналивной патрубок закрыт герметичной крышкой.
В системе смазки двигателя ГАЗ-52 имеется три клапана: редукционный (см. рис. 18), находящийся на крышке масляного насоса, перепускной 14 в крышке фильтра грубой очистки и предохранительный 10 перед масляным радиатором. Все три клапана регулируют на заводе путем подбора пружин.
Нарушение заводской регулировки клапанов (изменение усилия пружины, постановка под пробку клапана различных по толщине шайб и т. д.) во время эксплуатации категорически запрещается.
Редукционный клапан ограничивает давление в системе смазки. Предельное давление в системе — 4 кг/см2. Без редукционного клапана давление в системе смазки ГАЗ-51 будет чрезмерно высоким, так как масляный насос рассчитан на подачу большего количества масла, чем нужно для смазки нормально работающего двигателя. Это в особенности относится к двигателю, работающему после пуска на застывшем масле.
При увеличении сопротивления фильтра вследствие его засорения, а также при работе двигателя на густом, холодном масле, с трудом проходящем через фильтр, клапан 14 пропускает масло мимо масляного фильтра грубой очистки в продольный масляный канал. Этот клапан отрегулирован на разность давления перед фильтрующим элементом и за ним 0,7—0,9 кг/см2.
Предохранительный клапан 10 открывается при давлении около 1 кг/см , вследствие чего масло циркулирует через радиатор только тогда, когда давление в системе смазки превышает 1 кг/см .
Давление масла в системе смазки двигателя ГАЗ-51/52 при движении автопогрузчика со скоростью 20 км/час должно быть приблизительно 2—4 кг/см2. Давление может повыситься при работе холодного непрогретого двигателя до 4,5 кг/см2 и понизиться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кг/см2. При малых оборотах на холостом ходу давление должно быть приблизительно 1 кг/см2.
Падение давления масла на средних оборотах ниже 1 кг/см указывает на неисправность двигателя или масляного насоса. Эксплуатация такого двигателя не допускается.
Резкое падение давления в системе смазки до нуля на средних оборотах может быть следствием неисправности масляного манометра и его датчика пли заедания (засорения) редукционного клапана, когда он открыт.
Масляный насос ГАЗ-52
Шестеренчатый масляный насос ГАЗ-51/52 (рис.19) установлен снаружи, на правой стороне двигателя. Цилиндрическим хвостовиком корпус насоса входит в отверстие блока цилиндров. Корпус насоса прикреплен к блоку цилиндров двумя болтами. Между блоком и насосом установлена уплотняющая паронитовая прокладка.
Привод насоса осуществляется от распределительного вала парой шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня привода изготовлена за одно целое с распределительным валом; ведомая шестерня 6 привода закреплена на конце валика 5 масляного насоса штифтом 7.
Рабочие шестерни насоса 3 и 11 — цилиндрические с прямыми зубьями.
Рис. 19. Масляный насос ГАЗ-52
а — старой конструкция; б — новой конструкции: в — внешний вид насоса; 1 — прокладка; 2—корпус насоса; 5—ведомая шестерня; 4 — ось ведомой шестерни; 5 — валик, 6 — шестерня привода насоса и распределителя; 7, 8 и 17—штифты; 9— упорное кольцо; 10 — сегментная шпонка; 11 — ведущая шестерня; 12 — крышка насоса; 13—пробка; 14—пружина редукционного клапана; 15 — направляющий колпачок редукционного клапана; 16 —шарик редукционного клапана.
В насосе старой конструкции осевая сила, возникающая при его работе вследствие наличия в приводе пары шестерен со спиральными зубьями (на рис. 19 направление этой силы показано стрелкой), воспринималась специальным упорным кольцом 9, закрепленным на валике 5 штифтом 8, а в насосах новой конструкции она воспринимается непосредственно торцом шестерни 11.
Шестерня 3 свободно вращается на оси 4, впрессованной в корпус насоса. Направление вращения рабочих шестерен (со стороны крышки) и движение масла внутри насосов показано на рис. 20 стрелками. Рабочая полость насоса с шестернями закрыта крышкой 12 (рис. 19), в которой помещен редукционный клапан.
Рис.20. Схема работы масляного насоса ГАЗ-51
а – впускная полость, б – нагнетательная полость
Рис.21. Насос масляный ГАЗ-52 в сборе 51-1011010-04
1 - Прокладка крышки 49-1011031
2 - Шестерня 70-6603-Б
3 - Корпус в сборе 11-6606-Б
4 - Ось шестерни 70-6604-В
5 - Корпус 70-6604-В
6 - Шайба 252136-П2
7 - Прокладка 11-6605-А1
8 - Шестерня привода 11-6551
9 - Штифт 4х22 258616-П
10 - Болт М10х30 201499-П8
11 - Валик в сборе 51А-1011040-02
12 - Штифт 3х18 258926-П
13 - Валик 70-6609-Б
14 - Болт М8х25 201458-П8
15 - Шайба 252135-П2
16 - Крышка в сборе 49Б-1011050
17 - Крышка 49Б-1011052
18 - Плунжер редукционного клапана 51А-1011062
19 - Пружина редукционного клапана 21-1011058-Б
20 - Прокладка O18 297248-П
21 - Пробка редукционного клапана 296494-П8
Фильтр масляный ГАЗ-52
Фильтр масляный ГАЗ-51/52 (рис. 22) снабжен сменным фильтрующим элементом, который задерживает мельчайшие частицы грязи, песка, металла, нагара и т. п. Так как фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление прохождению масла, фильтр тонкой очистки включен параллельно масляной магистрали.
Масло, поступающее в корпус 8 фильтра по трубке 3 из продольного масляного канала блока цилиндров, заполняет полости между пластинами 9, откуда оно постепенно проходит под давлением в радиальные канавки прокладок 10 и далее в центральную полость фильтрующего элемента.
Из этой полости чистое масло поступает в центральный стержень 11 через дроссельное отверстие диаметром 1,6 мм в верхней части его и затем по сливной трубке 14 стекает в картер двигателя. В процессе фильтрования находящаяся в масле грязь оседает в полостях между пластинками во время медленного прохождения масла сквозь пористую массу картона пластин и прокладок.
Очистка масла продолжается до заполнения грязью полостей, образованных пластинами и прокладками, после чего фильтрация практически прекращается и отработавший фильтрующий элемент должен быть заменен новым.
Пока двигатель не прогрелся, циркуляция масла через фильтр масляный ГАЗ-52 затруднена. Чтобы после пуска двигателя фильтр быстрее вступил в работу, в нижней крышке фильтрующего элемента имеется калиброванное перепускное отверстие 13 диаметром 1,1 мм, по которому масло проходит в центральную полость элемента, минуя элемент.
Благодаря циркуляции масло в фильтре быстро нагревается и начинает проходить через фильтрующий элемент. Перепускное отверстие 13 для предохранения от засорения прикрыто обоймой сальника нижней крышки с шестью отверстиями, через которые масло поступает к нему.
Рис.23. Фильтр масляный в сборе 52-04-1017010
1 - Корпус масляного фильтра в сборе 52-04-1017015
2 - Пробка 296499-П8
3 - Прокладка 297248-П
4 - Пружина 202-6092
5 - Шарик 353087-П
6 - Корпус масляного фильтра 52-04-1017020
7 - Втулка корпуса 52-04-1017022
8 - Прокладка 52-04-1017065
9 - Элемент фильтрующий в сборе 52-04-1017140
10 - Чашка опорная 52-04-1017098
11 - Кольцо уплотнительное 52-04-1017062
12 - Шайба 252007-П8
13 - Пружина 13-3407130
14 - Отстойник в сборе 52-04-1017056
15 - Пробка К 1/4" 353052-П8
16 - Шайба уплотнительная 52-04-1017033
17 - Болт М12х1,25х110 291577-П8
avzrem.ru
Система смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ее компоненты
Система смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ее компоненты
Система смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 - комбинированная. Масло подается к поверхностям трения под давлением и путем разбрызгивания (рис.1).
Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов. Масло подается к ним по просверленным масляным каналам в блоке цилиндров и в коленчатом валу.
Зеркало цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей ГАЗ-51, ГАЗ-52 смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников коленчатого и распределительного валов и из отверстий в нижних головках шатунов.
Масло, поступающее из указанных мест, с силой разбрасывается во все стороны картера двигателя вращающимся коленчатым валом и в виде мельчайших капелек попадает на поверхности трения.
Струйки масла, выбрасываемые из отверстий в нижних головках шатунов, когда эти отверстия совпадают с масляными каналами, подающими смазку от коренных подшипников коленчатого вала к шатунным, попадают непосредственно на стенки цилиндров, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей.
К стержням толкателей смазка поступает самотеком из специальных карманов в клапанной коробке; таких карманов — шесть, по одному карману на каждые два клапана. Масло в виде тумана и брызг попадает в клапанную коробку из картера через небольшие отверстия в нижней ее стенке и, стекая, накапливается в карманах.
Стержни клапанов ГАЗ-51, ГАЗ-52 смазываются также масляным туманом, образующимся в клапанной коробке.
Распределительные шестерни ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 смазываются пульсирующей струей масла, которая поступает через трубку из переднего подшипника распределительного вала. На передней шейке распределительного вала сделаны две канавки, которые дважды за каждый оборот распределительного вала соединяют трубку с масляным каналом, подводящим смазку к этому подшипнику.
К упорному подшипнику распределительного вала смазка поступает также от передней опорной шейки через отверстие, выходящее в передний торец ее и образованное двумя расположенными под углом 90° одно к другому отверстиями.
Подшипники валика водяного насоса и агрегаты электрооборудования смазываются из отдельных масленок.
Как видно на рис. 1, масло засасывается шестеренчатым насосом 3 из масляного картера через маслоприемник 18, который снабжен мелкой проволочной сеткой, исключающей возможность попадания крупных загрязняющих масло частиц из картера в масляную магистраль. В случае засорения сетки масло поступает в насос, минуя сетку, через специальное отверстие, расположенное в ее центре.
1. Схема смазочной системы двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Когда сетка не засорена, это отверстие закрыто, так как сетка прижимается к поддону маслоприемника вследствие собственной упругости и перекрывается им; масло при этом поступает в насос только через отверстия сетки.
Через плавающий маслоприемник из картера в насос поступает наиболее чистое (из верхних слоев) масло.
Из масляного насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52 масло подается по перекидной трубке на левую сторону двигателя в масляный фильтр и далее в продольный масляный канал блока цилиндров. Таким образом, все масло, подаваемое насосом в продольный канал, проходит предварительно через фильтр грубой очистки, задерживает значительную часть частиц грязи (величиной более и смолистых веществ, имеющихся в масле.
Из продольного масляного канала по четырем поперечным каналам 2 масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала.
К шатунным подшипникам масло подводится от коренных подшипников по наклонным каналам, просверленным в теле коленчатого вала.
Параллельно масляной магистрали включен масляный фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52, который отделяет от масла мельчайшие механические частицы, находящиеся в нем во взвешенном состоянии, и смолистые вещества, не задерживаемые фильтром грубой очистки.
Через фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52 проходит только некоторая часть масла, подаваемого насосом. Однако вследствие высокой производительности масляного насоса через этот фильтр за сравнительно короткий промежуток времени проходит все масло, находящееся в картере.
Масло поступает в фильтр тонкой очистки по трубке из продольного масляного канала. Очищенное масло стекает также по трубке в маслоналивной патрубок и оттуда в картер двигателя. Маслоналивной патрубок закрыт герметичной крышкой.
В системе смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеется три клапана: редукционный (см. рис. 1), находящийся на крышке масляного насоса, перепускной 14 в крышке фильтра грубой очистки и предохранительный 10 перед масляным радиатором. Все три клапана регулируют на заводе путем подбора пружин.
Нарушение заводской регулировки клапанов (изменение усилия пружины, постановка под пробку клапана различных по толщине шайб и т. д.) во время эксплуатации категорически запрещается.
Редукционный клапан ГАЗ-51, ГАЗ-52 ограничивает давление в системе смазки. Предельное давление в системе — 4 кг/см2. Без редукционного клапана давление в системе смазки будет чрезмерно высоким, так как масляный насос рассчитан на подачу большего количества масла, чем нужно для смазки нормально работающего двигателя. Это в особенности относится к двигателю, работающему после пуска на застывшем масле.
При увеличении сопротивления фильтра вследствие его засорения, а также при работе двигателя на густом, холодном масле, с трудом проходящем через фильтр, клапан 14 пропускает масло мимо масляного фильтра грубой очистки в продольный масляный канал. Этот клапан отрегулирован на разность давления перед фильтрующим элементом и за ним 0,7—0,9 кг/см2.
Предохранительный клапан 10 открывается при давлении около 1 кг/см , вследствие чего масло циркулирует через радиатор только тогда, когда давление в системе смазки превышает 1 кг/см.
Давление масла в системе смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 при движении автопогрузчика со скоростью 20 км/час должно быть приблизительно 2— 4 кг/см2. Давление может повыситься при работе холодного непрогретого двигателя до 4,5 кг/см2 и понизиться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кг/см2. При малых оборотах на холостом ходу давление должно быть приблизительно 1 кг/см2.
Падение давления масла на средних оборотах ниже 1 кг/см указывает на неисправность двигателя или масляного насоса. Эксплуатация такого двигателя не допускается.
Резкое падение давления в системе смазки ГАЗ-51, ГАЗ-52 до нуля на средних оборотах может быть следствием неисправности масляного манометра и его датчика пли заедания (засорения) редукционного клапана, когда он открыт.
Масляный насос ГАЗ-51, ГАЗ-52
Шестеренчатый масляный насос ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 2) установлен снаружи, на правой стороне двигателя. Цилиндрическим хвостовиком корпус насоса входит в отверстие блока цилиндров. Корпус насоса прикреплен к блоку цилиндров двумя болтами. Между блоком и насосом установлена уплотняющая паронитовая прокладка.
Привод насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52 осуществляется от распределительного вала парой шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня привода изготовлена за одно целое с распределительным валом; ведомая шестерня 6 привода закреплена на конце валика 5 масляного насоса штифтом 7.
Рабочие шестерни насоса 3 и 11 — цилиндрические с прямыми зубьями.
2. Масляный насос двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
а — старой конструкция; б — новой конструкции: в — внешний вид насоса; 1 — прокладка; 2—корпус насоса; 5—ведомая шестерня; 4 — ось ведомой шестерни; 5 — валик, 6 — шестерня привода насоса и распределителя; 7, 8 и 17—штифты; 9— упорное кольцо; 10 — сегментная шпонка; 11 — ведущая шестерня; 12 — крышка насоса; 13—пробка; 14—пружина редукционного клапана; 15 — направляющий колпачок редукционного клапана; 16 —шарик редукционного клапана.
В насосе старой конструкции осевая сила, возникающая при его работе вследствие наличия в приводе пары шестерен со спиральными зубьями (на рис. 2 направление этой силы показано стрелкой), воспринималась специальным упорным кольцом 9, закрепленным на валике 5 штифтом 8, а в насосах новой конструкции она воспринимается непосредственно торцом шестерни 11.
Шестерня 3 свободно вращается на оси 4, впрессованной в корпус насоса. Направление вращения рабочих шестерен (со стороны крышки) и движение масла внутри насосов показано на рис. 3 стрелками. Рабочая полость насоса с шестернями закрыта крышкой 12 (рис. 2), в которой помещен редукционный клапан.
Масляный фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 4) снабжен сменным фильтрующим элементом, который задерживает мельчайшие частицы грязи, песка, металла, нагара и т. п. Так как фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление прохождению масла, фильтр тонкой очистки включен параллельно масляной магистрали.
Масло, поступающее в корпус 8 фильтра по трубке 3 из продольного масляного канала блока цилиндров, заполняет полости между пластинами 9, откуда оно постепенно проходит под давлением в радиальные канавки прокладок 10 и далее в центральную полость фильтрующего элемента.
Из этой полости чистое масло поступает в центральный стержень 11 через дроссельное отверстие диаметром 1,6 мм в верхней части его и затем по сливной трубке 14 стекает в картер двигателя. В процессе фильтрования находящаяся в масле грязь оседает в полостях между пластинками во время медленного прохождения масла сквозь пористую массу картона пластин и прокладок.
Очистка масла продолжается до заполнения грязью полостей, образованных пластинами и прокладками, после чего фильтрация практически прекращается и отработавший фильтрующий элемент должен быть заменен новым.
Пока двигатель не прогрелся, циркуляция масла через фильтр масляный ГАЗ-51, ГАЗ-52 затруднена. Чтобы после пуска двигателя фильтр быстрее вступил в работу, в нижней крышке фильтрующего элемента имеется калиброванное перепускное отверстие 13 диаметром 1,1 мм, по которому масло проходит в центральную полость элемента, минуя элемент.
Благодаря циркуляции масло в фильтре быстро нагревается и начинает проходить через фильтрующий элемент. Перепускное отверстие 13 для предохранения от засорения прикрыто обоймой сальника нижней крышки с шестью отверстиями, через которые масло поступает к нему.
Фильтр масляный в сборе 52-04-1017010 (автопогрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 - Корпус масляного фильтра в сборе 52-04-1017015