Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температурах окружающего воздуха до —30 °С.
Условно систему электрофакельного устройства можно подразделить на две взаимосвязанные: топливную и электрическую.
Топливная система обеспечивает также дозировку дизельного топлива на сгорание.
Она подключена к системе питания двигателя топливом.
Основным элементом электрофакельного устройства являются факельные свечи.
Они установлены во впускных трубопроводах двигателя так, чтобы обеспечивалась равномерная подача подогретого воздуха и паров топлива во все цилиндры.
Корпус 1 факельной свечи (рис. 1) неразборной конструкции, имеет нижнюю резьбовую часть для вворачивания во впускной трубопровод и фиксации на нем контргайкой 6.
Нагревательный элемент 2 выполнен в виде штифтовой свечи и представляет собой металлический кожух, внутри которого запрессована спираль в специальном наполнителе.
Наполнитель обладает хорошей теплопроводностью и электрически изолирует спираль от кожуха.
Нагревательный элемент осуществляет нагрев свечи до рабочей температуры, что обеспечивает испарение и воспламенение дизельного топлива.
Топливо поступает из системы питания к штуцеру, где очищается фильтром 7, а затем попадает в кольцевую полость, образованную поверхностью нагревательного элемента и испарителем 5. Количество топлива дозируется жиклером 8.
Для увеличения поверхности испарения служит объемная сетка 4, окруженная экраном 3 с двумя рядами отверстий.
Экран защищает факел пламени от срыва потоком воздуха, засасываемого в цилиндры двигателя.
Принцип работы электрофакельного устройства заключается в следующем.
Перед пуском двигателя с помощью ручного топливопрокачивающего насоса создают избыточное давление топлива, которое в период провертывания коленчатого вала стартером поддерживается топливным насосом.
Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки и перепускной клапан ТНВД, перекрывающие дренажные топливопроводы, обеспечивают подачу топлива к факельным свечам 13 с минимальной задержкой во времени под давлением 20...40 кПа.
При таком давлении обеспечивается минимальное время для образования факела пламени. Увеличение или уменьшение этого давления приводит к задержке образования факела и соответственно к увеличению времени пуска.
Топливо проходит через электромагнитный клапан 11 и попадает к предварительно нагретым факельным свечам, где оно дозируется, нагревается и испаряется.
Воспламенение топлива и образование факела пламени происходят в силу того, что в этот момент провертывается стартером коленчатый вал двигателя и во впускных трубопроводах появляется поток воздуха, обдувающий факельные свечи.
Частицы не сгоревшего во впускных трубопроводах топлива в виде паров попадают в цилиндры вместе с нагретым воздухом, где воспламеняются и способствуют воспламенению основного топлива, впрыснутого через форсунки.
Для сокращения времени выхода двигателя на устойчивый режим предусмотрена возможность совмещения его работы с работой электрофакельного устройства. При этом обеспечивается устойчивое удержание факела вс впускных трубопроводах при работе двигателя на холостом ходу.
Техническая характеристика изделий ЭФУ
Свеча факельная:
- номинальное напряжение, В - 19
- потребляемый ток при номинальном напряжении, А 11- 11,8
- пропускная способность по топливу, см3/мин 5,5-6,5
Термореле:
- номинальное напряжение, В - 24
- номинальный ток Ампер - 22,8
- время от момента включения тока до замыкания контактов, с 50-65
- время замкнутого состояния контактов после отключения тока, с > 45
Электромагнитный клапан:
- номинальное напряжение, В - 24
- напряжение включения (открытия), В >12
- напряжение отключения (закрытия), В >6
- потребляемый ток при напряжении 12 В, А <1,1
Электрическая схема
ЭФУ питается от аккумуляторных батарей автомобиля и включает в себя факельные свечи 6 (рис 2), термореле 5, служащее для включения электромагнитного топливного клапана 7, и контрольной лампы блока 8, сигнализирующей о том, что свечи достаточно нагреты и подано питание на электромагнитный клапан; реле 4, предназначенное для включения свечей на максимальный разогрев; реле 18 отключения обмотки возбуждения генератора на период работы ЭФУ.
Для приведения в действие ЭФУ нужно нажать кнопку 14 дистанционного включения массы, затем нажать кнопку 9 и удерживать ее в таком положении до загорания лампы в блоке 8, затем включить стартер поворотом ключа выключателя 19 во второе положение, не отпуская кнопки 9.
Питание ЭФУ осуществляется от аккумуляторных батарей включением кнопки 14 по цепи: «+» аккумуляторных батарей — клеммы стартера 17 — реле 12 стартера — амперметр — выключатель 19 приборов и стартера — реле 13 электродвигателя отопителя — кнопка 14 — обмотка выключателя -15 массы — «—» аккумуляторных батарей.
Выключатель 15 срабатывает и соединяет «—» аккумуляторных батарей с массой автомобиля.
Следует иметь в виду, что нельзя держать кнопку 14 нажатой более 2 с, поскольку в противном случае возможен перегрев обмотки электромагнита выключателя 15.
Нормально замкнутые контакты реле 13 электродвигателей отопителя кабины задействованы для подачи тока в обмотку электромагнита выключателя 15. Это сделано для предотвращения возможности отключения аккумуляторных батарей
Упрощенные схемы подключения ЭФУ (чтобы было проще понять как работает электрофакельное устройство):
Возможные неисправности ЭФУ и методы устранения
Неисправность
- Причина неисправности
Метод устранения
Стрелка вольтметра в нижней границе шкалы
- Замыкание спирали термореле или электропроводов
Если свечи исправны, отсоединить от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ.
Отсутствие изменения показаний стрелки указывает на замыкание спирали термореле. В этом случае следует заменить термореле.
Если спираль термореле цела (определяется на ощупь) и при отсоединенных от свечей проводах положение стрелки не меняется, то это указывает на замыкание электропроводов.
Устранить замыкание.
- Замыкание свечи на массу
Отсоединить провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ. При выходе стрелки за пределы шкалы отсоединить провод от вывода правой свечи. Отсутствие выхода стрелки за пределы шкалы указывает на замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу. После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводов, работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замыкание произошло при пуске двигателя работоспособность шунтирующего реле
Показание вольтметра не изменяется
- Перегорание спирали термореле
Включите ЭФУ и проверьте напряжение на выводах термореле. Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спирали.
Замените термореле
- Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи
Включите ЭФУ и проверьте наличие напряжения на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Замените свечу, и восстановите контакт
- Перегорание одной из свечей
Включить ЭФУ на 10-15 секунд, затем заменить холодную свечу
Нет факела свечи
- Отсутствие поступления топлива к свече
Ослабить топливоподводящий штуцер на свече.
Включить ЭФУ и после загорания сигнализатора (открытие электромагнитного клапана) провернуть с помощью стартера коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устранить неисправность в системе питания топливом
- Непрохождение топлива через свечу
Вывернуть свечу из коллектора.
Промыть и продуть сжатым воздухом жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости.
Проверить наличие пламени факела
- Негерметичность системы питания топливом
Устранить негерметичность
autoruk.ru
Пуск двигателя с применением ЭФУ – Эксплуатация автомобиля – Про КамАЗ
Про КамАЗ
Семейство КамАЗ
Модельный ряд
Технические характеристики
Эксплуатация
Органы управления и приборы
Топливо и другие жидкости
Панель приборов
Щиток приборов
Блок контрольных ламп
Противоугонное устройство
Расконсервация
Предупреждения
Подготовка автомобиля к движению
Указания мер безопасности
Управление коробкой передач
Пуск двигателя
Управление тормозными системами
Пуск двигателя с применением ЭФУ
Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя ПЖД-30
Пуск двигателя с помощью ПЖД-30 при заполнении системы охлаждения водой
Клапан управления гидроусилителем рулевого управления
Работа ГУР
Насос гидроусилителя с бачком
Работа перепускного клапана
Для модернизированных автомобилей
Трубопроводы системы гидроусилителя рулевого управления
Радиатор гидроусилителя рулевого управления
Привод рулевой
ka.maz-auto.info
ЭФУ Камаз
Страница 1 из 2
Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температурах окружающего воздуха до —30 °С.
Условно систему электрофакельного устройства можно подразделить на две взаимосвязанные: топливную и электрическую.
Топливная система обеспечивает также дозировку дизельного топлива на сгорание.
Она подключена к системе питания двигателя топливом.
Основным элементом электрофакельного устройства являются факельные свечи.
Они установлены во впускных трубопроводах двигателя так, чтобы обеспечивалась равномерная подача подогретого воздуха и паров топлива во все цилиндры.
Корпус 1 факельной свечи (рис. 1) неразборной конструкции, имеет нижнюю резьбовую часть для вворачивания во впускной трубопровод и фиксации на нем контргайкой 6.
Нагревательный элемент 2 выполнен в виде штифтовой свечи и представляет собой металлический кожух, внутри которого запрессована спираль в специальном наполнителе.
Наполнитель обладает хорошей теплопроводностью и электрически изолирует спираль от кожуха.
Нагревательный элемент осуществляет нагрев свечи до рабочей температуры, что обеспечивает испарение и воспламенение дизельного топлива.
Топливо поступает из системы питания к штуцеру, где очищается фильтром 7, а затем попадает в кольцевую полость, образованную поверхностью нагревательного элемента и испарителем 5. Количество топлива дозируется жиклером 8.
Для увеличения поверхности испарения служит объемная сетка 4, окруженная экраном 3 с двумя рядами отверстий.
Экран защищает факел пламени от срыва потоком воздуха, засасываемого в цилиндры двигателя.
Принцип работы электрофакельного устройства заключается в следующем.
Перед пуском двигателя с помощью ручного топливопрокачивающего насоса создают избыточное давление топлива, которое в период провертывания коленчатого вала стартером поддерживается топливным насосом.
Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки и перепускной клапан ТНВД, перекрывающие дренажные топливопроводы, обеспечивают подачу топлива к факельным свечам 13 с минимальной задержкой во времени под давлением 20...40 кПа.
При таком давлении обеспечивается минимальное время для образования факела пламени. Увеличение или уменьшение этого давления приводит к задержке образования факела и соответственно к увеличению времени пуска.
Топливо проходит через электромагнитный клапан 11 и попадает к предварительно нагретым факельным свечам, где оно дозируется, нагревается и испаряется.
Воспламенение топлива и образование факела пламени происходят в силу того, что в этот момент провертывается стартером коленчатый вал двигателя и во впускных трубопроводах появляется поток воздуха, обдувающий факельные свечи.
Частицы не сгоревшего во впускных трубопроводах топлива в виде паров попадают в цилиндры вместе с нагретым воздухом, где воспламеняются и способствуют воспламенению основного топлива, впрыснутого через форсунки.
Для сокращения времени выхода двигателя на устойчивый режим предусмотрена возможность совмещения его работы с работой электрофакельного устройства. При этом обеспечивается устойчивое удержание факела вс впускных трубопроводах при работе двигателя на холостом ходу.
Техническая характеристика изделий ЭФУ
Свеча факельная:
- номинальное напряжение, В - 19
- потребляемый ток при номинальном напряжении, А 11- 11,8
- пропускная способность по топливу, см3/мин 5,5-6,5
Термореле:
- номинальное напряжение, В - 24
- номинальный ток Ампер - 22,8
- время от момента включения тока до замыкания контактов, с 50-65
- время замкнутого состояния контактов после отключения тока, с > 45
Электромагнитный клапан:
- номинальное напряжение, В - 24
- напряжение включения (открытия), В >12
- напряжение отключения (закрытия), В >6
- потребляемый ток при напряжении 12 В, А <1,1
Электрическая схема
ЭФУ питается от аккумуляторных батарей автомобиля и включает в себя факельные свечи 6 (рис 2), термореле 5, служащее для включения электромагнитного топливного клапана 7, и контрольной лампы блока 8, сигнализирующей о том, что свечи достаточно нагреты и подано питание на электромагнитный клапан; реле 4, предназначенное для включения свечей на максимальный разогрев; реле 18 отключения обмотки возбуждения генератора на период работы ЭФУ.
Для приведения в действие ЭФУ нужно нажать кнопку 14 дистанционного включения массы, затем нажать кнопку 9 и удерживать ее в таком положении до загорания лампы в блоке 8, затем включить стартер поворотом ключа выключателя 19 во второе положение, не отпуская кнопки 9.
Питание ЭФУ осуществляется от аккумуляторных батарей включением кнопки 14 по цепи: «+» аккумуляторных батарей — клеммы стартера 17 — реле 12 стартера — амперметр — выключатель 19 приборов и стартера — реле 13 электродвигателя отопителя — кнопка 14 — обмотка выключателя -15 массы — «—» аккумуляторных батарей.
Выключатель 15 срабатывает и соединяет «—» аккумуляторных батарей с массой автомобиля.
Следует иметь в виду, что нельзя держать кнопку 14 нажатой более 2 с, поскольку в противном случае возможен перегрев обмотки электромагнита выключателя 15.
Нормально замкнутые контакты реле 13 электродвигателей отопителя кабины задействованы для подачи тока в обмотку электромагнита выключателя 15. Это сделано для предотвращения возможности отключения аккумуляторных батарей
Упрощенные схемы подключения ЭФУ (чтобы было проще понять как работает электрофакельное устройство):
Возможные неисправности ЭФУ и методы устранения
Неисправность
- Причина неисправности
Метод устранения
Стрелка вольтметра в нижней границе шкалы
- Замыкание спирали термореле или электропроводов
Если свечи исправны, отсоединить от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ.
Отсутствие изменения показаний стрелки указывает на замыкание спирали термореле. В этом случае следует заменить термореле.
Если спираль термореле цела (определяется на ощупь) и при отсоединенных от свечей проводах положение стрелки не меняется, то это указывает на замыкание электропроводов.
Устранить замыкание.
- Замыкание свечи на массу
Отсоединить провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ. При выходе стрелки за пределы шкалы отсоединить провод от вывода правой свечи. Отсутствие выхода стрелки за пределы шкалы указывает на замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу. После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводов, работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замыкание произошло при пуске двигателя работоспособность шунтирующего реле
Показание вольтметра не изменяется
- Перегорание спирали термореле
Включите ЭФУ и проверьте напряжение на выводах термореле. Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спирали.
Замените термореле
- Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи
Включите ЭФУ и проверьте наличие напряжения на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Замените свечу, и восстановите контакт
- Перегорание одной из свечей
Включить ЭФУ на 10-15 секунд, затем заменить холодную свечу
Нет факела свечи
- Отсутствие поступления топлива к свече
Ослабить топливоподводящий штуцер на свече.
Включить ЭФУ и после загорания сигнализатора (открытие электромагнитного клапана) провернуть с помощью стартера коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устранить неисправность в системе питания топливом
- Непрохождение топлива через свечу
Вывернуть свечу из коллектора.
Промыть и продуть сжатым воздухом жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости.
Проверить наличие пламени факела
- Негерметичность системы питания топливом
Устранить негерметичность
autoruk.ru
Пуск двигателя КАМАЗ с автоматическим управлением ЭФУ
В отдельных комплектациях автомобилей управление режимами работы ЭФУ осуществляет электронный блок управления двигателем (ЭБУ).
1. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении. 2. Стояночная тормозная система должна быть включена. 3. Включить аккумуляторные батареи кратковременным нажатием кнопки выключателя (не более 2 секунд). 4. При необходимости прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса. 5. Включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом автоматически происходит измерение температур моторного масла, охлаждающей жидкости и воздуха во впускных коллекторах. При температуре в одной из точек измерения ниже минус 5 °С включается предварительный разогрев свечей ЭФУ (для свечей ф. Hidria - в течение 25 секунд). Во время предварительного разогрева свечей горит, не мигая, контрольная лампа ЭФУ . 6. После предварительного разогрева свечей контрольная лампа начинает мигать – это сигнал готовности ЭФУ к пуску двигателя. Время ожидания включения стартера 15 секунд.
7. Нажать до упора на педаль сцепления. 8. Включить стартер, повернув ключ во второе, нефиксированное положение, не более чем на 15 секунд. После включения стартера контрольная лампа снова горит, не мигая. После достижения скорости вращения коленчатого вала двигателя выше 30 мин-1, ЭБУ включает электроклапан ЭФУ для подачи топлива к свечам.
Внимание! Если стартер не будет включен за время мигания контрольной лампы в течение 15 секунд, произойдет отключение ЭФУ. Повторное включение ЭФУ возможно только после выключения и повторного включения замка выключателей приборов и стартера в первое фиксированное положение.
9. После начала работы двигателя немедленно отпустить ключ замка выключателя приборов и стартера. После пуска двигателя ЭФУ продолжает работать в течение 60 секунд для прогрева и начала самостоятельной и устойчивой работы двигателя. После выключения ЭФУ контрольная лампа гаснет. 10. Убедиться в наличии давления в системе смазки. После пуска дать двигателю немного поработать с минимальной частотой вращения холостого хода, пока не установится достаточное давление масла. 11. Плавно отпустить педаль сцепления. 12. Довести давление в контурах тормозной системы до нормы (от 6,5 до 8,0 кгс/см2), контролируя давление в I и II контурах тормозной системы по указателям, расположенным на комбинации приборов. 13. После пуска двигателя до начала движения автомобиля необходимо:
прогреть масло в рулевой системе;
довести температуру охлаждающей жидкости до 40 °С.
14. Выключить стояночный тормоз. В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1 минуту. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.
uzst.ru
Система облегчения пуска холодного двигателя с электрофакельным устройством
СИСТЕМА ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ХОЛОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ
Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для подогрева во впускных коллекторах всасываемого двигателем воздуха при его запуске и до начала устойчивой работы. ЭФУ рекомендуется применять в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 5 до минус 15°С. Предельная температура окружающего воздуха, при которой ЭФУ обеспечивает надёжный пуск холодного двигателя, составляет минус 22°С. При более низких температурах окружающего воздуха следует применять предпусковой подогреватель.
Применение ЭФУ в условиях низких температур позволяет продлить срок службы моторного масла, уменьшить дымление холодного двигателя, увеличить ресурс стартера и аккумуляторных батарей за счёт более раннего появления вспышек топлива в цилиндрах.
Сила тока, потребляемого ЭФУ, не превышает 24А. Такое значение потребляемого тока не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей.
Электрическая схема ЭФУ является составной частью общей схемы электрооборудования автомобиля и обеспечивает работу и управление устройством.
ЭФУ состоит из свечей факельных штифтовых, термореле, реле включения электро-факельных свечей, реле выключения обмотки возбуждения генератора, электромагнитного топливного клапана, контрольной лампы-сигнализатора и кнопки включения.
СВЕЧИ ФАКЕЛЬНЫЕ ШТИФТОВЫЕ 23 (рис. 34) и 17 (рис. 35) обеспечивают образование факелов во впускных коллекторах. Стартерная прокрутка коленчатого вала двигателя приводит к значительному падению напряжения в бортовой сети автомобиля и для стабильной работы на этих режимах свечи имеют номинальное напряжение 19 В. Для предохранения свечей от номинального напряжения сети автомобиля, в схеме предусмотрены термореле, реле ЭФУ и реле отключения обмотки генератора.
ТЕРМОРЕЛЕ представляет собой добавочный резистор с электротермическим реле. Термореле снижает подводимое к штифтовым факельным свечам напряжение до 19 В, определяет время нагрева факельных свечей, включает электромагнитный топливный клапан и контрольную лампу-сигнализатор.
РЕЛЕ ЭФУ шунтирует сопротивление термореле при стартерной прокрутке коленчатого вала двигателя, что позволяет поддерживать рабочее напряжение на свечах.
РЕЛЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ ОБМОТКИ ГЕНЕРАТОРА защищает свечи ЭФУ от высокого напряжения, вырабатываемого генератором при пуске двигателя.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ КЛАПАН 19 (рис. 34) и 15 (рис. 35) управляет поступлением топлива к штифтовым факельным свечам из системы питания двигателя топливом.
Работа ЭФУ возможна после включения «массы» и поворота ключа зажигания в положение 1. Включение ЭФУ осуществляется кнопкой ЭФУ и контролируется лампой - сигнализатором. При нажатии и удержании кнопки во включенном состоянии начинается разогрев нагревательных элементов штифтовых факельных свечей. После разогрева свечей, термореле включает лампу-сигнализатор, электромагнитный топливный клапан, и топливо из системы питания начинает поступать к свечам. Не отпуская кнопку ЭФУ, включают стартер поворотом ключа во второе (нефиксируемое) положение. Во впускных коллекторах возникают факелы, которые, перемешиваясь с холодным воздухом, разогревают его и создают благоприятные условия для пуска. Дальнейшим удержанием кнопки ЭФУ проводится сопровождение до начала устойчивой и самостоятельной работы двигателя.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭФУ
Обслуживание ЭФУ проводится при его ремонте и перед началом сезона эксплуатации. При обслуживании производится проверка основных элементов в следующем порядке.
1. Проверить надёжность соединений проводов на свечах, термореле, кнопке ЭФУ, предохранителе и штекерных соединениях.
2. Проверить отсутствие подтеканий в топливопроводах и их соединениях.
3. Проверить исправность сигнализатора ЭФУ нажатием кнопки контроля на панели приборов.
4. Нажав и удерживая кнопку ЭФУ, проверить время до загорания лампы - сигнализатора. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре воздуха выше нуля - 50-70 секунд, а при температуре ниже нуля - 70-110 секунд. При повторном включении ЭФУ время загорания лампы-сигнализатора сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха).
5. Замерить ток, потребляемый каждой штифтовой факельной свечой, который должен составлять 11...12 А при номинальном напряжении 19 В. При отсутствии измерительного оборудования допускается включить ЭФУ на 15...20 секунд и на ощупь проверить нагрев штифтовых факельных свечей.
6. Проверить расход топлива через штифтовые факельные свечи на специальном стенде. Расход должен составлять 6±0,5см3/мин при давлении 0,75 кгс/см2 и температуре топлива 15...30°С. При отсутствии специального стенда проверку расхода топлива допускается провести в следующем порядке:
- вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и расположить так, чтобы можно было проверить частоту падения капель топлива со свеч;
- принудительно открыть электромагнитный клапан, соединив дополнительным проводом штекер электромагнитного клапана со штекером подкапотной лампы;
- определить частоту падения капель топлива со штифтовых факельных свеч при прокачивании топливной системы топливопрокачивающим насосом с частотой рабочих ходов 60 ... 70 мин-1. Должно быть 5...7 капель в течение 10 секунд.
После длительного перерыва в работе ЭФУ, при переходе с летних сортов топлива на зимние, при замене штифтовых факельных свечей, или после работ, связанных с разгерметизацией топливной системы, следует прокачать топливные трубки электромагнитного клапана к штифтовым свечам для удаления воздуха и заполнения их зимним сортом топлива. Для этого топливный бак автомобиля должен быть заправлен зимним топливом, соответствующим эксплуатационному диапазону температур. Гайки крепления топливных трубок к штифтовым свечам нужно ослабить и принудительно открыть электромагнитный клапан, соединив дополнительным проводом штекер электромагнитного клапана со штекером подкапотной лампы. Топливопрокачивающим насосом прокачать топливную систему до появления течи топлива из-под ослабленных гаек. Подтянуть гайки крепления топливных трубок к штифтовым свечам и подключить штекер электромагнитного клапана к штатному разъёму.
При сезонном обслуживании (при переходе с летнего сорта топлива на зимний) следует промыть в бензине и продуть сжатым воздухом фильтры и жиклёры штифтовых факельных свечей.
www.remkam.ru
Электрофакельное устройство (эфу)
Категория:
Устройство эксплуатация камаз 4310
Публикация:
Электрофакельное устройство (эфу)
Читать далее:
Электрофакельное устройство (эфу)
Облегчение пуска холодного двигателя обычно достигается за счет создания в камере сгорания необходимой концентрации паров горючих жидкостей (легковоспламеняющиеся пусковые жидкости «Холод-40» для дизелей и «Арктика» для бензиновых двигателей) или путем повышения температуры воздушного заряда, поступающего в цилиндры.
На автомобилях КамАЗ для обеспечения пуска холодного двигателя в зимний период применено электрофакельное устройство подогрева воздуха, поступающего в цилиндры. Подогрев воздуха осуществляется от факела, образующегося во впускных трубопроводах двигателя при сгорании дизельного топлива в период пуска. Повышение температуры всасываемого воздуха дает возможность увеличить температуру конца сжатия в цилиндрах двигателя и этим облегчить условия самовоспламенения топлива.
Применение электрофакельного устройства обеспечивает пуск холодного двигателя при температуре воздуха до минус 30 °С. Устройство включает в себя две электрофакельные свечи типа «Термостарт», электромагнитный клапан, термореле с добавочным резистором, кнопочный выключатель, реле выключения электрофакельного устройства и контрольную лампу. Включение ЭФУ при пуске двигателя осуществляется выключателем приборов и стартера.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Кнопочный выключатель и контрольная лампа находятся на щитке приборов слева от рулевой колонки.
Электрофакельные свечи обеспечивают воспламенение топлива и создание факела для нагрева воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Свечи устанавливаются на правом и левом впускных трубопроводах. Свеча, по существу, представляет собой испарительную горелку с электрическим нагревательным элементом в виде тонкостенной гильзы, внутри которой размещена спираль накаливания в специальном наполнителе (керамическом порошке), обладающем хорошей теплопроводностью. Наполнитель обеспечивает электрическую изоляцию спирали от металлической гильзы. Такое устройство нагревательного элемента позволяет защитить спираль от окисления при нагреве и увеличивает срок ее действия. В нижней части факельной свечи прикреплена объемная сетка, окруженная экраном с двумя рядами отверстий для прохода воздуха. Сетка позволяет в небольшом объеме получить большую поверхность испарения и сгорания топлива, а экран предотвращает срыв и затухание факела при повышении скорости движения воздуха во впускных трубопроводах двигателя. Такая конструкция за счет создания оптимальных условий для испарения и сгорания поступившего топлива дает возможность получать устойчивый факел.
Топливо к свече подается из ма.-гистрали низкого давления по топливопроводу, который крепится к ней с помощью штуцера. Топливо очищается в фильтре, ввертываемом в штуцер. Количество подаваемого топлива дозируется жиклером.
Электромагнитный клапан предназначен для включения подачи топлива к факельным свечам в соответствии со схемой управления и представляет собой при-’ бор, в корпусе которого имеется топливный канал с двумя штуцерами для подвода и отвода топлива. В канале имеется запорное устройство (клапан). Подача топлива включается при открытии запорного устройства, приводимого в действие катушкой — соленоидом. Подача топлива отключается закрытием клапана за счет пружины в случае снятия напряжения с катушки.
Термореле представляет собой спираль, закрытую защитным кожухом, и два контакта. Один из контактов выполнен на конце биметаллической пластины, которая проходит внутри спирали. По спирали пропускается электрическйй ток. В результате нагревания пластина деформируется и замыкает контакты термореле. Питание подается на контрольную лампу и катушку электромагнитного клапана.
Принцип работы электрофакельного подогревателя. При установке ключа выключателя стартера в первое рабочее положение (включение приборов ЭО) и нажатии кнопки выключателя ЭФУ электрическое питание подается на нагревательные элементы факельных свечей через резистор. Контакты термореле разомкнуты, поэтому работают лишь факельные свечи. По истечении 50…70 с замыкаются биметаллические контакты термореле, подавая питание на контрольную лампу и катушку электромагнитного клапана. Загорание лампы сигнализирует о том, что свечи достаточно накалились и электромагнитный клапан открылся.
После загорания лампы переключатель переводится во второе рабочее положение (СТАРТ). В этом случае одновременно включается стартер двигателя и подается питание на факельные свечи помимо резистора, реле отключает обмотку возбуждения генератора на время пуска двигателя. Во время пуска к свече из системы питания топливоподкачизающим насосом подается топливо, которое проходит в кольцевую щель вокруг нагревательного элемента, нагревается и начинает испаряться.
Попадая затем на горячую сетку, парогазовая смесь воспламеняется и образует факел, проникающий внутрь впускного трубопровода. Выделяющаяся при горении топлива теплота вызывает нагрев воздушного заряда и обеспечивает повышение его температуры в конце сжатия на 100…150 °С по сравнению с пуском холодным воздухом. Кроме этого, положительное влияние на пуск оказывает наличие в факеле большого количества продуктов неполного окисления, активизирующих воспламенение основной дозы топлива в цилиндре.
После пуска двигателя и возвращения ключа выключателя стартера в первое рабочее положение водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных трубопроводах, держа включенной кнопку выключателя ЭФУ не более 1 мин.
Как показывают испытания, применение электрофакельного устройства обеспечивает значительное уменьшение минимальных пусковых оборотов и снижает предельную температуру надежного пуска холодного дизеля до минус 30 °С. При этом указанный предел определяется не трудностями воспламенения топлива, а энергетическими возможностями электропусковой системы. Само же электрофакельное устройство может обеспечить воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя при температурах до минус 40 °С.
Электро-факельное устройство на КАМАЗ Полезные статьи о грузовиках КАМАЗ
Электро-факельное устройство на автомобиль КАМАЗ предназначено как средство для эффективного облегчения механизма запуска холодного двигателя при морозной температуре окружающей среды, составляющей до -25 градусов. Также устройство применяется для использования топлива и моторного масла, которые предусмотрены в инструкции по эксплуатации автомобилей КАМАЗ.
Принцип работы электро-факельного устройства базируется на:
- испарении дизельного топлива в штифтовых свечах, которые размещены во впускных трубопроводах двигателя,
- перемешивании топливных паров вместе с воздухом в горючую смесь, с последующим воспламенением.
Зародившийся факел пламени производит подогрев заходящего в цилиндры воздуха, чем и обусловлен облегченный запуск дизельного ДВС КАМАЗа.
Сгорание топлива, проходящего к свече - не полное.Оставшаяся не сгоревшая часть топлива в виде газа и паров проходит к цилиндрам, что влечет за собой создание в камере сгорания добавочных очагов возгорания.Электро-факельное устройство на КАМАЗ крепится к топливной системе двигателя. Питание током от устройства не превышает 24 А. Такая незначительная сила потребляемого тока,во время включения стартера не приводит кразрядке аккумуляторных батарей. Кроме всего прочего, когда появляются более ранние вспышки, в цилиндрах ДВС уменьшается отрезок времени подключения стартера и силы тока, которую он потребляет, защищая от перенапряжения батареи устройства.
При движении на холостом ходу или при низких оборотах коленвала сохраняя устойчивый факел, сразу после пуска дизельный двигатель в устойчивом режиме начинает работать быстрее. Задымленность, возникающая у непрогретого двигателя КАМАЗ после его запуска,также уменьшается.
Механизм работы устройства: включив кнопку ЭФУ напряжение, проходя через устройство амперметра, реле включения ЭФУ и термореле проходит к факельным свечам, с последующим их разогревом. В то же самое время происходит разогрев термореле, затем включается электромагнитный клапан вместе с контрольной лампой блока у контрольных ламп. При открывании электромагнитного клапана топливо подается к свечам. Когда контрольная лампа загорается, это означает готовность устройства к запуску ДВС КАМАЗа.Сопротивление спирали у термореле поставлено с напряжением в 19 В – номинальная напряженность свечи.
Принцип действия ЭФУ условно подразделяют на несколько этапов:
1.Этап нагрева свечей. Длительность разогрева свечей находится в прямой зависимости от температуры окружающей среды, и фиксируется по времени, до начала загорания контрольной лампы. На этом этапе нагревание свечей проходит до температурных показателей, при которых горючая смесь способна воспламеняться.
2.Этап запуска двигателя автомобиля КАМАЗ. При прокручивании коленваладвигателя топливо проходит на нагреватель свечей, после чего испаряется, и в процессе смешивания с воздушным потоком возникает воспламенение.
Поддержание давления топлива, которое проходит к свечам выполняет перепускной клапан, смонтированный на топливонасосе высокого давления, что составило 0,6—0,8 кгс/см2, благодаря чему закрепляется устойчивость факела при прохождении сопровождения и пуска.
3.Этап сопровождения. При пониженных температурных показателях появляется необходимость работы ЭФУ при запуске двигателя КАМАЗ до старта его действия в устойчивом режиме. Достичь это можно путем удержания кнопки выключателя устройства включенной.
Автор : Виктория
www.tankdiv.ru
Пуск двигателя КамАЗ зимой с применением ЭФУ, Старый Оскол, Белгородская область
Запуск двигателя КамАЗа зимой с использованием ЭФУ является очень важным вопросом, который требует детального разбора.
В данной статье мы затронем тему эксплуатации КамАЗа в холодный период года, а именно аспект работы его двигателя.
Сразу оговоримся, что является низкой или холодной температурой для двигателя КамАЗ. Согласно нормативных документов по эксплуатации и техническом обслуживании КамАЗ данным периодом мы считаем ситуацию, когда внешняя температура, воздействующая на грузовик находится в диапазоне от минус 5 градусов, до минус 20.
В данных температурных условиях для облегчения запуска холодного двигателя необходимо использовать электрофакельным устройством (ЭФУ).
Давайте рассмотрим порядок использования ЭФУ:
1. Прежде всего, необходимо позаботится об удалении воздуха из системы питания. С этой целью при помощи ручного топливоподкачивающего насоса проводится прокачка топливной системы двигателя.
Процесс накачивания продолжается до открывания перепускного клапана ТНВД.
Ускорению выхода воздуха из топливной системы способствует ослабление крепления топливопровода выходного отверстия фильтра вплоть тонкой очистки топлива.
2. Вторым этапом является установка рычага переключения передач в нейтральное положение, а так же перемещение рукоятки останова двигателя в её нижнее положение.
3. Далее необходимо педаль подачи топлива перевести в среднее положение (нажать до данного положения). После выполнения данного условия, рукоятка управления подачи топлива вытягивается до своего предела (до упора), после того, как движение произведено, производится её поворот и фиксация.
4. Теперь необходимо включить аккумуляторные батареи, включить приборы.
5. Теперь можно нажимать кнопку запуска электрофакельного устройства.
6. После включения ЭФУ нажмите педаль сцепления до упора.
7. После того, как сигнальная лампа готовности ЭФУ загорелась необходимо зажать до упора педаль подачи топлива.
8. Не отпуская кнопку ЭФУ, включите стартёр (ключ поворачивается во второе положение не дольше чем на 15 секунд).
Кнопка ЭФУ должна удерживаться вплоть до выхода двигателя на устойчивый режим своей работе (но не дольше 60 секунд).
При этом при работе с кнопкой ЭФУ следует учитывать, сто нажимать её при работающем двигателе нельзя, во-избежание выхода из строя регулятора напряжения.
Если попытка запуска двигателя КамАЗа потерпела неудачу, через 1-2 минуты пуск повторяется. Если проблемы с запуском повторяются более трёх раз необходимо заняться проблемой не запуска более подробно и определить причину не запуска, после чего устранить её.
По вопросу ремонта и обслуживания автомобилей КамАЗ вы можете обращаться к специалистам ТРАКСЕРВИС.
Белгородская область, г.Старый Оскол, Юго-Западный промрайон
www.expert-servise.ru
Эксплуатация автомобиля КамАЗ-5490 в холодный период времени, применение ЭФУ.
Эксплуатация автомобиля КамАЗ-5490 в холодный период времени, применение ЭФУ.
При эксплуатации автомобиля в холодный период необходимо:
использовать эксплуатационные материалы, рекомендуемые заводом – изготовителем.
При эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах останов двигателя выполнять только после срабатывания регулятора давления для сброса накопившегося конденсата и предотвращения его замерзания.
При замерзании регулятора или подводящих трубопроводов и несрабатывании регулятора при давлении в системе 10 ± 0,2 кгс/см2, или при незаполнении пневмопривода сжатым воздухом и повышенном шуме компрессора, заглушить двигатель и отогреть регулятор давления теплым воздухом или теплой водой.
Для исключения замерзания в шланге для накачки шин, накачку шин проводить в два этапа:
подсоединить шланг к клапану контрольного вывода в ресивере стояночного тормоза, провести накачку шин до максимально возможного давления, определяемого регулятором давления;
подсоединить шланг к крану накачки шин, довести давление в шинах до нормы.
Перед постановкой автомобиля на стоянку во избежание примерзания тормозных колодок к диску не забывать просушивать тормозные механизмы несколькими последовательными торможениями.
Если автомобиль ставится на длительную стоянку (например, на ночь), не пользоваться стояночной тормозной системой.
Для затормаживания автомобиля с механической коробкой передач:
затормозить автомобиль стояночной тормозной системой;
включить низшую передачу;
установить под колеса противооткатные клинья;
выключить стояночную тормозную систему;
выключить двигатель.
Для затормаживания автомобиля с коробкой передач с автоматизированным управлением:
автомобиль установить на ровной горизонтальной поверхности для предотвращения скатывания автомобиля;
затормозить автомобиль стояночной тормозной системой;
убедиться, что на дисплее горит «N». Если нет, включить «N» принудительно;
установить под колеса противооткатные клинья;
выключить стояночную тормозную систему;
выключить двигатель.
Пуск двигателя в холодный период.
В холодный период года пуск двигателя осуществляется с применением электрофакельного устройства (ЭФУ). Пуск двигателей может осуществляться также с помощью предпускового подогревателя.
Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре приведены в таблице «Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя».
Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя.
Параметры
Без применения средств облегчения пуска
С применением средств облегчения пуска
С предпусковым подогревателем
Предельная температура надежного пуска, °C, не ниже
минус 10
минус 22
минус 45
Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более
8
10
36
(30 с применением ЭФУ)
Вязкость (сорт) моторного масла и топливо в соответствии с рекомендациями:
Пуск двигателя с применением ЭФУ.
Электрофакельное устройство служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего воздуха от минус 4 °C до минус 20 °C.
Электрофакельное устройство сокращает выброс в атмосферу вредных веществ. Кроме того, уменьшается износ стартера и аккумуляторных батарей, сокращается продолжительность пуска двигателя.
Для активирования электрофакельного устройства включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в положение «ON» (положение движения).
О готовности ЭФУ к пуску двигателя сигнализирует сообщение на дисплее комбинации приборов. После того, как индикатор ЭФУ погаснет, в течение 30 секунд произвести пуск двигателя.
ЭФУ автоматически выключается, если:
двигатель не запустился в течение 30 секунд после того, как погас индикатор ;
производится пуск двигателя во время горения индикатора ;
при работающем двигателе температура охлаждающей жидкости достигает около 0 °C.
Внимание!
Нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампой для прогрева воздуха при пуске двигателя.
При температуре окружающего воздуха ниже минус 30 °C возможна нестабильная работа дисплея, а при минус 40 °C – комбинации приборов.
Предпусковой подогреватель.
Предпусковой подогреватель предназначен для предпускового разогрева двигателя при температуре окружающего воздуха до минус 45 °C.
В зависимости от комплектации, автомобили комплектуются подогревателем модели 14ТС-10 или 16ЖД-24. Сведения по конструкции, эксплуатации, техническому обслуживанию и возможным неисправностям подогревателя 14ТС-10 (копия инструкции фирмы-изготовителя) приведены в Приложениях «Подогреватели предпусковые дизельные 14ТС-10, 14ТС-10-12В» и «Подогреватель жидкостный малогабаритный ПРАМОТРОНИК-16ЖД-24».
Расположение пульта управления подогревателем в кабине.
1 — пульт управления подогревателем.
Включение/отключение подогревателя, индикация состояния его работы производится с помощью пульта управления подогревателем (см. рис. Расположение пульта управления предпусковым подогревателем в кабине).
Автоматическое управление регулированием температуры в кабине, включение и выключение электродвигателей штатного отопителя пультом управления подогревателем не осуществляется.
Регулирование температуры необходимо осуществлять включением/ выключением вентилятора отопителя кабины штатным выключателем.
На автомобиле установлен автономный топливный бачок подогревателя 14ТС. Необходимо следить за уровнем топлива в баке, так как автономный бак не входит в топливную систему двигателя.
Подогрев топлива.
Подогрев топлива осуществляется автоматически в фильтре грубой очистки топлива и топливо-заборнике.
Активация подогрева в фильтре грубой очистки топлива (ф. «UFI») происходит при 2±3 °C, дезактивация – при 8±3 °C.
Подогрев нейтрализующей жидкости.
Нейтрализующая жидкость замерзает при температуре минус 10 °C. Подогрев бака с нейтрализующей жидкостью AdBlue осуществляется за счёт температуры охлаждающей жидкости двигателя. При достижении рабочих температур начинается впрыск жидкости.
Проверка уровня топлива в автономном бачке предпускового подогревателя.
Подогреватель 14ТС укомплектован автономным бачком, который установлен на автомобиле с правой стороны за кабиной.
Необходимо следить за уровнем топлива в баке, т.к. автономный бак не входит в топливную систему двигателя. Средняя периодичность заправки бака при постоянной работе подогревателя примерно 8 часов.
Применять топливо в соответствии с рекомендациями, приведенными в Эксплуатационные материалы КамАЗ-5490.
На летний период рекомендуется слить топливо из автономного топливного бака подогревателя. После слива топлива и установки рукава на место, следует выработать остатки топлива до отключения подогревателя.
Слив топлива.
Закрыть сливной кран 4.
Ослабить хомут крепления рукава 5
Снять рукав 3 с полиамидной трубки 6.
Направив рукав в сливную емкость, открыть кран.
Для удаления воздуха из системы необходимо произвести не менее 4 циклов запуска подогревателя.
Сезонное обслуживание подогревателя 14ТС проводить согласно Руководству по эксплуатации на подогреватель (см. Подогреватели предпусковые дизельные 14ТС-10, 14ТС-10-12В. Руководство по эксплуатации. КамАЗ-5490.)
Поделиться ссылкой:
Похожие статьи
Перекачка нефтепродуктов при эксплуатации гидрофицированного седельного автомобиля – тягача с полуприцепом-цистерной. КамАЗ-5490.
Каталог агрегатов трансмиссии автомобилей КамАЗ.
CBCU3-E24 распиновка. КамАЗ-5490.
Замена ламп и предохранителей КамАЗ-5490.
Эксплуатация седельного автомобиля-тягача в составе автопоезда. КамАЗ-5490.
Сигнализаторы комбинации приборов КамАЗ 69.3801.
Центральный блок комбинации приборов (ЦБКП) 56.3801-03 КамАЗ. Распиновка.
Уход за автомобилем КамАЗ-5490.
Комбинация приборов КамАЗ 69.3801. Распиновка.
Регулировка света фар автомобилей КамАЗ-5320, 5321, 53212, 53213, 5410, 54112, 55111, 55102, 53229, 65115.
CBCU3-E24L – центральный блок управления электрооборудованием. КамАЗ-5490.
Управление автомобилем КамАЗ-5490.
Пуск и останов двигателя, регулирование холостых оборотов, режим «Круиз – контроль» КамАЗ-5490.
Подъем и опускание кабины КамАЗ-5490.
Управление пневмоподвеской КамАЗ-5490.
almarka.ru
Часть 1. Схемы электрооборудования КамАЗ не Евро (5320) — DRIVE2
Полный размер
КамАЗ 5320
Итак, как писал в первом посте, начинаю размещать электрические схемы КамАЗ. Начинаем с первого поколения, т.е. не Евро примерно до 2000г. На первом фото показан пример «НеЕврика» (5320), на втором – панель приборов со всеми отдельными приборами, такую ставили только на «неЕврики».
Данные схемы по стилю и качеству исполнению довольно сильно отличаются от остальных схем, особенно Евро 2 и Евро 3 в худшую сторону, но имеем то, что имеем. Т.к. у меня хоть и есть пару неЕвриков, но планирую их или разобрать на зап части или переделать под Евро, поэтому меня эти схемы не сильно интересуют и дорабатывать их не планирую.
Постарался прилично их отсканировать и оптимизировал все страницы для печати на А4. Надеюсь, кому-то эти схемы пригодятся и мои труды не будут зря :-) На скан и обработку этих схем у меня ушло порядка 4 часов…
Кому не трудно, можете поставить «нравится», ну и против подписи на меня и мои машины не буду против, девок не обещаю, а вот полезную информацию постараюсь размещать:-)
P.S. Также разместил эти схемы вконтакте, там качество немного лучше vk.com/album518757426_262017592
Полный размер
Панель приборов КамАЗа первого поколения (5320) не Евро
Полный размер
1.1 Общая схема электрооборудования КамАЗ 5320 Лист 1
Полный размер
1.2 Общая схема электрооборудования КамАЗ 5320 Лист 2
Полный размер
2. Перечень электрооборудования КамАЗ 5320
Полный размер
3. Система пуска двигателя КамАЗ 5320
Полный размер
4. Система электроснабжения КамАЗ 5320
Полный размер
5. Система контрольно-измерительных приборов КамАЗ 5320
Полный размер
6. Система наружного и внутреннего освещения КамАЗ 5320
Полный размер
7. Система световой сигнализации КамАЗ 5320
Полный размер
8. Система отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации КамАЗ 5320