Ключ к знанию

Закон о такси с 1 июня 2020


Закон о такси разбомбит бомбил

Долгожданный закон о такси скитался по разным комитетам Госдумы в течение последних нескольких лет. В конце 2018 года его наконец приняли в первом чтении. Но отправили на доработку. Планируют окончательно утвердить закон уже на осенней сессии парламента.

На первый взгляд закон должен наконец-то навести порядок в сфере такси. Оказывается, пассажирские перевозки на легковых автомобилях никак толком и не регламентировались. Рынок устаканился без особенного участия государства. И получилось в итоге то, что получилось.

РУССКАЯ РУЛЕТКА

Многие таксопарки деградировали до состояния фирмочек, у которых даже нет собственных медслужб для проверки выходящих на работу водителей.

В случае аварии, в которой пострадал пассажир, найти крайнего практически невозможно. Агрегатор (Яндекс, Uber или Gett), логотипами которых оклеены машины, разводят руками: мы всего лишь оказываем информационные услуги, передаем ваш заказ таксопаркам, за водителей не отвечаем. Таксопарк и владельцы машин тоже кивают на водителя. А таксист… Хорошо, если его личность в итоге удалось установить. Многие приезжие автомобильные джигиты просто сбегают с места аварии, бросив чужую тачку. Они ничем не рискуют. Кто и где их искать будет? Самый громкий пример - в 2017 году водитель, работавший на брендированной машине одного из агрегаторов, сбил на пешеходном переходе насмерть женщину и удрал. Киргизские водительские права, которые числились в базе агрегатора, оказались фальшивыми. Бомбилу-убийцу поймали только после вмешательства Следственного комитета. Приезжий из Таджикистана спокойненько купил себе новые киргизские права (в качестве исключения с ними в России разрешают работать в такси. - Авт.) и возил пассажиров в Туле… А в марте этого года другой водитель этого же агрегатора сбил сотрудника ГИБДД. Когда его задержали, оказалось, ранее был лишен водительских прав и спокойно себе ездил на брендированной машине с липовыми бумажками.

Официальные цифры последней проверки московских такси полицейскими тоже очень красноречивые (проводилась в апреле в течение 10 дней). На 100 тысяч проверенных шашечек - 50 тысяч нарушений правил дорожного движения. 119 пьяных таксистов за рулем. 312 - без водительских удостоверений. 9 человек вообще были в федеральном розыске как подозреваемые в тяжких преступлениях.

То есть заказ такси превращается в русскую рулетку. Кто к тебе приедет - уголовник или просто мужик под мухой.

«А ТЕПЕРЬ БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ!»

- Одна из главных проблем, которая сейчас существует на рынке такси, - разрешение на перевозку пассажиров выдается не водителю, а машине, - говорит лидер общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. - То есть на легальной машине может работать кто угодно.

Один из разработчиков закона депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков уверен, что новый закон снимет все вопросы.

- Наш закон охватывает все сферы этого рынка, в том числе бомбил и агрегаторы, - говорит Лысаков. - Одна из главных претензий к нынешним такси у потребителей - по заказу может приехать непонятно кто, даже водитель без разрешения на работу таксистом. Этого никто не проверяет. А теперь будут проверять! В законе прописано, что агрегатор не имеет права передавать заказ человеку без разрешения.

Лысаков объясняет, что в новом законе все будет четко. Если после заказа такси через мобильное приложение произошло ЧП и выяснится, что пассажира вез нелегальный перевозчик, всю ответственность будет нести агрегатор.

А если водитель был легальным, то отвечать будет он сам.

Однако некоторые эксперты считают, что принятие нового закона ничего ровным счетом не исправит.

- Это лукавство, - говорит правозащитница Елена Гращенкова. - Потому что в следующем же пункте законопроекта говорится, что ответственность с агрегатора снимается, если таксопарк-партнер не уведомил его, что разрешение на перевозку пассажиров, выданное таксопарку, больше не действует. То есть фирма скрывает этот важный факт, наличие разрешения опять же никто не проверяет - и виноватых нет!

Получается беспроигрышный вариант. Агрегатор ни при чем. А так называемые таксопарки, безвестные ООО, уже давно взяли на вооружение практику собственной ликвидации при очередном резонансном ДТП.

ПРАВИЛА ПИШУТ АГРЕГАТОРЫ?

- Да, сформирована рабочая группа по доработке закона о такси, но кто в нее входит? - спрашивает Елена Гращенкова. - Помимо чиновников, это представители крупнейших агрегаторов такси. Вы действительно верите, что они напишут закон, который эти компании не устроит?

Гращенкова с коллегами пыталась передать в Госдуму свои предложения. Например, в новом законе вообще не прописано, кто имеет право работать в легковых пассажирских перевозках. Никаких критериев профессионального отбора. Получается, все как сейчас: хочешь быть таксистом - просто будь им. Также в списке предложений - обязать «таксопарки» заключать с водителями полноценные трудовые договоры, а не просто передавать машины в аренду неким ИП; обязать водителей-иностранцев (по статистике, таких сейчас на рынке такси больше 50%) подтвердить свой водительский уровень в России и вообще сделать обязательным условием для работы в такси наличие российских водительских прав.

После летних каникул закон примут. Исправит он ситуацию или станет, как это часто бывает со многими законодательными инициативами, бесполезным для общества пшиком, покажет практика.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Кирилл ЯНКОВ, председатель Союза пассажиров России:

- Главная проблема - соблюдение режима труда и отдыха у водителей. Человек может 8 часов откатать с одним мобильным приложением, а когда система его блокирует, переключается на другого агрегатора. Поэтому агрегаторы должны взаимодействовать между собой, создать какую-то общую базу, которая бы фиксировала работу конкретного водителя в течение суток, чтобы у него не было возможности работать больше положенного.

Сейчас много претензий к тому, что после ДТП сложно установить, кто в итоге должен отвечать перед пострадавшим пассажиром. Есть агрегатор, есть условный таксопарк - фирма-владелица машины, частник-водитель, который часто гражданин другой страны и может просто убежать с места аварии… Но за безопасность поездки всегда отвечает водитель - кем бы он ни был.

Наталья АГРЕ, президент Экспертного центра «Движение без опасности»:

- Многие водители, работающие в такси, перед выездом даже не проходят медосмотр. Это опасно так же, как превышение установленного рабочего времени. По статистике, 86% ДТП происходит из-за человеческого фактора. Я бы предложила внести в закон обязанность водителя проходить медосмотр. Это может быть даже не очный визит. Сейчас у нас развивается телемедицина. Есть разработки автоматов, которые могли бы проводить необходимый осмотр. Человек вставил в автомат свою карточку водителя, система его опознала, а далее проверяет давление, сюда же требуется дыхнуть. Наверное, для амортизации расходов разработчиков можно было сделать эти автоматы платными. Но ведь за медосмотры сейчас тоже платят - таксопарки или сами водители.

www.kp.ru

Закон о такси: последние поправки [08.08.2019]

Подробности
Категория: ПДД
Опубликовано 08.08.2019

Сегодня мы расскажем о последних поправках в закон о такси, подготовленных ко второму чтению.

Напомним, разработка нового закона о такси ведется уже не первый год. С каждой новой редакцией появляются новые инициативы по ужесточению требований к работе таксистов, однако до принятия документа дело пока так и не дошло.

Как выяснил портал Avtospravochnaya.com, ко второму чтению Госдумы в документ внесен целый ряд новых поправок. Мы решили выделить самые главные изменения для таксистов в 2019 году, которые предусмотрены данным законопроектом.

Так, работать в такси запретят:

  • водителям, у которых нет российского гражданства и российских водительских прав;
  • водителям с непогашенной или неснятой судимостью за особо тяжкие преступления;
  • водителям, лишённым прав за последний год;
  • водителям на автомобилях без тахографа.

Кроме того, регионы могут наделить правом проводить аттестацию водителей такси на знание дорожно-уличной сети и расположения наиболее значимых объектов инфраструктуры.

Новые требования хотят предъявлять и к юридическим лицам. Так, для получения разрешения им надо будет предъявлять:

  • справку о наличии парковочного места, на котором будет храниться автомобиль после смены;
  • документы, подтверждающие возможность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей такси.

Есть в документе и требования к тарифам такси – их нужно будет разрабатывать согласно методике, которую разработают Минтранс и ФАС.

Сохранилось и предыдущее предложение, согласно которому службы заказа такси будут нести ответственность перед пассажиром в случае передачи заказа таксисту, у которого нет необходимого разрешения.

avtospravochnaya.com

Такси отъезжают от Госдумы – Газета Коммерсантъ № 168 (6648) от 17.09.2019

Готовящийся ко второму чтению в Госдуме проект закона о такси вызвал резкую критику Государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента. Там полагают, что принятие документа ограничит рынок агрегаторов такси и приведет к росту цен. Участники рынка и экспертное сообщество уже готовят альтернативные проекты.

ГПУ администрации президента раскритиковало проект закона о такси в редакции, подготовленной ко второму чтению в Госдуме, следует из письма (копия есть у “Ъ”) врио начальника управления Сергея Пчелинцева, которое 4 сентября направлено председателю комитета по транспорту и строительству Госдумы Евгению Москвичеву. Об этой редакции “Ъ” подробно писал 8 августа, ее опубликовал в Facebook депутат Александр Старовойтов. По словам источника “Ъ” в нижней палате, именно в таком виде комитет по транспорту направил документ в ГПУ для заключения. Евгений Москвичев не ответил на звонки “Ъ”.

ГПУ указывает, что депутаты так и не учли замечания к документу.

В частности, положения о проведении медосмотров водителей такси нужно соотнести с законами «О безопасности дорожного движения» и «Об основах охраны здоровья». Требования о наличии у водителя российского гражданства и водительских прав, которые есть в последней редакции законопроекта, противоречат закону «О безопасности дорожного движения»: запрет осуществлять предпринимательскую деятельность с иностранными правами не распространяется на граждан государств, где русский язык закреплен в качестве официального. Этот пункт также противоречит договору о Евразийском экономическом союзе, подчеркивают в ГПУ.

Законопроект не содержит четких требований в части безаварийного опыта езды и соблюдения правил дорожного движения, но предлагает значительно ограничить деятельность агрегаторов и водителей такси, что может существенно сократить предложение на рынке и привести к удорожанию услуг, говорится в заключении. ГПУ добавляет, что замечания есть и у других министерств и управлений администрации, резюмируя, что документ в представленной редакции «не может быть рекомендован» к принятию во втором чтении.

Законопроект давно находится в Госдуме. Группа депутатов внесла его еще в 2015 году, с тех пор документ много раз менялся. Самые острые правки принадлежат Евгению Москвичеву, предложившему разрешить работать только российским сервисам и водителям и ограничить комиссию агрегаторов 2–3%. Эти идеи вызвали резкую критику участников рынка: ГК «Везет», «Максим», «Ситимобил» и «Яндекс.Такси» 23 августа представили свои возражения в ГПУ.

«Мы не можем диктовать законодателям, в каком виде такой документ может быть принят — в измененном или полностью новом. Главное — чтобы он отражал интересы пассажиров, перевозчиков и бизнеса»,— заявили “Ъ” в ГК «Везет». С этим согласны в «Яндекс.Такси», подчеркивая, что «закон должен работать в интересах всех участников рынка». В «Ситимобиле» рады, что в ГПУ «услышали и поддержали» опасения компаний.

В нынешней редакции документ может отправляться только в мусорную корзину, категоричен соавтор первой версии, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. «Часть внесенных правок ко второму чтению пересказывает нормативные предписания других законодательных актов, представляет почти точное копирование правовых норм, регулирующих автобусные перевозки, без учета особенностей такси, содержит коррупциогенные факторы»,— поясняет он.

Работа над альтернативными версиями уже идет. Свой проект о регулировании рынка такси готовила рабочая группа при временной комиссии Совета федерации по развитию информа

www.kommersant.ru

Лысаков прокомментировал новый законопроект о такси — Рамблер/новости

Проект профильного закона о такси, разработанного группой депутатов и сенаторов, предусматривает цифровизацию отрасли, повышение престижа профессии таксиста и введение агрегаторов в правовое поле с определением их ответственности. Об этом рассказал «Парламентской газете» один из авторов документа, первый зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

Депутат напомнил, что в 2011 году вступил в силу закон о такси (69-ФЗ), положения которого быстро потеряли актуальность в связи с бурным развитием рынка. За прошедшие годы необходимость нового регулирования сферы таксомоторных перевозок стала очевидна для всех.

«К сожалению, работу, которую вела Госдума в этом направлении, пришлось прекратить в рамках зачистки законодательных завалов, — сообщил Вячеслав Лысаков. — Тем не менее в конце прошлого года мы перевнесли уже подготовленный ранее ко второму чтению законопроект о такси, одним из авторов которого я являюсь». Однако в документ начали вносить правки, из-за чего была серьёзно изменена его концепция. Государственно-правовое управление Администрации Президента выступило с критикой новой редакции законопроекта, дав на него отрицательный отзыв. «Совет Федерации проделал большую работу и подготовил альтернативный законопроект, который концептуально близок к нашему первоначальному варианту, — отметил депутат. — Более того, документ учитывает новые реалии, современные вызовы и риски, он более новаторский. Это и цифровизация отрасли, и повышение престижа профессии таксиста, и введение агрегаторов в правовое поле с определением их ответственности одновременно с повышением ответственности водителей-нелегалов».

Лысаков убеждён, что затягивать с принятием нового закона о такси больше нельзя. Лишь в этом случае удастся решить одну из главных проблем отрасли — повышение безопасности поездок.

«Поэтому я со своей стороны поддерживаю законопроект в качестве соавтора, — подчеркнул депутат. — Необходимо совместно с профильным комитетом Госдумы вдумчиво поработать над законопроектом и добиться того, чтобы в весеннюю сессию был принят качественный закон о такси. Этого ждут таксисты, этого ждут пассажиры».

Ранее пресс-служба «Единой России» сообщила, что группа сенаторов и депутатов во главе с заместителем председателя Совета Федерации Андреем Турчаком внесла в Госдуму законопроект, регламентирующий деятельность по перевозке пассажиров легковыми такси и деятельность агрегаторов такси.

Видео дня. Алкогольная утечка: шампанское полилось из крана в домах

Читайте также

news.rambler.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML.