Главная » Разное » Замена передних тормозных колодок ниссан альмера
Замена передних тормозных колодок ниссан альмера
Замена передних тормозных колодок. Нardron On Board — Nissan Almera Classic, 1.6 л., 2011 года на DRIVE2
Доброго времени суток, други! Спасибо что зашли в мою богадельню, т.е. в бортжурнал )) Итак, наступил тот момент, когда заводские передние тормозные колодки отслужили с честью и пришла пора их заменять. С выбором я не колебался, все очевидное очевидно, ранее уже описывал, что взял Sangsin Hardron Sport Tuning HP1156. К замене колодок были заготовлены следующие вспомогательные средства и приспособы: 1. вдавливатель поршня тормозного суппорта 2. щетки по металлу — большая и набор мелких, по типу зубных щеток 3. быстрый очиститель
4. медный спрей 5. антискрипная смазка 6. WD-40. (не, ну а как вы хотели?)
Процесс по замене колодок уже довольно избит, и его можно изучить в любом мануале и книжке к машине. В принципе все интуитивно понятно, когда уже прочитал посты и мануал — то тем более. Значится, снимаем колесо. Предварительно вывернув в нужную сторону, в зависимости от того какую сторону будете делать. Домкратим машину, подставляем на подстраховку колесо под машину, а то мало ли…(читайте пост "как я сделал сход развал"). Суппорт предстал перед нами в своей красе. Я все почистил простой щеткой от грязи, далее в ход пошли щетки по металу. Почистил суппорт, попшикал быстрым очистителем. Спрей конечно убойный, хорошо смывает, очищает, обезжиривает. Далее подбираемся к болтам крепления двигающейся части суппорта. Лучше всего прежде пшикнуть на них WD-40, обождать немного и затем откручивать. Обращаем внимание на резинки направляющих и сами направляющие. Нужно вытащить направляющие, очистить от старой смазки (у меня смазка там была, чистая, короче порядок) и нанести новую. Снимаем и чистим пластинки, которые удерживают колодки в суппорте. Они будут в не очень хорошем состоянии, чистим металлической щеткой, пшикаем очистителем. Все контактные поверхности суппорта и чего частей, нужно очистить от ржавчины, пыли от старых колодок, привести в должное состояние и смазать антискрипной пастой. Тут можно в принципе использовать и медный спрей. Убедитесь, что сняли крышку с бачка тормозной жидкости ! Вдавливаем тормозной поршень приспособлением, или как получится, посматривая на бачок тормозной жижи, при необходимости шприцом откачать лишнее количество. Торцовую часть поршня, которая контачит с колодками — смазать антискрипной смазкой.
Почищенные пластинки ставим на место, смазываем посадочные места под колодки смазкой и ставим новые, огненно-красные колодки! Вот оно ! Закрываем суппорт, ставим на место уже смазанные направляющие, закручиваем два болта. Можно ставить колесо и приступать ко второй стороне. После того, как закончили, запускаем двигатель и никуда не едем! Для начала нужно понажимать на тормозную педаль, раз 20 хватит. Уровень тормозной жижи в бачке изменится, тут по ситуации — может придется долить тормозухи, а может нет. Мне не пришлось доливать, наоборот, количество что откачивал не понадобилось. Педалька тормоза примет свое обычное положение, станет упругой и готовой к использованию ))) Ну а далее, режим обкатки, чтобы правильно притереть новые колодки с не такими уже новыми тормозными дисками. Спокойно и аккуратно передвигаемся, тормозим плавно.
Само собой поехал на пробный выезд, пока что судить рано, тормозят плавно и мягко, но еще не так чутко и резво как старые колодки. Думаю со временем они будут тормозить все лучше и лучше ;)
www.drive2.ru
Nissan Almera Classic Ласточка › Бортжурнал › Замена тормозных дисков и передних колодок своими руками.
Все привет! Мои тормозилки (передние колодки и диски) пришли в не годность платить естественно не хочется т.к это можно сделать самому. И так начнём, купил диски Road house (артикул 6179.10) цена 2 963,68
Road house (артикул 6179.10)
Купил колодки Road house (артикул 21123.02) цена 1 112,75
Road house (артикул 21123.02)
Что нам понадобится ЗАПЧАСТИ 1) Диски тормозные 2 шт 2) Колодки тормозные комплект 3) Направляющие (НЕ ПОКУПАЛ, не понадобились) 4) Рем комплект (НЕ ПОКУПАЛ, не понадобился) 5) Смазка (ПОКУПАЛ, не понадобилась) 6) Пластины на колодки (Забыл купить это я узнал при замене)
ИНСТРУМЕНТЫ 1) Домкрат. 2) Балонник. 3) Опоры либо под кузов, либо под колёса чтобы машина не покатилась. 4) Ключ на 19 либо головка (скорее всего понадобится труба чтобы использовать как рычаг, у меня без трубы не обошлось). 5) Ключ на 14 либо головка. 6) Молоток. 7) Перчатки, я предпочитаю работать без них. 8) Корщётку
5)Зачищаем от грязи корщёткой 6) Снимаем суппорт открутив два болта ключом на 14
два болта отмечены стрелками
Суппорт снят
7) Снимаем колодки (вытаскиваются просто, отодвигая их в сторону. вот здесь я понял что нужно было купить пластины (Фото пластин нету)
Снимаем колодки
Колодки сняты
8) Снимаем направляющую диска ключом на 19 при необходимости используем трубу как рычаг.
Снимаем направляющую открутив два болта
9) Снимаем диск, самое сложное с обеих сторон диски прикипели и вручную их не снять, тут нам понадобться молоток, выбиваем его со стороны арки.
Одолел окаянного
Новый диск
для сравнения
10) Ставим новый диск на место
диск на месте
Колодки новые и старые сравнение
11) Сборка в обратном порядке, когда будете ставит суппорт на место, закрепите его на верхний болт, откиньте его, и вдавите поршень трубой, ключом или приспособой и только потом закручивайте второй болт. Всем спасибо, и ровных дорог.
www.drive2.ru
Замена колодок Ниссан Альмера своими руками
Колодки являются необходимой частью тормозной системы любого автомобиля. Своего рода, это расходный материал, производить замену которого необходимо каждые 2 года или 30 тыс. км. пробега.
Замена колодок Nissan Almera
Однако колодки изнашиваются прямо пропорционально характеру езды водителя. Если же тормоза всегда нажимаются резко и с прошлифовкой, то это образует на дисках и колодках нагар, что ускоряет износ.
Первым признаком изношенных тормозных колодок является скрип и свит при нажатии на педаль тормоза. Это говорит о том, что колодки стерлись до определенной метки и нужно срочно их заменить.
Колодки менять необходимо сразу и на всей оси. То есть по 2 колодки с каждой стороны. В случае, если будут заменены по одной колодке на тормозной диск, то это скажется на эффективности торможения и ускорит износ, как диска, так и колодок. На замену тормозных колодок передних тормозных дисков уходит до 2 часов.
Инструменты, необходимые для замены
Трещотка.
Набор головок.
Набор ключей.
Пассатижи.
Набор отверток.
Средство для утопления поршня (опционально).
Ветошь.
Домкрат.
Замена передних колодок
Поднять переднюю часть автомобиля домкратом (с любой стороны).
Снять колесо, выкрутив все крепежные болты и секретки.
Открутить два крепежных болта суппорта (ключ на 14).
Отодвинуть суппорт в сторону.
Теперь необходимо из направляющих извлечь старые тормозные колодки поперек оси колес. Как правило, внутренние колодки изнашиваются гораздо сильнее, чем наружные. Но менять все равно необходимо комплектом.
Установить новые колодки в посадочные места. Внутреннюю колодку необходимо установить так, чтоб индикация была направлена вверх (как ориентир – внешняя колодка без индикатора).
Теперь необходимо вдавить поршень суппорта в исходное положение. Тут понадобятся либо подручные материалы, либо пальцем.
После этого уровень тормозной жидкости в бачке может подняться выше метки MAX. Её необходимо слить любыми средствами (опционально использовать шприц или шланг).
Установить колесо на место.
Повторить процедуру со вторым колесом и колодками.
После того, как колодки на всей передней оси поменяны, необходимо отъехать в тихое и безлюдное место, чтоб проверить эффективность торможения. Не удивляйтесь, если первое время вам покажется, что тормоза вообще пропали. Это говорит о том, что колодки плохо притерлись к тормозным дискам, и это лишь вопрос времени. Стоит лишь немного поездить в таком режиме (100-150 км) не нагружая тормоза. Чтобы избежать этой потери эффективности, рекомендуется производить замену и тормозных дисков одновременно. Крайне не рекомендуется сильно нагружать тормоза первое время после замены колодок, так как может образоваться нагар, что вызовет ложный неприятный скрип при торможении, снизится эффективность и ускорится износ деталей тормозной системы.
https://www.youtube.com/watch?v=G0sAkEaPFq0
Almera – замена задних тормозных колодок
Колодки являются необходимой частью тормозной системы любого автомобиля. Своего рода, это расходный материал, производить замену колодок в барабанных тормозах необходимо каждые 3 года или 60 тыс. км. пробега. Однако колодки изнашиваются прямо пропорционально характеру езды водителя. Если же тормоза всегда нажимаются резко и с прошлифовкой, то это существенно ускоряет износ, но при спокойном торможении задние барабаны живут до 100 тыс.
Первым признаком изношенных тормозных колодок является скрип и свит при нажатии на педаль тормоза, или езды задним ходом. Колодки менять необходимо сразу и на всей задней оси. То есть по 2 колодки с каждой стороны. В случае если будут заменены по одной колодке на барабан, то это скажется на эффективности торможения и ускорит износ, как барабана, так и колодок. На замену тормозных колодок передних задних барабанных тормозов уходит до 3 часов.
Инструменты, необходимые для замены:
Набор ключей.
Набор отверток.
Ветошь.
Молоток.
Домкрат.
Пассатижи.
Щетка.
Инструкция по замене задних колодок
Поднять заднюю часть автомобиля домкратом с любой стороны.
Установить под передние колеса противооткатные башмаки.
Снять колесо, открутив крепежные болты и секретки.
Теперь необходимо снять барабан с посадочного места. Как правило, за время эксплуатации автомобиля, он оседает и «прилипает», что усложняет процесс демонтажа. Рекомендуется использовать молоток, чтоб нанести несколько аккуратных ударов на плоскость барабана между шпильками.
После снятия барабана, необходимо очистить щеткой сам тормозной механизм и посадочное место от пыли и грязи. Проверить барабан на уровень износа. При наличии сильных сколов, трещин и задиров – заменить новым.
Демонтировать верхнюю стяжную пружину отверткой или пассатижами.
Нажать на тарелку прижимной пружины опорной стойки пассатижами.
Прокрутить тарелку на ¼ оборота.
Идентично снять опорную стойку второй колодки.
Развести тормозные колодки в стороны и извлечь регулятор зазоров.
Снять нижнюю стяжную пружину руками.
Теперь необходимо обратить внимание на механизм ручного тормоза, который расположен на задней колодке. Его необходимо демонтировать. Для этого нужно снять стопорное кольцо и извлечь палец, используя пассатижи.
Проверить состояние тормозных колодок. При необходимости – заменить новыми.
После замены колодок необходимо отрегулировать зазор между колодками и самим барабаном. Для этого необходимо извлечь резиновую заглушку с внутренней стороны грязезащитного щитка и плоской отверткой провернуть зубчатое колесо регулятора. Колесо вращается только в одну сторону для развода колодок. Необходимо добиться легкого соприкосновения колодок и барабана.
Перед сборкой всех деталей тормозной барабанной системы, необходимо промыть все детали в бензине, регулятор зазоров разобрать и смазать графитной или силиконовой смазкой.
Сборка производится в порядке, обратном демонтажу.
Установить автомобиль на землю и закрепить крепежные болты колеса.
Повторить процедуру со вторым колесом.
https://www.youtube.com/watch?v=2jwlIU3oU9E
После замены тормозных колодок на барабанах, необходимо проехать в тихое место и проверить работоспособность и эффективность колодок. Настоятельно рекомендуется заменить все поврежденные или изношенные детали тормозного барабана. Регулировку колодок необходимо делать с периодичностью раз в год, или 15-20 тыс. км. Это необходимо для равномерного износа задних колодок и сохранению эффективности торможения задних колес. Данную процедуру рекомендуется выполнять в подъемном боксе, однако в случае необходимости подойдет и домкрат со смотровой ямой.
grandrepairauto.ru
Замена передних колодок и фильтров (Almera N16) — Nissan Almera, 1.5 л., 2005 года на DRIVE2
Доброго времени суток!
. И как уже завелось в нашей с вами семье у меня не без приключений))
. Том1. Фильтр салона Заказал в этот раз Mitwell MA2765 Фильтр салона, угольный 205,60р. Из минусов очевидных — отсутствие отгибающейся части на бортике, за которую можно тянуть при извлечении (как я его вытаскивать потом буду я ещё не знаю) Ну так вот, снимаю бардачок, смотрю на стрелку на фильтре. Мда. Оказалось что он стоит верх-ногами… зато сам менял!))
Том2. Фильтр двигателя Производитель хз какой — мне бывший хозяин отдал. Так и не понял почему за 20тыщ тока моих, мусора там нет, чуть пыльный тока. С понтом меняю по регламенту)
Том3. Передние колодки В прошлый раз, когда я собирался их поменять, они оказались ещё в норме. Опять же бывший отдал в придачу LUCAS/TRW GDB327, ну а я в комплект к ним заказал на экзисте Nissan 41084-71J26 Пластины противоскрипные колодок тормозных передних 587,43р. Ну и как обычно у меня — полугодовая выдержка этого всего в багажнике))
До работы был часик свободный и вот я такой блатной открыл капот, крышку бачка тормозухи, снял колесо, выкрутил из направляющей винт, откинул суппорт, снял старые колодки и впал в ступор. А как поршень обратно в цилиндр вернуть?) Ну я помню, что пацыки ключом вдавливают. Попробовал. И так и сяк, не как не идёт… кароч закончилось всё вот этим рычагом
Поменял с одной стороны и, чтоб людям не мешать на тротуаре, думаю надо развернуться. Тут я чуть не въёпся в бордюр) не зря рекомендуют после замены немного покачать магистраль нажатиями. Поменял с другой. Уровень в бачке менялся не значительно — откачивать не пришлось.
После 70-100км тормоза вошли в русло. Вкапыватся увереннее, педель более чувствительная. Скрипа нет. Красота!
. Всем спасибо. Всем пожалуйста. Инструмент продолжает окупаться)
Доброго времени суток! При пробеге в 39288 км на моей Nissan Almera G15RA Comfort Plus 5МКПП 2018 столкнулся с печальным итогом — неожиданно быстрым износом родных дисков и колодок тормозных передних (остаток толщины рабочей поверхности дисков тормозных в 20 мм при минимально допустимой 19,8 мм и на колодках тормозных толщина остатка феродо с подложкой (общая толщина колодки тормозной) в 5 мм при минимально допустимой в 6 мм. Покурив этот и иные ресурсы понял, что иметь дело с оригиналом (то бишь по сути Renault и TRW под этикеткой Nissan) смысла нет никакого — за дорого куплю чугунные колодки тормозные TRW и диски тормозные Renault из …овноотлива…
У меня в оригинале по каталогу elcats.ru бьются: 1. Диски тормозные передние Nissan 40206–4AA1A (требуется 2 шт.) или Nissan 40206–6478R (сразу комплект из 2 шт). 2. Колодки тормозные передние Nissan 41060–00Q0K (сразу комплект на переднюю ось).
Печаль ситуации в том, что elcats.ru подозрительно мало выдаёт аналогов по этим артикулам запчастей, хотя у нас по сути Renault Logan 1-го поколения! Запчастей должно быть море, причём от разных фирм и подвалов. Заморочившись данным вопросом, стал подбирать адекватные по цене и достойные по качеству диски и колодки тормозные передние (я как и все "памярковные" беларусы хочу королеву по цене доярки))). После долгих поисков нашёл, что средняя по цене и качеству фирма Meyle выпустила линейку запчастей премиального (как гордо заявлено Meyle качества, сильно превосходящего оригинал!) класса за недорого: диски тормозные передние серии Platinum Disc и колодки тормозные передние серии Platinum Pad.
Подумал и выбрал для себя эти запчасти: 1. Диск тормозной передний вентилируемый Meyle Platinum Disc 16–15 521 0039/PD (2 шт.). 2. Колодки тормозные передние Meyle Platinum Pad 025 239 7317/PD (1 к-т.). Обращаю внимание, что эти артикулы я нашёл сам по размерам, прямых аналогов с оригиналом elcats.ru не бьёт, но я рискнул…
И вот наступило 13.01.2020 (пробег на этот момент достиг 40522 км)… К этой дате мною заранее были приобретены: 1. Диски тормозные передние вентилируемые Meyle Platinum Disc 16–15 521 0039/PD (2 шт.) за 102 BYN. 2. Колодки тормозные передние Meyle Platinum Pad 025 239 7317/PD (1 к-т.) за 66 BYN. 3. Комплект монтажный колодок тормозных передних Patron PSRK1340 (1 к-т.) за 9 BYN. 4. Ремкомплект направляющих суппорта тормозного переднего (с пыльниками) Frenkit 254021 (2 к-т.) за 13,4 BYN. 5. Набор смазок для системы тормозной Bremz (герметизирующая, противоизносная, противоскрипная) VMPAUTO 1508 (1 к-т.) за 4,7 BYN.
Обращаю внимание! Комплект монтажный колодок тормозных передних Patron PSRK1340 НЕ ПОДХОДИТ на мой автомобиль (патрон в моём случае оказался холостым…)!
На фото выложил сами запчасти. Качество их исполнения (кроме Patron) мне очень и очень понравилось. Колодки тормозные изготовлены очень качественно, в наличии все нужные термо и противоскрипные экраны, а также 4 (четыре) болтика для фиксации направляющих суппорта. Диски тормозные крайне похожи на продукцию ATE, такие же тяжёлые и покрыты слоем цинка (ржаветь не должны). В комплекте с дисками должны были лежать по 2 (два) новых винта крепления диска тормозного к ступице, но у меня их спёрли продавцы, поздно заметил… Никаких скрипов и посторонних шумов нет совсем. Руль не бьёт, тормозит машина на отлично и колодки не пылят (пока). Через пару тысяч пробега отпишусь, могу ли рекомендовать их к покупке. Пока доволен как слон!
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
www.drive2.ru
Замена тормозных колодок Ниссан Альмера своими руками
Замена тормозных колодок Ниссан Альмера спереди обычно не доставляет проблем. Дисковый механизм тормозов Nissan Almera довольно распространенное явление практически на всех современных автомобилях подобного класса. Иногда возникает вопрос когда менять колодки? На этот счет есть четкая инструкция производителя, как только толщина накладки приближается к 6 мм, значит пора менять весь комплект колодок. Если машина имеет большой пробег, а тормозные диски серьезную выработку, тогда можно заменить и их.
Для работы понадобится домкрат, надежная подставка и набор стандартных инструментов. Снимаем переднее колесо вашей Ниссан Альмеры и надежно фиксируем автомобиль на опорной стойке заводского изготовления. Для свободного снятия старых колодок необходимо немного отжать колодки от тормозного диска. Для этого, вставив через отверстие в суппорте отвертку с широким лезвием между тормозным диском и суппортом и опираясь ею на диск, сдвигаем суппорт, утапливая поршень в цилиндр.
Далее накидным ключом «на 13» отворачиваем болт крепления скобы к нижнему направляющему пальцу, удерживая палец рожковым ключом «на 15».
Поворачиваем тормозную скобу (не отсоединяя от нее тормозной шланг) на верхнем направляющем пальце.
Вынимаем тормозные колодки из их направляющей. Снимаем две пружинные скобы колодок.
Металлической щеткой очищаем от грязи и коррозии пружинные скобы и посадочные места колодок в их направляющей. Перед установкой новых колодок проверяем состояние защитных чехлов направляющих пальцев. Порванный или потерявший эластичность чехол заменяем.
Для этого вынимаем направляющий палец из отверстия направляющей колодки и заменяем чехол.
Для замены чехла верхнего направляющего пальца необходимо отвернуть болт крепления скобы к пальцу и снять скобу с направляющей колодок окончательно. Главное не допускать, что бы суппорт висел на тормозном шланге, лучшего его подвязать проволокой и подцепить к стойке например.
Перед установкой пальца вкладываем немного пластичной смазки в отверстие направляющей колодок. Также наносим тонкий слой смазки на поверхность пальца.
Устанавливаем новые тормозные колодки в направляющую колодок и опускаем (прикручиваем на место) скобу.
Если выступающая из колесного цилиндра часть поршня препятствует установке суппорта на тормозные колодки, то раздвижными пассатижами утапливаем поршень в цилиндр.
Аналогично заменяем колодки на другой стороне Ниссан Альмера. После замены колодок несколько раз нажимаем педаль тормоза для установки зазоров между колодками и вентилируемыми дисками. Проверяем уровень жидкости в бачке и при необходимости доводим его до нормы.
В процессе эксплуатации поверхность диска тормозного механизма становится неровной, в результате чего площадь соприкосновения новых, еще не приработавшихся колодок с диском уменьшается. Поэтому в течение первых пару сотен километров пробега после замены колодок Nissan Almera соблюдайте осторожность, так как тормозной путь машины может увеличиться, а эффективность торможения снизится.
Проверяйте состояние тормозных колодок при каждом техническом обслуживании (см. «Проверка степени износа тормозных колодок, дисков и барабанов»).
Тормозные колодки требуют замены при износе накладок (минимально допустимая толщина фрикционных накладок - 2 мм), непрочном соединении накладок с основанием, замасливании рабочих поверхностей, при наличии глубоких борозд или сколов.
ПРИМЕЧАНИЕ На внутренних колодках передних тормозов установлены индикаторы износа. По достижении минимально допустимой толщины накладок во время торможения индикатор износа соприкасается с тормозным диском, вызывая скрип, сигнализирующий о наступлении предельного износа накладок тормозных колодок.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Заменяйте тормозные колодки передних тормозных механизмов только комплектом из 4 шт. (по две на каждую сторону).
Перед заменой тормозных колодок проверьте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Если уровень близок к метке «MAX», необходимо откачать часть жидкости (например, медицинским шприцем или резиновой грушей), потому что после замены изношенных колодок новыми уровень жидкости поднимется.
Вам потребуются: ключ «на 14», ключ для гаек колес, раздвижные пассатижи.
1. Приподнимите переднюю часть автомобиля и установите на надежные опоры.
2. Снимите левое переднее колесо.
6.Снимите с направляющей колодок фиксирующие пружины.
ПРИМЕЧАНИЯ Для наглядности показано на снятой направляющей.
Сильно деформированные или корродированные пружины замените.
7. Утопите поршень рабочего цилиндра с помощью раздвижных пассатижей.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ При каждой замене тормозных колодок в обязательном порядке проверяйте состояние защитных резиновых чехлов направляющего пальца, а также перемещение суппорта относительно направляющей тормозных колодок. Если перемещение затруднено, смажьте консистентной смазкой направляющие пальцы суппорта. Для этого…
… извлеките направляющий палец…
…смажьте его консистентной смазкой и затем смажьте смазкой защитный чехол пальца. Аналогично смажьте второй направляющий палец и его чехол.
Установите направляющие пальцы в порядке, обратном снятию.
Замените защитные чехлы направляющих пальцев, если они затвердели, деформированы или надорваны.
8. Установите фиксирующие пружины, тормозные колодки в направляющие и остальные детали в порядке, обратном снятию. Для исключения самоотворачивания болта крепления направляющего пальца суппорта смажьте его резьбу перед установкой анаэробным фиксатором резьбы.
9. Аналогично замените тормозные колодки тормозного механизма правого переднего колеса.
10. Проверьте и при необходимости восстановите уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.
ПОЛЕЗНЫЕСОВЕТЫ Заменив изношенные тормозные колодки новыми, не спешите сразу выезжать на оживленные магистрали. Не исключено, что при первом же интенсивном торможении вы будете неприятно поражены низкой эффективностью тормозов, хотя колодки поставили фирменные. Тормозные диски тоже изнашиваются, и новые колодки касаются их только краями, практически не тормозя. Выберите тихую улочку или проезд без автомобилей и несколько раз плавно затормозите, чтобы колодки притерлись и стали прилегать всей поверхностью. Заодно оцените и эффективность тормозов.
Старайтесь не тормозить резко хотя бы первые 100 км. При сильном нагреве неприработанных колодок верхний слой их накладок подгорает и тормоза долго не будут максимально эффективными.