За нарушение этого знака «Обгон запрещен» можно остаться без прав, а чтобы этого не случилось для вас написана эта статья.
Если разметка всегда на виду, то действие знака «Обгон запрещен» может растянуться на несколько километров. Где-то «забывают» установить «конец зоны», где-то табличку «зона действия» «ветром сдуло», где после дорожных работ не убрали.
Все это не имеет значения для подготовленных сотрудников. Знак есть — извольте выполнять.
Зона действия знака «Обгон запрещен»
Зона действия знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта.
Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.
Обратите внимание:
При въезде в населенный запрет обгона продолжает действовать;
При выезде действие запрета прерывается.
После проезда знака забудьте про разметку и про выезд на встречную полосу. Установите Табу на обгон и для его снятия следите за знаками.
Удобно для себя на трассе выделить два режима. «Обгон разрешен» и «Обгон запрещен» и переключаться между ними.
Есть другие знаки, после проезда которых тоже устанавливается запрет обгона.
Знаки, запрещающие обгон
Небольшая выдержка из Постановления Пленума Верховного Суда:
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, < … > подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях: д) запрещается обгон < … > в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Дополнительные знаки, косвенно предупреждающие о запрете обгона:
1.11.1
1.11.2
1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот».
Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 — направо, 1.11.2 налево.
1.12.1 1.12.2
1.12.1, 1.12.2 «Опасные повороты».
Участок дороги с опасными поворотами: 11.12.1 — с первым поворотом направо, 1.12.2 — с первым поворотом налево.
1.14
1.14 «Крутой подъем».
Тут объективное определение зоны запрета затруднено, лучше не начинать обгон пока не выедете на прямую после проезда опасного участка.
После проезда знака «Обгон запрещен» забудьте про разметку и про выезд на встречную полосу. Установите Табу на обгон и для его снятия следите за знаками.
Удобно для себя на трассе выделить два режима. «Обгон разрешен» и «Обгон запрещен» и переключаться между ними.
Знаки, отменяющие запрет обгона
Самый простой и понятный знак:
3.21
3.21 «Конец зоны запрещения обгона».
Следующий:
3.31
3.31 «Конец зоны всех ограничений».
Обозначение конца зоны действия одновременно нескольких знаков из следующих: 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 — 3.30.
И предупреждающие знаки:
2.3.1
2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой».
1.6
1.6 «Пересечение равнозначных дорог»
Это предупреждающие знаки, то есть перекресток будет через 150-300 метров от места установки и только на таком обозначенном перекрестке прерывается запрет обгона.
ruspdd.ru
ГОСТ в помощь: как избежать лишения при обгоне в зоне действия знака?
Вы совершили обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» и вас остановил инспектор ДПС. Ситуация крайне неприятная и здесь сохранность ваших прав может обеспечить установка знака с нарушением требований ГОСТа 52289-2004. Знак, установленный не по ГОСТу, противоречит и закону, и ПДД.
Даже если вы и совершили обгон в зоне действия такого знака, наказание вы не понесете, если докажете, что знак установлен не по ГОСТу. Но сразу отмечу, что вам придется повоевать — при наличии доказательств вашей невиновности далеко не факт, что суд первой инстанции вынесет решение в вашу пользу. Практика показывает, что дорожные службы просто приносят свои извинения перед водителями, а суд со свойственной ему неадекватностью в принятии решений «плюет» на все ГОСТы. Поэтому готовьтесь к борьбе за свои права.
Для того, чтобы доказать в нашем с вами случае отсутствие события правонарушения, вам самим необходимо знать ГОСТ 52289-2004.
Итак:
1.Согласно пункту 5.1.6, на дорогах с двумя и более полосами движения в одном направлении знак 3.20 «Обгон запрещен», установленный справа от проезжей части, нужно дублировать еще одним. Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе. На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам.
То есть, если дорога не двухполосная, то слева обязан быть дублирующий знак «Обгон запрещен». Когда нет разметки, можно ориентироваться по примерной ширине – она должна быть около 12 метров. Если этого нет, то это нарушение ГОСТа и, следовательно, нет состава правонарушения.
2. Расстояние от нижнего края знака (без учета табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки) должно быть:
— от 1,5 до 3,0 м – при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов;
— от 2,0 до 4,0 м – в населенных пунктах.
Если вас пытаются лишить прав, измерьте высоту установленного знака! Разнообразные «самодельные» знаки строителей, стоящие почти на земле, юридической силы не имеют.
3. Пункт 5.1.4 – расстояние видимости знака должно быть не менее 100 метров. Если он закрыт от обзора ветками деревьев, рекламным щитом, развернут ветром, облеплен снегом или скрыт от взора за поворотом, то это несоответствие ГОСТу. Обязательно сфотографируйте помеху.
4.Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо) должна быть следующей: знаки приоритета, предупреждающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, запрещающие знаки, информационные знаки, знаки сервиса. Если знаки налеплены как попало, то это прямое нарушение ГОСТа.
Также, согласно статье 30.2 Закона о безопасности дорожного движения, инспектор ДПС должен не только знать нормы ГОСТа, но и всячески следить за его соблюдением. А если он заметил, что какие-то знаки установлены неправильно, то должен занести эту информацию в «Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог» (есть такой документ, представьте себе!) и принять меры по регулированию дорожного движения. Также обязанность сообщить в дежурную часть о проблемах со знаками или разметкой налагает на инспектора Приказ МВД №185.
Когда инспектор говорит «я тут ни при чем, по знакам – это к дорожникам», он врет. «По знакам» — это к нему.
Поэтому, если знак размещен не по ГОСТу, отправляйте в 10-дневный срок жалобу в прокуратуру и одновременно заявление в суд на неправомерные действия инспектора и в то же время на его бездействие.
Напоследок, немного ПДД:
Знак 3.20 «Обгон запрещен» запрещает обгон всех транспортных средств. Зона действия знака распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающей территории и в местах пересечения с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки («Главная дорога», «Пересечение с второстепенной дорогой»). Зона действия знака может быть уменьшена установкой в конце зоны его действия знаком «Конец ограничений» или установкой таблички с указанием зоны действия.
А как быть, если присутствует одновременно и прерывистая разметка 1.5 и знак 3.20 «Обгон запрещен»?
Ответ прост: прерывистая разметка не отменяет зону действия запрета обгона.
Уже упомянутый выше приказ №185 МВД обязывает инспектора в случае противоречия разметки дорожным знакам в срочном порядке опять-таки сообщить об этом в дежурную часть, а до устранения недостатков — осуществлять регулирование на этом участке.
Что в итоге?
Как видите, если вас остановили и угрожают лишением прав, вы можете не только избежать наказания, но и попытаться наказать инспектора, который вместо предупреждения нарушения сидел в «засаде». Главное – не ленитесь все заснять на видео и фото, а также занесите свои соображения о неправильно установленных знаках в протокол. Подробнее о том, как заполнять протокол, мы уже писали ранее.
Ну и в заключение хочется добавить, что знание ГОСТов и приказов МВД не освобождает лично вас от обязанности соблюдать Правила дорожного движения. Не обгоняйте в зоне недостаточной видимости, даже если там нет знаков вовсе – ни к чему лишний раз подвергать опасности свою жизнь и жизнь других участников движения.
Читайте также:
www.kolesa.ru
как избежать лишения при обгоне в зоне действия знака? — Сообщество «DRIVE2 и ГАИ» на DRIVE2
Вы совершили обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» и вас остановил инспектор ДПС. Ситуация крайне неприятная и здесь сохранность ваших прав может обеспечить установка знака с нарушением требований ГОСТа 52289-2004. Знак, установленный не по ГОСТу, противоречит и закону, и ПДД.
Даже если вы и совершили обгон в зоне действия такого знака, наказание вы не понесете, если докажете, что знак установлен не по ГОСТу. Но сразу отмечу, что вам придется повоевать — при наличии доказательств вашей невиновности далеко не факт, что суд первой инстанции вынесет решение в вашу пользу. Практика показывает, что дорожные службы просто приносят свои извинения перед водителями, а суд со свойственной ему неадекватностью в принятии решений «плюет» на все ГОСТы. Поэтому готовьтесь к борьбе за свои права.
Для того, чтобы доказать в нашем с вами случае отсутствие события правонарушения, вам самим необходимо знать ГОСТ 52289-2004.
Итак:
1.Согласно пункту 5.1.6, на дорогах с двумя и более полосами движения в одном направлении знак 3.20 «Обгон запрещен», установленный справа от проезжей части, нужно дублировать еще одним. Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе. На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам.
То есть, если дорога не двухполосная, то слева обязан быть дублирующий знак «Обгон запрещен». Когда нет разметки, можно ориентироваться по примерной ширине – она должна быть около 12 метров. Если этого нет, то это нарушение ГОСТа и, следовательно, нет состава правонарушения.
2. Расстояние от нижнего края знака (без учета табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки) должно быть:
— от 1,5 до 3,0 м – при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов;
— от 2,0 до 4,0 м – в населенных пунктах.
Если вас пытаются лишить прав, измерьте высоту установленного знака! Разнообразные «самодельные» знаки строителей, стоящие почти на земле, юридической силы не имеют.
3. Пункт 5.1.4 – расстояние видимости знака должно быть не менее 100 метров. Если он закрыт от обзора ветками деревьев, рекламным щитом, развернут ветром, облеплен снегом или скрыт от взора за поворотом, то это несоответствие ГОСТу. Обязательно сфотографируйте помеху.
4.Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо) должна быть следующей: знаки приоритета, предупреждающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, запрещающие знаки, информационные знаки, знаки сервиса. Если знаки налеплены как попало, то это прямое нарушение ГОСТа.
Также, согласно статье 30.2 Закона о безопасности дорожного движения, инспектор ДПС должен не только знать нормы ГОСТа, но и всячески следить за его соблюдением. А если он заметил, что какие-то знаки установлены неправильно, то должен занести эту информацию в «Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог» (есть такой документ, представьте себе!) и принять меры по регулированию дорожного движения. Также обязанность сообщить в дежурную часть о проблемах со знаками или разметкой налагает на инспектора Приказ МВД №185.
Когда инспектор говорит «я тут ни при чем, по знакам – это к дорожникам», он врет. «По знакам» — это к нему.
Поэтому, если знак размещен не по ГОСТу, отправляйте в 10-дневный срок жалобу в прокуратуру и одновременно заявление в суд на неправомерные действия инспектора и в то же время на его бездействие.
Напоследок, немного ПДД:
Знак 3.20 «Обгон запрещен» запрещает обгон всех транспортных средств. Зона действия знака распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающей территории и в местах пересечения с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки («Главная дорога», «Пересечение с второстепенной дорогой»). Зона действия знака может быть уменьшена установкой в конце зоны его действия знаком «Конец ограничений» или установкой таблички с указанием зоны действия.
А как быть, если присутствует одновременно и прерывистая разметка 1.5 и знак 3.20 «Обгон запрещен»?
Ответ прост: прерывистая разметка не отменяет зону действия запрета обгона.
Уже упомянутый выше приказ №185 МВД обязывает инспектора в случае противоречия разметки дорожным знакам в срочном порядке опять-таки сообщить об этом в дежурную часть, а до устранения недостатков — осуществлять регулирование на этом участке.
Что в итоге?
Как видите, если вас остановили и угрожают лишением прав, вы можете не только избежать наказания, но и попытаться наказать инспектора, который вместо предупреждения нарушения сидел в «засаде». Главное – не ленитесь все заснять на видео и фото, а также занесите свои соображения о неправильно установленных знаках в протокол. Подробнее о том, как заполнять протокол, мы уже писали ранее.
Ну и в заключение хочется добавить, что знание ГОСТов и приказов МВД не освобождает лично вас от обязанности соблюдать Правила дорожного движения. Не обгоняйте в зоне недостаточной видимости, даже если там нет знаков вовсе – ни к чему лишний раз подвергать опасности свою жизнь и жизнь других участников движения.
Спасибо за внимание с уважение к читателям — Антон
www.drive2.ru
Знак обгон запрещен и сплошная линия разметки на дороге
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о совместном использовании знака 3.20 "обгон запрещен" с разными типами дорожной разметки (сплошной 1.1, прерывистой 1.5).
Практически каждый водитель знает о том, что знаки имеют приоритет над разметкой. Однако когда дело доходит до совместного использования знака "обгон запрещен", имеющего в описании несколько исключений, и сплошной разметки, запрещающей выезд на встречную, у водителя появляются вопросы.
Содержание статьи:
Знак "обгон запрещен"
Описание знака 3.20 "Обгон запрещен" приведено в приложении 1 к правилам дорожного движения:
3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.
Выводы, которые можно и нужно сделать из этого пункта:
1. Знак 3.20 запрещает обгон всех транспортных средств.
2. Из этого правила есть исключение, которое НЕ ЗАПРЕЩАЕТ обгон тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.
Таким образом знак 3.20 сам по себе не запрещает обгон тихоходов, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и мотоциклов без коляски и запрещает обгон всех остальных.
Примечание. При этом обгон тихоходов, гужевых повозок и двухколесного транспорта может быть запрещен другими условиями, однако об этом речь пойдет ниже.
Знак "конец зоны запрещения обгона"
3.21 "Конец зоны запрещения обгона".
Зона действия знаков может быть уменьшена:
для знаков 3.20, 3.22, 3.24 установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23, 3.25 или применением таблички 8.2.1. Зона действия знака 3.24 может быть уменьшена установкой знака 3.24 с другим значением максимальной скорости движения;
То есть, значение знака 3.21 "конец зоны запрещения обгона" состоит в том, что он указывает на окончание зоны запрещения обгона.
Обратите внимание, знак указывает именно на окончание зоны запрещения, а не на начало зоны разрешения обгона.
То есть установка этого знака на дороге не означает, что сразу же после него нужно начинать обгон. Это можно сделать только в том случае, если выполнение обгона не запрещено другими пунктами правил дорожного движения.
Сплошная линия разметки
1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.
Сама по себе сплошная линия разметки 1.1 не запрещает выполнение обгона. Эту разметку просто нельзя пересекать.
Однако с 12 июля 2017 года действует пункт 9.11 ПДД, который накладывает дополнительные ограничения, связанные со сплошной разметкой:
9.11. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
То есть, правила запрещают двигаться по встречной полосе, которая отделена сплошной линией разметки. В 2020 году обгон без выезда на встречную полосу невозможен, поэтому получается, что сплошная разметка запрещает обгон всех транспортных средств (в том числе тихоходных, двухколесных и гужевых повозок).
Прерывистая линия разметки
1.5 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
Линии 1.5 - 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.
Прерывистая разметка 1.5 не накладывает ограничений на обгон.
Использование знака обгон запрещен и сплошной разметки
1. Знак "обгон запрещен" запрещает обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.
2. Сплошная линия разметки и пункт 9.11 запрещают транспортным средствам находится на встречной полосе. Т.е. они запрещают любой обгон.
3. Противоречие в данном случае не возникает, знак и разметка дополняют друг друга. Подобное сочетание означает, что запрещен любой обгон.
Данная ситуация подробно описана в пункте 15 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Использование знака обгон запрещен и прерывистой разметки
1. Знак "обгон запрещен" запрещает обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.
2. Прерывистую линию разметки можно пересекать, она не накладывает ограничений на водителя.
3. Никакого противоречия между значением дорожного знака и прерывистой линии разметки не возникает.
В этом случае можно обгонять только тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, велосипеды, мопеды и двухколесные мотоциклы без бокового прицепа.
Примечание. Точно также можно действовать, если на дороге сплошная линия разметки сменилась прерывистой, а знак "конец зоны запрещения обгона" не был установлен.
Использование знака конец зоны запрещения обгона и сплошной разметки
1. Знак конец зоны запрещения обгона отменяет действие знака обгон запрещен. То есть с момента его установки обгон транспортных средств не запрещен. Однако это не означает, что обгон разрешен.
2. Сплошная линия разметки запрещает выезд на встречную, то есть запрещает обгон всех транспортных средств.
3. Никакого противоречия между значением дорожного знака и сплошной линии разметки не возникает.
В данном случае обгон всех транспортных средств запрещен (в том числе тихоходов, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и мотоциклов без коляски).
В заключение хочу отметить, что пункт 9.11, который введен в середине 2017 года, значительно упростил жизнь водителям. Он говорит о том, что если встречная полоса отделена сплошной разметкой, то выезжать на нее в любом случае нельзя. Ну а если на дороге нанесена прерывистая разметка, тот тут уже нужно подумать о том, разрешен ли обгон.