Ключ к знанию

Гарантии личной безопасности


ФЗ О полиции Ст. 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.



 

 


Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 (ред. от 08.09.2016) Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции

<1> Статьи 19 - 24 Федерального закона "О полиции".

36.2. Знать и использовать формы и методы предупреждения преступлений и иных правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях.

Приказ МВД России от 08.09.2016 N 526 О внесении изменений в приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции

"<1> Статьи 19 - 24 Федерального закона "О полиции".".

2.20.2. Подпункт 36.3 изложить в следующей редакции:

"36.3. Владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, народных дружинах и иных общественных объединениях правоохранительной направленности. Знать дислокацию стационарных и передвижных нарядов патрульно-постовой службы полиции <1>, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа МВД России, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации".

Приказ МВД России от 13.08.2012 N 780 (ред. от 22.12.2014) О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185

20.2. В абзаце шестом слова "12 - 15 Закона Российской Федерации "О милиции" заменить словами "18 - 24 Федерального закона "О полиции".

21. В абзаце первом пункта 23 слова ", действующих в области дорожного движения" исключить.

Приказ МВД России от 11.03.2012 N 160 О внесении изменений в приказ МВД России от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности

"<2> Статьи 18 - 24 Федерального закона "О полиции".".

2.26. Пункт 25 изложить в следующей редакции:

"25. Должностные обязанности сотрудников отдельных рот, взводов и отделений ППСП разрабатываются командирами соответствующих строевых подразделений и утверждаются заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка <3>).".

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

При этом неприкосновенность иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации <1>, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции <2>, не исключает законной самообороны от их противоправных действий, возможности применения физической силы, специальных средств, применения и использования огнестрельного оружия в соответствии со статьями 18 - 24 Федерального закона "О полиции" (приложение N 1 к Административному регламенту).

Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции") (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290)

<2> Статьи 18 - 24 Федерального закона "О полиции".

24. Должностные обязанности сотрудников отдельных полков и батальонов ППСП утверждаются их командирами.

25. Должностные обязанности сотрудников отдельных рот, взводов и отделений ППСП разрабатываются командирами соответствующих строевых подразделений и утверждаются заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка <3>).


legalacts.ru

Статья 24. Закон о Полиции N 3-ФЗ от 07.02.2011

Статья 24. Закон о Полиции N 3-ФЗ от 07.02.2011

Актуально на:

11 марта 2020 г.

Федеральный закон РФ "О полиции", N 3-ФЗ | ст. 24

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Изменения документа

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Составить подборку

Анализ текста

Идет загрузка...

www.zakonrf.info

Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей - с изменениями, проверено 11.03.2020 - ФЗ "О национальной гвардии" - Законы Российской Федерации

Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьёй 21 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии с приведенным в готовность оружием, приблизиться к нему с обнаженным оружием либо с предметами, конструктивно схожими с оружием или внешне не отличимыми от него, в том числе с помощью которых военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное военнослужащим (сотрудником) расстояние, а также при попытке прикоснуться к его оружию военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применить оружие в соответствии с частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. В интересах личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей не допускается распространение в публичных выступлениях, в средствах массовой информации сведений о местах дислокации или о передислокации органов управления войсками национальной гвардии, объединений, соединений, воинских частей войск национальной гвардии, а также обеспечивается конфиденциальность сведений о военнослужащих (сотрудниках) войск национальной гвардии и членах их семей.

4. Порядок предоставления информации об органах управления войсками национальной гвардии, объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях и организациях войск национальной гвардии и их деятельности, а также о военнослужащих (сотрудниках) определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право на ношение и хранение оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения оружия и специальных средств определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

dogovor-urist.ru

Статья 24. Закона о Полиции РФ. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.


Комментарий к ст. 24 Закона о Полиции


1. Предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи право у сотрудника полиции имеется вне зависимости от того, есть ли у него свидетели, готовые подтвердить, что имели место обстоятельства, перечисленные в анализируемой норме права.

2. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно, личной безопасностью (безопасностью граждан) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.

3. О понятии "оружие" см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

4. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 6, 14, 23 настоящего Федерального закона.


Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

consultant-mos.ru

Вопрос № 9. В чем заключаются гарантии личной безопасности сотрудника полиции?


⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7

Ответ.Согласно ст. 24 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 ФЗ «О полиции».

При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции».

 

Задача № 1.Наряд ППСП в целях пресечения административного правонарушения предложил правонарушителю проследовать с ними в отдел полиции. В ответ на требование сотрудников ППСП гражданин заявил, что никуда не пойдет, и ухватился руками за водосточную трубу рядом расположенного жилого дома. Видя это, один из сотрудников ППСП применил к гражданину несколько боевых приемов борьбы: бросок через бедро и загиб руки за спину.

Прав ли сотрудник ППСП?

Решение.Сотрудник ППСП прав лишь частично. Он имел право в соответствии со ст. 20 ФЗ «О полиции» применить физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, для преодоления противодействия его законным требованиям. Однако перед применением физической силы в соответствии со ст. 19 ФЗ «О полиции» следовало предупредить об этом правонарушителя, предоставив при этом, достаточно времени для выполнения требований и стремиться к минимизации любого ущерба. В данном случае условия применения физической силы не были соблюдены: отсутствовало предупреждение о возможности применения физической силы и боевых приемов борьбы, а так же явно лишним был бросок через бедро.

Задача № 2.В целях пресечения распития спиртных напитков в общественном месте и составления протокола об административном правонарушении наряд ППСП потребовал двух правонарушителей проследовать в отдел полиции. Граждане отказались выполнить требование сотрудников ППСП, выражаясь при этом нецензурной бранью в их адрес. Сотрудники ППСП применили в отношении них палки специальные, ударив по одному разу каждого из правонарушителей, после чего доставили задержанных в дежурную часть ОВД.

Правильно ли поступили сотрудники ППСП?

Решение.В данном случае сотрудники ППСП поступили неправильно, так как активного сопротивления им не оказывалось. Надо было предупредить нарушителей о том, что в случае неисполнения ими законного требования к ним может быть применена физическая сила. В том случае, если правонарушители и после этого отказались бы подчиниться требованию, к ним следовало применить физическую силу. Если применение физической силы оказалось безрезультатным, а действия нарушителей приобрели характер сопротивления, следовало применить палку специальную или другие специальные средства на основании ст. 21 ФЗ «О полиции».

Задача № 3.Наряд ППСП задержал гражданина по подозрению в совершении преступления. При задержании, гражданин оказал сопротивление и пытался убежать. Однако сотрудники ППСП догнали его, надели наручники и доставили в отделение полиции.

Правильно ли поступил наряд ППСП?

Решение.Да, правильно. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции», средства ограничения подвижности могут применяться для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.

 

Задача № 4.Во время инструктажа наряды ППСП были ориентированы на то, что в городе совершен ряд нападений на квартиры граждан с применением холодного оружия. Проходя по улице, в 23.15 наряд ППСП увидел на улице подозрительного гражданина с большой сумкой в руках. Во время проверки документов гражданин бросил сумку, оттолкнул одного из сотрудников ППСП, вынул нож и стал медленно отходить назад от сотрудников ППСП. Видя это, второй сотрудник ППСП применил слезоточивый газ в отношении мужчины. В дальнейшем подозреваемый был доставлен нарядом в ОВД.

Правильно ли поступили сотрудники ППСП?

Решение.Да, правильно. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции» специальные газовые средства могут применяться для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление.

Задача № 5.К сотрудникам ППСП обратилась продавец магазина «Детский мир» и сообщила, что одна из женщин, стоявшая в очереди, проявляя недовольство в связи с отсутствием необходимого товара, выражается нецензурными словами в адрес обслуживающего персонала магазина, мешая тем самым их нормальной работе. Войдя в магазин, сотрудники ППСП увидели женщину с видимыми признаками беременности, которая продолжала выражаться нецензурными словами и находилась в состоянии опьянения. Старший наряда ППСП потребовал от нее прекратить противоправные действия и проследовать за ним, на что последняя ответила отказом в нецензурной форме. В целях пресечения противоправных действий, старший наряда ППСП взял женщину за рукав куртки и повел к выходу. Женщина стала выражаться нецензурной бранью в адрес сотрудников ППСП и стала сопротивляться, хватать сотрудников ППСП за рукава куртки. Видя это, второй сотрудник ППСП нанес ей удар палкой специальной по рукам, после чего они доставили ее в дежурную часть ОВД и написали рапорта о случившемся.

Правомерны ли действия сотрудника ППСП при применении палки специальной?

Решение.В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 22 ФЗ «О полиции» запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей. В данном случае действия полицейского связанные с применением палки специальной неправомерны.

Задача № 6.Гражданин Иванов, находясь в состоянии опьянения около кинотеатра «Дружба», выражался нецензурными словами, приставал к гражданам. Граждане, бывшие очевидцами происходящего, обратились к проходившим сотрудникам ППСП с просьбой принять меры к правонарушителю. При задержании Иванов оказал сопротивление наряду ППСП, сорвав с одного из них погон, и ударил другого кулаком в лицо. Для пресечения действий Иванова, после предупреждения, в отношении него была применена палка специальная.

Правомерно ли поступили сотрудники ППСП?

Решение.Действия сотрудников ППСП правомерны.В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции», сотрудники полиции имеют право применять резиновую палку для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции.

Задача № 7.Проходя мимо ресторана, наряд ППСП увидел группу дерущихся молодых парней. На требования наряда ППСП прекратить хулиганские действия двое из дерущихся, выкрикивая угрозы в адрес наряда ППСП, набросились на постовых с палками в руках. Против нападавших сотрудниками ППСП были применены специальные средства «ПР-73М» и «Резеда10-М», после чего правонарушители были задержаны и переданы прибывшему по вызову экипажу патрульной автомашины.

Правомерны ли действия сотрудников ППСП?

Решение.Действия сотрудников ППСП правомерны, так как специальные средства были применены для отражения нападения на сотрудников полиции в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции».

 

Задача № 8.В отдел полиции был доставлен в состоянии опьянения Белов, задержанный за мелкое хулиганство. При проведении личного досмотра Белов оказал сопротивление, ударил помощника дежурного Колосова рукой в грудь и начал наносить ему удары по туловищу руками. В это время в дежурную часть вошел сотрудник ППСП Шульгин, видевший, как задержанный наносит удары Колосову.

Как должен поступить сотрудник ППСП Шульгин? Может ли он применить оружие?

Решение.В данном случае отсутствуют предусмотренные ст. 23 ФЗ «О полиции» основания применения оружия, так как жизнь сотрудника полиции реальной опасности не подвергается. Для пресечения противоправных действий задержанного необходимо применить физическую силу или специальные средства (палку специальную, специальное газовое средство, наручники) в соответствии со ст.ст. 20, 21 и требованиями ст. 19 ФЗ «О полиции»

Задача № 9.Сотрудники ППСП, проходя по темной улице, увидели, что двое неизвестных взламывают дверь одного из частных домов. На требование наряда ППСП прекратить противоправные действия, один из них с ножом в руке бросился на сотрудника ППСП с расстояния около семи метров, крикнув: «Сейчас я тебя убью!»

Имеют ли право применить сотрудники ППСП оружие?

Решение.В создавшейся ситуации сотрудники ППСП имеют право применить огнестрельное оружие на основании п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» (для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья), с учетом требований ст. 19 ФЗ «О полиции».

 

Задача № 10.Наряду ППСПсообщили, что совершена кража из квартиры. Подходя к месту происшествия, сотрудники ППСП увидели быстро удаляющегося человека с большой сумкой в руке. Старший наряда ППСП крикнул: «Стой! Стрелять буду!», но неизвестный стал убегать.

Имеют ли право сотрудники ППСП в данной ситуации применить оружие?

Решение.В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» оружие может быть применено для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным. В данном случае нет уверенности в том, что задержанное лицо является преступником, поскольку оно не было застигнуто на месте преступления. Следовательно, в данной ситуации сотрудники ППСП не имеют права применять огнестрельное оружие.

Задача № 11.Наряд ППСП увидел, как неизвестный выстрелил из пистолета в гражданина, после чего тот упал и не подавал признаков жизни. Наряд начал преследование преступника. Во время преследования старший наряда выстрелил по убегавшему гражданину и убил его.

Правилен ли в этом случае порядок применения оружия сотрудником ППСП?

Решение.Сотрудник ППСП оружие применил неправильно, с нарушением порядка его применения. Согласно ст. 19 ФЗ «О полиции» перед применением оружия сотрудник полиции должен предупредить о намерении его применения, предоставив при этом лицу достаточно времени для выполнения требований. Предупреждение можно было сделать окриком: «Стой! Стрелять буду!» и предупредительным выстрелом вверх. В сложившейся обстановке сначала следовало сделать предупреждение о применении оружия и лишь в случае невыполнения требований применять его.

Задача № 12.Сотрудники ППСП, проводя подворный обход граждан для задержания преступника «по горячим следам», вызвали хозяйку одного из домов для беседы. Хозяйка открыла калитку и со двора выбежала восточноевропейская овчарка, которая сразу же набросилась на сотрудников ППСП. Одного из них собака укусила за бедро. Защищаясь от собаки, хозяйка которой никаких мер для ее удержания не предпринимала, один из сотрудников ППСП произвел по собаке выстрел из табельного оружия. Собака была убита.

Правомерно ли поступил сотрудник ППСП, применивший огнестрельное оружие?

Решение.Действия сотрудника ППСП в этой ситуации будут признаны правомерными. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции.

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС «Консультант-Плюс»

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

6. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

7. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» // СПС «Консультант-Плюс».

8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «« // СПС «Консультант-Плюс».

9. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

10. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ: Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 // СПС «Консультант-Плюс».

11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

12. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

13. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

14. Об участии граждан в охране общественного порядка: Закон Удмуртской Республики от 23.10.2014 № 59-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

15. Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений: Закон Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

16. Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ: Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 // СПС «Консультант-Плюс».

17. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»// СПС «Консультант-Плюс».

18. О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике: Закон Удмуртской Республики от 18.10.2011 № 59-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

19. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 // СПС «Консультант-Плюс».

20. Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 // СПС «Консультант-Плюс».

21. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» // СПС «Консультант-Плюс».

22. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // СПС «Консультант-Плюс».

23. О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 12.04.2013 № 200 дсп.

24. О совершенствовании подготовки сил и средств ОВД РФ и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах Приказ МВД России от 06.02.2012 № 88 дсп.

25. Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых: Приказ МВД России от 07.03.2006 № 140 дсп.

26. Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 // СПС «Консультант-Плюс».

27. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ по профилактике правонарушений: Приказ МВД России от 29.01.2009 № 60 // СПС «Консультант-Плюс».

28. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 // СПС «Консультант-Плюс».

29. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД России от 05.05.2012 № 403 // СПС «Консультант-Плюс».

30. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 // СПС «Консультант-Плюс».

31. Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения: Приказ МВД России № 1022, Минтранса России № 487 от 27.12.2013// СПС «Консультант-Плюс».

32. Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: Приказ МВД России от 23.12.2011 № 1298 // СПС «Консультант+».

33. Об организации первоначальных мероприятий по раскрытию преступлений по «горячим следам»: Приказ МВД по Удмуртской Республике от 28.02.2013 № 127 // СПС «Консультант-Плюс».

34. О порядке представления оперативной информации: приказ МВД по Удмуртской Республике от 12.11.2013 № 822 // СПС «Консультант-Плюс».


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Личная безопасность граждан и ее конституционные гарантии в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

Е. Н. Тарасова

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН И ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа представлена кафедрой конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор Ю. В. Ячменев

В статье рассматриваются содержание понятия «личная безопасность», классификация основных прав и свобод человека, а также особенности конституционных гарантий личной безопасности в современном обществе.

Ключевые слова: безопасность личности, социальная защищенность, конституционные права и свободы, конституционные гарантии, права человека, социальная защита населения.

E. Tarasova PERSONAL SAFETY OF CITIZENS AND ITS CONSTITUTIONAL GUARANTEES IN MODERN SOCIETY

The content of the notion “personal safety” is considered in the article; the classification offundamental rights and freedoms of a person is presented. The features of the constitutional guarantees of personal safety in modern society are viewed.

Key words: safety of a person, social security, constitutional rights and freedoms, constitutional guarantees, human rights, social protection of the population.

Традиционно безопасность личности (англ. safety, security) определяют как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Важнейшие отношения, связанные с правовой безопасностью личности в России, регулируются Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности», Законом «О защите населения».

В Конституции РФ (1993 г.) социальная защищенность выражается в социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), а также в поддержании достойного уровня жизни граждан, обладающих правом на жилье, медицинскую помощь и охрану здоровья, благоприятную ок-

ружающую среду (ст. 40—42). Эти конституционные нормы сформулированы в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.).

Социальная защищенность личности — это комплексная система мер со стороны государства, призванная поддерживать достойный жизненный уровень граждан и опекать те группы населения, которые не в состоянии самостоятельно его обеспечить [6, с. 17]. Обязанность государства находит свое юридическое выражение в виде установленных гарантий. Под гарантиями прав, свобод и интересов граждан понимаются средства, которые обеспечивают постоянное совершенствование этих прав и интересов, их реальное осуществление, а в необходимых случаях — и эффективную защиту от возможных нарушений [7, с. 63].

Личная безопасность включает социальную защищенность как совокупность социальных прав личности, обеспечиваемых государством. Проблемы социальной защиты граждан всегда волновали и продолжают волновать ученых разных направлений. Однако наряду с социальными правами личность обладает личными (частными), гражданскими и экономическими свободами. Поэтому личную безопасность можно определить как защиту жизненно важных интересов личности, способ обеспечения ее прав и свобод.

В юридической литературе личную безопасность традиционно рассматривали статично, как конституционный контроль за соблюдением прав и свобод человека, социально одобряемых интересов. Однако в настоящее время данный подход является ограниченным. Как отмечает Л. Фридмэн, концепция прав человека все время меняется: «Сегодня мы определяем свободу как наличие таких прав, о которых наши предки не думали в подобной связи» [9, с. 157]. Поэтому личную безопасность целесообразнее рассматривать как социальный процесс, в рамках которого защита прав и свобод человека предполагает уменьшение угрозы их нарушения.

Личная безопасность — это защита прав и свобод личности и социально одобряемых ин-

тересов. Защита прав и свобод личности предполагает гарантии их обеспечения. Реальная картина с обеспечением социально-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан в России далека от идеальной. Граждане все чаще сталкиваются с экстремальными ситуациями, порождающими подчас непреодолимые препятствия при осуществлении ими конституционных прав и свобод. Никого уже не удивляет положение, когда права провозглашаются, а лежащие в их основе блага отсутствуют. Закон формально действует, а цели его не достигаются, совершаются должностные правонарушения, а ответственности никто не несет, соответствующие механизмы социально-правовой защиты прав и свобод малоэффективны [2, с. 8].

Механизм реализации конституционных прав и свобод личности призван охватить все направления по юридическому закреплению всех видов гарантий прав, свобод и интересов; широкую систему охраны и защиты государством, другими субъектами прав граждан, обеспечение их реального использования, борьбы с различного рода нарушениями. Действительная ценность права заключается не в принуждении и подчинении человека, а в предоставлении ему гарантированной свободы выбора и действий. Конституционные гарантии прав человека состоят из совокупности установленных конституцией прав, правозащитных институтов и правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека [3, с. 47].

Поскольку в конституции провозглашаются права и свободы различного содержания и характера, то они нуждаются в классификации. Критерием российской классификации прав и свобод человека выступает их содержание, в соответствии с которым они делятся на личные, политические, экономические, социально-культурные.

В иных случаях основные права и свободы человека подразделяются на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между государством и индивидом. Во-первых, это личные права и свободы, защи-

щающие человека от произвола со стороны других лиц и от произвола со стороны государства. К числу первых относится право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию и право на свободу. Среди основных юридических гарантий, защищающих личность от произвола государства — неприкосновенность жилища и частной жизни, тайна переписки, право определения национальности и пользования родным языком, свобода передвижения и выбора места жительства. Данная категория прав в западной и отечественной теории часто рассматривается как естественная. Однако на практике эти права и свободы имеют юридическую силу и позитивное гарантирование только тогда, когда порядок их применения установлен законом.

Установленные конституцией права и свободы человека, обеспечиваются авторитетом самого основного закона, который гарантирует соблюдение, защиту и поддержание прав и свобод личности государством.

Конституционные гарантии прав человека действительны только тогда, когда их реализация на практике соответствует содержанию основного закона. Решение этой проблемы сопровождается поиском эффективных механизмов юридического контроля за правоприменением. Однако осуществление основных направлений правотворчества и правоприменения по обеспечению прав и свобод личности невозможно без устойчивой мотивации, установок на права и свободы личности как безусловную ценность. Но как показывает практика, проведение подобной политики возможно в стабильных социально-экономических условиях.

В отечественном правоведении утвердились демократические концепции прав и свобод личности, а привлекательность идеи свободы, равенства и братства пережили «второе рождение». Однако их осуществление на практике оказалось затруднено в связи с деструктивными процессами, происходящими во многих сферах жизни общества, в первую очередь в экономике, в национальных отношениях, в социальной политике [5, с. 22].

Система социальной защиты населения формируется с учетом сложной экономической обстановки и под влиянием популистских решений деятелей политики. В современных условиях государство не может гарантировать гражданам не только достойный жизненный уровень, но и минимальный жизненный стандарт. Подобное положение определяется финансовыми трудностями государства. В результате основная часть населения России, особенно люди старшего поколения, оказались экономически и социально незащищенными, лишенными накопленных ранее сбережений и устойчивых доходов, а характер и масштабы преступности сделали практически каждого человека потенциальной жертвой. Эти процессы породили волну правового нигилизма, лишив конституционные права человека правового и социального содержания [1, с. 19].

У большинства населения демократия ассоциируется с вседозволенностью, а экономическое благополучие периода «развитого социализма» порождает ностальгическое воспоминание и соответствующую политическую ориентацию [8, с. 15]. Другим условием реализации прав человека выступает сильная государственная власть. Эту точку зрения разделяет А. И. Гудков, считающий, что «права человека могут быть гарантированы только в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и позитивно воздействовать на личность. Для этого необходимо пересмотреть сложившиеся стереотипы о роли государства в обществе, которое не должно довольствоваться ролью «ночного сторожа», а стать активным участником общественных отношений» [4, с. 33].

В условиях экономической, политической и социальной нестабильности общества, критерием устойчивости его правовой системы и показателем правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина. Это возможно при разумном расширении властных полномочий государства в отношении общества, которое обладает эффективными приемами и средствами для выполнения поставленных задач.

В стабильных политических и социальноэкономических условиях возникает проблема влияния государственного порядка и безопасности на практику осуществления индивидуальных прав и свобод.

Таким образом, конституционные права и свободы человека нуждаются в защите. Гарантией их соблюдения служат нормы Основного Закона, которые соответственно их содержанию реализуются на практике.

Итак, личная безопасность — это система мер, гарантирующих защиту прав и свобод личности, социально одобряемых интересов, и редуцирующих угрозу их нарушения.

Защита прав и свобод личности осуществляется конституцией, которая выполняет следующие задачи: определяет принципы прав и свобод человека; закрепляет в Основном Законе эти права и свободы; учреждает механизм гарантирования провозглашенных прав и свобод.

Конституционные гарантии провозглашенных прав и свобод человека предполагают реализацию их на практике в соответствии с содержанием Основного Закона, что возможно

при стабильных внешних условиях. В условиях политической и социально-экономической нестабильности общества критерием устойчивости его правовой системы и показателем правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина, что возможно при разумном расширении властных полномочий государства в отношении общества.

Позитивное гарантирование прав личности представляет собой четкое закрепление системы мер, способное вызвать правовую активность управомоченных субъектов. Предлагаемая система гарантий прав и свобод человека на уровне правоприменения включает: постоянное применение принципов и норм как при условии наличия, так и отсутствия конкретизирующих их законов, подзаконных актов; независимость применения этих законов от внешних условий; выработку юридической практики правоположений, выявляющей ущемление прав и свобод личности; творческое и соответствующее нормам толкование конституционных прав и свобод личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алимурзаев Г. Н. Финансовая безопасность личности и ее обеспечение в условиях современной России: постановка проблемы // Права человека и конституционная безопасность / Под ред. Н. С. Бондаря. Ростов н/Д: Рост. ГУ, 2005. С. 18—25.

2. Бобылев А. И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 2002. № 5. С. 7-9.

3. Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России. Ростов-на-Дону, 2000. 185 с.

4. Гудков А. И. Принципы, переделы, основания ограничения прав и свобод // Государство и право 1998. № 8. С. 33-36.

5. Добреньков В. И. Эволюция политической безопасности страны // Политическая безопасность России. М., 2006. С. 21-24.

6. Заславская Т. И. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. М., 1990. 260 с.

7. Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 1996. 221 с.

8. Петухов В. Россияне разочарованы в демократии // Родная газета. 2004. 19 марта. С. 15.

9. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. 302 с.

cyberleninka.ru

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

 

Задача. Сотрудники полиции патрульно-постовой службы, обходя территорию маршрута, заметили, что неизвестный гражданин взламывает топором дверь автомобиля. Обнажив оружие и подойдя к неизвестному на близкое расстояние, сотрудники подали команду «Руки вверх!». Неизвестный с топором бросился на сотрудников полиции.

Как должны действовать сотрудники полиции в данной ситуации?

Оформите рапорт о проделанной работе.

 

Билет № 11

Применение полицией отдельных мер государственного принуждения. Задержание.

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

 




infopedia.su

ФЗ О полиции Ст. 23. Применение огнестрельного оружия

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

 


Приказ МВД России от 21.09.2015 N 900 Об утверждении Наставления по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции

<1> Статья 23 Федерального закона "О полиции".

б) производят тщательный осмотр периметра, уязвимых мест (двери, окна, люки, крыши, чердачные, подвальные и смежные с охраняемым объектом помещения) и прилегающей территории;

Приказ МВД России от 13.08.2012 N 780 (ред. от 22.12.2014) О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185

"<3> Статьи 18, 19, 23 Федерального закона "О полиции".".

50. Пункт 77 изложить в следующей редакции:

"77. Основаниями к остановке пешехода являются:

установленное визуально или зафиксированное с использованием технических средств совершенное им нарушение правил дорожного движения;

Приказ МВД России от 11.03.2012 N 160 О внесении изменений в приказ МВД России от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности

"<1> Статья 23 Федерального закона "О полиции".".

2.43. В пункте 86 слова "заместитель начальника органа внутренних дел - начальник МОБ" заменить словами "заместитель начальника полиции (по ООП)".

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

<1> Статьи 18, 19, 23 Федерального закона "О полиции".

75. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:

Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции") (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290)

<1> Статья 23 Федерального закона "О полиции".

76. Патрульный (постовой), услышав сигналы, обязан при сигнале "Задерживай" усилить внимание и принять меры к обнаружению и задержанию лиц, пытающихся уйти от преследования, а при сигнале "На помощь, ко мне" ответить одним коротким сигналом и немедленно направиться к месту вызова для оказания помощи.


legalacts.ru

Наружный досмотр как мера обеспечения личной безопасности сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

РАВНЮШКИН А.В., кандидат исторических наук, [email protected] Кафедра специальных дисциплин;

Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 295053, г. Симферополь, ул. Академика Х.Х. Стевена, 14

RAVNYUSHKIN A.V.,

Candidate of Historical Sciences,

[email protected]

Chair of special disciplines;

Crimean branch of the Krasnodar

University of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Academician H.H. Steven St. 14,

Simferopol, 295053,

Russian Federation

наружный досмотр как мера обеспечения личнои

безопасности сотрудника полиции

Аннотация. Рассматривается проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (полиции) Российской Федерации при выполнении служебных обязанностей. Проведенный анализ нормативных правовых актов показал, что содержащиеся в них гарантии личной безопасности сотрудника полиции являются явно недостаточными. Так, положения о наружном досмотре как о мере личной безопасности сотрудника полиции включены лишь в Устав патрульно-постовой службы полиции. Однако в нем отсутствует определение понятия наружного досмотра и регламентация процедуры его проведения. Автор статьи считает целесообразным закрепить определение понятия наружного досмотра в статье 24 Федерального закона «О полиции», предусматривающей гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Порядок осуществления наружного досмотра предлагается регламентировать в пункте 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, обязав всех сотрудников полиции соблюдать меры личной безопасности.

Ключевые слова: личная безопасность сотрудника полиции; наружный досмотр; личный досмотр; гарантии личной безопасности.

external examination as a measure of ensuring the personal safety of a police officer

Annotation. The problem of personal safety of law enforcement officers of the Russian Federation while performing their official duties is analyzed. The conducted analysis of normative legal acts showed that the guarantees of the personal security of a police officer contained in them are clearly insufficient. Thus, the provisions on external examination as a measure of personal safety of a police officer are included only in the Charter of the patrol service. However, it lacks the definition of the concept of external examination and the regulation of its procedure. The author of the article considers it appropriate to fix the definition of the concept of external examination in article 24 of the Federal law "On police', which provides the guarantees of the personal security of a police officer. It is proposed to regulate the procedure for carrying out the external examination in paragraph 266 of the Charter of the patrol service of the police, by obliging all police officers to observe personal safety measures.

Keywords: personal safety of a police officer; external examination; personal search; guarantees of personal safety.

Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (полиции) при выполнении служебных обязанностей в настоящее время приобретает особую актуальность.

Статистические данные, содержащиеся в открытых источниках, позволяют выявить тенденцию к увеличению числа смертности сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных задач в 2011-2013 годах. Так, количество сотрудни-

ков полиции, погибших при выполнении служебных задач, составило в 2011 году 258 человек, в 2012 году 322 человека, в 2013 году 348 человек [1, с. 2]. В последующие годы количество погибших хотя и существенно снизилось, но все равно оставалось недопустимо высоким. Фактически ежедневно в России гибнет один полицейский, еще несколько получают травмы и ранения. В большинстве случаев это происходит при задержании преступ-

ников и при нападении на сотрудников для завладения оружием. В августе 2017 года начальник Информационно-аналитического управления ГУСБ МВД России полковник полиции А. Московкин заявил, что за последние полгода около тысячи сотрудников пожаловались на угрозы в их адрес, а с начала года зафиксировано около 12 тысяч преступлений, совершенных против полицейских. При этом 10 тысяч из них совершено в момент выполнения ими служебных обязанностей. В результате за первое полугодие 2017 года 13 сотрудников погибли, 32 получили тяжкие увечья [2]. Приведем наиболее резонансные случаи гибели сотрудников полиции: 19 июня 2015 года погиб инспектор дорожно-па-трульной службы Межмуниципального отдела МВД России «Краснощековский» (ГУ МВД России по Алтайскому краю) старший лейтенант полиции Лямкин Александр Владимирович; 4 апреля 2017 года в Астрахани погибли два инспектора ДПС ОБДПС N 1 УМВД по Астраханской области - лейтенант полиции Школьников Дмитрий Алексеевич, старший лейтенант полиции Дьяконов Владимир Валерьевич.

Применение полицией мер личной безопасности, безусловно, предусмотрено в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции»). Так, ст. 24 ФЗ «О полиции» предусматривает, что вооруженному сотруднику полиции гарантируется право личной безопасности*. В соответствии с указанной нормой сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 ФЗ «О полиции». Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право на демонстрацию намерения применить огнестрельное оружие, а в случаях, предусмотренных частью 2 указанной статьи, - на его реальное применение.

На основании п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граж-

* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЭ: ред. от 23 июля 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900; URL: http://www.pravo.gov.ru

дан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.

Однако анализируемая норма предусматривает изъятие сотрудником полиции только оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств для привлечения к ответственности за их незаконный оборот. Изъятие других предметов, вещей, которые могут быть использованы для нападения на сотрудника полиции, законом не предусмотрено. Нет в законе и положений о наружном досмотре как о мере личной безопасности.

Для привлечения граждан к административной ответственности полиция имеет право осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при них (ст. 27.7 КоАП РФ). В данном случае личный досмотр - мера административно-процессуального обеспечения, целью которой является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Предметы и орудия подлежат изъятию в присутствии понятых и приобщению к делу об административном правонарушении в качестве доказательств. Несмотря на то, что «в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых», они также применяются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, а не для обеспечения личной безопасности сотрудника полиции. Данная норма закрепляет понятие «личный досмотр», а также «досмотр вещей, находящихся при физическом лице», однако в ней нет и не может быть положений, касающихся наружного досмотра как меры личной безопасности сотрудника полиции.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» личный досмотр в обязательном порядке осуществляется и отношении лиц, подвергнутых административному аресту*. В статье 6 данного закона конкретизируется, что личный досмотр осуществляется по прибытии этих лиц в место отбывания административного ареста перед водворением в помещения, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста. Целью досмотра является обнаружение предметов, вещей или продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию в месте отбывания административного ареста. Требования к порядку проведения досмотра аналогичны требованиям, предъявляемым к проведению досмотра, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ. Ответа на вопрос о том, является ли в данном случае личный досмотр мерой личной безопасности, в рассматриваемом законе мы не находим, хотя в определенной мере недопущение проноса запрещенных к хранению и использованию предметов и вещей способствует ее обеспечению.

Анализ действующего законодательства показал, что норма о наружном досмотре включена лишь в один нормативный правовой акт (следует заметить, что данный акт является подзаконным) - Устав патрульно-постовой службы полиции (далее - Устав ППСП)**. Пункт 266 Устава ППСП допускает применение наружного досмотра в целях личной безопасности: «в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут

* О порядке отбывания административного ареста: федер. закон от 26 апр. 2013 г. N 67-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

** Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. N 80: ред. от 12 февр. 2015 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27; 2015. N 30.

быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются».

Однако в Уставе ППСП отсутствует определение понятия наружного досмотра и регламентация процедуры его проведения. Не отвечает он и на вопрос о том, как быть сотруднику полиции, если в ходе наружного досмотра физического лица обнаруживаются предметы и орудия совершения административного правонарушения или преступления, например оружие. Устав ППСП требует изъять обнаруженное оружие немедленно, так как оно может быть использовано для сопротивления или нападения. как при этом возможно при наружном досмотре законно изъять оружие и приобщить к материалам дела? Для данного мероприятия необходимы понятые, в то время как Устав ППСП требует произвести изъятие немедленно. Наружный досмотр «переходит» в личный досмотр или в задержание подозреваемого в совершении преступления? Однако такой «переход» ни в одном нормативном правовом акте не регламентируется.

Какие пути решения данной проблемы предлагаются?

Д.В. Пивоваров (Омская академия МВД России) считает целесообразным устранить пробел в законодательстве путем расширения цели применения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, дополнив ч. 1 ст. 27.7 коАП РФ словами: «а также предметов, которые могут быть использованы для побега или нападения на представителя власти» [3, с. 90].

В.Н. Лавров и В.В. Лавров (Нижегородская академия МВД России) полагают, что можно расширить содержание посвященной задержанию ст. 14 ФЗ «О полиции»: «Сотрудник полиции имеет право проводить наружный досмотр в момент служебного (насильственного) задержания лица, совершившего административное правонарушение, преступление или подозреваемого в совершении преступления, когда есть основание полагать, что правонарушитель имеет при себе оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, а также орудия совершения либо предметы административного правонарушения или преступления, а также документы, могущие иметь значение для

административного правонарушения или уголовного дела, от которых задержанное лицо может избавиться или с применением которых может напасть на сотрудника при доставлении в служебное помещение полиции или к уполномоченному должностному лицу» [4, с. 262].

Административист А.К. Дубровин (Восточно-Сибирский институт МВД России) исходит из того, что личный досмотр является мерой только административно-процессуального права и не может осуществляться как мера личной безопасности: «наружный досмотр является мерой предупреждения - предотвращения правонарушений - в том числе правонарушений против сотрудников полиции, задерживающих лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Заметим, что наружный досмотр одновременно является мерой обеспечения безопасности сотрудников полиции и окружающих граждан, которые могут стать жертвами противоправных действий задерживаемого лица» [5, с. 114]. Для устранения указанных противоречий в нормативных правовых актах МВД России автор предлагает в Уставе ППСП закрепить понятие наружного досмотра как административно-предупредительной меры принуждения, применяемой для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и окружающих граждан, при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений. Кроме того, А.К. Дубровин предлагает включить положения о возможности применения наружного досмотра в ст. 13 ФЗ «О полиции», а в Наставлении по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел слова «личный досмотр» заменить на слова «наружный досмотр» [5, с. 114].

Отсутствие нормативного закрепления наружного досмотра, на наш взгляд, является весьма существенным пробелом в законодательстве. Необходимо сформулировать четкое и однозначное определение понятия наружного досмотра, цели и порядок его применения. Представляется целесообразным понятие наружного досмотра закрепить в ФЗ «О полиции», а порядок его осуществления - в Уставе ППСП.

Учитывая изложенное, предлагаем скорректировать название ст. 24 ФЗ «О полиции»: «Статья 24. Гарантии личной без-

опасности сотрудника полиции», а также дополнить указанную статью, изложив ее в следующей редакции:

«1. В целях личной безопасности и безопасности окружающих сотрудник полиции имеет право осуществить наружный досмотр задерживаемого им лица. Наружный досмотр - мера принуждения, связанная с обеспечением безопасности окружающих лиц и сотрудника полиции, уполномоченного на осуществление доставления, административного задержания, личного досмотра, а также задержания лица, совершившего преступление, проводимых соответственно в порядке, установленном кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, выражающаяся в наружном обследовании одежды и вещей без нарушения их конструктивной целостности, а в случае необходимости - с применением специальных технических средств».

По нашему мнению, именно в ст. 24, а не в ст. 13 или 14 ФЗ «О полиции» следует закрепить право применения наружного досмотра, признав его гарантией личной безопасности сотрудника полиции.

Принимая во внимание то, что в п. 266 Устава ППС не указаны цели и порядок осуществления наружного досмотра, считаем необходимым дополнить его, изложив в следующей редакции:

«Патрульный (постовой) при пресечении административного правонарушения и преступления и доставлении задержанного обязан предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны задержанного оказать сопротивление и (или) совершить нападение путем проведения наружного досмотра. Наружный досмотр осуществляется на основании части 1 статьи 24 Федерального закона "О полиции"».

Наружный досмотр проводится путем обследования одежды досматриваемого. Вынимая найденное оружие и (или) предметы, которые могут использоваться в качестве оружия, необходимо помнить, что этот момент наиболее удобен задерживаемому для захвата руки, а также для удара или броска. При проведении досмотровых мероприятий особое внимание следует обращать на наиболее вероятные места ношения и сокрытия оружия. к ним

относятся подмышки, запястья рук, поясничная область, область голени, карманы одежды. оружие может быть спрятано в складках одежды, привязано у основания шеи, в области промежности, вложено в носки ботинок и т.д. кроме того, следует

согласиться с приведенным выше мнением А.к. Дубровина о том, что в Наставлении по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел слова «личный досмотр» необходимо заменить на слова «наружный досмотр».

Список литературы

1. Формирование у сотрудников полиции специальных навыков, необходимых для несения службы в экстремальных ситуациях: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Д.В. Литвина. М., 2016. 80 с.

2. Фалалеев М. Полицию обезопасят // Рос. газ.: интернет-портал. 2017. 8 авг. URL: https://rg.ru/ amp/2017/08/08/mvd-za-polgoda-okolo-tysiachi-sotrudnikov-pozhalovalis-na-ugrozy-v-ih-adres.html (дата обращения: 12 авг. 2017 г.).

3. Пивоваров Д.В. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции // Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности: материалы всерос. науч.-практ. конф., 12 ноября 2015 г. Омск: Омская акад. Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. С. 89-92.

4. Лавров В.Н., Лавров В.В. Задержание и наружный досмотр в оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы семнадцатой всерос. науч.-метод. конф., 1 марта 2012 г. Иркутск: ВосточноСибирский ин-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2012. С. 259-263.

5. Дубровин А.К. Наружный досмотр как норма материального права // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: c6. материалов 20-й междунар. науч.-практ. конф., 28-29 мая 2015 г. Иркутск: Восточно-Сибирский ин-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. С. 112-115.

cyberleninka.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта