Автомобильные номерные знаки Европейского союза — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 августа 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 августа 2019; проверки требует 1 правка. Звезды европейского флага на синей полоске есть на большинстве национальных номерных знаков.
Регистрационные знаки транспортных средств Европейского Союза (англ. англ. Vehicle registration plates of the European Union) представляют собой металлические или пластиковые таблички, прикрепляемые к механических транспортных средств с целью государственной идентификации.
Регистрационный идентификатор — это уникальный номер или буквенно-цифровой код, определяемый для каждого механического транспортного средства на месте его регистрации. В Европейском Союзе номерные знаки имеют универсальный для всех государств ЕС формат.
Общий формат ЕС был введен Постановлением Совета (ЕС) № 2411/98 от 3 ноября 1998 года[1] и вступил в силу 11 ноября 1998 года. С левого края на номерных знаках присутствует полоска синего цвета с символом Европейского Союза (12 звезд, которые образуют круг) и кодом страны. За образец была принята модель регистрационного знака, которая ранее была введена Ирландией (1991)[2], Португалией (1992)[3] и Германией (1994)[4]. На номерных знаках Люксембурга флаг Европы был изображен слева с 1988 года.
Формат ЕС не является обязательным в Финляндии, Швеции, на Кипре[5] и в Великобритании. Дания ввела формат ЕС на добровольной основе в 2009 году[6]. Автомобили с номерными знаками ЕС не обязаны демонстрировать международный регистрационный код на белом овале, находясь в другом государстве ЕС.
Несколько стран, не входящих в ЕС, внедрили подобный формат, заменяя круг из звезд собственной символикой. Например, Норвегия на своих номерных знаках заменила символ ЕС норвежским флагом. Из тех государств, которые вошли в Европейский Союз в 2004 году, Мальта уже использовала европейские номерные знаки в то время, как Латвия, Польша и Литва перед вступлением в ЕС использовали номерные знаки ЕС с изображением своего национального флага, как и Болгария и Румыния перед своим присоединением к ЕС в 2007 году. Эти форматы действуют на территории стран, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении, так и формат ЕС, и норвежский формат удовлетворяет установленные Конвенцией требования.
Список регистрационных знаков всех стран-членов Европейского Союза:
Используются для мотоциклов и автомобилей, у которых есть проблемы с местом установки номерного знака, например, для такси, которые рядом с регистрационным знаком имеют дополнительные номерные знаки, и для транспортных средств, ввозимых из стран, где место для установки регистрационного знака не соответствует размерам европейских номерных знаков (например, США) .
ru.wikipedia.org
Индекс автомобильных номеров Киргизии — Википедия
Дипломатический номерной знак
Знаки данного типа изначально содержали чёрные символы на красном фоне. Формат — буква кода принадлежности (статуса сотрудника), четыре цифры (первые две из них — код диппредставительства, смотри таблицу ниже) и две цифры срока окончания действия знака (наносятся справа: сверху месяц, снизу-год). Для представителей международных организаций перед кодом статуса сотрудника уменьшенными символами ставилось буквосочетание «IO». Консульские номерные знаки имели свой формат: количество цифр было две, а в левой части помещалась такая же «дробь», как и в правой, в «знаменателе» которой указывался международный код представляемого государства.
Позднее дипломатические знаки привели к более-менее единому виду. Они стали содержать белые символы на красном фоне, цифр стало пять, причём они стали разделяться пробелом на две группы: две цифры слева — код диппредставительства, три справа — чередующиеся. Номера с 001 по 099 принадлежат дипмиссии, с 100 по 199 личные авто дипломатов.
Коды принадлежности на знаках следующие:
CMD — служебные и личные транспортные средства глав дипломатических представительств
HC — служебные и личные транспортные средства глав и сотрудников почётных консульств (только новый формат)
C — служебные и личные транспортные средства глав и сотрудников консульских учреждений (только новый формат)
D — транспортные средства дипломатических, других международных организаций, а также на личные транспортные средства сотрудников дипломатического ранга этих представительств, организаций, миссий и членов их семей.
T — транспортные средства административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических и консульских представительств, других международных организаций и членов семей этих сотрудников.
На прицепы к автомобилям и мототранспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам, дипломатическим сотрудникам и членам их семей, иностранным предприятиям и их сотрудникам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выдаются номерные знаки, предусмотренные для указанных транспортных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам Кыргызской Республики.
Также существует церемониальный номерной знак в цветовой гамме дипломатических номеров, на нём во всю длину пластины располагается слово PROTOCOL.
С июня 2016 года вид номеров снова немного изменился: символы на пластинах стали печататься тем же шрифтом (FE-Schrift), что и на остальных номерах.
ru.wikipedia.org
Регистрационные знаки транспортных средств в Молдавии — Википедия
Регистрационные знаки транспортных средств в Молдавии — номерной знак, применяющийся для регистрации автотранспорта на территории Молдавии.
Номерные знаки транспортных средств нормируются стандартом SM 122:2014[1], вступившем в силу 1 апреля 2015 года[2][3][4][5][6]. В левой части на синем фоне расположена национальная символика (автомобильный код страны и государственный флаг). Номер выполняется чёрной краской шрифтом FE-Schrift[en], который хорошо защищён от подделки. В центре знака расположена голограмма, также имеется место для талона технического осмотра. Цена регистрационных номеров выросла на 40 %.[7]
Согласно стандарту, все номерные знаки разделяются на четыре типа с подтипами:
Тип 1 — номерные знаки автотехники. Номера имеют однорядное исполнение, формат — БББ ЦЦЦ, размеры — 520x112 мм, высота символов — 76 мм.
Тип 1а — номерные знаки для автотехники. Номера имеют двухрядное исполнение, формат — БББ ЦЦЦ, национальная символика — в нижнем углу, размеры — 245x134 мм, высота символов — 49 мм.
Тип 2 — номерные знаки мототехники. Номера имеют двухрядное исполнение, формат — ЦЦЦ БББ, национальная символика — в верхнем углу, размеры — 245x134 мм, высота символов — 49 мм.
Тип 3 — номерные знаки прицепов. Номера имеют двухрядное исполнение, формат — БББ ЦЦЦ, национальная символика — в нижнем углу, размеры — 340x204 мм, высота символов — 76 мм.
Тип 3а — номерные знаки прицепов. Номера имеют однорядное исполнение, формат — Б ЦЦЦ ББ, размеры — 520x112 мм, высота символов — 76 мм.
Тип 4 — номерные знаки спецтехники. Номера имеют двухрядное исполнение, формат — БББ ЦЦЦ, национальная символика — в верхнем углу, размеры — 250x204 мм, высота символов верхнего ряда — 49 мм, нижнего — 76 мм.
Некоторые трёхбуквенные комбинации запрещены.[8] За дополнительную плату можно подобрать желаемую комбинацию букв и цифр номера из доступных.[9] Номерные знаки можно переносить с одного транспортного средства на другое, а также передавать другому владельцу при продаже транспортного средства.
Регистрационные знаки старого образца, выданные с 1992 по 2015, не подлежат обязательной замене и могут использоваться неограниченный период времени, до момента следующей регистрации транспортного средства, и не могут переставляться на другое транспортное средство и передаваться новому владельцу при продаже транспортного средства.
В то же время, регистрационные знаки старого образца(выдававшиеся с привязкой по районам), выданные с 1992 по 2015, и которые были заказаны владельцем с желаемой комбинацией букв(касается только серии , т.е. две внутренние буквы) или цифры, возможно заменить на таблички нового образца.
Для этого собственнику номерных знаков необходимо обратиться в любое подразделение МРЭО, где ему произведут замену, сохраняя серию и цифры, которые он заказал ранее. Вместо двух букв района присваивают одну букву, как правило буква A , если такая комбинация не занята. В противном случае компьютер выбирает другую возможную букву(пример: было GE RR 001- стало ARR 001; было BL RR 666 - стало FRR 666; было TR IT 002 - стало TIT 002 и т.д.). Причем транспортное средство необходимо повторно зарегистрировать. Данное правило не касается табличек, которые были выданы в г.Кишинёв(С и К) - их можно просто заменить на таблички нового образца, заплатив 480 MDL(2016г.), сохранив все буквы и все цифры.
Важно: производить замену старых табличек на новые может только собственник, либо человек по доверенности - но доверенность моментально аннулируется.
Категории номерных знаков[править | править код]
Все регистрационные знаки разделяются на следующие категории:
Регистрационные знаки физических и юридических лиц
Выполняются чёрными символами на белом фоне, используются все четыре типа номеров, форматы указаны выше.
Регистрационные знаки автомобилей государственных органов
Выполняются чёрными символами на белом фоне, используются только типы 1 и 1а. Форматы номеров: RM ЦЦЦЦ или RM Б ЦЦЦ. Первый формат используется на автомобилях президента Молдавии, при этом передний номер выполняется в виде государственного флага во всю ширину пластины. Второй формат используется правительством,канцелярией, парламентом и правительством Молдавии, соответствующие буквы — G,С, P и A.
Регистрационные знаки транспортных средств службы безопасности президента
Выполняются чёрными символами на белом фоне, используются все четыре типа. Формат номеров: SP ЦЦЦ, при этом в номерах типов 1а и 3 цифры располагаются сверху, а номер типа 3а начинается с цифр.
Регистрационные знаки транспортных средств МВД (полиции)
Выполняются чёрными символами на белом фоне, используются все четыре типа. Формат номеров: MAI ЦЦЦЦ, при этом в номерах типов 1а и 3 цифры располагаются сверху, а номер типа 3а начинается с цифр.
Регистрационные знаки транспортных средств министерства обороны
Выполняются чёрными символами на белом фоне, используются все четыре типа. Формат номеров: FA ЦЦЦЦ, при этом в номерах типов 1а и 3 цифры располагаются сверху, а номер типа 3а начинается с цифр.
Регистрационные знаки дипломатических транспортных средств
Выполняются синими символами на белом фоне, используются все четыре типа, кроме 3а. Формат номеров: ДД ЦЦЦ ББ, при этом в номерах типов 1а и 3 цифры и буквы располагаются сверху. ДД — статус лица дипмиссии: CD — лица с дипломатическим статусом, TC — лица в ранге консулов или почётных консулов, TS — административно-технический персонал и международные организации. Цифры обозначают код страны; первая цифра — единица.
Регистрационные знаки транспортных средств, временно допущенных к дорожному движению
Выполняются красными символами на белом фоне, используются все четыре типа. Формат номеров: Б ЦЦЦЦ, справа от цифр уменьшенным шрифтом один под другим наносятся месяц и год окончания действия номера. При этом в номерах типов 1а и 3 цифры располагаются сверху, а номер типа 3а начинается с цифр; дата окончания всегда расположена справа. Буква может иметь следующие значения: P — временный ввоз транспортного средства на территорию Молдавии, T — транспортное средство окончательно экспортируется (вывозится) с территории Молдавии, H — транспортное средство иностранного гражданина, временно или постоянно проживающего на территории Молдавии, причём при постоянном проживании на номерных знаках не пишется дата окончания действия.
Регистрационные знаки общественного транспорта
Выполняются чёрными символами на жёлтом фоне, используются только типы 1 и 1а. Формат номера совпадает с форматом для физических и юридических лиц.
1992—2011[править | править код]
В 1992 году на территории Молдавии начата выдача собственных регистрационных знаков. Размер номерных знаков для автотранспортных средств — 520×112 мм, либо 245×135 мм. На автомобилях обязательно наличие номерного знака как спереди, так и сзади. Номерные знаки имеют государственную символику. Слева герб Молдавии и код MD. На ранних сериях герб выполнялся в виде наклейки, позже его начали отливать из алюминия.
стандартный номерной знак
малый номерной знак
520×112 мм
245х135 мм
Номерные знаки закреплены за владельцем. Их можно переносить с одного транспортного средства на другое, и передавать другому лицу при перерегистрации транспортного средства.
Порядок выдачи новых знаков — по алфавиту, то есть сначала идёт серия AA, за ней — AB, и так далее. Каждый код региона имеет ёмкость порядка 700 000 транспортных средств. На 2008 год потребность во втором коде региона испытал лишь Кишинёв.
Начиная с 2008 года имеется официальная возможность выбрать буквенную серию и цифры номерного знака за дополнительную плату[10].
При изготовлении первых серий номерных знаков была допущена ошибка: вместо кода государства MD использовался код MLD. Такие номерные знаки считались неправильными и автомобили с такими номерами не выпускали за пределы государственной границы Молдавии[источник не указан 3444 дня].
2011—2015 годы[править | править код]
С 1 ноября 2011 года выдавались номерные знаки нового образца. Обновление дизайна номеров произведено с целью увеличения степени их защиты.[11] На регистрационных номерах код страны MD и герб страны расположены на синем фоне. Кроме того, цифровой номер может состоять из одной, двух или трёх цифр, вместо обязательных трёх цифр использовавшихся ранее.[12]
С 2014 года производство номерных знаков перенесено на мощности ГП «Регистру». Также была прекращена выдача серий с буквой Q, так как они плохо распознавались автоматическими системами контроля дорожного движения.[13]
Прочие гражданские номера[править | править код]
Номерные знаки общественного транспорта
С 1 марта 2014 года транспортным средствам, осуществляющим пассажирские перевозки, выдаются номерные знаки, совпадающие по формату с обычными автомобильными номерами, но имеющие жёлтый фон[14][15].
Номерные знаки прицепов и полуприцепов
Примерно до 2010 года прицепные номера практически (а порой и полностью) не отличались от автомобильных однорядных либо двухрядных номеров. С 2010 года буквенную серию и цифры поменяли местами, тем самым введя отдельный формат для прицепных номерных знаков; данные номера стали только однорядные. Выданные ранее прицепные номерные знаки являются действительными бессрочно.
Номерные знаки мототехники
Номерной знак двухрядный, от двухрядного автомобильного отличается обратным расположением элементов: цифры и герб — сверху, регион и буквенная серия — снизу.
Номерные знаки тракторов и спецтехники
Номерной знак двухрядный, от двухрядного автомобильного отличается местом расположения герба и наличием лишь одной буквы в серии.
Спецномера[править | править код]
Государственная администрация
номер
владелец
Президент Молдавии
Правительство
Парламент
Министерства
Вооружённые силы
Автомобиль ВАЗ-2107 вооружённых сил номерным знаком раннего образца (ошибочный код страны MLD и герб в виде наклейки)
номер
владелец
Вооружённые Силы
Войска Карабинеров
пограничная полиция
Правоохранительные органы
Автомобиль дорожной полиции и службы охраны
номер
владелец
Министерство внутренних дел
дорожная полиция (не используется)
таможенная служба
Служба безопасности президента
На временных номерах справа расположены два числа, обозначающие месяц и год, до которых действителен данный знак. Примерно до 2000 года номера выполнялись чёрным цветом и не имели срока действия.
номер
назначение
временный ввоз
автомобиль иностранного гражданина
снятые с учёта(транзитные)
Дипломатические
номер
владелец
посольства и консульства, дипломаты
посольства и консульства, техперсонал
торговые представительства
CD* — это условное обозначение дипломатического корпуса, а три цифры — код посольства, которому принадлежит данное транспортное средство.
До 1917 года[править | править код]
До 1917 года территория современной Молдавии входила в Российскую империю и на её территории выдавались соответствующие номера. Впрочем, никакой системы в этих номерах не было.
1918—1940 годы[править | править код]
Номерной знак Румынии в указанный период
С 1918 года по 1940 год большая часть нынешней Молдавии (Бессарабия и Северная Буковина) являлась частью Румынии, и на этих территориях выдавались автомобильные номера румынского образца.
Ниже представлена таблица кодов регистрационных знаков для всех регионов Румынии межвоенного периода. Для наглядности регионы Бессарабии выделены жирным шрифтом.
№
Регион
Код
Столица
1.
Alba
Al
Alba-Iulia
2.
Arad
Ar
Arad
3.
Argeş
Pt
Piteşti
4.
Bacǎu
Bc
Bacǎu
5.
Baia
Flt
Fǎlticeni
6.
Bǎlţi
Bţ
Bǎlţi
7.
Bihor
Ord
Oradea
8.
Brǎila
Br
Brǎila
9.
Braşov
Bv
Braşov
10.
Botoşani
Bt
Botoşani
11.
Buzǎu
Bz
Buzǎu
12.
Caliacra
Bzg
Bazargic
13.
Cahul
Ch
Cahul
14.
Caraş
Orv
Oraviţa
15.
Câmpu-Lung
C.Lg
Câmpu-Lung
16.
Ciuc
Mr.C
Miercurea-Ciuc
17.
Cernǎuţi
Cţi
Cernǎuţi
18.
Cetatea Albǎ
C.Al
Cetatea Albǎ
19.
Cluj
Clj
Cluj
20.
Constanţa
Cţa
Constanţa
21.
Covurlui
Gl
Galaţi
22.
Dâmboviţa
Tg
Târgovişte
23.
Dolj
Cv
Craiova
24.
Dorohoi
Dr
Dorohoi
25.
Durostor
Sl
Silistra
26.
Fǎlciu
Hş
Huşi
27.
Fǎgǎraş
Fgs
Fǎgǎraş
28.
Gorj
Tg.J
Târgu Jiu
29.
Hotin
Ht
Hotin
30.
Hunedoara
Dv
Deva
31.
Ialomiţa
Cl
Cǎlǎraşi
32.
Iaşi
Iş
Iaşi
33.
Ilfov
B
Bucureşti
34.
Ismail
Is
Ismail
35.
Lǎpuşna
Chs
Chişinǎu
36.
Maramureş
Sgt
Sighet
37.
Mehedinţi
Tr.S
Turnu-Severin
38.
Mureş
Tg.M
Târgu-Mureş
39.
Muscel
Cp.L
Câmpulung-Muscel
40.
Nǎsǎud
Btr
Bistriţa
41.
Neamţ
Pn
Piatra-Neamţ
42.
Odorhei
Odh
Odorhei
43.
Olt
St
Slatina
44.
Orhei
Oh
Orhei
45.
Prahova
Pl
Ploeşti
46.
Putna
Fş
Focşani
47.
Rǎdǎuţi
Rdţ
Rǎdǎuţi
48.
Râmnicu-Sǎrat
Rm.S
Râmnicu-Sǎrat
49.
Roman
Ro
Roman
50.
Romanaţi
Cr
Caracal
51.
Satu-Mare
St.M
Satu-Mare
52.
Sǎlaj
Zal
Zalǎu
53.
Severin
Lgş
Lugoj
54.
Sibiu
Sb
Sibiu
55.
Someş
Dej
Dej
56.
Soroca
Sor
Soroca
57.
Storojineţ
Stj
Storojineţ
58.
Suceava
Suc
Suceava
59.
Târnava-Mare
Seg
Sighet
60.
Târnava-Micǎ
D-in
Diciosânmartin
61.
Tecuci
Tc
Tecuci
62.
Teleorman
Tr.M
Turnu-Mǎgurele
63.
Timiş-Torontal
Tmş
Timişoara
64.
Tighina
Tgh
Tighina
65.
Trei-Scaune
St.G
Sfântu-Gheorghe
66.
Tulcea
Tl
Tulcea
67.
Turda
Trd
Turda
68.
Tutova
Bd
Bârlad
69.
Vâlcea
Rm.V
Râmnicu-Vâlcea
70.
Vaslui
Vs
Vaslui
71.
Vlaşca
Gg
Giurgiu
В 1924 году на левом берегу Днестра (бо́льшая часть территории современной ПМР и части юго-западных областей Украины) образована Молдавская АССР в составе Украинской ССР, где с 1931 года началась выдача советских номеров. На территории Молдавской АССР изначально выдавались автомобильные номера Одесской области, но с изменением в 1934 году формата советских номеров получила собственные номера с надписью в нижней части номера МОЛДАВИЯ. При очередном изменении формата в 1936 году автомобильные номера Молдавской АССР получили серию УМ.
В 1940 году Бессарабия была присоединена к СССР и вместе с частью Молдавской АССР образовала Молдавскую ССР, северные и южные районы отошли Украинской ССР. На территории Молдавской ССР до 1941 года продолжалась выдача номеров серии, принадлежавшей Молдавской АССР.
1941—1945 годы[править | править код]
В 1942—1945 годах территория Молдавии была оккупирована войсками гитлеровской коалиции и полностью передана в подчинение Румынии. В этот период на территории МССР вновь начата выдача румынских номерных знаков.
1945—1991 годы[править | править код]
В 1945 году территория Молдавской ССР вновь возвращена СССР, и с 1946 года на территории республики начата выдача номеров общереспубликанских серий: МШ, МЭ, РЛ, РМ, РН.
В 1959 году прошла очередная реформа по смене формата регистрационных знаков в Советском Союзе, после которой в Молдавской ССР была введена общереспубликанская серия МД для автомобилей и мотоциклов и серии МД, МЕ, МЭ, МЩ — для прицепов. В середине 70-х годов для автомобилей добавилась серия МВ.
В 1980 году, после введения формата номеров стандарта 1977 года (с чёрными символами на белом фоне), в МССР осталась только серия МВ, за исключением номеров автопарка ЦК КП Молдавии, которые сохранили серию МД.
1992—2011 годы[править | править код]
30 ноября 1992 года на территории независимой Молдавии начата выдача автомобильных номеров собственного стандарта. На территории самопровозглашённой Приднестровской Молдавской республики продолжалась выдача номеров последнего советского стандарта, но собственной серии МП.
Номерной знак Молдавии образца 1992 года
С 1992 года выпускались 7-символьные регистрационные знаки (за исключением города Кишинёва), которые содержали две буквы кода региона, две буквы серии номера и три цифры. Для Кишинёва использовалась одна буква кода региона C. Фон номерных знаков белый. Надпись выполняется чёрным цветом, шрифтом DIN 1451[en]. На временных номерных знаках цвет надписи — красный, на дипломатических — синий. При двухрядном исполнении номерного знака буквы размещаются в верхнем ряду, герб и цифры — в нижнем, между кодом региона и буквами серии ставится дефис.
Изначально номера изготовлялись согласно стандарту SM 122:1996, который впоследствии уступил место нормативному документу SM 122:2002, действовавшему до 2014 года. Правила формирования номеров смягчились: стало возможным получить номер с двумя или одной цифрой (причём номера 001, 01 и 1 считаются различными), а для Кишинёва была введена дополнительная серия K.
2011—2015 годы[править | править код]
Номерной знак Молдавии образца 2011 года
С 2011 года в Молдавии начали выдаваться новые номерные знаки. От номеров предыдущего стандарта их отличала только изменённая национальная символика, которая начала рисоваться на синем фоне, как в большинстве европейских стран. Форматы существовавших номеров остались без изменений.
С 2015 года[править | править код]
Номерной знак Молдавии образца 2015 года
В 2014 году был утверждён новый формат регистрационных знаков в Молдавии, который начал выдаваться с февраля 2015 года. Формат новых номерных знаков значительно отличается от предыдущего: изменён вид национальной символики, отменена региональная привязка, изменён шрифт начертания номеров.
До 1999 года[править | править код]
До 1999 года, в связи с существовавшим тогда административным делением Молдавии использовались некоторые коды регионов, которые в настоящее время не применяются (однако, выданные в то время автомобильные номера остаются действительными неограниченное время)
1999—2002[
ru.wikipedia.org
Индекс автомобильных номеров Грузии — Википедия
Современный номерной знак Знак до сентября 2014 года
Автомобильные номера Грузии — номерные знаки, предназначенные для регистрации легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, мотоциклов и спецтехники на территории Грузии.
Впервые номера на автомобилях Грузии появились во времена вхождения Грузии в состав СССР. С этого времени и вплоть до 1993 года в стране использовались автомобильные номера советского образца общереспубликанских серий, принадлежавшие Грузинской ССР (общереспубликанские серии ГА, ГГ, ГД и ГР).
В 1993 году в Грузии начали выдавать номерные знаки собственного стандарта. В Тбилисской серии номеров старый флаг рисовался, в остальных сериях - нет. Номерные знаки украшались буквами "GEO".
В 2004—2005 годах номерные знаки слегка изменились — на них начали рисовать новый грузинский флаг вместо старого. В конце 2000-х-начале 2010-х годов вместо номерных знаков с надписью "GEO", стали выдавать номера с серией "GE".
С сентября 2014 года введён новый формат номеров — они стали иметь вид «ББ-ЦЦЦ-ББ», а государственная символика (флаг и код GE) стала рисоваться на синем фоне, как в номерах большинства европейских стран.
Автомобильный номер Грузии стандарта 1993 года представляет собой прямоугольную табличку белого цвета, на которой нанесены символы чёрного цвета. С левой стороны номера нарисован флаг Грузии и под ним код страны «GE» или «GEO». Сам номерной знак состоит из 3-х букв латинского алфавита и 3-х цифр, разделённых дефисом. В двухрядном исполнении номерного знака буквы помещаются в верхнем ряду, цифры — в нижнем, дефис при этом отсутствует, государственный флаг также не рисуется.
Первоначально, каждый регион выдавал номера, начинавшиеся с определённой буквы, к примеру тбилисская ГАИ выдавала номера с буквы А, Аджарская ГАИ — с буквы В, ГАИ Абхазии — с буквы С, зугдидская ГАИ — с буквы F, но затем стало можно брать любой номер, в том числе и по индивидуальному заказу (любая комбинация не более чем из шести символов), в любом месте, официально заплатив в бюджет определённую сумму.
Автомобильный номер стандарта 2014 года отличается от предыдущего: в левой части располагается национальная символика (флаг страны и код GE), стилизованная под европейские номера; сам номер выполняется FE-шрифтом и состоит из двух латинских букв, трёх цифр и ещё двух латинских букв, группы букв и цифр разделяются дефисами. В двухрядном исполнении номерного знака первые две буквы размещаются в верхнем ряду, а цифры и оставшиеся буквы — в нижнем. Региональной привязки номерные знаки не имеют.
В Абхазии и Южной Осетии (частично признанные государства, которые грузинская сторона считает неотъемлемой частью Грузии) выдаются собственные госномера.
Кодировка автомобильных номеров Грузии стандарта 1993 года[править | править код]
1) AAA - AAZ принадлежит Тбилиси.
2) EEK, EES, EEY, EAD, EAK, EAQ, VYV, VCV, VIV, IID принадлежит Марнеули и Марнеульскому муниципалитету.
3) EEF, EEP и EEQ принадлежит Болниси и Болнисскому муниципалитету.
4) KZZ, KZY принадлежит Ткибули и Ткибульскому муниципалитету.
5) DDD - принадлежит Кутаиси
Номерные знаки прицепов и полуприцепов. В стандарте 1993 года от автомобильных номеров отличаются наличием только двух букв в начале номера (между буквами имеется расстояние), имеется как однорядное, так и двухрядное исполнение. В стандарте 2014 года от автомобильных отличаются наличием только одной буквы во второй группе букв как в однорядном, так и в двухрядном исполнении.
Номерные знаки мототехники. Знаки двухрядного исполнения, в верхнем ряду помещаются две буквы, в нижнем — четыре цифры, слева помещается флаг Грузии и автомобильный код. В стандарте 2014 года изменился только шрифт и вид национальной символики.
Номерные знаки сельхоз-, дорожной и спецтехники и прицепов к ней. Отличаются от мотоциклетных знаков наличием лишь трёх цифр в нижнем ряду, что делает их практически идентичными двухрядному прицепному знаку. Единственное отличие — на номерах спецтехники помещается государственный флаг Грузии. В стандарте 2014 года знак спецтехники так же совпадает с двухрядным прицепным.
Транзитные номерные знаки (экспорт). Выполняются чёрными символами на белом фоне, слева помещаются четыре цифры, справа — две буквы. Между буквами и цифрами помещается красная полоса с расположенными друг под другом прямоугольными белыми окошками, в верхнем окошке пишется год действия номера, в нижнем — месяц (фактически же нижнее окно чаще всего остаётся пустым). Данные номера имеют уменьшенный размер и выполняются в виде наклейки.
Транзитные номерные знаки (внутренние). От автомобильных отличаются наличием двух букв и четырёх цифр, между буквами отсутствует пробел, первая буква чаще всего Т. Существуют также мотоциклетные транзитные номера, у них одна буква (чаще всего Т) в верхнем ряду и три цифры — в нижнем. В стандарте 2014 года изменился шрифт, цвет символов с чёрного на красный и вид национальной символики, а у мотоциклетных также увеличилось количество цифр с трёх до четырёх.
Номерные знаки нерезидентов. Выполняются чёрными символами на жёлтом фоне, формат — буквосочетание FG и пять цифр. Примерно с середины 2000-х годов данные номера не выдаются.
Дипломатические номерные знаки. Выполняются белыми символами на красном фоне, формат — три цифры, буква статуса, от одной до трёх цифр. Одна цифра ставится на автомобилях глав дипмиссий, две (гораздо реже — три) цифры ставятся на всех остальных автомобильных номерах. Буква статуса обозначает:
D — сотрудник с дипломатическим статусом,
T — сотрудник без дипломатического статуса (техперсонал),
CMD — автомобиль главы диппредставительства.
В стандарте 2014 года изменился шрифт, количество цифр после статуса всегда стало три, а также добавились буквы СС — консульские работники.
Разновидностью дипломатического номера являются номера иностранных компаний, выполняются они белыми символами на зелёном фоне, на месте буквы статуса ставится буквосочетание AS. В стандарте 2014 года изменился только шрифт.
Номерные знаки Миссии наблюдателей ЕС. Выполняются белыми символами на голубом фоне, формат — буквосочетание EUMM и три цифры.
Военные номерные знаки. Выполняются белыми символами на чёрном фоне, формат — две буквы и три цифры. Слева номерного знака помещается узкая зелёная полоска, на которой друг под другом написаны буквы G и A.