Ключ к знанию

Лучшие галогеновые лампы


Какие галогеновые лампы самые яркие. Обзор. — DRIVE2

Все лампы которые сейчас продаются на рынке, можно условно разделить на три группы
1 Стандартные галогеновые лампы

2 Лампы с повышенной светоотдачей (PHILPS Vision Plus +50% PHILIPS +100%, Osram Night Breaker +90% и т.д.

3 лампы под ксенон (MTF SHO-ME и прочие) их отличительной чертой является синее стекло лампы

В первом случае все понятно.Это стандартные лампы со стандартной светоотдачей. никаких хитростей в этих лампах нет. этими лампами комплектуются автомобили сошедшие с конвейера. Цветовая температура этих ламп порядка 2600-2800 Кельвинов

Во втором случае применяются специальные технологии и материалы, чтобы увеличить светоотдачу лампы Цветовая температура как и светоотдача у таких ламп повыше и составляет порядка 3000-3200K? то есть такая лампа светит ЯРЧЕ и более белым светом!

А с третьим видом ламп все гораздо интересней, остановимся на нем подробнее.
Лампы "под ксенон" имеют повышенную цветовую температуру составляющую примерно 3600-3800K и светят еще более белым светом чем предыдущие, однако по светоотдаче значительно проигрывают и первым и вторым лампам. Почему так происходит? давайте разберемся.

Итак представьте себе вольфрамовую спираль лампы через которую пропущен эл ток, заставляющий ее светиться. Если с помощью стеклянной призмы разложить на составляющие свет, испускаемой этой спиралью, то мы увидим что этот с виду белый свет, состоит из многих цветов (вспомним радугу). Все эти цвета в сумме и дают нам белый свет.

Если в случае с первым и вторым типом ламп свет беспрепятственно проходит через прозрачное стекло и идет на отражатель, а потом отражается на дорогу то для третьего типа ламп все по другому.
Благодаря тому что стекло лампы синего цвета преодолеть этот барьер могут только световые лучи
Зеленого
Голубого
Синего
Фиолетового
а для Красного, Оранжевого, и Желтого синее стекло является непреодолимой преградой ( поэтому наш глаз и видит что оно синего цвета)

В результате такого фильтра, добрая половина излучения из лампы не выходит, что приводит к значительному ухудшению освещенности дороги, кроме того, Наиболее мощная часть спектра — это красные и желтые лучи ( вспомним желтые противотуманные фары) Поэтому в сложных дорожных условиях таких как дождь и туман такие лампы использовать крайне опасно ввиду их полной неэффективности.
Поэтому не стоит верить надписям Xenon 4300K и т.п.

Итог

Если вы заинтересованы в МАКСИМАЛЬНО ЯРКОМ свете ваших фар и готовы мирится с несколько меньшим сроком службы таких ламп, а также более высокой стоимостью то ваш выбор — это лампы второй категории. Вы их отличите по надписям +50% +80% +100% и по ПРОЗРАЧНОМУ стеклу лампы. Наличие небольшой окрашенной полоски на таких лампах к ухудшению световых характеристик не приводит. Зона стекла напротив спирали у них всегда будет без окраски

Если вам хочется чтобы ваши фары имели цвет, похожий на цвет ксеноновых ламп — то ваш выбор лампы 3 категории, но знайте что вы проиграете до 70% в освещенности дороги ( в зависимости от степени окрашенности стекла). Светить они будут слабее штатных "Желтых"

www.drive2.ru

Какие галогеновые лампы лучше?

На сегодняшнее время существует огромное количество автомобильного освещения. Самыми лучшими считаются ксеноновые лампы, но их монтаж и дополнительное оборудование не всегда является привлекательным для автолюбителей. Таким образом, несмотря на бурное развитие ксенона, галогеновые лампы все же остаются актуальными и востребованными. О таком освещении мы и поговорим с вами в данном материале, а точнее определим какие из ламп самые лучшие и эффективные для использования на дорожном полотне.

Какие лампы существуют?

Галогеновые лампы могут быть с разными цоколями, но от этого их качество не меняется. Цоколя определяют, в какую машину будут ставиться лампочки. То есть цоколь - это монтажный разъем, за счет которого лампа фиксируется в блоке фары автомобиля, то есть в оптике. Цоколь в галогеновых лампах имеет маркировку Н или же НВ. Рассматривать галогеновые лампы мы будем на примере цоколя Н7.

Галогеновые лампы и мощность. Такие источники света имеют разную мощность от 55 Вт до 100 и 120 Вт. Самые распространенные, то есть стандартные - это лампы 55 Вт для легковых автомобилей и 75-80 Вт для грузовых транспортных средств. Лампы, имеющие мощность 100 Вт рассматривать даже нет смысла. Такие источники не только приводят к помутнению оптики, но и за счет высокой температуры нагрева при работе могут расплавить фары, проводку. К тому же такая высокая мощность приводит к износу генератора и увеличивает расход топлива автомобилем. Таким образом, можно сказать, что самые лучшие - это лампы, которые имеют мощность 55 Вт.

Цветовой спектр, температура лампы. Спектр свечения лампы определяет цветовая температура, которая определяется в Кельвинах. Желтый и желтоватый поток, характерен для галогеновых ламп и его цветность составляет 2300-3800 Кельвинов. Температура 3900-4300 Кельвинов характеризует теплый белый свет. Температура в 5000 Кельвинов - это уже белоснежный кристальный свет. Чем выше цветность, тем синее становится световой поток. Стоит отметить, что именно желтый свет самый оптимальный для ламп. Он не рассеивается по дороге, не кристаллизируется от капель влаги, а поэтому такая лампа эффективна и в ночь, и при плохих метеорологических условиях. Именно поэтому самые оптимальные галогеновые лампы для использования в любое время - это источники с цветностью 3000-3500 К.

Лампы со световым фильтром. Некоторые производители выпускают галогеновые лампы с окрашенной колбой, что обеспечивает изменение цветности светового потока. Таким образом, при окрашивании колбы лампы в синий цвет можно достичь ксенонового эффекта, то есть белоснежного или же голубоватого тона луча. Следовательно, на сегодняшнее время существуют галогеновые лампы не только с желтоватым светом, но и максимально схожим с ксеноном. Но, запомните, что у ламп со светофильтром кардинально падает сила света, а точнее яркость, что влияет на плохую освещенность. Такие лампы обеспечивают недостаточную видимость и не могут гарантировать максимальную безопасность.

Световая отдача галогеновых ламп. Такой параметр определяет яркость светового потока, излучаемого лампой. Указывается он в Люменах или же в Люменах на Ватт. Стандартно в галогеновых источниках яркость достигает примерно 15-25 Лм/Вт. То есть, стандартная лампа в 55 Вт будет обеспечивать примерно 1500 Лм яркости светового потока, чего в принципе достаточно, чтобы видеть дорожное полотно в ночь и при непогоде. Из этого можно сделать вывод, что яркость ламп зависит от мощности.

Как увеличивают яркость галогеновых ламп?

Многие производители, понимая, что яркости их ламп недостаточно и водители переходят к другому типу источников, пытаются повысить этот параметр. Некоторые увеличивают газовый состав колбы лампы, добавляют инертные газы, уплотняют нить накала, повышают мощность.

Конечно, все это работает неплохо и лампы действительно обеспечивают лучший свет, но их срок эксплуатации значительно снижается, что не является плюсом. Некоторые производители выпускают более инновационных разработок лампы с ксеноном при стандартной мощности потребления энергии, но с двукратной яркостью - это газонаполненные лампы от производителя IPF.

Самые яркие галогеновые лампы: ТОП 10


  • MTF Light Argentium мощностью в 55 Вт и с цветностью желтоватого потока 3500 К. Такие лампы светят в 2 раза ярче от собственной мощности.
  • OSRAM Night Breaker Plus Limited Edition на 55 Вт мощности с повышенной почти в 2 раза яркостью (+90%) и желтоватым всепогодным светом на 3500 K.
  • Philips X-Treme Vision мощностью 55 Вт и с характеристикой яркости +100%, а также желтоватым светом на 3500 K. Такая лампа считается самой мощной, яркой на сегодняшнее время.
  • IPF серия X CLEAR (X-71) мощностью 65 Вт и классом яркости в 150 Вт. Такая лампа имеет +131% к яркости светового потока и обладает цветностью 3200 К.
  • CATZ Hiper White на 55 Вт мощности с яркостью соответствующей лампе мощностью 110 Вт. Таким образом, желтоватая лампа цветовой температурой 3300 К имеет +100% к стандартной яркости светового луча.
  • Philips Blue Vision на 55 Вт мощности, которая светит как галогеновая лампочка на 100 Вт (+90% к яркости светового луча). Такой источник характеризуется цветностью в 4000 К, то есть выдает теплый белый свет.
  • KOITO Whitebeam III на 55 Вт мощности потребления энергии автомобиля, с классом насыщенности, то есть интенсивности светового потока в 100 Вт. Лампа имеет цветность 4200 К и обеспечивает белый теплый свет, приближенный к стандартному ксенону.
  • PIAA Xtreme White Plus мощностью в 55 Вт со световой яркостью в 110 Вт. Лампа в 4000 К гарантирует качественное и интенсивное освещение дорожного полотна белоснежным потоком.
  • IPF серия Х (Urban White) на 65 Вт мощностью, с классом яркости в 140 Вт, то есть +115% к стандартной насыщенности. Галогеновая лампа имеет белоснежное кристальное свечение с цветовой температурой 4600 К.
  • CATZ Aqua White на 55 Вт мощностью, с яркостью, присущей галогеновой лампе в 110 Вт. Источник выдает белый поток света с температурой в 4150 К.

Таким образом, мы представили вам 10-ку самых ярких и востребованных галогеновых ламп на сегодняшнее время, которые производятся компаниями Германии, Японии и Китая. Самые качественные лампы – это, конечно же, от компании Philips, где при интенсивности ламп в 100% выше от стандарта сохранена длительность работы. Высоким качеством отличаются и японские лампы IPF, где для увеличения яркости использовано применение инновационных технологий. Это газонаполненные галогеновые лампы с использованием инертного газа ксенона, который и повлиял на повышение насыщенности светового луча. Также, использование ксенона позволило в таких лампах сделать более тонкую нить накала, но при этом намного надежней, а поэтому она меньше подвергается сотрясениям и вибрациям автомобиля.

Заключение: совет водителям

Используйте качественные галогеновые лампы от производителей Германии или же Японии с повышенной яркостью, за счет применения инновационных технологий. Только такие лампы обеспечат вам насыщенное и яркое световое пятно, которое не будет рассеиваться или же кристаллизироваться при непогоде. Таким образом, с галогеновыми лампами повышенной яркости может отпасть востребованность в приобретении дорогого и многокомпонентного ксенона, хотя все же даже они не смогут обойти такое инновационное освещение.

xenon-lampa.ru

Тест галогенных ламп H7 в линзе. 3000K vs 4200K vs 6000K — Renault Megane, 1.6 л., 2016 года на DRIVE2

Несколько дней назад у меня перегорел Ближний H7, штатный. И тк я давно хотел поменять его на более белый свет решил сразу сделать и обзор и свой выбор. Естественно я купил с температурой 6000K от фирмы Clear Light Xenon Vision. Была пасмурная погода, поставил, все зафотал в сравнении со штатным светом в 3000К от Philips.
Поехал домой и понял что 6000K не фига не светят, по ощущениям на 50% меньше штаных! Меня это сильно расстроило, тк сама температура света мне очень понравилась но не поддался соблазну "дизайна" и пошла логика уже о безопасности движения.
В этот же вечер уделил много времени на поиск нужных ламп по роликам на Ютубе. И наткнулся на Андрея Финашина и его видео по

Потом так же смотрел еще много других его видосов, человек действительно отлично в этом разбирается и снимает тесты\сравнения, не только галогена но и ксенона, led и пр… Отдельная благодарность таким людям!)
В общем из его ролика мне все стало ясно и купив сильно окрашеную лампу в 6000К я получил говно свет и прислушавшись к его совету поехал менять Clear Light Xenon Vision на Osram Cool Blue Intense 4200К.
Их не оказалось в наличии, да и вообще лампы возврату и обмену не подлежат, но я попросил вежливо, тк не первый раз там покупаю свет, мне пошли на встречу) Пару дней и лампы забрал.

Поехал ставить и снимать тест, на этот раз погода была сухая. Поэтому будьте внимательны при просмотре фото, все подписал! По асфальту ориентироваться между двумя разными днями где мокро и сухо нельзя, НО вот по кровле вагончика можно, потому что он во-первых светлого цвета, во-вторых всегда был сухим.
— — —
Сразу напишу такой нюанс, о печатался при наложении титров. Там где надпись 4300К на самом деле использовалась 4200К, переделывать не стал, тк не быстрый процесс. Все равно даже в реале разницы такой погрешности увидеть глазу не реально)
— — —
Начнем тест. А после напишу свои выводы, тк фотки фотками, но глазами и на практике есть свои нюансы.
1) Philips 3000K — штатный свет
2) Osram Cool Blue Intense 4200К +20%
3) Clear Light Xenon Vision 6000K

Полный размер

1

+ на другой части фоток крупным планом я включил ПТФ, для большей наглядности в разнице температуры, там скорее всего 2700К 55w, предположительно Philips, бампер не стал разбирать ахаха)
Условия теста: на всех фотках общего плана ISO 100, f5.6, 2.5sec снимал в RAW.

Полный размер

2

Полный размер

3


Далее исключаем погодные условия и оставляем только свет!

Полный размер

4

Полный размер

5

Полный размер

6


Крупный план

Полный размер

ISO 100, f5.6, 1sec, RAW

Полный размер

ISO 100, f5.6, 1\2sec, RAW

Мои выводы и наблюдения не через объектив фотоаппарата: Штатный свет Philips 3000К очень хороший, для меня минусов нет кроме пожалуй излишней желтизны, которую я очень не люблю. Видимость в любую погоду и достаточная яркость.
Osram Cool Blue Intense 4200К +20% выдающиеся результат! Его преимущество конечно более белый свет (не ксенон конечно) но желтизна ушла навсегда. На фото может не заметно но в риале примерно на 6-8% светит даже ярче штатного. Видимость прекрасная в любую погоду.
Clear Light Xenon Vision 6000K на фотографиях может показаться не таким уж и темным, но поверьте это не так, в реальных условиях света категорически не хватает! Я ехал ночью по трассе по сырому асфальту (и это заметьте еще не в дождь! было бы еще хуже!). Да, вид конечно самый красивый из теста, опять до ксенона не дотягивает, но от штатной разница существенна.

Естественно я выбрал для себя Osram Cool Blue Intense, всем хорошего света :))
Надеюсь кому то было интересно.)

www.drive2.ru

Сравнение света галогеновых ламп — Volkswagen Polo Sedan, 1.6 л., 2011 года на DRIVE2

Решил поделиться своими экспериментами по улучшению головного освещения.Суть моих экспериментов не в том, что меня не устраивал штатный свет.А в том, что человек стремится к лучшему.Фото сделаны не проф.аппаратом, но общее представление дают.

Фото сделано в сырую погоду.Желтый свет конечно видно лучше, чем белый, но он очень не привычен глазу.После 2 недель эксплуатации заменил.

Данные лампы в сухую погоду светят отлично, как светофор, сверху вниз-белый, желтый, фиолетовый.В сырую погоду светят плохо.

Вопреки существующему мифу, что это суперлампы, это далеко не так.ИМХО
Если свет белый, то это еще не значит, что он хорошо освещает дорогу.В сухую погоду-отлично.В сырую "не фонтан"

Единственные лампы, по моему мнению, которые имеют действительно приятный глазу яркий белый цвет.В сухую погоду светят отлично, в сырую-очень неплохо.Единственный минус-срок службы.При работе 3-4 часа в день-полгода, причем обе лампы сгорают почти одновременно.

Эти лампы эксклюзивны.В хорошую погоду светят серым светом, в плохую погоду не светят вообще.Зато в фаре, смотрится как ксенон.


Пока остановился на этих лампах.Светят ярко, но слегка отдают желтизной на ближнем свете.В фаре смотрятся белыми.


Фото не сохранились, но могу порекомендовать Sho-me SVU +120.Именно после этих ламп я ставил Koito и был ими очень разочарован.

А вот эти "близнецы" в блистере светят нормально, но "галка" нечеткая, и отдают не приятной желтизной.

Для поклонников които, внесу ложечку дёгтя, что бы не обольщались на счёт их "супер" света.В одной фаре OSRAM Night Breaker в другой Koito White Beam III

Продолжение здесь-

www.drive2.ru/l/2748016/

www.drive2.ru

Выбор галогеновых ламп повышеной мощьности — ГАЗ 31, 2.4 л., 1999 года на DRIVE2

Началось с то что перегорела одна лампочка Диалучь +60 проработав месяц, и встал вопрос о покупке новых. Так как Диалучь почти не светил и свет был темно желтый то встал вопрос о выборе нормальных лампочек.
Проштудировав кучу форумов пришел к выводу (при бюджете не более 1500р за 2 лампы Н4, ибо дороже нет смысла):

САМЫЕ МОЩНЫЕ и самый лучший свет — Philips X-treme Vision +100 яркости, примерно 1100р за 2 лампы Н4. Светят ярко, светло желтым, свет ложиться хорошо и равномерно, очень качественно, по комментариям работают 8 — 18 месяцев.

ДЕШЕВЫЙ АНАЛОГ — X-treme Vision это OSRAM Night Breaker Plus +90 яркости +10 белезны, около 750р за 2 лампы Н4 чуть похуже Philips (хотя в магазинах они стоят около 1000, видел и за 1200, но нашел местечко где по 550). Свет ближний светло желтый, дальний с белым оттенком (мне показалось дальний за счет белого оттенка светит хуже и за счет чуть голубоватого стекла), светят более чем достойно и дальше обычной лампочки, свет так же ложиться равномерно, долговечность около 3 месяца.

БЕЛЫЙ СВЕТ- по обещаниям дают Philips Crystal Vision и Philips Blue Vision Ultra но он сильнее отдает голубоватым. Свет получается белым, красивым, фары тоже смотрятся красиво (как ксенон) Crystal белым, Blue синеватым.
Светят хорошо но хуже чем X-treme и Night Breaker. Также за счет белого цвета и синий колбы которая забирает часть яркости. С ними лучше ездить в хорошую погоду по городу.

ДЕШЕВЫЙ БЕЛЫЙ СВЕТ — OSRAM Cool Blue Hyper 5000k. В магазине обещали что они дают самый белый свет. В цело почти тоже что Philips, но не так долговечно и дешевле.
Если хочется попробывать белый свет то они должны подойти.

СИНИЙ СВЕТ — Philips Diamond Vision 5000k. Красивый синий свет, красивые фары (как ксенон), но толку мало, исключительно для сухой погоды в городе.

ДЕШЕВЫЙ СИНИЙ СВЕТ — их я к сожалению не искал так как мне нужен был яркий свет.
Знаю есть MTF-Light Palladium — светят паршиво, тут сравнение ffclub.ru/topic/34629/jump_3200/#comments. Света мало к тому же он не равномерный. Но зато самые красивые фары.

САМЫЕ ДОЛГОВЕЧНЫЕ — Philips с повышенным сроком службы.

Итоги: Качественнее всего светит Philips, подешевле OSRAM. Кстати у Philips мало видов цоколей, поэтому в ПТ и тд можно вставить похожие OSRAM.
От MTF толку мало, но красивые фары.
По поводу PIAA, IPF, CATZ и тд на мой взгляд они не стоят своих денег. Может они и светят поярче и кельвинов больше, но сушествуют еще много важных факторов чем просто мощность, об этом писалось ранее на этом сайте. Например у Philips X-treme намного меньше кельвинов чем у Diamond, но видно от него чуть ли не в разы лучше.
Также лучше лампы с прозрачным цоколем, так как самая незначительная голубизна на цоколе, ухудшает свет и просто желтый оттенок видно лучше всего, но по заверением от него и глаза устают сильнее.

Мой выбор пал на Philips X-treme Vision +100, а купил себе OSRAM Night Breaker Plus +90 попробовать (вдруг не понравиться, а переплачивать не хотелось), разница заметна сразу, диапазон их освещения прилично больше чем у обычных, светят ярко, свет ложиться хорошо, даже наверно на 35 метров дальше светят, как заявлено) В общем покупкой более чем доволен, светят класс, если перегорят то скорее всего возьму X-treme Vision, в общем свои деньги они оправдывают.

На счет мега-мощных ламп я пока не интересовался, OSRAMa хватает. Наверно это 80-90-100w ралли лампы с повышенной мощностью.

Пс:
— Не для рекламы, сайт с большим выбором лампочек www.buenoshop.ru/category/avtomobilnye-lampy/ кому интересно.
— У ламп одинаковых производителей в моем посте цена и срок службы примерно одинаковый.
— Очень хотел но не получилось найти лампу с розовым цветом, точнее получилось PIAA Super Plazma но 3500р за галоген перебор. Если кто знает такие лампы то посоветуйте пожалуйста.
— Текст мой собственный.

www.drive2.ru

Выбор галогеновых ламп — Лада Приора Хэтчбек, 1.6 л., 2009 года на DRIVE2

Свет в автомобиле должен быть хорошим. Поэтому когда в одной фаре перегорела лампочка ближнего, я скрупулезно подошёл к выбору новых ламп, прошерстив тонны информации в сети. Особенно обращал внимание на отзывы и длительный опыт использования. Теперь, по прошествии года использования описанных ниже ламп, я готов поделиться своим выбором. Дальше много букв, так что те, кто не любит читать "умные" мысли — смело в конец смотреть картинки :)

Сперва прочитал многочисленные отзывы на всевозможных ресурсах покупателей тех или иных лампочек от именитых брендов: Osram, Philips, Koito и пр. Итог один: мнения у всех разные и абсолютно противоположные. И каждый с пеной у рта защищал те лампы, которые сам купил :)

Так что в первую очередь руководствовался лабораторными тестами реальных образцов. То есть это сравнение разных экземпляров нескольких образцов различных партий на профессиональном оборудовании: помещение, фотокамера, белая стенка, многометровые линейки. В этих тестах измеряли дальность освещения, величину светового потока (сколько люменов), величину освещения (на единицу площади), измеряли углы освещения, проверяли возможность ослепления встречных и попутных водителей. Единственное, что в лабораторных условиях нельзя было проверить — долговечность испытуемых образцов.

Исходя из результатов тестов, я сделал следующие выводы:
1) Не все лампы одинаковы по качеству изготовления
Некоторые образцы были кривоваты по исполнению, даже среди дорогих экземпляров. Имеется ввиду, что они могли слепить попутных водителей, не были выдержаны углы освещения. Где-то была недостаточно освещена обочина, где-то слишком засвечена встречка.

2) Не стоит верить заявленным цифрам
То, что производитель пишет на лицевой стороне коробки — не обязательно должно совпадать с реальностью. Во-первых производитель вправе написать на лицевой стороне ВСЁ, что угодно, поскольку это рекламная сторона и она является полем для свободы воображения маркетологов. Производитель отвечает лишь за

www.drive2.ru

история создания, тонкости конструкции, любопытные факты — Lumileds на DRIVE2

Галогенные лампы используются в подавляющем большинстве автомобильных фар и пока не собираются сдавать свои позиции. Долговечность, приемлемая яркость и низкая цена — таким сочетанием потребительских свойств не могут похвастаться ни ксеноновые, ни светодиодные лампы.


История изобретения

Первая пригодная для освещения лампа накаливания

Генрих Гебель, первое опубликованное фото, январь 1893 г. Goebel lamp № 5 из материалов судебного процесса 1893, Boston

Прототипы лампы накаливания появились в самом начале XIX века. Автором же первой пригодной для практического применения лампы накаливания был немецкий часовщик Генрих Гёбель. Дело было в 1854 году. В качестве тела накала в его лампе выступала обугленная бамбуковая нить толщиной 0,2 мм. Источником тока выступала химическая батарея.

Разумеется, о массовом производстве и широком применении не могло быть и речи. Ни эффективный вакуумный насос, необходимый для вакуумирования ламп в промышленных масштабах, ни динамо-машина, способная непрерывно вырабатывать электроэнергию, еще не были изобретены.

Появление современных ламп

А.Н.Лодыгин (1847–1923) Фото: Wikipedia

Поиск наилучшей конструкции лампы накаливания вели изобретатели по всему миру. Но именно наш соотечественник Александр Николаевич Лодыгин нашел сразу несколько принципиально важных технических решений. Именно он первым предложил сворачивать нить накаливания в спираль и заполнять колбу инертным газом.

В 1900 году молибденовые и вольфрамовые лампы Лодыгина демонстрировались на Всемирной выставке в Париже.


Трудности в создании лампы накаливания

В конструкции лампы накаливания, кажется, нет ничего принципиально сложного. Но дьявол, как всегда, скрывается в деталях.

Одна из главных трудностей — найти наиболее подходящий материал для тела накала. Физика знает, что любое тело, имеющее температуру выше абсолютного нуля, излучает все длины электромагнитных волн. По мере увеличения температуры интенсивность излучения возрастает, и одновременно его максимум смещается в сторону более коротких длин волн. При температуре выше 800 К (градусов Кельвина) тело начинает излучать видимый свет в красной части спектра.

При дальнейшем повышении температуры тела свечение смещается от красного края спектра к синему. Для многих веществ, кстати, существует возможность определять температуру на расстоянии по цвету излучения. Здесь берет начало уже упомянутая нами физическая величина — цветовая температура.

Цветовая температура солнечного света примерно равна 5500 К. Зрение человека эволюционно лучше всего приспособлено именно к такому свету. В идеале искусственный источник света должен его повторять. А для этого он должен быть нагрет до температуры как раз 5500 К.

Беда в том, что это температура солнечной плазмы, и она практически недостижима. Поэтому усилия инженеров и изобретателей, работавших над конструкцией лампы накаливания, во многом были направлены именно на это — найти для тела накала лампы такое вещество, которое выдерживало бы длительное нагревание до возможно более высокой температуры. И поскольку речь идет об электрической лампочке, при этом являлось бы проводником электрического тока.

Очевидно, что поиск очень быстро привел исследователей к тугоплавким металлам. И сегодня для спиралей ламп накаливания повсеместно используется вольфрам. Температура его плавления 3695 К. Для сравнения, температура плавления железа вдвое ниже — 1812 К.

Любопытный факт: лампа-долгожительница

Срок службы бытовых ламп накаливания около 2000 часов. Хорошие галогенки в среднем работают вдвое дольше. А лампа в пожарном депо в Ливерморе (Калифорния, США) горит непрерывно с 1901 года. Сейчас ей посвящен специальный веб-сайт, и веб-камера круглосуточно передает ее изображение.

Объяснение живучести этой лампы пока не найдено. Предположительно, все дело в составе вещества, из которого изготовлена нить — в нем много углерода. Как бы то ни было, прогресс пошел по пути совершенствования ламп с вольфрамовой нитью, а не угольной. В результате появились лампы, которые сегодня называются галогенными.


Галогенная лампа — самая совершенная лампа накаливания

Чтобы повысить эффективность излучения лампы, температура тела накаливания должна быть как можно выше. При увеличении температуры доля видимого света возрастает, а потери в инфракрасной области спектра относительно сокращаются. Однако при повышении температуры также увеличивается и испарение вольфрама из тела накала: нить становится тоньше и, в конечном счете, лампочка перегорает. Но, что гораздо хуже, испаряющийся вольфрам конденсируется на внутренней поверхности стеклянной колбы и уменьшает ее прозрачность — свет лампочки становится тусклее.

Эту проблему удалось решить в галогенных лампах путем добавления в колбу буферного газа — паров брома или йода.

Иллюстрация: Philips

Процессы, происходящие в горящей галогенной лампе:

— Вольфрамовая спираль лампы имеет температуру около 3000 градусов. При такой температуре атомы вольфрама отрываются от кристаллической решетки и улетучиваются.

— Подлетая к стенкам колбы, имеющим температуру около 1400 градусов, атомы вольфрама оседают на ее поверхности. Однако при такой температуре они соединяются с галогенами, образуя галоиды.

— Молекулы галоидов перемещаются по колбе; когда они оказываются вблизи раскаленной спирали, то под действием высокой температуры распадаются. При этом атомы вольфрама возвращаются на спираль, а атомы галогенов освобождаются для нового цикла.

Галогенный цикл позволяет поддерживать поверхность колбы прозрачной и несколько увеличивает срок службы спирали. К сожалению, процесс восстановления спирали атомами вольфрама носит случайный характер. В результате со временем некоторые участки спирали слишком истончаются и лампа перегорает.

Спираль галогенной лампы восстанавливаетс

www.drive2.ru

Галогенная лампа — Википедия

Галогенная лампа Галогенная лампа накаливания с цоколем Е27 и двойной колбой

Галоге́нная (галоге́новая[1]) ла́мпа — лампа накаливания, в баллон которой добавлен буферный газ: пары галогенов (брома или иода). Буферный газ повышает срок службы лампы до 2000-4000 часов и позволяет повысить температуру спирали. При этом рабочая температура спирали составляет примерно 3000 К. Эффективная светоотдача большинства массово производимых галогенных ламп на 2012 год составляет от 15 до 22 лм/Вт.

Галогенный цикл, лежащий в основе принципа действия ламп данного типа, был открыт в 1915 году Ирвингом Ленгмюром во время исследования адсорбции газов на твёрдых поверхностях. В своих исследованиях Лэнгмюр использовал источник света с двумя вольфрамовыми спиралями, находящимися в атмосфере, содержащей пары галогенов. Он обратил внимание, что если в такой конструкции включать только одну спираль, то вторая, холодная, постепенно истончается при работе прибора вплоть до полного исчезновения, а раскалённая, наоборот, становится толще[2].

Коммерческие галогенные лампы, основанные на данном регенеративном действии, появились тем не менее, достаточно поздно, в 1959 году, что позволило повысить КПД, который для обычных ламп накаливания в то время составлял немногим более 2 %[2].

В лампе накаливания электрический ток, проходя через тело накала (обычно — вольфрамовую спираль), нагревает его до высокой температуры. Нагреваясь, тело накала начинает светиться. Из-за высокой температуры атомы вольфрама испаряются с поверхности тела накала (вольфрамовой спирали) и осаждаются (конденсируются) на менее горячих поверхностях колбы, ограничивая срок службы лампы.

В галогенной лампе окружающий тело накала иод или бром (совместно с остаточным кислородом) вступает в химическое соединение с испарившимися атомами вольфрама, препятствуя осаждению последних на колбе. Этот процесс является обратимым — при высоких температурах вблизи тела накала соединения вольфрама распадаются на составляющие вещества. Атомы вольфрама высвобождаются таким образом либо на самой спирали, либо вблизи неё. В результате атомы вольфрама возвращаются на тело накала, что позволяет повысить рабочую температуру спирали (для получения более яркого света), продлить срок службы лампы, а также уменьшить габариты по сравнению с обычными лампами накаливания той же мощности.

Галогенные лампы одинаково хорошо работают на переменном и постоянном токе. При применении плавного включения срок службы может быть повышен до 8000-12 000 часов.

Достоинством галогенных ламп является минимально возможное мерцание при питании переменным током промышленной частоты и более высокая эффективность преобразования энергии в видимый свет в сравнении с другими лампами накаливания. Недостатком этой системы является то, что распад галогенидов вольфрама при обратном переносе на спираль осуществляется неравномерно и зависит от температуры участков спирали. В результате, на ней образуются со временем утолщения и утоньшения, приводящие к разрушению, хотя и, конечно, гораздо медленнее, чем у простых ламп накаливания при той же температуре. При использовании галогенных ламп в сети переменного тока совместно с диммером может возникать низкочастотный акустический шум, но его нельзя отнести к недостаткам самих ламп. Утилизация их не требует особой процедуры, поскольку эти источники света не содержат веществ и материалов, опасных для окружающей среды и живых организмов (не путать с металлогалогенными лампами!).

Компактность[править | править код]

Добавление галогенов предотвращает осаждение вольфрама на стекле, при условии, что температура стекла выше 250 градусов Цельсия. По причине отсутствия почернения колбы галогенные лампы можно изготавливать очень компактными. Малый объём колбы позволяет, с одной стороны, использовать большее рабочее давление (что опять же ведёт к уменьшению скорости испарения нити) и, с другой стороны, без существенного увеличения стоимости заполнять колбу тяжёлыми инертными газами, что ведёт к уменьшению потерь энергии за счёт теплопроводности. Всё это увеличивает срок службы галогенных ламп и повышает их эффективность (КПД).

Цветопередача[править | править код]

Галогенные лампы обладают хорошей цветопередачей (Ra 99-100), поскольку их непрерывный спектр близок к спектру абсолютно чёрного тела с температурой 2800-3000 K. Их свет подчёркивает тёплые тона, но в меньшей степени, чем свет обычных ламп накаливания.

Хотя галогенные лампы не достигают эффективности люминесцентных и тем более светодиодных ламп, их преимущество состоит в том, что они могут быть без каких-либо доработок использованы для замены обычных ламп накаливания, например, с диммерами и с выключателями с подсветкой («с огоньком»).

Галогенные лампы также активно используются в автомобильных фарах благодаря их повышенной светоотдаче, долговечности, устойчивости к колебаниям напряжения, малым размерам колбы. Они обозначаются латинской буквой "H" (halogen). После буквы идёт цифровое обозначение цоколя, например, h2, h5, h21, h25, h37. Также встречаются обозначения HB1, HB3, HB4.

Мощная осветительная галогенная лампа (~230 В, 150 Вт, L=118 мм)

Мощные галогенные лампы используются в прожекторах, рампах, а также для освещения при фото-, кино- и видеосъёмке, в кинопроекционной аппаратуре, в офсетной и флексографической печати и шелкографии, для экспонирования и сушки материалов, чувствительных к ультрафиолетовому излучению.

Галогенные лампы с небольшой температурой тела накала являются источниками инфракрасного излучения и используются в качестве нагревательных элементов, к примеру в электроплитах[3], микроволновках (гриль), паяльниках (спайка ИК-излучением термопластов).

Лампа типоразмера MR16

Галогенные лампы могут быть изготовлены как в компактных типоразмерах MR16, MR11 с цоколем GU 5.3, G4, GY 6.35 (на 12 вольт) или G9, GU10 (на 220 или 110 вольт), так и с цоколем Эдисона Е14 или Е27 (на 110 или 220 вольт), линейные с цоколем R7 различной длины (L=78 мм, L=118 мм и др.). Колба ламп может быть прозрачной, матированной, а также иметь рефлектор и/или рассеиватель.

Лампы типоразмеров MR не предназначены для установки в транспортных средствах (автомобилях, мотоциклах, велосипедах), при подключении через трансформатор к бытовой сети могут использоваться для стационарного освещения («точечное освещение», компактные светильники).

Лампы типоразмера GU используются для стационарного освещения и в отличие от ламп MR подключаются к бытовой сети без трансформатора. Определить тип лампы (MR или GU), установленной в светильнике или световой «точке», не вынимая лампу, можно, проследив характер изменения яркости лампы при включении и выключении. Лампа GU загорается и гаснет практически мгновенно, а лампа MR — плавнее, обладая определённой инерцией (порядка 1/2 секунды).

Лампы с цоколем Е14 (миньон) или Е27 (стандарт) предназначены для замещения обычных ламп накаливания. Они снабжены дополнительной внешней колбой (по форме и размерам напоминающей колбу обычных ламп накаливания), защищающей внутреннюю кварцевую колбу от загрязнений, случайных прикосновений и контакта с легкоплавкими материалами.

Из-за высокой рабочей температуры колбы изготавливаются из кварцевого стекла. Галогенные лампы очень чувствительны к жировым загрязнениям, поэтому их нельзя касаться даже чисто вымытыми руками. При быстром нагреве лампы после её включения эти загрязнения начинают испаряться, охлаждая ту часть колбы, на которой они находятся. Из-за неравномерности нагрева стекла в нём возникают сильные внутренние напряжения, которые могут разрушить колбу - лампа буквально взрывается с большим количеством осколков.

При установке ламп следует держать колбу лампы через чистую салфетку (или в чистых перчатках), а при случайном касании тщательно протереть колбу тканью, не оставляющей волокон (например, микрофиброй) с обезжиривателем. Обычный этиловый спирт для этих целей не очень подходит, т. к. слабо растворяет жиры и оставляет белёсые разводы.

Поскольку колба галогенной лампы разогревается до пожароопасных температур, то её следует монтировать так, чтобы в дальнейшем полностью исключить всякую возможность её соприкосновения с любыми находящимися поблизости предметами и материалами, и тем более человеческим телом.

При использовании галогенной лампы с диммером необходимо время от времени включать лампу на полную мощность примерно на 10 минут, чтобы испарить накопившийся на внутренней части колбы осадок иодида вольфрама[4].

Новым направлением развития ламп является так называемые IRC-галогенные лампы (сокращение «IRC» обозначает «инфракрасное покрытие»). На колбы таких ламп наносится специальное покрытие, которое пропускает видимый свет, но задерживает инфракрасное (тепловое) излучение и отражает его назад, к спирали. За счёт этого уменьшаются потери тепла и, как следствие, увеличивается эффективность (КПД) лампы. По данным фирмы OSRAM потребление энергии снижается на 45 %, а срок службы удваивается (по сравнению с обычной галогенной лампой). Такая галогенная лампа мощностью 65 Вт даёт световой поток 1700 лм, то есть имеет световую отдачу 26 лм/Вт[5]. Это примерно вдвое меньше световой отдачи компактной люминесцентной лампы мощностью 30 Вт (1900 лм), требующейся для создания аналогичного светового потока, и вдвое больше световой отдачи простой лампы накаливания.

ru.wikipedia.org


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта