В современных машинах Формулы-1 руль представляет собой скорее штурвал. Колёса поворачиваются на ограниченный угол, и перехватывать «баранку» не требуется — для поворота на максимум три четверти оборота в каждую сторону уже не нужна полная окружность, поэтому руль усечён сверху и снизу, а по бокам сделаны прорезиненные сектора для лучшего сцепления с гоночными перчатками.
Кроме того, это позволяет уложиться в норматив международной автофедерации ФИА по покиданию кокпита за 7 секунд — за это время нужно отстегнуть ремни безопасности, снять руль, вылезти из машины и установить «баранку» обратно. Поэтому на рулевой колонке установлено крепление, на которое с помощью круглой защёлки устанавливается сам руль — помимо физической связи с валом он обеспечивает ещё и стыковку электрических разъёмов с электрикой болида.
Ну а в детальном устройстве руля современной машины Формулы-1 позволила разобраться команда «Рено», которая предоставила для изучения «баранку» от Renault R.S.18, а инженеры коллектива выступили в качестве гидов по органам управления.
Дисплей и светодиоды с трёх сторон
Фото: Максим Вершинин, «Чемпионат»
Первое, что бросается в глаза, — дисплей и гряда светодиодов над ним и по обеим сторонам от него. На экран выводится масса информации о работе систем болида, указания от ФИА, флаговая сигнализация и даже некий аналог мессенджера, поскольку на пит-уолл есть возможность отправлять на монитор пилота короткие закодированные сообщения на разные темы: от проблем с машиной до перемен в тактике. В «Рено» у пилотов есть возможность переключаться между тремя страницами на дисплее.
Светодиоды по верху руля отображают обороты двигателя и оповещают о моменте переключения передач, три диода справа информируют о состоянии уровня заряда батарей гибридной системы, а три диода слева показывают, когда можно активировать DRS — причём в момент, когда они загораются, в наушниках у пилота срабатывает зуммер, так что момент включения крыла можно определить и на слух.
Ниже дисплея — фирменный ромб Renault. Причём это только сейчас наклейка, а раньше был полноценный шильдик, но от него отказались в 2015 году — тогда дисплей с передней стенки кокпита переехал на руль и надо было выбирать: либо пафосный логотип, либо большая диагональ экрана.
Переключатели на рулевом колесе
Фото: Максим Вершинин, «Чемпионат»
Самый большой переключатель расположен в центре руля. Как можно видеть на фотографии, он представляет собой вращающийся селектор, который можно устанавливать на 14 разных значений. И если в «Рено» каждый из секторов означает что-то одно, то в другой команде и названия, и суть этих значений отличаются. Собственно, в каждом цветном секторе зашифровано какое-то послание от гонщика команде, которое дешифровать могут только пилот и его гоночные инженеры.
Как правило, речь идёт о передаче данных о неполадке или технической проблеме с той или иной системой машины. И как я ни пытал инженеров «Рено», они загадочно улыбаются и говорят — значение этих аббревиатур остаётся тайной пилота и его команды инженеров. Но, судя по всему, с помощью переключателя можно доложить, навскидку, о проблемах с шинами, коробкой передач, аэродинамикой, и это только если говорить о тех обозначениях, которые очевидны.
По обеим сторонам от центрального селектора располагаются четыре менее крупных переключателя: за выбор режимов работы силовой установки в целом отвечает селектор справа вверху (обозначен PU), за гибридную составляющую — слева вверху (SOC), под ними слева переключатель режимов расхода топлива (Fuel), а справа — режимы сразу нескольких систем (например, дифференциала и баланс тормозов) на выходе болида из поворота (Exit).
Барабанчики по бокам руля
Фото: Максим Вершинин, «Чемпионат»
На спицах руля в верхней их части размещаются два вращающихся барабанчика. Слева — Torque, который отвечает за выбор режимов отдачи тяги двигателя. Справа — Scenario, в него заложены различные комбинации вариантов настройки всех систем болида, чтобы пилоту не приходилось настраивать их отдельными кнопками и селекторами. Этим элементом на руле пилот пользуется минимум один раз на каждом круге, так что его важность очевидна.
В средней части места ещё для двух барабанчиков. Тот, что под левой рукой — Brake, — выбирает режимы работы передних и задних тормозов и их баланс. А под правой рукой — Entry — то же самое, что вращающийся селектор Exit на ступице руля, но только для настроек при входе в поворот.
Все кнопки расположены вертикально по обеим сторонам руля — максимально близко к левой и правой его частям. Это продиктовано не только необходимостью эффективно использовать площадь небольшой «баранки», чтобы вместить на неё все необходимы элементы, но и эргономикой — при таком расположении кнопок пилот без проблем может дотянуться до каждой из них одним большим пальцем левой и правой руки. По сути, только большими пальцами рук гонщик в момент заезда может управлять этими кнопками в любом положении руля.
Кнопки на рулевом колесе
Фото: Максим Вершинин, «Чемпионат»
Жёлтая с синей обводкой кнопка PIT вверху левой части активирует ограничитель скорости, который используется при въезда на пит-лейн. Кнопка специально вынесена наверх, чтобы её можно было нажать, даже не глядя на руль.
Зелёная кнопка под ней — RW (rear wing) — отвечает за систему DRS и при нажатии на неё открывает подвижный элемент заднего антикрыла. Закрыть его можно либо вручную повторным нажатием, либо система сработает сама, как только пилот надавит на педаль тормоза.
Голубая кнопка RCH (recharge) управляет аккумуляторами, накапливающими энергию от гибридной составляющей мотора. В зависимости от наличия энергии в батареях, кнопка может их либо принудительно полностью разрядить, либо перевести в режим зарядки. Аккумуляторов хватает примерно на 33 секунды работы на каждом круге, и за эти полминуты они обеспечивают прибавку в мощности в районе 200 л.с.
Фиолетовая кнопка BO (burnout) наиболее активно используется на прогревочном круге или в режиме машины безопасности. Она переводит системы болида в режим, при котором обеспечивается пробуксовка задних колёс для лучшего прогрева покрышек — если говорить проще, отключает трекшн-контроль и позволяет активно греть шины.
Жёлтая кнопка D (drink) отвечает за подачу в шлем гонщика изотонического напитка (для каждого пилота готовятся личными физиотерапевтами по своим рецептам), но особой популярностью у гонщиков клавиша не пользуется. Пить, как признались и Нико Хюлькенберг, и Карлос Сайнс-младший не получается: спустя 15 минут после старта жидкость нагревается до состояния кипятка и пить её просто невозможно. Поэтому чаще всего ёмкость заполняют не полностью, а из расчёта именно на 15 минут заезда — заодно экономят драгоценные граммы веса машины.
Оранжевые кнопки «+1» и «-1/+10» используются для того, чтобы менять значения тех или иных настроек машины во время гонки. Соответственно можно прибавлять/убавлять что-то по одному пункту или сразу добавить десять в большую сторону. Такие градации выбраны не случайно, а по опыту наиболее часто встречающихся требований инженеров. Опять же речь исключительно о «Рено» — в других командах это может быть и +/-5, и +/-2 и так далее.
Справа вверху находится синяя кнопка с жёлтой обводкой OV (overtake) — её используют пилоты для обгона или защиты своей позиции. Нажатие на клавишу переводит системы болида в заранее запрограмированный режим максимальной отдачи всех систем. Естественно, это сказывается и на ресурсе силовой установки, и на расходе топлива, поэтому кнопку используют по особым случаям.
Красная кнопка R (radio) позволяет пилоту общаться с командой. Если необходимо передать какую-то информацию, клавиша зажимается, и пока она нажата, пилота слышат на пит-уолл.
Зелёная кнопка OIL даёт возможность быстро посмотреть давление масла в двигателе и его температуру. На вопрос, зачем гонщику такая информация, которая есть у инженеров в боксах, в «Рено» отвечают, что пилоты периодически контролируют этот параметр, если возникает подозрение на нештатную работу мотора.
Белая кнопка OK, что очевидно, служит для подтверждения полученных из боксов команд. Она же применяется в ситуации, когда выходит из строя радио — если гонщика не слышат на пит-лейн, но он слышит своих инженеров, то нажатием этой клавиши сообщает, что понимает и выполняет то, о чём ему говорят.
Голубая кнопка N (neutral) позволяет включить нейтральную передачу с первой или второй включённой передачи. Что интересно, ни клавиши R (reverse), ни подрулевого рычажка с аналогичным функционалом нет — задняя передача, которая крайне редко используется в Формуле-1, включается отдельным рычагом на стенке кокпита. Именно с этим связано то, что иногда гонщики мешкают перед включением заднего хода — не всегда удаётся быстро нащупать и включить этот рычаг.
Лепестки с задней стороны руля
Фото: Максим Вершинин, «Чемпионат»
С обратной стороны руля расположены восемь подрулевых переключателей — по три лепестка и одной мелкой кнопке слева и справа. Средние из трёх самых крупных отвечают за переключение передач — правый передачу повышает, а левый понижает.
Два нижних лепестка — это сцепление. Расположены они с двух сторон, чтобы гонщик при любом положении руля мог любой рукой выжать сцепление. Ситуации бывают разные, поэтому этот лепесток продублирован. Но, повторюсь, речь идёт о руле болида «Рено», поскольку каждая команда самостоятельно определяет расположение и количество управляющих элементов на «баранке».
Самые верхние лепестки — программируемые. Каждый гонщик «Рено» самостоятельно решает, какую функцию на них вывести. Туда можно привязать активацию DRS, подачу воды, радиосвязь, перезарядку батарей и вообще всё, что угодно, из вышеперечисленного.
А теперь подходим к самому интересному — небольшим и даже незаметным на первый взгляд кнопкам, не рычагам, в самом низу руля. Это примерно то же самое, что привлекло внимание автогоночной общественности на «баранке» болида «Феррари» Себастьяна Феттеля — только у немца был загадочный рычаг, а на «Рено» — кнопки.
Загадочные кнопки внизу
Фото: Максим Вершинин, «Чемпионат»
Конечно, за что отвечает рычаг на итальянском болиде, неизвестно, но на французской машине о назначении кнопок рассказали. Это две программируемые клавиши, на которые можно вынести специальные режимы работы систем. Например, если гонщику необходимы особые баланс тормозов, подача тяги и настройки дифференциала для апекса, условно, одного третьего поворота трассы в Барселоне, то это можно привязать к кнопке. На входе в поворот пилот её нажимает, проходит вираж с нужными ему настройками и на выходе повторно жмёт клавишу и переходит в обычный режим. На «Рено» таких кнопок две, поэтому можно сделать отдельные настройки для двух участков трассы.
Инженеры говорят, что руль — вещь индивидуальная. Она отличается не только у каждой команды, но и у пилотов внутри одного коллектива. Чаще всего общая архитектура «баранки» остаётся одной, но расположение и даже количество управляющих элементов может меняться в зависимости от предпочтений и потребностей гонщика. В «Рено» мне демонстрировали руль машины с предсезонных тестов — усреднённый вариант для Хюлькенберга и Сайнса-младшего одновременно, а к старту сезона у Нико и Карлоса уже были свои «баранки». Команды вольны в том, что располагать на руле, так что стоит ли удивляться их различием у гонщиков «Феррари», например?
В «Рено» отмечают, что для пилотов одной из самых сложных задач является изучение функций элементов на руле. Они действительно зубрят значение каждой кнопки и каждого переключателя, но при этом всё равно работают исключительно с подсказками!
Помните, когда ФИА пыталась запретить радиопереговоры команд с гонщиками? Инженеры «Рено» с ужасом вспоминают это предложение. Всё дело в том, что каждое, АБСОЛЮТНО КАЖДОЕ, изменение настроек на руле пилот делает только после того, как ему об этом скажут с пит-уолл. И дело не в том, что гонщики глупые и не знают, что нажимать и куда крутить. Просто лучше инженеров никто не знает, какие настройки и как нужно менять в каждой конкретной ситуации — гонщик, пытаясь самостоятельно найти решение проблемы, может её лишь усугубить. А может что-нибудь накрутить так, что останется в стене. Вспомните просто безобидную смену баланса тормозов Роменом Грожаном на Гран-при Азербайджана, когда француз под сейфти-каром впечатал свой «Хаас» в отбойник. Поэтому — никакой самодеятельности от слова «совсем».
«У тебя всё в синяках и болит». От чего страдают гонщики Формулы-1
Когда пилотам Ф-1 жарче всего, бывает ли им больно и не хочется ли чего-то вкусненького по ходу гонки? Сергей Сироткин всё нам рассказал.
Стоимость каждого руля в «Рено» оценивают в € 50 тыс., причём это только стоимость материалов для его изготовления — трудозатраты высококлассных инженеров, работающих над этими частями болидов, перевести в деньги в команде затрудняются. Причём вещь эта не только дорогая, но и мощная — инженеры говорят, что один руль в состоянии заменить всю мультимедийную систему дорожного автомобиля или даже игровую консоль вроде Xbox или PlayStation.
Говоря о сложности и стоимости каждого руля, становится ясно, почему в команде шутят, что гонщик после схода со злости может хоть весь болид разнести, главное, чтобы «баранку» не бросал в отбойник. А если вспомнить, что формульный руль раза в два-три меньше руля обычной машины, а умеет при этом куда больше даже самой навороченной мультифункциональной «баранки» в дорожном автомобиле, то этот элемент гоночного болида воспринимаешь уже не иначе как шедевр инженерного гения.
Фото: Максим Вершинин, «Чемпионат»
Автор благодарит Renault Russia за помощь в подготовке материала.
www.championat.com
Гонщики «Формулы-1» ежесекундно нажимают кнопки на руле. Параллельно с обгонами на высокой скорости - Поворот не туда - Блоги
Главная
Футбол
Матчи
Новости
Блоги
Статусы
Трансферы
Россия
Лига чемпионов
Лига Европы
Евро-2020
Англия
Испания
Италия
Германия
Франция
Сборные
Олимп-ФНЛ
Все турниры
Ливерпуль
Тоттенхэм
Челси
Арсенал
Зенит
Барселона
Реал Мадрид
Спартак
Сборная России
Манчестер Юнайтед
Все клубы
Салах
Сон Хын Мин
Азар
Месси
Роналду
Головин
Мбаппе
Суарес
Дзюба
Неймар
Все футболисты
Коронавирус
Хоккей
Матчи
Новости
Блоги
Статусы
КХЛ
НХЛ
Чешские игры
Юниорский чемпионат мира
Кубок Гагарина
Все турниры
Вашингтон
СКА
ЦСКА
Авангард
Тампа-Бэй
Питтсбург
Спартак
Динамо Москва
Рейнджерс
Нью-Джерси
Все клубы
Александр Овечкин
Артемий Панарин
Никита Кучеров
Андрей Свечников
Евгений Малкин
Евгений Кузнецов
Сергей Бобровский
Андрей Василевский
Никита Гусев
Илья Ковальчук
Все хоккеисты
Баскетбол
Матчи
Новости
Блоги
Статусы
НБА
Turkish Airlines EuroLeague
Единая лига ВТБ
НБА плей-офф
Зарплаты НБА
Все турниры
Лейкерс
ЦСКА
Бостон
Голден Стэйт
Милуоки
Торонто
Чикаго
Сан-Антонио
Оклахома-Сити
Зенит
Сборная России
Сборная США
Все клубы
Леброн Джеймс
Стефен Карри
Кобе Брайант
Джеймс Харден
Кайри Ирвинг
Кевин Дюрэнт
Кавай Ленард
Расселл Уэстбрук
Алексей Швед
Яннис Адетокумбо
Зайон Уильямсон
Все баскетболисты
Авто
Гонки
Новости
Блоги
Статусы
Формула 1
MotoGP
Формула 2
Формула E
Ралли Дакар
Шелковый путь
Все турниры
Феррари
Макларен
Ред Булл
Мерседес
Уильямс
Хаас
Альфа Таури
Рейсинг Пойнт
Рено
Альфа Ромео
Все команды
Льюис Хэмилтон
Себастьян Феттель
Даниил Квят
Ландо Норрис
Кими Райкконен
Карлос Сайнс
Шарль Леклер
Валттери Боттас
Даниэль Риккардо
Макс Ферстаппен
Все пилоты
Теннис
Новости
Блоги
Статусы
Ролан Гаррос
Уимблдон
US Open
Australian Open
Мужчины
Женщины
Кубок Дэвиса
Все турниры
Новак Джокович
Роджер Федерер
Рафаэль Надаль
Наоми Осака
Симона Халеп
Мария Шарапова
Серена Уильямс
Карен Хачанов
Даниил Медведев
Александр Зверев
Эшли Барти
Все теннисисты
Бокс/MMA/UFC
Новости
Блоги
Статусы
UFC
MMA
Бокс
UFC 248
UFC 249
Бой Хабиб – Тони Фергюсон
Бой Тайсон Фьюри – Деонтей Уайлдер
Все турниры
Хабиб Нурмагомедов
Конор Макгрегор
Федор Емельяненко
Александр Усик
Василий Ломаченко
Энтони Джошуа
Деонтей Уайлдер
Сауль Альварес
Тони Фергюсон
Александр Емельяненко
Все бойцы
Ставки
Фигурное катание
Новости
Блоги
Статусы
Гран-при
Чемпионат мира
Чемпионат мира среди юниоров
Все турниры
Сборная России
Сборная Японии
Сборная США
Сборная Канады
Сборная Франции
Все сборные
Алена Косторная
Алина Загитова
Евгения Медведева
Александра Трусова
Анна Щербакова
Михаил Коляда
Елизавета Туктамышева
Этери Тутберидзе
Татьяна Тарасова
Все фигуристы
Биатлон
Гонки
Новости
Блоги
Статусы
Кубок мира
Кубок IBU
Чемпионат России
Все турниры
Сборная России
Сборная России жен
Сборная Германии
Сборная Германии жен
Сборная Норвегии
Сборная Норвегии жен
Все сборные
Александр Логинов
Мартен Фуркад
Йоханнес Бо
Доротея Вирер
Дмитрий Губерниев
Лиза Виттоцци
Светлана Миронова
Екатерина Юрлова
Дмитрий Малышко
Все биатлонисты
Стиль
Лыжи
Легкая атлетика
Волейбол
Регби
Олимпиада-2020
Американский футбол
Бадминтон
Бейсбол
Бильярд/снукер
Борьба
Бобслей/сани/скелетон
Велоспорт
Водные виды
Гандбол
Гимнастика
Гольф
Гребля
Единоборства
Керлинг
Конный спорт
Коньки/шорт-трек
Мини-футбол
Настольный теннис
Парусный спорт
Пляжный футбол
Покер
Современное пятиборье
Стрельба
Триатлон
Тяжелая атлетика
Фехтование
Хоккей на траве
Хоккей с мячом
Шахматы
Экстремальные виды
Экзотические виды
Промокоды
Финансы
Прочие
Главная
Футбол
Коронавирус
Хоккей
Баскетбол
Авто
Теннис
Бокс/MMA/UFC
Ставки
Фигурное катание
Биатлон
Стиль
Лыжи
Легкая атлетика
Волейбол
Регби
Олимпиада-2020
Американский футбол
Бадминтон
Бейсбол
Бильярд/снукер
Борьба
Бобслей/сани/скелетон
Велоспорт
Водные виды
Гандбол
Гимнастика
Гольф
Гребля
Единоборства
Керлинг
Конный спорт
Коньки/шорт-трек
Мини-футбол
Настольный теннис
Парусный спорт
Пляжный футбол
Покер
Современное пятиборье
Стрельба
Триатлон
Тяжелая атлетика
Фехтование
Хоккей на траве
Хоккей с мячом
Шахматы
Экстремальные виды
Экзотические виды
Промокоды
Финансы
Матч-центр
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Авто
Биатлон
Новости
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Теннис
Авто
Бокс/MMA/UFC
Биатлон
Фигурное катание
Прочие
Академия футбола
Блоги
Блоги
Форумы
Статусы
Комментарии
Футбол
Россия
Сборные
Лига чемпионов
Лига Европы
Англия
Испания
Италия
Германия
Франция
Украина
Южная Америка
Голландия
Португалия
Африка
Любительский
Азия
Беларусь
ФНЛ
Хоккей
🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
Россия
Сборные
НХЛ
КХЛ
Баскетбол
Turkish Airlines Euroleague
Россия
НБА
Зарплаты НБА
Еврокубки
Сборные
Еврочемпионаты
Женский баскетбол
Биатлон
Чемпионат мира по биатлону
Кубок мира по биатлону
Теннис
ATP
WTA
Кубок Дэвиса
Кубок Федерации
Ролан Гаррос
Авто
Формула-1
Мото
Ралли
ДТМ
Другие серии
Бокс/MMA/UFC
Бокс Профи
ММА
Прочее
Фигурное катание
Чемпионат мира по фигурному катанию
Прочие
Американский футбол
Бадминтон
Бейсбол
Бильярд/снукер
Борьба
Бобслей/сани/скелетон
Велоспорт
Водные виды
Волейбол
Гандбол
Гимнастика
Гольф
Гребля
Единоборства
Керлинг
Конный спорт
Коньки/шорт-трек
Легкая атлетика
Лыжи
Мини-футбол
Настольный теннис
www.sports.ru
как устроена "баранка" болида Формулы-1 — «Автоспорт» на DRIVE2
Если вы считаете, что мультифункциональный руль какого-нибудь Mercedes-Maybach с сенсорными тачпадами — верх технологий, то у меня есть для вас плохая новость. «Баранка» Renault может быть дороже и совершеннее иного автомобиля в целом. Правда, с одной оговоркой — если речь идёт о болиде Renault R.S.18 для гонок Формулы-1 сезона 2018 года.
Полный размер
Примерно так выглядит установленный и включенный руль Renault R.S.18
Машины Формулы-1 на заре становления чемпионата мира с точки зрения рулей ничем не отличались от дорожных автомобилей — гигантская «баранка», чтобы легче было ворочать колёса в отсутствие усилителей, с простыми спицами и деревянным, как правило, ободом. В 1960-70-е годы болиды стали становиться ниже и уже, что потребовало уменьшения рулей, а с развитием технологий на «баранках» стали появляться многочисленные элементы управления.
В современных машинах Формулы-1 руль представляет собой скорее штурвал. Колёса поворачиваются на ограниченный угол и перехватывать «баранку» не требуется — для поворота на максимум три четверти оборота в каждую сторону уже не нужна полная окружность, поэтому руль усечён сверху и снизу, а по бокам сделаны прорезиненные сектора для лучшего сцепления с гоночными перчатками пилотов.
Кроме того, это позволяет уложиться в норматив Международной автомобильной федерации FIA по покиданию кокпита за 7 секунд — за это время нужно отстегнуть ремни безопасности, снять руль, вылезти из машины и установить «баранку» обратно. Поэтому на рулевой колонке установлено крепление, на которое с помощью круглой защёлки устанавливается сам руль — помимо физической связи с валом он обеспечивает ещё и стыковку электрических разъёмов с электрикой болида.
Полный размер
Пилоты Renault Sport Formula One Team Нико Хюлькенберг и Карлос Сайнс-младший на трассе
Ну а в детальном устройстве руля современной машины Формулы-1 позволила разобраться команда Renault Sport Formula One Team, которая предоставила «баранку» от Renault R.S.18 для изучения и инженеров коллектива в качестве гидов по органам управления на руле.
Полный размер
Так выглядит руль Renault R.S.18 — от кнопок и переключателей буквально разбегаются глаза!
Первое, что бросается в глаза, так это, конечно, дисплей и гряда светодиодов над ним и по обеим сторонам от него. На экран выводится масса информации о работе систем болида, указания от FIA, флаговая сигнализация и даже некий аналог мессенджера, поскольку на пит-уолл есть возможность отправлять на монитор пилота короткие закодированные сообщения на разные темы: от проблем с машиной до перемен в тактике. В Renault Sport Formula One Team у пилотов есть возможность переключаться между тремя страницами на дисплее.
Светодиоды поверху руля отображают обороты двигателя и оповещают о моменте переключения передач, три диода справа информируют о состоянии уровня заряда батарей гибридной системы, а три диода слева показывают, когда можно активировать DRS — причём в момент, когда они загораются, в наушниках у пилота срабатывает зуммер, так что момент включения крыла можно контролировать и на слух тоже.
Полный размер
Нико Хюлькенберг за рулём Renault R.S.18
Ниже дисплея — фирменный ромб Renault. Причём это только сейчас наклейка, а раньше был полноценный шильдик, но от него отказались в 2015 году — тогда дисплей с передней стенки кокпита переехал на руль и надо было выбирать, либо пафосный логотип, либо большая диагональ экрана.
Самый большой переключатель расположен в центре руля. Как можно видеть на фотографии, он представляет собой вращающийся селектор, который можно устанавливать на 14 разных значений. И если в Renault Sport Formula One Team каждый из секторов означает что-то одно, то в другой команде и названия, и суть этих значений отличаются. Собственно, в каждом цветном секторе зашифровано какое-то послание от гонщика команде, которое дешифровать могут только пилот и его гоночные инженеры.
Как правило, речь идёт о передаче данных о неполадке или технической проблеме с той или иной системой машины. И как я ни пытал инженеров Renault Sport Formula One Team, они загадочно улыбаются и говорят — значение этих аббревиатур остаётся тайной пилота и его команды инженеров. Но, судя по всему, с помощью переключателя можно доложить, навскидку, о проблемах с шинами, коробкой передач, аэродинамикой и это только если говорить о тех обозначениях, которые очевидны.
Полный размер
Карлос Сайнс-младший за рулём Renault R.S.18
По обеим сторонам от центрального селектора располагаются четыре менее крупных переключателя: за выбор режимов работы силовой установки в целом отвечает селектор справа вверху (обозначен PU), за гибридную составляющую — слева вверху (SOC), под ними — слева переключатель режимов расхода топлива (Fuel), а справа — режимы сразу нескольких систем (например, дифференциала и баланс тормозов) на выходе болида из поворота (Exit).
На спицах руля в верхней их части размещаются два вращающихся барабанчика. Слева — Torque, который отвечает за выбор режимов отдачи тяги двигателя. Справа — Scenario, в него заложены различные комбинации вариантов настройки всех систем болида, чтобы пилоту не приходилось настраивать их отдельными кнопками и селекторами. Этим элементом на руле пилот пользуется минимум один раз на каждом круге, так что его важность очевидна.
В средней части места ещё для двух барабанчиков. Тот, что под левой рукой — Brake — выбирает режимы работы передних и задних тормозов и их баланс. А под правой рукой — Entry — то же самое, что вращающийся селектор Exit на ступице руля, но только для настроек при входе в поворот.
Все кнопки расположены вертикально по обеим сторонам руля — максимально близко к левой и правой его частям. Это продиктовано не только необходимостью эффективно использовать площадь небольшой «баранки», чтобы вместить на неё все необходимы элементы, но и эргономикой — при таком расположении кнопок пилот без проблем может дотянуться до каждой из них одним большим пальцем левой и правой руки. По сути, только большими пальцами рук гонщик в момент заезда может управлять этими кнопками в любом положении руля.
Полный размер
Нико Хюлькенберг за рулём Renault R.S.18
Жёлтая с синей обводкой кнопка PIT вверху левой части активирует ограничитель скорости, который используется при въезда на пит-лейн. Кнопка специально вынесена наверх, чтобы её можно было нажать даже не глядя на руль.
Зелёная кнопка под ней — RW (rear wing) — отвечает за систему DRS и при нажатии на неё открывает подвижный элемент заднего антикрыла. Закрыть его можно либо вручную повторным нажатием, либо система сработает сама, как только пилот надавит на педаль тормоза.
Голубая кнопка RCH (recharge) управляет аккумуляторами, накапливающими энергию от гибридной составляющей мотора. В зависимости от наличия энергии в батареях, кнопка может их либо принудительно полностью разрядить, либо перевести в режим зарядки. Аккумуляторов хватает примерно на 33 секунды работы на каждом круге и за эти полминуты они обеспечивают прибавку в мощности в районе 200 л.с.
Фиолетовая кнопка BO (burnout) наиболее активно используется на прогревочном круге или в режиме машины безопасности. Она переводит системы болида в режим, при котором обеспечивается пробуксовка задних колёс, что позволяет активно греть шины и сохранять их рабочую температуру.
Жёлтая кнопка D (drink) отвечает за подачу в шлем гонщика изотонического напитка (для каждого пилота готовятся личными физиотерапевтами по своим рецептам), но особой популярностью у гонщиков клавиша не пользуется. Пить, как признались и Нико Хюлькенберг, и Карлос Сайнс-младший не получается. Не потому, что немцу и испанцу не нравится пить за рулём — спустя 15 минут после старта гонки, жидкость нагревается до состояния кипятка и пить её просто невозможно. Поэтому, чаще всего, ёмкость заполняют не полностью, а из расчёта именно на 15 минут заезда — заодно экономят драгоценные граммы веса машины.
Оранжевые кнопки «+1» и «-1/+10» используются для того, чтобы менять значения тех или иных настроек машины во время гонки. Соответственно, можно прибавлять/убавлять что-то по одному пункту или сразу добавить десять в большую сторону. Такие градации выбраны не случайно, а по опыт
www.drive2.ru
Как устроен руль Формулы-1: все кнопки и переключатели, инфографика
Евгений Кустов
Руль Формулы-1 – набор непонятных кнопок и рычажков. Но теперь вы всё поймёте
Мы подписали каждую кнопку и переключатель.
Авто / Формула-1
Рулевое колесо Формулы-1 — настоящий ребус для тех, кто впервые возьмёт его в руки. Даже новичок Формулы-1 Александер Албон признался, что далеко не сразу выучил значения всех кнопок и переключателей – что уж говорить про обычных болельщиков. На помощь пришла пресс-служба «Мерседеса», которая выложила фотографию рулевого колеса с аннотациями. Мы перевели всё на русский язык, а после инфографики вас ещё ждут несколько ответов от пресс-службы насчёт работы и создания руля.
Фото: Алексей Биркле, «Чемпионат», Mercedes-AMG Petronas Motorsport
— Какие кнопки самые важные? — Это зависит от ситуации. Например, если гонщик больше не может услышать своего гоночного инженера, то внезапно очень важным становится переключатель громкости радио. Если же вы спросите пилота, что важнее всего, то, вероятно, он выберет переключатель стратегий, ведь он сильно влияет на работу машины. Он контролирует режимы силового блока и влияет на производительность как двигателя внутреннего сгорания, так и использование энергии от генератора MGU-K, а также на накопление энергии MGU-Kи MGU-H.
— Какие функции рулевого колеса используются чаще всего? — Самые используемые функции — это собственно изменение направления и переключение передач. За круг в Мельбурне пилот использует лепестки примерно 50 раз.
Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
Руль любой машины Формулы-1 – царство рычажков, кнопок и лепестков. Но что все они значат и какие в «баранке» спрятаны секреты?
— Насколько трудно справляться со всеми кнопками, когда машина едет на максимальной скорости? — Очень сложно. Машина Формулы-1 не только очень быстра, но и подвержена сильным вибрациям, особенно на трассах с относительно кочковатым покрытием. Тот факт, что пилоты надевают перчатки, а кнопки относительно маленькие, тоже не помогает. Но есть ряд вещей, который упрощает работу.
Чтобы снизить риск случайного нажатия неправильной кнопки, команда использует кнопки, которые также используются в самолётах. Они не только очень надёжны, но и требуют при нажатии сильного усилия и обеспечивают серьёзную отдачу. Команда также установила маленькие пластиковые кольца вокруг определённых кнопок, чтобы минимизировать риск нажатия на кнопку. Расположение этих колец может меняться от гонки к гонке. Они особенно важны в узких поворотах вроде шпильки в Монако, когда гонщики используют максимальный угол поворота. Кроме того, команда постоянно следит за данными, чтобы незамедлительно оповестить гонщика, если он случайно выбрал неправильную настройку.
— Как много у каждого пилота рулевых колёс? — На протяжении сезона у каждого гонщика бывает от трёх до четырёх рулей. На создание одного руля требуется примерно 80 часов. В процесс конструирования и производства руля вовлечены конструкторы по механике и электрике, а также техники, отвечающие за проводку.
www.championat.com
Главная техническая новинка Формулы-1 – спорное рулевое управление «Мерседеса» W11
Дмитрий Захарченко
Это вообще законно? Хитрая и спорная новинка «Мерседеса» всполошила соперников
Остроумное решение или нарушение регламента? W11 прямо на ходу меняет схождение колёс — это может стать главным оружием «Мерседеса».
Авто / Формула-1
Если в первый день предсезонных тестов главной темой в паддоке был новый «Рейсинг Пойнт», до степени смешения похожий на прошлогодний «Мерседес», то теперь всё внимание приковано к самим действующим чемпионам. Так, во второй день заездов с бортовой камеры было видно, что Хэмилтон при разгоне тянет руль на себя, а на торможении — утапливает его глубже. Более того, это позволяет прямо на ходу менять сход-развал. Но не является ли такая система прямым нарушением технического регламента?
Скандал в Формуле-1? Новая машина «розовых пантер» подозрительно похожа на «Мерседес»
Зачем придумывать своё, если можно просто взять чемпионскую машину годичной давности? И пусть конкуренты бесятся.
Что это было?
В «Мерседесе» по понятным причинам стараются не вдаваться в подробности. Тем временем новинку уже активно обсуждают в паддоке — работа новой системы немцев для всех стала сюрпризом. Не ясно, как именно, но теперь пилот прямо из кокпита может регулировать отдельные настройки подвески по ходу круга.
«На машинах Формулы-1 обычно используется отрицательное схождение передних колёс (при таком схождении передняя кромка колеса вывернута наружу. — Прим. „Чемпионата“), что позволяет входить в поворот чуть менее агрессивно, но на прямых при таких настройках шина начинает скрестись об асфальт и перегреваться без видимых причин», — объясняет Гэри Андерсон, бывший технический директор «Джордана».
«„Мерседес“, похоже, внедрил систему, при которой на разгонах руль выезжает ближе к пилоту, а колёса встают параллельно, а стоит вам ударить по тормозам, и руль утапливается глубже и возвращает отрицательное схождения для входа в поворот. Очень остроумно, — продолжает специалист. — С одной стороны, это даёт скорость на прямых, с другой — обеспечивает сцепление в поворотах. На трассах типа „Монцы“ такая система может дать действительно большое преимущество».
Также есть и другое мнение: система предназначена для того, чтобы не давать шинам остывать на длинных прямых и не даёт заметного преимущества в плане аэродинамики. Так или иначе, главный вопрос — легальна ли система «Мерседеса».
Все машины Формулы-1 на 2020 год представлены. Пора следить за тестами!
Посмотрели вживую на болиды «Альфа Ромео» и «Хааса». А теперь начались тесты Формулы-1!
Это законно?
Некоторые отмечают, что, возможно, рулевое колесо меняет своё положение не автоматически — Хэмилтон самостоятельно утоплял или вытягивал его. Другими словами, схождение колёс менялось не само по себе при нажатии педали, что наверняка было бы сочтено нарушением пункта правил, запрещающего автоматические помощники. Вместо этого положение руля, а с ним и схождение колёс осознанно и самостоятельно менял пилот.
В то же время в техническом регламенте Формулы-1 есть пункт, запрещающий изменения регулировок подвески во время движения (пункт 10.2.3: «No adjustment may be made to any suspension system while the car is in motion.»). Однако руководитель «Мерседеса» Тото Вольф в экспресс-комментарии F1 TV заявил, что система не затрагивает подвеску, а меняет лишь положение колеса. То есть она не может быть запрещена, поскольку любой пилот при повороте меняет положение колеса.
Фото: Rudy Carezzevoli/Getty Images
На тестах команды могут использовать практически любые машины — независимо от их соответствия регламенту. Подать протест на «Мерседес» можно будет только на первом этапе сезона в Мельбурне, и тогда Вольфу и Джеймсу Эллисону придётся доказывать легальность своей новинки. Они могут настаивать на пункте регламента 10.4.1, который запрещает использование рулевых систем, контролирующих положение более двух колёс, но не описывает, в какой степени она контролирует два колеса. Однако если ФИА решит, что изменение схождения это регулировка подвески, то противопоставить пункту 10.2.3 «Мерседесу», пожалуй, будет нечего.
«Альфа Таури» стала сильнее. Чего теперь ждать от Квята в новом сезоне Формулы-1?
Вероятно, российский гонщик получит более мощную технику, чем прежде. Но легко всё равно не будет.
А если не запретят?
В современной Формуле-1 распространена практика, когда инженеры консультируются с ФИА на тему легальности той или иной новой идеи. Неясно, общался ли «Мерседес» с федерацией по данному вопросу, но окончательное решение в любом случае будет за ней. И не исключено, что ФИА встанет на сторону немцев — как это было с «Брауном» в 2009 году. Да, дух правил нарушен, это понятно, однако из-за того, что сами правила могут быть не слишком чёткими, доказать факт нарушения порой становится невозможно.
Если ФИА позволит «Мерседесу» использовать эту систему, это станет большим ударом и по «Ред Булл», и по «Феррари». И больше даже по «Скудерии», которая в погоне за чемпионами радикально перестроила свою машину, пожертвовав максимальной скоростью ради прижимной силы. Специалисты в паддоке отмечают, что на копирование системы «Мерседеса» уйдёт минимум полгода — и стоит понимать, что в эти полгода придётся отложить другие проекты и полностью пересмотреть программу развития шасси. А ведь многие уже начинают понемногу заниматься машиной 2021 года.
Невозможно предсказать, что в итоге решит ФИА. Проблема в том, что решение наверняка будет принято только после Гран-при Австралии — и отделаться от ощущения политизированности решения будет очень сложно.
Эллисон: «Мерседес» уверен, что наша система отвечает всем требованиям
www.championat.com
Как это работает: Руль в машине Mercedes
Машина Формулы 1 – сложнейшее произведение инженерного искусства, и даже руль в ней, на первый взгляд, недоступен пониманию непосвящённых. Эксперты команды Mercedes рассказали о проектировании и производстве рулевого колеса, и о его функциях...
Сколько кнопок и переключателей находится на рулевом колесе машины Формулы 1, для чего они предназначены?
Всего на нашем руле образца 2019 года расположено 25 кнопок и переключателей, а также рычажки сцепления и перемены передач. Пять кнопок и переключателей отвечают за изменение настроек тормозов: гонщик может варьировать тормозной баланс, смещая его вперёд или назад, чтобы добиться оптимальных торможений перед каждым конкретным поворотом.
Также можно изменять интенсивность торможения двигателем или регулировать характер динамического распределения тормозного усилия – в зависимости от того, насколько жёстко гонщик давит на педаль.
Ещё три переключателя управляют работой дифференциала, регулируя количество крутящего момента, которое распределяется между задними колёсами – на входе в поворот, в апексе и на выходе из поворота.
Остальные кнопки и переключатели предназначены для выполнения разных прочих функций – от изменения настроек силовой установки до выбора информации, которая выводится на дисплей, включения радио или активации ограничителя скорости на пит-лейн.
Ещё одна кнопка управляет работой системы DRS, которая в 2019 году стала более эффективной, поскольку заднее крыло увеличилось в размерах.
Какие кнопки наиболее важны?
Это зависит от ситуации. Например, если гонщик плохо слышит своего инженера, то неожиданно очень важной становится ручка громкости радио. Если же поинтересоваться мнением пилота, какую кнопку он считает наиболее важной, то, вероятно, он выберет переключатель Strat [от Strategy], влияющий на скорость машины. Strat отвечает за выбор режимов работы силовой установки, от него зависит как уровень мощности двигателя внутреннего сгорания, так и использование электрической энергии мотор-генератора MGU-K, плюс изменение уровня рекуперации энергии обоими мотор-генераторами – и MGU-K, и MGU-H.
Каждый режим работы силовой установки увязан с определённым пробегом, поскольку важно найти правильный баланс между эффективностью и надёжностью, и пилот обычно получает инструкции от своего инженера, в какое положение поставить переключатель Strat, чтобы в нужный момент гонки использовать тот или иной режим.
Какие функции рулевого колеса используются чаще всего?
Чаще всего оно используется собственно для изменения направления движения, а также для переключения передач. Например, по ходу круга по трассе в Мельбурне гонщик переключает передачи около 50 раз. Светодиодный индикатор, расположенный над центральным дисплеем, помогает выбрать идеальный момент для переключения.
Кроме управления машиной и переключения передач, гонщик также выполняет многочисленные действия, чтобы отрегулировать баланс тормозов, выбрать какие-то тонкие настройки машины в зависимости от характеристик конкретного поворота.
Из чего изготовлено рулевое колесо?
Для изготовления используются различные материалы, в основном это углепластик, стекловолокно, кремний, титан и медь. Из них изготавливаются сотни отдельных деталей, из которых собираются более крупные компоненты, которые находятся внутри рулевого колеса.
Большинство этих компонентов – детали на платах, корпус из углепластика, система, позволяющая быстро снять руль, электрические разъёмы и сам руль – изготавливаются силами команды на базе в Брэкли. Только два из них, центральный дисплей и материнская плата, производятся не здесь, поскольку они едины для всех команд.
Изменился ли руль по сравнению с прошлым годом?
Наш руль в 2019-м – развитие концепции, заложенной в прошлогоднюю конструкцию. Мы внесли ряд изменений, но большинство из них не видны со стороны.
Участвуют ли гонщики в процессе разработки рулевого колеса?
Да, причём весьма активно, поскольку руль изготавливается с учётом их индивидуальных предпочтений. Как эргономика руля, так и его физическая конфигурация – общая форма, форма областей захвата – подгоняются под руки конкретного гонщика с учётом того, как они им пользуются. Все это делается не только в начале сезона, ведь совершенствование конструкции руля – постоянный процесс. По ходу сезона гонщики могут попросить изменить область захвата, расположение кнопок или переключателей – в зависимости от индивидуальных предпочтений и особенностей конкретной трассы.
Насколько сложно оперировать кнопками, когда машина мчится на полной скорости?
Очень сложно. Дело не только в том, что машины Формулы 1 очень быстры, но они также подвержены интенсивным вибрациям, особенно на трассах с неровным покрытием. Кроме того, гонщики используют перчатки, а все кнопки довольно миниатюрные, что тоже не упрощает задачу.
Но есть ряд моментов, которые позволяют сделать работу различными кнопками и переключателями немного легче. Чтобы снизить риск случайного или ошибочного нажатия, команды применяют такие же кнопки, как используются в авиации.
Эти очень надёжные органы управления не только рассчитаны на многократные нажатия, но чтобы ими работать, нужно применять довольно серьёзное физические усилие, и когда гонщик жмёт на такую кнопку, он отчетливо ощущает момент её срабатывания.
Также, чтобы минимизировать риск случайного нажатия, вокруг некоторых кнопок устанавливаются небольшие пластиковые ободки. Форма этих ободков может меняться от гонки к гонке. Они особенно важны в самых крутых и узких поворотах, в частности, в шпильке в Монако, когда гонщик поворачивает руль на максимальный угол. Кроме того, команда всегда внимательно следит за телеметрией и может сразу проинформировать гонщика, если тот случайно выбрал неправильные настройки.
Сколько рулей может использовать гонщик за сезон?
Каждый гонщик получает на сезон три или четыре рулевых колеса. Чтобы изготовить руль, требуется затратить порядка 80 часов работы, в которой участвуют конструкторы, специалисты по электронике и электрике.
Органы управления на руле
1. DRS
Управляет системой DRS, которая открывает заднее крыло, при этом снижается уровень его аэродинамического сопротивления, что позволяет повысить максимальную скорость машины
2. Skip 1/10 Preset
Используется для управления работой контрольных датчиков, расположенных в машине и силовой установке. Гонщик меняет его положение по восходящей, от 1 до 10, что позволяет оперировать сотней датчиков
3. Нейтральное положение КПП
Чтобы избежать случайного выбора нейтрального положения КПП, оно включается только нажатием кнопки на руле, а не подрулевыми лепестковыми переключателями
4. Скорость на пит-лейн
Активация ограничителя скорости на пит-лейн. Даже при полностью нажатой педали газа машина не разгонится выше определённой скорости
5. Pit Confirm
Автоматическая отправка уведомления в боксы, чтобы бригада механиков была готова обслужить машину вне зависимости от того, была ли получена по радио информация о том, что гонщик собирается свернуть на пит-лейн
6. Дифференциал
Используется для изменения настроек дифференциала в различных фазах поворота
7. Торможение двигателем
Изменение интенсивности торможения двигателем, когда гонщик сбрасывает газ, но не нажимает на педаль тормоза
8. Баланс тормозов
Смещает баланс тормозов к передним или задним колёсам. Кнопки используются для тонких настроек, а переключатель – для выбора базового набора настроек
9. Mark
Используется для установки метки в потоке телеметрии по выбору гонщика, если что-то привлекло его внимание
10. Accept
Используется для выбора режимов по умолчанию при работе переключателем Skip (2)
11. Старт гонки
Выбор режимов, требуемых для старта, при которых используется максимальная мощность двигателя
12. Радио
Активация радио для переговоров пилота с его гоночным инженером
13. Strat
Используется для выбора режимов работы силовой установки по ходу гонки
14. Меню
Выбор той или иной функции, связанной с работой машины – от активации радио до яркости дисплея
15. HPP
Выбор настроек и режимов работы различных элементов силовой установки в соответствии с рекомендациями инженера
16. Светодиодный индикатор
Над центральным дисплеем расположен светодиодный индикатор, показывающий оптимальный момент для переключения передачи. Индикаторы по обеим сторонам дисплея дублируют информацию, которая подаётся маршальскими флагами
17. Подрулевые переключатели
Левый используется для переключения вниз, правый – для выбора более высокой передачи
www.f1news.ru
Усаживаемся за руль гоночного автомобиля Формулы-1 — ДРАЙВ
Войти
Регистрация
Забыли пароль?
user
Выход
Найти ДРАЙВ
Наши тест-драйвы
Наши видео
Цены и комплектации
Сообщество DRIVE2
Новости
Наши тест-драйвы
Наши видео
Поиск по сайту
Полная версия сайта
Войти
Выйти
Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
Bilenkin Classic Cars
BMW
Brilliance
Cadillac
Changan
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Datsun
Dodge
Dongfeng
DS
FAW
Ferrari
FIAT
Ford
Foton
GAC
Geely
Genesis
Great Wall
Haima
Haval
Hawtai
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Isuzu
JAC
Jaguar
Jeep
KIA
Lada
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lifan
Maserati
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Ravon
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
Zotye
УАЗ
Kunst!
Тесты шин
Шпионерия
Автомобизнес
Техника
Наши дороги
Гостиная
Автоспорт
Авторские колонки
Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BCC
BMW
Brilliance
Cadillac
Changan
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Datsun
Dodge
Dongfeng
DS
FAW
Ferrari
FIAT
Ford
Foton
GAC
Geely
Genesis
Great Wall
Haima
Haval
Hawtai
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Isuzu
JAC
Jaguar
Jeep
KIA
Lada
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lifan
Maserati
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Ravon
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
Zotye
УАЗ
www.drive.ru
Как выбрать игровой руль (2019) | Контроллеры, геймпады, рули | Блог
Гоночные игры давно и прочно заняли свое место в игровой индустрии: ежегодно выходят десятки новых игр – от примитивных аркад до автосимуляторов со сложной физикой и поведением автомобилей, близким к реальному.
Однако не так-то просто погрузиться в игру и ощутить себя за рулем реального автомобиля, управляя им с помощью клавиш или кейпада. Для киберспортсменов же наличие игрового руля становится просто необходимостью – полностью использовать ресурсы виртуального «болида» можно только с помощью качественного рулевого комплекта. Понятно, что требования киберспортсменов заметно отличаются от тех, которые предъявляют рядовые поклонники гоночных аркад. Поэтому выбор игровых рулей довольно велик – от небольших «игрушек» без педалей и с минимумом функций, до полноразмерных рулей с полноценной обратной связью и возможностью подключения разнообразных коробок передач.
От набора характеристик зависит и цена устройства, поэтому перед покупкой следует определиться: какими опциями обладают игровые рули, как они влияют на процесс игры и готовы ли вы платить за их наличие? Также сразу решите: нужен ли вам только руль, или комплект из руля, педалей и коробки передач?
Характеристики игровых рулей
Совместимые платформы – для игровых приставок поколение так же важно, как и сама платформа – поддержка рулем PS4 не гарантирует возможности его подключения к PS3, как и наоборот. Если вашей платформы нет в списке поддерживаемых, вполне вероятны проблемы при подключении.
Диаметр руля сильно влияет на «правдоподобность» ощущений при вождении.
Минимальный диаметр игровых рулей – 19-20 см, в реальности рулевые колеса такого размера бывают разве только на болидах Формулы 1 (которые, в сущности, совсем не рулевые колеса, а скорее сложные электронные манипуляторы).
Большие игровые рули имеют размер до 33 см в диаметре.
При этом самые маленькие реальные раллийные рули имеют диаметр 32-33 см, на большинстве серийных спорткаров руль имеет размер 34-37 см, а на обычных легковых автомобилях устанавливаются рулевые колеса диаметром 37-39 см. Таким образом, чем больше диаметр игрового руля, тем он «ближе к реальности».
Рули Формулы 1 достойны отдельного упоминания – они слишком сильно отличаются от обычных автомобильных рулей. Во-первых, они не предназначены для перехвата руками, поэтому давно уже имеют не круглую, а прямоугольную форму с анатомическими ручками по бокам; максимальный угол поворота руля реального болида составляет 240°. Размер руля болида весьма невелик – это, во-вторых. Ну и, в-третьих, практически все управляющие элементы болида (за исключением педалей) вынесены именно на руль, превращая его в помесь штурвала с калькулятором.
null
Руль болида F1
Если вы поклонник игр, посвященных исключительно F1, обратите внимание на эти особенности при выборе руля.
Гонки – достаточно динамичный вид игр, требующий быстрых движений с большим ускорением. Если руль при этом не будет жестко закреплен, он будет «прыгать по столу», мешая управлению.
Недорогие модели крепятся к столу при помощи одних только присосок, и надежным такое креплениеназвать никак нельзя.
Чего уж говорить о рулях вообще без крепления – такие подойдут только для спокойных игр.
Чтобы руль крепко стоял на месте при любых маневрах, выбирайте модели со струбциной. Как правило, она представляет собой скобу, упирающуюся в нижнюю поверхность столешницы и притягиваемую к рулю винтом. Особенно важно надежное крепление для больших рулей – чем больше диаметр рулевого колеса, тем большее усилие передается на его корпус при повороте руля и – особенно – при повороте до крайнего положения.
Угол поворота руля также важен для «правдоподобности» ощущений. Кроме того, малый угол поворота может ограничить управляемость вашего «автомобиля» в некоторых играх и на некоторых платформах.
Если же говорить о правдоподобности, то максимальный угол поворота в 180° (по 90° в обе стороны) даст реальные ощущения только в скоростных играх типа той же формулы 1 – на реальных болидах этой гонки руль редко поворачивается более чем на 90° от среднего положения.
В раллийных симуляторах желательно, чтобы руль мог поворачиваться как минимум до крайнего положения без перехвата – это примерно 240-270°.
Возможность перехвата руля пригодится в реалистичных симуляторах для прохождения крутых поворотов, в дрифт-симуляторах для движения в управляемом заносе, и для этого желательно, чтобы руль мог совершить более одного полного оборота в каждую сторону, т.е. угол поворота должен быть более 720°.
На реалистичность процесса управления машиной влияет также и комплектация игрового руля: наличие блока педалей, коробки передач и ручника. Самые простые рули вообще не имеют, ни педалей, ни возможности их подключения. У рулей посложнее количество педалей может отличаться. Некоторые топовые рули также не комплектуются педалями – их придется докупать отдельно.
Обратите внимание, что не все игровые рули с тремя педалями имеют рычаг коробки передач, и, чтобы задействовать сцепление (третью педаль), коробку передач придется покупать отдельно. С одной стороны, это заметно увеличивает цену комплекта, с другой стороны, дает возможности по его конфигурированию: в продаже имеются коробки передач самого различного вида: секвентальная, шестиступенчатая, восьмиступенчатая и т.д.
Впрочем, отсутствие КПП вовсе не означает, что передачи придется переключать на клавиатуре – в большинстве рулей для этого можно использовать подрулевые лепестки.
Ручник (ручной тормоз) в комплекте игрового руля встречается довольно редко. В то же время, некоторые трюки в дрифт-симуляторах возможны только при использовании ручника. Конечно, можно оставить эту функцию назначенной на какую-нибудь кнопку на клавиатуре или на самом руле, но, если вы хотите достигнуть полного реализма, ручник вам придется покупать отдельно.
Если вы планируете приобрести пока только руль, а педали и коробку передач докупить позже, то имейте в виду, что не всегда можно собрать комплект из элементов разных производителей. Обладателям PC об этом беспокоиться не надо – педали и коробка передач обычно могут быть подключены как отдельные устройства и так же использованы. А вот на многих приставках такой «фокус» не пройдет, и, к примеру, коробку передач Thrustmaster можно будет использовать только в связке с игровым рулем того же производителя.
Ну и, разумеется, ничто так не способствует погружению в игру, как наличие обратной связи (force feedback) и виброотдачи. Виброотдача вызывает вибрацию рулевого колеса, а обратная связь создает на руле определенное усилие, меняющееся в зависимости от условий езды.
У недорогих моделей обратная связь зачастую вообще отсутствует, а вибрация включается по любому поводу – в поворотах, при заносе, при выезде на обочину и т.д.
В моделях подороже частота и амплитуда колебаний виброотдачи может меняться в зависимости от текущего дорожного покрытия, а обратная связь сигнализирует о сцеплении колес машины с дорогой и вызывает рывки руля в момент наезда на препятствия и неровности.
null
Материал оплетки руля влияет на надежность и удобство хвата в любых условиях, на тактильные ощущения.
Пластиковые рули без оплетки – дешевый, но наименее практичный вариант. Самые дешевые рули вообще не имеют оплетки – это наихудший вариант. Ощущения от «голого» пластика некомфортные и, стоит ладоням вспотеть, руль начнет проскальзывать.
Резина – наиболее распространенный материал оплетки, отличающийся оптимальными эксплуатационным характеристиками – она приятна на ощупь и не скользит в руке. Из недостатков можно отметить низкую износостойкость, вследствие чего при активной эксплуатации резиновые вставки довольно быстро теряют внешний вид.
Кожа и замша (алькантара) – удел топовых моделей. Эти материалы обладают великолепными эксплуатационными характеристиками, но довольно дороги и на моделях среднего класса их не встретишь.
По типу подключения рули могут быть проводными, подключаемыми по интерфейсу USB и беспроводными. Впрочем, рули чаще всего устанавливаются стационарно, особого смысла в беспроводном подключении для них нет, поэтому большого распространения беспроводные рули не получили и в продаже их почти нет.
Варианты выбора игровых рулей
Бюджетные игровые рули сегодня доступны практически каждому и предоставляют игроку неплохой набор опций – пара педалей и виброотдача встречаются сегодня даже в самых недорогих моделях.
Если уровня реализма, предоставляемого вам рулями начального уровня, недостаточно, выбирайте среди более «продвинутых» [url="https://www.dns-shop.ru/catalog/6809155f0e06c3d1/igrovye-ruli/?order=1&groupBy=none&stock=2&price=1999-8000&f=2xqr-2xqq-2xqn-2xqp-2xqt]гаджетов с большим углом поворота.
Ручная коробка передач добавит реализма в вашу игру
Чтобы полностью ощутить себя за рулем гоночного болида, выбирайте среди [url="https://www.dns-shop.ru/catalog/6809155f0e06c3d1/igrovye-ruli/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=3wh5&f=2xqr-2xqq-2xqn-2xqp-2xqt]рулей с обратной связью и большим углом поворота.
Максимум достоверности, «реальные» размеры и материалы, передаваемые на руль ощущения от каждого виртуального камушка под колесом вашего игрового болида – это все игровые рули топового уровня.
club.dns-shop.ru
От простого к сложному. Эволюция руля Формулы 1
Twitter
Facebook
Вконтакте
Telegram
Эволюция руля Формулы 1
Опубликовано 15 мая 2018
Современный руль болида Формулы 1 выглядит как небольшой бортовой компьютер. Однако таким он стал относительно недавно. А вот первые сорок лет своей жизни Формула 1 использовала простые круглые деревянные рули — без кнопок, рычагов и дисплеев.
Проще простого
Когда Формула 1 только зарождалась, то руль болида точно не был тем элементом, над которым долго размышляли во время проектировки автомобиля — совершенно обычная деревянная «баранка» с металлическим средником.
Несмотря на то, что с годами активно развивалась аэродинамика болидов и инженеры испытывали разные технические новинки, на руль по-прежнему никто особо не обращал внимание. Единственное, что менялось — его диаметр. Постепенно рулевое колесо становилось меньшего размера.
«Больше» не значит «лучше»
Изменение диаметра руля происходило не просто так, а исходя из технических требований. В частности, первые рули были настолько простыми по своему строению, что повернуть их на скорости было очень сложно. Поговаривают, что некоторые пилоты помогали себе коленями, когда поворачивали руль. Тогда же, опираясь на знание некоторых законов физики, было решено, что чем больше диаметр руля, тем легче его будет повернуть.
Однако в 60-е годы инженеры начали активно задумываться над аэродинамикой, что повлекло за собой изменение формы и размера болидов. На руль оставалось значительно меньше места, поэтому его диаметр и уменьшился. Тогда же задумались и об усилении рулевой колонки — чтобы пилотам было легче крутить «баранку».
В конце 60-х начались и некоторые эксперименты с формой руля ради улучшения обзора трассы. Однако это были абсолютно единичные случаи.
Шаг вперед
Первые рычаги на руле болида Формулы 1 начали появляться в 70-е годы. В частности, на чемпионском руле Эмерсона Фиттипальди, которым бразилец управлял своим McLaren в 1974 году, присутствовал единственный переключатель, который в аварийном режиме выключал зажигание. Но это также не было массовым явлением, и каждая команда самостоятельно для себя решала вопрос дизайна рулевого колеса и функционал рычага, если он был вынесен на руль.
Глобальные перемены
Настоящий прорыв в «кнопочном» вопросе произошел в конце 80-х годов, когда в Формуле 1 появилась полуавтоматическая коробка передач. Так, на руле McLaren Айртона Сенны 1988 года уже присутствовали две кнопки — для радиосвязи с боксами и для увеличения давления наддува. Этот же руль уже был оснащен механизмом быстрого отстегивания от колонки. А Ferrari первыми в Формуле 1 оснастили «баранки» своих болидов подрулевыми лепестками для переключения передач. В тот же период руль начали изготавливать из композитных материалов.
Далее количество кнопок на руле увеличивалось в геометрической прогрессии. При этом в 90-х годах каждая команда по-прежнему самостоятельно решала вопросы функциональности своего руля, изменяя его форму или же не перегружая его кнопками и рычагами. Однако в начале 2000-х годов практически на всех болидах уже стояли рули той формы и внешнего вида, к которым мы привыкли, — совершенно не круглые и с большим количеством кнопок. Однако подробнее об этом — в одном из наших следующих материалов.
И в завершение представляем вам видео от Donut Media, в котором за несколько минут показан весь процесс эволюции рулевого колеса Формулы 1 :
Ирина Лазурская
По теме
parabolike.com
руль, стоимостью в $50 000 [видео] — АвтоМания
Новые требования к рулевому колесу болида Формулы-1 впервые будут применены в эти выходные на трассе гонки в Австралии. Подразумевая повышение безопасности гонщика, рулевое колесо претерпевает кардинальные изменения.
Если раньше рулевое колесо имело только три кнопки: для включения нейтральной передачи, для подвода питьевой воды пилоту через трубочку и управления радио. То сегодня, с развитием электронных систем, водитель имеет возможность, используя кнопки и переключатели, выполнить до 747 операций. Иными словами, руль превращается в "игровой" высокотехнологичный джойстик. Причем набор дисплеев, кнопок и переключателей строго регламентирован, а компоновка у каждой команды может быть своя. Стоимость такого руля порой доходит до 50 тысяч долларов. Не будем перечислять все функции, их вы увидите ниже.
Еще одно новшество - руль должен сниматься не менее, чем за пять секунд. Пилот, покидая болид, обязан забирать его с собой. От упора до упора рулевое колесо вращается только 3/4 оборота, поэтому руль перестал быть круглым. Изготавливают его по новейшим технологиям с применением углеродного волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы. При этом его вес не превышает одного килограмма. В течение сезона для каждого пилота производится как минимум семь-восемь рулей.
1. Основной дисплей, на который выводится выбранная пилотом информация, в частности: номер включенной передачи, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и моторного масла.
2. Два дисплея, на которых отображается текущее время и время прохождения круга.
3. Многофункциональные переключатели...
4. "Тахометр", отображающий обороты двигателя. По мере того, как раскручивается, по одному загораются светодиоды. Когда загорается последний, пора переходить на более высокую передачу. Как правило, это делает электроника.
5. Задняя передача.
6. Подготовка к старту.
7. Кнопка перевода КП на нейтральную передачу. Используется во время пит-стопа.
8. Кнопка включения ограничителя скорости на пит-лейн.
9. Система контроля старта. Нужно нажать один раз, чтобы активировать ее, и затем снова, когда погаснут стартовые огни (данная система запрещена FIA с 2003 года).
10. Кнопка включения радиосвязи с боксами.
11. Тумблер регулировки чувствительности дифференциала. Предусмотрены несколько вариантов настроек. Дифференциал определяет, насколько могут отличаться скорости вращения задних колес в повороте.
12. Тумблер выбора различных программ функционирования электронного акселератора.
13. Кнопка блокировки дифференциала после изменения его настроек.
14. Кнопка разблокировки дифференциала. Если гонщик хочет изменить его настройки, то эту функцию возможно осуществить с помощью кнопок 13 и 14, а также тумблера 11.
15. Регулятор состава бензино-воздушной смеси.
16. Рычаг программирования режимов работы двигателя (в рамках, установленных регламентом).
17. Отвечает за скорость подачи топлива.
18. Также как и клавиша 6 предназначена для подготовки к старту.
19. Регулятор тормозного усилия на переднюю и заднюю оси.
20. Регулятор оборотов двигателя.
21. Давление масла...
22. Тумблер смены режима подачи информации на основном дисплее.
23. Кнопка электросистемы и выключения двигателя, которая необходима для того, чтобы пилот мог заглушить двигатель в случае пожара или иной внештатной ситуации.
24. Подтверждение.
25. Два рычага управления электронным сцеплением. Пилот пользуется одной из двух подрулевых клавиш в зависимости от угла поворота руля.
https://www.youtube.com/v/T6HFvF-QfTo
avtomaniya.com
Как устроен руль Формулы-1 | Как это сделано
Что вы представляете, когда слышите слово руль? Наверняка круглый обод с двумя или четырьмя спицами, центральной ступицей с клаксоном на ней. Ну еще, может быть, с кнопками управления аудиосистемой и лепестками переключения передач. Но руль Формулы-1 и близко не соответствует тому, что мы привыкли считать рулем На нем нет ни кнопок управления аудиосистемой, ни клаксона, ни спиц. И вообще он даже не круглый. А еще он стоит почти столько же, сколько BMW X5 в неплохой комплектации…
2. Руль для пилота Формулы-1 служит не только для выполнения своей главной функции — изменения направления движения машины, а, фактический, является главным центром управления машиной. На нем сконцентрированы все те управляющие переключатели и тумблеры, которые мы привыкли видеть в наших дорожных машинах разбросанные по всей панели приборов. Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды, так что разные рули не только у всех команды, ну часто и у гонщиков, т.к. руль каждая команда разрабатывает с учетом своих особенностей и конкретных предпочтений того или иного пилота (разве что за исключением небольших команд с ограниченными бюджетами). Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля и под большим ЖК-дисплеем, который появился на руле с этого года – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и ERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии.
3. На примере руля Фернандо Алонсо в команде Scuderia Ferrari расскажу какие именно кнопки и за что отвечают. В отличие от рулей других команда, у Ferrari отсутствуют кнопки управления DRS и ERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны руля. Самый большой переключатель посередине руля — мультифункциональный MF, который управляет основными параметрами дифференциала. Вокруг MF-переключателя расположены еще четыре поменьше — переключатель управления крутящим моментом двигателя TRQ, оборотами двигателя STRAT, топливной смесью FUEL, уровня заряда ERS-системы, когда система потребляет или генерирует энергию SOC. Слева кнопки радиосвязи с командным мостиком, управление подачей масла. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO – режим «Burn out» для прогрева шин. START, когда пилоту необходимо включить на старте, а WET, если трасса мокрая. Около дисплея, в верхней части кнопки нейтральной передачи и ограничителя скорости на пит-лейн P, аокруг которой сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно
4. Руль крепится в рулевую колонку при помощи хитрого крепления, которой одновременно является и портом связи со всеми электронными системами. Руль не стоит в машине все время, а наоборот, его устанавливают только после того, как гонщик сядет в автомобиль и сам гонщик его снимает перед тем, как покинуть кокпит. Иначе он просто не сможет выбраться из него.
Рули, как правило, изготавливают из углеродистого волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы. Вес руля составляет 1-1,5 килограмма. Сбор одного руля занимает от 90 до 120 часов. В среднем за сезон команда производит порядок 8-9 рулей для одного пилота. Один руль может стоить до 65 тысяч евро и за сезон команд на них тратят, в среднем от 315 000 до 325 000 евро на одного пилота.