Итак, продолжим. Еще одно новшество — на ЗИЛ-1З1 применен мощный пено — маслиный фильтр с трехступенчатой очисткой воздуха. Это дает возможность длительное время двигаться по пыльным полевым и проселочным дорогам, причем износостойкость двигателя не снижается. Через этот же фильтр воздух поступает в тормозной компрессор. Система питании снабжена топливным насосом производительностью 180 л/мин. Благодаря такой производительности двигатель бесперебойно работает даже при высокой температуре окружающего воздуха. когда в топливопроводах могут образоваться паровые пробки. Топливные баки соединены между собой Уравновешивающим трубопроводом. Пробки у них глухие (без клапанов). А клапаны установлены в отдельном герметичном корпусе, который связан с атмосферой через специальную трубку, выведенную выше уровня максимально допустимого брода.
Сцепление имеет уплотнение шипов вилки выключения. Оно препятствует попаданию воды в картер. При движении по суше вентиляция сцепления осуществляется через отверстие в пробке, которая установлена в крышке картера. Для самоочищаемости в него вставлен шплинт значительно меньшего диаметра, чем диаметр самого отверстия. На время преодоления брода пробку с отверстием заменяют «глухой» пробкой, которая при работе автомобиля в обычных условиях находится резьбовом гнезде на крышке картера редуктора переднего моста. Особенность коробки переда — система вентиляции картера: через сапун, соединённый с трубкой, выведенной выше уровня максимально допустимого брода. На автомобиле ЗИЛ-131 применена новая схема трансмиссии со сквозной карданной передачей. Такая схема позволила выполнить раздаточную коробку двухвальной (на ЗИЛ-157К она трехвальная из-за раздельного привода мостов). Само собой разумеется, новая коробка имеет меньше деталей и легче, несмотря на то, что рассчитана на передачу большего крутящего момента Раздаточная коробка — двухступенчатая, двухходовая с муфтой включения переднего моста. У неё две передачи: прямая (передаточное отношение 1:1) и понижающая (передаточное отношение 2.08:1). Наличие прямой передачи повышает коэффициент полезного действия трансмиссии и значительно сокращает износ деталей раздаточной коробки. Так как все шестерни вращаются без нагрузки. Это способствует также повышению надежности её работы. Передачи переключаются рычагам. перемещаются в одной плоскости и связанным тягами одновременно с обоими штоками включении передач. Таким образом, один рычаг служит для управления двумя муфтами переключения передач. Он крепится к кронштейну, установленному на картере коробки передач, через специальный промежуточный элемент — компенсирующую серьгу.
Полный размер
Раздаточная коробка в разрезе
Управление приводом переднего моста автоматизировано. При включении понижающей передачи раздаточной коробки передний мост включается автоматически и при переходе на прямую передачу также автоматически отключается. Достигается это при помощи, установленной на раздаточной коробке пневматической диафрагменной камеры, воздействующей непосредственно на шток муфты включения привода переднего моста, и электропневматического клапана, электрическая цепь которого имеет специальный выключатель. Он срабатывает при перемещении штока включения понижающей передачи. Электропневматический клапан питается сжатым воздухом от тормозной системы автомобиля.
Если возникает необходимость включить передний мост при движении на прямой передаче раздаточной коробке (например, на скользкой дороге), сделать это можно принудительно, посредством выключателя. Последний установлен в кабине на внутренней панели в передней части автомобиля. При включенном либо автоматически, либо принудительно приводе переднего моста в кабине на щите приборов горит контрольная лампа. У ее электрической цепи свой выключатель Он установлен на раздаточной коробке и срабатывает при перемещении штока муфты включения привода переднего моста. Раздаточная коробка имеет люк, позволяющий монтировать различные коробки отбора мощности. При этом не требуется специального масляного насоса для обеспечения нормальной работы коробки отбора мощности. Все ее шестерни постоянно вращаются, интенсивно разбрызгивая масло и создавая обильные масляные потоки к туман, достаточные для смазки. В сравнении с автомобилем ЗИЛ — 157К значительно упрощена карданная передача. Сокращено число карданных валов, исключена промежуточная опора для карданного вала привода заднего моста.
Все мосты автомобиля ЗИЛ-131 — ведущие со сварными балками. Редукторы мостов двухступенчатые с парой конических и парой цилиндрических шестерен. Передаточное отношение редукторов — 7,339: 1. Редуктор переднего моста расположен горизонтально, а редукторы среднего и заднего мостов — вертикально Редуктор среднего моста – проходной Средний и задний мосты взаимозаменяемы. Взаимозаменяемыми являются также основные детали всех трех редукторов. Дифференциалы — конические с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженного типа. Передний мост управляемый, с полуосями снабженными шарнирами постоянной угловой скорости. Максимальный угол поворота шарниров — 30 градусов. Конструктивной особенностью переднего моста автомобиля ЗИЛ -131 является боковой наклон шкворня. Подвеска ЗИЛ-131 имеет улучшенную упругую характеристику главным образом благодаря увеличению активной длины рессор. Она выполнена на продельных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия. Задняя подвеска — балансирная, на двух рессорах опрокинутого типа. Толкающие усилия и реактивный момент передаются реактивными штангами. Для них характерно трапецеидальное расположение. Такая установка штанг, не смотря на то что мосты ЗИЛ-131 допускают большие, чем мосты ЗИЛ-157К вертикальные перемещения, позволила получить меньшие углы перекоса карданных валов. А это в свою очередь дало возможность применить во всех валах (кроме вала привода среднего моста) стандартные шарниры. Дисковые колеса — с разъемным ободом и распорным кольцом. Шины — специальные односкатные размером 1100 -20 — большего диаметра, чем у ЗИЛ-157К. Давление в них при нагрузке 5 тонн должно быть 4,2 кг/см2, а при нагрузке 3,5 тонны изменяются в зависимости от условий движения от 3 до 0,5 кг/см2
Система регулировании внутреннего давления воздуха в шинах имеет ряд принципиальных отличий и конструктивных усовершенствований, направленных на повышение её надежности и работоспособности.
Передняя ступица в разрезе
Увеличение размера шин в сравнении с 3ИЛ -157К при одновременном повышении скорости движения приводит заметному влиянию их дисбаланса на работу автомобиля, и в первую очередь, но его управляемость. Потому колеса в сборе подвергаются статической балансировке при помощи специальныцх грузов устанавливаемых под гайки стяжных шпилек обода. Тормоза колодочные, барабанного типа. Ножные — с пневматическим, а ручной с механическим приводом. Ножные тормоза включаются и выключаются посредством двухсекционного тормозного крана. Привод ручного тормоза сблокирован с секцией тормозного крана, управляющего тормозами прицепа. Это позволяет затормаживать на стоянке, как автомобиль, так и прицеп. Повышена надёжность и работоспособность колесных тормозов. Достигнуто это увеличением как общей площади тормозных накладок, так и удельной площади (на тонну полезной грузоподъемности и на тонну веса автомобиля). Электрооборудование (распределитель, катушка зажигании, свечи, стартер и др) автомобиля ЗИЛ—1З1 – основном герметизировано. Другие приборы, например реле-регулятор, защищены от брызг. Они не могут работать при погружении в воду, но брызги не влияют на их работоспособность. Опытные образцы автомобиля ЗИЛ-1З1 всесторонне испытывались в разнообразных условиях. Они были в пробегах не только в средней климатической зоне, но и в районах Крайнего Севера, в барханныхк песках пустыми Кара—Кум и на высокогорных трактах Памира. Кроме того, проведены многочисленные специализированные испытания в реальных условиях эксплуатации при перевозке людей и различных грузов, бродовые испытания и сравнительные с гусеничными тягачами. Эксплуатационные качества автомобиля ЗИП-1З1 оценены весьма высоко.
Штурм снежного подъёма
Серийная базовая модель и её модификации
• ЗИЛ-131 (1966-1986) – бортовой автомобиль-тягач повышенной проходимости (и шасси для специализированных автомобилей) грузоподъёмностью 3500-5000 кг, с двигателем ЗИЛ-131 мощностью 150 л.с. и экранированным электрооборудованием. • ЗИЛ-131В (1968-1986) – седельный тягач. Предназначен для буксировки полуприцепа полной массой до 12000 кг (по грунту до 10000 кг). • ЗИЛ-131А (1971-1986) – бортовой (и шасси для специализированных автомобилей), с неэкранированным электрооборудованием и упрощённым оснащением. • ЗИЛ-131В1 (1971-1986) – седельный тягач (и шасси для спецавтомобилей) с двухдисковым сцеплением и демультипликатором коробки передач. • ЗИЛ-131В2 (1971-1986) – шасси седельного тягача с двухдисковым сцеплением и демультипликатором коробки передач под седельные тягачи ЗИЛ-137Т, 3405 и 4401. • ЗИЛ-131С (1980-1986) – бортовой (и шасси для специализированных автомобилей) для районов Крайнего Севера. • ЗИЛ-131АС (1980-1986) – бортовой (и шасси для специализированных автомобилей), с неэкранированным электрооборудованием и упрощённым оснащением, для районов Крайнего Севера.
Опытные модели и модификации
• ЗИЛ-131 (1956) – бортовой тягач с двигателем ЗИЛ-1Э130 фактической мощностью 126 л.с. Имел укороченную платформу с пониженной погрузочной высотой (тяговый вариант). Сконструирован для использования в качестве артиллерийского тягача. Изготовлен в октябре 1956 года. • ЗИЛ-131А (1956) – бортовой с двигателем ЗИЛ-1Э130 фактической мощностью 131 л.с. Отличался от базовой версии универсальной платформой для перевозки грузов и личного состава (транспортный вариант). Изготовлен в ноябре 1956 года. • ЗИЛ-3Э131 (1958, 1959) – бортовой с двигателем ЗИЛ-3Э130 максимальной мощностью 151 л.с. (транспортный вариант). Два образца изготовлены в декабре 1958-го и июле 1959 года. • ЗИЛ-3Э131А (1959) – бортовой тягач с двигателем ЗИЛ-3Э130 максимальной мощностью 151 л.с. (тяговый вариант). Изготовлен в мае 1959 года. • ЗИЛ-131 (1959) – бортовой с двигателем ЗИЛ-131 мощностью 148 л.с. (транспортный вариант). Изготовлен в декабре 1959 года. • ЗИЛ-131А (1959) – бортовой тягач с двигателем ЗИЛ-131 мощностью 148 л.с. (тяговый вариант). Два образца изготовлены в декабре 1959 года. • ЗИЛ-133С (1961) – сельскохозяйственный самосвал с предварительным подъёмом платформы. • ЗИЛ-131Х (1961, 1962) – бортовой, для эксплуатации в условиях жаркого и пустынного климата. •ЗИЛ-131Г (1964, 1968) – бортовой с герметизированной кабиной. Предназначался для эксплуатации в районах применения ОМП, в условиях заражения радиацией и отравляющими веществами. В 1968 году изготовлено 3 опытных образца. • ЗИЛ-131С (1968, 1969) – бортовой, для районов Крайнего Севера. Изготовлен в количестве 2 экземпляров. • ЗИЛ-131 «Периметр» (1969, 1976) – модификация с системой самоокапывания для создания укрытия на местности, установка включала широкий нож бульдозерного типа на задней части рамы и гибкий фартук; работы свернуты из-за частого выхода из строя трансмиссии при повышенных нагрузках. Изготовлен в количестве 3 экземпляров. • ЗИЛ-131Л (1970) – лесовоз. Изготовлен в количестве 2 экземпляров. •ЗИЛ-131-77 (1976) – модернизированный бортовой, с двигателем и агрегатами с повышенным ресурсом пробега.
www.drive2.ru
Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание
Многие тяжелые работы не сделать без грузовика ЗИЛ 131. Автомобиль специально разработан для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Водителям приходится не только управлять транспортом, но и выполнять ремонтные работы во время передвижения. Важно чтобы всегда была исправлена раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131. Чтобы понять, как правильно должна она функционировать, какие неполадки возможны и каким образом их следует устранить, нужно узнать, как она устроена и как работает.
Устройство
На автомобиле ЗИЛ 131 стоит двухступенчатая раздаточная коробка. Передний мост имеет электропневматическое включение. На первой передаче передаточное число составляет 2,08, а на второй – 1,0. Прикреплена коробка при помощи резиновых подушек и четырех болтов, которые приделаны также резиновыми подушками к кронштейнам поперечины рамы.
Схема управления раздаточной коробки ЗИЛ 131
В целом раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131 состоит из:
Пневмокамеры;
Сигнальной лампы;
Выключателей;
Штока;
Замкового устройства;
Корпуса фиксатора;
Ведущего вала;
Шестерен первой передачи;
Шестерен вала привода задней тележки;
Вала привода задней тележки;
Муфты включения второй передачи;
Вала привода переднего моста;
Зубчатого венца вала;
Крышки картера;
Муфты включения переднего моста;
Шестерни второй передачи;
Картера;
Стержня;
Тяги;
Рычага;
Электропневматического клапана;
Выключателя;
Реле;
Впускного клапана;
Выпускного клапана;
Пробки контрольно-заливного отверстия;
Пробки сливного отверстия.
К основным частям относятся такие, как: картер с крышками, первичный вал с шестерней, муфта с подшипниками, вал привода переднего моста вместе с шестернями и муфтами. Не менее важен механизм для переключения передач и управление включением переднего моста.
Сам картер коробки сделан из чугуна, он разъемный, задняя часть закрывается крышкой. Верхний люк закрывается также крышкой и на нем устанавливается коробка отбора мощностей. Верхняя крышка оснащена сапуном. Сливное отверстие и контрольно-заливное расположено на задней крышке, а на сливной пробке имеется магнитик. Основательно уплотнены выходы валов из картера. На валу переднего моста прикреплена маслосгонная шайба.
На шпонку устанавливается шестерня первой передачи. Муфта включения прямой или второй – свободно перемещается по шлицам вала. Для удобства в работе шестерню изготовляют сразу с валом. Между подшипниками вала находится червяк (это привод спидометра), шестерню привода поместили в приливе крышки заднего валового подшипника. Эта же крышка и есть опорный кронштейн на стояночном тормозе. На игольчатых подшипниках вращаются промежуточные шестерни. Муфта включения первой передачи размещена на ступицах шестерни. Там же размещена и муфта включения переднего моста, где она же соединяется с зубчатым венцом, сделанным прямо на валу.
К важному механизму на раздаточной коробке на автомобиле ЗИЛ 131 относят: рычаг с серьгой, тяги, стяжную пружину, пару штоков с вилками, фиксаторы, замковое устройство.
Работа раздаточной коробки
Включение переднего моста происходит за счет электропневматического устройства. Оно состоит из:
Электровоздушного клапана;
Пневмокамеры;
Двух микровыключателей;
Реле;
Включателя;
Сигнальной лампы;
Важно знать, что раздаточная коробка в машине ЗИЛ 131 будет работать нормально, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а на передней стенке картера прикреплена пневмокамера. Микровыключатель располагается на корпусе фиксатора и на корпусе пневмокамеры, а включатель и сигнальная лампа находятся в кабине, а под капотом – реле.
Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131
Когда происходит включение, раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает все остальные механизмы в работу. Водителем перемещается вперед рычаг и тут же он поворачивается вокруг точки крепления на верхней тяге и нижним концом через тягу. С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент соединяются между собой шестерни. Когда перемещается шток, то сразу начинает работу микровыключатель, благодаря ему замыкается цепь реле, которое тут же замыкает цепь на электровоздушном клапане. Опускается книзу якорь электромагнита, открывается впускной клапан и закрывается выпускной.
Чтобы раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 заработала полностью, сжатый воздух из пневмосистемы должен поступить в пневмокамеру, а она должна через шток переместить муфту назад и при этом соединить с зубчатым венцом вала. Ведущий вал через шестерни передает крутящий момент, который равномерно распределяется между шестерней и валом, а затем переходит к мостам задней тележки и уже, потом через муфту переходит на вал привода переднего моста.
Когда происходит выключение на первой передаче, то раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:
Размыкается цепь электромагнита;
Впускной клапан плотно закрывается;
Выпускной клапан открывается;
При помощи возвратной пружины автоматически выключается передний мост.
Чтобы включить вторую передачу, раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 срабатывает так:
Рычаг поворачивается вокруг точки крепления на нижней тяге;
Через тягу, шток и вилку перемещается назад муфта и при этом все механизмы соединяются с зубчатым внутренним венцом шестерни;
С ведущего вала за счет крутящего момента действие переходит напрямую на вал привода мостов задней тележки.
Если движение происходит на скользкой дороге, то нужно включить мост на передней передаче, и цепь электромагнита следует замкнуть принудительно. Для этого надо воспользоваться включателем. Крутящий момент передастся напрямую через шестерни, муфту сразу на вал привода на переднем мосту.
На всех других передачах, если включен передний мост, то крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, которые приходятся на мост задней тележки и мост передний.
Когда включен передний мост, то микровыключателем цепь автоматически будет замкнута, а в кабине водителя загорится сигнальная лампочка.
Смазывается раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 специальным разбрызгивателем. Масло (в данном случае его марка Тап-15в) заливается в картер коробки. Обычная норма его составляет 3,3 л.
Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131
Неполадки и способы устранения
Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.
Неполадки возможны следующие:
Сильный шум в раздаточной коробке. Это показатель того, что разрушены некоторые детали: шестерни или подшипники. В этом случае раздаточная коробка разбирается, а вышедшие из строя детали меняются;
Передачи выключаются сами, непроизвольно. Скорей всего износились зубчики кареток или малые зубчатые венцы на колесах. Такая поломка возможна, когда изношены вилки переключения передач. Нужно поменять испортившиеся детали;
Течет масло и прорвана мембрана. Если обнаружено, что через уплотнительные манжеты происходит утечка масла, то нужно внимательно их осмотреть. Если при осмотре будут обнаружены признаки износа на кромках, то надо их заменить. Если прорвана мембрана в пневмокамере, то ее тоже надо поменять;
Нарушена регулировка тяги управления и изношены пальцы в вилках тяги. В такой ситуации тяги следует снова подрегулировать, а пальцы поменять.
Техническое обслуживание
Чтобы автомобиль прослужил долго и не подвел во время пути, нужно правильно и своевременно проводить профилактические работы.
Всегда перед работой надо проверять, как прикреплена раздаточная коробка к кронштейну и балке. Не следует оставлять без внимания и саму балку, она тоже должна быть приделана надежно и прочно. Если обнаружено, что крепление не на должном уровне, то надо все детали сразу подтянуть.
Необходимо своевременно чистить сапун на крышке люка картера. Если на нем будут засоры, то повысится давление в раздаточной коробке и в дальнейшем возникнет течь масла через уплотнительные манжеты.
Чтобы раздаточная коробка была долговечной, надежной нужно вовремя проводить смазку. При техническом обслуживании всегда проверяется уровень масла и если его недостаточно, то надо долить до контрольной пробки.
Отработанное масло сливается, магнит на сливной пробке чистится, и новое масло наливается до уровня контрольной коробки. Для раздаточной коробки используют такое же масло, как и для коробки передач. Если температура воздуха минус 30 градусов по Цельсию, то применяют масло ТМ-3-9 (или ТСп-10).
Нужно обращать внимание на гайки на первичном и выходном вале. Они должны быть закернены на раздаточной коробке так же, как и на коробке передач.
Когда разборка и сборка раздаточной коробки будет завершена, надо установить пневмокамеру. Для этого используются регулировочные прокладки. Важно, чтобы расстояние было достаточное и составляло 174 и плюс-минус 0,1 мм от торца корпуса камеры до отверстий от стопорных болтов на стержнях. Это необходимо для последующей установки вилки.
Схемы
Изготавливаются раздаточные коробки для авто ЗИЛ 131 по следующим схемам:
С дифференциальным приводом;
С блокированным приводом;
Со смешанным приводом.
Каждый вариант сборки имеет свои особенности. Раздаточной коробкой второго типа обеспечивается синхронное вращение всех мостов. Благодаря такой схеме распределяются крутящие моменты равномерно силе сопротивления.
Раздаточная коробка ЗИЛ 131
У раздаточных коробок, где привод изготовлен дифференциальным, крутящийся момент проходит за счет дифференциала. Благодаря такой схеме выходные валы вращаются с различной угловой скоростью. Такой дифференциал имеет другое название – межосевой.
В раздаточных коробках, где смешанный привод, половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая – присоединяется с помощью дифференциала. К «смешанному» типу также относят коробки с блокируемыми дифференциалами.
Из данной классификации можно сделать вывод, что распределяется силовой поток от основной коробки раздаточной на:
Один передний и один-два задних моста автомобилей;
Два передних моста и два задних;
На ведущие колеса левого борта или правого автомобилей.
Вывод следующий. Раздаточные коробки на авто ЗИЛ 131 бывают:
Межколесными;
Межтележечными;
Межбортовыми.
Основные функции раздаточной коробки
Основная задача этого элемента – передавать крутящий момент от двигателя к ведущим мостам авто. Кроме того, с помощью раздаточной коробки в трансмиссии растет число передач. Также их предназначение в следующем:
Распределять крутящий момент между ведущими мостами, это позволяет лучше обеспечивать проходимость автомобиля;
Когда крутящий момент на ведущих колесах увеличивается, то сразу преодолевается «качание» колес во время езды по плохим дорогам, на крутых подъемах и по бездорожной местности;
Обеспечивать устойчивое движение автомобиля на небольшой скорости, когда двигатель работает с наибольшим крутящим моментом.
То есть, главная цель раздаточной коробки – обеспечить хорошую работу автомобиля.
Раздаточная коробка ЗИЛ 131 б/у
Сравнение с другими моделями авто
У раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ 131 есть немало преимуществ. Если сравнить с автомобилем ЗИЛ 175К, то главное отличие будет в подвеске коробки. Преимущества в следующем:
На подвеске коробки авто ЗИЛ 131 точки опоры упругих элементов разнесены. Это распределяет и уменьшает нагрузку;
При снятии коробки на ЗИЛ 131 не требуется разборки всех упругих элементов, нужно только отвернуть гайки болтов, с помощью которых крепится раздаточная коробка к остальным продольным балкам;
Если поломаются гайки на раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ 131, то заменить их будет несложно.
Кроме того, если вдруг сломаются шпильки на коробке ЗИЛ 157К, то их нужно будет высверливать из корпуса, у ЗИЛ 131 они легко выкручиваются.
Есть еще немало плюсов у раздаточной коробки авто ЗИЛ 131.
На авто ЗИЛ 157К подвеска держится на четырех шпильках, которые основательно ввернуты в картер и пропущены с помощью отверстий в поперечине рамы. Чтобы обеспечить эластичность подвески, установлены резиновые подушки. Конструкция несколько сложна и поэтому ремонт своими силами сделать водителю будет немного сложно. В то время как подвеска на ЗИЛ 131 сделана на двух продольных балках, которые опираются на поперечину рамы. Балки оснащены эластичной подвеской, потому укреплены они болтами, у которых имеются резиновые подушки, сделанные по обеим сторонам опоры.
Раздаточная коробка на ЗИЛ 131 подвешивается к балкам при помощи четырех болтов, которые проходят через отверстия на продольных балках. Все гайки болтов на продольных балках, как и сами гайки болтов, предназначенные для креплений раздаточной коробки, шплинтуются.
Из выше представленной информации можно сделать вывод, что раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 более удобная, конструктивное решение более выгодное, она легче поддается ремонту.
Не стоит выезжать на дорогу, не осмотрев автомобиль. Необходимо внимательно проверять работу всех элементов. Специалисты советуют немного времени потратить на профилактические работы, чем потом ремонтировать автомобиль в пути.
autodont.ru
схема переключения, устройство, порядок работы цилиндров
Удачный мотор и надежная трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 во многом определили успех нового грузовика повышенной проходимости.
Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131
ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.
Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131
На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.
Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.
Схема переключения коробки передач ЗИЛ-131
На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).
На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.
Передаточные отношения КПП:
первая – 7,44;
вторая – 4,10;
третья – 2,29;
четвертая – 1,47;
пятая – 1,00;
задний ход – 7,09.
Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.
Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.
Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.
Сцепление
Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.
КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».
Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.
Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме. Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье. При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.
Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.
При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.
Внешний вид раздатки Зил-131:
сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
в центре фланец ведущего вала раздатки;
внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.
Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:
вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.
Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.
Режимы работы раздатки
Есть несколько основных режимов.
Активирована прямая (вторая) передача
Режим предназначен для движения грузовика по дорогам с твердым покрытием.
Рычаг управления РК переводится в заднее крайнее положение. При этом крутящий момент от карданного вала КПП через фланец (9) практически без механических потерь передается с ведущего вала (15) на вторичный вал привода задних мостов (22). Все шестерни коробки вращаются свободно. Передний мост отключен.
На опасных участках дороги водитель с помощью электрического тумблера (включателя на панели управления в кабине) может активировать привод переднего моста. При этом включится пневмоэлектроклапан, а сжатый воздух поступит в пневматическую камеру (8), которая выдвинет вперед шток управления. Шток, в свою очередь, сдвинет вилку (32) включения переднего моста и через ведущую (21) и ведомую (2) шестерни прямой передачи, каретку зубчатой муфты (35), крутящий момент поступит на фланец (6) раздатки, далее к переднему приводу грузовика. На панели приборов загорится лампа – индикатор включения привода.
Включение пониженной передачи
При езде по бездорожью шофер переводит рычаг управления раздаткой в крайнее переднее положение. При этом тяги от рычага воздействуют на штоки переключения режимов коробки. Верхний шток управления своей вилкой сдвигает каретку (18), разъединяя ведущий вал (15) и вал привода задних мостов (22).
Вилка нижнего штока передвигает зубчатую каретку (37), тем самым объединяя шестерни (3) и (2). Одновременно нижний шток нажатием на микровлючатель, расположенный внутри раздаточной коробки, подает напряжение на пневмоэлектроклапан. Тот, в свою очередь, сжатым воздухом с помощью пневматической камеры (8) и вилки (32) подключит кареткой (35) вал привода переднего моста (5). Таким образом, крутящий момент от КПП ЗИЛ-131 через кардан и фланец (9) поступит на первичный вал раздатки (15), пройдет через шестерни (17), (3), (2) и (21), поступит на выходной вал привода задних мостов (22). От шестерни (2) через зубчатую каретку (35) крутящий момент передастся через вал привода переднего моста (5) на фланец (6).
Следует отметить, что скорость вращения выходных валов (22) и (5) при включении пониженной (первой) скорости раздатки уменьшатся вдвое по сравнению с оборотами на прямой (второй) передаче. Зато крутящий момент на этих валах повысится так же вдвое, что позволит грузовику уверенно двигаться в условиях бездорожья.
Важно отметить, что при переходе РК на пониженную передачу включение переднего моста ЗИЛ-131 происходит автоматически, без вмешательства водителя.
Режим «нейтраль»
Третий вариант работы раздаточной коробки ЗИЛ-131 – нейтральное положение. Рычаг управления РК устанавливается в среднее положение. При этом происходит рассоединение валов (15), (22) и (5). Такое отключение всех мостов необходимо для подачи крутящего момента от первичного вала (15) и шестерни (17) на привод коробки отбора мощности. Автомобиль при этом не движется.
Вес раздатки ЗИЛ-131
«Сухой» вес раздаточной коробки 115 кг. При заправке трансмиссионным маслом вес РК увеличится на 2,5 кг.
Как включить передний мост ЗИЛ-131
Как уже упоминалось ранее, передний привод можно активировать электрическим тумблером из кабины при работе раздатки на первой (прямой) передаче.
Если же в РК установлена понижающая передача, то подключение переднего привода произойдет автоматически.
Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131
Обслуживание раздатки состоит из:
ЕО – ежедневного обслуживания;
регламентных ТО – технических обслуживаний, ТО-1 и ТО-2, предусмотренных заводом изготовителем;
сезонного ТО – СО (сезонного обслуживания).
ЕО заключается в предрейсовом визуальном осмотре основных агрегатов грузовика. Также следует провести осмотр поверхности земли под двигателем, коробкой скоростей, раздаткой, передним и задними мостами на наличие пятен от течи смазки.
При ТО-2 происходит проверка надежности крепления раздатки к силовому каркасу автомобиля, прочистка сапуна вентиляции раздатки.
Смена масла в раздаточной коробке проводится согласно карте смазки. Масло, применяемое для РК – всесезонное ТСп-15. При эксплуатации автомобиля при температурах -30 0 С и ниже применяется смазка ТСп–10.
Слив масла из раздатки производится выворачиванием резьбовой пробки (38, см «разрез» РК). Заливка смазки ведется через маслоналивное отверстие, при вывернутой пробке (39).
Ремонт раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка ЗИЛ-131 надежный и долговечный агрегат. Однако при появлении признаков неправильной работы коробки – повышенный шум, скрежет при переключении режимов, «выбивание» скоростей, течь смазки, РК следует снять с автомобиля.
Затем на ремонтном участке коробку разбирают, обследуют. Неисправные детали и узлы заменяют новыми. Затем производят сборку коробки и установку ее на грузовик. После залива свежей смазки производят пробную поездку и определяют исправность отремонтированной раздатки.
Заключение
Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 позволила этому трехосному грузовику стать надежным перевозчиком в различных отраслях народного хозяйства, стать базовой армейской машиной самого широкого профиля. К сожалению, отсутствие надежного, мощного, компактного и экономичного дизельного двигателя сократила срок существования этого знакового автомобиля.
mashintop.ru
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131
Категория:
Устройство автомобиля
Публикация:
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131
Читать далее:
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131
На автомобиле ЗИЛ-131 устанавливается пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2—3-й, 4—5-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 7,44; на второй 4,10; на третьей 2,99; на четвертой 1,43; на пятой 1,00; на передаче заднего хода 7,09.
Картер пробки имеет пробку контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач. В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, предохраняющей от попадания в картер воды при преодолении бродов. Вентиляция картера осуществляется через трубку, выведенную на заднюю стенку кабины.
Каждый вал коробки установлен на двух подшипниках. Задние подшипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшипников первичного и вторичного валов расположены сальники. Вторичный вал дополнительно уплотняется маслоотражателем.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 1. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131: 1, 14 — первичный и вторичный валы; 2— шестерня первичного вала; 3 — шток включения первой передачи и передачи заднего хода; 4 — крышка картера; 5 — рычаг: 6 — фиксатор; 7—шток включения четвертой и пятой передач; 8 — шток включения второй и третьей передач: 9 — синхронизатор второй и третьей передач; 10 — шестерня второй передачи вторичного вала; 11 — вилка; 12 — шестерня первой передачи и передачи заднего хода вторичного вала; 13—вентиляционная трубка; 15 — маслоотражатель; 16, 18 — шестерни первой и второй передач; 17 — сливная пробка; 19 — шестерня отбора мощности; 20, 21 — шестерни третьей и четвертой передач промежуточного вала; 22 — промежуточный вал; 23 — шестерня привода промежуточного вала; 24— картер; 25 — ось блока шестерен передачи заднего хода; 26 — блок шестерен передачи заднего хода; 27— пробка контрольно-заливного отверстия; 28 — предохранитель от случайного включения передачи заднего хода; 29 — промежуточный рычаг; 30, 31 — шестерни третьей и четвертой передач вторичного вала; 22 — синхронизатор четвертой и пятой передач: 33 — шарики замкового устройства; 34 — штифт
Шестерня первой передачи промежуточного вала изготовлена заодно с валом, остальные шестерни этого вала установлены на шпонках. Шестерня вторичного вала установлена на шлицах, шестерня второй передачи и шестерня третьей передачи установлены непосредственно на шейках вала, шестерня четвертой передачи вращается на стальной втулке, закрепленной на валу. При вращении шестерен относительно вала соприкасающиеся поверхности шестерен и вала работают с трением — сталь по стали. Поэтому шейки вала и наружная поверхность втулки под шестерню имеют специальную поверхность в виде чередующихся выступов и впадин для лучшего удержания смазки. Шестерени имеют конусы и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами.
Синхронизаторы коробки передач инерционные, с блокировочными пальцами. Синхронизатор включает вторую и третью передачи, синхронизатор — четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.
Синхронизатор состоит из каретки, двух конусных бронзовых колец, трех блокирующих пальцев, трех фиксаторов. Каретка имеет два зубчатых венца, в ее фланце выполнены отверстия со скосами (фасками) под блокирующие пальцы. Бронзовые кольца соединяются между собой блокировочными пальцами, в средней части каждого пальца выполнена кольцевая проточка со скошенными краями. Фиксатор состоит из двух полуцилиндров и двух пружин.
При переключении передач водитель перемещает каретку в сторону включаемой шестерни. Это движение через фиксаторы передается конусным пальцам. При соприкосновении конических поверхностей бронзового кольца и конуса шестерни из-за разности их угловых скоростей на этих поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает бронзовое кольцо и вместе с ним блокировочные пальцы до упора их в края отверстий во фланце каретки, тем самым пальцы препятствуют дальнейшему перемещению каретки. После выравнивания угловых скоростей силы трения исчезают, каретка перемещается дальше, ее зубчатый венец и венец включаемой шестерни соединяются между собой бесшумно. Фланец каретки перемещает полуцилиндры фиксаторов, сжимая их пружины.
Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликовых подшипниках. От передней шестерни блока производится отбор мощности при установке коробки отбора мощности.
Замковое устройство состоит из четырех шариков и штифта.
При включении первой передачи и заднего хода нижний конец рычага соединяется с промежуточным рычагом, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя, что не допускает случайного включения этих передач.
На первой передаче соединяются между собой шестерни, на второй — синхронизатор соединяет шестерню с вторичным валом, на третьей — этот же синхронизатор соединяет шестерню с валом, на четвертой — синхронизатор соединяет с валом шестерню.
На всех этих передачах крутящий момент передается через шестерни на промежуточный вал и далее через шестерни включенной передачи на вторичный вал. На пятой передаче синхронизатор соединяет между собой первичный и вторичный валы. На передаче заднего хода шестерня соединяется с задним зубчатым венцом блока шестерен заднего хода; крутящий момент от шестерни передается на передний зубчатый венец блока и далее на вторичный вал.
Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием. В картер заливается 5,1 л, а при наличии коробки отбора мощности 6,7 л масла.
На автомобиле ЗИЛ-130 коробка передач такая же, как и на ЗИЛ-131. Отличие состоит в том, что в крышке заднего подшипника ведомого вала установлен привод спидометра.
Рекламные предложения:
Читать далее: Коробка передач автомобиля «Урал-375Д»
Категория: -
Устройство автомобиля
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
рабочая лошадка Советской Армии. — DRIVE2
Здравия. Сегодня решил сделать небольшой перерыв от публикаций фото со слёта американских авто в Падуе и поведать об интересном автомобиле, точнее автомобиле армейском, который мне очень нравится. Как вы поняли из заголовка- речь пойдёт о легендарном ЗИЛ 131.
.
Родом из Москвы
В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946-1991» приводится мысль о влиянии американских грузовиков REO М34 на конструкцию отечественного ЗИЛ-131. Если это даже и так, то в Советском Союзе выбрали неплохой вариант для подражания. Работы над американской машиной закончились в 1949 году, и через пару лет грузовик пошел в войска. Полноприводный трехосный M34 вместе с многочисленными модификациями стал одним из самых распространенных машин армии США и получил за непревзойденную надежность прозвище Eager Beaver, или «Добросовестный». Внешний вид грузовика не отличался изяществом (как, впрочем, и всей американской колесной техники), кабина вообще была открытая, но зато КПП имела 5 ступеней с синхронизаторами, а верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор развивал вполне приличные 127 л. с. Грузоподъемность М34 на грунтовых дорогах не превышала 2,5 тонны, а твердое покрытие под колесами позволяло грузить до 4,5 тонны.
В СССР непосредственным предшественником 131-й машины можно считать не самый удачный ЗИС-151, который, в свою очередь, ведет историю от ленд-лизовского «Студебеккера». Кроме слабого мотора и большой массы, важным недостатком грузовика была двухскатная ошиновка задних мостов. С одной стороны, этого требовали военные в погоне за большей грузоподъемностью, а с другой, это серьезно ограничивало проходимость машины по слабым грунтам и снежной целине. Когда в армии появился легендарный ЗИЛ-157, к нему также появились претензии в части малой грузоподъёмности и слабых тяговых возможностей – на роль артиллерийского тягача он не годился. Именно для артиллерийских подразделений в середине 50-х и начали разрабатывать ЗИС-128, который, кстати, много в чем перекликался с упоминаемым ранее «американцем» М34.
ЗИЛ-131 и аналоги.
.
ЗИС-128 в тяговой версии для артиллерии.
.
ЗИС-128 в транспортном исполнении.
В первоначальном варианте машину именовали ЗИС-Э128В, но с первыми опытными экземплярами остановились на ЗИС-128. Этот автомобиль фактически не являлся продолжением линейки ЗИС-151, отличался новыми раздаточной коробкой, КПП, централизованной системой подкачки шин и другими деталями. Грузовую платформу опустили вниз с целью снижения центра тяжести и упрощения разгрузки/загрузки боеприпасов. История не сохранила для нас ни одного экземпляра той экспериментальной машины, но на фотографиях грузовики представлены как минимум с тремя кабинами, из которых только одна цельнометаллическая. Стоит помнить, что опытные ЗИС-128 появились практически одновременно с первыми «классическими» машинами ЗИЛ-157. Такие парадоксы конструкторский работы внутри одного завода объяснялись требованиями и придирчивостью главного заказчика в лице Министерства обороны. Был и еще один аналог будущей 131-й машины – ЗИЛ-165, который представлял из себя сборную солянку из различных агрегатов, в частности, кабина была от 130-го. По одной из версий, именно тесная кабина, а также слабый рядный 6-цилиндровый мотор стали причиной отказа военных в 1957 году от этой конструкции. Тогда уже все осознавали, что для новой машины требовался новый мотор мощностью под полторы сотни лошадиных сил. А его не было.
.
.
ЗИЛ-165.
По причине моторного голода в 1958 году военные завернули прототип ЗИЛ-131Л (не путать с появившимся позже лесовозом ЗИЛ-131Л) с опытным V-образным 6-цилиндровым двигателем мощностью 135 л. с. Машина отличалась стальной грузовой платформой с низкими бортами и конусными колесными дисками.
Первые прототипы с индексом 131
Первые машины ЗИЛ-131 появились в конце 1956 года и первое время оснащались 6-цилиндровыми моторами, которые впоследствии заменили на V-образные «восьмерки». Предполагалось разрабатывать машину в двух вариантах – ЗИЛ-131 для артиллерии и ЗИЛ-131А для транспортных нужд преимущественно мотострелковых войск.
ЗИЛ-131А.
Фактически ЗИЛ-131 изначально не планировали для широкого применения в сухопутных войсках – ему готовилась карьера преимущественно артиллерийского тягача. В армии в то время был ЗИЛ-157 «Колун», который по большинству параметров устраивал военных. То есть 131-я машина не должна была собой заменять никакую технику, а первоначально являлась самостоятельной нишевой разработкой. Возможно, поэтому особой срочности с принятием на вооружение машины не было. ЗИЛ-157, к слову, собирали до 1991 года, правда, в большей степени не для армии. Но нравы и стратегии Министерства обороны Советского Союза в те времена отличались изменчивостью, и в итоге ЗИЛ-131 из артиллерийского тягача превратился в многоцелевой грузовик.
.
.
.
.
.
.
.
Прототип ЗИЛ-131 на различных этапах испытаний.
История покажет, что по количеству возможных вариантов использования трехосный вездеход из Москвы будет едва ли не самым востребованным в Советской Армии. В общей сложности в конце 50-х годов было построено шесть опытных машин, среди которых были транспортные, тяговые образцы и даже один седельный тягач. После предварительных испытаний к 1960 году заводчане представили военным серьезно доработанные грузовики. В сравнении с «Колуном» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал в проходимости. В издании «Автолегенды СССР» упоминается также, что военные выделили чрезмерную массу прототипов, недостаточный дорожный просвет и малую бродоходимость – не более 1,2 метра при требуемых полутора метрах. На ЗИЛе недостатки исправили к июлю 1960 года, но повторные испытания выявили склонность к заносу из-за неудачного рисунка протектора и неудовлетворительную работу межколесных самоблокирующихся дифференциалов. После устранения указанных недостатков и модернизации экранированного электрооборудования военные специалисты оставили для дальнейшей работы единственный вариант будущего грузовика в транспортном исполнении. От артиллерийского тягача решено было отказаться.
Опытный вариант ветрового стекла ЗИЛ-131. Плоские стекла позволяли оперативнее менять разбитые секции и, самое главное, в перспективе можно было думать о бронировании.
Еще один вариант ЗИЛ-131 с плоскими стеклами и герме
www.drive2.ru
Установка дизельного двигателя и трансмиссии 4х4 — Автомастерская Командор на DRIVE2
Очередная работа нашей мастерской.
Условия задачи: Самосвал Зил ММЗ-45085 с бензиновым карбюраторным двигателем. Требования заказчика: -Необходимо превратить данный автомобиль в небольшой маневренный дизельный самосвал-вездеход высокой проходимости, пусть и с некоторой потерей грузоподъёмности.
Перечень работ, которые были выполнены при решении этой задачи:
-Установлен дизельный двигатель Д-245.9Е1 мощность 136 л.с. кр. момент 460нм.с промежуточным охлаждением наддува.
-Установлена полноприводная трансмиссия на узлах и агрегатах автомобиля Зил-131: -Раздаточная коробка с передней и задней поперечинами и лонжеронами крепления РК, также установлен на раздаточной коробке КОМ привода насоса гидросистемы. Установлены передний и задний мосты 131, корпус заднего моста кардинально усилен для работы в качестве одиночного моста не в составе балансирной тележки. Также на задний мост установлены тормозные энергоаккумуляторы Камаз.
-Изготовлены и отбалансированы передний, задний карданные валы и карданный вал КПП-РК.
-Изменена гидросистема подъёма кузова. Установлены по компоновочным соображениям два гидроцилиндра подъёма кузова, привод насоса гидросистемы осуществлён от КОМ РК. Увеличен бак гидросистемы.
-Установлена передняя механическая лебёдка для самовытаскивания с приводом от КОМ КПП.
-Установлена система централизованного управления давлением в шинах.
-Установлен верхний глушитель.
-Система электрооборудования переведена на 24в.
-Автомобиль полностью зачищен, подготовлен к окраске и окрашен.
Все изменения конструкции оформлены в установленном порядке.
Корпус заднего моста Зил-131 недостаточно крепкий для работы в качестве заднего одиночного ведущего моста, поэтому усиливаем его и так-же устанавливаем. Кронштейны энергоаккумуляторов изготавливаем свои.
Позже по заказу мы изготовили диски и установили на данный автомобиль шины Кама-1260 425/85-R21
Вот такой он нам достался
Удаляем его старое бензиновое сердце
И устанавливаем дизельный ММЗ-245.9
ту кучу металлолома м так-же запихиваем в нашего Зилка.
Установлена РК 131 с КОМ привода гидронасоса подъёма кузова
Лебёдку поставили
www.drive2.ru
ЗИЛ-131 › Бортжурнал › Обманки крышек полуосей. Или как сделать 131й трассовым бегунком.
эта переделка была еще на бензиновом моторе, так как 131й у меня использовался не как вездеход, а больше как машина для грузоперевозок, и вездеходные качества в нем мне не столь были важны, как грузоподъёмность, динамика, расход ГСМ и комфорт. я решил уменьшить сопротивление трансмиссии, так как я передний мост не использовал по назначению, но даже при выключенном мосте его ГП все равно вращалась от колес через полуоси, этим я и занялся. снял родные крышки полуосей, и срезал шлицевую часть на токарном станке отрезным резцом, именно с наружней стороны, где находится кран подкачки колес. подкачку колёс я давно уже не использую, потому что надоела вечная проблема с шлангами и кранами подкачки.
линия по которой я обрезал крышку.
изнутри торцевать было неудобно, так как посадочный буртик не даст срезать шлицы полностью.
бортик мешает срезать изнутри.
отверстие получившееся при удалении шлица заварил глухой крышкой, таким образом избавился и от крана подкачки.
главное герметично обварить шов, чтобы не вытекала смазка.
Таким образом получил эффект "ленивца" переднего колеса. колесо теперь вращается только вокруг оси подшипника, не зацепляя полуоси и не приводя в действие дифференциал переднего моста, теперь при движении нет дополнительного сопротивления в трансмиссии, динамика изменилась в положительную сторону, и стал более ощутим накат авто(инерционной езде трансмиссия меньше препятствует), по расходу топлива не могу сказать изменения, радует то, что с остановкой ГП моста ушел и дополнительный гул вызванный диффом. вторая часть усовершенствования- это снятие кардана переднего моста, чтобы не передавать крутящий момент на передний мост при езде на пониженной передачи раздаточной коробки, кардан был снят и его разъединяющиеся части подвязаны в том состоянии, в котором он работал- чтобы не нарушить центрацию кардана.
кардан переднего моста.
раздатка
передний мост
кардан я удалил, потому что пониженную использую не только кратковременно(чтобы стартануть груженому, или вылезти из тяжелого места), иногда с тяжелым грузом и телегой езжу на пониженной всю дорогу- таким образом проще подобрать нужную передачу. так я сделал из переднего моста практически балку. P.S. без переднего моста авто стал не такой устойчивый зимой на гололеде и летом в чуть сырую погоду на проселочной дороге. однажды в достаточно сухой год, на отвозе зерна, попадал под сильный ливень груженый в проселочной дороге, высушенная до пыли земля не впитывала воду, и на поверхности слой превратился в мылкую грязь, без передка очень кидает машину, груженая телега еще усиливает занос. теперь вожу с собой приводные части переднего моста, и в такой экстренной ситуации могу уделив лишних 20 минут снова сделать из своего трассового ЗИЛа- полноценного вездехода. дураков дорога учит…
www.drive2.ru
Фотографии ЗиЛ-131Н Водовоз АРС-14 — DRIVE2
Летом 2015 года, в начале августа я был на ежегодном выезде на рыбалку под серебряным дождем. Проходил он в Волгоградской области, на берегу реки Дон. Вот там та я и встретил этого трудягу цвета хаки. Перед вами детище завода имени Лихачева ЗиЛ-131 в комплектации Водовоз АРС-14. Пообщавшись с местными казаками узнал, что этот списанный грузовик достался им для местной пожарной дружины.
Полный размер
ЗиЛ-131
А теперь немного истории 131-го:
Несмотря на то, что работы по созданию будущего ЗиЛ-131 начались ещё в 1953 году, основным грузовиком советской армии ещё долгие годы оставался ЗиС-151 и его модернизированный вариант ЗиЛ-157. Чтобы сократить сроки освоения новой машины конструкторы ЗиЛа в 1958 году разработали опытный образец автомобиля ЗиЛ-165 — переходного варианта от автомобиля ЗиЛ-157 к принципиально новому грузовику ЗиЛ-131. По своей конструкции ЗиЛ-165 представлял собой глубокую модернизацию ЗиЛ-157: кабина от раннего ЗиЛ-130Л, Старый двигатель, ведущий своё происхождение ещё от американского Автокара 1924 года, сделали, наконец, верхнеклапанным, и его мощность достигла 125 л.с. Автомобиль снабдили гидроусилителями руля и сцепления, которое к тому же стало однодисковым. По итогам заводских испытаний машина оказалась не совсем удачной, что и предопределило ее судьбу — работы по ЗиЛ-165 были прекращены. В системе охлаждения двигателя увеличена производительность вентилятора путем увеличения угла наклона лопастей и установки нового кожуха вентилятора. Применен новый радиатор с сердцевиной трубчато-пластинчатого типа. В системе питания установлен новый бензиновый насос типа Б-9Б повышенной производительности с двумя впускными и одним выпускным клапанами с сетчатым фильтром. Применен карбюратор типа К-82М, аналогичный по устройству и действию карбюратору К-82 . После признания дальнейшего развития модели 165 нецелесообразным, в 1958 на ВСХВ были продемонстрирован новый вариант автомобиля повышенной проходимости, получившего индекс ЗиЛ-131 и кабину с оперением от другого опытного автомобиля ЗиЛ-130Л. Однако военных не устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора, поскольку возвращение им первоначальной формы в полевых условиях потребовало бы значительных затрат времени. Поэтому автомобиль ЗиЛ-131, пущенный в серийное производство, получил кабину от опытного ЗиЛ-165, имевшую простые гнутые передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора. В 1959 году были проведены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Но чтобы не создавать в стране дефицит грузовиков, на заводе продолжали выпускать ЗиЛ-164А и ЗиЛ-157, а сроки выпуска новых моделей всё время отодвигались. Поэтому ЗиЛ-130 начали в массовом порядке выпускать с 1 октября 1964 года, а производство ЗиЛ-131 было развернуто лишь в 1966 году. ЗиЛ-131 был предназначен для перевозки грузов и для буксировки прицепов по дорогам всех видов и бездорожью. Кузов ЗиЛ-131 представлял собой деревянную платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на восемь мест, предусмотрена установка дуг и тента. Автомобиль был пригоден для эксплуатации во всех климатических условиях, включая тропические, в любое время года при температуре воздуха от минус 40 до +55°С. ЗиЛ-131 использовался для поставок на экспорт в страны как с умеренным, так и с тропическим климатом. Длина ЗиЛ-131 равнялась 7040 миллиметрам. База же этого трёхосного автомобиля, то есть, расстояние между осью переднего моста и осью балансирной тележки составляла 3975 миллиметров, а база самой задней тележки – 1250 мм. ЗиЛ-131-вид спередиНа автомобиле был установлен V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 148 л.с., развиваемой при 3000 об/мин. Однако в большинстве источников приводится значение 150 л.с. при 3200 об/мин. При 100-миллиметровом диаметре цилиндра и 95-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 5969 куб. см. Цилиндры этого мотора были изготовлены в виде мокрых чугунных гильз, установленных в обеих секциях блок-картера. В верхней части бурт гильзы входит в выточку верхней плоскости секции блок-картера и гильза зажимается головкой, закрепляемой на блоке-картере на прокладке. В нижней части гильза уплотняется в перегородке секции с помощью двух резиновых колец. Поршни двигателя были изготовлены из алюминиевого сплава, а их рабочая поверхность покрыта оловом. Юбка поршня имела эллиптическое сечение. Для нормальной работы двигателя требовался автомобильный бензин А-76 (ГОСТ 2084- 67). Автомобиль получил и новую пятиступенчатую коробку передач. На первой передаче, имевшей 7,44-кратное понижающее значение, автомобиль мог разогнаться до 11,8 км/ч, на второй с передаточным числом 4,1 – до 21,5 км/ч, на третьей, имевшей передаточное число. Равное 2,29 – до 38,5 км/ч, на четвёртой с передаточным числом 1,47 – до 59,5 км/ч, а на пятой, которая была прямой, максимальная скорость составляла 88 км/ч. Имелась также и двухступенчатая раздаточная коробка, первая передача которой была прямой, а вторая имела передаточное число 2,08. В отличие от ЗиЛ-157 в ЗиЛ-131 был применен электропневматический привод включения переднего моста. Передний мост можно было включить тумблером на панели приборов, а при включении рычагом понижающей передачи в раздаточной коробке, от установленного в механизме выключателя принудительно включался пневмопривод включения переднего моста. В КПП на 2-й и 4-й передаче имелись замки, предотвращающие самопроизвольное выключение передачи, например при торможении двигателе на спуске. Была применена бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором, более мощный генератор переменного тока. В случае выхода из строя электронного коммутатора, имелся аварийный вибратор, позволяющий двигаться своим ходом до 30 часов. Автомобиль ЗиЛ-131 выпускался Московским автозаводом имени Лихачева с 1966 по 1986 годы. В феврале 1974 года автомобилю ЗиЛ-131 и всем его модификациям был присвоен государственный Знак качества. Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее), автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования. За все время выпуска внешность ЗиЛ-131 практически не менялась. Единственное изменение коснулось колёс – до 1977 года их обод соединялся болтами, а со второго апреля 1977 начали устанавливаться колеса с неразъёмным ободом и замочными стопорными кольцами, что сильно облегчило жизнь водителей, к примеру, при больших отрицательных температурах, когда нужно было отворачивать эти примерзшие болты. С 1986 года в производство пошёл модернизированный вариант, обозначаемый ЗиЛ-131Н. Производство ЗиЛ-131Н непосредственно ЗиЛом было свернуто в 1994 году в связи с началом выпуска ЗиЛ-433. Источник
А теперь вернемся к машине, вот пару фотографий трудяги.
Полный размер
Стоит уверенно и гордо
Полный размер
Имеет колесную базу 6х6
Полный размер
На раме стоит цистерна
Полный размер
Благодаря передней подвески — на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами, ему не страшны препятствия.
Полный размер
Фары получили защиту
Полный размер
Колеса — дисковые, обод 228Г-508, крепление — на 8 шпильках. Шины — с регулируемым давлением. Давление воздуха в шинах при массе перевозимого груза 3750 кг: номинальное — 3 кгс/см. кв., минимальное — 0,5 кгс/см. кв.; при массе перевозимого груза 5000 кг — 4,2 кгс/см. кв.
Полный размер
Задняя подвеска балансирная на двух полуэллиптических рессорах с шестью реактивными штангами, концы рессор — скользящие.
Полный размер
Полный размер
ЗИЛ-131Н могут выпускаться в виде шасси без платформы для монтажа различных кузовов и установок, но в данном случае стоит авторазливочная станция АРС-14.
Полный размер
Кабина внутри достаточно просторная, вмешает 3 человека
Полный размер
приборная панель без излишеств. все строго на своих местах. Руль большой, имеет встроенный гидроусилитель.
Полный размер
Двигатель карбюраторный, бензиновый, с V-образным расположением цилиндров. Двигатель внутреннего сгорания, 4-тактный, жидкостного охлаждени