Ка́ршеринг (англ. carsharing) — вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний (чаще всего для внутригородских и/или коротких поездок) или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки — по договоренности). Такая модель аренды автомобилей удобна для периодического пользования автотранспортным средством или в случае, когда необходим автомобиль, отличный от марки, типа кузова и грузоподъемности от обычно используемого. Каршеринг является одним из глобальных направлений развития экономики совместного пользования (Sharing Economy), когда население отказывается от приобретения благ в собственность, дабы не нести ответственность и затраты, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление
[1]. Услуги каршеринга доступны в более чем 1000 городах в десятках стран мира.
В целом каршеринг можно разделить на три типа потребления:
Автомобиль службы Zipcar, одной из крупнейших каршеринговых сетей в мире, в центре города Вашингтон
Free-floating[править | править код]
Free-floating — краткосрочная аренда автомобиля с возможностью окончания поездки в удобных для водителей точках и местах, обозначенных знаком парковки. Такую модель реализуют каршеринговые компании, активно развивающиеся как на мировом, так и на российском рынке. Такой вид короткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой обычно используется для коротких внутригородских поездок.
Обычно для того, чтобы воспользоваться автомобилями компании-оператора каршеринга, необходимо один раз заключить договор, в котором прописаны основные нюансы предоставления сервиса, права и обязанности сторон. После этого новый пользователь каршеринга получает право в любой момент воспользоваться любым свободным автомобилем данного сервиса. Технически для доступа к автомобилю может использоваться:
Физическая карта доступа (HID, Mifare, EM-marine и так далее). Например, немецкий сервис car2go использует для этой цели обычное водительское удостоверение с RFID-меткой[2]
Онлайн-бронирование свободных автомобилей через обозреватель. Этот способ предоставляет большинство сервисов каршеринга.
Бронирование автомобиля через приложение для смартфона. Помимо собственных приложений операторов каршеринга также доступны приложения-агрегаторы независимых разработчиков.
В случае онлайн-бронирования или бронирования через приложение для смартфона пользователю обычно предоставляется 20 минут, чтобы добраться до выбранного автомобиля, в течение которых арендная плата не взимается. По истечении этого периода плата начинает взиматься по парковочному тарифу[3].
Peer-to-peer[править | править код]
Peer-to-peer каршеринг — модель автопроката, работающая аналогично классической схеме каршеринга, однако автомобили чаще всего находятся в частной собственности или в собственности компаний, основным видом деятельности которых не является арендная/прокатная деятельность. Аренда автомобилей от частных лиц происходит в первую очередь с помощью онлайн-платформ, агрегирующих все частные предложения на одной площадке. Данная модель проката широко распространена в США, наиболее известны на этом рынке компании TURO и GETAROUND, однако начиная с 2017 года подобные сервисы стали предлагать и российские компании[4].
По состоянию на январь 2018 года на территории РФ услуги по модели peer-to-peer предоставляют 2 компании, являющиеся онлайн-агрегаторами предложений автомобилей: Darenta (действует с 2014 года[5]) в базе — 1001 автомобиль от физических и юридических лиц; Rent A Ride (действует с апреля 2017 года[6]) в базе — 4000 автомобилей от физических и юридических лиц. В ноябре 2017 года было анонсировано появление ещё одной компании — Use My Car[7]. В декабре 2018 года появилась еще одна компания — Carenty, в базе около 500 автомобилей[8].
Fractional[править | править код]
Fractional каршеринг — модель так называемой дробной собственности, которая позволяет пользователям совместно содержать и использовать транспортное средство. Население кооперируется в группы по территориальному признаку или по интересам, приобретает и эксплуатирует автомобиль либо парк разных по типу автомобилей в совместное пользование. Запуск подобной службы анонсирован и в России[9].
По словам некоторых экспертов, жители мегаполисов всё меньше испытывают потребность в собственном автомобиле с ростом популярности системы каршеринга, а также других видов аренды транспортных средств
[10].
Согласно исследованию компании Frost & Sullivan, на 2011 год в Европе существует около 700 000 подписчиков на услуги каршеринг. К 2020 году количество подписчиков вырастет до 15 000 000 человек, а количество доступных автомобилей — до 240 000[11].
Ряд крупных автомобильных концернов запускают собственные услуги передачи автомобилей пользователям без его приобретения в собственность. Этот сервис называют «автомобилями по подписке».
пункты выдачи и возврата открыты 24 часа в сутки, 7 дней в неделю;
бронирование, взятие и возврат машины автоматизированы;
машины могут быть арендованы по минутам, часам или дням;
все клиенты имеют членские карты и были предварительно одобрены к вождению;
большое количество пунктов выдачи и возврата авто в городе, зачастую расположенных около метро и другого общественного транспорта;
страховка, пользование городской парковкой и бензин обычно входят в стоимость аренды.
Каршеринг позволяет сэкономить до 70 % совокупной стоимости транспорта для своих участников, так как они оплачивают только время, когда реально используют автомобиль[12]. Участники каршеринг-клубов отмечают 47 % рост использования общественного транспорта, 10 % рост количества поездок на велосипеде и 26 % рост пеших прогулок. Это можно объяснять более эффективным использованием автомобиля, отказом от невынужденных поездок. Члены каршеринг-клубов, отказавшиеся от собственного авто, используют машины только тогда, когда они им действительно необходимы, и чаще ходят пешком. Каршеринг также призван сделать автомобиль более доступным. Однако, как продемонстрировало исследование Института транспортных исследований Калифорнийского университета, осведомленность об этой услуге среди лиц, не владеющих автомобилем, находится на низком уровне
[13].
В 2018 году специалисты «Лаборатории Касперского» провели анализ 13-ти приложений по услугам каршеринга. Исследование показало, что найденные уязвимости позволяют хакерам взламывать учётные записи пользователей и арендовать машину за счёт другого клиента. Также киберпреступники могут выкрасть личные данные клиентов или отследить их передвижения, узнав тем самым домашний адрес пользователя. На момент исследования подобные преступления не практиковались, однако уже тогда хакеры продавали взломанные аккаунты в приложениях каршеринга. Изучению путей кибератак также подверглась вероятность обратной разработки приложений каршеринговых компаний. ЛК выявили, что только одна программа обладала защитой от недобросовестного клонирования, при том защита от получения прав суперпользователя (позволяют злоумышленникам похищать персональную информацию) в нём отсутствовала. Эксперты отметили, что возможность взлома связана с тем, что сервисы каршеринга предоставляют пользователям слабые пароли и короткие коды для верификации.[14] Также ЛК заявили, что приложения от американских и европейских компаний имеют более сильную защиту от кибератак по сравнению с российскими.[15]
Несмотря на то, что все каршеринговые автомобили застрахованы КАСКО, для пользователя существуют риски, связанные с выплатами при нарушении условий сервиса.[16]
В России первые сервисы каршеринга появились осенью 2015 года. Российский рынок представлен в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Нижний Новгород, Сочи, Адлер, Красная Поляна, Туапсе, Новосибирск, Грозный, Самара, Уфа, Красноярск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, Казань, Подольск, Домодедово, Тула, Челябинск, Саратов.
ru.wikipedia.org
ОБЪЯСНЯЕМ, ЧТО ТАКОЕ КАРШЕРИНГ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ
С развитием мегаполисов, со стремительным ростом инфраструктуры и расширением границ современный человек испытывает крайнюю необходимость в средстве передвижения. На сегодняшний день их огромное количество: личные авто, автобусы, троллейбусы, мотоциклы и мопеды, велосипеды, электросамокаты, метро – список можно продолжать долго.
Каждый вид транспорта пользуется популярностью у определенных групп лиц. Практически все из них хорошо знакомы большинству граждан.
Потребитель становится очень избирательным и в какой-то степени “капризным” при выборе “своего” транспортного средства. Поэтому в 2019 году набирает обороты молодой, но довольно перспективный сервис под звучным названием “каршеринг”.
Поговорим подробнее о нем.
ЧТО ТАКОЕ КАРШЕРИНГ
Carsharing – это современный и относительно новый вид услуг в сфере проката автомобилей. Он представляет собой почасовую и даже поминутную аренду транспортного средства, которой клиент может воспользоваться в кратчайшие сроки через мобильное приложение. Фишка сервиса заключается в том, что заказчик, имея под рукой лишь смартфон, получает возможность самостоятельно выбрать полностью подходящее ему по его личным критериям авто в удобном для него месторасположении. Машина подается в технически исправном виде и с полным баком.
Немного истории
Слово Carsharing берет свое начало в английском языке («car» — машина, «sharing» — разделение). Термин зародился в 1948 году: руководство одного из швейцарских жилищных кооперативов решило приобрести для членов своей организации пару-тройку автомобилей и отдать их коллегам в краткосрочное пользование. В начале 70-х годов европейские бизнесмены предпринимали попытки запустить в массы что-то отдаленно напоминающее современный каршеринг. Однако все их начинания терпели фиаско, так как технические возможности, связанные с данным видом торговли, не позволяли им в полной мере контролировать использование автомобилей и обеспечивать оперативный к ним доступ.
Во второй половине 1990-х годов каршеринг начал набирать обороты: прогресс в сфере спутниковой GPS-навигации позволил услуге по кратковременной аренде автомобилей выйти на новый уровень продаж (пока преимущественно на территории Европы и США).
ПРИНЦИП РАБОТЫ КАРШЕРИНГА
У любой компании, занимающейся каршерингом, прописан свой перечень правил и существует определенный алгоритм оказания услуг по прокату.
Шаг 1. Регистрация в системе
Создание учетной записи является обязательным пунктом. Благо, в 21 веке сделать это очень просто: достаточно зайти на официальный сайт организации, либо скачать их мобильное приложение. В процессе регистрации потенциальный клиент проходит стандартизированную процедуру активации с помощью электронной почты, на которую ему будет отправлено письмо со списком необходимых документов. Далее происходит подписание договора в электронном виде.
Важно! Обязательным условием является привязка банковской карты, с которой будут списывать денежные средства за поездки.
Шаг 2. Поиск авто
Здесь все достаточно просто. Для выбора машины необходимо:
Войти в мобильное приложение.
Открыть карту города и найти расположенные в нужной локации автомобили.
Нажать на значок выбранной машины, зафиксировать адрес ее расположения.
Проверить уровень топливного средства.
Выбрать тип проката.
Нажать на кнопку «Забронировать».
Шаг 3. Осмотр авто
Перед началом пользования машиной заказчику необходимо внимательно проверить ее внешнее и техническое состояние.
Важно проверить бардачок на наличие следующих документов:
Свидетельство о прохождении регистрации.
Полис ОСАГО.
Действующая топливная карта.
Если при осмотре наблюдаются те или иные повреждения, полагается незамедлительно связаться со специалистами колл-центра. В случае успешной оценки транспортного средства подписывается акт приема-передачи автомобиля. Можно садиться за руль.
Шаг 4. Пользование авто
Данный этап также предельно прост и доступен.
Подстроить параметры машины под свои параметры, далее повернуть ключ зажигания для начала движения.
Соблюдать ПДД, установленные законодательством РФ. Важно помнить, что штрафы, которые могут прийти по вине клиента, будут оплачиваться именно за его счет.
В случае если компьютер показывает низкий уровень запаса топлива, заказчику необходимо произвести заправку ТС. Для этого нужно открыть мобильное приложение, найти АЗС-партнера, связаться со специалистом каршеринговой фирмы для получения специального пин-кода от топливной карты.
При совершении остановки припарковать машину по правилам ПДД и перевести ее в режим ожидания. Интересно, что за самостоятельную дозаправку автомобиля, компания по прокату предоставляет различные приятные бонусы или скидки.
Шаг 5. Завершение аренды
Для этого нужно выполнить ряд следующих действий:
Найти расположенную поблизости парковку
Аккуратно припарковать автомобиль;
Выключить двигатель
Поставить коробку передач в «Р» режим
Покинуть ТС и закрыть его с помощью мобильного приложения
Услуга каршеринга успешно завершена
Как зарегистрироваться в каршеринге
Как упоминалось ранее, первый этап в онлайн регистрации – это установка мобильного приложения каршеринговой компании. После этого нужно пройти незамысловатые этапы проверки данных и создания профиля.
Далее потребуется подготовить сканы следующих документов:
Развороты паспорта гражданина – с данными о выдачи и фото, а также с регистрацией.
Сканы водительского удостоверения с обеих сторон в 2 экземплярах.
После предоставления списка документов и их проверки подписывается договор. Компании подобного типа давно используют электронную печать. Она бывает нескольких видов:
При помощи функции touch: заказчик оставляет в качестве подписи отпечаток своего пальца.
Путем нажатия на значок “Принять условия” в случае соглашения с условиями каршериноговой фирмы.
Наличие возможности оформить регистрацию в электронном виде не отменяет вариант личного обращения в компанию.
В такой ситуации условия практически те же:
Подготовить ксерокопии того же пакета документов, что и в электронном порядке.
Сообщить сотруднику фирмы электронную почту, на которую будет отправлено подтверждение соглашения с условиями договора.
Приехать в офис в рабочие часы компании и лично подписать договор.
НУЖЕН ЛИ СТАЖ ВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ КАРШЕРИНГОМ?
Каждая каршеринговая компания очень дорожит своей репутацией. Именно поэтому у многих из них существует ряд ограничений на пользование транспортными средствами, находящимися в их владении.
Среди них можно выделить следующих 2 параметра:
Возраст арендатора. Автомобиль не выдается в прокат лицам, не достигшим 21 года.
Стаж вождения. Здесь рамки более размыты. Однако в среднем допустимым является цифра от 2 лет. Такие данные установлены для предотвращения рисков совершения ДТП на автомобильных дорогах.
В приоритете фирм по каршерингу всегда находятся клиенты с чистой “водительской историей”: со стажем вождения не менее 5 лет и отсутствием страховых случаев.
Важно помнить, что подделать свои водительские данные точно не получится. При оформлении договора заказчик предоставляет информацию, записанную в его удостоверении и иных документах. Все сведения проходят тщательную проверку службой безопасности организации.
Интересно, что с развитие каршеринга и появление все большего количества фирм в этом сфере услуг создает здоровую конкуренцию. Таким образом, многие компании заинтересованы в привлечении клиентов и создают систему гибких условий. Поэтому стоит уточнять информацию об описанных выше ограничениях: есть шанс найти оператора с менее завышенными условиями по аренде авто.
ПЛЮСЫ КАРШЕРИНГА
Список преимуществ довольно обширен. Выделим наиболее основные:
Экономия денежных средств. Данный сервис в большинстве случаев выигрывает в финансовом плане у регулярного пользования такси или содержания собственного транспорта.
Комфорт. Арендованное с помощью системы каршеринга авто принадлежит только клиенту: никаких третьих лиц, посторонних запахов и прочих неудобств.
Гарантия качества. Любая каршеринговая служба щепетильно относится к формированию своей репутации. Поэтому клиент может быть уверен в исправности и чистоте машины, предоставленной ему во временное пользование.
Удобство использование системы. Возможность оперативно оформить услугу, не выходя из дома, офиса, кафе и так далее. Понятный интерфейс.
НЕДОСТАТКИ КАРШЕРИНГА
Их немного, но они есть. Отметим некоторые из них:
Не всегда удобное месторасположение автомобиля: возможно потребуется время и физические затраты, чтобы добраться до него. Это может оказаться крайне неудобно, если в поездку вы планируете отправиться с багажом.
Ограничения по человеческому фактору. Как правило, в авто, участвующих в каршеринге, запрещено курить, распивать спиртные напитки, провозить крупногабаритный багаж и так далее. Однако последний пункт легко превратить в достоинство сервиса: существуют специальные каршеринговые услуги по предоставлению транспорта для перевозки крупных грузов.
Быть всегда на связи. Смартфон всегда должен быть онлайн, а это не всегда удобно и возможно. В любом случае каждый потребитель сам определяет, что для него является преимуществом, а что недостатком. Поэтому вышеперечисленные тезисы очень относительны.
karhering.ru
что это и как он работает?
Популярность каршеринга, или краткосрочного проката автомобилей, быстро растет, однако многие люди до сих пор не знают, что это такое, как это работает и каковы достоинства и недостатки этого вида передвижения в сравнении с другими. Сколько стоит краткосрочный прокат? Надо ли платить за бензин? А вдруг машины не окажется, когда она мне понадобится? Как быть со страховкой? Куда сдавать машину? Действительно ли это принесет пользу природе? Насколько это экономически выгодно для потребителя? Ниже приведены ответы на некоторые из этих вопросов.
Каршеринг в сравнении с обычным прокатом автомобилей
Первое, что нужно знать: каршеринг это один из видов аренды автомобиля. Однако в отличие от обычной аренды каршеринг предназначен для тех, кому нужна машина на очень непродолжительное время, буквально на несколько часов, при этом оплачивается только время пользования автомобилем, то есть сумма счета будет зависеть от того, как долго машина находилась у вас и сколько вы проехали.
Еще одна ценность каршеринга для тех, у кого нет машины, состоит в том, что получить доступ к автомобилю можно в любое время суток, а не только в рабочее время. А поскольку машины находятся на стоянках, разбросанных по всему городу, высока вероятность, что одна из них окажется в пешей доступности от вас.
Сколько вам удастся сэкономить на каршеринге, будет зависеть от того, как вы им пользуетесь. Для кого-то наиболее дешевым вариантом окажется краткосрочный прокат, для других это будет традиционный прокат, для третьих – личный автомобиль. На сайте крупной американской компании краткосрочного проката Zipcar есть онлайн-калькулятор, который поможет вам оценить, сколько денег вы можете сэкономить, используя каршеринг.
Как работает каршеринг: логистика
Как же работает каршеринг на практике? Всё очень просто: во-первых, вам надо узнать, работают ли в вашей местности компании по краткосрочному прокату. Самый простой способ – вбить в поисковик слово" каршеринг" (краткосрочный прокат автомобилей) плюс название своего населенного пункта. Если вы живете в большом городе, то шансы велики, если в сельской местности, скорее всего вам не повезет. Еще один способ найти компанию по каршерингу – заглянуть в составленный Википедией список компаний по краткосрочной аренде автомобиля.
Как только вы нашли подходящую компанию по каршерингу, необходимо ознакомиться с требованиями, которым должен соответствовать потенциальный клиент. Например, чтобы стать клиентом самого крупного оператора в США Zipcar, вам необходимо быть старше 21 года и иметь действующие водительские права (кроме того, у Zipcar есть реестр нарушителей ПДД, поэтому если ваша история вождения не внушает доверия, вам могут отказать). Если вы отвечаете всем требованиями, дальнейшие шаги состоят в заполнении регистрационной формы и выборе тарифа (например, у оператора каршеринга в Оттаве VRTUCAR есть три разных тарифных плана).
Как только ваша регистрация одобрена, все что вам надо знать, это где припаркованы машины и как их резервировать. У разных компаний могут быть небольшие различия, но в основном крупные компании каршеринга присылают клиентам по почте смарт-карту, при помощи которой открывается автомобиль. Найти машину просто: надо зайти на сайт компании в раздел, который ожидаемо будет называться, например, "найти машину". Там вы найдете карту своего района, на которой отмечены все места паркинга прокатных автомобилей. Как только вы выбрали машину, ее можно зарезервировать онлайн или по телефону. Это гарантирует, что когда вы придете на парковку, ваша машина будет вас дожидаться. Если компания предлагает разные модели авто, у вас будет дополнительный выбор (например, можно взять пикап для перевозки вещей или малолитражку для обычной поездки).
Найдя свою машину на стоянке, вы отпираете ее при помощи смарт-карты и всё – можно ехать. Если вы вернете ее на стоянку в целости и сохранности, то оплата будет состоять из членского взноса при регистрации + время пользования или пробег. Бензин и страховка уже включены в стоимость.
Каршеринг и окружающая среда
Действительно ли краткосрочная арена автомобиля лучше для окружающей среды, чем владение личным автотранспортом? Если да, велика ли эта польза? В большинстве случаев, в зависимости от местоположения каждая машина в краткосрочном прокате заменяет от 6 до 20 личных авто, при этом большая часть прокатных машин это модели последнего поколения, оснащенные системами снижения токсичности выхлопа и экономии расхода топлива (например, гибридные модели Prius, Civic, Yaris compact и т.п.). Польза налицо: производится меньше автомобилей, а те, что предлагают компании краткосрочного проката, экономят топливо и меньше вредят окружающей среде. Скоро парк аренды пополнится гибридными автомобилями с подзарядкой от электросети и электромобилями.
Еще одна полезная особенность каршеринга в том, что он стимулирует сокращение пользования автомобилем. Когда у вас машина и вы уже выложили за неё кругленькую сумму (стоимость автомобиля, страховки, обслуживания, парковки), то лишний раз сеть за руль уже не жалко. Однако если это прокат, зависимость между тем, сколько вы ездите, и тем, сколько вы платите, более очевидна. Если сократить поездки вдвое, то и расходы сократятся почти вдвое (почти, с учетом фиксированного вступительного взноса). Это означает, что снижается число ненужных поездок. Люди, пользующиеся краткосрочной арендой, больше ходят пешком и чаще ездят на велосипеде, потом что над ними не довлеет мысль: "У меня под окнами простаивает машина, за которую я отвалил кучу денег!".
Будущее каршеринга
Мир стремительно урбанизируется, и в будущем, вероятно, основная часть человечества будет жить в городах. В то же время, требования людей в области личной мобильности растут. Если правильно планировать и развивать города, по ним будет удобно ходить пешком и ездить на велосипеде, а об остальных нуждах в передвижении позаботится быстрый и эффективный общественный транспорт.
Краткосрочный прокат, или каршеринг, может стать хорошим дополнением к общественному транспорту и велосипеду. Он оправдывает себя в густонаселенной городской среде и подходит для тех, кто в основном ежедневно пользуется другими способами передвижения - например, ездит на работу на велосипеде или общественном транспорте. Наконец, каршеринг гораздо дешевле, чем личный автомобиль, особенно в городе.
Оригинал
Спасибо за перевод Ксении Чурматеевой
city4people.ru
Каршеринг — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Каршеринг (англ. carsharing — спільне використання автомобіля) — альтернативна модель володіння та використання автомобіля. Ідея каршерингу не є новітньою у світі. Так, у Європі до переліку перших каршерингових компаній належить швейцарський клуб Mobility[en], який було засновано у 1987 році. На початок 2015 року учасниками каршерингового клубу Mobility є близько 120 000 громадян Швейцарії, які мають змогу користуватися 2700 авто різних категорій.
В класичному варіанті каршеринг представляє володіння автомобілем разом з іншою людиною або людьми, тобто володіння часткою авто з правом користуватися. Модель каршерингу покликана швидко та зручно задовольнити традиційну потребу людини пересуватися з одного місця в інше, а також дозволяє економити власні кошти за рахунок зменшення видатків на одноосібне володіння авто.
Відповідно до парадигми третьої промислової революції, пропагандистом якої є Джеремі Ріфкін, каршеринг (спільне використання авто) є одним із методів ефективного використання та зберігання енергії, отриманої з альтернативних джерел.
1 червня 2017 року в Одесі запустили перший в Україні сервіс каршерингу Mobile Car.[1] На прокат пропонуються електричні Nissan Leaf. Ціна від 2,5 грн за хвилину. Для користування послугою потрібно зареєструватися із паспортом і водійським посвідченням. Необхідно також мати досвід водіння авто від 3 років.
1 грудня 2017 року в Києві запустили в тестовому режимі сервіс каршерингу Getmancar.[2] Офіційний запуск буде у січні 2018. Компанія вже має 100 узбецьких авто Ravon R2 (третє покоління Daewoo Matiz, що збирається в Узбекистані), в майбутньому планується збільшити кількість авто до 300 шт. На прокат авто можна брати від 1 хвилини до 1 доби, при цьому ціна зросте із 5,99 грн до 999 грн. Для цього треба буде зареєструватися на сайті, де вказати свої дані (паспорт, водійське посвідчення і банківську карточку). Вік користувачів має бути від 25 років, додатково до цього користувачі повинні мати 5 років досвіду водіння автомобіля.
uk.wikipedia.org
Карпулинг — Википедия
Карпу́линг (англ. car «автомобиль» + pool «объединение») или райдше́ринг (англ. ride «поездка» + англ. share «делиться») — совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. При этом расходы на топливо распределяются пропорционально и выбирается оптимальный для всех участников поездки маршрут без значительных отклонений от основного маршрута водителя (владельца автомобиля), в отличие от такси, при использовании которого расходы оплачивает пассажир, а направление поездки не ограничивается водителем, и автостопа, где по факту платит только водитель, который следует строго по своему маршруту. Теоретически при райдшеринге возможно передавать управление автомобилем одному из пассажиров, но на практике это применяется достаточно редко.
В зависимости от способа планирования совместной поездки выделяют следующие виды карпулинга:
Классический — как правило, длительная (от 100 км) поездка, планируется заблаговременно (от 1 дня до нескольких месяцев).
Динамический — перемещение в городском пространстве на незначительные расстояния (1—100 км) при наличии альтернатив (на собственном авто, общественным транспортом, на такси, велосипеде или пешком).
Регулярный — участники, маршрут и расписание поездки постоянны.
Карпулинг позволяет использовать свободные места частных легковых автомобилей, что снижает суммарное потребление топлива и транспортные расходы участников поездки. Кроме того, регулярное использование совместных поездок гарантированно снижает трафик, помогает разгрузить дороги в часы пик и уменьшает пагубное воздействие автомобильных выбросов на окружающую среду. Пассажиры и водители могут использовать карпулинг как единожды, так и регулярно[1].
Сервис особенно эффективен в районах, слабо охваченных системой общественного транспорта.
Одним из возможных недостатков может быть экономический ущерб, причиняемый автомобильной промышленности, поэтому частные и государственные таксомоторные компании выступают противниками данного сервиса. Некоторые автомобильные концерны, в частности, Даймлер, благосклонно относятся к карпулингу[2].
Преимущества
Экономия расходов на топливо, ремонт, парковку и сборы.
Уменьшение дорожных заторов, при объединении автолюбителей-попутчиков в одной машине.
Уменьшаются выбросы вредных газов, что может уменьшать глобальное потепление.
Пассажирам удаётся избежать стресса и нагрузки вождения. Чередуясь по дням, участники карпулинга могут по очереди брать на себя роль водителя.
Совместные поездки помогают заводить новые знакомства. В современном обществе, ориентированном на индивидуализм и независимость каждого, такая возможность может быть очень ценной.
Некоторые муниципалитеты (например, в США) пускают автомобили с пассажирами на маршрутные полосы. Некоторые компании предоставляют специальные места парковки, а кроме того, с точки зрения коллектива, найти место для одной машины легче, чем для всех машин участников.
В ближайшее время «динамический поиск» (англ. real-time ridesharing) позволит очень быстро находить себе попутчиков.
Недостатки
Водители отвечают за задержку в случае аварии с участием их автомобиля.
Водителям иногда приходится заезжать за пассажирами, а значит, и удлинять своё время в дороге.
Властям города организовать и поддерживать карпулинг бывает непросто.
Риск оказаться с попутчиком с преступными намерениями.[3]
Распространённый в бывшем СССР способ эксплуатации карпулов: пассажир приходит на точку сбора, а вместо легкового автомобиля, на который он подписывался, за ним заезжает маршрутка[4]. Обычных автолюбителей-карпулеров, которые могли бы стать конкурентами маршрутке, маршрутчики бронируют через подставные аккаунты.
Согласно исследованию, проведенному в Калифорнийском университете Беркли в 2010 году[5], около 20 % респондентов готовы использовать райдшеринг, по крайней мере, один раз в неделю. Кроме того, карпулинг пользуется бо́льшим спросом у тех, кто ежедневно передвигается в одном и том же направлении (30 %), чем у тех, кто совершают случайные поездки. Основными препятствиями, замедляющими развитие карпулинга, являются короткие поездки и увеличение времени, проводимого в пути.
Использование данного способа передвижения стало возможным благодаря достижениям техники:
GPS-устройства для определения маршрута водителя и организации совместной поездки.
Смартфоны, позволяющие пользователям услуги сделать запрос на поездку, независимо от места нахождения.
Социальные сети, делающие услугу прозрачной и повышающие уровень доверия между водителем и пассажиром.
Первые проекты, напоминающие карпулинг, появились в 1990-х годах, но сразу же встретили на своем пути такие препятствия, как необходимость развития сообщества пользователей и удобного способа взаимодействия друг с другом. Постепенно телефоны, посредством которых организовывались поездки, были заменены интернетом, электронной почтой и смартфонами, а крупные компании разработали специальные сообщества для пользователей. По состоянию на 2006, такси подобного рода оказывало негативное влияние на автомобильную промышленность[6].
Организовать и поддерживать карпулинг бывает непросто. Власти города способны помочь автовладельцам, организуя специальные места для остановок попутчиков, как это сделано в Вашингтоне. Правительство Москвы одобрило такие остановки на территории города[7]. В США — вокруг станций метро и крупных автобусных остановок размещены таблички с указаниями направлений для совместной поездки. Также организуются выделенные, для водителей с пассажирами, карпул-полосы движения.
В середине 2010-х годов карпулинг все ещё находится в своей начальной стадии развития. Несмотря на то, что многие успешные пилотные проекты уже реализованы, ни одна компания, занимающаяся карпулингом, не обслуживает сколько-нибудь значительного числа пользователей[источник не указан 2244 дня].
Сетевой сервис[править | править код]
В 2011 году два райдшеринг-проекта, реализованных в Норвегии, получили государственную поддержку в виде денежных средств от Transnova. По одному из проектов в Бергене, услугой райдшеринга за день воспользовался 31 пассажир. В период с 30 июня по 15 сентября, в роли водителей и пассажиров побывало тридцать девять человек. В качестве телефонных приложений использовались Avego Driver и HentMEG.no.
Прототип приложения был разработан для Министерства транспорта Норвегии. Другой пилотный проект принадлежит компании Sharepool.
Во Франции райдшеринг обеспечивается за счет BlaBlaCar, которая фокусируется на междугородних совместных поездках.