Ключ к знанию

Утс в законе об осаго


УТС по ОСАГО в 2020 году — утеря товарной стоимости автомобиля

Попав в ДТП, сразу возникает множество вопросов в купе с нервным состоянием самого водителя. Следовательно, зачастую лица, которые стали потерпевшей стороной забывают об одном очень важном нюансе – утере товарной стоимости ТС.

Утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО

В декабре 2017 года было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" пришедшее на смену постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2, которое подтвердило позицию включения утраты товарной стоимости в состав реального ущерба.

37. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы.

п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58

То есть, другими словами, УТС по ОСАГО в 2020 году не что иное, как снижение стоимости авто после ДТП. Согласитесь, ведь не каждый захочет купить битую машину.

Если авария была зафиксирована сотрудником ГИБДД, то в честности его слов, в отношении повреждений, сомневаться не приходится. Но как быть тем, кто оформляет ДТП по Европротоколу? Для этого необходимо собрать следующие данные:

  • Видеосъемку всех повреждений;

  • Фотосъемку повреждений;

  • Данные системы ГЛОНАСС, если она имеется.

16. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или иных глобальных спутниковых навигационных систем).

Невыполнение указанных требований не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, однако размер страхового возмещения в этом случае не может превышать предельного размера страхового возмещения, выплачиваемого в рамках упрощенного порядка оформления дорожно-транспортного происшествия.

п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58

Начисление потери товарного вида автомобиля по ОСАГО осуществляется в отношении тех деталей, агрегатов и узлов, которые влияют на внешний вид ТС и его эксплуатационные качества.

Законодательно пока еще не была установлена единая методика расчета потери товарного вида авто, поэтому калькулятор для расчета утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля по ОСАГО в 2020 году, который указал бы точный размер утраты для каждого случая, пока не реализован.

Подсчитать размер УТС онлайн все же можно, воспользовавшись одним из неофициальных сайтов, который предоставляет подобный сервис. Однако имейте в виду, что калькулятор для расчета коэффициента износа автомобиля по ОСАГО на неофициальных источниках не выдаст точную сумму.

Но и это еще не все. Чтобы рассчитать сумму к выплате по УТС, необходимо чтобы было соблюдено еще несколько правил:

  • Для ТС отечественного производства износ должен составлять не более 40%, а возраст не больше 3 лет. Некоторые страховые компании также акцентируют свое внимание на пробеге. Для отечественных авто он не должен превышать 50 000 км.

  • Для иномарок износ также не должен превышать 40%, а вот возраст тут уже должен быть не более 5 лет. Пробег при этом не должен быть выше 100 000 км.

  • Машина ни разу за свой возраст не попадала в аварию.

Если размер УТС рассчитывает страховая компания, то выплачиваемая сумма может достигать до 20% от реального ущерба. Поэтому если вы сомневаетесь в точности данных, то лучше всего будет обратиться к независимой экспертизе и перепроверить нанесенный ущерб, используя калькулятор для расчета страховых выплат по ОСАГО с учетом износа.

Также стоит помнить, что если в договоре ОСАГО имеется прямое указание на отказ в выплате утраты товарной стоимости, то суд в любом случае станет на сторону страховой компании.

Если по каким-то необоснованным причинам СК отказала вам в выплате УТС, или вы не согласны с расчетом, который выдал калькулятор для расчета утери товарной стоимости автомобиля по ОСАГО страховщика, то вы всегда можете обратиться к помощи наших юристов, которые помогут вам добиться справедливости.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 1 декабря 2019 г.

zakon-auto.ru

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

В последние годы много споров и дискуссий возникает по решению вопроса о выплате страхового возмещения по потере товарной стоимости, сокращенно УТС согласно указаниям закона о ОСАГО.

Причиной возникновения проблемы, связанной с осуществлением платежей по УТС в случае повреждения автомобиля, послужило увеличение требований, предъявляемых потерпевшими по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Что это такое

Автомобиль, как правило, в результате дорожно-транспортных происшествий приходит в негодность, поэтому он подлежит восстановлению.

Под понятием «утрата товарной стоимости» подразумевается невозможность восстановления его технического состояния и стоимости в соответствии с тем, которое было до ДТП.

Оно выражается в объективно необратимых изменениях:

  • его технических параметров, характеризующих габариты;
  • физико-химических свойств, которые имеют материалы для изготовления конструктивных деталей;
  • характеристик соразмерно технологическим процессам, постепенно ухудшающим функциональные и эксплуатационные характеристики автомобиля.

Разница в цене составляет размер товарной стоимости, которая теряется при попадании автомобиля в аварию. В некоторых случаях он существенно превышает размер нанесенного ущерба, если автомобиль был новый, а ДТП было небольшим.

Производящаяся за утрату товарной стоимости компенсация, служит доказательством того, что автомобиль фактически побывал в дорожном происшествии.

Взыскание утраты товарной стоимости

Законодательство по Гражданскому праву признает факт реального ущерба от аварийных ситуаций, сложившихся на автодорогах.

Следовательно, возникает необходимость в установлении утраты товарной стоимости, основанной на оценке ущерба от ДТП путем проведения технической экспертизы и осуществления платежей по ОСАГО.

Работы по восстановлению прежнего состояния автомобиля сопровождаются убытками, которые несет владелец автомобиля.

Он имеет право потребовать у страховой компании возместить затраты согласно договора по ОСАГО. Зачастую страховые компании стремятся снизить расходы на восстановительные работы, отказывая в проведении экспертизы.

Хотя в их обязанности входит назначение технической экспертизы автомобиля, чтобы с точностью выяснить размер утраты товарной стоимости.

Многим владельцам транспортных средств приходится обращаться в суд с исковым заявлением, чтобы взыскать УТС по ОСАГО. Но этим вариантом можно воспользоваться только в отдельных случаях.

К ним относятся:

  • год выпуск автомобиля, если он иностранного производства не должен превышать пяти лет, отечественного и стран СНГ не более трех лет;
  • амортизация автомобиля не должна превышать 35 % на момент получения повреждения;
  • случай должен классифицироваться как страховой в соответствии с действующими нормами.

Выплата компенсации обосновывается решением суда. Она позволяет возместить утрату товарной стоимости автомобиля, для чего необходимо предоставить размер УТС.

На практике зачастую страховые компании в добровольном порядке не совершают платежи за утерю товарной стоимости, оценка производится без расчета.

При установлении УТС каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Несмотря на отсутствие в правилах обязательного страхования прямого указания на возмещение расходов, необходимо учитывать ухудшение потребительских свойств автомобиля, впоследствии снижающее его реальную рыночную стоимость.

Правовые основы

По решению Верховного суда РФ, испущенного за номером ГКПИ07-658, опубликованного в июле 2007 года, УТС автомобиля приводит к уменьшению его фактической реальной стоимости.

Она относится к реальному ущербу, ухудшающему эксплуатационные качества автомобиля и вместе с затратами на восстановление ее необходимо учесть при установлении размера страховых платежей сообразно повреждению имущества потерпевшего.

Гражданский кодекс РФ под убытками подразумевает расходы, утрату либо поврежденное имущество, недополученные доходы в качестве упущенной выгода.

Вместе с тем в законе об ОСАГО, в частности статье 6 приводится список случаев, которые исключены из состава страховых рисков, в том числе УТС.

По указанию Верховного суда исключение УТС из состава страхового возмещения по ОСАГО противоречит закону об ОСАГО, уменьшая права потерпевшего на получение возмещения за ущерб.

В правилах ОСАГО установлены типовые условия, по которым заключается договор. В нем разъяснены способы определения страховых выплат, осуществления независимой экспертизы.

Форму страховых выплат по компенсации причиненного ущерба имуществу с согласия потерпевшего лица можно заменить натуральной, например, организовать ремонтные работы. Однако в правилах, законе ОСАГО не отмечается о возмещение страховой суммы.

По вопросу необходимости проведения обязательной независимой экспертизы, чтобы выяснить размер подлежащих к возмещению убытков при повреждении имущества.

В правилах ОСАГО отмечено, что ее основополагающей задачей является выяснение стоимости ремонтно-восстановительных работ, не определяя стоимость УТС.

Что касается размера страховых выплат, то в правилах указано о возмещении реального ущерба и других видов расходов, оплаченных потерпевшим лицом.

К ним относятся расходы на:

  • потребные материалы и запасные части;
  • вознаграждение работникам СТО за выполненные работы;
  • транспортирование материалов, запасных частей к местоположению СТО, где производится ремонт;
  • транспортировку имущества к месту, где должны произвести ремонтные работы и обратно.

Что еще раз подтверждает, утрата товарной стоимости как таковая не учитывается и не входит в состав страховых выплат по ОСАГО.

Не будет лишним при заключении договора со страховой компанией внимательнее ознакомиться с условиями, которые они предоставляют во избежание негативных последствий при возникновении дорожно-транспортных происшествий.

Как рассчитывается УТС

Чтобы рассчитать величину УТС, необходимо установить первоначальную стоимость автомобиля. Реальный размер компенсационных средств, возможно, определить исключительно в ходе проверки его состояния.

В расчет вводится коэффициент ka, характеризующий стоимость ремонтно-восстановительных работ. Если он меньше 10 % по отношению к первоначальной цене с учетом его изношенности, то расчет УТС производиться в исключительных случаях.

Однако его осуществление практически бессмысленно при значительном превышении его фактической рыночной цены, если вышеуказанный коэффициент составляет более 90 %.

С точки зрения экономической целесообразности не вполне разумно рассчитывать УТС и проводить экспертизу автомобиля при превышении стоимости запчастей потребных для осуществления ремонтных работ по отношению к стоимости выполнения самих работ, то есть при kb — 40%.

Стоимость запчастей в расчете не учитывается. Действующими законодательными актами не установлена четкая методика производства расчета УТС, чтобы судить об их правильности.

В то же время существует несколько методик, которые применяются для производства расчетов. По ним определяются определенные виды показателей, позволяющие получить в той или иной мере утрату товарной стоимости.

Расчеты УТС производятся на день, когда произошло ДТП. Обычно ее величина составляет от 10 до 20 % от реального размера нанесенного ущерба.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что единственной доказательной базой является постановление президиума Верховного суда РФ, изданное в августе 2005, его решение за номером ГКПИ07-658, датированное июлем 2007 года.

Указанные документы позволяют гарантированно взыскать возмещение, уплачиваемое за утрату товарной стоимости. Вопрос об УТС по ОСАГО решается судом, который на основании своего решения взыскивает его со страховых компаний. Они по собственной инициативе не удовлетворяют требования клиентов, которые заключили договор с ними по ОСАГО.

Видео: Утрата товарной стоимости. Что это такое и как её получить?

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

prostrahovanie24.ru

После ремонта автомобиль уже не тот... Как получить от страховой компании выплату за утрату товарной стоимости (УТС)?

Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений. Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.

Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:

  • Официального «возраста» и эксплуатационного износа автомобиля.
  • Степени и вида повреждений и, как следствие, объёма восстановительного ремонта.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции. 

Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.

При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор. Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается. Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

УТС по КАСКО

Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.

Определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.

В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.

Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:

Таблица 1. Понятие УТС в правилах КАСКО.
таблица скроллится вправо
Ситуация
Перспективы
В Правилах КАСКО
не упоминается УТС
Политика страховщика слабо
предсказуема. Но поскольку
судебные органы считают УТС
реальным ущербом, при отказе в
добровольном возмещении УТС эти
расходы могут быть взысканы в
судебном порядке. Также возможна
оплата данного ущерба по
досудебной претензии.
В Правилах УТС относится
к исключениям
из страхового покрытия
Компания демонстрирует своё
нежелание оплачивать УТС. Однако на
практике такие возмещения могут
осуществляться на основании
соответствующего заявления во
избежание судебных издержек.
Впрочем, возможны и разбирательства в
суде. Главным аргументом страховщика
здесь будет «свобода договора» и
согласие страхователя с его условиями
при заключении.
Ограничение максимальной
суммы выплаты по УТС
минимальными значениями
(например, 0,1% от общей
стоимости ремонта)
В этом случае компания осознанно
идёт на хитрость. Формально она
не отказывается возмещать УТС,
но сумма возмещения оказывается
сугубо номинальной. В такой ситуации
требовать возмещения полной суммы
данного ущерба с большой
вероятностью придётся в судебном
порядке. Результат сложно
прогнозируем, поскольку речь здесь
идёт об оспаривании конкретного
лимита по договору.
Неиспользованная
возможность включения
УТС в покрытие по
договору
Если компания предлагает покрытие
УТС наряду с иными условиями полиса,
но клиент застраховался без
применения этой опции, выбрав более
дешёвый вариант, возместить
соответствующий ущерб непросто. В
данном примере речь идёт об
осознанном выборе страхователя, как и
в отношении любых других позиций
договора. Тем не менее, шансы на
компенсацию УТС через суд остаются.

Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:

  • Для расчёта УТС нужна информация о ремонтных воздействиях – необходимых или произведённых. Эти сведения обычно содержатся в заказ-наряде на ремонт и/или акте осмотра. Необходимо позаботится, чтобы какой-то из этих документов или его копия остался на руках. На основании него можно сделать собственную экспертизу по УТС, если страховщик отказал в возмещении этой части ущерба.
  • Не следует пренебрегать досудебными способами решения вопроса. Во многих случаях компании оплачивают УТС по претензии или соответствующему дополнительному заявлению с приложением оценки данного ущерба. Пытаясь избежать подобных выплат, страховщики в то же время опасаются судебных издержек.

Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.

УТС по ОСАГО

В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.

В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.

Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.

При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.

В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.

Что нужно учитывать?

Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:

  • Получение возмещения УТС в некоторых случаях может занимать много времени (до нескольких месяцев при судебных тяжбах).
  • Страховщики КАСКО могут внести страхователя, обратившегося по УТС, в «чёрный список» (в том числе с рассылкой по другим компаниям). Такая мера предполагает заградительно высокие тарифы при дальнейшем страховании.
  • Тарифы по КАСКО неизбежно реагируют ростом на судебную практику взыскания УТС.

При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.

www.inguru.ru

заявление, закон, как рассчитать :: BusinessMan.ru

Утратой товарной стоимости машины по страховому полису называют условную величину понижения рыночной цены транспортного средства, которое было восстановлено по нормативным требованиям непосредственно после повреждения по сравнению с неповрежденным автомобилем.

УТС по ОСАГО

Выражаясь просто, речь идет о разнице между ценой на машину, которая была в дорожной аварии, и аналогичном авто, что в ДТП не попадало. Вопросы, касающиеся выплаты страхового возмещения из-за потери товарной стоимости, в настоящее время провоцируют довольно много споров. Подобное объясняется тем, что в значительной степени увеличилось число требований к страховым компаниям от потерпевших, которые обращаются за возмещением ущерба. УТС установлена на законодательной основе, и водителям требуется обязательно познакомиться с этой темой, так у них есть возможность самостоятельно контролировать соблюдение всех прав. О том, как получить УТС ОСАГО, подробно описано ниже.

Заявление

В страховую компанию такой документ, как заявление на УТС по ОСАГО, должен составляться обязательно. Его подают на регистрацию в канцелярию страхового учреждения в двух экземплярах. Первый, который заверяется, идет на рассмотрение руководству, а второй отдают заявителю. Обычно составляют исковое заявление, так как порядок возмещения УТС до конца еще не разработан. Таким образом, далеко не все страховщики бросятся сразу удовлетворять соответствующие просьбы. В целях решения проблемы важно узнать о том, как правильно заполнить заявление в страховую на УТС по ОСАГО.

Из чего состоит документ?

Документ должен включать в себя следующие пункты:

  • Название судебной инстанции.
  • Информация о страховой организации, являющейся ответчиком.
  • Данные клиента учреждения в качестве истца.
  • Сведения о виновнике ДТП, выступающем третьим лицом. Цена иска с размером государственного сбора. Описание происшествия и характер повреждений. Требуется обязательно указать, что истец выступает клиентом страховщика, это подтверждают действующим ОСАГО.
  • Описание самого факта обращения за выплатами к страховщику. Указывают статьи закона, подтверждающие право страхователя на получение выплаты по УТС.
  • Отчетная документация независимой экспертизы, в которой указывают сумму УТС. Цена иска является невыплаченными средствами УТС.

После этого описывают саму просьбу, ее излагать надо по пунктам: размер УТС, судебные издержки, госпошлина, которая оплачивалась истцом. Далее перечисляют все документы, которые прилагают к заявлению. В конце бумаги обязательно ставят дату составления с подписью истца.

Образец заявления

Отсутствует строгий образец заявления на УТС по ОСАГО. Страховые компании выдают пустые бланки. В них граждане в произвольной форме могут указывать требования о выплате.

В заявлении специалисты рекомендуют ссылаться на законодательство, например, на закон об ОСАГО. УТС в этом случае может быть выплачен в ближайшие сроки. Также можно ссылаться на пленумы Верховного суда, решения суда последних лет и тому подобное.

Как демонстрирует судебная практика по УТС, ОСАГО играет здесь не последнюю роль, а грамотно составленные претензии избавляют от дальнейших обращений в судебные инстанции. Это происходит потому, что страховые организации после получения подобных жалоб осознают неизбежность последующего разбирательства и стараются урегулировать претензии в досудебном порядке. Далее поговорим о том, какие бумаги надо собрать.

Какие документы подают вместе с заявлением?

В данном случае необходимо иметь с собой для предъявления оригиналы документов, удостоверяющих личность, и приложить следующее:

  • Копию паспорта.
  • Копию водительского удостоверения.
  • Полис ОСАГО либо сам договор.
  • Копию заявления и претензии, которую истец подавал раньше в рамках досудебного урегулирования.
  • Платежные документы, доказывающие оплату государственной пошлины.
  • Паспорт машины наряду со свидетельством о регистрации, талоном техосмотра или диагностической картой.
  • Документация из ГИБДД. Речь идет о копии справки об аварии, постановлении или отказе от возбуждения дела в рамках обозначения административной ответственности и протоколе.
  • Копии извещения о ДТП.
  • Акт о наступлении случая по страховке.
  • Документация независимой экспертизы по поводу реальной стоимости ремонта автомобиля.
  • Акт по осмотру экспертным оценщиком.
  • Отчетность о размерах УТС от независимых экспертов.
  • Договор, который был составлен между истцом и экспертным оценщиком.

Необходимо подавать оригинал иска и несколько копий, количество которых должно соответствовать числу участников, упомянутых в заявлении.

Что говорит закон?

Согласно законодательству застрахованное лицо должно в обязательном порядке получить возмещение по причине реально причиненного ущерба. Несмотря на то что непосредственно сама формулировка «утрата товарной стоимости» не указана в законе, она все же считается убытком и потому подлежит возмещению. Постановлением Пленума Верховного суда РФ данный ущерб должен всегда приплюсовываться к страховым выплатам.

Как рассчитать данный показатель?

Существует несколько разных методов для расчета этой категории:

  • Техника Минюста.
  • Метод Хабельвакса.

Зачастую применяют первый вариант, что обусловлено тем, что в случае назначения экспертизы по судебному определению специалисты используют именно эту методику. Ввиду сложившейся судебной практики досудебный расчет по УТС стали проводить по методу Минюста, чтобы для граждан не становилось сюрпризом существенное различие между досудебной экспертизой и той, что проведена по определению органа власти. Следует отметить, что разница в суммах будет возникать всегда за счет использования разных схем для подсчета УТС по ОСАГО.

Что оказывает влияние на потерю товарной стоимости?

По Минюсту на размеры потери влияют, как правило, два фактора:

  • Цена машины. Чем больше стоимость авто, тем выше размеры УТС, так как эта величина определяется в процентном соотношении от стоимости транспорта.
  • Степень повреждения ТС. Каждая испорченная часть авто обладает своим коэффициентом. Их сумма и определяет процент от стоимости машины.

Основные принципы методики Минюста

Расчет УТС может быть осуществлен не для каждого автомобиля. В схеме Минюста указываются ограничения, при которых потеря стоимости не может быть рассчитанной:

  • Возраст машины превышает пять лет.
  • Эксплуатационный износ превышает тридцать пять процентов.

Утрату товарной стоимости рассчитывают в том случае, если определена необходимость в выполнении одного и более ремонтного воздействия из нижеуказанного перечня подобных работ:

  • Проведение полной или частичной окраски наружной поверхности кузова, бамперов.
  • Осуществление ремонта отдельных (несъемных или съемных) элементов кузова.
  • Выполнение замены несъемных деталей.
  • Устранение перекоса наряду с полной разборкой салона, вызывающей нарушение качества сборки на заводе.

УТС не рассчитывают при окраске наружных небольших поверхностей (корпус зеркал, молдинги, ручки, облицовка, накладки и другие мелкие наружные элементы), а также при замене элементов, которые поставляются окрашенными (за исключением случаев их перекраски).

Возмещение УТС что представляет собой?

Страховые организации пытаются всячески игнорировать дополнительную компенсацию и стараются играть на всеобщем незнании. Именно в связи с этим мало кто знает о том, что возможно возмещение УТС по ОСАГО, как оно выплачивается и что это такое. То, что потеря стоимости подлежит возмещению по правилам обязательного страхования, установлено Постановлением Президиума ВАС. Поэтому при условии соблюдения всех необходимых условий человек имеет полное право потребовать от страховщика возмещения дополнительных убытков. Стоит предпринять следующие меры:

  • Оценить целесообразность своего требования (сравнить разницу в стоимости битых авто своей марки с такими же, но целыми).
  • Подготовить два экземпляра вышеупомянутого заявления на возмещение УТС.
  • Обратиться с этой бумагой в страховую, оставив себе один экземпляр с пометкой о приеме.
  • В случае получения отказа либо несогласия с размером возмещения обращаются к независимому эксперту в целях оценки и расчетов УТС.
  • Собрав требуемый пакет документации, вместе с автоюристом подают иск в суд (судебные издержки лягут на проигравшего дело).

Судебная практика, как правило, выступает на стороне автовладельца, поэтому вопрос по возмещению часто решается и без данной меры. Зная о том, как можно произвести взыскание УТС по ОСАГО, бывает достаточно страховщику дать понять, что гражданин готов отстаивать свои права.

УТС: в каких случаях выплачивается?

Пониженная товарная стоимость авто, попавшего в автодорожную аварию, оплачена может быть лишь в том случае, если поломанные и испорченные детали существенно портят ее внешний вид, затрудняя применение четырехколесной автотехники. Существуют некоторые правила, которые состоят в следующем:

  • В рамках начисления УТС по ОСАГО для машины отечественного производства износ должен составить не больше сорока процентов. При этом возраст машины должен быть три года, а пробег не может превысить пятидесяти тысяч километров.
  • Когда рассчитывают УТС для иномарок, их износ тоже не должен превышать сорока процентов, а по возрасту такие машины допускают к рассмотрению не старше пяти лет с пробегом, не превышающем 100 тысяч километров.
  • Машина за всю историю своего существования не должна попадать в аварию ни разу, лишь тогда УТС будет учтен.
  • Иномарки, по которым истек гарантийный срок, не могут претендовать на выплаты так же, как и иностранные автобусы, у которых возраст более пяти лет.
  • Не все страховые организации обращают внимание на пробег, но все же стоит учесть данный параметр перед тем, как отправить заявление на выплату УТС.

Следует помнить об условиях договора. В случае если в нем есть пункт, в котором сказано о том, что страховщик обладает правом отказать клиенту в выплате УТС по ОСАГО, тогда ни один судебный орган не станет на сторону собственника авто. Дело в том, что условия соглашения, которые заключены изначально, выступают первичной базой, на которую судебная инстанция будет опираться при рассмотрении дела.

УТС по ОСАГО: в чем состоят особенности судебной практики

Большинство исков в рамках судебной практики удовлетворяется непосредственно в пользу требований к страховщикам оплатить УТС. Но наблюдаются и отрицательные результаты. Это может быть связано с неверно заполненной документацией, злоупотреблением в сумме и по иным причинам, которые суд может счесть неправомочными со стороны заявителей. В таких ситуациях дела выигрывают страховые учреждения, а никак не их клиенты.

Поэтому отсутствует уверенность в том, что УТС автомобиля можно возместить через страховое учреждение. В судебной практике происходило так, что суды удовлетворяли просьбу, мотивируя решение Определением Верховного суда. В данном случае главную роль выполняет соответствие машины всем параметрам по правилу начисления УТС. Когда авто слишком старое, то подавать иск в органы суда следует против виновников ДТП.

Возможно, что суд обяжет виновника аварии выплатить сумму утраты стоимости машины потерпевшего. В итоге получится так, что страховая организация должна выплатить компенсацию по понижению реальной цены ТС по полису ОСАГО. Правда, УТС после ДТП будет возмещена лишь, когда определенные условия будут соблюдены. Также стоит учитывать, что если в соглашении между потерпевшим и страховой компанией имеется прямое указание на отказ в выплате УТС по ОСАГО, то суд встанет на сторону страховой компании.

businessman.ru

Госдума против возмещения товарной стоимости по ОСАГО

Комитет Госдумы РФ по финансовому рынку отказался включить поправку об утрате товарной стоимости (УТС) в изменения к Закону об ОСАГО. Пакет поправок, подготовленных к рассмотрению во втором чтении, комитет начал обсуждать сегодня и вернется к документу на заседании 16 апреля.

670A1841

Глава комитета Наталья Бурыкина предложила отклонить поправку об УТС, которая рекомендует заставить страховщиков ОСАГО платить еще и за утрату товарной стоимости транспортного средства. Она пояснила, что закон об обязательном страховании автовладельцев носит социальный характер, пределы страховых выплат ограничены, а страховые тарифы удерживаются регулятором. Поэтому бесконечно расширять границы возмещений не представляется возможным.

На заседании было решено, что УТС не имеет отношения к Закону об ОСАГО, потому что основополагающим принципом этого документа является выплата, которая позволяет восстановить транспортное средство, а УТС — это «чисто оценочная категория».

Идея включить УТС в структуру страховых выплат по ОСАГО принадлежит Верховному суду РФ. Она была оформлена как поправка, внесенная для рассмотрения законопроекта во втором чтении. Представители страховщиков сразу же высказались категорически против позиции ВС. По их мнению, если учитывать утрату товарной стоимости, это приведет к росту выплат, изначально не заложенных в тарифе. Справиться с ситуацией страховщики смогут, увеличив тарифы, однако, по их мнению, если начать платить за старые запчасти как за новые, это разрушит систему отношений в ОСАГО.

Справка

Утрата товарной стоимости автомобиля или УТС — величина, характеризующая снижение стоимости транспортного средства в результате его восстановления после ДТП (при условии выполнения всех требований к проведению восстановительного ремонта) по сравнению с аналогичным неповрежденным транспортным средством. Иными словами, «битый» восстановленный автомобиль стоит дешевле «небитого». Разница в их стоимостях и есть УТС автомобиля. УТС обусловлена возможным ухудшением внешнего вида транспортного средства, снижением прочности его отдельных деталей, узлов и агрегатов, повреждением защитных покрытий и т.д.

www.zr.ru

Калькулятор расчета УТС автомобиля по ОСАГО и КАСКО 2017/2018. Организуем выплату!

Для расчёта УТС онлайн необходимо иметь акт осмотра независимого эксперта или заказ-наряд автосервиса с указанием назначенных или выполненных работ.
Выберите в таблице ремонтные воздействия в соответствии с актом осмотра или заказ-нарядом:

Выберите стоимость автомобиля (УТС определяется в % от стоимости вашего автомобиля)

УТС:0р.

 

         Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
      В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

"Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов" (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

УТС - Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений.  Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

  Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС.  Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.
 
Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.

  Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.
Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

  Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия. 

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться  по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

Расчет УТС может быть произведен не для каждого автомобиля. В методике минюста указаны ограничения, при которых утрата товарной стоимости не может быть рассчитана.
• Возраст легкового автомобиля превышает 5 лет
• Эксплуатационный износ (не путать с износом по Единой методике) превышает 35%
В данной статье мы рассматриваем применение УТС именно к легковым автомобилям, ограничения для расчета УТС по грузовым автомобилям и автобусам отличаются от ограничений по легковым машинам.
УТС рассчитывается, если определена необходимость выполнить одно и более ремонтное воздействие из нижеуказанного списка или определен факт выполнения подобных работ:

- полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова, бамперов

- ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова
- замена несъемных элементов кузова
- устранение перекоса
- полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки

 УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).

В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение - это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.

Не существует строго образца заявления на выплату утраты товарной стоимости. Страховая компания выдает пустой бланк, в котором Вы в произвольной форме указываете требование о выплате УТС.

В заявлении мы рекомендуем ссылаться на действующее законодательство: закон об ОСАГО с последними изменениями, последние пленумы Верховного суда, свежую судебную практику. Как показывает практика, грамотно составленная претензия избавляет от дальнейшего обращения в судебные инстанции, так как страховые компании после получения подобной претензии понимают неизбежность дальнейшего судебного разбирательства, и стараются урегулировать претензию в досудебном порядке.

Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.

И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.

Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.

 

uts-online.ru


Смотрите также



© 2009-: Каталог автоинструкторов России.
Карта сайта, XML. продвижение сайта